Квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения аттестата соответствия (Пункт 1 Изыскательские работы)
Данным НПА предусмотрена обязательное наличие аттестата аккредитации лабораторий выполняющих испытания грунтов для инженерно-геологических изысканий (необязательно для строительных лабораторий, которые производят приемочный контроль на объектах). Одним из основных принципов аккредитации является добровольность. Однако невозможно быть добровольным, но при этом иногда обязательным.
Предлагаем вместо аккредитации вернуть контроль работы лабораторий (грунтовых) организациям Минстройархитектуры (Белстройцентр, Стройтехнорм и др.), как это было ранее (аттестация вместо аккредитации).
Пункт : 9 Подпункт : 1 Элемент текста : наличие опыта выполнения работ (оказания услуг) по заявляемому виду деятельности в
области строительства за последние пять лет (не менее двух объектов) на объектах не
ниже второго класса сложности, а также не менее пяти лет в качестве обладателя
аттестата соответствия, имеющего право выполнять заявляемые виды деятельности на
объектах первого-второго классов сложности
1. Если организация уже работает и продляет аттестат на новый срок действия, зачем ей подтверждать опыт? Она сделала это ранее при получении аттестата и продолжает работать.
2. Если у организации 1 категория и не будет опыта при продлении аттестата за предшествующие 5 лет на объектах по 1-2 классу сложности. Что того? Ей выдадут аттестат 2 категории и чтобы вернутся на 1 категорию ей нужно заново 5 лет отработать под аттестатом 2 категории если она выполнит работы на объектах 2 класса сложности?
Может вы будите упрощать иногда? У вас непонятная система по усложнению процедуры и при этом отсутствие внятного разъяснения для тех или иных ситуаций которые вы создаете! Откуда взяты такие нереальные сроки по 5 лет?
1. По тексту проекта постановления: «<*> Под руководителем организации понимаются:
для юридического лица - генеральный директор, директор или иное наименование должности служащего руководителя юридического лица, установленное в соответствии с законодательством (далее - директор), его заместители, в том числе заместитель директора - главный инженер;
для индивидуального предпринимателя - индивидуальный предприниматель, главный инженер, работающий по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем.»Предложение : «для индивидуального предпринимателя - индивидуальный предприниматель, главный инженер, работающий по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем.» ИСКЛЮЧИТЬ
2. Предложение :
ДОПОЛНИТЬ: «<*****> Индивидуальный предприниматель, лично, без привлечения наемных лиц, подтверждает соответствие «Квалификационным требованиям, предъявляемым к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения аттестата соответствия» по специализации аттестации (на объектах строительства не выше третьего класса сложности). Определение "работающего по основному месту работы" к Индивидуальному предпринимателю не принимается»
Обоснование:
1. Согласно Трудового Кодекса Республики Беларусь к ИП нельзя применить термины «руководитель организации», «специалист»
2. При аттестации юридического лица, квалификационные аттестаты руководителя не засчитываются. Отсюда следует, что для осуществления деятельности ИП (он же руководитель), должен принять по основному месту работы не менее двух специалистов.
3. Индивидуальный предприниматель - это лицо, самостоятельно занимающееся предпринимательской деятельностью.
4. Для работников Статьей 112 Трудового Кодекса установлена норма продолжительности рабочего времени, которая не может превышать 40 часов в неделю. Также, Статьей 155 Трудового кодекса установлена продолжительность основного отпуска не менее 24 календарных дней. Такая продолжительность основного отпуска обязательна для всех нанимателей. Этот минимум гарантируется каждому работнику. Для ИП такой нормы нет, т.е. ИП работает ненормированно, без выходных и праздников, следовательно, может осуществлять свою деятельность сверх установленных ТК 40 часов в неделю, т.е. помимо основного места работы (Основное место работы – организация или индивидуальный предприниматель, с которыми работник состоит в трудовых отношениях (заключен трудовой договор), за исключением работы по совместительству).
Раздел : 2 Элемент текста : руководителя организации*, имеющего высшее образование по профилю образования,
соответствующему заявляемому виду деятельности в области строительства, и стаж
работы в области проектирования не менее
Квалификационные требования диктуют необходимость наличия у руководителя организации опыта работы в отрасли, а также соответствующего образования. При этом руководитель, имея опыт и соответствующее образование, исключен из производственной цепочки, т.к. он не имеет права, при всем его опыте и образовании, принимать технические решения и участвовать при проектировании (в частности). Предлагается либо отменить квалификационные требования к руководителю и тогда должность сможет занимать гражданин РБ, например, юрист по образованию либо экономист (ведь он все равно не может ни делится своим опытом ни принимать технические решения локальные), либо разрешить директору (руководителю) совместительство по опыту и образованию (т.е. совмещать с главспецом или ГИПом/ГАПом). Но это актуально для малых и средних предприятий, где руководство не находится за закрытыми дверями, а участвует в процессе и старается улучшить качество услуг/работ.
Также в части следующего требования: "не менее четырех главных инженеров проекта (главных архитекторов проекта), имеющих соответствующие квалификационные аттестаты, работающих по основному месту работы в соответствующих должностях полный рабочий день и имеющих стаж работы за последние 10 лет в должности не менее 1-5 лет;" - предлагается не ужесточать это требование так сильно. Понятно, что ГИП/ГАП должен набираться опыта, а где он сможет это сделать после получения квалификационного аттестата как не рядом с опытным ГИПом/ГАПом, но при этом этот "молодой" ГИП/ГАП теперь уже вряд ли будет выбран при собеседовании (будь он "гением"), а предпочтение отдадут в первую очередь специалисту со стажем!!! У нас после публикации обсуждаемого документа уже двоим ГИПам без опыта был предварительный отказ в трудоустройстве - ждут лета примут ли этот документ в этой редакции. Поэтому предлагается выдвинуть требование о стаже только к одному из четырех ГИПов для 1-го класса сложности, одному из двух ГИПов для 2-го класса сложности, одному ГИПу для 3-го класса сложности, и не предъявлять требования к стажу для ГИПа, при открытии организации, т.е. для 4 класса сложности.
Прошу принять во внимание, что "порог" входа в профессию с каждой редакцией становится выше (как при создании юр.лица так и при поиске работы непосредственного физлицом - теперь ведь нужен будет опыт). Если вы хотите уменьшить количество строительных организаций - то просто добавьте требование "наличие в штате 20,30,40,50, и т.д. аттестованных специалистов" тогда малые и средние организации сразу "отвалятся" и не мучайте людей. КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР у нас из отдела в 10 человек: 3 ушло в IT (да да в ай-ти - тестировать и кодить - зарплата выше, к знанию английского требований теперь уже не выдвигают, работают на РФ удаленно, аттестаций нет!!!), 3 ушло в российскую проектную "Самолет" (есть и другие), открывают офисы в РБ и работают на РФ (тоже можно удаленно и ЗП выше), 4 осталось (пока осталось, и то потому что возраст 45+). Вот вы закручиваете "гайки" под лозунгом "упрощение", а на самом деле делаете отрасль все более "непривлекательной" для труда. Я, например, при всем своем опыте и положительному отношению к профессии - пожертвую многим для того, что бы мои дети не шли в строительную отрасль при таком подходе к ее развитию с вашей стороны, хотя у меня богатейший опыт (уйдет вместе со мной).
Также прошу рассмотреть введение квалификационных требований для авторов идей для этой и последующих редакций нормативных документов в части опыта: "наличие опыта в государственной строительной (проектной) организации не менее 3 лет, наличие опыта в частной строительной (проектной) организации не менее 3 лет", а также наличие "профильного (строительного) образования, а также экономического высшего образования" плюс наличие нормоконтроля в организации, с целью недопущения передачи документов на общественное обсуждение с ошибками как с грамматическими, так и смысловыми!
Раздел : 2 Элемент текста : Выполнение функций генерального проектировщика
А в чем здесь упрощение? Теперь получается увольнение одного ГИПа где-нибудь ближе к концу года равносильно потере аттестата соответствия. Ты не можешь аттестовать кого-то из своих специалистов, тебе нужно найти опытного ГИПа и переаттестовать наверное для себя или выращивать своего заранее на всякий случай. Про совмещение вообще не понятно... Почему руководитель не может совмещать руководство и проектирование, если к нему предъявлены такие требования по опыту работы? Где ему этот опыт реализовывать? А если организация небольшая и узкая специализация, где в проектах на 100 листов КМ, 5 листов ЭО и 5 листов АТХ? Почему не позволить совмещать ЭО и АТХ к примеру? Смету и ПОС или т.п.? Какая организация может позволить себе держать всех главспецов и ГИПов и еще запасных? Только проектный институт старого образца с иерархией (опять будем играть в теннис по часу, а то и по 1,5 в пятнадцатиминутный техперерыв, ждать пока отлежится несколько дней документация у руководства, проводить эти очень часто никому не нужные совещания ни о чем, ну конечно чертить на кульманах и вести расчеты "вручную").....
А в чем упрощение по квалификационным аттестатам? Как квалификация зависит от места работы у определенного юрлица? Как запись про принадлежность к организации будет влиять на твой переход в другую? Каждый раз при устройстве на новом месте нужно доказывать свою квалификацию? Или не обязательно? А только при получении (продлении) аттестата соответствия юрлицом? Или в конце каждого года необходимо будет доказать, что все квалификационные аттестаты в твоей организации оплачены?
В очередной раз все заявления про упрощения заставляют насторожиться...
Предлагается оставить всё, как есть и разрешить совмещение. Тогда это будет упрощение.
Многие вещи из ряда изложенного пытались внедрить еще на этапе лицензирования. Индивидуального предприниателя в данной отрасли исключаем как класс.
Руководитель, в малых (микро) предприятиях, как правило, активно участвует в процессе лично, применяя свое образование, опыт, квалификацию. Почему же его квалификационный аттестат необходимо исключать? Может применить ограничительные требования типа «в организациях, общей численностью не более 15 человек», например? Ведь ни для кого не секрет, что львиная доля высококачественных работ приходится именно на эту группу организаций?
Возможности совмещения опущены в документе в принципе. Субъекты малого предпринимательства и так изворачиваются как могут и выжимают все возможное, чтобы во всем соответствовать и иметь возможность конкурировать с «госмонстрами», которые набрав «квалифицированный» штат не могут собственными силами и простых работ произвести *в том числе с учетом «профессионального голода» в стране
А какими документами подтверждаем опыт? Акты ввода объектов в эксплуатацию (проект, СМР), Акты выполненных работ (СМР), Заключения экспертизы (проект), заключенные договоры? Что с обследователями, изыскателями? А что если по объекту выполняется небольшой объем работ внутри проекта, ни чем не влияющим на его реализацию?
Условия досрочного прекращения аттестатов и внеочередной аттестации прописаны в соответствующих НПА, требования о том, что обладатель аттестата соответствия должен соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым для его получения, в течение всего срока действия аттестата
соответствия - имеются.
Если организация функционирует, ежегодно проходит процедуру подтверждения соответствия и не имеет претензий со стороны контролирующих органов, то нет смысла в ограничении срока действия аттестата.
1. Принимать при аттестации инженерных организаций квалификационные аттестаты руководителей (директор, заместитель директора и т.д.) этих организаций. Речь идет об одной специализации квалификационного аттестата руководителя организации по виду деятельности (не смотря на то, что их у руководителя может быть больше одного).
Причины: в большинстве малых и средних инженерных организациях (уверен, что во всех) руководители организации помимо функционала руководителя также осуществляют технический надзор или ведут объекты в качестве руководителя проекта.
2.При оказании инженерных услуг по комплексном управлению в строительной деятельности разрешить совмещение функциональных обязанностей специалиста по закупкам на любого специалиста (технадзор, руководитель проекта, инженер по сметной работе (сметчик), освоившего содержание образовательной программы в сфере закупок, путем издания приказа, распоряжения по организации о совмещении обязанностей.
Причины: Наличие специалиста только с функциональными обязанностями в сфере проведения и организации закупок финансово обосновано в крупных инженерных организациях и УКС. В малых и средних организациях эти обязанности целесообразней совместить.
3. Пункт 4.2.3 При аттестации организаций на оказание инженерных услуг по комплексном управлению в строительной деятельности убрать требование к специализации аттестации "руководитель (управляющий) проекта" стаж работы по специализации аттестации не менее восьми лет.
Причины: Как будет определяться стаж работы по специализации? Если по записям в трудовой книжки, то сколько таких специалистов в Республике Беларусь, которые наберут по трудовой книжке стаж 8-10лет? Таких специалистов единицы.
Это никак не назвать послабление в аттестации инженерных организаций. В большинстве инженерных организаций специалисты по трудовой к примеру приняты технадзором, но выполняют по совмещению и функции технадзора и руководителя проекта (при наличии квалификационных аттестатов и опыта работы) и руководителю нет необходимости привлекать дополнительную единицу. Считаю, что данное ужесточение в части требования стажа руководителя проекта 8-10лет оживит торговлю аттестатами. Более того это может привести к отказу малых и средних инженерных организаций от
осуществления комплексного управления в строительной деятельности, что негативно отразится на рынке инженерных услуг в строительстве. Элементарный анализ торговой площадки "гос.закупки" отражает высокий спрос заказчиков на комплексное управление в строительной деятельности на небольшие суммы закупок. Разве будут УКСы и инженерные организации с 1-ой и 2-ой категорией учувствовать в закупках на комплексном управлении у заказчиков при текущем ремонте? Им это точно не интересно.
4.Разрешить инженерным организациям при аттестации на технический надзор в области строительства совмещение специалистами , имеющих более одного квалификационного аттестата по виду деятельности, нескольких специализаций.
К примеру технадзор за общестроительными работами и технический надзор за работами по благоустройству территории.
Причины: Не потребуется раздувать штат сотрудников, нести дополнительные финансовые затраты и не будоражить рынок торговли квалификационными аттестатами.
Правовой форум