[ Закрыто ] Проект постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 30» (закупка из одного источника)
Слово «отечественных» в подпункте 1.1 Постановления № 30 вызывает затруднения при применении.
Требуется уточнить какие производители относятся к «отечественным».
Возможно, будет использован подход, установленный в постановлении Совета Министров от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств».
12.03.2023 18:11:25
TenderM
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
140
Требовать от заказчика обязательности направления запросов в адрес отечественных производителей было бы обоснованным после создания такой базы данных (реестра, списка) с удобным функционалом для поиска.
Если, под отечественными производителями подразумеваются, те, которые включены в ГСКП, то предлагается слова «отечественных производителей» заменить словами «производителей, информация о которых размещена на Портале Государственной системы каталогизации продукции Республики Беларусь (https://gskp.by/)».
Должен быть также определён алгоритм поиска па этом Портале – по коду ОКРБ 007-2012 (по 6 знакам, по 8 знакам), по наименованию товара и т.д.).
Этот процесс может (должен) быть автоматизирован. Например, ЭТП автоматически отправляет запрос всем находящимся на Портале при совпадении, например, кода ОКРБ 007-2012.
12.03.2023 18:30:39
TenderM
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
140
Предлагается из постановления № 30 вообще убрать требование направления запросов о предоставлении сведений потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет.
Проект постановления даже с предлагаемыми правками ситуации не меняет.
Обоснование.
Исполнить это требование невозможно. Интернет бесконечен. Каждую секунду в Интернете появляются тысячи новых сайтов, в том числе содержащих сведения о производителях. Очевидно, что ни один заказчик не в силах выполнить данное требование.
Зачем же требовать от заказчика то, что невыполнимо?
12.03.2023 18:48:35
TenderM
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
140
Предлагается признать постановление МАРТ № 30 утратившим силу до создания удобного механизма для проведения изучения рынка заказчиками, в том числе, на основе сведений из ГИАС, ИС «Тендеры».
Обоснование.
До 1 июля 2019 года порядок изучения конъюнктуры рынка при проведении ЗОИ законодательством не регулировался. Но это совсем не означает, что добросовестные заказчики покупали товары (работы и услуги) без изучения рынка. Обязанность изучить рынок и так есть в должностной инструкции практически любого специалиста, связанного с закупками.
Для того чтобы регулировать изучение рынка заказчику должен быть предложен работающий механизм. Постановление номер 30, к сожалению, вызывает больше вопросов у заказчиков, чем даёт ответов. Регулирование должно помогать, подсказывать, но не ставить заказчика в тупик.
Только на разъяснение одной статьи Закона (статьи 49 Закона № 419-З) регулятору понадобилось 11 страниц текста. Но трудности остались.
К тому же эффективность закупки зависит не только от количества направленных запросов при ИКР.
Основные усилия сегодня заказчики направляют на процедурные вопросы (сколько запросов отправить, как эти запросы отправить, сколько ответов получено) а эффективное расходование бюджетных средств уходит на второй план…
А ведь не менее важно (в первую очередь важно) будет ли качественно и своевременно исполнен договор, заключённый по результатам закупки из одного источника. Формальное выполнение требований постановления МАРТ № 30 не даёт гарантии того, что договор будет благополучно исполнен.
12.03.2023 19:23:06
TenderM
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
140
Предполагается, что требования подпункта 1.1 постановления № 30 заказчики обязаны исполнять.
В то же время слова «обязательным является направление таких запросов …» вызывают неоднозначное понимание.
Создаётся впечатление, что остальные требования выполнять необязательно.
Предлагается или отказаться от слов «обязательным является направление таких запросов…» или сделать указание на то, что выполнение остальных требований постановления является правом, а не обязанностью заказчика.
Аналогичная ситуация со словами «вправе не направлять запросы» в подпункте 1.1 Постановления № 30.
Необходимо однозначно определить какие действия заказчика обязательны.
Если это затруднительно, то предлагается считать выполнение требований постановления, не содержащих слов «обязан, обязательно» правом заказчика.
