1. Ввести обязательную кастрацию и запрет размножения животных-компаньонов, не представляющих породную ценность. Разработать методику контроля и ввести штрафы за исполнение данного пункта. Логика: количество животных давно превышает спрос на животных-компаньонов. И только кастрация и запрет размножения позволит снизить их количество. Кроме того, животные перестанут драться, нанося друг другу травмы, увечья, и инфицируя вирусами.
2. Отменить отлов мелких животных (кошек и мелких собак), не представляющих опасность населению. Применить стратегию кастрации мелких бездомных животных, вакцинации от бешенства, и выпуска их обратно. Логика: принцип отлова бездомных животных не снижает их численность на улицах, но приносит им страдания и смерть. Как минимум – увеличить срок содержания отловленных животных до 1 месяца, для возможности поиска старых/новых владельцев, проведения кастрации и вакцинации.
3. Узаконить установку домиков (имеющих эстетический вид) для кошек/котов на придомовых территориях за счет волонтеров и жильцов (на добровольной основе). Узаконить кормление бездомных животных, с соблюдением санитарных норм (как минимум – узаконить кормление бездомных животных вблизи мусорных площадок, с соблюдением санитарных норм). Логика: кошки/коты будут иметь теплое место и пищу, что позволит им согреться, безопасно выспаться и поесть, чтобы сохранить здоровое состояние. Кроме того, красивые домики украсят придомовую территорию.
4. Сделать обязательным: чипирование, регистрацию, надлежащий уход и оказание своевременной ветеринарной помощи животных-компаньонов, что позволит снизить количество бездомных животных. Обязать владельцев собак убирать за своим питомцем экскременты, с соблюдением санитарных норм (в пакетах, не бумаге и т.п., и в мусорку). Обязать владельцев производить уборку помещений общего пользования от всех продуктов жизнедеятельности в случае загрязнения их питомцами (мочой, рвотой, большим объемом грязи с улицы). Разработать методику контроля и ввести штрафы за исполнение данного пункта.
5. Увеличить количество площадок для выгула собак. Логика: именно из-за отсутствия площадок вблизи места проживания владельцы выгуливают собак на придомовых территориях, парках и т.п., загрязняя их.
6. Ввести запрет на использование животных для тестирования и получения меха. Логика: данный вид деятельности приносит страдание смерть, не принося незаменимой пользы человеку.
7. Ввести запрет на использование животных для развлечения людей, - в цирках, контактных зоопарках, дельфинариях, фотосессиях с животными и т.п. Логика: животные, которых используют для получения выгоды, эксплуатируются без учета нагрузки, и, чаще всего, содержатся в крайне жестоких условиях – тесных помещениях, со скудным питанием и отсутствием нормального общения и ветеринарной помощи. Это является негуманным. Тем более, данный вид развлечений морально устарел, и может быть заменен другими развлекательными мероприятиями.
8. Снизить возраст привлечения к ответственности за жестокое обращение с животными. Логика: современные подростки могут быть невероятно жестокими. Понимая свою безнаказанность, они издеваются над животным, чаще всего, именно ласковыми или беспомощными, и даже над своими домашними питомцами. Только страх наказания заставит их не совершать подобные поступки.
9. Ужесточить наказание за жестокое обращение с животными. Логика: люди, способные нанести вред животному, могут быть опасны для человека. А ведь последнее время участились случаи особо жестоких убийств животных. Кроме того, в деревнях принято (так исторически сложилось и считается нормой) вешать собак за загрызенную домашнюю птицу и скот. При этом, именно владелец виновен в поведении собаки (не кормил, не воспитал, не выгуливал, не рассчитал свои возможности и т.п.). Только реальные сроки и штрафы могут послужить сдерживающим фактором.
15.10.2023 13:14:31
OlgaP
Пользователь
НОВИЧОК
3
1.1
3
Поддерживая инициативу государства по гуманизации и упорядочению сферы обращения с животными в Республике Беларусь, считаем необходимым пойти по пути стран, исключающих практику умерщвления здоровых и подлежащих лечению животных- компаньонов и безнадзорных животных. Считаем, что комплекс мер, направленный на регуляцию численности безнадзорных животных, должен отталкиваться исключительно от предлагаемой выше формулы и учитывать ,в полном объеме, как меры по реализации гуманных методов сокращения численности безнадзорных животных, так и последствия внедрения мер, выполнение которых зависит от населения, если они не имеют характер рекомендуемых.
Регулирование численности беспризорных животных путем их умерщвления не может соответствовать гуманным принципам , изложенным, в том числе, в Обосновании к данному Проекту закона, а так же принципам нравственного и гуманного отношения к животным как к "существам, способным испытывать чувства, эмоции и физические страдания", изложенных в статье 4. настоящего Проекта закона, поскольку законодательно закрепит пренебрежительное отношение к их жизни и не будет способствовать "воспитанию и укреплению нравственного и гуманного отношения к животным" ( СТ 8.1)
Ужесточения правил содержания животных, особенно влекущие дополнительные материальные затраты для людей, могут способствовать избавлению от животных или отказу от их содержания владельцами, не желающими нести эти расходы, что еще более усугубит ситуацию с бездомными животными, ухудшит их общее благополучие, уменьшит количество желающих приютить нуждающихся в опеке животных. Поэтому такие меры целесообразно вводить только после внедрения полноценной инфраструктуры в виде приютов (для животных не имеющих хозяев), создание которых должно быть максимально упрощено и обременено общественным контролем и которые позволят аккумулировать отказных и выброшенных животных, появившихся после введения подобных обязанностей для их владельцев. До этого, при обязательном запрещении необоснованной эвтаназии отловленных и владельческих животных, целесообразно проводить Программу ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск) хотя бы за счет средств благотворительных и иных заинтересованных организаций, а так же частных лиц, под их ответственность
В силу того, что создание достаточной инфраструктуры для гуманного функционирования предлагаемого Закона потребует времени и изыскания средств, считаем необходимым введение переходного периода ( до введения обременительных для населения обязанностей), в течение которого будет подготовлена база в виде приютов в большинстве городов и нас. пунктов, в Минске в каждом районе, позволяющая решать неминуемые проблемы, связанные с размещением выброшенных и отказных животных, которые предсказуемо появятся после наложения на население дополнительной нагрузки по их содержанию . Данная нагрузка может спровоцировать их владельцев к массовому избавлению и отказу от собак и кошек (особенно в сельской местности).
