Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об ответственном обращении с животными»
Обсуждение проекта
HB
1
20.10.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 6 Параграф : 30 Пункт : 2 Подпункт : 1 Элемент текста : 2.1. их отлова с последующим помещением их в пункты содержания или приюты


Считаю необходимым изложить данный подпункт в следующей редакции

2. Регулирование численности безнадзорных животных осуществляется путем:

2.1. отлов собак с последующим помещением их в пункты содержания или приюты

Обоснование:

Прошу внести изменения в п.2 ст.30, который устанавливает, что  регулирование  численности безнадзорных животных  осуществляется 2-мя путями:

- 2.1 путем ОТЛОВА с последующим помещением в пункты содержания или приюты;

-2.2 путем кастрации.

Из п.2.1 следует, что в Беларуси, по-прежнему,  отлову будут подлежать, как собаки, так и КОТЫ.

Прошу конкретизировать  п.2  ст.30, указав, что  путем ОТЛОВА  регулируется  численность безнадзорных  СОБАК, а  путем КАСТРАЦИИ регулируется  численность, как собак, так и котов.

Считаю, что данная норма, касающаяся отлова котов, - это шаг назад.

Напоминаю, что с 7.04 по 17.04. 2020г на Правовом форуме Беларуси проходило общественное обсуждение  проекта  Правил содержания собак, котов, а также обращения с бездомными животными.

В ходе общественного обсуждения 19 зоозащитных организаций Беларуси направили в Министерство финансов коллективное обращение, где, на конкретных примерах, пояснили, что отловы, по обращениям граждан, - это, зачастую,  бессмысленная трата бюджетных денег. Отлов - это не бесплатное мероприятие, он финансируется из местного бюджета.

По  временам 2020 года выезд экипажа ловцов КУП "Фауна города" за котиком, отлов которого запросила какая-нибудь гражданка, позвонив по тел.115, обходился бюджету г.Минска в 500 руб (в акты выполненных услуг включаются транспортные расходы, работа ловцов, амортизация машин и пр.)

Практика показывает, что ловцы выполняют заявку на отлов не сразу, а через пару дней.

Приезжая по адресу, где обитал котик, как правило, его не находят, а, по пути, отлавливают кого-либо, включая котиков бабушек, живущих на 1-х этажах.

Всем, занимающимся помощью животным известно, что скученность котов - это рассадник вирусных заболеваний. Попадая в пункт отлова, любой здоровый кот мгновенно инфицируется.

Это известно и специалистам Департамента ветеринарии Минсельхозпрода.

Но, эта проблема, практически, неустранима, т.к. инфекции передаются воздушно-капельным путем.  Процесс лечения котов, побывавших в отлове, - длителен, дорогостоящ и не всегда успешен.

Министерство финансов проанализировало изложенные факты и 14.05.2020г за номером 21-15/25 отправило письмо Министерству ЖКХ, в котором указало, что Минфин , с учётом изложенных фактов, поддерживает обеспокоенность граждан нормами, влекущими неэффективное использование бюджетных средств, указав, что Бюджетным Кодексом Республики Беларусь установлен принцип эффективности  использования бюджетных средств, в соответствии с которым все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема денежных средств.

Министерство ЖКХ учло предложения граждан на Правовом форуме Беларуси, касающихся неотлова котов, и рекомендации Министерства финансов.

ОТЛОВ котов, в новой редакции Правил, был отменён.

С сентября 2020г по начало 2022г Минжилкомхоз вел нормотворческую деятельность над  новой редакции Правил содержания собак, котов, а также обращения с бездомными животными.

Несколько раз проект данного Постановления СовМина направлялся в Министерство юстиции на обязательную юридическую экспертизу.

У Минюста были некоторые замечания, но в части отмены отлова  котов - замечаний не было.

К сожалению, новая редакция Правил содержания собак, котов, а также обращения с безнадзорными животными принята не была, так как депутат Палаты Представителей Мария Василевич, в январе 2022г, обозначила перед Президентом Республики Беларусь проблему жестокого обращения с животными и был дан "зелёный свет" для работы над проектом данного Закона.

Естественно, принятие нормативного акта в виде Постановления СовМина было отменено, т.к. Закон - имеет  высший уровень.

Опыт двухлетней  работы над Правилами не был учтён.

И Беларусь останется единственной страной в Европе, где, на законодательном уровне, закрепляется   отлов котов за бюджетные деньги.

В России, например, отлов котов отменён давно.

Считаю, что отлов котов выгоден для работников организаций по отлову, т.к. без отлова котов уменьшатся объемы их услуг, оплачиваемые бюджетными средствами.

Он не выгоден государству.

ANNA17
1
20.10.2023
Я за обязательную кастрацию всех домашних животных , только официальные питомники могут размножать породистых собак и кошек, а также чипирование домашних животных ,чтоб можно было наказать владельцев за избавление животного , не отлов бездомных кошек ,они безобидны и не опасны для людей ,
spasi_angelov
2
20.10.2023
Прошу Вас внести следующие поправки в законопроект:


1. Дополнить ст. 36 гл.7 Закона пунктами 3 и 4, предусматривающими внесение изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и в Уголовный Кодекс Республики Беларусь:
- снижение возраста привлечения к ответственности за статьи 16.29 КоАП РБ и 339-1 УК РБ;
- ужесточение наказаний по административным правонарушениям и уголовным преступлениям за жестокое обращение с животными, а именно – увеличение размера штрафов, увеличение срока лишения свободы;
- увеличение сроков привлечения к ответственности по ст.ст.16.29 и 16.30 КоАП РБ.


2. Дополнить п.1 ст.17 гл.3 Закона абзацем следующего содержания:
Запретить использование диких животных в цирках/на культурно-развлекательных мероприятиях (в т.ч. при проведении уличных фотосессий в парках/зонах отдыха и т.п.).


Обоснование:
Многие дикие животных отлавливаются в своей среде и далее разводятся в неволе, где проводят всю свою жизнь в тесном контакте с людьми, что является для них неестественной и стрессовой средой. Животные часто подвергаются насилию – дрессировщики заставляют их выполнять опасные и неудобные трюки, которые не предназначены для выполнения дикими животными. В передвижных цирках транспортировка животных происходит в не подходящих для них условиях - ненадлежащего питания, ухода и ветобслуживания. Всемирное общество защиты животных утверждает, что, к примеру, слоны в неволе могут быть переносчиками человеческого штамма туберкулеза. А те, кто находится в цирках, особенно подвержены риску из-за постоянного контакта с инфицированными людьми и слонами.


3. Заменить п.3 ст.7 гл.1 Закона абзацем следующего содержания:


Редакция п. 3 в проекте Правил содержания домашних собак, кошек, а также обращения с безнадзорными животными (далее – Правила):
Владельцы животных обязаны обеспечивать их регистрацию, идентификацию, надлежащий уход за животными, своевременное оказание животным ветеринарной помощи, строго выполнять правила их содержания, обеспечивать безопасность людей и их имущества, не допускать загрязнения этими животными жилых и вспомогательных помещений жилых домов, а также территории общего пользования в населенных пунктах, а также вне населенных пунктов.  


Предлагаемая редакция:
Владельцы животных обязаны обеспечивать их регистрацию, идентификацию, кастрацию животных, не представляющих племенной или служебной ценности, надлежащий‌ уход за животными, своевременное оказание животным ветеринарной‌ помощи, строго выполнять правила их содержания, обеспечивать безопасность людей‌ и их имущества, не допускать размножения животных, не представляющих племенной ценности,  загрязнения этими животными жилых и вспомогательных помещении‌ жилых домов, а также территории общего пользования в населенных пунктах, а также вне населенных пунктов.

