Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Обсуждение проекта
Гео
2
21.01.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 1 Подпункт : 1 Элемент текста : наличие опыта выполнения работ (оказания услуг) по заявляемому виду деятельности в
области строительства за последние пять лет (не менее двух объектов) на объектах не
ниже второго класса сложности, а также не менее пяти лет в качестве обладателя
аттестата соответствия, имеющего право выполнять заявляемые виды деятельности на
объектах первого-второго классов сложности ***


Изыскательские работы:
1.1. инженерно-геодезические изыскания;
1.2. инженерно-геологические изыскания.

Наверное, все же имеется в виду " а также не менее пяти лет в качестве обладателя аттестата соответствия, имеющего право выполнять заявляемые виды деятельности на объектах первого И второго классов сложности". Иначе получается, что аттестат К-1 может получить только обладатель К-1.
Аналогично и на категории ниже.
Гео
2
22.01.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста :  объектах первого И второго классов сложности


Имел в виду "первого ИЛИ второго классов сложности", или "не ниже второго класса сложности".
КсенияP
1
22.01.2024
В проекте приложения 1 к постановлению в каждом разделе для третьего класса (на примере) по критерию опыта работы не понятен смысл требования "..., а также не менее двух лет в качестве обладателя аттестата соответствия, имеющего право выполнять заявляемые виды деятельности на объектах третьего-четвертого классов сложности".
1. Как влияет срок наличия у предприятия аттестата соответствия на опыт и качество строительства? Предприятие может и за более короткий срок наработать требуемый опыт (количество объектов) (что является более показательным), иметь необходимое количество специалистов и претендовать на повышение категории. Что дает выдерживание срока два года?
2. Как можно требовать опыт не менее двух лет в качестве обладателя аттестата соответствия, имеющего право выполнять заявляемые виды деятельности на объектах третьего-четвертого классов сложности, если предприятие только заявляется на его получение?
Возможно стоило написать на объектах четвертого класса сложности, но это и так само собой разумеющееся, что без аттестата соответствия организация не может выполнять строительные работы на объектах четвертого класса сложности.

В проекте постановления никак не обозначен вопрос с таким наболевшим вопросом, как совмещение должностей (по нескольким аттестатам предприятия допускается ли одного и того же специалиста прикреплять с имеющимися у него аттестатами, а также внутри одного аттестата предприятия одного и того же специалиста). Масса вопросов у кадровой службы при подаче документов.
А также, какие именно специалисты (их должности и в каких отделах должны работать) проходят при процедуре аттестации предприятия. Так как часто специалиста аттестуют в БСЦ, но при подаче документов данного специалиста не рассматривают, ссылаясь не некорректную должность или название отдела. Это нигде не оговорено и не регламентировано четко, чтобы у кадровой службы не возникало вопросов.

Пункт 7. "Выполнение строительно-монтажных работ" почти не расписаны требования по первой категории , по второй - четвертой вообще отсутствуют.
Гомель Проект
1
23.01.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 3 Подраздел : 1


Раздел 3, в частности п.3.1 дополнить по аналогии с требованиями для выполнения строительно-монтажных работ.

Пункт 3.1 дополнить:
Добавить требование:
- наличие опыта выполнения работ (оказания услуг) по заявляемому виду деятельности в области строительства (его составляющим) на объектах первого–второго классов сложности за последние пять лет (не менее двух объектов), а также не менее двух лет в качестве обладателя аттестата соответствия, имеющего право выполнять заявляемые виды деятельности на объектах первого-второго классов сложности. В случае выдачи аттестата соответствия на новый срок действия – наличие опыта выполнения работ (оказания услуг) по заявляемому виду деятельности в области строительства (его составляющим) на объектах не ниже первого класса сложности за последние пять лет (не менее одного объекта);

Обоснование: наличие именно договоров подряда, не является критерием "качества" проектной документации. Разработанные разделы проекта на субподряде, так же являются опытом. Это будет являться реальным показателем упрощения/упорядочиванием строительной деятельности.

Так же раздел 3, дополнить следующими пунктами:
3.2 Для "Второй-четвертый"

Заявитель подтверждает наличие:
- наличие опыта выполнения работ (оказания услуг) по заявляемому виду деятельности в области строительства (его составляющим) на объектах не ниже третьего класса сложности за последние пять лет (не менее двух объектов), а также не менее двух лет в качестве в качестве обладателя аттестата соответствия, имеющего право выполнять заявляемые виды деятельности на объектах второго-третьего классов сложности.
В случае выдачи аттестата соответствия на новый срок действия – наличие опыта выполнения работ (оказания услуг) по заявляемому виду деятельности в области строительства (его составляющим) на объектах не ниже второго класса сложности за последние пять лет (не менее одного объекта);

3.3 Для "Третий-четвертый"

Заявитель подтверждает наличие:
- наличие опыта выполнения работ (оказания услуг) по заявляемому виду деятельности в области строительства (его составляющим) на объектах не ниже четвёртого класса сложности за последние пять лет (не менее двух объектов), а также не менее двух лет в качестве в качестве обладателя аттестата соответствия, имеющего право выполнять заявляемые виды деятельности на объектах третьего-четвёртого классов сложности. В случае выдачи аттестата соответствия на новый срок действия – наличие опыта выполнения работ (оказания услуг) по заявляемому виду деятельности в области строительства (его составляющим) на объектах не ниже третьего класса сложности за последние пять лет (не менее одного объекта);
Оленцевич Никита
2
23.01.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 4 Подпункт : 2 Часть : 1 Абзац : 5 Элемент текста : не менее одного специалиста**, имеющего квалификационный аттестат по специализации аттестации "инженер по сметной работе (сметчик)", работающего по основному месту работы в указанной должности;


В Приложении 1 Постановления, в 3-ей графе Перечня в каждом 5-ом абзаце  каждого из подпунктов 4.2.1-4.2.3 и 4-ом абзаце подпункта  4.2.4 определено указание на необходимое наличие в штате юридического лица специалиста, имеющего квалификационный аттестат по специализации аттестации "инженер по сметной работе (сметчик)", с четкой отсылкой на необходимость наличия такого сотрудника работающего в указанной должности. Во многих организациях, оказывающих инженерные услуги, а также являющиеся заказчиками по строительству объектов различного назначения, в штатном расписании функции и должностные обязанности инженера по сметной работе (сметчика) выполняют сотрудники с аналогичными должностями: инженер, ведущий инженер, начальник производственно-технического отдела, начальник производственно-экономического отдела и т.д.
Предлагаю, для однозначного трактования НПА дать ссылку,  какие должности могут относиться к специализации аттестации "инженер по сметной работе (сметчик)". Либо, вышеуказанный абзац изложить в следующей редакции: "не менее одного специалиста**, имеющего квалификационный аттестат по специализации аттестации "инженер по сметной работе (сметчик)", работающего по основному месту работы в должности, соответствующей заявляемому виду деятельности;"
Аналогичное предложение относиться и к 3-ей графе Перечня каждого 4-го абзаца подпунктов 8.1-8.4
Оленцевич Никита
2
23.01.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 4 Подпункт : 3 Часть : 2 Абзац : 4 Элемент текста : наличие опыта выполнения работ (оказания услуг) по заявляемому виду деятельности в области строительства за последние пять лет (не менее двух реализованных объектов) на объектах не ниже третьего класса сложности, а также не менее двух лет в качестве в качестве обладателя аттестата соответствия, имеющего право выполнять заявляемые виды деятельности на объектах второго-третьего классов сложности ***


В Приложении 1 к Постановлению в графе 3 Перечня по подпунктам 4.3.2 и 4.3.3 в 4-ом абзаце допущена описка: подряд повторяется слова "в качестве".

"наличие опыта выполнения работ (оказания услуг) по заявляемому виду деятельности в области строительства за последние пять лет (не менее двух реализованных объектов) на объектах не ниже третьего класса сложности, а также не менее двух лет в качестве в качестве обладателя аттестата соответствия, имеющего право выполнять заявляемые виды деятельности на объектах второго-третьего классов сложности ***"
Глинистый
2
23.01.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Обоснование к проекту постановления.  "7. Всесторонний и объективный прогноз предполагаемых
последствий принятия (издания) нормативного правового акта, в том числе соответствие проекта социально-экономическим потребностям и
возможностям общества и государства, целям устойчивого развития, а
также результаты оценки регулирующего воздействия – принятие
постановления не повлечет негативных социальных, финансово-экономических, экологических последствий."