12.03.2023 19:42:52
TenderM
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
140
Предлагается исключить из постановления МАРТ № 30 подпункт 1.3.
Или внести в него изменения, допустив возможность проведения изучения конъюнктуры рынка посредством телефонной связи и ЛЮБЫМ иным способом.
Предлагается также исключить слова «, позволяющей обеспечить хранение документов и (или) сведений».
Обоснование.
Ограничение способов, используемых для передачи информации в ходе изучения рынка вызывает много трудностей, не позволяет заказчику оперативно получить информацию, а некоторых случаях бессмысленно и нецелесообразно (особенно при закупках малой стоимости).
Таких способов должно быть как можно больше. Тогда и результаты будут достовернее.
В разъяснениях МАРТ неоднократно пояснял, что не запрещено уточнять информацию, поступившую в ходе изучения рынка. Но часто такое уточнение нецелесообразно сделать без телефонного звонка, а иногда - невозможно. Например, нужно уточнить технические характеристики.
Другой пример. Заказчик на сайте производителя увидел цену. Как обойтись в такой ситуации без уточнения. Какая это цена? С учётом НДС или без учёта? Это цена с доставкой или без? По предоплате или возможна отсрочка? Возможно, это цена, которая была у производителя 2 года назад, но он забыл убрать эту цену со своего сайта…
Очевидно, что в таких ситуациях заказчику необходимо уточнять найденную информацию. Ясно, что сделать это оперативно и удобно можно с помощью телефонного звонка. Но исходя из требований действующей редакции подпункта 1.3 можно сделать вывод о запрете таких уточнений. Если МАРТ их (уточнения, переговоры и т.д.) допускает, то так и следует изложить текст подпункта 1.3.
Можно конечно и официальный запрос потенциальному поставщику направить по электронной почте, или по факсу, или заказным письмом. Но, если стоимость предмета закупки невелика, то такие действия заказчика будут не только неэффективными и вредными, но и будут противоречить здравому смыслу.
Даже если заказчик получил письменный ответ от потенциального поставщика, например, по факсу то вполне возможно, что по истечению какого-то времени, поставщик мог уже продать имеющийся товар, или у него могли измениться цены и т.д. Всем понятно, что в этой ситуации без телефонного звонка не обойтись.
Закон № 419-З не предусматривает запрета общения по телефону между заказчиком и потенциальными поставщиками в ходе изучения рынка. Почему же регулятор ограничивает заказчика? В чём смысл такого ограничения?
В любом случае лицо, ответственное за изучение рынка, отразит сведения о результатах изучения в каком-либо документе, например, в справке об ИКР. Даже если локальными актами заказчика не предусмотрено составление каких-либо справок об изучении рынка, то такая информация будет отражена в справке о закупке из одной источники. Ведь по результатам проведения процедуры закупки из одного источника заказчиком (организатором) не позднее пяти рабочих дней со дня заключения договора составляется и утверждается справка, которая должна содержать, среди прочего, сведения о результатах изучения конъюнктуры рынка.
Если изначально не планировался запрет на общение по телефону в ходе изучения рынка, то под пункт 1.3 Постановления МАРТ № 30 следует изложить следующие редакции:
«направление запросов и ответов на запросы заказчиком (организатором) и потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) осуществляется посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты, доставки курьером, а также в любой иной форме».
Если принять предложенную редакция невозможно, то необходимо хотя бы установить минимальное пороговое значение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки (например, не более 300 базовых величин) до которого разрешается использовать любые способы передачи информации при ИКР без обязанности хранить запросы и ответы на них.
14.03.2023 12:38:40
TenderM
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
140
Предлагается в абзаце пятом подпункта 1.1 действующей редакции слова «ориентировочная стоимость годовой потребности» заменить словами «ориентировочная стоимость предмета государственной закупки».
14.03.2023 12:47:15
TenderM
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
140
Проектом постановления предусмотрено дополнение подпункта 1.4 абзацем следующего содержания:
«сведения о том, является ли поставщик, с которым заключен договор государственной закупки, ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ товара, составляющего предмет договора государственной закупки;».
Но не предусмотрен механизм исполнения этого требования.