Необходимо форсирование воспитательной работы, для подготовки населения к подобным мерам и ,по возможности, пока проводить стерилизацию владельческих сук и кошек женского пола. а так же их чипирование, бесплатно или по минимальной фиксированной цене. При этом , стоимость услуги чипирования должна быть сопоставимой с реальной стоимостью чипов.
Не стоит забывать, что при обязательном чипировании регистрируемых животных, сама процедура регистрации, фактически, приобретает платный характер.
Исходя из вышеизложенного считаем необходимым:
Исключить возможность умерщвления отловленных и владельческих животных, кроме случаев не подлежащих лечению ( терминальная стадия заболевания, невозможность исключить невыносимые страдания ), при этом решение о нежизнеспособности животного должно приниматься на основании комплексного обследования и анализов. Понятие эвтаназии должно быть прописано.
Упростить и поощрять регистрацию частных и других благотворительных приютов (не предъявляя к ним абсолютных и невыполнимых требований, распространяемых на государственные приюты), в том числе физическими лицами.Освободить такие учреждения от земельного налога и налога на деятельность, если таковая не рассчитана на получение прибыли.
Учитывать возможности местных администраций по обеспечению условий содержания животных в административных приютах, исходя из необходимого минимума и не распространять на них требований по благоустройству для областных центров.
Не вводить жестких, ограничений на количество содержащихся животных в квартирах многоквартирных домов и квартирах блочных домов при , поскольку эти нормы не соответствуют сложившейся ситуации.
Использовать площади имеющихся пунктов отлова для стерилизации пойманных животных, их послеоперационной передержки(10-12 дней),вакцинации, с последующим выпуском в места прежнего обитания, в том числе, неагрессивных, способных к социализации с людьми собак. Признать этих животных естественной частью экологической среды и не отлавливать.( Данная норма предусматривается. в том числе, в российском и казахском законодательствах, на изучение которых ссылались отечественные разработчики данного Проекта закона.
Разрешить благотворительным и иным организациям, а также отдельным гражданам проводить программу ОСВВ для беспризорных животных, в том числе неагрессивных собак, за счет собственных средств, под их ответственность.
Не принимать в пункты содержания и приюты животных от населения без уважительной причины, подтвержденной документально (перемена места жительства не должна быть такой причиной)
Предусмотреть необходимость ответственности собственников за полноценное содержание служебных и используемых в культурно-массовых мероприятиях животных, до их естественной смерти (это должно касаться не только собак и кошек).
При изъятии животного, обременять изымающую сторону полной ответственностью за его полноценное содержание, здоровье и жизнь.
Отвязать проблемы, связанные с содержанием животных и регулированием численности безнадзорных животных от Министерства ЖКХ, как несвойственную и чуждую ему функцию и передать ее в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды или в отдельный департамент.
Определить места культурного захоронения для умерших животных их владельцами.
Распространить область уголовного законодательства в части обращения с животными на деятельность пунктов отлова животных.
Ввести общественный контроль за деятельностью, связанной с отловом животных и их содержанием в пунктах отлова и приютах.
15.10.2023 14:03:44
Lisa M
Пользователь
НОВИЧОК
1
2.9
1
1. Стерилизация Хотелось бы, чтобы стерилизация стала обязательной для всех животных – это способствует сокращению численности безнадзорных животных. Кроме того, есть данные, подтверждающие, что стерилизация предотвращает развитие рака у домашних животных. Таким образом, стерилизуя животных, можно предотвратить их страдания, что особенно важно, учитывая тот факт, что животные способны испытывать чувства, эмоции и ощущать, когда им причиняют боль (об этом идет речь в начале законопроекта: Статья 4). 2. Разведение животных Хотелось бы, чтобы разведение животных как явление не допускалось в целом, т.к. существа, которые способны испытывать чувства и эмоции, – это не вещи (а в этом случае: не товар), с помощью которых заводчики получают выгоду. Более того, постоянная необходимость в разведении животных противоречит их физиологии, приводит к страданиям, болезням и патологиям. 3. Чипирование Поможет вести учет домашних животных и консолидировать информацию о них в одной системе. 4. Неотлов домашних животных Отлов домашних животных – это неэффективная практика контроля численности домашних животных, в то время как кастрация и стерилизация животных являются более эффективными и гуманными методами контроля численности домашних животных. 5. Обязательная вакцинация домашних животных Для предотвращения страданий животных и предупреждения болезней. 6. Информирование населения о правилах содержания домашних животных и о том, что домашние животные представляют из себя в целом Проведение мероприятий среди граждан, направленных на формирование знаний о домашних животных, о содержании и об уходе за ними. 7. Запрет на использование животных в цирках, зоопарках, выставках и подобных мероприятиях Использование животных в таких местах – это негуманное обращение с чувствующими существами, т.к. животные – это не средство для развлечений, и у них тоже могут быть свои потребности (например некоторые животные боятся больших толп людей, которые могут быть в зоопарках, цирках, некоторые животные могут не идти на контакт с незнакомыми людьми и т.п.), а использование животных на выставках тоже негуманно, т.к. выставки подразумевают выставление именно предметов напоказ, а животные, обладающие умением чувствовать и испытывать эмоции, не являются предметами, т.к. у предметов нет чувств и эмоций. 8. Запрет на тестирование лекарств, косметических и подобных средств на животных Физиология животных и людей не схожи. Уже этот факт говорит о том, что, если препарат или косметическое средство привело к нужному эффекту на животном, – это не значит, что такой же эффект будет достигнут среди людей. Более того, протоколы испытаний все еще предполагают проверку лекарств и средств на людях уже после того, как эти лекарства и средства прошли испытание на животных. Более того, использование существ, способных испытывать боль – это негуманно. 9. Введение уголовной ответственности за жестокое обращение с животными Исходя из того, что животные признаются существами, обладающими чувствами и эмоциями и способными испытывать боль, предлагаю ввести уголовную ответственность за причинение вреда животным. Животные всю свою жизнь находятся в полной зависимости от людей, не имея возможности уйти, убежать, избежать от не должного обращения. Таким образом причинение вреда существу заведомо находящемуся в зависимом положении – негуманно и должно получить соответствующие последствия в виде уголовной ответственности. 10. Закрепить на государственном уровне приюты для животных Эта мера поможет обеспечить безопасную жизнь для безнадзорных животных, если для них не нашлось дома. А также поможет обеспечить нужные условия после стерилизации/ кастрации животных или на период лечения. 11. Обеспечить льготы на первичные обследования безнадзорных животных либо финансировать приюты для животных для этих целей.
15.10.2023 14:37:38
Анастасия Гведа
Пользователь
НОВИЧОК
1
0.0
2
Запретить притравочные станции (где на диких животных натравливают собак) Запретить контактные зоопарки Запретить Виварии Сейчас есть альтернативы тестировать препараты не мучая животных и молодым врачам тренироваться на специальных манекенах, а не резать животных. Создавать не только пункты временного содержания, но и Приюты для животных
15.10.2023 14:54:56
lizasoroka
Пользователь
НОВИЧОК
0
3.0
1
Прошу Вас внести следующие поправки в законопроект:
1. Дополнить ст. 36 гл.7 Закона пунктами 3 и 4, предусматривающими внесение изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и в Уголовный Кодекс Республики Беларусь:
- снижение возраста привлечения к ответственности за статьи 16.29 КоАП РБ и 339-1 УК РБ;
- ужесточение наказаний по административным правонарушениям и уголовным преступлениям за жестокое обращение с животными, а именно – увеличение размера штрафов, увеличение срока лишения свободы;
- увеличение сроков привлечения к ответственности по ст.ст.16.29 и 16.30 КоАП РБ.
2. Дополнить п.1 ст.17 гл.3 Закона абзацем следующего содержания:
Запретить использование диких животных в цирках/на культурно-развлекательных мероприятиях (в т.ч. при проведении уличных фотосессий в парках/зонах отдыха и т.п.).
Обоснование:
Многие дикие животных отлавливаются в своей среде и далее разводятся в неволе, где проводят всю свою жизнь в тесном контакте с людьми, что является для них неестественной и стрессовой средой. Животные часто подвергаются насилию – дрессировщики заставляют их выполнять опасные и неудобные трюки, которые не предназначены для выполнения дикими (!) животными. В передвижных цирках транспортировка животных происходит в не подходящих для них условиях - ненадлежащего питания, ухода и ветобслуживания. Всемирное общество защиты животных утверждает, что, к примеру, слоны в неволе могут быть переносчиками человеческого штамма туберкулеза. А те, кто находится в цирках, особенно подвержены риску из-за постоянного контакта с инфицированными людьми и слонами.
3. Заменить п.3 ст.7 гл.1 Закона абзацем следующего содержания:
Редакция п. 3 в проекте Правил содержания домашних собак, кошек, а также обращения с безнадзорными животными (далее – Правила):
Владельцы животных обязаны обеспечивать их регистрацию, идентификацию, надлежащий уход за животными, своевременное оказание животным ветеринарной помощи, строго выполнять правила их содержания, обеспечивать безопасность людей и их имущества, не допускать загрязнения этими животными жилых и вспомогательных помещений жилых домов, а также территории общего пользования в населенных пунктах, а также вне населенных пунктов.
Предлагаемая редакция:
Владельцы животных обязаны обеспечивать их регистрацию, идентификацию, кастрацию животных, не представляющих племенной или служебной ценности, надлежащий уход за животными, своевременное оказание животным ветеринарной помощи, строго выполнять правила их содержания, обеспечивать безопасность людей и их имущества, не допускать размножения животных, не представляющих племенной ценности, загрязнения этими животными жилых и вспомогательных помещении жилых домов, а также территории общего пользования в населенных пунктах, а также вне населенных пунктов.
Обоснование:
Кастрация – мера, взаимодополняющая процедуру идентификации, в единой программе гуманного регулирования численности бездомных животных. Обязательная кастрация владельческих животных, не представляющих племенной ценности – основная профилактическая мера появления безнадзорных животных. Поскольку безнадзорные животные – это бывшие домашние животные либо их потомки, реализация этого требования позволит сократить размножение животных, выброс потомства на улицу, а, следовательно, сократить трату бюджетных средств на отлов и умерщвление.
Кроме этого, кастрация является доказанной профилактической мерой по снижению уровня онкозаболеваемости у животных.
4. Внести в ст.30 гл.6 Закона абзац следующего содержания:
Запретить отлов кошек (исключение составляют животные, инфицированные вирусом бешенства).
Обоснование: они не представляют непосредственную угрозу человеку (исключение составляют животные, инфицированные вирусом бешенства).
5. Внести в ст.31 гл.6 Закона абзац следующего содержания:
Регламентировать создание домиков для проживания (вакцинированных и стерилизованных, но безнадзорных) кошек на придомовых территориях.
Обоснование:
Данная мера вкупе с кастрацией и вакцинацией перед помещением кошек в такого рода место проживания обеспечит безопасный период «доживания», в случае, если не удалось найти ему дом. Также такого рода домики помогут отловить-стерилизовать-вакцинировать как можно большее число кошек, т.к. им свойственно искать безопасное место обитания, что в будущем приведет к естественному снижению популяционного числа безнадзорных кошек. Обязанность за соблюдение чистоты и порядка в такого рода домиках возложить на волонтеров/работников ЖКХ.
6. Внести изменения в абз. 1 п. 1 ст. 32 гл. 6 и изложить в следующей редакции:
"1. Отловленные и найденные безнадзорные животные, а также отказные животные содержатся в пунктах содержания не менее тридцати календарных дней, в течение которых осуществляется поиск прежних или новых владельцев".
Обоснование:
Существующее ограничение в 5 дней не является достаточным для поиска хозяев, которые утеряли питомца, а также не является достаточным при поиске новых владельцев безнадзорным животным, которые часто являются больны, невакцинированы, некастрированы. А излечение животного, вакцинация и кастрация увеличивает шансы на нахождение новых хозяев, в связи с чем необходимо увеличить сроки содержания животных.
7. Дополнить ст.29 Закона абзацем следующего содержания:
Для обеспечения безопасного свободного выгула собак, увеличить количество площадок для выгула собак и установить их в каждом микрорайоне всех городов страны за счет средств бюджета.
Обоснование:
Данная мера поможет снизить число нарушений при выгуле собак без намордников и поводков, т.к. для разрешенного свободного выгула не хватает площадок, расположенных близко к придомовым территориям, зачастую таковые находятся на большом расстоянии ввиду их маленькой численности.
8. Внести изменения в п. 3 ст 2 гл.1 Закона абзацем следующего содержания:
Запретить создание притравочных станций на территории Республики Беларусь, существующие – закрыть.
Обоснование:
Суть данных станций буквально противоречат одной из главных задач Закона - защите животных от жестокого обращения. В суть притравочной станции заложено поместить дикое животное в ограниченные и огороженные условия, чтобы в дальнейшем натравить охотничью собаку на это животное, у которого в данных условиях нету возможности ни защититься, ни убежать, так как во время данных манипуляций в момент захвата собакой животного их ограничивают в пространстве еще больше с обоих сторон, дабы не допустить побега последнего. В результате данных действий животное получает увечья, травмируется, испытывают стресс и ужас, и часто погибают. Для того, чтобы дикое животное не нанесло травм собаке им удаляют зубы и клыки, морят голодом. Данные площадки являются негуманными, неэтичными и не отвечают требованиям развитого общества.
9. Внести изменения в ст.20 Закона и заменить ее абзацем следующего содержания:
Запретить все виды тестирований над животными, в т.ч. с использованием обезболивающих ветеринарных препаратов.
Обоснование:
В случае как и с притравочными станциями понятие использования животных в научных опытах противоречит сути Закона - защите животных от жестокого обращения. Испытания на животных лишены гуманности и научных обоснований. Приблизительно 115 миллионов животных ежегодно используются в экспериментах по всему миру, многие испытывают очень сильную боль. Большинство тестов на безопасность товаров проводится на животных без анестезии или аналгезии, а токсичные вещества могут привести к огромным страданиям в течение долгого времени. Даже если нормативные положения включают минимальные стандарты по бережному отношению, они не могут исключить тот страх и расстройство, которые ежедневно переживают лабораторные животные. Биохимия, физиология, размер и продолжительность жизни животных отличаются, в зависимости от вида (и даже породы), и могут влиять на токсичность тестируемых веществ. Вещества, безопасные для мышей или крыс, могут оказаться небезопасными для человека и наоборот. Некоторые химикаты, одобренные как безопасные после испытаний на животных, оказывались пагубными для человека, поэтому их использование было прекращено. Тесты на (химическую) токсичность фармацевтической продукции у грызунов прогнозируют токсичность у человека только в 43% случаев. 92% новых лекарств, прошедших испытания на животных, не попадают на рынок, в основном, из-за неожиданных побочных эффектов или неэффективности при употреблении человеком. Тестирование на токсичность должно основываться на надежных методах, и без использования животных.
15.10.2023 15:13:36
МирИрина
Пользователь
НОВИЧОК
1
2.3
2
Чипировать либо как-то иначе зарегистрировать животное. Например, завести какой-нибудь паспорт на животное с фотографиями, ростом, расцветкой и др. На выбор хозяина. Должен быть выбор.
15.10.2023 15:17:38
Реина
Пользователь
НОВИЧОК
0
3.0
1
За чипирование животных и запрет заводить новое животное на 3-5 лет для тех,кто выбросил животное. Для тех кто пойман на индивательстве над животным ввести штраф от 5 базовых (деньги пустить на стерилизацию и лечение бездомных животных/действие приютов). Ныне бездомных следует стерилизовать, а не убивать - это гуманнее и эффективнее.
15.10.2023 15:59:38
МирИрина
Пользователь
НОВИЧОК
2
2.3
2
Конечно, у людей должен быть выбор. Можно и другими способы регистрации животных использовать, создать республиканский базу животных с фото животного и данными хозяев
15.10.2023 16:30:31
Людмила Загуста
Пользователь
НОВИЧОК
3
4.0
23
Ваша позиция как у зоофоба. И не похожа на предложение юриста в нашей стране в год истребляются десятки тысяч домашних животных ( за бюджетные деньги!) только потому что они не востребованы, оказались бездомными по вине несознательных граждан . И этими методы никак не сокращают численность животных на улицах. данный Закон нужен для того чтобы изменить это в лучшую сторону и чтобы интересы животных были узаконены! а вливания бюджетных средств должны быть , также как и в вопросах с пожилыми людьми и сиротами , самыми уязвимыми и беспомощными категориями населения , именно поэтому определяется цивилизованность нации страны
15.10.2023 17:01:27
Liudmila
Пользователь
НОВИЧОК
1
3.0
1
1) Обязательная стерилизация для всех животных, не представляющих племенную ценность, и при отсутствии у людей лицензии и приличного питомника. Большая часть беспризорных животных - дети домашних кошек и собак, которых просто выставляют на улицу (вроде как не убили и авось кто возьмет). Так же хотелось бы увидеть пункт о работе государства с населением об информировании насчёт важности стерилизации домашних животных. Большая часть людей об этом законе скорее всего даже не узнает, а про стерилизации все еще ходит множество мифов, из-за которых хозяева скорее будут каждый год выкидывать котят коробками, чем стерилизуют кошку.
2) Ответственность за жестокое обращение
Хотелось бы увидеть более жестокое наказание в КоАП и УК за жестокое обращение, а именно избавление, убийство, нанесение увечий, доведение до голодной смерти. Необходимо, чтобы люди осознавали, что это не "просто какой-то кот", а преступление. Дело даже не в том, есть у кота душа, чувства и подобное. Дело в том, во что превращаются люди в процессе - в палачей. Плюс, опять же, информирование населения о том, что такое жестокое обращение и почему это преступление. Начиная с детского сада.
3) Запрет на использование животных в цирках и подобных местах
Хотелось бы, чтобы животных перестали использовать для потехи людям. В начале законопроекта говорится, что животные признаются существами с чувствами и эмоциями. Жестоко использовать на потеху существо с чувствами и эмоциями.
4) Тестирования на животных
Сейчас замена животных в качестве объекта для тестов носит рекомендательный характер. Это, снова же, плохо сочетается с фразой "животные - существа с чувствами и эмоциями". Нужен куда более серьезный контроль за тем, кто и как использует животных для тестирования и контроль за тем, соблюдается ли замена альтернативами везде, где возможна. Практика показывает, что рекомендации эти игнорируются и обходятся, куда проще ехать по накатанной, если нет достаточно серьезной мотивации.
6) Отмена отлова для животных, не представляющих опасности
очень многие волонтеры стерилизуют и обрабатывают дворовых кошек и котов, которые находятся под их опекой. Я в том числе. Коты и кошки в итоге не опасны ни для кого и отлов здесь не нужен. Было бы просто замечательно, если бы ЖЭСы давали возможность оставить таких животных в покое, а отлов если и приезжал бы, то только для стерилизаций и выпуска в место обитания. Отлов не работает. Животных на улицах меньше не становится. Причина того, что животных так много - безответственность населения: не стерилизуют, выкидывают котят и щенков, выкидывают своих нестерилизованных. Отлов просто бесконечно ловит новых и новых и все без толку, потому что не решает проблему, а деньги тратятся на это немалые. Пусть лучше они пойдут на стерилизации и обустройсто площадок для выгула и домики для котов! Давайте возьмем пример с таких стран как Турция и Испания. Климат у нас не тот, но есть способ строить домики, подходящие для зимы. В них будут доживать свою жизнь уже стерилизованные уличные коты.
6) Скидки на чипирование и стерилизацию в гос вет станциях для категорий граждан, которые не могут себе позволить полную стоимость 7) Организация приютов для бездомных животных, их финансирование из гос бюджета. Гос помощь уже существующих приютов.
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «Об ответственном обращении с животными»
Пользователь
НОВИЧОК1. Ввести обязательную кастрацию и запрет размножения животных-компаньонов, не представляющих породную ценность. Разработать методику контроля и ввести штрафы за исполнение данного пункта. Логика: количество животных давно превышает спрос на животных-компаньонов. И только кастрация и запрет размножения позволит снизить их количество. Кроме того, животные перестанут драться, нанося друг другу травмы, увечья, и инфицируя вирусами.
2. Отменить отлов мелких животных (кошек и мелких собак), не представляющих опасность населению. Применить стратегию кастрации мелких бездомных животных, вакцинации от бешенства, и выпуска их обратно. Логика: принцип отлова бездомных животных не снижает их численность на улицах, но приносит им страдания и смерть. Как минимум – увеличить срок содержания отловленных животных до 1 месяца, для возможности поиска старых/новых владельцев, проведения кастрации и вакцинации.
3. Узаконить установку домиков (имеющих эстетический вид) для кошек/котов на придомовых территориях за счет волонтеров и жильцов (на добровольной основе). Узаконить кормление бездомных животных, с соблюдением санитарных норм (как минимум – узаконить кормление бездомных животных вблизи мусорных площадок, с соблюдением санитарных норм). Логика: кошки/коты будут иметь теплое место и пищу, что позволит им согреться, безопасно выспаться и поесть, чтобы сохранить здоровое состояние. Кроме того, красивые домики украсят придомовую территорию.
4. Сделать обязательным: чипирование, регистрацию, надлежащий уход и оказание своевременной ветеринарной помощи животных-компаньонов, что позволит снизить количество бездомных животных. Обязать владельцев собак убирать за своим питомцем экскременты, с соблюдением санитарных норм (в пакетах, не бумаге и т.п., и в мусорку). Обязать владельцев производить уборку помещений общего пользования от всех продуктов жизнедеятельности в случае загрязнения их питомцами (мочой, рвотой, большим объемом грязи с улицы). Разработать методику контроля и ввести штрафы за исполнение данного пункта.
5. Увеличить количество площадок для выгула собак. Логика: именно из-за отсутствия площадок вблизи места проживания владельцы выгуливают собак на придомовых территориях, парках и т.п., загрязняя их.
6. Ввести запрет на использование животных для тестирования и получения меха. Логика: данный вид деятельности приносит страдание смерть, не принося незаменимой пользы человеку.
7. Ввести запрет на использование животных для развлечения людей, - в цирках, контактных зоопарках, дельфинариях, фотосессиях с животными и т.п. Логика: животные, которых используют для получения выгоды, эксплуатируются без учета нагрузки, и, чаще всего, содержатся в крайне жестоких условиях – тесных помещениях, со скудным питанием и отсутствием нормального общения и ветеринарной помощи. Это является негуманным. Тем более, данный вид развлечений морально устарел, и может быть заменен другими развлекательными мероприятиями.
8. Снизить возраст привлечения к ответственности за жестокое обращение с животными. Логика: современные подростки могут быть невероятно жестокими. Понимая свою безнаказанность, они издеваются над животным, чаще всего, именно ласковыми или беспомощными, и даже над своими домашними питомцами. Только страх наказания заставит их не совершать подобные поступки.
9. Ужесточить наказание за жестокое обращение с животными. Логика: люди, способные нанести вред животному, могут быть опасны для человека. А ведь последнее время участились случаи особо жестоких убийств животных. Кроме того, в деревнях принято (так исторически сложилось и считается нормой) вешать собак за загрызенную домашнюю птицу и скот. При этом, именно владелец виновен в поведении собаки (не кормил, не воспитал, не выгуливал, не рассчитал свои возможности и т.п.). Только реальные сроки и штрафы могут послужить сдерживающим фактором.
15.10.2023 13:14:31
Пользователь
НОВИЧОКСчитаем, что комплекс мер, направленный на регуляцию численности безнадзорных животных, должен отталкиваться исключительно от предлагаемой выше формулы и учитывать ,в полном объеме, как меры по реализации гуманных методов сокращения численности безнадзорных животных, так и последствия внедрения мер, выполнение которых зависит от населения, если они не имеют характер рекомендуемых.
Регулирование численности беспризорных животных путем их умерщвления не может соответствовать гуманным принципам , изложенным, в том числе, в Обосновании к данному Проекту закона, а так же принципам нравственного и гуманного отношения к животным как к "существам,
способным испытывать чувства, эмоции и физические страдания", изложенных в статье 4. настоящего Проекта закона, поскольку законодательно закрепит пренебрежительное отношение к их жизни и не будет способствовать "воспитанию и укреплению нравственного и гуманного отношения к животным" ( СТ 8.1)
Ужесточения правил содержания животных, особенно влекущие дополнительные материальные затраты для людей, могут способствовать избавлению от животных или отказу от их содержания владельцами, не желающими нести эти расходы, что еще более усугубит ситуацию с бездомными животными, ухудшит их общее благополучие, уменьшит количество желающих приютить нуждающихся в опеке животных. Поэтому такие меры целесообразно вводить только после внедрения полноценной инфраструктуры в виде приютов (для животных не имеющих хозяев), создание которых должно быть максимально упрощено и обременено общественным контролем и которые позволят аккумулировать отказных и выброшенных животных, появившихся после введения подобных обязанностей для их владельцев.
До этого, при обязательном запрещении необоснованной эвтаназии отловленных и владельческих животных, целесообразно проводить Программу ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск) хотя бы за счет средств благотворительных и иных заинтересованных организаций, а так же частных лиц, под их ответственность
В силу того, что создание достаточной инфраструктуры для гуманного функционирования предлагаемого Закона потребует времени и изыскания средств, считаем необходимым введение переходного периода ( до введения обременительных для населения обязанностей), в течение которого будет подготовлена база в виде приютов в большинстве городов и нас. пунктов, в Минске в каждом районе, позволяющая решать неминуемые проблемы, связанные с размещением выброшенных и отказных животных, которые предсказуемо появятся после наложения на население дополнительной нагрузки по их содержанию . Данная нагрузка может спровоцировать их владельцев к массовому избавлению и отказу от собак и кошек (особенно в сельской местности).
Необходимо форсирование воспитательной работы, для подготовки населения к подобным мерам и ,по возможности, пока проводить стерилизацию владельческих сук и кошек женского пола. а так же их чипирование, бесплатно или по минимальной фиксированной цене.
При этом , стоимость услуги чипирования должна быть сопоставимой с реальной стоимостью чипов.
Не стоит забывать, что при обязательном чипировании регистрируемых животных, сама процедура регистрации, фактически, приобретает платный характер.
Исходя из вышеизложенного считаем необходимым:
Исключить возможность умерщвления отловленных и владельческих животных, кроме случаев не подлежащих лечению ( терминальная стадия заболевания, невозможность исключить невыносимые страдания ), при этом решение о нежизнеспособности животного должно приниматься на основании комплексного обследования и анализов. Понятие эвтаназии должно быть прописано.
Упростить и поощрять регистрацию частных и других благотворительных приютов (не предъявляя к ним абсолютных и невыполнимых требований, распространяемых на государственные приюты), в том числе физическими лицами.Освободить такие учреждения от земельного налога и налога на деятельность, если таковая не рассчитана на получение прибыли.
Учитывать возможности местных администраций по обеспечению условий содержания животных в административных приютах, исходя из необходимого минимума и не распространять на них требований по благоустройству для областных центров.
Не вводить жестких, ограничений на количество содержащихся животных в квартирах многоквартирных домов и квартирах блочных домов при , поскольку эти нормы не соответствуют сложившейся ситуации.
Использовать площади имеющихся пунктов отлова для стерилизации пойманных животных, их послеоперационной передержки(10-12 дней),вакцинации, с последующим выпуском в места прежнего обитания, в том числе, неагрессивных, способных к социализации с людьми собак. Признать этих животных естественной частью экологической среды и не отлавливать.( Данная норма предусматривается. в том числе, в российском и казахском законодательствах, на изучение которых ссылались отечественные разработчики данного Проекта закона.
Разрешить благотворительным и иным организациям, а также отдельным гражданам проводить программу ОСВВ для беспризорных животных, в том числе неагрессивных собак, за счет собственных средств, под их ответственность.
Не принимать в пункты содержания и приюты животных от населения без уважительной причины, подтвержденной документально (перемена места жительства не должна быть такой причиной)
Предусмотреть необходимость ответственности собственников за полноценное содержание служебных и используемых в культурно-массовых мероприятиях животных, до их естественной смерти (это должно касаться не только собак и кошек).
При изъятии животного, обременять изымающую сторону полной ответственностью за его полноценное содержание, здоровье и жизнь.
Отвязать проблемы, связанные с содержанием животных и регулированием численности безнадзорных животных от Министерства ЖКХ, как несвойственную и чуждую ему функцию и передать ее в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды или в отдельный департамент.
Определить места культурного захоронения для умерших животных их владельцами.
Распространить область уголовного законодательства в части обращения с животными на деятельность пунктов отлова животных.
Ввести общественный контроль за деятельностью, связанной с отловом животных и их содержанием в пунктах отлова и приютах.
15.10.2023 14:03:44
Пользователь
НОВИЧОКХотелось бы, чтобы стерилизация стала обязательной для всех животных – это способствует сокращению численности безнадзорных животных. Кроме того, есть данные, подтверждающие, что стерилизация предотвращает развитие рака у домашних животных. Таким образом, стерилизуя животных, можно предотвратить их страдания, что особенно важно, учитывая тот факт, что животные способны испытывать чувства, эмоции и ощущать, когда им причиняют боль (об этом идет речь в начале законопроекта: Статья 4).
2. Разведение животных
Хотелось бы, чтобы разведение животных как явление не допускалось в целом, т.к. существа, которые способны испытывать чувства и эмоции, – это не вещи (а в этом случае: не товар), с помощью которых заводчики получают выгоду. Более того, постоянная необходимость в разведении животных противоречит их физиологии, приводит к страданиям, болезням и патологиям.
3. Чипирование
Поможет вести учет домашних животных и консолидировать информацию о них в одной системе.
4. Неотлов домашних животных
Отлов домашних животных – это неэффективная практика контроля численности домашних животных, в то время как кастрация и стерилизация животных являются более эффективными и гуманными методами контроля численности домашних животных.
5. Обязательная вакцинация домашних животных
Для предотвращения страданий животных и предупреждения болезней.
6. Информирование населения о правилах содержания домашних животных и о том, что домашние животные представляют из себя в целом
Проведение мероприятий среди граждан, направленных на формирование знаний о домашних животных, о содержании и об уходе за ними.
7. Запрет на использование животных в цирках, зоопарках, выставках и подобных мероприятиях
Использование животных в таких местах – это негуманное обращение с чувствующими существами, т.к. животные – это не средство для развлечений, и у них тоже могут быть свои потребности (например некоторые животные боятся больших толп людей, которые могут быть в зоопарках, цирках, некоторые животные могут не идти на контакт с незнакомыми людьми и т.п.), а использование животных на выставках тоже негуманно, т.к. выставки подразумевают выставление именно предметов напоказ, а животные, обладающие умением чувствовать и испытывать эмоции, не являются предметами, т.к. у предметов нет чувств и эмоций.
8. Запрет на тестирование лекарств, косметических и подобных средств на животных
Физиология животных и людей не схожи. Уже этот факт говорит о том, что, если препарат или косметическое средство привело к нужному эффекту на животном, – это не значит, что такой же эффект будет достигнут среди людей. Более того, протоколы испытаний все еще предполагают проверку лекарств и средств на людях уже после того, как эти лекарства и средства прошли испытание на животных. Более того, использование существ, способных испытывать боль – это негуманно.
9. Введение уголовной ответственности за жестокое обращение с животными
Исходя из того, что животные признаются существами, обладающими чувствами и эмоциями и способными испытывать боль, предлагаю ввести уголовную ответственность за причинение вреда животным. Животные всю свою жизнь находятся в полной зависимости от людей, не имея возможности уйти, убежать, избежать от не должного обращения. Таким образом причинение вреда существу заведомо находящемуся в зависимом положении – негуманно и должно получить соответствующие последствия в виде уголовной ответственности.
10. Закрепить на государственном уровне приюты для животных
Эта мера поможет обеспечить безопасную жизнь для безнадзорных животных, если для них не нашлось дома. А также поможет обеспечить нужные условия после стерилизации/ кастрации животных или на период лечения.
11. Обеспечить льготы на первичные обследования безнадзорных животных либо финансировать приюты для животных для этих целей.
15.10.2023 14:37:38
Пользователь
НОВИЧОКЗапретить контактные зоопарки
Запретить Виварии
Сейчас есть альтернативы тестировать препараты не мучая животных и молодым врачам тренироваться на специальных манекенах, а не резать животных.
Создавать не только пункты временного содержания, но и Приюты для животных
15.10.2023 14:54:56
Пользователь
НОВИЧОКПрошу Вас внести следующие поправки в законопроект:
1. Дополнить ст. 36 гл.7 Закона пунктами 3 и 4, предусматривающими внесение изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и в Уголовный Кодекс Республики Беларусь:
- снижение возраста привлечения к ответственности за статьи 16.29 КоАП РБ и 339-1 УК РБ;
- ужесточение наказаний по административным правонарушениям и уголовным преступлениям за жестокое обращение с животными, а именно – увеличение размера штрафов, увеличение срока лишения свободы;
- увеличение сроков привлечения к ответственности по ст.ст.16.29 и 16.30 КоАП РБ.
2. Дополнить п.1 ст.17 гл.3 Закона абзацем следующего содержания:
Запретить использование диких животных в цирках/на культурно-развлекательных мероприятиях (в т.ч. при проведении уличных фотосессий в парках/зонах отдыха и т.п.).
Обоснование:
Многие дикие животных отлавливаются в своей среде и далее разводятся в неволе, где проводят всю свою жизнь в тесном контакте с людьми, что является для них неестественной и стрессовой средой. Животные часто подвергаются насилию – дрессировщики заставляют их выполнять опасные и неудобные трюки, которые не предназначены для выполнения дикими (!) животными. В передвижных цирках транспортировка животных происходит в не подходящих для них условиях - ненадлежащего питания, ухода и ветобслуживания. Всемирное общество защиты животных утверждает, что, к примеру, слоны в неволе могут быть переносчиками человеческого штамма туберкулеза. А те, кто находится в цирках, особенно подвержены риску из-за постоянного контакта с инфицированными людьми и слонами.
3. Заменить п.3 ст.7 гл.1 Закона абзацем следующего содержания:
Редакция п. 3 в проекте Правил содержания домашних собак, кошек, а также обращения с безнадзорными животными (далее – Правила):
Владельцы животных обязаны обеспечивать их регистрацию, идентификацию, надлежащий уход за животными, своевременное оказание животным ветеринарной помощи, строго выполнять правила их содержания, обеспечивать безопасность людей и их имущества, не допускать загрязнения этими животными жилых и вспомогательных помещений жилых домов, а также территории общего пользования в населенных пунктах, а также вне населенных пунктов.
Предлагаемая редакция:
Владельцы животных обязаны обеспечивать их регистрацию, идентификацию, кастрацию животных, не представляющих племенной или служебной ценности, надлежащий уход за животными, своевременное оказание животным ветеринарной помощи, строго выполнять правила их содержания, обеспечивать безопасность людей и их имущества, не допускать размножения животных, не представляющих племенной ценности, загрязнения этими животными жилых и вспомогательных помещении жилых домов, а также территории общего пользования в населенных пунктах, а также вне населенных пунктов.
Обоснование:
Кастрация – мера, взаимодополняющая процедуру идентификации, в единой программе гуманного регулирования численности бездомных животных. Обязательная кастрация владельческих животных, не представляющих племенной ценности – основная профилактическая мера появления безнадзорных животных. Поскольку безнадзорные животные – это бывшие домашние животные либо их потомки, реализация этого требования позволит сократить размножение животных, выброс потомства на улицу, а, следовательно, сократить трату бюджетных средств на отлов и умерщвление.
Кроме этого, кастрация является доказанной профилактической мерой по снижению уровня онкозаболеваемости у животных.
4. Внести в ст.30 гл.6 Закона абзац следующего содержания:
Запретить отлов кошек (исключение составляют животные, инфицированные вирусом бешенства).
Обоснование: они не представляют непосредственную угрозу человеку (исключение составляют животные, инфицированные вирусом бешенства).
5. Внести в ст.31 гл.6 Закона абзац следующего содержания:
Регламентировать создание домиков для проживания (вакцинированных и стерилизованных, но безнадзорных) кошек на придомовых территориях.
Обоснование:
Данная мера вкупе с кастрацией и вакцинацией перед помещением кошек в такого рода место проживания обеспечит безопасный период «доживания», в случае, если не удалось найти ему дом. Также такого рода домики помогут отловить-стерилизовать-вакцинировать как можно большее число кошек, т.к. им свойственно искать безопасное место обитания, что в будущем приведет к естественному снижению популяционного числа безнадзорных кошек. Обязанность за соблюдение чистоты и порядка в такого рода домиках возложить на волонтеров/работников ЖКХ.
6. Внести изменения в абз. 1 п. 1 ст. 32 гл. 6 и изложить в следующей редакции:
"1. Отловленные и найденные безнадзорные животные, а также отказные животные содержатся в пунктах содержания не менее тридцати календарных дней, в течение которых осуществляется поиск прежних или новых владельцев".
Обоснование:
Существующее ограничение в 5 дней не является достаточным для поиска хозяев, которые утеряли питомца, а также не является достаточным при поиске новых владельцев безнадзорным животным, которые часто являются больны, невакцинированы, некастрированы. А излечение животного, вакцинация и кастрация увеличивает шансы на нахождение новых хозяев, в связи с чем необходимо увеличить сроки содержания животных.
7. Дополнить ст.29 Закона абзацем следующего содержания:
Для обеспечения безопасного свободного выгула собак, увеличить количество площадок для выгула собак и установить их в каждом микрорайоне всех городов страны за счет средств бюджета.
Обоснование:
Данная мера поможет снизить число нарушений при выгуле собак без намордников и поводков, т.к. для разрешенного свободного выгула не хватает площадок, расположенных близко к придомовым территориям, зачастую таковые находятся на большом расстоянии ввиду их маленькой численности.
8. Внести изменения в п. 3 ст 2 гл.1 Закона абзацем следующего содержания:
Запретить создание притравочных станций на территории Республики Беларусь, существующие – закрыть.
Обоснование:
Суть данных станций буквально противоречат одной из главных задач Закона - защите животных от жестокого обращения. В суть притравочной станции заложено поместить дикое животное в ограниченные и огороженные условия, чтобы в дальнейшем натравить охотничью собаку на это животное, у которого в данных условиях нету возможности ни защититься, ни убежать, так как во время данных манипуляций в момент захвата собакой животного их ограничивают в пространстве еще больше с обоих сторон, дабы не допустить побега последнего. В результате данных действий животное получает увечья, травмируется, испытывают стресс и ужас, и часто погибают. Для того, чтобы дикое животное не нанесло травм собаке им удаляют зубы и клыки, морят голодом. Данные площадки являются негуманными, неэтичными и не отвечают требованиям развитого общества.
9. Внести изменения в ст.20 Закона и заменить ее абзацем следующего содержания:
Запретить все виды тестирований над животными, в т.ч. с использованием обезболивающих ветеринарных препаратов.
Обоснование:
В случае как и с притравочными станциями понятие использования животных в научных опытах противоречит сути Закона - защите животных от жестокого обращения. Испытания на животных лишены гуманности и научных обоснований. Приблизительно 115 миллионов животных ежегодно используются в экспериментах по всему миру, многие испытывают очень сильную боль. Большинство тестов на безопасность товаров проводится на животных без анестезии или аналгезии, а токсичные вещества могут привести к огромным страданиям в течение долгого времени. Даже если нормативные положения включают минимальные стандарты по бережному отношению, они не могут исключить тот страх и расстройство, которые ежедневно переживают лабораторные животные. Биохимия, физиология, размер и продолжительность жизни животных отличаются, в зависимости от вида (и даже породы), и могут влиять на токсичность тестируемых веществ. Вещества, безопасные для мышей или крыс, могут оказаться небезопасными для человека и наоборот. Некоторые химикаты, одобренные как безопасные после испытаний на животных, оказывались пагубными для человека, поэтому их использование было прекращено. Тесты на (химическую) токсичность фармацевтической продукции у грызунов прогнозируют токсичность у человека только в 43% случаев. 92% новых лекарств, прошедших испытания на животных, не попадают на рынок, в основном, из-за неожиданных побочных эффектов или неэффективности при употреблении человеком. Тестирование на токсичность должно основываться на надежных методах, и без использования животных.
15.10.2023 15:13:36
Пользователь
НОВИЧОК15.10.2023 15:17:38
Пользователь
НОВИЧОК15.10.2023 15:59:38
Пользователь
НОВИЧОК15.10.2023 16:30:31
Пользователь
НОВИЧОКв нашей стране в год истребляются десятки тысяч домашних животных ( за бюджетные деньги!) только потому что они не востребованы, оказались бездомными по вине несознательных граждан . И этими методы никак не сокращают численность животных на улицах.
данный Закон нужен для того чтобы изменить это в лучшую сторону и чтобы интересы животных были узаконены!
а вливания бюджетных средств должны быть , также как и в вопросах с пожилыми людьми и сиротами , самыми уязвимыми и беспомощными категориями населения , именно поэтому определяется цивилизованность нации страны
15.10.2023 17:01:27
Пользователь
НОВИЧОК2) Ответственность за жестокое обращение
Хотелось бы увидеть более жестокое наказание в КоАП и УК за жестокое обращение, а именно избавление, убийство, нанесение увечий, доведение до голодной смерти. Необходимо, чтобы люди осознавали, что это не "просто какой-то кот", а преступление. Дело даже не в том, есть у кота душа, чувства и подобное. Дело в том, во что превращаются люди в процессе - в палачей.
Плюс, опять же, информирование населения о том, что такое жестокое обращение и почему это преступление. Начиная с детского сада.
3) Запрет на использование животных в цирках и подобных местах
Хотелось бы, чтобы животных перестали использовать для потехи людям. В начале законопроекта говорится, что животные признаются существами с чувствами и эмоциями. Жестоко использовать на потеху существо с чувствами и эмоциями.
4) Тестирования на животных
Сейчас замена животных в качестве объекта для тестов носит рекомендательный характер. Это, снова же, плохо сочетается с фразой "животные - существа с чувствами и эмоциями". Нужен куда более серьезный контроль за тем, кто и как использует животных для тестирования и контроль за тем, соблюдается ли замена альтернативами везде, где возможна. Практика показывает, что рекомендации эти игнорируются и обходятся, куда проще ехать по накатанной, если нет достаточно серьезной мотивации.
6) Отмена отлова для животных, не представляющих опасности
очень многие волонтеры стерилизуют и обрабатывают дворовых кошек и котов, которые находятся под их опекой. Я в том числе. Коты и кошки в итоге не опасны ни для кого и отлов здесь не нужен. Было бы просто замечательно, если бы ЖЭСы давали возможность оставить таких животных в покое, а отлов если и приезжал бы, то только для стерилизаций и выпуска в место обитания. Отлов не работает. Животных на улицах меньше не становится. Причина того, что животных так много - безответственность населения: не стерилизуют, выкидывают котят и щенков, выкидывают своих нестерилизованных. Отлов просто бесконечно ловит новых и новых и все без толку, потому что не решает проблему, а деньги тратятся на это немалые. Пусть лучше они пойдут на стерилизации и обустройсто площадок для выгула и домики для котов! Давайте возьмем пример с таких стран как Турция и Испания. Климат у нас не тот, но есть способ строить домики, подходящие для зимы. В них будут доживать свою жизнь уже стерилизованные уличные коты.
6) Скидки на чипирование и стерилизацию в гос вет станциях для категорий граждан, которые не могут себе позволить полную стоимость
7) Организация приютов для бездомных животных, их финансирование из гос бюджета. Гос помощь уже существующих приютов.
15.10.2023 17:29:29
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться