предлагаем в проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О предпринимательской деятельности» добавить норму, что если предполагаемая деятельность связана с работами и услугами представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, вместе с государственной регистрацией и уведомлением налоговых органов о применении особых режимов налогообложения для ремесленников, самозанятых, индивидуальных предпринимателей, необходимо получение специального разрешения на осуществления таких работ и услуг от санитарно-эпидемиологических станций.
23.05.2024 09:30:54
ВикторияГолубева
Юрист
НОВИЧОК
2
0.7
2
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : Перечень видов деятельности для ИП
Предлагаю добавить в Приложение 1. ПЕРЕЧЕНЬ видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя: 69204 Деятельность управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2022 г. №227-З «Об урегулировании неплатежеспособности.») предусмотрено, что антикризисным управляющим может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель.
23.05.2024 09:41:15
Игорь Валерьевич
Юрист
НОВИЧОК
1
2.0
98
Общие замечания по проекту Анализ текста проекта Постановления Совета Министров Республики Беларусь «О предпринимательской деятельности» (далее – проект) и направленных в ходе его общественного обсуждения «замечаний и предложений» позволяет сделать вывод, что многие положения проекта характеризуются отсутствием ясности, точности и логической согласованности, в том числе вызванным наличием пробелов и коллизий с актами иного отраслевого законодательства, что порождает возможность неоднозначного понимания норм проекта и их неединообразного применения. 1. Основной причиной такого положения является использование в проекте для классификации видов предпринимательской деятельности Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденного Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85 (далее – ОКРБ 005-2011). При этом: 1) согласно п. 1 ст. 26 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) ОКРБ 005-2011 является «техническим нормативным правовым актом в области технического нормирования и стандартизации». Соответственно, порядок разработки, согласования, проведения экспертизы, утверждения и внесения изменений в ОКРБ 005-2011 определяется законодательством о техническом нормировании и стандартизации, а Закон о НПА распространяется на ОКРБ 005-2011 лишь в части, не урегулированной указанным отраслевым законодательством (п. 2 ст. 1 Закона о НПА). Последствием вышеуказанного является несогласованность терминологии ОКРБ 005-2011 с терминологией соответствующего отраслевого законодательства, некоторые примеры которой приведены далее; 2) в ч. 4 п. 1 «Область применения» ОКРБ 005-2011 сказано: «ОКЭД предназначен для классификации юридических и физических лиц в соответствии с выполняемыми ими видами экономической деятельности и создания основы для подготовки статистических данных о результатах производства, затратах на производство, формировании капитала, финансовых операциях и т.п.». При этом индивидуальные предприниматели (далее – ИП) и физические лица, осуществляющее индивидуальную предпринимательскую деятельность, не являются и не будут являться субъектами статистического учета, они не подают и не будут подавать статистические декларации; 3) в ч. 6 п. 1 «Область применения» ОКРБ 005-2011 сказано: «При этом область применения ОКЭД выходит за рамки статистической деятельности. В целях обеспечения применения ОКЭД в иных, нестатистических сферах данный классификатор может использоваться для идентификации объектов правоотношений. Правильность применения классификатора в нормативных правовых актах обеспечивается органом государственного управления, разработавшим и принявшим конкретный нормативный правовой акт»; 4) соответственно, «правильность применения» ОКРБ 005-2011 в проекте должно обеспечиваться многочисленными «разъяснениями» и «исключениями», примеры которых – сноски 3-9 Приложения 1 к проекту. Между тем, подобных сносок с «разъяснениями» и «исключениями» должно быть гораздо больше с учетом несогласованности терминологии ОКРБ 005-2011 с терминологией отраслевого законодательства; 5) Налоговый кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании», Указ Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности» (далее – Указ № 364) и иные отраслевые законодательные акты, регламентирующие экономическую деятельность, не содержат ссылок на ОКРБ 005-2011, что с учетом вышеизложенного обоснованно. 2. Некоторые положения проекта включают многозначные и неопределенные соответствующим отраслевым законодательством термины, примеры которых приведены далее. 3. В ч. 6 п. 1 «Область применения» ОКРБ 005-2011 сказано: «Определение по ОКЭД кода вида экономической деятельности, относящегося к деятельности определенного юридического или физического лица, осуществляется данными лицами самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Беларусь». Соответственно, после принятия проекта ИП и физические лица, осуществляющее индивидуальную предпринимательскую деятельность, обязаны будут самостоятельно классифицировать свою осуществляемую либо планируемую к осуществлению экономическую деятельность по кодам ОКРБ 005-2011. Между тем, анализ направленных в ходе общественного обсуждения проекта «замечаний и предложений» по нему позволяет сделать вывод, что многие указанные лица – участники общественного обсуждения испытывают серьезные трудности при квалификации осуществляемой ими либо планируемой ими к осуществлению экономической деятельности по кодам ОКРБ 005-2011. При этом проект не содержит указание на орган, полномочный «разъяснять вопросы применения» проекта на практике. А таких вопросов будет немало… 4. С учетом изложенного, предлагается: 1) исключить из проекта упоминание ОКРБ 005-2011; 2) составить описание видов предпринимательской деятельности с использованием терминологии, заимствованной из соответствующего отраслевого законодательства; 3) исключить использование в проекте многозначных и неопределенных отраслевым законодательством терминов; 4) определить орган (министерство), полномочный «разъяснять вопросы применения» проекта после его утверждения. Перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя Из секции F СТРОИТЕЛЬСТВО … 43299 Монтаж и установка прочего инженерного оборудования, не включенного в другие группировки Из ОКРБ 005-2011 по коду 43299: «Этот подкласс включает: - монтаж, наладку, ремонт и техническое обслуживание в зданиях и на других строительных объектах прочего инженерного оборудования: … - установку заборов, оград и аналогичных ограждений из различных материалов»; 1. В законодательстве об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности вместо термина «здание» используется термин «капительное строение (здание, сооружение)», который определен в подп. 1.31 п. 1 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее – КоАГСд), вместо термина «строительный объект» – термин «объект строительства» (подп. 1.42 п. 1 ст. 1 КоАГСд), вместо термина «инженерное оборудование» – термин «оборудование» (подп. 1.73 п. 1 ст. 1 КоАГСд). 2. С учетом определения термина «строительная деятельность (строительство)» (подп. 1.73 п. 1 ст. 1 КоАГСд) «техническое обслуживание в зданиях и на других строительных объектах прочего инженерного оборудования» не является «строительством». 3. Следует учитывать, что на практике «заборы, ограды и аналогичные ограждения из различных материалов» могут быть как «капитальными», так и «некапитальными». С учетом определения термина «строительная деятельность (строительство)» (подп. 1.73 п. 1 ст. 1 КоАГСд) и «объект строительства» (подп. 1.42 п. 1 ст. 1 КоАГСд) «установка не являющихся капитальными заборов, оград и аналогичных ограждений из различных материалов» не является «строительством». 4. Предлагается исключить ссылку на ОКРБ 005-2011 и составить описание видов предпринимательской деятельности в сфере «архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (а не в сфере «строительства») с использованием ключевых терминов соответствующего отраслевого законодательства: «объект строительства» (подп. 1.42 п. 1 ст. 1 КоАГСд), «капитальное строение (здание, сооружение)» (подп. 1.31 п. 1 ст. 1 КоАГСд), «строительная деятельность (строительство)» (подп. 1.73 п. 1 ст. 1 КоАГСд), «строительно-монтажные работы» (подп. 1.77 п. 1 ст. 1 КоАГСд) и др. Перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности 64. Изготовление с применением ручного труда и инструмента и реализация потребителям сооружений, инвентаря и принадлежностей для содержания птиц животных, пчел 1392, 15122, 16232, 16299, 25999 65. Установка и ремонт с применением ручного труда и инструмента по заказам потребителей сооружений, инвентаря и принадлежностей для содержания птиц животных, пчел 43999, 9523, 95291, 95299 1. Что понимается под «сооружения для содержания птиц животных, пчел»? В каком отраслевом законодательстве определен термин «сооружение»? 2. На практике «сооружения для содержания птиц животных, пчел» могут быть как «некапитальными», так и «капитальными». В подп. 1.10 и 1.11 п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» упоминаются «временные конструкции, не являющиеся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями», что позволяет разграничивать «некапитальные» и «капитальные» объекты. Представляется, что в данном случае речь идет не о «сооружениях», а о «конструкциях». С целью разграничения «капитальных» и «некапитальных» объектов при классификации данной экономической деятельности предлагается в п.п. 64 и 65 «сооружений» заменить на «конструкций, не являющиеся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями». Перечень видов ремесленной деятельности 1. Изготовление и ремонт: … 2. Изготовление пряжи Упоминается только «изготовление», а не «изготовление и реализация», в отличие от аналогичного п. 66 «Изготовление с применением ручного труда и инструмента и реализация потребителям изделий ручной работы» Перечня видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности. Каким образом в таком случае «ремесленники» будут реализовать «изготовленные» изделия, упоминаемые в п.п. 1 и 2 Перечня видов ремесленной деятельности? Каким образом будет квалифицироваться экономическая деятельность по «реализации» ранее изготовленных «ремесленниками» изделий? Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 364 «под ремесленной деятельностью понимается не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров…». Таким образом, п.п. 1 и 2 Перечня видов ремесленной деятельности противоречит подп. 1.1 п. 1 Указа № 364. Предлагается в п.п. 1 и 2 Перечня видов ремесленной деятельности после «Изготовление» добавить «и реализация».
23.05.2024 09:53:43
Татьяна Петровна
Пользователь
НОВИЧОК
1
0.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : Приложение 2 к постановлению Совета Министров РБ
Добрый день. Предлагаю дополнить п.70 Перечня видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности, следующими материалами: ткань, кожа, стеклянная, металлическая, пластмассовая фурнитура, бусины из натуральных камней.
Я занимаюсь созданием украшений и в своей работе использую готовую металлическую фурнитуру, натуральные камни, стеклянные бусины и др. материалы. Все свои изделия я создаю руками и каждое изделие – это уникальный продукт. Из проекта Постановления следует, что таким мастерам, как я придется оформлять ИП, но это не целесообразно. Так как ручной труд – это сложная и кропотливая работа, не всегда материально оправдывающая труд, который в него вложен, и дополнительные затраты никак не поспособствуют развитию моего маленького, но любимого дела.
Также хочу обратить ваше внимание, что в любой бижутерии используется металлическая фурнитура (например, серьги всегда идут с металлической застежкой), что необходимо отразить в п.70.
23.05.2024 10:00:15
Екатерина Ав
Пользователь
НОВИЧОК
2
0.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел : 8559 Подраздел : 8559 Прочие виды образования, не включенные в другие группировки
"8559 Прочие виды образования, не включенные в другие группировки". Считаю нецелесообразным статус ИП и ООО по отношению к занятиям по рисованию для взрослых и детей от 12 лет, в том числе и по подготовке к поступлению на художественные специальности в вузы, колледжи. В случае с детьми- этот вид деятельности ничем не отличается от услуг по репетиторству. В случае со взрослыми- это так же консультационные услуги по рисованию. Никак не обучение или лекторий или получение новых профессиональных знаний. Если я как художник делюсь своими опытом и знаниями с детьми и взрослыми в виде консультаций, мастер классов, без привлечения наемных работников, зачем мне быть ИП и/или ооо, согласовывать программу в мин. Обр. , получать разрешения, нанимать бухгалтера и т.д. чтобы рассказать людям как нарисовать кувшин?
23.05.2024 10:03:55
Alkor
Пользователь
НОВИЧОК
2
0.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел : 2
Добрый день. В пункте 39 из перечня видов деятельности разрешенных для самозанятых указано "ремонт, восстановление и перетяжка мягкой мебели". Предлагаю дополнить этот пункт РЕМОНТОМ И ПЕРЕТЯЖКОЙ ЭЛЕМЕНТОВ САЛОНА АВТОМОБИЛЯ И МОТОТЕХНИКИ таких как сиденья, дверные карты,рули , подлокотники. Ведь по сути это аналогичная работа(перетяжка сиденья авто и перетяжка мягкого кресла)
23.05.2024 10:22:20
Sakovich
Пользователь
НОВИЧОК
2
0.8
1
Добрый день! Прошу добавить в ПЕРЕЧЕНЬ видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности "Изготовление мебели". В настоящее время являюсь плательщиком НПД, изготавливаю различные стулья, кресла, кроватки. Обороты не большие. Деятельность осуществляется самостоятельно, без привлечения наёмного труда. В данное приложение вошли такие виды деятельности как сборка мебели, ремонт и восстановление мебели. А изготовление с применением ручного труда мебели - нет. Также поддерживаю ранее высказанные предложения по установлению для самозанятых порога по выручке и возможностью заниматься любыми видами деятельности. Т.к. эта деятельность осуществляется самостоятельно, с применением ручного труда и без привлечения наёмных лиц. Обороты здесь не большие. Спасибо.
23.05.2024 11:02:48
Олег Дубровский
Пользователь
НОВИЧОК
2
0.7
1
ОКЭД 66210 «Деятельность по оценке страховых рисков и убытков»
Предлагаю деятельность по оценке страховых рисков и убытков и услуг по проведению независимой оценки внести в перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя.На данный момент для проведения данного вида работ аттестовано 129 независимых оценщиков (согласно данных Белорусского бюро по транспортному страхованию в Республике Беларусь). При этом не все из аттестованных оценщиков являются действующими специалистами работающими самостоятельно. В регионах оценщики работают в качестве ИП. При этом один оценщик иногда обслуживает 2-3 района. При этом тарифы на работы по оценке ущерба причинённого ТС определяемые страховыми организациями не всегда соответствуют росту затрат (налоги, платежи в ФСЗН, стоимость программного обеспечения, топливо, обслуживание автомобиля, канцелярские принадлежности и т.д.). Все работы выполняются по договорам со страховыми компаниями. Оплата услуг производится только безналичными перечислениями. Поэтому любое упоминание о возможности сокрытия реального дохода и налогов является не корректным. Индивидуальному предпринимателю работающему в регионах не имеет смысла нанимать работника, т.к. нет возможности обеспечить его необходимым объёмом работы, позволяющем ему после оплаты всех обязательных платежей и расходов выплатить достойную зарплату. Если ИП создаст юридическое лицо, его бизнес ни как не увеличится и не расширится и объёмы работы не увеличатся. а вероятность закрытия существует и весьма реальная. Уход с рынка независимых оценщиков в регионах однозначно приведёт к увеличению сроков урегулирования убытков, а также связанных с этим расходов для страховых организаций.
Исходя из выше перечисленного считаю что необходимо включить деятельность по оценке страховых рисков и убытков в перечень видов деятельности, разрешенных в качестве индивидуального предпринимателя.
23.05.2024 11:04:38
furman
Юрист
НОВИЧОК
1
0.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : Перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности.
Доброго дня.
В перечне профессиональной деятельности с применением НПД присутствует услуга по "Разработка веб-сайтов" (п.25 Перечня).
Принимая во внимание допустимость того, что веб-сайт относится к объектам авторского права, поскольку часто является результатом творческой деятельности, то соответственно на веб-сайт распространяются личные неимущественные права (право авторства) и имущественные права, как объекта интеллектуальной собственности (ОИС). Из этого следует, что передачи Исполнителем (Подрядчиком) результата услуг (работ) Заказчику не является достаточным, в силу дальнейшего использования созданного объекта интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности Заказчика. Передача исключительных прав может осуществляться в виде заключения лицензионных соглашений (договоров) либо уступкой исключительных прав.
Особенно это актуально и принципиально может являться для Заказчиков в статусе субъектов хозяйствования, когда рассматривается вопрос о признании ОИС нематериальным активом постановки на бухгалтерский учёт для целей дальнейшего использования (обслуживания) и правового статуса правообладателя ОИС.
Передача прав или уступка прав на ОИС может иметь возмездный характер, что является дополнительным условием помимо разработки веб-сайта как продукта (результата).
Вместе с тем, физическому лицу с применением НПД, согласно Перечня, не предоставлено право заключать лицензионные соглашения (договоры) либо производить отчуждение (уступку) прав на созданный ими ОИС в рамках договора услуг (работ) за вознаграждение (право на получение дохода). В мобильном приложении профдоход для учета доходов такой функции нет.
Получаем, что разработка веб-сайта без передачи имущественных прав носит половинчатый характер. В случае требований Заказчика о передаче имущественных прав на разработанный веб-сайт, Исполнитель будет находиться в неоднозначной, спорной, а возможно и "серой" ситуации.
Например:
1. Исполнитель пропишет в договоре услуг (работ) на разработку веб-сайта, что в стоимость услуг (работ) входит вознаграждение за передачу или уступку исключительных прав. Вопрос, как это будет рассматриваться с точки зрения правомерности деятельности Исполнителя не поименованной в Перечне разрешенных видов.
2. Исполнитель в договоре услуг (работ) на разработку веб-сайта не пропишет условие о передаче прав на использование ОИС, но этого требует Заказчик. В этом случае, из-за боязни оказаться нарушителем, Исполнитель уже не как плательщик НПД, а как автор может подумать о заключении дополнительного соглашения (договора) о передаче (уступке) прав с вознаграждением или без.
3. Может быть еще много различных вариантов и все они будут иметь неоднозначный характер отношений.
В связи с этим предлагаю урегулировать такую ситуацию для вида деятельности плательщиков НПД по разработке ОИС с правом передачи имущественных прав на созданный ОИС.
23.05.2024 11:50:08
mir
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 81 Элемент текста : (если такая деятельность не подлежит государственной аккредитации на право осуществление деятельности по развитию физической культуры и спорта)
В п. 81 Приложения 2 по деятельности через сеть Интернет, указано только ограничение по деятельности в области спорта подлежащей аккредитации. Возможно следовало бы указать все ограничения. В частности, по деятельности подлежащей лицензированию, деятельности требующей наличие квалификационных сертификатов и подобное. Если указаны не все ограничения, то потом будут вопросы и чиновники госорганов по своему усмотрению будут комментировать. Это деятельность через интернет, вот вопрос: если оказание услуг, например, консультаций по правовым (нужна лицензия в РБ) или налоговым вопросам (нужен сертификат налогового консультанта в РБ), осуществляется гражданам находящимся в других странах, нужно ли соблюдать требования законодательства РБ.
[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О предпринимательской деятельности»
Общественное обсуждение
409Пользователь
НОВИЧОКпредлагаем в проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О предпринимательской деятельности» добавить норму, что если предполагаемая деятельность связана с работами и услугами представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, вместе с государственной регистрацией и уведомлением налоговых органов о применении особых режимов налогообложения для ремесленников, самозанятых, индивидуальных предпринимателей, необходимо получение специального разрешения на осуществления таких работ и услуг от санитарно-эпидемиологических станций.
23.05.2024 09:30:54
Юрист
НОВИЧОКЭлемент текста : Перечень видов деятельности для ИП
Предлагаю добавить в Приложение 1. ПЕРЕЧЕНЬ видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя:
69204 Деятельность управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2022 г. №227-З «Об урегулировании неплатежеспособности.») предусмотрено, что антикризисным управляющим может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель.
23.05.2024 09:41:15
Юрист
НОВИЧОКАнализ текста проекта Постановления Совета Министров Республики Беларусь «О предпринимательской деятельности» (далее – проект) и направленных в ходе его общественного обсуждения «замечаний и предложений» позволяет сделать вывод, что многие положения проекта характеризуются отсутствием ясности, точности и логической согласованности, в том числе вызванным наличием пробелов и коллизий с актами иного отраслевого законодательства, что порождает возможность неоднозначного понимания норм проекта и их неединообразного применения.
1. Основной причиной такого положения является использование в проекте для классификации видов предпринимательской деятельности Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденного Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85 (далее – ОКРБ 005-2011). При этом:
1) согласно п. 1 ст. 26 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) ОКРБ 005-2011 является «техническим нормативным правовым актом в области технического нормирования и стандартизации». Соответственно, порядок разработки, согласования, проведения экспертизы, утверждения и внесения изменений в ОКРБ 005-2011 определяется законодательством о техническом нормировании и стандартизации, а Закон о НПА распространяется на ОКРБ 005-2011 лишь в части, не урегулированной указанным отраслевым законодательством (п. 2 ст. 1 Закона о НПА).
Последствием вышеуказанного является несогласованность терминологии ОКРБ 005-2011 с терминологией соответствующего отраслевого законодательства, некоторые примеры которой приведены далее;
2) в ч. 4 п. 1 «Область применения» ОКРБ 005-2011 сказано: «ОКЭД предназначен для классификации юридических и физических лиц в соответствии с выполняемыми ими видами экономической деятельности и создания основы для подготовки статистических данных о результатах производства, затратах на производство, формировании капитала, финансовых операциях и т.п.». При этом индивидуальные предприниматели (далее – ИП) и физические лица, осуществляющее индивидуальную предпринимательскую деятельность, не являются и не будут являться субъектами статистического учета, они не подают и не будут подавать статистические декларации;
3) в ч. 6 п. 1 «Область применения» ОКРБ 005-2011 сказано: «При этом область применения ОКЭД выходит за рамки статистической деятельности. В целях обеспечения применения ОКЭД в иных, нестатистических сферах данный классификатор может использоваться для идентификации объектов правоотношений. Правильность применения классификатора в нормативных правовых актах обеспечивается органом государственного управления, разработавшим и принявшим конкретный нормативный правовой акт»;
4) соответственно, «правильность применения» ОКРБ 005-2011 в проекте должно обеспечиваться многочисленными «разъяснениями» и «исключениями», примеры которых – сноски 3-9 Приложения 1 к проекту. Между тем, подобных сносок с «разъяснениями» и «исключениями» должно быть гораздо больше с учетом несогласованности терминологии ОКРБ 005-2011 с терминологией отраслевого законодательства;
5) Налоговый кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании», Указ Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности» (далее – Указ № 364) и иные отраслевые законодательные акты, регламентирующие экономическую деятельность, не содержат ссылок на ОКРБ 005-2011, что с учетом вышеизложенного обоснованно.
2. Некоторые положения проекта включают многозначные и неопределенные соответствующим отраслевым законодательством термины, примеры которых приведены далее.
3. В ч. 6 п. 1 «Область применения» ОКРБ 005-2011 сказано: «Определение по ОКЭД кода вида экономической деятельности, относящегося к деятельности определенного юридического или физического лица, осуществляется данными лицами самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Беларусь».
Соответственно, после принятия проекта ИП и физические лица, осуществляющее индивидуальную предпринимательскую деятельность, обязаны будут самостоятельно классифицировать свою осуществляемую либо планируемую к осуществлению экономическую деятельность по кодам ОКРБ 005-2011. Между тем, анализ направленных в ходе общественного обсуждения проекта «замечаний и предложений» по нему позволяет сделать вывод, что многие указанные лица – участники общественного обсуждения испытывают серьезные трудности при квалификации осуществляемой ими либо планируемой ими к осуществлению экономической деятельности по кодам ОКРБ 005-2011.
При этом проект не содержит указание на орган, полномочный «разъяснять вопросы применения» проекта на практике. А таких вопросов будет немало…
4. С учетом изложенного, предлагается:
1) исключить из проекта упоминание ОКРБ 005-2011;
2) составить описание видов предпринимательской деятельности с использованием терминологии, заимствованной из соответствующего отраслевого законодательства;
3) исключить использование в проекте многозначных и неопределенных отраслевым законодательством терминов;
4) определить орган (министерство), полномочный «разъяснять вопросы применения» проекта после его утверждения.
Перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя
Из секции F СТРОИТЕЛЬСТВО
…
43299 Монтаж и установка прочего инженерного оборудования, не включенного в другие группировки
Из ОКРБ 005-2011 по коду 43299:
«Этот подкласс включает:
- монтаж, наладку, ремонт и техническое обслуживание в зданиях и на других строительных объектах прочего инженерного оборудования:
…
- установку заборов, оград и аналогичных ограждений из различных материалов»;
1. В законодательстве об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности вместо термина «здание» используется термин «капительное строение (здание, сооружение)», который определен в подп. 1.31 п. 1 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее – КоАГСд), вместо термина «строительный объект» – термин «объект строительства» (подп. 1.42 п. 1 ст. 1 КоАГСд), вместо термина «инженерное оборудование» – термин «оборудование» (подп. 1.73 п. 1 ст. 1 КоАГСд).
2. С учетом определения термина «строительная деятельность (строительство)» (подп. 1.73 п. 1 ст. 1 КоАГСд) «техническое обслуживание в зданиях и на других строительных объектах прочего инженерного оборудования» не является «строительством».
3. Следует учитывать, что на практике «заборы, ограды и аналогичные ограждения из различных материалов» могут быть как «капитальными», так и «некапитальными». С учетом определения термина «строительная деятельность (строительство)» (подп. 1.73 п. 1 ст. 1 КоАГСд) и «объект строительства» (подп. 1.42 п. 1 ст. 1 КоАГСд) «установка не являющихся капитальными заборов, оград и аналогичных ограждений из различных материалов» не является «строительством».
4. Предлагается исключить ссылку на ОКРБ 005-2011 и составить описание видов предпринимательской деятельности в сфере «архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (а не в сфере «строительства») с использованием ключевых терминов соответствующего отраслевого законодательства: «объект строительства» (подп. 1.42 п. 1 ст. 1 КоАГСд), «капитальное строение (здание, сооружение)» (подп. 1.31 п. 1 ст. 1 КоАГСд), «строительная деятельность (строительство)» (подп. 1.73 п. 1 ст. 1 КоАГСд), «строительно-монтажные работы» (подп. 1.77 п. 1 ст. 1 КоАГСд) и др.
Перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности
64. Изготовление с применением ручного труда и инструмента и реализация потребителям сооружений, инвентаря и принадлежностей для содержания птиц животных, пчел 1392, 15122, 16232, 16299, 25999
65. Установка и ремонт с применением ручного труда и инструмента по заказам потребителей сооружений, инвентаря и принадлежностей для содержания птиц животных, пчел 43999, 9523, 95291, 95299
1. Что понимается под «сооружения для содержания птиц животных, пчел»? В каком отраслевом законодательстве определен термин «сооружение»?
2. На практике «сооружения для содержания птиц животных, пчел» могут быть как «некапитальными», так и «капитальными».
В подп. 1.10 и 1.11 п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» упоминаются «временные конструкции, не являющиеся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями», что позволяет разграничивать «некапитальные» и «капитальные» объекты.
Представляется, что в данном случае речь идет не о «сооружениях», а о «конструкциях».
С целью разграничения «капитальных» и «некапитальных» объектов при классификации данной экономической деятельности предлагается в п.п. 64 и 65 «сооружений» заменить на «конструкций, не являющиеся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями».
Перечень видов ремесленной деятельности
1. Изготовление и ремонт:
…
2. Изготовление пряжи
Упоминается только «изготовление», а не «изготовление и реализация», в отличие от аналогичного п. 66 «Изготовление с применением ручного труда и инструмента и реализация потребителям изделий ручной работы» Перечня видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности. Каким образом в таком случае «ремесленники» будут реализовать «изготовленные» изделия, упоминаемые в п.п. 1 и 2 Перечня видов ремесленной деятельности? Каким образом будет квалифицироваться экономическая деятельность по «реализации» ранее изготовленных «ремесленниками» изделий?
Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 364 «под ремесленной деятельностью понимается не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров…». Таким образом, п.п. 1 и 2 Перечня видов ремесленной деятельности противоречит подп. 1.1 п. 1 Указа № 364.
Предлагается в п.п. 1 и 2 Перечня видов ремесленной деятельности после «Изготовление» добавить «и реализация».
23.05.2024 09:53:43
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : Приложение 2 к постановлению Совета Министров РБ
Добрый день. Предлагаю дополнить п.70 Перечня видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности, следующими материалами: ткань, кожа, стеклянная, металлическая, пластмассовая фурнитура, бусины из натуральных камней.
Я занимаюсь созданием украшений и в своей работе использую готовую металлическую фурнитуру, натуральные камни, стеклянные бусины и др. материалы. Все свои изделия я создаю руками и каждое изделие – это уникальный продукт. Из проекта Постановления следует, что таким мастерам, как я придется оформлять ИП, но это не целесообразно. Так как ручной труд – это сложная и кропотливая работа, не всегда материально оправдывающая труд, который в него вложен, и дополнительные затраты никак не поспособствуют развитию моего маленького, но любимого дела.
Также хочу обратить ваше внимание, что в любой бижутерии используется металлическая фурнитура (например, серьги всегда идут с металлической застежкой), что необходимо отразить в п.70.
23.05.2024 10:00:15
Пользователь
НОВИЧОКРаздел : 8559 Подраздел : 8559 Прочие виды образования, не включенные в другие группировки
"8559 Прочие виды образования, не включенные в другие группировки". Считаю нецелесообразным статус ИП и ООО по отношению к занятиям по рисованию для взрослых и детей от 12 лет, в том числе и по подготовке к поступлению на художественные специальности в вузы, колледжи. В случае с детьми- этот вид деятельности ничем не отличается от услуг по репетиторству. В случае со взрослыми- это так же консультационные услуги по рисованию. Никак не обучение или лекторий или получение новых профессиональных знаний. Если я как художник делюсь своими опытом и знаниями с детьми и взрослыми в виде консультаций, мастер классов, без привлечения наемных работников, зачем мне быть ИП и/или ооо, согласовывать программу в мин. Обр. , получать разрешения, нанимать бухгалтера и т.д. чтобы рассказать людям как нарисовать кувшин?
23.05.2024 10:03:55
Пользователь
НОВИЧОКРаздел : 2
Добрый день. В пункте 39 из перечня видов деятельности разрешенных для самозанятых указано "ремонт, восстановление и перетяжка мягкой мебели".
Предлагаю дополнить этот пункт РЕМОНТОМ И ПЕРЕТЯЖКОЙ ЭЛЕМЕНТОВ САЛОНА АВТОМОБИЛЯ И МОТОТЕХНИКИ таких как сиденья, дверные карты,рули , подлокотники.
Ведь по сути это аналогичная работа(перетяжка сиденья авто и перетяжка мягкого кресла)
23.05.2024 10:22:20
Пользователь
НОВИЧОКвидов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности "Изготовление мебели". В настоящее время являюсь плательщиком НПД, изготавливаю различные стулья, кресла, кроватки. Обороты не большие. Деятельность осуществляется самостоятельно, без привлечения наёмного труда. В данное приложение вошли такие виды деятельности как сборка мебели, ремонт и восстановление мебели. А изготовление с применением ручного труда мебели - нет. Также поддерживаю ранее высказанные предложения по установлению для самозанятых порога по выручке и возможностью заниматься любыми видами деятельности. Т.к. эта деятельность осуществляется самостоятельно, с применением ручного труда и без привлечения наёмных лиц. Обороты здесь не большие. Спасибо.
23.05.2024 11:02:48
Пользователь
НОВИЧОКОКЭД 66210 «Деятельность по оценке страховых
рисков и убытков»
Предлагаю деятельность по оценке страховых рисков и убытков и услуг по проведению независимой оценки внести в перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя.На данный момент для проведения данного вида работ аттестовано 129 независимых оценщиков (согласно данных Белорусского бюро по транспортному страхованию в Республике Беларусь). При этом не все из аттестованных оценщиков являются действующими специалистами работающими самостоятельно. В регионах оценщики работают в качестве ИП. При этом один оценщик иногда обслуживает 2-3 района. При этом тарифы на работы по оценке ущерба причинённого ТС определяемые страховыми организациями не всегда соответствуют росту затрат (налоги, платежи в ФСЗН, стоимость программного обеспечения, топливо, обслуживание автомобиля, канцелярские принадлежности и т.д.). Все работы выполняются по договорам со страховыми компаниями. Оплата услуг производится только безналичными перечислениями. Поэтому любое упоминание о возможности сокрытия реального дохода и налогов является не корректным. Индивидуальному предпринимателю работающему в регионах не имеет смысла нанимать работника, т.к. нет возможности обеспечить его необходимым объёмом работы, позволяющем ему после оплаты всех обязательных платежей и расходов выплатить достойную зарплату. Если ИП создаст юридическое лицо, его бизнес ни как не увеличится и не расширится и объёмы работы не увеличатся. а вероятность закрытия существует и весьма реальная. Уход с рынка независимых оценщиков в регионах однозначно приведёт к увеличению сроков урегулирования убытков, а также связанных с этим расходов для страховых организаций.
Исходя из выше перечисленного считаю что необходимо включить деятельность по оценке страховых рисков и убытков в перечень видов деятельности, разрешенных в качестве индивидуального предпринимателя.
23.05.2024 11:04:38
Юрист
НОВИЧОКЭлемент текста : Перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности.
Доброго дня.
В перечне профессиональной деятельности с применением НПД присутствует услуга по "Разработка веб-сайтов" (п.25 Перечня).
Принимая во внимание допустимость того, что веб-сайт относится к объектам авторского права, поскольку часто является результатом творческой деятельности, то соответственно на веб-сайт распространяются личные неимущественные права (право авторства) и имущественные права, как объекта интеллектуальной собственности (ОИС). Из этого следует, что передачи Исполнителем (Подрядчиком) результата услуг (работ) Заказчику не является достаточным, в силу дальнейшего использования созданного объекта интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности Заказчика. Передача исключительных прав может осуществляться в виде заключения лицензионных соглашений (договоров) либо уступкой исключительных прав.
Особенно это актуально и принципиально может являться для Заказчиков в статусе субъектов хозяйствования, когда рассматривается вопрос о признании ОИС нематериальным активом постановки на бухгалтерский учёт для целей дальнейшего использования (обслуживания) и правового статуса правообладателя ОИС.
Передача прав или уступка прав на ОИС может иметь возмездный характер, что является дополнительным условием помимо разработки веб-сайта как продукта (результата).
Вместе с тем, физическому лицу с применением НПД, согласно Перечня, не предоставлено право заключать лицензионные соглашения (договоры) либо производить отчуждение (уступку) прав на созданный ими ОИС в рамках договора услуг (работ) за вознаграждение (право на получение дохода). В мобильном приложении профдоход для учета доходов такой функции нет.
Получаем, что разработка веб-сайта без передачи имущественных прав носит половинчатый характер. В случае требований Заказчика о передаче имущественных прав на разработанный веб-сайт, Исполнитель будет находиться в неоднозначной, спорной, а возможно и "серой" ситуации.
Например:
1. Исполнитель пропишет в договоре услуг (работ) на разработку веб-сайта, что в стоимость услуг (работ) входит вознаграждение за передачу или уступку исключительных прав. Вопрос, как это будет рассматриваться с точки зрения правомерности деятельности Исполнителя не поименованной в Перечне разрешенных видов.
2. Исполнитель в договоре услуг (работ) на разработку веб-сайта не пропишет условие о передаче прав на использование ОИС, но этого требует Заказчик. В этом случае, из-за боязни оказаться нарушителем, Исполнитель уже не как плательщик НПД, а как автор может подумать о заключении дополнительного соглашения (договора) о передаче (уступке) прав с вознаграждением или без.
3. Может быть еще много различных вариантов и все они будут иметь неоднозначный характер отношений.
В связи с этим предлагаю урегулировать такую ситуацию для вида деятельности плательщиков НПД по разработке ОИС с правом передачи имущественных прав на созданный ОИС.
23.05.2024 11:50:08
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 81 Элемент текста : (если такая деятельность не подлежит
государственной аккредитации на право осуществление
деятельности по развитию физической культуры и спорта)
В п. 81 Приложения 2 по деятельности через сеть Интернет, указано только ограничение по деятельности в области спорта подлежащей аккредитации. Возможно следовало бы указать все ограничения. В частности, по деятельности подлежащей лицензированию, деятельности требующей наличие квалификационных сертификатов и подобное. Если указаны не все ограничения, то потом будут вопросы и чиновники госорганов по своему усмотрению будут комментировать.
Это деятельность через интернет, вот вопрос: если оказание услуг, например, консультаций по правовым (нужна лицензия в РБ) или налоговым вопросам (нужен сертификат налогового консультанта в РБ), осуществляется гражданам находящимся в других странах, нужно ли соблюдать требования законодательства РБ.
23.05.2024 14:03:40
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться