Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Кодекса Республики Беларусь «О здравоохранении»
Обсуждение проекта
Татьяна77
3
27.01.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 7 Глава : 24 Пункт : 255 Элемент текста : Проведение профилактических прививок


Считаю необходимым исключить в статье
255 пункт 5, о том, что порядок допуска непривитых детей в дошкольные учреждения определяется Минобром вместе с Минздравом. Требование принудительной вакцинации противоречит заявлению Президента нашей страны о том, что вакцинация должна быть строго добровольной. И в известной мере происходит дискриминация детей, которых могут не допустить в дошкольные учреждения только из-за отсутствия прививок. Таким образом дети должны допускаться в детские сады вне зависимости от наличия вакцинации. Статью 255 дополнить фразой "профилактические прививки проводятся исключительно после информированного добровольного согласия пациента, совершеннолетних родителей несовершеннолетнего ребенка".
Татьяна77
3
27.01.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 7 Глава : 24 Пункт : 259 Элемент текста : Статья 259 Обязанности граждан Республики Беларусь в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения


Статья 259. Считаю необходимым исключить
пункт об обязанности участвовать в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий. Согласно статье 252, санитарно-противоэпидемические мероприятия включают в себя: 1.2. проведение профилактических прививок; 1.4. обязательные медицинские осмотры; 1.5. иные мероприятия. Вышеуказанные мероприятия не могут быть принудительными.
Лиса_Краса
22
27.01.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 1 Глава : 1 Элемент текста : 1.12. здоровье - состояние полного физического, духовного и
социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний;


               Определение здоровья приводится
в преамбуле к Уставу ВОЗ: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Данная преамбула практически полностью вошла в Проект.

Требуем исключить из определения понятия духовного и социального благополучия человека.  Где определения духовного благополучия человека и социального благополучия человека? Данные понятия не входят в компетенцию Министерства здравоохранения и любые медицинские работники не в праве определять степень духовного и социального благополучия. Предлагаю следующее определение: здоровье – состояние полного физического и психиатрического благополучия человека, отсутствие заболеваний.                 Термин "социальное благополучие" это не просто красивый оборот речи, а тщательно исследуемое явление. В трудах ряда российских и зарубежных ученых проблема социального благополучия рассматривается как ресурс развития человеческого капитала. Исследователи составляют и применяют различные методики оценки благополучия, основными критериями которых служат характеристики человеческого капитала –уровень образованности населения, доходов, здоровья, занятость населения и пр.                Еще 19 марта 20219 Всемирным Банком был представлен  Проект развития человеческого капитала, который должен якобы  помогать руководителям государств создавать политическую платформу, которая обеспечит приоритет обладающим преобразовательным потенциалом инвестициям в здравоохранение, образование и социальную защиту. Задача которого состоит в том, чтобы быстрыми темпами продвигаться по пути построения в мире общества, в котором все дети полноценно питаются, приходят в школу готовыми к учебе, могут рассчитывать на получение в школе реальных знаний и способны выйти на рынок труда здоровыми, квалифицированными и производительными работниками. Только при этом не говорится, что это проект по построению антиутопического общества, в котором, к примеру, детей можно отобрать у родителей, чтобы они "полноценно питались приходили в школу готовыми к учебе" и т.д.              Социальное благополучие – интегральный показатель эффективности функционирования социальной сферы, отражение социального самочувствия, уровня благосостояния, качества жизни населения, индикатор социальной безопасности общественной системы в целом. В известной мере индикаторы экономического роста, а именно показатели социального благополучия населения, являются критерием результативности политики государства. Минздрав за это не отвечает!!!
Лиса_Краса
22
27.01.2025
  1. Статья 79. Права пациентов В части
    7 ст. 41 Закона о здравоохранении указано на возможность отказа от внесения информации, составляющей медицинскую тайну, в централизованную информационную систему. Данный аспект не отражён в Кодексе. Предлагаю внести данную часть статьи 41 в Кодекс, чтобы обеспечить право пациента на выбор. Существующие цифровые системы не гарантируют 100% защиту данных.