Во-первых хотелось бы увидеть текст и выводы этого "Всестороннего и объективного прогноза предполагаемых
последствий принятия (издания) нормативного правового акта".Во-вторых, совершенно очевидно, что издание этого НПА направлено не на повышение качества и безопасности услуг в области строительства, а на уничтожение малых и средних предприятий, с надеждой, что их кадры "перейдут" в крупные предприятия государственной и коммунальной формы собственности. Также очевидно, что эти надежды напрасны.
И если министерство считает, что закрытие малых и средних предприятий, обеспечивающих рабочими местами тысячи людей не повлечет негативных социальных и финансово-экономических последствий, то с аналитиками в министерстве - беда.
НатальяГОСТ
2
23.01.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 7 Элемент текста : Раздел 7 Выполнение строительно-монтажных работ



Внести следующие изменения:
1. В №п/п 7 Приложения 1.

7. Выполнение строительно-монтажных работ:

7.1. Геодезические работы в строительстве;
7.2. Устройство оснований:
7.2.1.устройство армированных оснований;
7.2.2.искусственные основания из насыпных, малопрочных и слабых грунтов, уплотненных
вибродинамическим методом;
7.2.3.устройство оснований из намывных грунтов, закрепленных грунтов.
7.3. Устройство фундаментов:
7.3.1.устройство плитных фундаментов;
7.3.2.устройство свайных фундаментов;
7.3.3.устройство специальных фундаментов;
7.4.4.подпорные стены и крепления котлованов.
7.4. Монтаж строительных конструкций:

7.4.1. монтаж каменных и армокаменных конструкций;
7.4.2. монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций;
7.4.3.монтаж монолитных бетонных и железобетонных конструкций;
7.4.4.монтаж стальных конструкций;
7.4.5.монтаж деревянных конструкций;
7.4.6.монтаж легких ограждающих конструкций.
7.5. Устройство антикоррозионных покрытий строительных конструкций;
7.6. Устройство кровель:
7.6.1.Кровли из рулонных и мастичных материалов
7.6.2.Кровли из мелкоштучных материалов
7.6.3.Кровли из битумно-полимерных волнистых кровельных и хризотилцементных волнистых листов
7.6.4.Кровли из листовой стали, меди, металлического профилированного настила и металлической
черепицы
7.6.5.Кровли из светопрозрачных материалов
7.7. Заполнение оконных и дверных проемов
7.8. Отделочные работы:
17.8.1.штукатурные работы;
17.8.2.облицовочные работы;
17.8.3.малярные работы;
17.8.4.стекольные работы;
17.8.5.устройство полов
7.9. Устройство тепловой изоляции наружных ограждающих конструкций
7.10. Монтаж внутренних инженерных систем зданий и сооружений:
7.10.1. Монтаж систем водоснабжения, за исключением устройства пожарных кранов на автоматических
установках пожаротушения;
7.10.2. Монтаж систем канализации и водостоков;
7.10.2. Монтаж систем отопления и теплоснабжения вентиляционных установок;
7.10.3. монтаж систем вентиляции и кондиционирования воздуха, за исключением систем противодымной
вентиляции;
7.10.4. монтаж систем газоснабжения объектов жилищного фонда.

7.11. Монтаж наружных инженерных сетей и сооружений:
7.11.1. Монтаж сетей водоснабжения и канализации
7.11.2. Монтаж тепловых сетей
7.12. Монтаж внутренних систем электроснабжения
7.13. Монтаж наружных сетей электроснабжения, трансформаторных подстанций и распределительных
устройств
7.14. Устройство систем связи и сигнализации, видеонаблюдения
7.15. Монтаж систем автоматизации, за исключением потенциально опасных объектов, технических устройств;
7.16.Монтаж систем холодоснабжения, за исключением потенциально опасных объектов, технических
устройств;
7.17. Монтаж технологических трубопроводов и оборудования, за исключением потенциально опасных
объектов, технических устройств.
7.18. Устройство тепловой изоляции оборудования и трубопроводов
7.19. Мелиоративные системы и сооружения
7.20. Гидротехнические сооружения
7.21. Устройство дорог:
7.21.1 устройство автомобильных дорог, улиц населенных пунктов
7.21.2.устройство лесохозяйственных дорог
7.21.3.нанесение дорожной разметки, установка дорожных знаков
7.22. Устройство аэродромов
7.23. Устройство мостовых сооружений и труб
7.24. Строительство железных дорог и мостовых сооружений на железных дорогах
7.25. Устройство тоннелей и метрополитенов, за исключением потенциально опасных объектов, технических
устройств
7.26. Благоустройство территории:
7.26.1.Дорожные одежды с покрытием из плит тротуарных
7.26.2.Асфальтобетонные покрытия
7.26.3.Озеленение

