Проект постановления разработан с целью совершенствования подходов к проведению аттестации.
Проектом устанавливается:
перечень подлежащих аттестации руководителей, специалистов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющие), выполняющих работы по обследованию объектов;
критерии их допуска к аттестации по специализациям аттестации, а также форма квалификационного аттестата.
6. Результаты научных исследований в области права, публикации в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет, обращения граждан и юридических лиц, относящиеся к предмету правового регулирования проекта – не проводились.
Почему? Какое обоснование у отсутствия таких исследований? О каком:
Цитата
7. Всесторонний и объективный прогноз предполагаемых последствий принятия (издания) нормативного правового акта, в том числе соответствие проекта социально-экономическим потребностям и возможностям общества и государства, целям устойчивого развития, а также результаты оценки регулирующего воздействия – принятие постановления не повлечет негативных социальных, финансово- экономических, экологических последствий.
Всестороннем и объективном прогнозе с учетом п. 6 может идти речь?
Цитата
принятие постановления не повлечет негативных социальных, финансово- экономических, экологических последствий.
А позитивных? Т.е. постановление ничего не меняет, не ухудшает и это уже хорошо?
16.01.2024 11:44:35
Вячеслав
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛ
1
0.0
146
В СН 1.02.02-2023 "Состав и содержание проектной документации" определено, что:
Цитата
Раздел "Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений" разрабатывают для вновь возводимых и реконструируемых объектов в случаях, определяемых СН 3.02.06 и [4],
4 - это Перечень потенциально опасных объектов, на которых требуется обеспечение антитеррористической защищенности
В предлагаемом проекте Постановления аттестации таких специалистов нет в принципе. А раздел очень-очень специфический, но получается, что его может разрабатывать любой специалист с любым образованием и любым профилем и опытом работы?
16.01.2024 11:54:56
Кузнецова Ольга
Пользователь
НОВИЧОК
3
0.6
1
Добрый день, хотелось бы поднять вопрос о так называемой ловушке для главных архитекторов проекта. До введения в действие Постановления от 26 марта 2014 г. N 15 гл. архитектором мог работать специалист, получившее высшее образование по специальности ПГС, а так же закончившие архитектурные и строительные средние специальные заведения. После введения постановления в действие для аттестации на ГАП требуется высшее архитектурное образование. Многие архитектора, в том числе и я, закончившая вуз по специальности ПГС, имея большой стаж, смогли аттестоваться только по решению Министерства архитектуры и строительства. Однако такое послабление было лишь на один срок. В дальнейшем через 5 лет, когда пришло время переаттестации, пришел отказ с ответом о том, что за эти 5 лет для аттестации я должна была пройти обучение и получить в вузе специальность архитектор. Но в моем городе (Могилев) нет вузов подготавливающих архитекторов, также в РБ нет заочных отделений по специальности архитектор, нет курсов переквалификации, нет отделений второго высшего по этой специальности. т.е., чтобы получить аттестат ГАПа мне на 5 лет нужно было переезжать в другой город, бросать работу и учиться на архитектора, либо забыть о стаже в 15 лет и работать по специальности инженером-конструктором. Мой случай не единичный. Как быть в таком случае людям? Может стоит проработать этот вопрос в разрабатываемом Постановлении. Есть предложение допускать до аттестации, если человек был аттестован ранее и продолжает работать по данной специальности. спасибо за внимание
16.01.2024 13:21:49
Юрий Примак
Юрист
НОВИЧОК
1
0.0
3
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 1 Элемент текста : Изменения в Приложение 1
Внести следующие изменения:
1. В последний абзац Приложения 1.
Вместо предложенной редакции: * В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 "Специальности и квалификации", утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. N 36.
** Исчисление профессионального стажа по специализации аттестации производится с момента получения претендентом высшего или среднего специального
образования. При прохождении процедуры аттестации учитывается профессиональный стаж руководителей и специалистов, работающих по основному месту
работы.
*** Высшее образование I ступени - данное ограничение ( 1 ступени) не имеет смысла, ведь половина работающих на рынке училась до введения Болонской системы, 2 ступень - также может быть, и это - должно приветствоваться, и, наконец, Беларусь собирается вместе с РФ выходить из Болонской системы
предлагается следующая редакция:***Высшее образование по профилю образования, соответствующему виду деятельности в области строительства или переподготовка на базе высшего образования по соответствующему виду деятельности в области строительства, пройденная в учреждениях образования Республики Беларусь.
Обоснование; Переподготовку важно включить, так как Беларусь - единственная страна на постсоветском пространстве, внедрившая данный вид образования в строительной сфере путем обучения по образовательным стандартам в области строительства с присвоением квалификации инженер-строитель. И таких выпускников в 6 национальных строительных ВУЗах ежегодно от 300 до 400 человек. Плюс прошедших ее ранее - около 5 тысяч. Эти люди - все, как правило, аттестованы в Белстройцентре в предыдущие 10 лет. Важно ограничить представление дипломов о переподготовке других стран, так как в Российской Федерации переподготовка составляет 300-500 часов (в отличие от национальной - свыше 1000) и по сроку может длиться от 3 месяцев ( в отличие от национальной 1,5-2 года.
2. Предлагается также добавить в число критериев допуска столбец 7 под названием: Требования к дополнительному образованию по виду деятельности и специализации.
При этом по каждому виду деятельности прописать : " Не реже 1 раз в 5 лет в соответствии с требованиями Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденного Постановлением Совета Министров № 574 от 01.09.2022 (п.38)", а для №3 и 5 Перечня - для Главного архитектора проекта и Главного специалиста осуществляющего разработку раздела проектной документации (архитектурные решения) - не реже раза в 2 года (согласно того же НПА.
Обоснование необходимости изменений и внесения требований по дополнительному образованию взрослых:
1. Требование НПА:
Постановления Совета Министров № 574 от 01.09.2022 - "Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов(п.36-38).
В соответствии со ст.36 Положения : "36. Государственные органы и иные государственные организации в пределах своей
компетенции:
проводят работу по планированию и организации непрерывного профессионального
образования руководящих работников и специалистов;
создают отраслевые системы непрерывного профессионального образования
руководящих работников и специалистов;
2. Требование НПА: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 г. № 973 “Вопросы Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь”, п. 5.43, важнейшими функциями Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь является “...создание отраслевой системы обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров”.
16.01.2024 16:54:13
АндрейO
Пользователь
НОВИЧОК
3
0.5
2
В связи с нехваткой специалистов в критерии допуска внести упрощения в критерии допуска по стажу для Главного инженера проекта: В приложении 1: Разработка разделов проектной документации - Главный инженер проекта - Критерии допуска: Первый вариант: Не менее 5 лет по проектированию объектов в должностях специалистов и (или) руководителей в соответствующей области знаний. Другой вариант: Не менее пяти лет по проектированию объектов в должностях специалистов и (или) руководителей в соответствующей области знаний (в том числе не менее одного года в должностях не ниже ведущего инженера проектировщика) или не менее 8 лет по проектированию объектов в должностях специалистов в соответствующей области знаний. Т.к. должность ведущего инженера-проектировщика не является обязательной в штатном расписании проектной организации и соответственно специалист с большим стажем работы (например инженер-проектировщик 1 категории) не может перейти на должность ГИПа, т.к. не может аттестоваться.
16.01.2024 17:06:17
Михаил Я
Пользователь
НОВИЧОК
1
2.6
2
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 78 Элемент текста : Руководитель (управляющий) проекта
79 пункт, руководитель (управляющий) проекта, столбец стаж работы. "Не менее пяти лет в строительстве по виду профессиональной деятельности на руководящих должностях, или не менее десяти лет на инженерных (в том числе из них не менее трех лет на руководящих) должностях, или не менее восьми лет по осуществлению технического надзора " заменить на "Не менее пяти лет в строительстве по виду профессиональной деятельности на руководящих должностях, или не менее десяти лет на инженерных должностях, или не менее восьми лет по осуществлению технического надзора "
причина: люди работающие в ОКСах (специалисты, инженеры) и непосредственно выполняющие работу руководителя проекта не могут аттестоваться так как их должности не являются руководящими, приходится брать мастеров со стройки (у которых отсутствует необходимый опыт, но есть руководящий стаж) и вешать на них этот аттестат, в итоге получаем руководителя проекта с коркой но без какого-либо понимания процесса.
16.01.2024 17:07:15
АндрейO
Пользователь
НОВИЧОК
4
0.5
2
В приложении 2 форму квалификационного аттестата оставить в предыдущей редакции или исключить строку наименование юридического лица/ИП, т.к. привязка к конкретной организации (ИП) при не продлении контракта, при переводе в другую организацию, при смене жительства и т.д. влечет за собой недействительность Квалификационного аттестата и невостребованность специалиста. Т.е его просто не возьмут на другую работу до аттестации и он автоматически станет незанятым до последующей переаттестации. И если в Минске вопрос аттестации решить просто, то в районных центрах и других населенных пунктах это намного проблемнее.
16.01.2024 17:21:02
Коршунов Игорь
Пользователь
НОВИЧОК
2
2.4
1
Предложение: в критерии допуска для Главного архитектора проекта при среднем специальном образовании добавить вариант - без высшего образования, но при наличии стажа не менее 10 лет в том чисте не менее 4 лет в должности аттестованного главного специалиста (осуществляющего разработку разделов архитектурные решения/генеральный план) либо в должности Главного архитектора проекта аттестованного по раннее действовавшим критериям.
16.01.2024 18:39:31
Вячеслав
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛ
8
0.0
146
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : (наименование юридического лица/ИП)
Приложение 2 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Форма квалификационного аттестата: Абсолютно непонятно наличие надписи:
Цитата
(наименование юридического лица/ИП)
При смене работы придется менять аттестат или даже переаттестовываться?!
[ Закрыто ] Проект постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об аттестации специалистов»
Общественное обсуждение
35Проект постановления разработан с целью совершенствования подходов к проведению аттестации.
Проектом устанавливается:
Прилагаемая информация:
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 16 по 26 января 2024 г.
12.01.2024 14:36:14
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛО каком:
16.01.2024 11:44:35
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛВ предлагаемом проекте Постановления аттестации таких специалистов нет в принципе. А раздел очень-очень специфический, но получается, что его может разрабатывать любой специалист с любым образованием и любым профилем и опытом работы?
16.01.2024 11:54:56
Пользователь
НОВИЧОКДо введения в действие Постановления от 26 марта 2014 г. N 15 гл. архитектором мог работать специалист, получившее высшее образование по специальности ПГС, а так же закончившие архитектурные и строительные средние специальные заведения. После введения постановления в действие для аттестации на ГАП требуется высшее архитектурное образование.
Многие архитектора, в том числе и я, закончившая вуз по специальности ПГС, имея большой стаж, смогли аттестоваться только по решению Министерства архитектуры и строительства. Однако такое послабление было лишь на один срок. В дальнейшем через 5 лет, когда пришло время переаттестации, пришел отказ с ответом о том, что за эти 5 лет для аттестации я должна была пройти обучение и получить в вузе специальность архитектор.
Но в моем городе (Могилев) нет вузов подготавливающих архитекторов, также в РБ нет заочных отделений по специальности архитектор, нет курсов переквалификации, нет отделений второго высшего по этой специальности. т.е., чтобы получить аттестат ГАПа мне на 5 лет нужно было переезжать в другой город, бросать работу и учиться на архитектора, либо забыть о стаже в 15 лет и работать по специальности инженером-конструктором.
Мой случай не единичный. Как быть в таком случае людям? Может стоит проработать этот вопрос в разрабатываемом Постановлении. Есть предложение допускать до аттестации, если человек был аттестован ранее и продолжает работать по данной специальности.
спасибо за внимание
16.01.2024 13:21:49
Юрист
НОВИЧОКПункт : 1 Элемент текста : Изменения в Приложение 1
Внести следующие изменения:
1. В последний абзац Приложения 1.
Вместо предложенной редакции: * В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 "Специальности и квалификации", утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. N 36.
** Исчисление профессионального стажа по специализации аттестации производится с момента получения претендентом высшего или среднего специального
образования. При прохождении процедуры аттестации учитывается профессиональный стаж руководителей и специалистов, работающих по основному месту
работы.
*** Высшее образование I ступени - данное ограничение ( 1 ступени) не имеет смысла, ведь половина работающих на рынке училась до введения Болонской системы, 2 ступень - также может быть, и это - должно приветствоваться, и, наконец, Беларусь собирается вместе с РФ выходить из Болонской системы
предлагается следующая редакция: ***Высшее образование по профилю образования, соответствующему виду деятельности в области строительства или переподготовка на базе высшего образования по соответствующему виду деятельности в области строительства, пройденная в учреждениях образования Республики Беларусь.Обоснование; Переподготовку важно включить, так как Беларусь - единственная страна на постсоветском пространстве, внедрившая данный вид образования в строительной сфере путем обучения по образовательным стандартам в области строительства с присвоением квалификации инженер-строитель. И таких выпускников в 6 национальных строительных ВУЗах ежегодно от 300 до 400 человек. Плюс прошедших ее ранее - около 5 тысяч. Эти люди - все, как правило, аттестованы в Белстройцентре в предыдущие 10 лет. Важно ограничить представление дипломов о переподготовке других стран, так как в Российской Федерации переподготовка составляет 300-500 часов (в отличие от национальной - свыше 1000) и по сроку может длиться от 3 месяцев ( в отличие от национальной 1,5-2 года.
2. Предлагается также добавить в число критериев допуска столбец 7 под названием: Требования к дополнительному образованию по виду деятельности и специализации.
При этом по каждому виду деятельности прописать : " Не реже 1 раз в 5 лет в соответствии с требованиями Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденного Постановлением Совета Министров № 574 от 01.09.2022 (п.38)", а для №3 и 5 Перечня - для Главного архитектора проекта и Главного специалиста осуществляющего разработку раздела проектной документации (архитектурные решения) - не реже раза в 2 года (согласно того же НПА.
Обоснование необходимости изменений и внесения требований по дополнительному образованию взрослых:
1. Требование НПА:
Постановления Совета Министров № 574 от 01.09.2022 - "Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов(п.36-38).
В соответствии со ст.36 Положения : "36. Государственные органы и иные государственные организации в пределах своей
компетенции:
проводят работу по планированию и организации непрерывного профессионального
образования руководящих работников и специалистов;
создают отраслевые системы непрерывного профессионального образования
руководящих работников и специалистов;
2. Требование НПА: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 г. № 973 “Вопросы Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь”, п. 5.43, важнейшими функциями Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь является “...создание отраслевой системы обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров”.
16.01.2024 16:54:13
Пользователь
НОВИЧОКВ приложении 1:
Разработка разделов проектной документации - Главный инженер проекта -
Критерии допуска:
Первый вариант: Не менее 5 лет по проектированию объектов в должностях специалистов и (или) руководителей в соответствующей области знаний.
Другой вариант:
Не менее пяти лет по проектированию объектов в должностях специалистов и (или) руководителей в соответствующей области знаний (в том числе не менее одного года в должностях не ниже ведущего инженера проектировщика) или не менее 8 лет по проектированию объектов в должностях специалистов в соответствующей области знаний.
Т.к. должность ведущего инженера-проектировщика не является обязательной в штатном расписании проектной организации и соответственно специалист с большим стажем работы (например инженер-проектировщик 1 категории) не может перейти на должность ГИПа, т.к. не может аттестоваться.
16.01.2024 17:06:17
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 78 Элемент текста : Руководитель (управляющий) проекта
79 пункт, руководитель (управляющий) проекта, столбец стаж работы.
"Не менее пяти лет в строительстве по виду профессиональной деятельности на руководящих должностях, или не менее десяти лет на инженерных (в том числе из них не менее трех лет на руководящих) должностях, или не менее восьми лет по осуществлению технического надзора "
заменить на
"Не менее пяти лет в строительстве по виду профессиональной деятельности на руководящих должностях, или не менее десяти лет на инженерных должностях, или не менее восьми лет по осуществлению технического надзора "
причина: люди работающие в ОКСах (специалисты, инженеры) и непосредственно выполняющие работу руководителя проекта не могут аттестоваться так как их должности не являются руководящими, приходится брать мастеров со стройки (у которых отсутствует необходимый опыт, но есть руководящий стаж) и вешать на них этот аттестат, в итоге получаем руководителя проекта с коркой но без какого-либо понимания процесса.
16.01.2024 17:07:15
Пользователь
НОВИЧОКформу квалификационного аттестата оставить в предыдущей редакции
или
исключить строку наименование юридического лица/ИП,
т.к. привязка к конкретной организации (ИП) при не продлении контракта, при переводе в другую организацию, при смене жительства и т.д. влечет за собой недействительность Квалификационного аттестата и невостребованность специалиста. Т.е его просто не возьмут на другую работу до аттестации и он автоматически станет незанятым до последующей переаттестации. И если в Минске вопрос аттестации решить просто, то в районных центрах и других населенных пунктах это намного проблемнее.
16.01.2024 17:21:02
Пользователь
НОВИЧОК16.01.2024 18:39:31
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛЭлемент текста : (наименование юридического лица/ИП)
Приложение 2 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
Форма квалификационного аттестата:
Абсолютно непонятно наличие надписи:
При смене работы придется менять аттестат или даже переаттестовываться?!
17.01.2024 12:15:24
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться