Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Кодекса Республики Беларусь «О здравоохранении»
Обсуждение проекта
Аптекар
4
12.12.2024
По поводу фарм консультирования под наблюдением
провизора. В лечебной медицине есть врачи и медицинские сестры. Медицинские сестры тоже изучают по сути те же предметы в мед колледжах, что и врачи в вузах, только 2 года вместо 6. Тем не менее мед сестры без ведома врача не назначают лекарственные препараты, не меняют лечение, а лишь под контролем врача способствуют проведению назначенного врачом лечения. Аналогия между провизором и фармацевтом в аптеке в плане фарм консультирования.  
Tatiana Grodno
1
13.12.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 7 Глава : 24 Параграф : 255 Элемент текста : Статья 255.
«Порядок допуска детей в учреждения образования… дошкольного образования… не получивших профилактические прививки в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, определяется Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством образования.»



С учетом последних тенденций, происходящих
в обществе, когда родители по не понятным причинам, не имея медицинских противопоказаний, отказываются делать своим детям прививки, что в свою очередь приводит к снижению коллективного иммунитета населения и тем самым подвергают опасности других детей, оставить данную статью без внесения каких-либо изменений.

Родители, отрицающие прививки как таковые и ведущие полемику о правах на прививки, наверное, в своей жизни никогда не болели болезнями (вирусный гепатит В, туберкулез, коклюш, полиомиелит, корь, краснуха и др.), которые включены Национальный календарь.

МаринаС
4
13.12.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 7 Глава : 24 Параграф : 255


Прививки должны оставаться добровольными
для всех групп населения. В связи с тем, что последствия на организм в средне- и дальнесрочной перспективе не исследуются, но при этом отмечается прямая зависимость роста профилактических прививок детям с ростом аутоиммунных (в том числе аутизм), неврологических, онкологических заболеваний у детей, увеличением количества детей инвалидов.

МаринаС
4
13.12.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 3 Глава : 13 Параграф : 103 Элемент текста : Раздел 3 гл.13 статья 103 - исключить!


запретить в нашей стране операции по
смене пола, статью 103 исключить. Такой идеи даже не должно быть. Смена пола противоречит традиционным ценностям сформированным в нашей стране. Смена пола тем более несовершеннолетнему является преступлением, о чем сейчас уже заявляют в США, где данный бизнес процветает. Проанализировав их опыт, можно убедится в губительности данной операции для детей и взрослых, которые ей подверглись.

МаринаС
4
13.12.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 7 Глава : 24 Параграф : 259 Элемент текста : Статья 259


исключить ОБЯЗАННОСТЬ участвовать в
проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий. Согласно статье 252, санитарно-противоэпидемические мероприятия включают в себя: 1.2. проведение профилактических прививок; 1.4. обязательные медицинские осмотры; 1.5. иные мероприятия. Что не может быть принудительным.

Исключить абзац «выполнять указания, содержащиеся в предписаниях, рекомендациях, требованиях, временных санитарных мерах, иных документах, выдаваемых (применяемых) органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор;»

Достаточно обязанности гражданина заботится о своем здоровье.

Воспитатель
1
14.12.2024
Я за то, чтобы исключить статью 103 по смене
пола, в связи с тем, что наносится вред физическому здоровью человека и не улучшает его психо-эмоционального состояния, а только ухудшает его.  
Игорь Валерьевич
128
19.12.2024
Статья 1
1. Для целей настоящего Кодекса используются
следующие основные термины и их определения:


медицинская услуга – медицинское вмешательство
либо комплекс медицинских вмешательств, а также иные действия, выполняемые при оказании медицинской помощи

1. Из чего следует, что «медицинская услуга»
– это только «действия», а не «действия и результат этих действий». Таким образом, оказание пациенту «медицинской услуги» не предполагает достижения какого-либо результата, с чем согласится нельзя. На практике предлагаемое определение термина «медицинская услуга» позволит «организациям здравоохранения» оказывать «медицинские услуги», в т.ч. платные, результат которых даже не планируется (!).
2. Согласно определения термина «качество
медицинской помощи» (подп. 1.14 п. 1 проекта Кодекса) одним из ее критериев является «степень достижения запланированного результата оказания медицинской помощи».
Из чего следует, что перед оказанием любой
«медицинской помощи» следует «планировать» ее результат. Оказание любой «медицинской помощи» пациенту без «запланированного результата» такой помощи недопустимо, особенно при оказании таких «медицинских услуг» как «протезирование – комплекс медицинских услуг, направленных на восстановление функций или эстетического вида органа (части тела) пациента с использованием искусственных или биологических материалов» (подп. 1.45 п. 1 ст. 1 проекта Кодекса).
3. Предлагается добавить «, направленные
на достижение запланированного результата оказания медицинской помощи».
Статья 6
1. Платные медицинские услуги оказываются
гражданам Республики Беларусь на основании письменных договоров возмездного оказания медицинских услуг

1. Согласно п. 1 ст. 733 Гражданского кодекса
Республики Беларусь «По договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность)…». Из чего следует, что «услуга» – это только «действия» («деятельность»), а не «действия (деятельность) и их результат». Таким образом, оказание пациенту «платных медицинских услуг» не предполагает достижения какого-либо результата, с чем согласится нельзя. На практике предлагаемая редакция позволит «организациям здравоохранения» оказывать «платные медицинские услуги», результат которых даже не планируется (!).
2. Оказание «платных медицинских услуг»
по «протезированию» (подп. 1.45 п. 1 ст. 1 проекта Кодекса) на основании «договоров возмездного оказания медицинских услуг» вызывает сомнения.
3. Представляется, что с учетом сущности
«медицинской услуги» и правовой природы «договора возмездного оказания услуг» такие «услуги» должны оказываться на основании особого типа гражданско-правовых договоров, предметом которых является не только «определенные действия», но и их «запланированный результат».
4. Предлагается изложить в следующей редакции:
«1. Платные медицинские услуги оказываются
гражданам Республики Беларусь на основании письменных договоров оказания медицинских услуг, предусматривающих совершение действий, выполняемых при оказании медицинской помощи, а также их запланированный результат».
Статья 18
5. Медицинские, фармацевтические профессиональные
общественные объединения в соответствии с их уставными задачами принимают участие в:


5.4 разработке клинических протоколов,
порядка оказания медицинской помощи по профилям заболеваний, состояниям, синдромам
..
В ст. 11 «Полномочия Министерства здравоохранения
в области здравоохранения» проекта Кодекса указанные «клинические протоколы» и указанный «порядок» не упоминаются, при этом Проект Кодекса не наделяет какой-либо орган полномочиями «разрабатывать и утверждать» указанные «клинические протоколы» и указанный «порядок» (?!).
Соответственно, необходимо дополнить ст.
11 проекта Кодекса абзацем со следующим содержанием:
«разрабатывает и утверждает клинические
протоколы, порядок оказания медицинской помощи по профилям заболеваний, синдромам, состояниям».
Статья 79
1. Пациент имеет право на:
1.1. получение медицинской помощи
1. Согласно подп. 1.24 п. 1 проекта Кодекса
«медицинская помощь» – это «комплекс медицинских услуг», направленных в т.ч. на «восстановление здоровья пациента», включающий в т.ч. «лечение пациента».
Согласно подп. 1.20 п. 1 ст. 1 проекта Кодекса
«лечение – комплекс медицинских услуг, направленных на устранение заболевания…». Таким образом, основной целью «лечения» является «устранение заболевания». В п. 3 клинического протокола «Диагностика и лечение пациентов с заболеваниями нервной системы (детское население)», утвержденного Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.04.2023 № 53, определен термин «исходы заболевания» и термины, обозначающие его варианты, в т.ч. «выздоровление», которое является следствием «устранения заболевания».
Согласно абз. 2 ст. 80 проекта Кодекса «Пациент
обязан… заботиться о собственном здоровье, принимать своевременные меры по его… восстановлению». Очевидно, что наилучшим вариантом «восстановления здоровья» является «устранение» имеющихся заболевания, синдрома или состояния, т.е. «выздоровление». Между тем, с учетом применяемых в настоящее время «медицинских технологий» (подп. 1.28 п. 1 проекта Кодекса) многие (если не большинство) заболеваний, синдромов, состояний принято относить к т.н. «хроническим», при которых «устранение заболевания» и его следствие – «выздоровление» пациента, невозможны. Так, в п. 15 клинического протокола «Диагностика и лечение пациентов (взрослое население) с эпилепсией, эпилептическим статусом и судорожным синдромом»), утвержденного Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.08.2023 № 119, сказано следующее: «Выздоровление при эпилепсии невозможно, так как данное заболевание является хроническим…». Также в п. 9 ст. 96 и ч. 1 ст. 102-1 проекта Кодекса упоминаются «неизлечимые заболевания».
Таким образом, имеющий «неизлечимые заболевания»
пациент не может выполнить содержащуюся в абз. 2 ст. 80 проекта Кодекса обязанность «принимать своевременные меры по восстановлению своего здоровья» (!). А главное – при наличии заболевания, синдрома, состояния, которые с учетом применяемых в настоящее время «медицинских технологий» принято считать «неизлечимыми», у такого пациента полностью отсутствует мотивация «принимать своевременные меры по восстановлению своего здоровья»: какой смысл принимать какие-либо «меры по восстановлению своего здоровья», если «выздоровление» невозможно?
Также при наличии у пациента заболевания,
синдрома, состояния, которые с учетом применяемых в настоящее время «медицинских технологий» принято считать «неизлечимыми», отсутствуют основания для проведения «научных исследований на живых людях» (п. 1 ст. 75 проекта Кодекса) и применения «права на профессиональный риск» при оказании «медицинской помощи» (ст. 88 проекта Кодекса).
2. Наличие у пациента многих заболеваний,
синдромов, состояний, влечет за собой наступление юридически значимых последствий, а именно – ограничение прав и свобод (трудовые права, право на образование, право на управление транспортными средствами, право на владение оружием и др.) и освобождение от обязанностей (воинская обязанность). Соответственно, отнесение заболевания, синдрома, состояния к «неизлечимым» влечет за собой пожизненные указанные выше юридически значимые последствия без возможности каким-либо образом прекратить их действие (?!).
3. Для устранения указанных выше проблем
необходимо наделить пациента «правом на выздоровление». Указанное право должно быть ограниченным «разрешенными к применению медицинскими технологиями», а также «характером заболевания, состояния, синдрома и (или) их течения и индивидуальными особенностями организма пациента» (ст. 88 проекта Кодекса).
Предлагаемое право пациента может реализовываться
не только «разрешенными к применению медицинскими технологиями», но и наличием «права на участие пациента в научном исследовании» (ст. 75 проекта Кодекса), использованием при оказании медицинской помощи «обоснованного профессионального риска» (ст. 88 проекта Кодекса), а также наличием права на «медицинское освидетельствование» (ст. 108 проекта Кодекса).
4. Предлагается дополнить п. 1 ст. 79 проекта
Кодекса следующим правом пациента:
«выздоровление с учетом разрешенных
к применению медицинских технологий, характера заболевания, состояния, синдрома и (или) их течения и индивидуальных особенностей организма пациента, а также возможности участия пациента в научном исследовании, использовании при оказании медицинской помощи обоснованного профессионального риска, проведения медицинского освидетельствования пациента».
1.3 участие в выборе методов оказания
медицинской помощи

Одной из характеристик «качества медицинской
помощи» является «степень достижения запланированного результата оказания медицинской помощи» (подп. 1.14 п. 1 проекта Кодекса). Очевидно, что «степень достижения запланированного результата оказания медицинской помощи» зависит от «выбора методов оказания медицинской помощи». Предоставление пациенту права «на участие в выборе методов оказания медицинской помощи» без предоставления права на «участие в выборе запланированного результата оказания медицинской помощи» в большинстве случаев лишено практического смысла.
Предлагается изложить в следующей редакции:
«1.3. участие в планировании результата
и выборе методов оказания медицинской помощи, применяемых для его достижения;».
Статья 88
Профессиональный риск признается обоснованным,
если медицинская помощь оказывалась на основании клинических протоколов, порядка оказания медицинской помощи по профилям заболеваний и результат не мог быть достигнут не связанными с риском действиями, а медицинский работник, допустивший риск, обоснованно рассчитывал, что принял все возможные меры для оказания медицинской помощи с учетом характера заболевания, состояния, синдрома и (или) их течения и индивидуальных особенностей организма
пациента
1. Проект Кодекса не наделяет какой-либо
орган полномочиями «разрабатывать и утверждать» указанные «клинические протоколы» и указанный «порядок» (см. выше).
2. Как указывалось ранее, «медицинская помощь»
должна оказываться не на «основании», а «в соответствии» с «клиническими протоколами, порядком оказания медицинской помощи по профилям заболеваний, синдромов, состояний».
3. Что именно понимается под «результатом»
оказания «медицинской помощи»? Что является ее «результатом»?
Для исключения правовой неопределенности
предлагается «результат» заменить на «ее запланированный результат».
3. Предлагается изложить в следующей редакции:
«Профессиональный риск признается обоснованным,
если медицинская помощь оказывалась в соответствии с клиническими протоколами, порядком оказания медицинской помощи по профилям заболеваний, синдромов, состояний и ее запланированный результат не мог быть достигнут…».
Статья 89
1. Медицинские, фармацевтические работники
обязаны:

1.1 квалифицированно выполнять свои должностные
обязанности;


1.3. уважительно и гуманно относиться к
пациентам, их законным представителям, соблюдать их права

1. Указанные в подп. 1.1 и 1.3 п. 1 ст. 89 проекта
Кодекса обязанности «медицинских, фармацевтических работников» не гарантируют реализацию «прав пациентов», перечисленных в п. 1 ст. 79 проекта Кодекса. Для обеспечения гарантий реализации всех «прав пациентов» необходимо, чтобы каждому содержащемуся в п. 1 ст. 79 проекта Кодекса «праву пациента» корреспондировала соответствующая обязанность «медицинских, фармацевтических работников». В частности, важнейшему «праву пациентов» на «получение медицинской помощи» (подп. 1.1. п. 1 ст. 79 проекта Кодекса) должна корреспондировать соответствующая обязанность «медицинских, фармацевтических работников».
2. Одной из характеристик «качества медицинской
помощи» является ее «своевременность» (подп. 1.14 п. 1 проекта Кодекса). Соответственно, любая «медицинская помощь» должна оказываться пациенту «своевременно».
3. Одной из характеристик «качества медицинской
помощи» является «степень достижения запланированного результата оказания медицинской помощи»» (подп. 1.14 п. 1 проекта Кодекса). Из чего следует, что перед началом оказания любой «медицинской помощи» следует «планировать» ее результат.
4. Предлагается изложить п. 1 ст. 89 проекта
Кодекса в следующей редакции:
«1.1. своевременно оказывать медицинскую
помощь [нуждающимся в ней] пациентам в случаях, объеме и порядке, установленных настоящим Кодексом и иным законодательством о здравоохранении;
1.2. перед началом оказания медицинской
помощи планировать ее результат;
1.3 принимать все возможные [предусмотренные
настоящим Кодексом иным законодательством о здравоохранении] меры, направленные на выздоровление пациента, с учетом характера заболевания, состояния, синдрома и (или) их течения и индивидуальных особенностей организма пациента;
1.4. квалифицированно выполнять свои должностные
обязанности;
…»
Статья 143
6. Заключение врача общей практики
или врача-невролога о состоянии психического здоровья лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, носит предварительный характер и не является основанием для решения вопроса об ограничении его прав и свобод

1. Что такое «Заключение врача… о состоянии
психического здоровья»?
2. Предлагаемая редакция в части «не является
основанием для решения вопроса об ограничении его прав и свобод» не соответствует предмету регулирования проекта Кодекса.
3. Согласно различного отраслевого законодательства,
«основанием для решения вопроса об ограничении его прав и свобод» является не «заключение» кого-либо, а наличие у лица «психического расстройства (заболевания)» (ч. 1 п. 1 ст. 29 и ч. 1 п. 2 ст. 30 Гражданского кодекса Республики Беларусь), неопределенное проектом Кодекса и иным законодательством «психическое состояние» (п. 4 ст. 30 Гражданского кодекса Республики Беларусь)», неопределенное проектом Кодекса и иным законодательством «состояние здоровья» (п. 3 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь, ч. 1 п. 2 ст. 44 Закона Республики Беларусь от 01.06.2022 № 175-З «О государственной службе») и т.п.
4. Предлагается «и не является основанием
для решения вопроса об ограничении его прав и свобод» исключить.
Арсентьева
2
23.12.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 7


Государственные и негосударственные организации
здравоохранения в обязательном порядке должны направлять в электронном виде результаты анализов и заключения специалистов для размещения в электронной карте пациента.
Арсентьева
2
23.12.2024
Электронные рецепты должны выписываться
хроническим больным, а также лицам пенсионного возраста без посещения поликлиники не только во время пандемии, но и в другое время.
Мария Блашкевич
37
24.12.2024
(!)В каких странах запрещено суррогатное
материнство? В Австрии, Германии, Франции, Италии, Польше, Португалии, Словении, Швеции, Норвегии, Эстонии, Литве, а также, в некоторых штатах США (Аризона, Мичиган, Нью-Джерси), в Канаде, в Китае. В Финляндии матерью, признается женщина, родившая ребёнка. В Великобритании, Нидерландах, Испании, Дании, Румынии и Болгарии разрешено только некоммерческое, а в Венгрии – только родственное суррогатное материнство. (!)В каких странах разрешено суррогатное материнство? В ЮАР, Индии, Казахстане, Белоруссии, Украине, Грузии и России. (diamond)То ли мы такие «прогрессивные» на фоне «консервативных» стран, то ли наша наука в области ЭКО шагнула дальше чем, например, британские технологии, то ли,  мы чего-то не знаем или не понимаем? В правовой системе Федеративной Республики Германия воспринята позиция, согласно которой эмбрион признается субъектом права. Закон ФРГ о защите эмбрионов определяет эмбрион как оплодотворенную, способную развиваться яйцеклетку человека с момента слияния половых клеток, а также любую тотипотентную клетку, взятую из эмбриона, способную при определенных условиях делиться и развиться в индивидуум. Независимо от стадии развития эмбриону предоставляется единый правовой режим защиты, который включает признание права на защиту человеческого достоинства и право на жизнь. ♦️ Основой такой позиции является тезис о том, что “человек, как самостоятельный субъект правовой защиты существует с момента биологического начала жизни, т.е. с момента возникновения нового диплоидного набора хромосом в результате соединения половых клеток и образования единого ядра”. ♦️Следует признать, что восприятие эмбриона в качестве субъекта права влечет целый ряд запретов и ограничений для репродуктивной медицины: в частности, полное отрицание суррогатного материнства, поскольку последнее опосредует торговлю людьми(!); существенные ограничения по использованию замороженных эмбрионов в связи с потенциальным нарушением их прав; признание конкуренции прав и интересов эмбриона in vitro и других субъектов, требующей определения приоритетов. Прошу не разрешать суррогатное материнство, а также использование донорских половых клеток при ВРТ в Беларуси.
Мария Блашкевич
37
24.12.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 16


Согласно проекту кодекса вполне возможна  
ситуация, когда человек покупает эмбрион, покупает услуги суррогатной матери и получает ребенка, с которым не связан кровным родством. Что он будет делать с этим ребенком, никто не знает. Большинство людей, конечно, не являются преступниками и психопатами, но ведь существуют все же и преступники, в т.ч. педофилы, люди, торгующие человеческими органами, и психопаты, и сатанисты, и язычники, которые приносят детей в жертву. Таким образом разрешение суррогатного материнства и донорства половых клеток содействует организации различных преступных схем. Также хочу отметить, что вынашивание детей за деньги не может не сказаться на психике суррогатной мамы. Известны случаи, когда суррогатные мамы убегали с ребенком, которого они выносили. В дело вмешивалась полиция. Суррогатной мамой может быть только замужняя женщина с ребенком. Какой женой и мамой станет такая женщина после рождения чужого ребенка - никто не знает. Захочет ли она еще родить себе ребенка? - большой вопрос. Недаром в большинстве стран мира суррогатное материнство запрещено.