Не включать данные подпункты.
Кодексом РБ об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17 июля 2023г.№289-З помимо раздела IV ГЛАВЫ7 АТТЕСТАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ПРЕДУСМОТРЕНО Глава 9 Освидетельствование системы производственного контроля. Обеспечение требований безопасности объектов.
В свидетельстве о технической компетентности системы производственного контроля предусмотрена область распространения, в которой фигурируют виды работ и все их составляющие.
В связи с этим строительная сфера деятельности не уйдет от бумажных формальностей.
Необходимо будет получать два разрешающих документа на одни и те же виды работ.
Проектом постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определена  ТОЛЬКО ОДНА уполномоченная организация по проведению аттестации, что затруднит получить вовремя аттестат соответствия на все необходимые подпункты. Это приведет к тому, что строительной организации необходимо будет заниматься не строительством, а получением аттестатов соответствий и дополнений к ним.
DVK76
1
24.01.2024
Юридические лица, такие как, промышленные предприятия, основная деятельность которых не связана со строительным направлением, имеющие в своем штате УКС, проектное управление, строительный и монтажный цеха не смогут выполнять свои функциональные обязанности (по оказанию инженерных услуг по осуществлению комплексного управления строительной деятельностью, по разработке разделов проектной документации, по выполнению строительно-монтажных работ) в связи с отсутствием строительного образования у генерального директора предприятия, его заместителей и у главного инженера.

На предприятиях, как правило, достаточно объектов подпадающих под вид строительства капитальный ремонт, модернизация, техническая модернизация на которые привлечь сторонние подрядные организации практически не представляется возможным, в связи с малыми объемами. Данные работы выполняются собственными подразделениями предприятия (УКС, проектное управление, строительный и монтажный цеха) имеющие в своих штатах специалистов, подходящих по критериям для получения соответствующих аттестатов.

Предлагается дополнить перечень должностей подходящих под понятие "руководитель организации юридического лица" должностью заместитель главного инженера - начальник управления, в подчинение которого, согласно  структурной схемы входят соответствующие подразделения
IriS
2
25.01.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 3


Раздел 3 Приложения 1 Разработка разделов проектной документации:
1.              
Квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения аттестата соответствия при разработке разделов проектной документации всех классов одинаковы? Нет ошибки?

2.              По тексту документа: «3.5. Инженерное оборудование, сети и системы» Исправить нумерацию 3.5 на 3.6

РГОО БДПО
1
25.01.2024

1. П.3 Разработка разделов проектной документации:

п.п 3.6.2. предлагается изложить в редакции:

Связь и сигнализация, видеонаблюдение, за исключением систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, систем противодымной вентиляции, установок пожаротушения автоматических.

2. П. 7. Выполнение строительно-монтажных работ:

п.п. 7.14 предлагается изложить в редакции:

Устройство систем связи и сигнализации, видеонаблюдения, за исключением систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, систем противодымной вентиляции, установок пожаротушения автоматических.

Справочно: С 2024 по 2017 год противопожарные работы входили в перечень отдельных видов строительной деятельности, подлежащих аттестации. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 21.01.2017 № 57 были внесены изменения в постановление от 21 марта 2014 № 252 и противопожарные работы исключены из указанного перечня.

Зачем обратно вводить двойные разрешительные процедуры и документы, если организации для выполнения этих работ имеют лицензии МЧС.

Предлагается наименование работ изложить, как было ранее в приложении 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений (в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь 21.01.2017 № 57).

Основание:

Для выполнения работ по проектированию, монтажу, наладке систем пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, систем противодымной вентиляции, установок пожаротушения автоматических организации имеют лицензии Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Руководствуются требованиями постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2023 го. № 234 «Об определении требований к выполнению работ и оказанию услуг, составляющих лицензируемую деятельность по обеспечению пожарной безопасности».

3. Предлагается дополнить перечень должностей, подходящих под понятие "главный инженер" должностью заместитель главного инженера.