предлагается: запретить частным медицинским организациям проводить аборты; проводить аборты в государственных учреждениях здравоохранения в
| Код |
|---|
исключительных |
| Код |
|---|
исключительных |
Подпункт 2.2 статьи 89 исключить.
Обоснование:
В первом варианте проекта Кодекса:
в статье 36 «Создание, развитие, сопровождение и эксплуатация ЦИСЗ» был пункт 11:
«11. Получение, передача, сбор, обработка, накопление, хранение медицинской информации, содержащейся в ЦИСЗ, в том числе обработка персональных данных пациентов в целях организации оказания медицинской и иной, связанной с ней помощи, осуществляются без согласия пациентов или лиц, указанных в подпункте 1.8 пункта 1 статьи 1 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда пациент или лица, указанные в подпункте 1.8 пункта 1 статьи 1 настоящего Кодекса, отказались в установленном порядке от внесения информации, составляющей врачебную тайну, в ЦИСЗ.»
В статье 79 «Права пациентов» был подпункт 1.8 пункта 1:
«1.8. отказ от внесения информации, составляющей врачебную тайну, в ЦИСЗ, за исключением информации, предоставляемой организациями здравоохранения в правоохранительные органы в соответствии с подпунктом 13.1 пункта 13 статьи 84 настоящего Кодекса;»
В обсуждаемом проекте Кодекса этих пунктов нет.
Противникам обработки персональных данных в информационных системах без согласия пациента, которые утверждают, что что «Ни одна цифровая система не имеет 100% защиты!», «Я не хочу иметь электронную медицинскую карту, которую видит весь мир», «Данные могут быть доступны злоумышленникам», "В одной поликлинике сколько работает персонала, и все они могут видеть все данные о здоровье человека», «Никто не может гарантировать порядочность всех медработников», «К бумажной карточке меньше медработников имеют доступ».
Отсутствие права пациента или лиц, указанных в подпункте 1.8 пункта 1 статьи 1 проекта Кодекса, на отказ от обработки персональных данных информационных системах организаций здравоохранения, не может рассматриваться как нарушение прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Республики Беларусь, так как, в соответствии со статьёй 23 Конституцией Республики Беларусь, ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Отсутствие права пациента или лиц, указанных в подпункте 1.8 пункта 1 статьи 1 настоящего Кодекса, на отказ от обработки персональных данных в информационных системах организаций здравоохранения, закреплённого в законопроекте, можно применить по аналогии отсутствия права гражданина на отказ от внесение информации в государственную централизованную автоматизированную информационную систему (регистр населения), основу которой составляет база персональных данных граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь (Закон Республики Беларусь 21 июля 2008 г. № 418-З «О регистре населения»).
При отказе пациента или лиц, указанных в подпункте 1.8 пункта 1 статьи 1 проекта Кодекса, от внесения информации, составляющей врачебную тайну, в информационную систему медицинские документы (медицинская карта пациента для амбулаторно-поликлинических организаций, медицинская карта стационарного пациента и др.) будут обрабатываться медицинскими работниками «по старинке», т.е. на бумажном носителе, вследствие чего:
1. не будут достигнуты цели обработки данных для обеспечения полноты и достоверности статистического учёта данных о случаях оказания медицинской помощи;
2. не в полной мере будут реализованы основные цели функционирования информационных систем в здравоохранении - содействие улучшению доступности и повышению качества оказания медицинской помощи, в том числе:
содействие процессу принятия клинических решений;
улучшение качества и эффективности принимаемых управленческих решений на основе статистических и аналитических данных;
обеспечение условий для непрерывного профессионального образования в области здравоохранения.
3. не будет создана электронная медицинская карта пациента и пациент не сможет создать личный кабинет, вследствие чего, он будет лишён возможности записаться на приём, получить электронный рецепт, видеть все свои показатели в диспансеризации и т.д.;
4. возникнут трудности в проведении исследований и обследований с применением современного диагностического оборудования (РКТ, МРТ, УЗИ и др.), так как программным обеспечением большинства диагностических комплексов предусмотрено внесение персональных данных пациента в компьютер, который может являться самостоятельной информационной системой, или входить в информационную систему организаций здравоохранения.
5. лечащий врач при оказании медицинской помощи не сможет воспользоваться телемедицинскими технологиями, обеспечивающими дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами или лицами, указанными в подпункте 1.8 пункта 1 статьи 1 проекта Кодекса, так как документирование информации об оказании медицинской помощи, медицинском наблюдении, проведении медицинских экспертиз с применением телемедицинских технологий, предусматривает собой внесение сведений в электронные медицинские документы (пункт 3 статьи 39 проекта Кодекса).
Случай из практики.
У пациента на руках, по какой-то причине, оказалась его медицинская амбулаторная карта. Пациент удалил из бумажного носителя медицинские документы о наличии диагноза, предполагающего ограничение его определенных прав. И только наличие записей в информационной системе организации здравоохранения позволило установить истину.
Так, что при желании и медицинский работник, и пациент могут быть непорядочными.
Государство создаёт условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании (часть вторая статьи 28 Конституции Республики Беларусь).
«развитие физической культуры и спорта, совершенствование охраны труда, оздоровление окружающей среды, в том числе создание и поддержание благоприятной среды жизнедеятельности без окружающего табачного дыма».
Соответствующее изменение по дополнению перечня мер по охране здоровья населения, к которым отнесены, в том числе, создание и поддержание благоприятной среды жизнедеятельности без окружающего табачного дыма, внесено в целях реализации предусмотренных статьей 45 Конституции Республики Беларусь прав граждан на охрану здоровья, а также учитывая международные обязательства Республики Беларусь как участника Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (далее – РКБТ, Конвенция) по защите здоровья населения от последствий потребления табака и окружающего табачного дыма. То есть, в законодательство о здравоохранении имплементирована целевая норма РКБТ, что, в свою очередь, дает основание для реализации мер по обеспечению доступности оказания медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака с включением соответствующих доказательно эффективных лекарственных средств в перечень основных лекарственных средств и, в результате, – для обеспечения бесплатного для пациента амбулаторного лечения табачной зависимости. Опираясь на эту законодательную норму, можно требовать и возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан вследствие воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, тем более, учитывая тот факт, что внесение соответствующих дополнений в абзац третий части второй статьи 63-1 обосновано реализацией установленных частью первой статьи 46 Конституции Республики Беларусь прав граждан «на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права».При этом, считаю необходимым отразить
в Кодексе комплексно положения подготовленного Минздравом ранее и даже выносившегося на общественное обсуждение законопроекта «О защите здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма», направленного на обеспечение правовых, организационных, экономических и социальных основ государственного регулирования в данной области.
Разработка нормативного правового акта (НПА) по защите здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма и осуществление международного сотрудничества по выполнению требований РКБТ и проведение мониторинга за ходом ее реализации были запланированы Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы (в рамках реализации мероприятий отраслевой Комплексной программы борьбы против табакокурения на 2011–2015 годы), утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 357, и подпрограммой 2 «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний» Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2016 г. № 200, но целостный НПА по вопросам борьбы с табакокурением до сих пор в стране отсутствует.
Нормы антитабачного законодательства
содержатся в ряде правовых актов, однако в последние годы этот раздел права совершенствовался исключительно путем внесения изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. №28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» (далее – Декрет 28). Недавно завершилось общественное обсуждение проекта закона «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения и систем для потребления табака», разработанного Белгоспищепромом и призванного заменить Декрет 28.
Правовой форум