[ Закрыто ] Проект постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9» (локальный мониторинг окружающей среды)
Предметом правового регулирования проекта постановления являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, связанные с вопросами организации и проведения локального мониторинга окружающей среды.
Документ, в который вносятся изменения: Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды».
Предложения по проекту постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9».
1. Рекомендуемое наименование документа при сохранении его существующей структуры: «Инструкция о порядке проведения наблюдений в рамках локального мониторинга окружающей среды». Наименование «Инструкция о технологии работ по организации и проведению локального мониторинга окружающей среды» некорректно по следующим основаниям:
1.1. Термин «технология» не применим к термину «локальный мониторинг окружающей среды». Технология – совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства (толковый словарь Ожегова). Локальный мониторинг окружающей среды не является отраслью производства.
1.2. Инструкция не содержит полного перечня требований, предъявляемых к «организации и проведению» локального мониторинга окружающей среды (наблюдения+оценка+прогноз), а определяет общий алгоритм, порядок проведения только наблюдений (отбор проб и проведение испытаний – измерений фактических величин параметров, оцениваемых в дальнейшем) за состоянием окружающей среды и воздействием деятельности на окружающую среду. Требования, предъявляемые к «организации и проведению» локального мониторинга окружающей среды, установлены соответствующими пунктами ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности».
1.3. Пунктом 15 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» определено, что «Мониторинг окружающей среды – система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов.». Пунктом 5 Положения о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482, определено, что «Локальный мониторинг проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, указанную в пункте 3 настоящего Положения (далее – природопользователи).». Инструкция призвана определить порядок выполнения природопользователями всего комплекса работ в рамках локального мониторинга окружающей среды, а именно: наблюдения (за состоянием окружающей среды), оценку и прогноз (изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов). Фактически положения Инструкции определяют только порядок проведения наблюдений за состоянием окружающей среды. Алгоритм оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов остается за рамками правового регулирования локального мониторинга окружающей среды.
1.4. Рекомендуемое наименование документа при сохранении его существующей структуры: «Инструкция о порядке проведения наблюдений в рамках локального мониторинга окружающей среды».
2. Пункт 61 проекта Инструкции не соответствует пунктам 12 и 13 Инструкции о порядке ведения Государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 декабря 2008 г. № 119 (пункты локального мониторинга окружающей среды являются частью Государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь), в части:
2.1. субъекта отношений – кто?
Пунктами 12 и 13 Инструкции о порядке ведения Государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 декабря 2008 г. № 119, четко установлено, что для включения (внесения изменений и дополнений, исключения) пункта наблюдений «республиканский орган государственного управления, ответственный за организацию проведения вида мониторинга окружающей среды в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, государственная организация, ответственная за проведение вида мониторинга окружающей среды в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, готовят обоснование необходимости его включения в реестр, а также сведения о пункте наблюдений, указанные в пункте 9 настоящей Инструкции», «обоснование необходимости внесения в него изменений и дополнений, исключения из реестра, а также сведения о пункте наблюдений, включающие реестровый номер пункта наблюдений, номер графы (граф), в которую (которые) вносятся изменения и дополнения, данные, вносимые в эту графу», «вносят в Межведомственный координационный совет Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (далее – Межведомственный совет) обоснованное предложение о внесении изменений в сеть пунктов наблюдений вида мониторинга окружающей среды.».
При этом обоснованию подлежат не только местоположение пункта мониторинга, но и перечень параметров и периодичность наблюдений. Хорошей основой обоснований является проведение научных исследований: пунктом 1 статьи 55 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» определено, что «Научные исследования в области охраны окружающей среды и природопользования проводятся в целях: совершенствования законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов…».
В действующей (от 27.02.2024 № 130) редакции Положения о порядке ведения Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 949, отсутствуют полномочия территориальных органов Минприроды применительно к локальному мониторингу окружающей среды. И даже исключена действовавшая с момента начала функционирования НСМОС до 27.02.2024 норма: «6. Организацию проведения видов мониторинга окружающей среды в составе НСМОС осуществляют: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в части мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод, мониторинга подземных вод, радиационного мониторинга, локального мониторинга окружающей среды;».
Пунктом 5 Положения о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482, определено, что «Локальный мониторинг проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, указанную в пункте 3 настоящего Положения (далее – природопользователи).».
Из этого следует, что обоснованное предложение о внесении изменений в сеть пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, должно исходить от природопользователей, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды.
2.2. субъекта отношений – кому?
Пунктом 5-1 действующей (от 27.02.2024 № 130) редакции Положения о порядке ведения Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 949, определено, что «Порядок ведения государственного реестра пунктов наблюдений НСМОС определяется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.».
Из этого следует, что обоснованное предложение о внесении изменений в сеть пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, должно исходить от природопользователей, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды, в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
2.3. объекта отношений – что?
Из норм, установленных пунктами 12 и 13 Инструкции о порядке ведения Государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 декабря 2008 г. № 119, вытекает, что просто «сведений» и «предложений» о включении, внесении изменений в сеть пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды недостаточно. Необходимы обоснованные (то есть подкрепленные доказательствами – согласно толковому словарю Ожегова) предложения.
2.4. Предлагается следующая редакция пункта 61 проекта Инструкции:
«61. Перечень пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды (далее – перечень), включая перечисление оцениваемых параметров и периодичность проведения локального мониторинга окружающей среды, формируется с учетом требований, установленных пунктами 3 – 6 настоящей Инструкции на основании:
результатов научных исследований, выполненных научной организацией, подчиненной Минприроды, в том числе по инициативе Минприроды и (или) его территориальных органов;
обоснованных предложений природопользователей, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды.
Форма перечня должна соответствовать форме, установленной приложением к Инструкции о порядке ведения государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 декабря 2008 г. № 119.
В случае необходимости внесения изменений в перечень, исключения пункта наблюдений локального мониторинга окружающей среды из перечня, связанных с изменением условий осуществления хозяйственной и иной деятельности, природопользователь в месячный срок со дня возникновения таких обстоятельств письменно уведомляет территориальные органы Минприроды с приложением подтверждающих документов.
Территориальные органы Минприроды предоставляют сведения о необходимости включения, исключения пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, а также внесения изменений в перечень по запросу Минприроды, но не реже одного раза в полугодие.».
3. В пункте 8 Инструкции слова «и индивидуальными предпринимателями» и в пункте 11 слова «или индивидуальном предпринимателе» исключить, ввиду того, что пункт 2 статьи 103 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» не содержит норму, уполномочивающую индивидуальных предпринимателей осуществлять отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды.
4. В пункте 9 Инструкции слова «в течение 15 календарных дней» исключить, ввиду того, что срок «15 календарных дней» слишком короток и ничем не обоснован.
5. В пункте 9 Инструкции нет необходимости «абзац первый после слов «Данные локального мониторинга» дополнить словами «, копии актов отбора проб и протоколов проведения измерений в области охраны окружающей среды» по следующим основаниям:
5.1. Принятие данной нормы только увеличит документооборот, увеличит трудозатраты сотрудников информационно-аналитического центра локального мониторинга окружающей среды и не обеспечит никакой новой полезной информацией.
5.2. Таблица данных локального мониторинга окружающей среды (приложения 1–4 к Инструкции), предоставляется добросовестными, осознающими свою ответственность за достоверность и полноту природопользователями, и содержит всю необходимую информацию об аккредитованных субъектах, осуществивших отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды, о примененных методиках выполнения измерений.
Пунктом 5 Положения о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482, установлено, что «Ответственность за достоверность и полноту данных локального мониторинга несут природопользователи.».
В соответствии с пунктом 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций (далее, если не предусмотрено иное, – государственные органы), их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее, если не предусмотрено иное, – субъекты хозяйствования) основывается на следующих принципах:
5.3 При необходимости проверить статус аккредитованных субъектов, привлеченных природопользователями к отбору проб и проведению измерений в области охраны окружающей среды при проведении наблюдений в рамках локального мониторинга окружающей среды, можно оперативно на сайте Белорусского государственного центра аккредитации.
Компетентность аккредитованных субъектов, привлеченных природопользователями к отбору проб и проведению измерений в области охраны окружающей среды, в том числе качество выдаваемых актов отбора проб и протоколов испытаний, устанавливается и подтверждается в рамках процедур аккредитации, повторной аккредитации, периодической оценки компетентности, осуществляемых Белорусским государственным центром аккредитации на основании требований законодательства об обеспечении единства измерений.
5.4. При необходимости проверить наличие у природопользователя актов отбора проб и протоколов проведения измерений в области охраны окружающей среды (часть первая пункта 11 Инструкции) можно в рамках плановых проверок природопользователей, осуществляемых территориальными органами Минприроды.
6. Предлагаемое для включения в Инструкцию требование «При проведении локального мониторинга почв (грунтов) копия карты-схемы и плана-графика предоставляются в год проведения наблюдений.» противоречит требованиям пункта 122 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 и не должно быть включено в Инструкцию.
Так, пунктом 122 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 определено, что «Количество пробных площадок для проведения локального мониторинга почв (грунтов) устанавливается на основании результатов предварительного обследования…». Предварительное обследование, включающее и наблюдения, может быть начато в ноябре-декабре. Анализ результатов, обоснование сети пунктов локального мониторинга почв (грунтов), подготовка карты требуют затрат времени, исключающих физическую возможность предоставить копию карты в год проведения наблюдений, если они проведены в ноябре-декабре.
7. Исходя из требований пункта 15 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды», пункта 5 Положения о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482, статьи 106 Кодекса Республики Беларусь о земле, целесообразно часть первую пункта 11 Инструкции после слов «акты отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды и протоколы проведения измерений в области охраны окружающей среды» дополнить словами:
«результаты оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием хозяйственной и иной деятельности природопользователя;
комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества окружающей среды территории размещения природопользователя, снижение экологического риска.».
8. Целесообразно инициировать научное исследование для разработки и обоснования алгоритма комплексной оценки состояния окружающей среды территории промышленных зон городов.
Заведующий отделом мониторинга окружающей среды республиканского научно-исследовательского унитарного предприятия
«Бел НИЦ «Экология», кандидат географических наук, доцент М.А.Ересько
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9» (локальный мониторинг окружающей среды)
Общественное обсуждение
1Предметом правового регулирования проекта постановления являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, связанные с вопросами организации и проведения локального мониторинга окружающей среды.
Прилагаемая информация:
Документ, в который вносятся изменения:
Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды».
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 2 по 12 мая 2024 г.
30.04.2024 10:42:52
Пользователь
НОВИЧОКПредложения по проекту постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9».
1. Рекомендуемое наименование документа при сохранении его существующей структуры: «Инструкция о порядке проведения наблюдений в рамках локального мониторинга окружающей среды». Наименование «Инструкция о технологии работ по организации и проведению локального мониторинга окружающей среды» некорректно по следующим основаниям:
1.1. Термин «технология» не применим к термину «локальный мониторинг окружающей среды». Технология – совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства (толковый словарь Ожегова). Локальный мониторинг окружающей среды не является отраслью производства.
1.2. Инструкция не содержит полного перечня требований, предъявляемых к «организации и проведению» локального мониторинга окружающей среды (наблюдения+оценка+прогноз), а определяет общий алгоритм, порядок проведения только наблюдений (отбор проб и проведение испытаний – измерений фактических величин параметров, оцениваемых в дальнейшем) за состоянием окружающей среды и воздействием деятельности на окружающую среду. Требования, предъявляемые к «организации и проведению» локального мониторинга окружающей среды, установлены соответствующими пунктами ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности».
1.3. Пунктом 15 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» определено, что «Мониторинг окружающей среды – система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов.». Пунктом 5 Положения о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482, определено, что «Локальный мониторинг проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, указанную в пункте 3 настоящего Положения (далее – природопользователи).». Инструкция призвана определить порядок выполнения природопользователями всего комплекса работ в рамках локального мониторинга окружающей среды, а именно: наблюдения (за состоянием окружающей среды), оценку и прогноз (изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов). Фактически положения Инструкции определяют только порядок проведения наблюдений за состоянием окружающей среды. Алгоритм оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов остается за рамками правового регулирования локального мониторинга окружающей среды.
1.4. Рекомендуемое наименование документа при сохранении его существующей структуры: «Инструкция о порядке проведения наблюдений в рамках локального мониторинга окружающей среды».
