Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 февраля 2020 г. № 14» (перечень одноразовой пластиковой посуды)
Обсуждение проекта
Елизавета
0
13.05.2021
Прошу оставить запрет на все перечисленные позиции.

Я как пользователь всегда заранее прошу не приносить мне трубочки к напиткам. Они всё равно входят в стоимость, но это не причина для того, чтобы совершать шаги в сторону ухудшения экологической ситуации.

В качестве альтернативы предлагаю рассмотреть введение многоразовых металлических трубочек (их чистят специальными ёршиками) и возвратной тары, деньги за которую будут возвращаться клиенту при возврате тары. Такая практика уже существует в некоторых странах.

Также прошу обратить внимание заведений на то, что не всем посетителям нравится, когда по умолчанию напиток приносят с трубочками уже в стакане. Можно приносить отдельно, чтобы у человека была возможность отказаться.

Параллельно следовало бы внедрить и отследить обязательную сортировку вторсырья в объектах общественного питания, тем более, что по закону РБ "Об обращении с отходами" это обязанность всех юридических и физических лиц.
Елизавета
0
13.05.2021
Екатерина, дорогая Екатерина, если расходы на более дорогую посуду ложатся на меня, как на покупателя, то считаю, что тем более нужно учитывать мнение простого покупателя.
Я готова переплачивать эти 6-7 копеек (или сколько предприниматель прибавит), которые заложены в моём напитке по умолчанию, хоть и заранее отказываюсь от трубочки, которая уже вошла в стоимость.
Потому что здоровье важнее и зависит от состояния окружающей среды, на которую напрямую влияют неперерабатываемые отходы.
Евгений Лобанов
0
14.05.2021
В рамках обсуждения проектов правовых актов Центр экологических решений (далее – ЦЭР, www.ecoidea.by) высказывает свою точку зрения на Проект постановления Министерства антимонопольног¬о регулирования и торговли «Об изменении постановления Министерства антимонопольног¬о регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 февраля 2020 г. № 14» (перечень одноразовой пластиковой посуды).

Центр экологических решений высоко оценивает текущие усилия заинтересованных организаций по снижению использования одноразового и неперерабатываемого пластика в Республике Беларусь, которые предпринимаются в рамках реализации Плана мероприятий, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь №7 от 13 января 2020 г.
Введенный с января 2021 г. запрет на использование одноразовой пластиковой посуды и некоторых других предметов в сфере общепита – это существенная позитивная мера, которая позволила снизить количество отходов от одноразовых пластиковых вещей и упаковки в Беларуси. По этому пути идут многие передовые страны, в частности в Европейском союзе некоторое время назад была разработана пластиковая стратегия, ограничивающая использования одноразовой упаковки, посуды и некоторых других одноразовых товаров. Принятый в Беларуси запрет уже был положительно отмечен на международном уровне, как вклад страны в международную борьбу с пластиком.

Центр экологических решений не поддерживает вынесенный на общественное обсуждение Проект постановления, который, в случае принятия, существенно сократит перечень запрещенной к использованию одноразовой пластиковой посуды. Это, в свою очередь, приведет к повторному росту образования неперерабатываемых пластиковых отходов, снизит мотивацию организаций общепита к дальнейшему внедрению альтернатив одноразовой пластиковой посуде, а также затруднит последовательную реализацию действий по снижению использования одноразового пластика в Беларуси. Отмечаем, что одним из критериев для внесения одноразовой пластиковой посуды в перечень являлся тот факт, что она не предназначена для повторного использования в течение их срока службы (срока годности). Считаем, что данный критерий не потерял своей актуальности и сейчас.

Мы понимаем, что реализация мер по отказу от одноразовой пластиковой посуды организациями общепита идет не очень просто, но при этом считаем, что существенное количество организаций общепита справляются с предъявляемыми требованиями. Так, результаты проведенного ЦЭР весной 2021 г. выборочного общественного мониторинга 40 различных мест общественного питания (кафе, рестораны, фуд-корты, студенческие столовые и кинотеатры в разных городах Беларуси) показали, что большинство заведений начало использовать стаканчики, сделанные из композитных материалов (34 из 40) или бумажные (2 из 40), а также большинство (30 из 40) отказалось от использования одноразовых контейнеров и боксов. Половина мест (20 из 40) стали использовать бумажные трубочки, а два заведения отказались от использования одноразовых трубочек в принципе. Эти результаты говорят о том, что требования по запрету, установленные текущим перечнем являются в принципе выполнимыми, и что большинству из опрошенных заведений удалось полностью или частично адаптироваться под существующие изменения.  Отмечаем, что прослеживается недостаток информированности и мотивации среди персонала заведений в продвижении альтернатив. Часто персонал заведений даже не знает, с чем связаны изменения ассортимента посуды.

При этом, учитывая имеющиеся сложности у части организаций общепита, мы считаем, что необходим более длительный переходный период для перестройки всего бизнеса в сфере общепита на новые экологические альтернативы. В связи с этим, вместо сокращения перечня запрещенных одноразовых пластиковых предметов предлагаем рассмотреть возможность объявления переходного периода на срок 6-9 месяцев для того, чтобы была достаточная возможность для адаптации объектов общепита к запрету и внедрению альтернатив.
ЦЭР также считает, что аргумент об увеличении стоимости тары из альтернативных материалов по сравнению с тарой из одноразового пластика не является существенным, так как для конечного потребителя происходит совершенно незначительное увеличение стоимости, но при этом достигается значительный экологический эффект, а также снижаются косвенные расходы государства по обращению с неперерабатываемыми отходами пластика.

Также обращаем внимание, что в обосновании Проекта постановления в разделе 7.3 (Оценка экологических последствий) указано, что принятие постановление не повлечет отрицательное последствие для природной среды. При этом не приводится информация об увеличении количества неперерабатываемых пластиковых отходов и об их влиянии на окружающую среду, что будет являться прямым следствием принятие обсуждаемого постановления. В связи с этим считаем, что данный пункт приводит некорректную оценку экологических последствий принятия данного Постановления.

Учитывая необходимость дальнейшей работы по совершенствованию практики реализации существующего законодательства по снижению использования одноразового пластика в Беларуси, дополнительно рекомендуем ряд мер, которые будут способствовать эффективности этой работы:
1. Усиление просветительских мер по информированию представителей общепита об экологических и имиджевых  примуществах ограничения использования пластиковой посуды
2. Конкретизация определения “экологически чистая посуда” и включения туда понятия многоразовая многобортная посуда.
3. Создание условий для внедрения многоразовой посуды: упрощения санитарных требований к условиям необходимым для использования многоразовой посуды в заведениях общепита.
Елена
0
14.05.2021
Считаю необходимым оставить запрет на использование пластиковой одноразовой посуды: Прекрасно понимаю, что предпринимателю невыгодно на данном этапе такой документ. Да, он ведет к удорожанию конечного продукта, что в свою очередь отражается на доходах. Но, вероятно здесь нужно поддерживать предпринимателей, используя налоговые льготы, имиджевые преимущества, конечно, снижать излишние санитарные требования и др. Это не должно быть только «головной болью» общепита. Они не живут в отдельном государстве.
Что касается конкретного вида пластиковой продукции: трубочки - абсолютно ненужный вид пластика, как по-моему мнению от него можно отказаться абсолютно безболезненно. Но если кто-то не может обойтись без трубочек, то работнику общепита просто следует предлагать клиенту, а не сразу вставлять в стакан. Тем самым, я уверена, что уменьшится расход таких трубочек, и руководитель общепита сможет покупать либо многоразовые, что предпочтительнее, либо из экологических материалов.
Но еще раз повторюсь, от этого точно можно отказаться безболезненно и возвращать точно не стоит.
Ланч-боксы, то еще удовольствие есть из пластика, говорю, как потребитель. Здесь возможно рассмотреть вариант возвратной тары.

И да. меня действительно отталкивает пластиковая посуда, и я стараюсь заходить в те заведения, либо заказывать там, где пластик не используют.
И конечно, с введением ограничений для общепита, следует посмотреть на сетевиков, которые производят пластика намного больше.
Там также необходимо поднимать вопрос с использованием пластика, ненужного полиэтилена. Вероятно, тогда и общепит сможет лояльнее взглянуть на такие ограничения, по отношению к ним.
Но точно - это не выход, возвращаться к тому, с чего начали, т.е. снимать запрет на использование пластиковой посуды.
Андрей Л.
0
14.05.2021
После прочтения мнений разных сторон, мне видится наиболее логичным сделать следующее:
1) продлить обсуждение данного вопроса, т.к. оно имеет важное значение, влияющее на последующие поколения;
2) попробовать задействовать крупные СМИ (как государственные, так и частные) для освещения данного вопроса с организацией статей и форума с предоставлением права высказывания экспертов, бизнесменов, экологов, представляющий разные взгляды на проблему (желательно, с видео-трансляцией);
3) помощь бизнесу во внедрении многоразовой посуды и оборотной тары (консультации и упрощение норм) с целью компенсации экономических издержек;
4) вместо строгих ограничений, развивать систему поощрения для организаций, следующих экологическому пути (ослабление налогов и т.д.).