Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Кодекса Республики Беларусь «О здравоохранении»
Обсуждение проекта
Анастасия
16
30.01.2025
Глава 11, статья 79. «Права пациентов», пункт
1.10 звучит: пациент имеет право на «отказ от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом». Необходимо изложить: пациент имеет право на «отказ от оказания медицинской помощи, в том числе любого медицинского вмешательства». Человек – это субъект права, а насильственное медицинское вмешательство превращает его в объект для медицинских опытов. Охрана здоровья - это право. И государство не может принуждать гражданам к исполнению прав!
Анастасия
16
30.01.2025
Глава 11, статья 80. «Пациент обязан: …1. выполнять
рекомендации медицинских работников, необходимые для реализации избранной тактики лечения, сотрудничать с медицинскими работниками при оказании медицинской помощи; 2. при наличии медицинских показаний пройти медико-генетическую диагностику в государственных организациях здравоохранения в целях медицинской профилактики возможных наследственных заболеваний у потомства». Опять же, данные обязанности лишают человека возможности критически относиться, и в соответствии с этим, действовать в отношении к назначаемым медицинским вмешательствам, то есть, лишают человека дееспособности. Согласно действующему законодательству недееспособным гражданина может признать только суд! Необходимо исключить пункт 1. из обязанностей пациента, а пункт 2. перенести в статью 79 «Права пациента».
Анастасия
16
30.01.2025
Необходимо исключить следующий пункт статьи
259, главы 24 «Граждане Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения обязаны: проводить или участвовать в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий; выполнять указания, содержащиеся в предписаниях, рекомендациях, требованиях, временных санитарных мерах, иных документах, выдаваемых (применяемых) органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор;», так как согласно статье 259 санитарно-противоэпидемические мероприятия включает в себя: «... 1.2. проведение профилактических прививок; 1.3. дезинфекционные мероприятия; 1.4. обязательные медицинские осмотры; 1.5. иные мероприятия», то есть медицинские вмешательства, которые становятся обязательными, что является недопустимым с точки зрения прав и личной неприкосновенности человека которые гарантируются ст. 26 Конституции РБ.
Анастасия
16
30.01.2025
Необходимо исключить пункт 5 статьи 255,
главы 24, который звучит: «Порядок допуска детей в учреждения образования, реализующие образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью не получивших профилактические прививки в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, определяется Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством образования». Это прямое нарушение прав детей и родителей о добровольности медицинского вмешательства. Само выделение этого факта в отдельный пункт закона свидетельствует о предполагаемой дискриминации непривитых детей.  
Анастасия
16
30.01.2025
Статья 120. Согласно статье 24 Конституции
РБ, "каждый имеет право на жизнь". Эмбрион - это тоже «каждый», это человек на определенной стадии своего развития. Требуем ввести в Кодексе право человека на жизнь с момента зачатия. Необходимо полностью изъять из Закона статью 120 об абортах. Налогоплательщики не должны оплачивать узаконенное убийство детей. Законодательное разрешение на преднамеренное лишение жизни ребенка в утробе матери противоречит научным данным и христианской этике, которую разделяют большинство граждан Беларуси. В сложившейся драматической демографической ситуации убийство тысяч потенциальных граждан страны - недопустимо!  
Анастасия
16
30.01.2025
Глава 16. «Применение вспомогательных репродуктивных
технологий». Необходимо запретить такие виды вспомогательных репродуктивных технологий как 1.1. экстракорпоральное оплодотворение; 1.2. суррогатное материнство. Использование ЭКО не решает демографическую проблему, а ведет к дополнительной финансовой нагрузке на бюджет государства и это связано не только с многочисленными рисками ЭКО и морально-этическими дилеммами, но с доказанным риском более высокой перинатальных смертности и заболеваемости детей после ЭКО, более высоким риском у них сердечно-сосудистых, онкологических и метаболических заболеваний, рождения ребенка-инвалида. Также необходимо запретить суррогатное материнство. Во многих странах мира суррогатное материнство запрещено.  
Анастасия
16
30.01.2025
Статья 135, пункт 4. Звучит: «Невостребованные,
в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий, эмбрионы могут быть использованы для совершенствования применения вспомогательных репродуктивных технологий, если срок их развития не превышает 14 дней, и при наличии письменного согласия пациентов, с участием половых клеток которых образовались эмбрионы. Наличие согласия анонимного донора на использование эмбрионов, которые образовались с участием его половых клеток, для совершенствования применения вспомогательных репродуктивных технологий не требуется». Требуем изъять этот пункт из кодекса. Использование «для совершенствования применения вспомогательных репродуктивных технологий» эмбрионов (детей) может повлечь за собой массу злоупотреблений и является, по сути, разрешением на проведение опытов над людьми.  
Анастасия
16
30.01.2025
Статья 103 «Изменение и коррекция половой
принадлежности». Запретить изменение и коррекцию половой принадлежности в Республики Беларусь. Таких морально и физически калечащих операций не должно быть в нашей стране, тем более за счёт налогоплательщиков.
Анастасия
16
30.01.2025
Глава 20, статья 200. Необходимо отменить
презумпцию согласия о посмертном донорстве. Изымать органы для трансплантации допустимо только у тех граждан, которые при жизни письменно выразили согласие на забор органов для трансплантации. Необходимо предусмотреть в законе, что забор органов для трансплантации может осуществляться только в случае получения письменного согласия человека (при жизни).  
Анастасия
16
30.01.2025
Глава 11, статья 79, пункт 1.1. Звучит как: «проведение
фото-, видеосъемки, аудиозаписи в помещениях организации здравоохранения с разрешения администрации организации здравоохранения, за исключением случая, установленного подпунктом 1.7 настоящего пункта;». Необходимо изложить: «проведение фото- видеосъемки, аудиозаписи в помещениях организации здравоохранения с уведомлением администрации организации здравоохранения, за исключением случая, установленного подпунктом 1.7 настоящего пункта». Так как согласно статье 34 Конституции РБ: «Государственные органы, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы».  
борец с табакокурением
10
30.01.2025

Ключевым недостатком проекта Кодекса
о здравоохранении является отсутствие в нем отдельной главы, направленной на противодействие основному фактору риска развития неинфекционных заболеваний – табакокурению. Удивление вызывает и тот факт, что противодействие табакокурению в Республике Беларусь в данный момент поручено Белгоспищепрому, так как именно данная структура указана на сайте Pravo.by как организатор общественного обсуждения проекта закона «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения и систем для потребления табака». Табачный дым является причиной множества серьезных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических), угрожающих здоровью человека и являющихся ежегодно причиной большого количества смертей во всем мире, а защита здоровья нации является обязанностью Минздрава, но никак не Белгоспищепрома.

Считаю необходимым включить в проект Кодекса о здравоохранении главу «Защита здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма», данная глава должна включать в себя следующие основные элементы:

указание важности борьбы с табакокурением; перечисление болезней, вызываемых от табакокурения и воздействия вторичного табачного дыма; указание того, что вред от табачного дыма нарушает, прежде всего, такое право некурящих лиц, как право на обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья, закрепленное в целом ряде международных правовых актов;

указание того, что целью Республики Беларусь является полноценная имплементация в национальное законодательство норм Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ);

введение полного запрета курения:

в закрытых помещениях;

вблизи закрытых помещений (на расстоянии 10 метров);

в общественных местах;

в вагонах поездов, на морских судах и в самолетах;

на спортивных сооружениях, расположенных на открытом воздухе, во время проводимых там мероприятий; в иных местах массового скопления людей на открытом воздухе;

на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена.

Необходимо исключить такое понятие, как «специально выделенное место для курения», курение должно быть полностью запрещено во всех вышеназванных местах.

Данные меры соответствуют руководящим принципам к ст. 8 РКБТ «Защита от воздействия табачного дыма», где указано, что «эффективные меры по обеспечению защиты от воздействия табачного дыма, предусмотренные в Статье 8 Рамочной конвенции ВОЗ, требуют полного исключения курения и табачного дыма в конкретном пространстве или среде, с тем чтобы создать 100%ную бездымную среду. Безопасного уровня воздействия табачного дыма не существует, и такие понятия, как пороговое значение для токсичности вторичного дыма, следует отвергнуть, так как они противоречат научным фактам. Иные подходы, чем обеспечение бездымной на 100% среды, включая вентиляцию, фильтрование воздуха, использование специально выделенных зон для курения (будь то с отдельными вентиляционными системами или без них), неоднократно доказали свою неэффективность, и имеются убедительные факты, как научные, так и иные, которые показывают, что инженерные решения не защищают от воздействия табачного дыма»;

необходимо запретить производство и реализацию тонких сигарет, а также использование любых ароматизированных добавок при производстве табачных изделий, в том числе (но не ограничиваясь этим), аромата ментола, фруктовых, ванильных ароматов, ароматов специй, растений, конфет и т.д.

Подобные меры соответствуют требованиям статьи 9 РКБТ («Регулирование состава табачных изделий»). Согласно руководящим принципам к статье 9 РКБТ, «неприятный и раздражающий вкус табачного дыма является существенным барьером для экспериментирования и первоначального употребления. Как свидетельствуют документы табачной промышленности, прилагаются значительные усилия, с тем чтобы ослабить эти неприятные свойства. Неприятный вкус можно ослабить различными способами, включая добавление различных ингредиентов, устранение веществ, обладающих раздражающими свойствами, балансирование раздражения с другими сенсорными эффектами или изменение химических свойств выделяемых табачными изделиями продуктов путем добавления или устранения конкретных веществ. В некоторые табачные изделия добавляется сахар и подслащивающие вещества. Высокое содержание сахара улучшает вкусовые качества табачных изделий для курильщиков. В числе примеров сахаров и подслащивающих веществ, используемых в этих изделиях, можно назвать глюкозу, патоку, мед и сорбитол. Заглушение неприятного вкуса табачного дыма с помощью ароматизаторов способствует продвижению и поддержанию употребления табака. К примерам ароматизирующих веществ относятся бензальдегид, мальтол, ментол и ванилин. Для улучшения вкусовой привлекательности табачных изделий также могут использоваться пряности и ароматические травы, например корица, имбирь и мята. Сторонам следует осуществлять регулирование, путем введения запрета или ограничений, в отношении ингредиентов, которые могут использоваться для повышения вкусовой привлекательности табачных изделий»;

с целью реализации в национальном законодательстве норм статьи 11 РКБТ («Упаковка и маркировка табачных изделий»), с учетом зарубежного опыта, целесообразно, чтобы предупреждения о вреде табакокурения занимали не менее 75 процентов площади передней и задней части упаковок табачных изделий, производимых и реализуемых в стране. Следует предусмотреть введение стандартной упаковки табачных изделий, что означает запрет использования художественного оформления упаковки, продажу табачных изделий в тусклой упаковке одного цвета, содержащей исключительно сведения о наименовании торгового бренда, компании-производителе и наименовании соответствующего табачного изделия, а также информацию, обязательную для указания на упаковке табачной продукции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В данный момент в Республике Беларусь действуют нормы Технического регламента Таможенного Союза на табачную продукцию, согласно которым «предупреждение о вреде потребления табачных изделий должно занимать не менее 50 процентов площади лицевой и обратной основных сторон потребительской упаковки табачной продукции». В то же время, согласно руководящим принципам к статье 11 РКБТ «учитывая тот факт, что эффективность предупреждений и сообщений о вреде для здоровья увеличивается по мере увеличения размеров, сторонам следует рассмотреть возможность использования таких предупреждений и сообщений о вреде для здоровья, которые занимают более 50% основной маркированной поверхности, и стремиться покрыть такими сообщениями как можно большую основную маркированную поверхность». В ряде стран, имеющих успехи в борьбе с табакокурением (например, в Австралии), подобные предупреждения занимают 75 процентов площади передней и задней части упаковок табачных изделий. Республике Беларусь целесообразно учесть подобный позитивный международный опыт, рекомендации ВОЗ и увеличить площадь предупреждения о вреде табакокурения на упаковках табачных изделий;

установить обязанность вещателя или организатора демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальные программы, в том числе произведенные ранее или которые будут произведены к моменту вступления в силу Кодекса, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, обеспечить в целях информирования населения о вреде табакокурения и недопущения рекламы табачных изделий трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения или программы.

Согласно руководящим принципам к статье 13 РКБТ, запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий эффективен лишь в том случае, если его охват является широким. В ориентировочный (неисчерпывающий) список видов рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табака, касающихся условий РКБТ, указанных в руководящих принципах к статье 13 РКБТ, перечислены в т.ч. передача информации с помощью телевидения и фильмов. В России давно действует норма законодательства, обязывающая телевещателей перед показом любой телепередачи информировать зрителя о вреде табакокурения. Подобную меру стоит внедрить и в Республике Беларусь;

запрет любым организациям на получение взносов «на социально ответственные мероприятия» со стороны табачной промышленности, а также запрет придания огласке информации о деятельности табачной промышленности, которая может трактоваться как проявление «социальной ответственности»;

с целью реализации норм статьи 14 Конвенции («Меры по сокращению спроса, касающиеся табачной зависимости и прекращения употребления табака») необходимо установить обязанность уполномоченных органов власти и управления (Министерство здравоохранения, местные органы власти):

– в целях пропаганды отказа от курения обеспечивать:

ежегодную рассылку на мобильные телефоны жителей страны сообщений с обоснованием необходимости отказа от курения;

функционирование бесплатных телефонных «горячих линий», интернет-сайтов, страниц в социальных сетях, приложений к мобильным устройствам; проведение ежегодных семинаров, где заинтересованные лица могли бы получить всю необходимую информацию по поводу отказа от курения;

– в целях максимального информирования населения о наличии в стране вышеназванных услуг в сфере борьбы с табакокурением проводить соответствующую информационную кампанию с использованием телевидения, радио, печатных СМИ, интернет-сайтов, наружной рекламы и рекламы в сети Интернет;

установить обязанность производителей или импортеров табачной продукции наносить на упаковки производимой или импортируемой ими табачной продукции номер действующей в Республике Беларусь бесплатной телефонной «горячей линии» по оказанию помощи курильщикам в отказе от курения;

установить обязанность уполномоченных органов предпринимать меры по субсидированию стоимости лекарственных средств, применяемых при лечении табачной зависимости.

Вышеназванные меры положительно себя показали в зарубежных странах. Как правило, реализация этих мер по одиночке позволяла соответствующим государствам существенно снизить уровень табакокурения. Например:

В Австралии по результатам действия национальной программы по борьбе против табака, осуществлявшейся с 2004 г. по 2009 г. и включавшей в т.ч. вышеназванные меры (усиление проводимых кампаний в СМИ по побуждению курильщиков к отказу от курения; препятствование расширению числа курильщиков, изменение отношения общества к курению; устранение остающихся возможностей рекламы, продвижения и спонсорства табачной продукции; использование доказавших свою эффективность методов для оказания помощи курильщикам бросить данную привычку), число курильщиков в возрасте старше 14 лет в сократилось приблизительно на 100 тысяч человек (2,9 миллиона человек в 2007 г. и 2,8 миллиона человек в 2010 г. соответственно). Уровень курения среди молодежи в Австралии в 2011 г. достиг максимально низкого показателя по сравнению с предыдущими 25 годами и большинство учеников средних школ Австралии (77 процентов) заявили о том, что никогда не курили сигареты;

согласно отчету России в ВОЗ 2014 г., в данной стране в тот момент функционировала единая телефонная справочная служба программы «Здоровая Россия», предоставлявшая круглосуточно заинтересованным лицам всю необходимую информацию в т.ч. по поводу отказа от курения. В период с ноября 2009 по декабрь 2013 г. на вышеназванную «горячую линию» поступило более 750 тысяч звонков, более двух третей обращений касалось вопросов отказа от курения.

Те абоненты телефонной «горячей линии» программы «Здоровая Россия», которые выражали готовность принять участие в программе по отказу от курения, соединялись со специалистами Консультативного телефонного центра (КТЦ), который функционировал на базе ФБГУ «Санкт-Петербургский институт фтизиопульмонологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Работа данного КТЦ в сфере консультирования населения по вопросу отказа от курения имела достаточно высокую эффективность, с 2011 г. по 2014 г. специалисты КТЦ провели около 66 тысяч консультаций по рассматриваемой проблематике. Согласно данным социологического опроса, 11 % опрошенных лиц после получения однократной консультации в КТЦ бросили курить, 6 % опрошенных лиц - сократили более чем в 2 раза количество сигарет, выкуриваемых за сутки.

Таким образом, реализация данных мер в комплексе практически наверняка гарантирует Республике Беларусь серьезное снижения уровня табакокурения, а соответственно и снижение количества выявляемых ежегодно онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, что позволит сократить смертность в Республике Беларусь и сократить расходы бюджета на лечение соответствующих заболеваний.