Не ясно на основании какой информации заказчик должен определить является ли поставщик «производителем». На каком этапе закупки он должен (может) потребовать от поставщика такую информацию? Какими документами эти сведения будут подтверждаться? Учитывая, что многие производители сами не реализуют произведенную продукцию, не ясно что указать при закупке у официального представителя производителя? Как должен поступить заказчик в случае предоставления недостоверной информации? Например, в ходе ИКР поставщик сообщил, что является производителем, но в ходе исполнения договора выяснится, что он не производитель.
Учитывая изложенное предлагается данное дополнение не принимать до выработки понятного и выполнимого механизма его исполнения.
14.03.2023 13:45:47
TenderM
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
140
Предлагается дополнить Проект постановления словами:
«При приобретении товаров (работ, услуг) в случаях, предусмотренных
38, 39, 40, 42, 45, 51 приложения к Закону № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», а также в случае приобретения товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки которых составляет не более 50 базовых величин, заказчик (организатор) для изучения конъюнктуры рынка вправе направить запрос только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю)».
Или
«При приобретении товаров (работ, услуг) в случаях, предусмотренных
38, 39, 40, 42, 45, 51 приложения к Закону № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», а также в случае приобретения товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость предмета государственной закупки которых составляет не более 50 базовых величин, заказчик (организатор) для изучения конъюнктуры рынка вправе направить запрос только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю)».
17.03.2023 08:52:33
Olga_mel
Пользователь
НОВИЧОК
0
3.4
1
Необходимо исключить обязанность заказчика проводиться изучение конъюнктуры рынка в случаях, если поставщик (исполнитель, подрядчик) определен нормативным правовым актом, тем более, если им является отечественный производитель. Например, при закупке минеральных удобрений у одного из отечественных производителей (постановление СМ от 11.01.2023 № 25) работники заказчика "впустую" тратят время на выполнение требований Постановления № 30, когда при подготовке к посевной каждый день на счету, поскольку благоприятные сроки внесения удобрений зависят, в том числе, и от погодных условий.
[ Закрыто ] Проект постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 30» (закупка из одного источника)
Общественное обсуждение
20Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛСлово «отечественных» в подпункте 1.1 Постановления № 30 вызывает затруднения при применении.
Требуется уточнить какие производители относятся к «отечественным».
Возможно, будет использован подход, установленный в постановлении Совета Министров от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств».
12.03.2023 18:11:25
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛТребовать от заказчика обязательности направления запросов в адрес отечественных производителей было бы обоснованным после создания такой базы данных (реестра, списка) с удобным функционалом для поиска.
Если, под отечественными производителями подразумеваются, те, которые включены в ГСКП, то предлагается слова «отечественных производителей» заменить словами «производителей, информация о которых размещена на Портале Государственной системы каталогизации продукции Республики Беларусь (https://gskp.by/)» .
Должен быть также определён алгоритм поиска па этом Портале – по коду ОКРБ 007-2012 (по 6 знакам, по 8 знакам), по наименованию товара и т.д.).
Этот процесс может (должен) быть автоматизирован. Например, ЭТП автоматически отправляет запрос всем находящимся на Портале при совпадении, например, кода ОКРБ 007-2012.
12.03.2023 18:30:39
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛПредлагается из постановления № 30 вообще убрать требование направления запросов о предоставлении сведений потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет.
Проект постановления даже с предлагаемыми правками ситуации не меняет.
Обоснование.
Исполнить это требование невозможно. Интернет бесконечен. Каждую секунду в Интернете появляются тысячи новых сайтов, в том числе содержащих сведения о производителях. Очевидно, что ни один заказчик не в силах выполнить данное требование.
Зачем же требовать от заказчика то, что невыполнимо?
12.03.2023 18:48:35
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛПредлагается признать постановление МАРТ № 30 утратившим силу до создания удобного механизма для проведения изучения рынка заказчиками, в том числе, на основе сведений из ГИАС, ИС «Тендеры».
Обоснование.
До 1 июля 2019 года порядок изучения конъюнктуры рынка при проведении ЗОИ законодательством не регулировался. Но это совсем не означает, что добросовестные заказчики покупали товары (работы и услуги) без изучения рынка. Обязанность изучить рынок и так есть в должностной инструкции практически любого специалиста, связанного с закупками.
Для того чтобы регулировать изучение рынка заказчику должен быть предложен работающий механизм. Постановление номер 30, к сожалению, вызывает больше вопросов у заказчиков, чем даёт ответов. Регулирование должно помогать, подсказывать, но не ставить заказчика в тупик.
Только на разъяснение одной статьи Закона (статьи 49 Закона № 419-З) регулятору понадобилось 11 страниц текста. Но трудности остались.
К тому же эффективность закупки зависит не только от количества направленных запросов при ИКР.
Основные усилия сегодня заказчики направляют на процедурные вопросы (сколько запросов отправить, как эти запросы отправить, сколько ответов получено) а эффективное расходование бюджетных средств уходит на второй план…
А ведь не менее важно (в первую очередь важно) будет ли качественно и своевременно исполнен договор, заключённый по результатам закупки из одного источника. Формальное выполнение требований постановления МАРТ № 30 не даёт гарантии того, что договор будет благополучно исполнен.
12.03.2023 19:23:06
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛПредполагается, что требования подпункта 1.1 постановления № 30 заказчики обязаны исполнять.
В то же время слова «обязательным является направление таких запросов …» вызывают неоднозначное понимание.
Создаётся впечатление, что остальные требования выполнять необязательно.
Предлагается или отказаться от слов «обязательным является направление таких запросов…» или сделать указание на то, что выполнение остальных требований постановления является правом, а не обязанностью заказчика.
Аналогичная ситуация со словами «вправе не направлять запросы» в подпункте 1.1 Постановления № 30.
Необходимо однозначно определить какие действия заказчика обязательны.
Если это затруднительно, то предлагается считать выполнение требований постановления, не содержащих слов «обязан, обязательно» правом заказчика.
12.03.2023 19:42:52
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛПредлагается исключить из постановления МАРТ № 30 подпункт 1.3.
Или внести в него изменения, допустив возможность проведения изучения конъюнктуры рынка посредством телефонной связи и ЛЮБЫМ иным способом.
Предлагается также исключить слова «, позволяющей обеспечить хранение документов и (или) сведений».
Обоснование.
Ограничение способов, используемых для передачи информации в ходе изучения рынка вызывает много трудностей, не позволяет заказчику оперативно получить информацию, а некоторых случаях бессмысленно и нецелесообразно (особенно при закупках малой стоимости).
Таких способов должно быть как можно больше. Тогда и результаты будут достовернее.
В разъяснениях МАРТ неоднократно пояснял, что не запрещено уточнять информацию, поступившую в ходе изучения рынка. Но часто такое уточнение нецелесообразно сделать без телефонного звонка, а иногда - невозможно. Например, нужно уточнить технические характеристики.
Другой пример. Заказчик на сайте производителя увидел цену. Как обойтись в такой ситуации без уточнения. Какая это цена? С учётом НДС или без учёта? Это цена с доставкой или без? По предоплате или возможна отсрочка? Возможно, это цена, которая была у производителя 2 года назад, но он забыл убрать эту цену со своего сайта…
Очевидно, что в таких ситуациях заказчику необходимо уточнять найденную информацию. Ясно, что сделать это оперативно и удобно можно с помощью телефонного звонка. Но исходя из требований действующей редакции подпункта 1.3 можно сделать вывод о запрете таких уточнений. Если МАРТ их (уточнения, переговоры и т.д.) допускает, то так и следует изложить текст подпункта 1.3.
Можно конечно и официальный запрос потенциальному поставщику направить по электронной почте, или по факсу, или заказным письмом. Но, если стоимость предмета закупки невелика, то такие действия заказчика будут не только неэффективными и вредными, но и будут противоречить здравому смыслу.
Даже если заказчик получил письменный ответ от потенциального поставщика, например, по факсу то вполне возможно, что по истечению какого-то времени, поставщик мог уже продать имеющийся товар, или у него могли измениться цены и т.д. Всем понятно, что в этой ситуации без телефонного звонка не обойтись.
Закон № 419-З не предусматривает запрета общения по телефону между заказчиком и потенциальными поставщиками в ходе изучения рынка. Почему же регулятор ограничивает заказчика? В чём смысл такого ограничения?
В любом случае лицо, ответственное за изучение рынка, отразит сведения о результатах изучения в каком-либо документе, например, в справке об ИКР. Даже если локальными актами заказчика не предусмотрено составление каких-либо справок об изучении рынка, то такая информация будет отражена в справке о закупке из одной источники. Ведь по результатам проведения процедуры закупки из одного источника заказчиком (организатором) не позднее пяти рабочих дней со дня заключения договора составляется и утверждается справка, которая должна содержать, среди прочего, сведения о результатах изучения конъюнктуры рынка.
Если изначально не планировался запрет на общение по телефону в ходе изучения рынка, то под пункт 1.3 Постановления МАРТ № 30 следует изложить следующие редакции:
«направление запросов и ответов на запросы заказчиком (организатором) и потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) осуществляется посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты, доставки курьером, а также в любой иной форме».
Если принять предложенную редакция невозможно, то необходимо хотя бы установить минимальное пороговое значение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки (например, не более 300 базовых величин) до которого разрешается использовать любые способы передачи информации при ИКР без обязанности хранить запросы и ответы на них.
14.03.2023 12:38:40
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛПредлагается в абзаце пятом подпункта 1.1 действующей редакции слова «ориентировочная стоимость годовой потребности» заменить словами «ориентировочная стоимость предмета государственной закупки».
14.03.2023 12:47:15
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛПроектом постановления предусмотрено дополнение подпункта 1.4 абзацем следующего содержания:
«сведения о том, является ли поставщик, с которым заключен договор государственной закупки, ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ товара, составляющего предмет договора государственной закупки;».
Но не предусмотрен механизм исполнения этого требования.
Не ясно на основании какой информации заказчик должен определить является ли поставщик «производителем». На каком этапе закупки он должен (может) потребовать от поставщика такую информацию? Какими документами эти сведения будут подтверждаться? Учитывая, что многие производители сами не реализуют произведенную продукцию, не ясно что указать при закупке у официального представителя производителя? Как должен поступить заказчик в случае предоставления недостоверной информации? Например, в ходе ИКР поставщик сообщил, что является производителем, но в ходе исполнения договора выяснится, что он не производитель.
Учитывая изложенное предлагается данное дополнение не принимать до выработки понятного и выполнимого механизма его исполнения.
14.03.2023 13:45:47
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛПредлагается дополнить Проект постановления словами:
«При приобретении товаров (работ, услуг) в случаях, предусмотренных
в пунктах 1, 4, 5, 6, 8, 11-13, 15-17, 19, 20, 22, 23, 26, 27-29, 30, 33, 34, 36,
38, 39, 40, 42, 45, 51 приложения к Закону № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», а также в случае приобретения товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки которых составляет не более 50 базовых величин, заказчик (организатор) для изучения конъюнктуры рынка вправе направить запрос только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю)».
Или
«При приобретении товаров (работ, услуг) в случаях, предусмотренных
в пунктах 1, 4, 5, 6, 8, 11-13, 15-17, 19, 20, 22, 23, 26, 27-29, 30, 33, 34, 36,
38, 39, 40, 42, 45, 51 приложения к Закону № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», а также в случае приобретения товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость предмета государственной закупки которых составляет не более 50 базовых величин, заказчик (организатор) для изучения конъюнктуры рынка вправе направить запрос только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю)».
17.03.2023 08:52:33
Пользователь
НОВИЧОКНапример, при закупке минеральных удобрений у одного из отечественных производителей (постановление СМ от 11.01.2023 № 25) работники заказчика "впустую" тратят время на выполнение требований Постановления № 30, когда при подготовке к посевной каждый день на счету, поскольку благоприятные сроки внесения удобрений зависят, в том числе, и от погодных условий.
17.03.2023 09:52:22
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться