Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об ответственном обращении с животными»
Обсуждение проекта
Танюша87
2
17.10.2023
Здравствуйте.
Я поддерживаю разрешение на неограниченное количество животных в доме или квартире при условии надлежащего содержания их. Думаю, многие хотели бы и имеют возможность взять не одного - двух животных, а более.
Также я за неотлов безнадзорных кошек, так как не считаю их общественно опасными. Сейчас много сознательных людей, которые смотрят за животными в своих дворах: стерелизуют, обрабатывают от паразитов, кормят. Было бы хорошо, если бы разрешили устанавливать домики для кошек во дворах, так как им тяжело спрятаться в холодное время года.
Я за расширение полномочий зоозащитных организаций, так как они очень много делают для защиты и спасения животных.
За запрет проведения исследований на животных . Наука шагнула далеко вперёд и сейчас есть возможности проведения опытов, не причиняя вреда животным.
Поддерживаю изъятие животных у лиц, подвергших животное жестокому обращению, а также за ужесточение уголовной ответственности за издевательство или убийство животного.
Хотелось бы, чтобы пункты отлова стали приютами, где у животного будет неограниченное время на поиск дома.
Хочу выразить благодарность за то, что в нашей стране ищут возможность улучшить жизнь братьев наших меньших!
С уважением!
Ольга Леник
13
17.10.2023
"Обязательная стерилизация всех животных, не представляющих племенной или служебной ценности" почти в каждом комментарии.
Через 10 лет какие животные будут у нас? Исключительно породистые? Купленные за большие деньги ибо не будет альтернативы!
А всем ли нужны такие "дорогие" в прямом смысле слова животные? В деревне они не для красоты: кот ловит мышей, собака охраняет подворье. Большие города это одна история, поселки и деревни - совсем другая. Тут без собаки и кота редкие подворья обходятся. Это необходимость. Предложенные нормы явно для городов.
Не получим ли мы историю сродни воробьям в Китае.
Жанна Логадюк
4
17.10.2023

Прошу Вас внести следующие поправки в законопроект:

1. Дополнить ст. 36 гл.7 Закона пунктами 3 и 4, предусматривающими внесение изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и в Уголовный Кодекс Республики Беларусь:
- снижение возраста привлечения к ответственности за статьи 16.29 КоАП РБ и 339-1 УК РБ;
- ужесточение наказаний по административным правонарушениям и уголовным преступлениям за жестокое обращение с животными, а именно – увеличение размера штрафов, увеличение срока лишения свободы;
- увеличение сроков привлечения к ответственности по ст.ст.16.29 и 16.30 КоАП РБ.

2. Дополнить п.1 ст.17 гл.3 Закона абзацем следующего содержания:
Запретить использование диких животных в цирках/на культурно-развлекательных мероприятиях (в т.ч. при проведении уличных фотосессий в парках/зонах отдыха и т.п.).

Обоснование:
Многие дикие животных отлавливаются в своей среде и далее разводятся в неволе, где проводят всю свою жизнь в тесном контакте с людьми, что является для них неестественной и стрессовой средой. Животные часто подвергаются насилию – дрессировщики заставляют их выполнять опасные и неудобные трюки, которые не предназначены для выполнения дикими (!) животными. В передвижных цирках транспортировка животных происходит в не подходящих для них условиях - ненадлежащего питания, ухода и ветобслуживания. Всемирное общество защиты животных утверждает, что, к примеру, слоны в неволе могут быть переносчиками человеческого штамма туберкулеза. А те, кто находится в цирках, особенно подвержены риску из-за постоянного контакта с инфицированными людьми и слонами.

3. Заменить п.3 ст.7 гл.1 Закона абзацем следующего содержания:

Редакция п. 3 в проекте Правил содержания домашних собак, кошек, а также обращения с безнадзорными животными (далее – Правила):
Владельцы животных обязаны обеспечивать их регистрацию, идентификацию, надлежащий уход за животными, своевременное оказание животным ветеринарной помощи, строго выполнять правила их содержания, обеспечивать безопасность людей и их имущества, не допускать загрязнения этими животными жилых и вспомогательных помещений жилых домов, а также территории общего пользования в населенных пунктах, а также вне населенных пунктов.  

Предлагаемая редакция:
Владельцы животных обязаны обеспечивать их регистрацию, идентификацию, кастрацию животных, не представляющих племенной или служебной ценности, надлежащий̆ уход за животными, своевременное оказание животным ветеринарной̆ помощи, строго выполнять правила их содержания, обеспечивать безопасность людей̆ и их имущества, не допускать размножения животных, не представляющих племенной ценности,  загрязнения этими животными жилых и вспомогательных помещений жилых домов, а также территории общего пользования в населенных пунктах, а также вне населенных пунктов.

Обоснование:
Кастрация – мера, взаимодополняющая процедуру идентификации, в единой программе гуманного регулирования численности бездомных животных. Обязательная кастрация владельческих животных, не представляющих племенной ценности – основная профилактическая мера появления безнадзорных животных. Поскольку безнадзорные животные – это бывшие домашние животные либо их потомки, реализация этого требования позволит сократить размножение животных, выброс потомства на улицу, а, следовательно, сократить трату бюджетных средств на отлов и умерщвление.
Кроме этого, кастрация является доказанной профилактической мерой по снижению уровня онкозаболеваемости у животных.

4. Внести в ст.30 гл.6 Закона абзац следующего содержания:
Запретить отлов кошек (исключение составляют животные, инфицированные вирусом бешенства).
Обоснование: они не представляют непосредственную угрозу человеку (исключение составляют животные, инфицированные вирусом бешенства).

5. Внести в ст.31 гл.6 Закона абзац следующего содержания:
Регламентировать создание домиков для проживания (вакцинированных и стерилизованных, но безнадзорных) кошек на придомовых территориях.

Обоснование:
Данная мера вкупе с кастрацией и вакцинацией перед помещением кошек в такого рода место проживания обеспечит безопасный период «доживания», в случае, если не удалось найти ему дом. Также такого рода домики помогут отловить-стерилизовать-вакцинировать как можно большее число кошек, т.к. им свойственно искать безопасное место обитания, что в будущем приведет к естественному снижению популяционного числа безнадзорных кошек. Обязанность за соблюдение чистоты и порядка в такого рода домиках возложить на волонтеров/работников ЖКХ.

6. Внести изменения в абз. 1 п. 1 ст. 32 гл. 6 и изложить в следующей редакции:
"1. Отловленные и найденные безнадзорные животные, а также отказные животные содержатся в пунктах содержания не менее тридцати календарных дней, в течение которых осуществляется поиск прежних или новых владельцев".

Обоснование:
Существующее ограничение в 5 дней не является достаточным для поиска хозяев, которые утеряли питомца, а также не является достаточным при поиске новых владельцев безнадзорным животным, которые часто являются больны, невакцинированы, некастрированы. А излечение животного, вакцинация и кастрация увеличивает шансы на нахождение новых хозяев, в связи с чем необходимо увеличить сроки содержания животных.

7. Дополнить ст.29 Закона абзацем следующего содержания:
Для обеспечения безопасного свободного выгула собак, увеличить количество площадок для выгула собак и установить их в каждом микрорайоне всех городов страны за счет средств бюджета.

Обоснование:
Данная мера поможет снизить число нарушений при выгуле собак без намордников и поводков, т.к. для разрешенного свободного выгула не хватает площадок, расположенных близко к придомовым территориям, зачастую таковые находятся на большом расстоянии ввиду их маленькой численности.

8. Внести изменения в п. 3 ст 2 гл.1 Закона абзацем следующего содержания:

Запретить создание притравочных станций на территории Республики Беларусь, существующие – закрыть.

Обоснование:
Суть данных станций буквально противоречат одной из главных задач Закона - защите животных от жестокого обращения. В суть притравочной станции заложено поместить дикое животное в ограниченные и огороженные условия, чтобы в дальнейшем натравить охотничью собаку на это животное, у которого в данных условиях нету возможности ни защититься, ни убежать, так как во время данных манипуляций в момент захвата собакой животного их ограничивают в пространстве еще больше с обоих сторон, дабы не допустить побега последнего. В результате данных действий животное получает увечья, травмируется, испытывают стресс и ужас, и часто погибают. Для того, чтобы дикое животное не нанесло травм собаке им удаляют зубы и клыки, морят голодом. Данные площадки являются негуманными, неэтичными и не отвечают требованиям развитого общества.

9. Внести изменения в ст.20 Закона и заменить ее абзацем следующего содержания:
Запретить все виды тестирований над животными, в т.ч. с использованием обезболивающих ветеринарных препаратов.

Обоснование:
В случае как и с притравочными станциями понятие использования животных в научных опытах противоречит сути Закона - защите животных от жестокого обращения. Испытания на животных лишены гуманности и научных обоснований. Приблизительно 115 миллионов животных ежегодно используются в экспериментах по всему миру, многие испытывают очень сильную боль. Большинство тестов на безопасность товаров проводится на животных без анестезии или аналгезии, а токсичные вещества могут привести к огромным страданиям в течение долгого времени. Даже если нормативные положения включают минимальные стандарты по бережному отношению, они не могут исключить тот страх и расстройство, которые ежедневно переживают лабораторные животные.
Биохимия, физиология, размер и продолжительность жизни животных отличаются, в зависимости от вида (и даже породы), и могут влиять на токсичность тестируемых веществ. Вещества, безопасные для мышей или крыс, могут оказаться небезопасными для человека и наоборот. Некоторые химикаты, одобренные как безопасные после испытаний на животных, оказывались пагубными для человека, поэтому их использование было прекращено. Тесты на (химическую) токсичность фармацевтической продукции у грызунов прогнозируют токсичность у человека только в 43% случаев. 92% новых лекарств, прошедших испытания на животных, не попадают на рынок, в основном, из-за неожиданных побочных эффектов или неэффективности при употреблении человеком. Тестирование на токсичность должно основываться на надежных методах, и без использования животных.

Dmytri
2
17.10.2023
В данном законопроекте есть два существенных недостатка:
1. Не дано определение понятию "Животное" Если брать царство животных, то оно очень многообразно, в то же время большинство ассоциирует данный закон с кошками и собаками. Насекомые, черви, различные паразиты и многие другие тоже относятся к животным. Считаю целесообразным ограничить действие данного закона только в отношении домашних питомцев (животных-компаньонов), возможно распространить его только на физических лиц и организации, взаимодействующих с домашними питомцами и их владельцами.

2. Отсутствует административная ответственность за невыполнение данного закона. Статья 16.30 КоАП предусматривает ответственность за нарушение ПРАВИЛ содержания животных. Данный закон правилами не является.
LudmilaZoosvet
17
17.10.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 5 Пункт : 26 Подпункт : 8 Элемент текста : Ст.26 Содержание животных в домашних условиях


26(8). В случае содержания собак на привязи на придомовой территории одноквартирных и блокированных жилых домов, дач, садовых домиков привязь должна быть длиной не менее 2,5 метра, а также достаточной свободы и прочности, чтобы не затягивать шею животного и не стеснять его движений.

Предлагаем:
П.8. В случае содержания собак (дворовые собаки) на привязи на придомовой территории индивидуальной жилой застройки, на территории организаций привязь должна быть длиной не менее 3 метров с вращающимся фиксатором.
У собак содержащихся на привязи должен быть ЕЖЕДНЕВНЫЙ выгул ИЛИ ЕЖЕДНЕВНЫЙ свободный выгул в пределах территории.
У собаки должно быть укрытие от дождя и снега, и солнечных лучей.
Содержание животного на привязи, является временным этапом содержания. Основное место проживания специально оборудованный вольер.


Обоснование:
Часто собаки могут так изловчиться, что выбраться из ошейника...
либо ошейник должен быть очень тугим (а собака из за темперамента может все время натягивать цепь) либо это будет на постоянной основе самовыгул.

Течная сука если стоит на цепи и ее даже ограждает забор в 2метра высотой не является препятствием и защитой, по итогу все равно будет беременная..А вольер бы собаку защитил...

В удаленных уголках РБ животные на привязи, часто становяться жертвами диких животных. А вольер бы собаку защитил...

Вольер исключает случайный контакт собаки с домашней живностью и маленькими детьми
т.е. вольер своего рода укрытие и защита
Фукнцию "звоночка" собака выполнит успешно и с вольера...

Соединительные звенья цепи должны быть вращающимися на 360°, чтоб исключить скручивание цепи.
Цепь в два метра очень ограничивает и сковывает движения собаки..
LudmilaZoosvet
17
17.10.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 1 Пункт : 4 Элемент текста : Ст.4 Основные принципы обращения с животными


Ст.4
Обращение с животными должно осуществляться с соблюдением следующих основных принципов:
обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц;
нравственного и гуманного отношения к животным как к существам, способным испытывать чувства, эмоции и физические страдания;
ответственности владельца за жизнь и здоровье животного;
обеспечения защиты животных от жестокого обращения с ними и от избавления от них.


предлагаем:
Обращение с животными должно осуществляться с соблюдением следующих основных принципов:
- Этическое обращение с животными.
- Обеспечения безопасности, иных прав и законных интересов физических лиц;
- Защиты животных от жестокого обращения;
ответственности физических лиц и организаций за жестокое обращение с животными;
- Ответственности владельцев животных за вред, причиненный принадлежащими им животными здоровью и (или) имуществу физических лиц, имуществу организаций, государственному имуществу;
- Целесообразность использования животных в учебных, научных и медицинских целях;
- Возмещения владельцу животного вреда, причиненного принадлежащему ему животному по вине иного лица;
- Оказания помощи нуждающемуся в ней животному, если такая помощь может быть оказана.
- Возмещение владельцем животного вреда, применённого этим животным.
- Гуманное образование в биологических, медицинских и ветеринарных вузах.

обоснование:
при развитии нынешних технологий, нет особой нужны в бессмысленных экспериментах
понятие ответственности должно уже появиться в нашем обществе
как у ветеринара
как у прохожего, напавшего на гуляющего с собакой
как у владельца собаки, совершившей нечто не подобающее
Игорь Валерьевич
128
17.10.2023
Уважаемые «зоозащитники», волонтеры и иные «любители животных», а также им сочувствующие граждане!
Не засоряйте обсуждение законопроекта чужими текстами с фантазиями, не понимая сути и последствий предлагаемого в них «передового опыта» обращения с животными!
Перед отправкой каких-либо сообщений ознакомтесь с результатами обсуждения предыдущего проекта нормативного правового акта, регулирующего эти отношения, по этой ссылке:
Подведены итоги обсуждения проекта постановления о вопросах по обращению с животными
Цитата
По результатам обсуждения на сайт «Правовой форум Беларуси» поступило 1623 сообщения.
В его ходе некоторые пользователи, не ознакомившись с проектом, предлагали включить содержащиеся в нем нормы. Более 50% сообщений не относились к предмету общественного обсуждения и представляли собой рассуждения на тему обращения с животными.
Dmytri
2
17.10.2023
Предложения по тексту документа:
1. В пункте 7 статьи 1 слова "могут повлечь или" - исключить - расплывчатая формулировка, трудность доказывания, субъективная оценка
2. пункт 10 статьи 1 дополнить после слов «в общении» «, без цели получения сельскохозяйственной продукции,»
3.  пункт 22 статьи 1 после слов "юридических или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей" дополнить словами «уполномоченных местными органами власти», а лучше слова "физических лиц" исключить.
4. в пункте 24 статьи 1 не указаны критерии отнесения к породистому животному, кто это вправе делать
5. в пункте 29 статьи 1 нет определения породы и критериев оценки метисов и гибридов
6. в пункте 29 статьи 1 слова отличающиеся особо крупными размерами (ростом в холке более семидесяти сантиметров) исключить, так как семьдесят сантиметров - потолочный показатель, не имеющий обоснования. Кроме того создаются трудности формирования перечня пород собак
7. в пункте 31 статьи 1 после слов "дач, садовых домиков" добавить "(при постоянном либо сезонном проживании в них)"
8. в пункте 33 статьи 1 слова "внешнему виду" и ", или приведшее к его психическому расстройству  исключить": нет методики определения психического здоровья животного, ущерб внешнему виду - очень расплывчатая формулировка, часто не относящаяся к понятию "увечье"
9. подпункт 2.1 пункта 2 статьи 16 дополнить словами «на придомовой территории многоквартирных жилых домов»
10. пункт 2 статьи 21 дополнить словами «и требованиями законодательства в области ветеринарии»
11. в пункте 2 статьи 23 слова "1.1 — 1.5 пункта 1 настоящей статьи" заменить словами "1.1 — 1.4 пункта 1 настоящей статьи", так как в некоторых иных случаях допускаются иные способы умерщвления. Если данный закон будет распространяться не только на домашних питомцев, он сделает невозможным получение продуктов сельского хозяйства, производство кормов животного происхождения и др.
12. В подпункте 3.4 пункта 3 статьи 24 слова "и 16.30" исключить так как требование избыточное. По аналогии необходимо лишать пожизненно водительских прав за любое нарушение ПДД
13. в пункте 2 статьи 28 слово "четырехмесячного" заменить словом "трехмесячного", т.к. с трехмесячного возраста собаки и кошки должны быть вакцинированы против бешенство, а вакцинировать лучше идентифицированное животное.

RJHCBRF
20
17.10.2023
При согласии с инициативой государства по гуманизации и упорядочению сферы обращения с животными в Республике Беларусь, стоит отметить, что ЖЕЛАТЕЛЬНО пойти по пути стран, исключающих практику умерщвления здоровых и подлежащих лечению животных- компаньонов и безнадзорных животных.

Комплекс мер, направленный на регуляцию численности безнадзорных животных, должен отталкиваться исключительно от предлагаемой выше формулы и учитывать ,в полном объеме, как меры по реализации гуманных методов сокращения численности безнадзорных животных, так и последствия внедрения мер, выполнение которых зависит от населения, если они не имеют характер рекомендуемых.

Регулирование численности беспризорных животных путем их умерщвления не волне удовлетворяет стремление к гуманным принципам обращения с животными , изложенное, в том числе, в Обосновании к данному Проекту закона, а так же принципам нравственного и гуманного отношения к животным как к "существам,
способным испытывать чувства, эмоции и физические страдания", изложенных в статье 4. настоящего Проекта закона, поскольку законодательно закрепит пренебрежительное отношение к их жизни и не будет способствовать "воспитанию и укреплению нравственного и гуманного отношения к животным" ( СТ 8.1)

Ужесточения правил содержания животных, особенно влекущие дополнительные материальные затраты для людей, могут способствовать избавлению от животных или отказу от их содержания владельцами, не желающими нести эти расходы, что еще более усугубит ситуацию с бездомными животными, ухудшит их общее благополучие, уменьшит количество желающих приютить нуждающихся в опеке животных. Поэтому такие меры целесообразно вводить только после внедрения полноценной инфраструктуры в виде приютов (для животных не имеющих хозяев), создание которых должно быть максимально упрощено и обременено общественным контролем и которые позволят аккумулировать отказных и выброшенных животных, появившихся после введения дополнительных обязанностей для их владельцев.

В силу того, что создание достаточной инфраструктуры для гуманного функционирования предлагаемого Закона потребует времени и изыскания средств, считаем необходимым введение переходного периода ( до введения обременительных для населения обязанностей, в частности . обязательного чипирования или обязательной стерилизации животных или налогов ), в течение которого будет подготовлена база в виде приютов в областных и районных центрах ( в Минске в каждом районе ), позволяющая решать неминуемые проблемы, связанные с размещением выброшенных и отказных животных, которые предсказуемо появятся после наложения на население дополнительной нагрузки по их содержанию . Данная нагрузка может спровоцировать их владельцев к массовому избавлению и отказу от собак и кошек (особенно в сельской местности).

До этого, при обязательном запрещении необоснованной эвтаназии отловленных и владельческих животных, целесообразно проводить Программу ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск) хотя бы за счет денежных средств благотворительных и иных заинтересованных организаций, а так же физических лиц, под их ответственность.

Необходимо форсирование воспитательной работы, для подготовки населения к подобным мерам и ,по возможности, пока проводить стерилизацию владельческих сук и кошек женского пола. а так же их чипирование, бесплатно или по минимальной фиксированной цене.
При этом , стоимость услуги чипирования должна быть сопоставимой с реальной стоимостью чипов.

Не стоит забывать, что при обязательном чипировании регистрируемых животных, сама процедура регистрации, фактически, приобретает платный характер.
RJHCBRF
20
17.10.2023
 Исключить возможность умерщвления отловленных и владельческих животных, кроме случаев не подлежащих лечению ( терминальная стадия заболевания, невозможность исключить невыносимые страдания ), при этом решение о нежизнеспособности животного должно приниматься на основании комплексного обследования и анализов. Понятие эвтаназии должно быть прописано подробно.

 В силу острой необходимости создания сети приютов в стране необходимо упрошать и поощрять регистрацию частных и других благотворительных приютов (не предъявляя к ним абсолютных и невыполнимых требований, распространяемых на государственные приюты), в том числе физическими лицами.Освободить такие учреждения от налогов на все виды недвижимости и , по возможности, от арендной платы, а так же от налога на деятельность, если таковая не рассчитана на получение прибыли.

 Учитывать возможности местных администраций по обеспечению условий содержания животных в административных приютах, исходя из необходимого минимума и не распространять на них требований по благоустройству для областных центров.

 Не вводить жестких, ограничений на количество содержащихся животных в квартирах многоквартирных домов и квартирах блочных домов , поскольку эти нормы не соответствуют сложившейся ситуации.

 Использовать площади имеющихся пунктов отлова для стерилизации пойманных животных, их послеоперационной передержки(10-12 дней),вакцинации, с последующим выпуском в места прежнего обитания, в том числе, неагрессивных, способных к социализации с людьми собак. Признать этих животных естественной частью экологической среды и не отлавливать.( Данная норма предусматривается. в том числе, в российском и казахском законодательствах, на изучение которых ссылались отечественные разработчики данного Проекта закона.

 Разрешить благотворительным и иным организациям, а также отдельным гражданам проводить программу ОСВВ для беспризорных животных, в том числе неагрессивных собак, за счет собственных средств, под их ответственность.

 Не принимать в пункты содержания и приюты животных от населения без уважительной причины, подтвержденной документально (перемена места жительства не должна быть такой причиной)

 Предусмотреть необходимость ответственности собственников за полноценное содержание служебных и используемых в культурно-массовых мероприятиях животных, до их естественной смерти (это должно касаться не только собак и кошек).

 При изъятии животного, обременять изымающую сторону полной ответственностью за его полноценное содержание, здоровье и жизнь.

 Отвязать проблемы, связанные с содержанием животных и регулированием численности безнадзорных животных от Министерства ЖКХ, как несвойственную и чуждую ему функцию и передать ее в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды или в отдельный департамент.

 Определить места культурного захоронения для умерших животных их владельцами.

 Распространить область уголовного законодательства в части обращения с животными на деятельность пунктов отлова животных.

 Ввести общественный контроль за деятельностью, связанной с отловом животных и их содержанием в пунктах отлова и приютах.Ввести понятие " общественный контролер". ( Данная норма присутствует в аналогичных законах РФ и Казахстана).

- Временно запретить разведение породистых собак и кошек и их продажу вне специализированных питомников.
hannaz
1
17.10.2023
Мне кажется важным учесть в законопроекте следующие моменты:
1. сделать стерилизацию домашних животных обязательной наряду с чипированием, поскольку случаи жестокого обращения с питомцев или его котятами/щенками часто происходят после нежелательной беременности питомца,
2. привлекать к уголовной ответственности за жестокое обращение с животными
3. ввести практику отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск в отношении беспризорных животных
4. запретить испытания медицинских и косметических препаратов (доклинические исследования) на животных
5. лицензировать деятельность заводчиков домашних животных, чтобы остановить недобросовестных заводчиков, содержащих животных в плохих условиях  или репродуктивно эксплуатирующих их (ввести норму, как часто можно оплодотворять одно и то же животное, чтобы это не вредило здоровью).