Уважаемое сообщество, приветствую!
Предлагаю внести в ПЕРЕЧЕНЬ видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя, и отразить это в классификаторе видов экономической деятельности «Независимую оценку стоимости» и её подвиды (в том числе на основе сейчас действующей системы СТБ 52-й группы «Оценка стоимости объектов гражданских прав»).
Это предложение полностью соотноситься как с практикой стран ближнего зарубежья (например, Россия и Казахстан), так и в странах дальнего зарубежья (Польша, Турция, Германия, Китай и так далее). В абсолютном большинстве случаев в мировой практике эти услуги оказываются именно independens specialist – аналог нашего ИП. В мировой практике крупные оценочные организации это скорее исключение (если не принимать во внимание подразделения известных крупнейших международных аудиторов). Для выполнения крупных и сложных заказов оценщики как правило объединяются в рамках профессиональных объединений. Так, например, в Турции, ориентировочно на шесть тысяч независимых оценщиков приходится до одной тысячи оценочных организаций, которые разумно наделены исключительным правом выполнения наиболее сложных работ, например, оценка бизнеса при первичном публичном размещении акций на фондовой бирже (IPO – объективно высший пилотаж в оценке стоимости). И лишь в этом случае к оценочной организации там установлены требования по структуре и количеству штата в составе пяти человек. Об установлении требовании к численности оценщиков в штате в других странах вроде как особо и не неслышно. Не буду утверждать…, но вероятно в этой части отечественный опыт «уникален» и «оригинален».
Именно в осуществлении оценочной деятельности в форме отдельного, самостоятельного специалиста есть суть НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ – человек связан исключительно нормами этики профессионального сообщества, репутационными рисками и на него никто не может оказать давление (как, например, в рамках трудовых отношений в оценочной организации) если он сам себе «бос» и «судья». Кроме того, осуществление услуги независимой оценки индивидуальным предпринимателем обеспечивает как её конкурентность так и социальную доступность всем категориям граждан, о чём в том числе говорил Глава государства в поручении от 18 января.
Допустим, оценка государственного имущества на определённом этапе в Беларуси ещё по-прежнему требует повышенного внимания государственного регулятора. Так ведь этот вопрос уже давно определён наделением исключительным правом оценки этих объектом только «государственными» исполнителями оценки. К стати, в этой связи в нашу практику следовало бы ввести понятие «государственной оценки» (или оценки для государственных нужд) наряду с прописанными независимой, внутренней и обязательной, т.к. в процессе оценки государственного имущества «государственным оценщиком» теряются атрибуты и даже формальные признаки того, что в мире принято понимать именно под независимой оценкой – выключаются «механизмы незаинтересованности» и пропадает прозрачность процесса.
Может быть и верно, - пусть будет в Беларуси единственная подведомственная гос.-регулятору организация – исполнитель оценки при реализации инвестиционных договоров. А может быть и не очень верно, т.к. исключение из инвестиционного процесса механизма именно независимой оценки ведь очевидно снижает его прозрачность, о чём опять же говориться в поручении, и доверие потенциального инвестора, а, соответственно, привлекательность отечественных проектов, как отмечалось, в и так не простых условиях. В этой связи, если и вводить заградительные барьеры (с точки зрения экономической теории и теории менеджмента иначе эти нововведения не назовёшь) для вхождения на рынок новых операторов независимой оценки в виде требований по штату исполнителя оценки, его уставному фонду и наделения исключительными правами отдельных субъектов рынкам по оценке определенных объектов и для действительно «сложных» методически и процедурно целей оценки стоимости, то стоит просчитать последствия.
Порядка 100 индивидуальных предпринимателей со стажем от 5 лет, а кто-то и 20+ лет потеряют свою работу и своё малое дело. Сможет ли человек работавший на себя работать в найме – вопрос открытый. Но очевидно, что от потери пусть маленького, но своего дела будет стресс, если не трагедия.
Оценочно, ИП в отечественной независимой оценке обслуживаю порядка 10…25%% рынка (в разных сегментах). И в основном это именно «социальная» доля рынка, т.к. представить ситуацию, что ИП выиграл конкурс по оценке для МАЗа, «Коммунарки» и т.п., ну объективно просто не реально. ИП работают преимущественно с гражданами и малыми организациями, а их «уход» с рынка определённо приведёт к росту цен на услугу независимой оценки ввиду того, что ИП за одну, пусть и относительно высокую заработанную зарплату, является и директором, и бухгалтером, и водителем, и маркетологом, и рекламщиком, и сам себе больничный зарабатывает, и т.д.. Рост тарифов очевидно неизбежен, а по отдельным целям и объектам оценки не на 20%, а не исключено, что в и разы.
Пусть у такого крупного и уважаемого пользователя оценки как ГТК, который никак не был причастен и не вкладывался в создание института независимой оценки в стране, не имеет аттестованных оценщиков в своём штате (как, например, многие банки или страховые компании) и специальных методических разработок для оценки для своих нужд, появились претензии к качеству оценок, выполненных ИП (или может… отдельными ИП- исполнителями оценки).
Даже при этом, безусловно эти претензии не могут быть не обоснованными абсолютно (многолетний опыт специалистов ГТК может компенсировать формальную аттестацию). Но тога, давайте введём дополнительную аттестацию для «таможенных» оценщиков, как это есть в отечественной практике оценки стоимости, например, историко-культурных ценностей (к стати у Минкульта есть и некоторые методические наработки). Тогда хотя бы пусть будет разработан и утверждён соответствующий ТКП (оценка для нужд ГТК по аналогии со специальным ТКП по оценке ликвидационной стоимости преимущественно для банковских залогов)… Ведь сегодня, согласно базовому Указу № 615 оценка стоимости для нужд ГТК вообще является исключением(!) из общей практики. Формально, требований по реализации процедуру оценки стоимости для нужд ГТК сегодня нет… Пусть позиция ГТК принципиальная и обоснованная (значимость для народного хозяйства добротной оценки растаможиваемого имущества понятна), но зачем создавать риски для всего рынка, для всех направлений деятельности оценщиков. Зачем ИП исключать полностью? Ведь на всех белорусских оценочных конференциях гости уже давно и традиционного отмечают как необходимо высокое качество наших ТНПА, высокий уровень подготовки специалистов, так и эффективность действующего организационно-правового механизма независимой оценки в нашей стране.
При этом всё же заметим, что некоторые районные центры услугу оценки получают именно от местного оценщика – именно ИП (который «закрывает» потребности своего, а иногда и соседних районов). А после изменений граждане и малые предприятия на районе будут оплачивать столичного оценщика и затраты на доставку его «тела» к месту оценки или объекта оценки к локации исполнителя оценки – юр.-лица?
И по поводу требований к уставному фонду исполнителя оценки. Если нанесение ущерба действиями исполнителей оценки действительно приняло в стране системный характер, то этот ещё один барьер отсечения новых и действующих операторов на этом рынке, допустим, оправдан. Однако если проблема носит несистемный, а единичный характер, это требование к уставному фонду - вредное. Если же смысл нововведения в превентивных мерах по нераспространению наметившейся проблемы, то наряду с требованием к величине уставного фонда очевидно не следует исключать для исполнителя оценки возможность исполнить свою обязанность через инструменты страхования. И это также соотноситься как с ближайшей российской, так и «дальнезарубежной» практикой. При этом, правда там не выделяют отдельно требования только… для негосударственных организаций. Если требование, то для всех. Почему бы не предусмотреть альтернативное решение в виде страхование профессиональных рисков в рамках лимита ответственности в размере тех же пятидесяти тысяч или выше, например, при осуществлении исполнителем оценки той же для экспертизы достоверности оценки. Сегодня на отечественном рынке уже есть готовые необходимые страховые продукты.
Кстати для направления экспертизы достоверности оценки, требования по штату в количестве пяти человек может быть и оправданны, но не для «мелкого» исполнителя независимой оценки, который сегодня и на две зарплаты оценщика набирает заказы с трудом.
Никогда крупные компании не будут также мобильны и подвижны, конкурентные по ценам услуги, как ИП или малые организации. Как никогда ИП не смогут выполнить прекрасное и разумное требование по обязательному членству в профобъединении, но с ежемесячным платежом который сопоставим с половиной среднестатистической столичной зарплаты… Идея обязательного членства в профобъединении разумна и, опять же, проверена как россиянами так и в глобальном измерении независимой оценки. Но … пусть даже для относительно России, для не большой Беларуси, закрепление исключительного права одного проф.-объединения оценщиков также требует аккуратного осмысления, в том числе с точки зрения репутационных рисков на международном уровне.
Отдельного осмысления требует возможность распространения новшеств на сферу оценки и урегулирования ущерба от ДТП для нужд обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, где присутствие ИП на рынке ещё выше… Ведь ситуация дефицита «оценочных» рук и голов здесь, как и в сфере независимой оценки уже возникала у нас не единожды с момента появления в стране оценки как вида профессиональной и экономической деятельности.
Да, этап не простой. И конкретные, директивные методы управления наиболее эффективны именно в эти моменты. Но, народная то мудрость гласит: «Семь раз отмерь и один раз отрежь»! Особенно, если «отрезать» живое и, в конце концов, работающее не плохо.
Резюмируя, в надежде на белорусскую рассудительность, предлагаю «картинку», как может выглядеть Независимая оценка стоимости как сфера профессиональной и экономической деятельности в условиях нашего современного мира.
По формулировкам, поправьте, если что сходу не учёл, но стаж почти в 30 лет в этой отрасли и, соответственно опыт, прошу учесть.
Независимая оценка стоимости N
Оценка стоимости в области недвижимости N 01
Оценка стоимости объектов недвижимости N 01 01
Оценка и урегулирование ущерба в области объектов недвижимости N 01 02
Оценка стоимости земельных участков N 01 03
Оценка стоимости природных ресурсов N 01 04
Оценка ущерба окружающей среде N 01 05
Оценка стоимости в области машин, оборудования и транспорта N 02
Оценка стоимости машин и оборудования, материалов N 02 01
Оценка стоимости транспортных средств N 02 02
Оценка и урегулирование ущерба на транспорте N 02 03
Оценка и урегулирование ущерба в области машин, оборудования, материалов N 02 04
Оценка стоимости в области интеллектуальной собственности и нематериальных активов N 03
Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов N 03 01
Оценка стоимости и урегулирование ущерба, вреда в области интеллектуальной собственности и нематериальных активов N 03 01
Оценка стоимости в области искусства и культуры N 04
Оценка стоимости предметов искусства, историко-культурных ценностей и раритетной техники N 04 01
Оценка стоимости и урегулирование ущерба, вреда в области предметов искусства, историко-культурных ценностей и раритетной техники N 04 02
Оценка стоимости в области драгоценных камней и металлов, изделий из них N 04 03
Оценка стоимости в области флоры и фауны N 05
Оценка стоимости объектов флоры и фауны N 05 01
Оценка и урегулирование ущерба по объектам флоры и фауны N 05 02
Оценка стоимости предприятий как хозяйственных комплексов (оценка стоимости бизнеса) N 06
Оценка стоимости в области предприятий промышленности и сферы услуг N 06 01
Оценка и урегулирование ущерба, вреда в области предприятий промышленности и сферы услуг N 06 02
Оценочная деятельность в области финансовых интересов N 07
Оценка стоимости финансовых интересов N 07 01
Оценка и урегулирование ущерба в области финансовых интересов N 07 02
Оценочная деятельность в области жизнедеятельности и духовной жизни человека N 08
Оценка стоимости результатов жизнедеятельности и духовной жизни человека N 08 01
Оценка и урегулирование вреда здоровью, результатам жизнедеятельности и духовной жизни человека N 08 02
Оценка и урегулирование ущерба здоровью, результатам жизнедеятельности и духовной жизни человека N 08 03
Оценка стоимости (экономической ценности) по объектам и предметам, которые могут возникнуть в будущем (резерв под прогнозные элементы структуры классификации) N 09
Оценка стоимости (экономической ценности) объектов в высоких слоях атмосферы, околоземном и удаленных пространствах, глубинах Земли N 09 01
Оценка и урегулирование ущерба, вреда по объектам в высоких слоях атмосферы, околоземном и удаленных пространствах, глубинах Земли N 09 02
Оценка стоимости (экономической ценности) геоэкономического, промышленного, человеческого капитала и иных потенциалов страны, региона и иное N 09 03
Оценка и урегулирование ущерба, вреда геоэкономическому, промышленному, человеческому капиталу и иным потенциалам страны, региона и иное N 09 04
С благодарностью дочитавшим)!
Правовой форум