Обоснование:
Кастрация – мера, взаимодополняющая процедуру идентификации, в единой программе гуманного регулирования численности бездомных животных. Обязательная кастрация владельческих животных, не представляющих племенной ценности – основная профилактическая мера появления безнадзорных животных. Поскольку безнадзорные животные – это бывшие домашние животные либо их потомки, реализация этого требования позволит сократить размножение животных, выброс потомства на улицу, а, следовательно, сократить трату бюджетных средств на отлов и умерщвление.
Кроме этого, кастрация является доказанной профилактической мерой по снижению уровня онкозаболеваемости у животных.


4. Внести в ст.30 гл.6 Закона абзац следующего содержания:
Запретить отлов кошек и собак.
Обоснование: они не представляют непосредственную угрозу человеку


5. Внести в ст.31 гл.6 Закона абзац следующего содержания:
Регламентировать создание домиков для проживания (вакцинированных и стерилизованных, но безнадзорных) кошек на придомовых территориях.


Обоснование:
Данная мера вкупе с кастрацией и вакцинацией перед помещением кошек в такого рода место проживания обеспечит безопасный период «доживания», в случае, если не удалось найти ему дом. Также такого рода домики помогут отловить-стерилизовать-вакцинировать как можно большее число кошек, т.к. им свойственно искать безопасное место обитания, что в будущем приведет к естественному снижению популяционного числа безнадзорных кошек. Обязанность за соблюдение чистоты и порядка в такого рода домиках возложить на волонтеров/работников ЖКХ.


6. Внести изменения в абз. 1 п. 1 ст. 32 гл. 6 и изложить в следующей редакции:
"1. Отловленные и найденные безнадзорные животные, а также отказные животные содержатся в пунктах содержания не менее тридцати календарных дней, в течение которых осуществляется поиск прежних или новых владельцев".


Обоснование:
Существующее ограничение в 5 дней не является достаточным для поиска хозяев, которые утеряли питомца, а также не является достаточным при поиске новых владельцев безнадзорным животным, которые часто являются больны, невакцинированы, некастрированы. А излечение животного, вакцинация и кастрация увеличивает шансы на нахождение новых хозяев, в связи с чем необходимо увеличить сроки содержания животных.


7. Дополнить ст.29 Закона абзацем следующего содержания:
Для обеспечения безопасного свободного выгула собак, увеличить количество площадок для выгула собак и установить их в каждом микрорайоне всех городов страны за счет средств бюджета.


Обоснование:
Данная мера поможет снизить число нарушений при выгуле собак без намордников и поводков, т.к. для разрешенного свободного выгула не хватает площадок, расположенных близко к придомовым территориям, зачастую таковые находятся на большом расстоянии ввиду их маленькой численности.


8. Внести изменения в п. 3 ст 2 гл.1 Закона абзацем следующего содержания:


Запретить создание притравочных станций на территории Республики Беларусь, существующие – закрыть.


Обоснование:
Суть данных станций буквально противоречат одной из главных задач Закона - защите животных от жестокого обращения. В суть притравочной станции заложено поместить дикое животное в ограниченные и огороженные условия, чтобы в дальнейшем натравить охотничью собаку на это животное, у которого в данных условиях нету возможности ни защититься, ни убежать, так как во время данных манипуляций в момент захвата собакой животного их ограничивают в пространстве еще больше с обоих сторон, дабы не допустить побега последнего. В результате данных действий животное получает увечья, травмируется, испытывают стресс и ужас, и часто погибают. Для того, чтобы дикое животное не нанесло травм собаке им удаляют зубы и клыки, морят голодом. Данные площадки являются негуманными, неэтичными и не отвечают требованиям развитого общества.
BIRINA
7
20.10.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 6 Параграф : 30 Пункт : 2 Элемент текста : Отлов - Стерилизация - Вакцинация - Выпуск


Где произвести изменения:
Глава 6 Статья 30 Пункт 2. Регулирование численности безнадзорных животных осуществляется путем:
Дополнить этот пункт подпунктом «2.3. Применением в отношении безнадзорных котов метода ОКВВ (ОСВВ) – по усмотрению местных органов исполнительной и распорядительной власти совместно (во взаимодействии) с местными зоозащитными организациями и волонтерами.»

Соответственно, Главу 1 Статью 1. Основные термины следует дополнить пунктом следующего содержания:
«37. ОКВВ (ОСВВ) – это метод контроля численности безнадзорных животных, который заключается в их отлове, кастрации животных, их вакцинации и дальнейшем выпуске на прежнее место обитания.»

Также необходимо будет внести и дальнейшие другие смысловые изменения по Проекту Закона в связи с введением такого метода контроля численности.

Обоснование:
Данный пункт в законе предусмотрен в большинстве развитых стран. В том числе, РФ.
Статья закона, регулирующая этот вопрос, вступила в силу с 1 января 2020 года. Закон «Об ответственном обращении с животными» не только прямо определил допустимые меры при отлове животных, но и закрепил такие требования, как их обязательная стерилизация, вакцинация против бешенства и других заболеваний, а также маркирование неснимаемыми и несмываемыми метками. После чего животные могут либо остаться в приюте, либо быть возвращены в прежние места обитания, если они не представляют общественной опасности. Процесс отлова и возврата должен записываться на камеру, а сделанные видеозаписи предоставляться по первому требованию уполномоченного органа исполнительной власти. Одновременно с этим закон ввел запрет на применение веществ, лекарственных средств, способов, технических приспособлений, приводящих к увечьям, травмам или гибели животных. Другими словами, безвозвратный отлов, который широко применялся в России раньше, теперь вне закона.
BIRINA
7
20.10.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 1 Пункт : 25 Элемент текста : приют для животных капитальное строение (здание, сооружение) и его части...


Необходимо сделать менее строгим понятие Приют.

Нынешняя редакция Проекта, определяющая приют как капитальное строение, по сути, закроет все имеющиеся волонтерские приюты и сделает их существование незаконными. Новые приюты построены не будут, а старые закроются.

в связи с этим необходимо произвести изменения в Главе 1 пункт 25. Приют для животных - капитальное строение (здание, сооружение) и его части.... - исключить в данном пункте слово "капитальное".
An_na
1
20.10.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 6 Параграф : 30 Пункт : 2 Подпункт : 1 Элемент текста : 2.1. их отлова с последующим помещением их в пункты содержания
или приюты;



Полагаю необходимым изложить данный подпункт в следующей редакции:
"отлова собак с последующим помещением их в пункты содержания
или приюты;"

Обоснование: Коты не представляют опасности для жизни человека, они сами не нападают и не кусают, за исключением случаев бешенства. Кроме того, коты помогают регулировать численность грызунов (мышей, крыс) в городах, которые являются опасными переносчиками различных инфекций.  
BIRINA
7
20.10.2023
Внести в ст.30 гл.6 Закона абзац следующего содержания:
Запретить отлов кошек (исключение составляют животные, инфицированные вирусом бешенства).
Обоснование: они не представляют непосредственную угрозу человеку (исключение составляют животные, инфицированные вирусом бешенства).

5. Внести в ст.31 гл.6 Закона абзац следующего содержания:
Регламентировать создание домиков для проживания (вакцинированных и стерилизованных, но безнадзорных) кошек на придомовых территориях.

Обоснование:
Данная мера вкупе с кастрацией и вакцинацией перед помещением кошек в такого рода место проживания обеспечит безопасный период «доживания», в случае, если не удалось найти ему дом. Также такого рода домики помогут отловить-стерилизовать-вакцинировать как можно большее число кошек, т.к. им свойственно искать безопасное место обитания, что в будущем приведет к естественному снижению популяционного числа безнадзорных кошек. Обязанность за соблюдение чистоты и порядка в такого рода домиках возложить на волонтеров/работников ЖКХ.

6. Внести изменения в абз. 1 п. 1 ст. 32 гл. 6 и изложить в следующей редакции:
"1. Отловленные и найденные безнадзорные животные, а также отказные животные содержатся в пунктах содержания не менее тридцати календарных дней, в течение которых осуществляется поиск прежних или новых владельцев".

Обоснование:
Существующее ограничение в 5 дней не является достаточным для поиска хозяев, которые утеряли питомца, а также не является достаточным при поиске новых владельцев безнадзорным животным, которые часто являются больны, невакцинированы, некастрированы. А излечение животного, вакцинация и кастрация увеличивает шансы на нахождение новых хозяев, в связи с чем необходимо увеличить сроки содержания животных.
Inna_cat
5
20.10.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 7 Параграф : 36


Считаю необходимым дополнить ст. 36 гл.7 Закона пунктами 3 и 4, предусматривающими внесение изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и в Уголовный Кодекс Республики Беларусь:
- снижение возраста привлечения к ответственности за статьи 16.29 КоАП РБ и 339-1 УК РБ;
- ужесточение наказаний по административным правонарушениям и уголовным преступлениям за жестокое обращение с животными, а именно – увеличение размера штрафов, увеличение срока лишения свободы;
- увеличение сроков привлечения к ответственности по ст.ст.16.29 и 16.30 КоАП РБ;
- статью 16.29 КоАП РБ отнести к категории грубых административных правонарушений.
BIRINA
7
20.10.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 1 Параграф : 1 Пункт : 25 Элемент текста : 25. Приют для животных (далее — приют) — капитальное строение
(здание, сооружение) и его части, предназначенные для осуществления
деятельности по содержанию безнадзорных или переданных из пунктов
временного содержания животных, отказных животных, изъятых
животных, поиску прежних либо новых владельцев животных, а также по
пропаганде гуманного отношения к животным.


Прошу изложить  пункт 25 ст.1 гл.1 в следующей редакции:
25. Приют для животных (далее — приют) — капитальное строение
(здание, сооружение) и его части, ТАК И НЕКАПИТАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ, предназначенные для осуществления
деятельности по содержанию безнадзорных или переданных из пунктов
временного содержания животных, отказных животных, изъятых
животных, поиску прежних либо новых владельцев животных, а также по
пропаганде гуманного отношения к животным
Валерия Ф
1
20.10.2023
1. Запретить использование животных в цирках. Это не цивилизованно и цинично.
2. Запретить отлов бездомных животных просто по факту бездомности. По данному факту их стоит чипировать, стерилизовать, сделать прививку от бешенства и отпустить. Всем известно, что в отловах животных мучительно убивают под ПРЕДЛОГОМ «подозрительный на бешенство». Понятно же, что не могут быть все бездомыши бешеными.
3. Обязательно регистрировать, чипировать и стерилизовать домашних животных, не стерилизовать только по определенным критериям для заводчиков.
4. Ужесточить закон в части жестокого обращения с животными.
5. Обеспечить государственную поддержку существующим волонтерским приютам и создать государственные: проводить мероприятия по поиску хозяев, обеспечить
волонтеров приютов скидками на стройматериалы, корма, лекарства, приемы ветеринаров.
6. Обеспечить просветительскую деятельность с детьми разных возрастных групп о правильном и хорошем отношении к животным
KaliYuga
3
20.10.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 6 Параграф : 30 Пункт : 2 Подпункт : 1 Элемент текста : 2.1. их отлова с последующим помещением их в пункты содержания или приюты;
Источник: https://pravo.by/document/?guid=3941&p0=2023076001 – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь


Считаю необходимым изложить данный подпункт в следующей редакции
отлов собак с последующим помещением их в пункты содержания или приюты;
Обоснование: 1. коты являются естественными санитарами города. И их нахождение в его среде будет только плюсом.
2. Они не агрессивны, не опасны.
3. Считаю неэффективным использование бюджетных средств на выезд бригад на отлов кошек

Считаю необходимым дополнить этот пункт подпунктом 2.3. Применением в отношении безнадзорных котов метода ОКВВ (ОСВВ) – по усмотрению местных органов исполнительной и распорядительной власти совместно (во взаимодействии) с местными зоозащитными организациями и волонтерами