2. Пункт 61 проекта Инструкции не соответствует пунктам 12 и 13 Инструкции о порядке ведения Государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 декабря 2008 г. № 119 (пункты локального мониторинга окружающей среды являются частью Государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь), в части:
2.1. субъекта отношений – кто?
Пунктами 12 и 13 Инструкции о порядке ведения Государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 декабря 2008 г. № 119, четко установлено, что для включения (внесения изменений и дополнений, исключения) пункта наблюдений «республиканский орган государственного управления, ответственный за организацию проведения вида мониторинга окружающей среды в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, государственная организация, ответственная за проведение вида мониторинга окружающей среды в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, готовят обоснование необходимости его включения в реестр, а также сведения о пункте наблюдений, указанные в пункте 9 настоящей Инструкции», «обоснование необходимости внесения в него изменений и дополнений, исключения из реестра, а также сведения о пункте наблюдений, включающие реестровый номер пункта наблюдений, номер графы (граф), в которую (которые) вносятся изменения и дополнения, данные, вносимые в эту графу», «вносят в Межведомственный координационный совет Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (далее – Межведомственный совет) обоснованное предложение о внесении изменений в сеть пунктов наблюдений вида мониторинга окружающей среды.».
При этом обоснованию подлежат не только местоположение пункта мониторинга, но и перечень параметров и периодичность наблюдений. Хорошей основой обоснований является проведение научных исследований: пунктом 1 статьи 55 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» определено, что «Научные исследования в области охраны окружающей среды и природопользования проводятся в целях: совершенствования законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов…».
В действующей (от 27.02.2024 № 130) редакции Положения о порядке ведения Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 949, отсутствуют полномочия территориальных органов Минприроды применительно к локальному мониторингу окружающей среды. И даже исключена действовавшая с момента начала функционирования НСМОС до 27.02.2024 норма: «6. Организацию проведения видов мониторинга окружающей среды в составе НСМОС осуществляют: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в части мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод, мониторинга подземных вод, радиационного мониторинга, локального мониторинга окружающей среды;».
Пунктом 5 Положения о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482, определено, что «Локальный мониторинг проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, указанную в пункте 3 настоящего Положения (далее – природопользователи).».
Из этого следует, что обоснованное предложение о внесении изменений в сеть пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, должно исходить от природопользователей, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды.
2.2. субъекта отношений – кому?
Пунктом 5-1 действующей (от 27.02.2024 № 130) редакции Положения о порядке ведения Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 949, определено, что «Порядок ведения государственного реестра пунктов наблюдений НСМОС определяется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.».
Из этого следует, что обоснованное предложение о внесении изменений в сеть пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, должно исходить от природопользователей, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды, в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
2.3. объекта отношений – что?
Из норм, установленных пунктами 12 и 13 Инструкции о порядке ведения Государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 декабря 2008 г. № 119, вытекает, что просто «сведений» и «предложений» о включении, внесении изменений в сеть пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды недостаточно. Необходимы обоснованные (то есть подкрепленные доказательствами – согласно толковому словарю Ожегова) предложения.
2.4. Предлагается следующая редакция пункта 61 проекта Инструкции:
«61. Перечень пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды (далее – перечень), включая перечисление оцениваемых параметров и периодичность проведения локального мониторинга окружающей среды, формируется с учетом требований, установленных пунктами 3 – 6 настоящей Инструкции на основании:
результатов научных исследований, выполненных научной организацией, подчиненной Минприроды, в том числе по инициативе Минприроды и (или) его территориальных органов;
обоснованных предложений природопользователей, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды.
Форма перечня должна соответствовать форме, установленной приложением к Инструкции о порядке ведения государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 декабря 2008 г. № 119.
В случае необходимости внесения изменений в перечень, исключения пункта наблюдений локального мониторинга окружающей среды из перечня, связанных с изменением условий осуществления хозяйственной и иной деятельности, природопользователь в месячный срок со дня возникновения таких обстоятельств письменно уведомляет территориальные органы Минприроды с приложением подтверждающих документов.
Территориальные органы Минприроды предоставляют сведения о необходимости включения, исключения пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, а также внесения изменений в перечень по запросу Минприроды, но не реже одного раза в полугодие.».
3. В пункте 8 Инструкции слова «и индивидуальными предпринимателями» и в пункте 11 слова «или индивидуальном предпринимателе» исключить, ввиду того, что пункт 2 статьи 103 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» не содержит норму, уполномочивающую индивидуальных предпринимателей осуществлять отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды.
4. В пункте 9 Инструкции слова «в течение 15 календарных дней» исключить, ввиду того, что срок «15 календарных дней» слишком короток и ничем не обоснован.
5. В пункте 9 Инструкции нет необходимости «абзац первый после слов «Данные локального мониторинга» дополнить словами «, копии актов отбора проб и протоколов проведения измерений в области охраны окружающей среды» по следующим основаниям:
5.1. Принятие данной нормы только увеличит документооборот, увеличит трудозатраты сотрудников информационно-аналитического центра локального мониторинга окружающей среды и не обеспечит никакой новой полезной информацией.
5.2. Таблица данных локального мониторинга окружающей среды (приложения 1–4 к Инструкции), предоставляется добросовестными, осознающими свою ответственность за достоверность и полноту природопользователями, и содержит всю необходимую информацию об аккредитованных субъектах, осуществивших отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды, о примененных методиках выполнения измерений.
Пунктом 5 Положения о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482, установлено, что «Ответственность за достоверность и полноту данных локального мониторинга несут природопользователи.».
В соответствии с пунктом 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций (далее, если не предусмотрено иное, – государственные органы), их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее, если не предусмотрено иное, – субъекты хозяйствования) основывается на следующих принципах:
презумпции добросовестности субъектов хозяйствования…».
5.3 При необходимости проверить статус аккредитованных субъектов, привлеченных природопользователями к отбору проб и проведению измерений в области охраны окружающей среды при проведении наблюдений в рамках локального мониторинга окружающей среды, можно оперативно на сайте Белорусского государственного центра аккредитации.
Компетентность аккредитованных субъектов, привлеченных природопользователями к отбору проб и проведению измерений в области охраны окружающей среды, в том числе качество выдаваемых актов отбора проб и протоколов испытаний, устанавливается и подтверждается в рамках процедур аккредитации, повторной аккредитации, периодической оценки компетентности, осуществляемых Белорусским государственным центром аккредитации на основании требований законодательства об обеспечении единства измерений.
5.4. При необходимости проверить наличие у природопользователя актов отбора проб и протоколов проведения измерений в области охраны окружающей среды (часть первая пункта 11 Инструкции) можно в рамках плановых проверок природопользователей, осуществляемых территориальными органами Минприроды.
6. Предлагаемое для включения в Инструкцию требование «При проведении локального мониторинга почв (грунтов) копия карты-схемы и плана-графика предоставляются в год проведения наблюдений.» противоречит требованиям пункта 122 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 и не должно быть включено в Инструкцию.
Так, пунктом 122 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 определено, что «Количество пробных площадок для проведения локального мониторинга почв (грунтов) устанавливается на основании результатов предварительного обследования…». Предварительное обследование, включающее и наблюдения, может быть начато в ноябре-декабре. Анализ результатов, обоснование сети пунктов локального мониторинга почв (грунтов), подготовка карты требуют затрат времени, исключающих физическую возможность предоставить копию карты в год проведения наблюдений, если они проведены в ноябре-декабре.
7. Исходя из требований пункта 15 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды», пункта 5 Положения о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482, статьи 106 Кодекса Республики Беларусь о земле, целесообразно часть первую пункта 11 Инструкции после слов «акты отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды и протоколы проведения измерений в области охраны окружающей среды» дополнить словами:
«результаты оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием хозяйственной и иной деятельности природопользователя;
комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества окружающей среды территории размещения природопользователя, снижение экологического риска.».
8. Целесообразно инициировать научное исследование для разработки и обоснования алгоритма комплексной оценки состояния окружающей среды территории промышленных зон городов.
Заведующий отделом
мониторинга окружающей среды
республиканского научно-исследовательского
унитарного предприятия
«Бел НИЦ «Экология»,
кандидат географических наук, доцент М.А.Ересько
12.05.2024 16:09:11
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться