Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об ответственном обращении с животными»
Обсуждение проекта
Liliya
5
20.10.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Гл. 1 ст. 7 п. 2 пп. 2.6


Принимать меры по недопущению появления нежелательного для владельца потомства животного путем кастрации. Считаю кастрацию(стерилизацию) владельческих животных, не представляющих племенной или служебной ценности обязательной. Эта мера предотвращает появление безнадзорных животных.

Yukho
1
20.10.2023
1. Необходимо максимально увеличить уголовную ответственность - минимум 3 года лишения свободы за жестокое обращение с животными, минимум 2 года  - за то, что выбрасывают животных.
2. Если кто-то неравнодушный подобрал выброшенное животное, бывший владелец должен в тройном размере компенсировать затраты, связанные с перевозкой, содержанием и лечением этого животного.
3. Необходимо обязать всех владельцев кастрировать своих кошек и собак.
Nataly1504
1
20.10.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Правовой интернет-портал РБ


1.Организовать и поддержать финансово стерилизацию (кастрацию) и передержку на время послеоперационного восстановления уличных животных.  Во дворах соорудить домики/кормушки для них.
2.Стерилизация.
Я бы хотела отметить необходимость введения обязательной стерилизации для всех животных, не представляющих племенную ценность, и при отсутствии у людей лицензии и приличного питомника. Большая часть беспризорных животных - дети домашних кошек и собак, которых просто выставляют на улицу (вроде как не убили и авось кто возьмет). Так же хотелось бы увидеть пункт о работе государства с населением об информировании насчёт важности стерилизации домашних животных. Большая часть людей об этом законе скорее всего даже не узнает, а про стерилизации все еще ходит множество мифов, из-за которых хозяева скорее будут каждый год выкидывать котят коробками, чем стерилизуют кошку.
3.Ответственность за жестокое обращение
Хотелось бы увидеть более жестокое наказание в КоАП и УК за жестокое обращение, а именно избавление, убийство, нанесение увечий, доведение до голодной смерти. Необходимо, чтобы люди осознавали, что это не "просто какой-то кот", а преступление. Дело даже не в том, есть у кота душа, чувства и подобное. Дело в том, во что превращаются люди в процессе - в палачей.
Плюс, опять же, информирование населения о том, что такое жестокое обращение и почему это преступление. Начиная с детского сада.
20102023b
1
20.10.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : правовой интернет портал Республики Беларусь


Добрый день.
Прошу Вас рассмотреть возможность внесения следующих поправок в законопроект:

1. Дополнить ст.29 Закона абзацем следующего содержания:

Для  обеспечения безопасного свободного выгула собак, увеличить количество  площадок для выгула собак и установить их в каждом микрорайоне всех  городов страны за счет средств бюджета.

2. Дополнить ст. 36 гл.7 Закона пунктами 3 и 4, предусматривающими внесение  изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных  правонарушениях и в Уголовный Кодекс Республики Беларусь:
- снижение возраста привлечения к ответственности за статьи 16.29 КоАП РБ и 339-1 УК РБ;
-  ужесточение наказаний по административным правонарушениям и уголовным  преступлениям за жестокое обращение с животными, а именно – увеличение  размера штрафов, увеличение срока лишения свободы;
- увеличение сроков привлечения к ответственности по ст.ст.16.29 и 16.30 КоАП РБ.

КатеринаФ
1
20.10.2023
ГЛ. 2 СТ. 13 П. 2 ПП. 2.4.
Изложить в следующей редакции: «организуют функционирование системы
отлова безнадзорных животных за исключением кошек».  
А также привести в соответствие с этим требованием прочие статьи Закона,  
например, пп. 2.1. п. 2 ст. 12 гл. 2 изложить в следующей редакции: «порядок
отлова безнадзорных животных за исключением кошек».
Обоснование: коты не несут непосредственную опасность человеку. Волонтеры следят и сейчас за популяцией, обработкой и кастрацией уличных котов. Нет необходимости их отлавливать и тем самым создавать стихийники заболеваний в пунктах содержания, что неминуемо, т.к. скопление большого количества животных- это всегда опасность стихийника. Так же основным и самым эффективным средством борьбы с грызунами по-прежнему остаются коты! Давайте не забывать блокадный Ленинград, когда все коты исчезли с улиц города... Грызуны уничтожали огромное количество продовольственных запасов и ели людей в прямом смысле этого слова! Нельзя ни в коем случае убирать всех кошачьих с улиц! Вполне реально оставить кураторов по районам, которые будут следить за порядком в местах обитания котов. А также своевременно производить обработку, кастрировать и следить за популяцией.

ГЛ. 2 СТ. 13 П. 2 ПП. 2.3.
На основании вышесказанного изложить в следующей редакции: «определяют специально оборудованные
места и площадки для выгула собак в городах и поселках городского типа, в
том числе в градостроительном проекте, а также определяют места обитания
безнадзорных кошек».
Обоснование: при запрете отлова котов естественно необходимо конкретно определять их места обитания для соблюдения санитарных норм, а также для обеспечения своевременной вакцинации и кастрации кураторами.

Оставить в законе обязательное чипирование. Плюс добавить обязательную кастрацию неплеменных животных. Обоснование: сейчас есть уже обязательная регистрация. Однако мы видим, что на деле она не помогает в сокращении численности бездомных животных и службы ЖКХ за этим не следят в принципе. При обязательном чипировании и кастрации- будут введены более строгие меры за соблюдением этих пунктов закона. Плюс совместное введение этих пунктов даст отличный результат по уменьшению количества бездомных животных (кто захочет чипировать 4-х месячный приплод, если проще один раз кастрировать их мать). Также это гуманно по отношению к животным. В среднем та же собака щенится до 4-х раз в год. Это огромный стресс для организма в целом плюс на всех щенков добрых рук не хватит. Плюс столько "родов" значительно сокращает жизнь животного. Тоже самое касается и котов. А применение гормональных средств типо "секс-барьер" и т.п. приводит в итоге к онкологическим заболеваниям! Обязательное чипирование в свою очередь даст возможность быстрее находить хозяев потерянных животных, что значительно упростит их идентификацию. А также со временем значительно повысит ответственность людей, которые планируют взять себе животное-компаньона. Таким образом мы придём к цивилизованному решению проблемы бездомных животных!
Что касается цен на чипирование и кастрацию- учитывая, что это единовременная мера за всю жизнь животного - думаю это не составит трудностей у населения. Что касается пенсионеров и бабушек с деревень, как здесь пишут- всегда можно организовать в клиниках систему рассрочек в связи с введением данного закона или же с помощью волонтёров организовывать помощь в деревнях. Опять-таки со временем можно ввести мобильную ветеринарную помощь, т.е. выезжать по районам и чипировать животных-компаньонов и даже кастрировать. В целом с ценой можно решить вопрос, а вот с количеством бездомных животных одной регистрацией ничего не решается!

Ст. 32, п.4
Оставить без изменений. Содержать животных в пунктах временного содержания до нахождения хозяев новых или старых при наличии мест в пунктах.
Обоснование. Ограничение времени содержания не даёт возможности найти животному ответственных хозяев, а также провести его кастрацию, чипирование и вакцинацию. Т.е. это шанс отдать сразу зарегистрированное животное по всем пунктам данного закона. А главное - это гуманно! Эвтаназия животных через пять или даже 30 дней, как здесь пишут многие - это негуманно и не дальновидно! Поясню. Животному будут проведены все манипуляции по кастрации и чипированию, но если через месяц хозяева так и не найдутся, то это будет необоснованная трата средств. В связи с этим считаю необходимым ввести обязательное сотрудничество пунктов временного содержания с волонтёрами и с их помощью искать хозяев животным без временнОго ограничения.

По численности животных-компаньонов в жилых помещениях. Убрать ограничения при соблюдении санитарных норм.
Обоснование. Сейчас мало кто имеет одно или два животных. И при этом соблюдает порядок в своих жилищах. Не вижу разумных обоснований на запрет  бОльшего количества животных, чем два или три. Некоторые люди и за одним котом не могут убрать нормально, но при этом другие прекрасно справляются с пятью. Поэтому здесь не имеет смысла что-то запрещать. Всё зависит от человека. Поэтому есть те, кто заводит животных в бОльшем количестве и следит за санитарным содержанием отлично.  Просто опять-таки надо следить за соблюдением этих норм. Например, ввести штрафы за несоблюдение порядка, которые будут иметь право выписывать просто участковые милиционеры.
oftadoc
8
20.10.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 1 Параграф : 1 Пункт : 25 Элемент текста : 25. Приют для животных (далее — приют) — капитальное строение
(здание, сооружение) и его части, предназначенные для осуществления
деятельности по содержанию безнадзорных или переданных из пунктов
временного содержания животных, отказных животных, изъятых
животных, поиску прежних либо новых владельцев животных, а также по
пропаганде гуманного отношения к животным.


Прошу дополнить данный пункт 25 и указать, что приютом может быть капитальное и НЕКАПИТАЛЬНОЕ строение (здание, сооружение)...(и далее по тексту п.25)

Обоснование: большинство приютов для собак во всех странах мира - это некапитальное строение без привязки к фундаменту, то есть - вольеры.  
spasi_angelov
2
20.10.2023
9. Внести изменения в ст.20 Закона и заменить ее абзацем следующего содержания:
Запретить все виды тестирований над животными, в т.ч. с использованием обезболивающих ветеринарных препаратов.


Обоснование:
В случае как и с притравочными станциями понятие использования животных в научных опытах противоречит сути Закона - защите животных от жестокого обращения. Испытания на животных лишены гуманности и научных обоснований. Приблизительно 115 миллионов животных ежегодно используются в экспериментах по всему миру, многие испытывают очень сильную боль. Большинство тестов на безопасность товаров проводится на животных без анестезии или аналгезии, а токсичные вещества могут привести к огромным страданиям в течение долгого времени. Даже если нормативные положения включают минимальные стандарты по бережному отношению, они не могут исключить тот страх и расстройство, которые ежедневно переживают лабораторные животные.
Биохимия, физиология, размер и продолжительность жизни животных отличаются, в зависимости от вида (и даже породы), и могут влиять на токсичность тестируемых веществ. Вещества, безопасные для мышей или крыс, могут оказаться небезопасными для человека и наоборот. Некоторые химикаты, одобренные как безопасные после испытаний на животных, оказывались пагубными для человека, поэтому их использование было прекращено. Тесты на (химическую) токсичность фармацевтической продукции у грызунов прогнозируют токсичность у человека только в 43% случаев. 92% новых лекарств, прошедших испытания на животных, не попадают на рынок, в основном, из-за неожиданных побочных эффектов или неэффективности при употреблении человеком. Тестирование на токсичность должно основываться на надежных методах, и без использования животных.


10. Внести в ст.27 Закона абзацы следующего содержания:
1.Разрешить разведение с последующей продажей животных только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (владельцами питомников), зарегистрированными на территории Республики Беларусь.
2.Ввести обязательный единый налог для лиц, которые приобретают породистое животное.


Обоснование:
П.1 В настоящее время люди, разводящие породистых животных, не всегда имеют достаточно знаний для таких действий, часто таковые разводят особей
бесконтрольно, неправильно скрещивая виды, либо делая это среди родственных особей, что вызывает патологии в результате которых данные люди часто избавляется от таких животных просто выкидывая их на улицу в связи с уродствами или дефектами, т.к. считают их непригодными для разведения.


П.2 Данная мера позволит снизить количество безответственных желающих, которые приобретают породистых животных, в т.ч. для последующего незарегистрированного разведения с целью наживы, и стимулирует приобретать животных из приютов, что увеличит количество безнадзорных и беспородных животных, которые нашли дом
Marta sofi
1
20.10.2023
Должны быть: -обязательная кастрация домашних животных. И государственная поддержка приютов для животных с возможностью оказания животным необходимой медицинской помощи,
-чипирование домашних животных,
-изъятие животных у владельцев, допустивших жестокое обращение с питомцами,
-информирование населения о гуманном обращении с животными, о правильном содержании, о правовом регулировании данной проблемы.
Anastasiya4578
3
20.10.2023
1. Разрешить иметь в доме, квартире неограниченной количество животных, при условии их ответственного содержания.
2. Внести дополнение в закон о том чтобы службы жкх (отлова) не вылавливали котов, ведь они не являются особо опасными и не представляют угрозу для людей.
3. Деятельность заводчиков должна быть сделана контролируемой и лицензированной, чтобы не допускалось бесконтрольное размножение метисов.
4. Внести дополнение в закон о том, что животные-компаньоны должны быть стерилизованы и это должно отслеживаться, для тех людей кто этого не может себе позволить ввести какие-либо льготы на стерилизацию (типа пенсионеров, инвалидов).
likafani
1
20.10.2023
Прошу Вас внести следующие поправки в законопроект:

1. Дополнить ст. 36 гл.7 Закона пунктами 3 и 4, предусматривающими внесение изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и в Уголовный Кодекс Республики Беларусь:
- снижение возраста привлечения к ответственности за статьи 16.29 КоАП РБ и 339-1 УК РБ;
- ужесточение наказаний по административным правонарушениям и уголовным преступлениям за жестокое обращение с животными, а именно – увеличение размера штрафов, увеличение срока лишения свободы;
- увеличение сроков привлечения к ответственности по ст.ст.16.29 и 16.30 КоАП РБ.

2. Дополнить п.1 ст.17 гл.3 Закона абзацем следующего содержания:
Запретить использование диких животных в цирках/на культурно-развлекательных мероприятиях (в т.ч. при проведении уличных фотосессий в парках/зонах отдыха и т.п.).

Обоснование:
Многие дикие животных отлавливаются в своей среде и далее разводятся в неволе, где проводят всю свою жизнь в тесном контакте с людьми, что является для них неестественной и стрессовой средой. Животные часто подвергаются насилию – дрессировщики заставляют их выполнять опасные и неудобные трюки, которые не предназначены для выполнения дикими (!) животными. В передвижных цирках транспортировка животных происходит в не подходящих для них условиях - ненадлежащего питания, ухода и ветобслуживания. Всемирное общество защиты животных утверждает, что, к примеру, слоны в неволе могут быть переносчиками человеческого штамма туберкулеза. А те, кто находится в цирках, особенно подвержены риску из-за постоянного контакта с инфицированными людьми и слонами.

3. Заменить п.3 ст.7 гл.1 Закона абзацем следующего содержания:

Редакция п. 3 в проекте Правил содержания домашних собак, кошек, а также обращения с безнадзорными животными (далее – Правила):
Владельцы животных обязаны обеспечивать их регистрацию, идентификацию, надлежащий уход за животными, своевременное оказание животным ветеринарной помощи, строго выполнять правила их содержания, обеспечивать безопасность людей и их имущества, не допускать загрязнения этими животными жилых и вспомогательных помещений жилых домов, а также территории общего пользования в населенных пунктах, а также вне населенных пунктов.  

Предлагаемая редакция:
Владельцы животных обязаны обеспечивать их регистрацию, идентификацию, кастрацию животных, не представляющих племенной или служебной ценности, надлежащий̆ уход за животными, своевременное оказание животным ветеринарной̆ помощи, строго выполнять правила их содержания, обеспечивать безопасность людей̆ и их имущества, не допускать размножения животных, не представляющих племенной ценности,  загрязнения этими животными жилых и вспомогательных помещений жилых домов, а также территории общего пользования в населенных пунктах, а также вне населенных пунктов.

Обоснование:
Кастрация – мера, взаимодополняющая процедуру идентификации, в единой программе гуманного регулирования численности бездомных животных. Обязательная кастрация владельческих животных, не представляющих племенной ценности – основная профилактическая мера появления безнадзорных животных. Поскольку безнадзорные животные – это бывшие домашние животные либо их потомки, реализация этого требования позволит сократить размножение животных, выброс потомства на улицу, а, следовательно, сократить трату бюджетных средств на отлов и умерщвление.
Кроме этого, кастрация является доказанной профилактической мерой по снижению уровня онкозаболеваемости у животных.

4. Внести в ст.30 гл.6 Закона абзац следующего содержания:
Запретить отлов кошек (исключение составляют животные, инфицированные вирусом бешенства).
Обоснование: они не представляют непосредственную угрозу человеку (исключение составляют животные, инфицированные вирусом бешенства).

5. Внести в ст.31 гл.6 Закона абзац следующего содержания:
Регламентировать создание домиков для проживания (вакцинированных и стерилизованных, но безнадзорных) кошек на придомовых территориях.Обоснование:
Данная мера вкупе с кастрацией и вакцинацией перед помещением кошек в такого рода место проживания обеспечит безопасный период «доживания», в случае, если не удалось найти ему дом. Также такого рода домики помогут отловить-стерилизовать-вакцинировать как можно большее число кошек, т.к. им свойственно искать безопасное место обитания, что в будущем приведет к естественному снижению популяционного числа безнадзорных кошек. Обязанность за соблюдение чистоты и порядка в такого рода домиках возложить на волонтеров/работников ЖКХ.

6. Внести изменения в абз. 1 п. 1 ст. 32 гл. 6 и изложить в следующей редакции:
"1. Отловленные и найденные безнадзорные животные, а также отказные животные содержатся в пунктах содержания не менее тридцати календарных дней, в течение которых осуществляется поиск прежних или новых владельцев".

Обоснование:
Существующее ограничение в 5 дней не является достаточным для поиска хозяев, которые утеряли питомца, а также не является достаточным при поиске новых владельцев безнадзорным животным, которые часто являются больны, невакцинированы, некастрированы. А излечение животного, вакцинация и кастрация увеличивает шансы на нахождение новых хозяев, в связи с чем необходимо увеличить сроки содержания животных.

7. Дополнить ст.29 Закона абзацем следующего содержания:
Для обеспечения безопасного свободного выгула собак, увеличить количество площадок для выгула собак и установить их в каждом микрорайоне всех городов страны за счет средств бюджета.

Обоснование:
Данная мера поможет снизить число нарушений при выгуле собак без намордников и поводков, т.к. для разрешенного свободного выгула не хватает площадок, расположенных близко к придомовым территориям, зачастую таковые находятся на большом расстоянии ввиду их маленькой численности.

8. Внести изменения в п. 3 ст 2 гл.1 Закона абзацем следующего содержания:

Запретить создание притравочных станций на территории Республики Беларусь, существующие – закрыть.

Обоснование:
Суть данных станций буквально противоречат одной из главных задач Закона - защите животных от жестокого обращения. В суть притравочной станции заложено поместить дикое животное в ограниченные и огороженные условия, чтобы в дальнейшем натравить охотничью собаку на это животное, у которого в данных условиях нету возможности ни защититься, ни убежать, так как во время данных манипуляций в момент захвата собакой животного их ограничивают в пространстве еще больше с обоих сторон, дабы не допустить побега последнего. В результате данных действий животное получает увечья, травмируется, испытывают стресс и ужас, и часто погибают. Для того, чтобы дикое животное не нанесло травм собаке им удаляют зубы и клыки, морят голодом. Данные площадки являются негуманными, неэтичными и не отвечают требованиям развитого общества.

9. Внести изменения в ст.20 Закона и заменить ее абзацем следующего содержания:
Запретить все виды тестирований над животными, в т.ч. с использованием обезболивающих ветеринарных препаратов.Обоснование:
В случае как и с притравочными станциями понятие использования животных в научных опытах противоречит сути Закона - защите животных от жестокого обращения. Испытания на животных лишены гуманности и научных обоснований. Приблизительно 115 миллионов животных ежегодно используются в экспериментах по всему миру, многие испытывают очень сильную боль. Большинство тестов на безопасность товаров проводится на животных без анестезии или аналгезии, а токсичные вещества могут привести к огромным страданиям в течение долгого времени. Даже если нормативные положения включают минимальные стандарты по бережному отношению, они не могут исключить тот страх и расстройство, которые ежедневно переживают лабораторные животные.
Биохимия, физиология, размер и продолжительность жизни животных отличаются, в зависимости от вида (и даже породы), и могут влиять на токсичность тестируемых веществ. Вещества, безопасные для мышей или крыс, могут оказаться небезопасными для человека и наоборот. Некоторые химикаты, одобренные как безопасные после испытаний на животных, оказывались пагубными для человека, поэтому их использование было прекращено. Тесты на (химическую) токсичность фармацевтической продукции у грызунов прогнозируют токсичность у человека только в 43% случаев. 92% новых лекарств, прошедших испытания на животных, не попадают на рынок, в основном, из-за неожиданных побочных эффектов или неэффективности при употреблении человеком. Тестирование на токсичность должно основываться на надежных методах, и без использования животных.

10. Внести в ст.27 Закона абзацы следующего содержания:
1.Разрешить разведение с последующей продажей животных только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (владельцами питомников), зарегистрированными на территории Республики Беларусь.
2.Ввести обязательный единый налог для лиц, которые приобретают породистое животное.

Обоснование:
П.1 В настоящее время люди, разводящие породистых животных, не всегда имеют достаточно знаний для таких действий, часто таковые разводят особей
бесконтрольно, неправильно скрещивая виды, либо делая это среди родственных особей, что вызывает патологии в результате которых данные люди часто избавляется от таких животных просто выкидывая их на улицу в связи с уродствами или дефектами, т.к. считают их непригодными для разведения.

П.2 Данная мера позволит снизить количество безответственных желающих, которые приобретают породистых животных, в т.ч. для последующего незарегистрированного разведения с целью наживы, и стимулирует приобретать животных из приютов, что увеличит количество безнадзорных и беспородных животных, которые нашли дом.

11. Оставить ст.28 Закона без изменений

Обоснование:
Чипирование позволит снизить уровень безнадзорных животных, а именно в случае их утери или избавления найти владельца, которому принадлежало животное. В настоящее время огромное количество животных выбрасывает на улицу владельцами, вывозится в лес, выбрасывает из машины, оставляется около дверей клиник/магазинов и т.п., подбрасывается волонтерам. Данная мера позволит находить владельцев и привлекать их к ответственности за совершенные правонарушения. Т.к. в настоящее время в случае, если животное отловлено или попало к волонтёру нет никакой возможности узнать, кому оно принадлежало, и соответственно найти владельца, либо привлечь его к ответственности.
Чипирование является безболезненной, гуманной мерой по контролю за популяцией, данный метод зарекомендовал себя ещё с 20 века и успешно применяется повсеместно (в с/х и для домашних животных) в не менее чем 30 развитых странах мира. По сравнению с татуированием или клеймением вживление транспондера считается наиболее безопасным и гуманным способом идентификации питомца. Татуировка с годами обесцвечивается, клеймо сложно разобрать под густой шерстью, а чип за считанные минуты предоставит актуальные данные. Биоинертное стекло корпуса транспондера не вызывает аллергии. Отторжение организмом также не происходит. Исключено его врастание в мягкие ткани или мигрирование по организму.
Леонид Александрович
1
20.10.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 5 Параграф : 28 Пункт : 2 Элемент текста : Собственник собаки и (или) кошки обязан чипировать принадлежащих ему животных в четырнадцатидневный срок со дня их приобретения, если такие животные не были чипированы до их приобретения этим собственником.

Владельцы питомников и заводчики, имеющие нереализованный приплод, должны чипировать приплод в течение четырнадцати дней с момента достижения приплодом четырехмесячного возраста.


Считаю, что необходимо исключить из законопроекта пункт 2 ст.28 главы 5 об обязательном чипировании животных-компаньонов.

Обоснование
Главным аргументом зоозащитников при введении обязательного чипирования является регулирование численности бездомных животных. Однако само по себе чипирование никак не поможет это сделать. Регулирование численности животных достигается в комплексе мероприятий:

1)контроль за "разведенцами",

2) стерилизация животных с наследственными дефектами (введение обязательной стерилизации беспородных животных может оказаться непродуманным и неоправданным решением, т.к. зачастую беспородные животные имеют лучшее состояние здоровья, чем племенные собаки и кошки определённых пород),

3) стимулирование потенциальных владельцев при выборе взять животное с улицы (например, льготы в уплате налога на содержание собак, скидки при кастрации животных в ветеринарных клиниках и т.п.),

4) развитие инфроструктуры для выгула животных (следует отходить от мнения: прежде чем, заводить собаку, надо было думать, где с ней гулять, а т.к. негде, то и заводить не стоит),

5) проверка психического состояния здоровья человека при желании завести им питомца,

6) освоение программы ОСВВ не только кошек (как предлагают многие любители животных), но и собак при непосредственном участии волонтёров и при финансовой поддержке из государственного бюджета,

7) создание и опять-таки поддержание за счёт бюджетных средств (например, налогов, уплачиваемых владельцами собак на их содержание) приютов, а не финансирование службы отлова,

8) предоставление социальных скидок на ветеринарные услуги для пенсионеров, молодых и многодетных семей, людей, попавших в трудное финансовое положение (многие люди поэтому и не хотят лечить своих животных - легче завести новых, т.к. цены на ветуслуги, особенно в частных ветклиниках просто зашкаливают),

9) в конце концов пропаганда правильного гуманного отношения к животным и окружающей среде в целом.

На сегодняшний день у нас для владельцев животных не создано практически ничего. Места и площадки для выгула либо отсутствуют, либо находятся очень далеко от мест проживания владельцев животных, либо эти площадки находятся в таком плачевном состоянии, что животное просто может на них травмироваться. Гулять с животными, даже на поводке и в наморднике, нельзя ни в одном парке, ни в зонах отдыха людей (почему-то забывается, что питомец это такой же член семьи). И пока за границей просходит всё большее и большее развитие движения "Dogfriendly" у нас запрещено приводить животных в магазины, кафе и др. общественные места. Там наоборот стараются поддержать людей с животными. У нас же владельцев животных подстерегают одни обязательства и практически никаких прав, налоги, запреты, наказания. Такое ощущение, что всеми способами целенаправленно отпугиваются люди, желающие взять себе питомца.

Поэтому, на мой взгляд, введение обязательного чипирования ещё более оттолкнет и тех людей, которые готовы были пойти на все неудобства ради содержания животных. И для начала необходимо создать хоть какие-то элементарные блага для нынешних и потенциальных владельцев собак и кошек, а уже потом вводит ещё одно обязательство.