  2. Статья 100. Медицинская профилактика. Диспансеризация населения В постановлении Министерства здравоохранения от 12.08.16 № 96 был прописан пункт, позволяющий пациенту отказываться от диспансеризации или её отдельных мероприятий. Учитывая юридическую силу Кодекса, предлагаю внести этот пункт в статью 100 в полном объёме.

  3. Статья 80. Обязанности пациентов Обязанность пациента заботиться о собственном здоровье вызывает вопросы. В Конституции Республики Беларусь закреплено право на охрану здоровья, однако обязанности по заботе о здоровье не прописаны. Это может привести к принуждению к вакцинации, медосмотрам и донорству. Рекомендую исключить часть 1 ст. 80, так как забота о здоровье должна оставаться правом, а не обязанностью.

Лиса_Краса
22
27.01.2025
1. В кодексе  механизм обработки персональных
данных пациентов при использовании ЦИСЗ не раскрыт.  Расписана врачебная тайна и то, как с ней работают медики при работе на бумажном носителе, однако при работе с ЦИСЗ и электронной медицинской картой необходимо более прозрачно расписать как будут работать третьи лица (не организации здравоохранения, например организации, которые будут осуществлять эксплуатацию ЦИСЗ, обеспечивать доступ к личному кабинету, иные) с персональными данными пациентов и врачебной тайной. т.е. пациенту должно быть понятно кто и для каких целей обрабатывает его данные, имеет доступ к врачебной тайне. 2. В связи с введением ЦИСЗ и электронной медицинской карты необходимо дополнить статью 79 кодекса правом пациента на отказ от внесения сведений в ЦИСЗ и ведения электронной мед карты, + дополнить правом на ведение медицинской карты пациента на бумажном носителе. 3. Если карта будет вестись на электронных носителях, то не очень понятен механизм получения согласия на оказание мед помощи. т.е. как можно проверить и подтвердить то, что согласие было реально получено и от кого. т.е. как убедиться, что галочку проставили без согласия пациента???   4. Подпункт 1.7 пункта 1 статьи 79 необходимо привести в соответствие с тем, что карта может быть в электронном виде. Фактически данная норма предусматривает право на ознакомление с бумажными носителями. У граждан должно быть право и возможность ознакомления с документами, касающимися его и его здоровья, т.к.  в статье 45 Конституции предусмотрено, что граждане заботятся о сохранении собственного здоровья, в статье 80 кодекса предусмотрено, что пациенты (не граждане) обязаны заботиться о собственном здоровье, принимать своевременные меры по его сохранению, укреплению и восстановлению. Соответственно возникает вопрос - как можно реализовать право и обязанность, если право на ознакомление с мед картами и данными не предусматривает возможности получения информации о гражданине в полном объеме самим гражданином. Обязанность заботы о здоровье антиконституционна !!!
Лиса_Краса
22
27.01.2025
В проекте кодекса отсутствует определение
медицинской карты пациента на бумажных носителях, неэтично использование конкретно этого термина и определения. К полному переходу на электронные виды документов люди не готовы. Необходимо иметь ввиду темпы развития современных технологий обработки цифровой информации и уровень кибер-преступности. Никто в данный момент не может гарантировать, что данные из информационной сети не попадут в руки злоумышленников, не станут достоянием общественности или не будут использованы мошенниками для реализации противоправных действий. Разглашение и попадание данных в общий доступ должны быть уголовно наказуемыми. Тем более, в пунктах 1.32 и 1.58 определяется медицинский документ – в первом случае без указания носителя, во втором – электронная его форма. Так или иначе, данное изменение должно обязательно происходить на добровольной основе с согласия пациента или лица, несущего за него ответственность. Что касается введения централизованной информационной системы здравоохранения, то необходимо предусмотреть согласие пациента на внесение данных о его здоровье (медицинских процедурах) в эту систему. Иначе это нарушение конституционных прав граждан. Медицинские электронные карты не должны выдаваться насильно, под угрозой в отказе от медицинской помощи. Только с информированного письменного согласия пациента. Аналогичные права изложить также в Главе 7 Кодекса о здравоохранении.  
Алексей159
8
27.01.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 11 Пункт : 79


Часть 7 ст. 41 Закона о здравоохранении предусматривает отказ
от внесения информации, составляющую медицинскую тайну в централизованную информационную систему здравоохранения. В проекте Кодекса этот абзац пропустили. Требую внести в Кодекс данную часть статьи 41. Каждый должен иметь возможность выбирать. Я не хочу иметь электронную медицинскую карту, которую видит весь мир. Ни одна цифровая система не имеет 100% защиты! Данные могут быть доступны злоумышленникам.
Алексей159
8
27.01.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 13 Пункт : 100 Элемент текста : Статья 100. Медицинская профилактика. Диспансеризация населения


В постановлении Министерства здравоохранения от
12.08.16 №96 "О диспансеризации населения" был пункт 8, в котором было чётко указано, что пациент вправе отказаться от прохождения диспансеризации или её отдельных мероприятий. При отказе группа диспансерного наблюдения не устанавливалась и диспансерное наблюдение не осуществлялось. Так как Кодекс имеет большую юридическую силу, чем постановление Минздрава, требую внести этот пункт в статью 100 в полном объёме пункта 8 вышеуказанного постановления.
Алексей159
8
27.01.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 1 Глава : 1 Параграф : 1 Пункт : 1 Подпункт : 57 Элемент текста : Раздел : 1 Глава : 1 Параграф : 1 Пункт : 1 Подпункт : 57 Элемент текста : электронная медицинская карта пациента – структурированная совокупность электронных медицинских документов и сформированных из медицинских электронных документов наборов сведений, а также записей о состоянии здоровья пациента, фактах его обращения за медицинской помощью и иной информации о пациенте в централизованной информационной системе здравоохранения;


Т. к. в проекте кодекса отсутствует определение
медицинской карты пациента на бумажных носителях, неэтично использование конкретно этого термина и определения. К полному переходу на электронные виды документов люди не готовы. Необходимо иметь ввиду темпы развития современных технологий обработки цифровой информации и уровень кибер-преступности. Никто в данный момент не может гарантировать, что данные из информационной сети не попадут в руки злоумышленников, не станут достоянием общественности или не будут использованы мошенниками для реализации противоправных действий. Разглашение и попадание данных в общий доступ должны быть уголовно наказуемыми. Тем более, в пунктах 1.32 и 1.58 определяется медицинский документ – в первом случае без указания носителя, во втором – электронная его форма. Так или иначе, данное изменение должно обязательно происходить на добровольной основе с согласия пациента или лица, несущего за него ответственность. Что касается введения централизованной информационной системы здравоохранения, то необходимо предусмотреть согласие пациента на внесение данных о его здоровье (медицинских процедурах) в эту систему. Иначе это нарушение конституционных прав граждан. Медицинские электронные карты не должны выдаваться насильно, под угрозой в отказе от медицинской помощи. Только с информированного письменного согласия пациента. Аналогичные права изложить также в Главе 7 Кодекса о здравоохранении.  
Алексей159
8
27.01.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 7 Параграф : 40


Из статьи 40 требуем изъять пункт об использовании
биометрических технологий для идентификации пациентов и доступа к медицинским данным. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям их обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Для чего биометрически идентифицировать пациента обратившегося к врачу?
Алексей159
8
27.01.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 11 Параграф : 79 Элемент текста : Глава 11, статья 79. «Права пациентов», пункт 1.10 звучит: пациент имеет право на «отказ от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом».


Требуем изложить: пациент имеет право на
«отказ от оказания медицинской помощи, в том числе любого медицинского вмешательства»! Человек – это субъект права, а насильственное медицинское вмешательство превращает его в объект для медицинских опытов. Охрана здоровья - это право. И государство не может принуждать гражданам к исполнению прав!