«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Предлагаю внести постоянный медотвод от прививок людям, которые ежегодно проходят обследования, консультации узких специалистов, даже в РНПЦ в течении длительного времени (например я прохожу его уже 45 раз из моих 46 лет). Может хватит нас уже мучить (из серии отрезанная нога за год при ежегодном прохождении МРЭК вырастет).
Еще волнует вопрос почему при наличии инвалидности по зрению +ДЦП поздняя реабилитация при ДЦП только платная. Зрение не реабилитируемо в принципе, а ровно и хорошо ходить хочется. Спасибо, буду ждать ответа.
31.01.2025 15:23:03
Климова Ирина Евгеньевна
Пользователь
НОВИЧОК
3
1.1
9
Статью 103 "Изменение и коррекция половой принадлежности" следует полностью исключить из Кодекса, так как данные операции не имеют никакого отношения к охране здоровья, являясь морально и физически калечащими видами медицинского вмешательства в природу человека.
31.01.2025 15:24:45
Климова Ирина Евгеньевна
Пользователь
НОВИЧОК
2
1.1
9
Глава 20, статья 200 о презумпции согласия о посмертном донорстве должна быть исключена из Кодекса, так как может привести к различным злоупотреблениям, вплоть до уголовных, в данной области медицины
31.01.2025 15:28:02
Александр К
Пользователь
НОВИЧОК
3
1.1
1
Во-первых: необходимо что бы о проекте и возможности обсуждения узнало как можно больше людей, для этого сейчас есть масса возможностей;
во-вторых: уже давно пора отменить прикрытое под видом "искусственное прерывание беременности" или аборт - убийство живых детей в утробе матери, т.е. полностью исключить ст.120, в гл.15;
в-третьих: внести ясность в праве граждан на добровольное принятие решения о вакцинации, в том числе за своих несовершеннолетних детей, и не принуждать к принятию прививок.
31.01.2025 15:32:59
СветланаМВ
Пользователь
НОВИЧОК
2
1.1
6
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел : 8 Глава : 26 Параграф : 273 Элемент текста : Меры по охране здоровья населения
Необходимо дополнить тут и/или разработать дополнительный закон. Там всё верно написано, но профилактика заболеваний и привитие здорового образа жизни должны стать главным фронтом деятельности медицины как таковой. Стоит пересмотреть систему вознаграждения медицинского персонала. До тех пор, пока доход врача и аптек будет находится в прямой зависимости от количества и степени тяжести больных людей, здоровой нации нам не видать. Нужно, чтобы работник медицины был заинтересован всеми возможными путями достигать длительного, стабильного состояния здоровья – наилучшего, какое только возможно для данного фенотипа каждого своего пациента (и, кстати говоря, государственного налогоплательщика). Только тогда можно ожидать сдвиги к лучшему в состоянии здоровья популяции.
31.01.2025 15:34:43
Фонд Покров
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
1
Предлагаем рассмотреть следующие замечания и дополнения
Статья 17. Комитет Республики Беларусь по биоэтике
Подпункт 2.2. Статьи изложить в следующей редакции: «2.2. рассмотрение и анализ актуальных проблем биоэтики, выявление различных позиций по проблемам использования современных биомедицинских технологий; выработка практических рекомендаций в отношении этической допустимости использования современных биомедицинских технологий; рассмотрение сложных в морально-правовом отношении ситуаций, возникающих в биомедицинской науке и практике, вынесение соответствующих консультативно-рекомендательных заключений;».
Подпункт 2.7. изложить в следующей редакции: «2.7. изучение этических аспектов любых техногенных факторов, прямо или косвенно оказывающих, или могущих в перспективе оказать воздействие, на существенные аспекты жизнедеятельности человека и само его существование, повышение уровня знаний населения в области биоэтики, нейроэтики и этики искусственного интеллекта в медицине;».
Дополнить текст статьи подпунктами 2.9 и 2.20 следующего содержания:
«2.9. проведение семинаров, конференций, круглых столов, консультаций и рабочих встреч, посвященных этическим аспектам разработки, внедрения и использования биомедицинских технологий; поддержка научных исследований, связанных с этической оценкой актуальных проблем биоэтики;
2.10 выступать с инициативами по целям и задачам Комитета; давать заключения и предложения по вопросам совершенствования законодательства в сфере деятельности Комитета;»
Статья 40. Использование в системе здравоохранения иных информационно-коммуникационных технологий
Предлагаем исключить абзац четвертый, так как использование биометрических технологий для идентификации пациентов и доступа к медицинским данным в системе здравоохранения нарушают конституционные права граждан на защиту от незаконного вмешательства в частную жизнь (ст. 28 Конституции Республики Беларусь), а кроме того введение указанной нормы будет способствовать необоснованной обработке персональных данных, поскольку при обращении за медицинской помощью в учреждения здравоохранения не возникает необходимости в использовании биометрических технологий для идентификации пациентов.
Статья 71. Клятва врача Республики Беларусь
Текст статьи после абзаца третьего дополнить абзацем следующего содержания: «проявлять высочайшее уважение к жизни человека; никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии, искусственному прерыванию беременности при отсутствии социальных и/или медицинских показаний и угрозы жизни».
Статья 79. Права пациентов
Добавить в статью норму, согласно которой правом пациента является отказ от внесения сведений о пациенте в централизованную информационную систему здравоохранения (далее – ЦИСЗ). Необходимость введение указанной нормы вызвана конституционными правами граждан на защиту от незаконного вмешательства в частную жизнь (ст. 28 Конституции Республики Беларусь). Так, на необходимость наличия законодательного закрепления неприкосновенности частной жизни указано в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 77/211 от 15.12.2022 г. «Право на неприкосновенность частной жизни в цифровую эпоху».
Статья 80. Обязанности пациентов
Абзацем пятым, шестым и десятым статьи 80 проекта Кодекса предусмотрено, что «пациент обязан выполнять рекомендации медицинских работников, необходимые для реализации избранной тактики лечения, сотрудничать с медицинскими работниками при оказании медицинской помощи;
при наличии медицинских показаний пройти медико-генетическую диагностику в государственных организациях здравоохранения в целях медицинской профилактики возможных наследственных заболеваний у потомства;
выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными актами законодательства».
Статьей 58 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами, либо к отказу от своих прав.
В связи с приведенной статьей 58 Конституции обязывающие нормы не могут устанавливаться рекомендациями медработников и носить обязательный характер, так как обязанности для граждан устанавливаются законом. Кроме того, право отказа от медицинской помощи и от медицинского вмешательство предусмотрено пунктом 1.10 статьи 79, статьей 83 проекта Кодекса.
Также обращаем внимание, что согласно статье 6 Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека, принятой путем аккламации в октябре 2005 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО любое медицинское вмешательство в профилактических, диагностических или терапевтических целях должно осуществляться только с предварительного, свободного и информированного согласия соответствующего лица на основе надлежащей информации. Согласие в соответствующих случаях должно быть явно выраженным и может быть отозвано соответствующим лицом в любое время и по любой причине без негативных последствий или ущерба.
В связи изложенным считаем, что абзацы пятый, шестой, а также десятый изложены некорректно. В абзаце десятом слова «актами законодательства» заменить словом «законами».
Статья 82. Согласие на оказание медицинской помощи
В части 2 и 5 статьи указать супругов как лиц, которые могут давать согласие на медицинское вмешательство.
Статья 103. Изменение и коррекция половой принадлежности
Предлагаем исключить возможность смены пола для совершеннолетних граждан в Республике Беларусь за исключением случаев врожденных аномалий.
В связи с этим, текст статьи изложить в следующей редакции:
«1. Запрещается осуществление медицинских вмешательств, включая применение лекарственных препаратов, направленных на смену пола, в том числе формирование у человека первичных и (или) вторичных половых признаков другого пола.
2. К смене пола не относятся медицинские вмешательства, связанные с лечением врожденных аномалий (пороков развития), генетических и эндокринных заболеваний, связанных с нарушением формирования половых органов у детей, в случае, если такие медицинские вмешательства допускаются по решению врачебной комиссии медицинской организации, подведомственной уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. По результатам таких медицинских вмешательств указанная врачебная комиссия выдает медицинское заключение о соответствии половых признаков признакам определенного пола, необходимое для внесения изменения в запись актов гражданского состояния. Перечень медицинских организаций, подведомственных уполномоченному республиканскому органу исполнительной власти, форма и порядок выдачи таких решений и медицинских заключений утверждаются Правительством Республики Беларусь.».
Статья 120. Искусственное прерывание беременности
Учитывая нормы статьи 181 Кодекса о браке и семье, которой государство гарантирует защиту прав ребенка как до, так и после рождения, а также принимая во внимание также то, что искусственное прерывание беременности не по медицинским показаниям не представляет собой медицинскую помощь и осуществляется не в целях лечения болезни, поскольку оказывает негативное воздействие на организм как минимум двух лиц (матери и ребенка – при одноплодной беременности, матери и двух (и более) детей – при многоплодной беременности), предлагаем внести изменения в статью 120, изложить её в следующей редакции:
«1. Каждой женщине и семье предоставляется право самостоятельно решать вопрос о рождении ребенка.
2. Государство гарантирует защиту прав ребенка как до, так и после рождения.
3. В организациях здравоохранения должны быть созданы условия и обеспечено проведение психологического консультирования, направленного на сохранение беременности и охрану женского здоровья, в отношении женщин, находящихся в состоянии репродуктивного выбора и их супругов, обратившихся за проведением искусственного прерывания беременности. Женщина, обратившаяся за проведением искусственного прерывания беременности, вправе определить иных членов семьи, в отношении которых может проводиться такое психологическое консультирование. Психологическое консультирование, направленное на сохранение беременности и охрану женского здоровья, проводится с соблюдением требований законодательства в сфере оказания психологической помощи.
4. По желанию женщины в организациях здравоохранения после консультации с врачом-специалистом при наличии добровольного информированного согласия женщины и отца ребенка – в случае зарегистрированного брака, а в отношении несовершеннолетней, также при наличии письменного согласия ее законного представителя, может быть проведено искусственное прерывание беременности (аборт) при сроке беременности не более 8 недель включительно после обязательного проведения ультразвукового исследования и демонстрации сердцебиения плода человека матери. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится исключительно медицинскими организациями государственной системы здравоохранения на платной основе. Искусственное прерывание беременности проводится не ранее 7 суток с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности четвертая-восьмая недели беременности, но не позднее окончания восьмой недели беременности.
5. При наличии медицинских показаний с согласия женщины «и отца ребенка» - в случае зарегистрированного брака, а в отношении несовершеннолетней также при наличии письменного согласия ее законного представителя, искусственное прерывание беременности проводится в сроке беременности до 22 недель в государственных организациях здравоохранения.
Перечень медицинских показаний, угрожающих жизни или причиняющих тяжкий вред здоровью матери в соответствии с медицинскими критериями в отношении тяжкого вреда здоровью, для искусственного прерывания беременности устанавливается Министерством здравоохранения.
6. Искусственное прерывание беременности у женщины, признанной в установленном порядке недееспособной, проводится в государственных организациях здравоохранения независимо от срока беременности при наличии медицинских показаний, при которых продолжение беременности и роды представляют угрозу для жизни женщины или могут причинить вред ее здоровью, с письменного согласия ее опекуна.
7. Искусственное прерывание беременности у женщины, не способной по состоянию здоровья к принятию осознанного решения, проводится при наличии медицинских показаний, при которых продолжение беременности и роды представляют угрозу для жизни женщины или могут причинить вред ее здоровью, с письменного согласия супруга, а в случае его отсутствия лиц, указанных в подпункте 1.11 пункта 1 статьи 1 настоящего Кодекса.
8. В исключительных случаях при наличии медицинских показаний, не указанных в перечне медицинских показаний для искусственного прерывания беременности, при которых продолжение беременности и роды представляют угрозу для жизни женщины или могут причинить вред ее здоровью, вопрос об искусственном прерывании беременности по медицинским показаниям решает врачебно-консультационная комиссия организации здравоохранения, с участием врача-специалиста по профилю заболевания, являющегося показанием для прерывания беременности.
9. При наличии социальных показаний для искусственного прерывания беременности и согласия женщины проведение искусственного прерывания беременности допускается при сроке беременности не более 12 недель в государственных организациях здравоохранения.
Социальными показаниями для искусственного прерывания беременности являются:
беременность, наступившая в результате изнасилования.
10. Врач-специалист, а также врач-интерн имеет право отказаться от проведения искусственного прерывания беременности, письменно уведомив об этом руководителя организации здравоохранения, если отказ непосредственно не угрожает жизни и (или) здоровью женщины. После получения письменного уведомления врача-специалиста руководитель организации здравоохранения должен организовать женщине проведение искусственного прерывания беременности другим врачом-специалистом».
Статья 255. Проведение профилактических прививок
Пунктом 5 статьи определено, что «порядок допуска непривитых детей в дошкольные учреждения определяется Министерством образования совместно с Министерством здравоохранения».
Следует отметить неопределенность указанной нормы. Любые права граждан, в том числе на образование, могут быть ограничены в соответствие со статьей 23 Конституции только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц. Таким образом, право на образование может быть ограничено только законом.
Одновременно отмечаем, что статьей 49 Конституции Республики Беларусь закреплено, что каждый имеет право на образование.
Также обращаем внимание разработчиков проекта Кодекса на то, что согласно пункту 3 статьи 18 Конвенции о правах ребенка государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми.
Дополнить пункт 1 статьи текстом следующего содержания: «профилактические прививки проводятся исключительно после информированного добровольного согласия пациента, совершеннолетних родителей несовершеннолетнего ребенка».
Статья 259. Обязанности граждан Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Обращаем внимаение на то, что абзацем 4 статьи устанавливается обязанность «выполнять указания, содержащиеся в предписаниях, рекомендациях, требованиях, временных санитарных мерах, иных документах, выдаваемых (применяемых) органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор;».
Ввиду статьи 58 Конституции Республики Беларусь, которой предусмотрено, что никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами, либо к отказу от своих прав, полагаем, что абзац изложен некорректно.
Кроме того, согласно статье 6 Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека, любое медицинское вмешательство в профилактических, диагностических или терапевтических целях должно осуществляться только с предварительного, свободного и информированного согласия соответствующего лица на основе надлежащей информации. Согласие в соответствующих случаях должно быть явно выраженным и может быть отозвано соответствующим лицом в любое время и по любой причине без негативных последствий или ущерба.
Это же замечание касается отдельных положений статьи 252.
Недопустимым также является включение в статье 262 следующей нормы:
«Организации и индивидуальные предприниматели в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения обязаны:
обеспечить вакцинацию контингентов работников против инфекций, определенных перечнем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, как лиц профессионального риска заражения отдельными инфекционными заболеваниями, управляемыми и предупреждаемыми средствами специфической профилактики.».
Полагаем, что введение нормы, закрепляющей обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей обеспечить вакцинацию контингентов работников против инфекций, является нарушением свобод, неприкосновенности и достоинства личности (ст. 25 Конституции Республики Беларусь).
ГЛАВА 16. Применение вспомогательных репродуктивных технологий
В отношении вспомогательных репродуктивных технологий предлагаем следующее:
1. Вспомогательные репродуктивные технологии (далее – ВРТ) в виде ЭКО могут применяться только в отношении супружеских пар, которым поставлен диагноз «бесплодие», а также при условии, что женщину должным образом информировали о рисках для ее здоровья и жизни при проведении всех этапов процедуры ЭКО. При этом не должно осуществляться заготовление, консервация и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов.
Даже в случае использования половых клеток супругов при процедуре ЭКО для супругов недопустимо прибегать к помощи суррогатной матери, поскольку потенциальные риски злоупотреблений суррогатным материнством выше потенциальной помощи супружеским парам, в которых жена не способна выносить ребенка.
Данная методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.
Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.
Кроме того, не исключены также значительные риски для здоровья вынашивающей женщины, поскольку беременность и роды требуют напряжения всего организма женщины. После родов организм должен пройти восстановительный период, невозможность естественного грудного вскармливания также наносит вред здоровью родившей женщины.
2. Ввиду того, что ВРТ могут использоваться организованными преступными группами в целях торговли людьми, незаконной торговлей половыми клетками, установить надведомственный правительственный контроль за применением ВРТ. Установить возможность применения ВРТ исключительно в государственных учреждениях здравоохранения.
3. Предлагаем установить Кодексом запрет на использование донорских половых клеток при применении ВРТ. Практика использования донорских половых клеток поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. Такой запрет будет соответствовать положениям статьи 8 и статьи 11 Конвенции ООН правах ребенка 1989 года, статьи 15 Закона Республики Беларусь о правах ребенка.
ГЛАВА 20. Трансплантация органов и тканей человека
В области трансплантологии считаем необходимым озвучить неоднократно прозвучавшее со стороны общества мнение о необходимости замены принципа согласия на принцип несогласия.
Трансплантация – это изъятие жизнеспособного органа от донора с перенесением его реципиенту. Самым распространенным видом донорства является изъятие органов и (или) тканей у мертвого человека. На сегодняшний день в мировом сообществе изъятие органов у умершего человека осуществляется в соответствии с презумпцией согласия или несогласия. Принцип презумпции согласия – это признание изначального согласия на изъятие органов и (или) тканей у человека после его биологической смерти. В этом случае изъятие органов и тканей у умершего человека допускается, если умерший (при жизни) или его родственники не выразили на это свое несогласие. Данный принцип существует в Российской Федерации, также характерен для таких стран Европы как: Испания, Португалия, Австрия. Принцип презумпции несогласия – это признание изначального несогласия на изъятие органов и тканей, то есть если человек согласен на эти действия, он должен в установленной форме выразить свое согласие. В США, например, документ согласия оформляется при жизни донора (вносится соответствующая запись в карточку жертвователя). Если же умершее лицо не сделало при жизни никаких распоряжений, согласие ближайших родственников для таких действий необходимо. Принцип презумпции несогласия действует в Польше, Китае, Германии, Италии, Франции. Согласно Конституции Республики Беларусь, человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (ч. 1 ст. 2); государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в законах (ч. 4 ст. 21); каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст. 24) и право на охрану здоровья (ч. 1 ст. 45); государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25).
Следует отметить, что в Республике Беларусь предусмотрена уголовная ответственность за принуждение к даче органов или тканей для трансплантации (ст. 163 УК). Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины (Конвенции Овьедо), принятая Советом Европы в 1997 г., закрепляет основные ориентиры в области биотехнологий, одним из которых является признание преобладания интересов и блага отдельного человека над интересами общества или науки. В Конвенции предусмотрено, что медицинское вмешательство может осуществляться лишь после того, как соответствующее лицо даст на это свое добровольное информированное согласие. Данное лицо заранее получает соответствующую информацию о цели и характере вмешательства, а также о его последствиях и рисках; может в любой момент беспрепятственно отозвать свое согласие (ст. 5). Любая часть тела человека, изъятая в ходе медицинского вмешательства, может храниться и использоваться в целях, отличных от тех, ради которых она была изъята, только при условии соблюдения надлежащих процедур информирования и получения согласия (ст. 22). В конвенции также закреплена норма о более широкой защите в связи с применением достижений биологии и медицины, чем защита, предусмотренная настоящей Конвенцией (ст. 27). Исходя из сути презумпции согласия на забор органов для трансплантации после смерти, можно сделать вывод, что устанавливается принцип информированного несогласия, в связи с которым при жизни человек должен выразить свое несогласие для изъятия органов и (или) тканей после смерти. Недостатком, связанным с презумпцией согласия, является сложность в получении отказа от забора органов и (или) тканей у человека, находящегося в предсмертном состоянии и не способного принимать осознанных решений. К числу недостатков следует также отнести тот факт, что с психологической точки зрения человеку «некомфортно» задумываться о вопросе своей смерти.
Весьма актуальным сегодня остается вопрос развития «черного» рынка донорства, возникающий в связи с коммерциализацией трансплантологии (дефицит донорских органов делает их дорогим товаром), который, безусловно, не может быть решен без надлежащей правовой регламентации. Таким образом, приходим к заключению, что допуская трансплантацию, необходимо признавать и определенные соматические права в этой сфере у доноров и реципиентов, выработать гарантии реализации данных прав. Принцип презумпции несогласия на забор органов и тканей считаем целесообразным рассматривать как наиболее соответствующий закрепленным в Конституции Республики Беларусь правам и свободам человека, нравственно-этическим нормам, основополагающим началам в области защиты прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины, регламентированных в Конвенции Овьедо 1997 года.
31.01.2025 15:55:18
СветланаМВ
Пользователь
НОВИЧОК
2
1.1
6
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел : 7 Глава : 24 Параграф : 255 Элемент текста : Проведение профилактических прививок
Статья 255 напрямую не указывает обязательный характер их выполнения.
Однако, де факто, это происходит именно так. За исключением тех случаев, когда родителям самостоятельно и своевременно посчастливилось узнать о целом спектре быстрых и отдалённых последствий данных процедур.
Избыточное их количество (15 препаратов только до года!!!), а также очевидная немотивированность применения многих из списка вакцин рождает вопросы. И ответы на них рисуются очень некрасивые…
Кто из членов Министерства здравоохранения РБ способен логически и здраво аргументированно объяснить целесообразность заражения младенцев ВСЕХ ПОДРЯД (!!!), пусть ослабленным, но всё же вирусом (или его компонентами) в первые часы, дни и месяцы жизни, если опасности для возникновения болезни фактически нет?!?!
Возьмём только два примера: 1. Гепатит В.Пути передачи - от заражённого человека через кровь, шприцы, слюну, сперму, мочу, а также при использовании заражённых предметов при медицинских и косметичческих процедурах. Колят вакцины - в первые 12 часов жизни, в возрасте 2, 3, 4 месяцев !!!!!2. Туберкулёз.Пути передачи - от человека, больного открытой формой туберкулёза при совместном проживании, от больной матери к ребёнку (встречается редко), при употреблении в пищу инфицированного молока или мяса больных животных (но ведь наша продукция вся проверяется). Колят вакцины - на 3-5-й день жизни !!!!!!
Национальный календарь прививок должен быть пересмотрен и значительно сокращён.
Родители (опекуны) должны быть в обязательном порядке осведомлены о каждой вакцине, которую государство предлагает сделать их ребёнку, о путях заражения заболеванием, от которого предлагается препарат. Также – о возможных побочных последствиях каждой вакцины. Равно как и общего количества этих медицинских вмешательств (например, аутоиммунные заболевания, аутизм и другие предположительные зависимости).
И обязанность эта должна быть закреплена законодательно и сурово контролироваться.
31.01.2025 15:56:03
Ольга Ч
Пользователь
НОВИЧОК
2
1.1
11
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел : 1
В проекте кодекса отсутствует определение медицинской карты пациента на бумажных носителях, неэтично использование конкретно этого термина и определения. К полному переходу на электронные виды документов люди не готовы. Необходимо иметь ввиду темпы развития современных технологий обработки цифровой информации и уровень кибер-преступности. Никто в данный момент не может гарантировать, что данные из информационной сети не попадут в руки злоумышленников, не станут достоянием общественности или не будут использованы мошенниками для реализации противоправных действий. Разглашение и попадание данных в общий доступ должны быть уголовно наказуемыми. Тем более, в пунктах 1.32 и 1.58 определяется медицинский документ – в первом случае без указания носителя, во втором – электронная его форма. Так или иначе, данное изменение должно обязательно происходить на добровольной основе с согласия пациента или лица, несущего за него ответственность. Что касается введения централизованной информационной системы здравоохранения, то необходимо предусмотреть согласие пациента на внесение данных о его здоровье (медицинских процедурах) в эту систему. Иначе это нарушение конституционных прав граждан. Медицинские электронные карты не должны выдаваться насильно, под угрозой в отказе от медицинской помощи. Только с информированного письменного согласия пациента. Аналогичные права изложить также в Главе 7 Кодекса о здравоохранении.
31.01.2025 15:56:24
Di
Пользователь
НОВИЧОК
1
1.1
18
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 1 Пункт : 1 Подпункт : 12 Элемент текста : «здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний»
Глава 1, статья 1, пункт 1.12. Звучит: «здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний». Необходимо изложить: «здоровье - состояние отсутствия заболеваний», так как интерпретация понятия «духовное и социальное благополучие» в разных культурах и конфессиях имеют свои особенности, и их определение не входит в компетенцию Министерства здравоохранения; а состояние человека, например, с отсутствующей конечностью, нельзя оценить как «полное физическое благополучие», но и больным его называть было бы неправильно.
31.01.2025 15:58:33
СветланаМВ
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
6
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 1 Параграф : 1 Пункт : 1 Подпункт : 12 Элемент текста : «здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний»
Если принимать такую формулировку, то нужны и уточнения. Или дополнительные законодательные акты.
Например, какая должность в поликлинике будет обследовать у человека его духовное благополучие? Опять же, нужно будет разработать клинические протоколы для лечения данного «заболевания», написать диеты, создать лекарства...
Что же касается нашего социального благополучия, то тут в добавок будут нужны шкалы для измерения. Минимальный уровень – ветхий домик без удобств в деревне? Максимальный – вилла на Канарах? А что будет считаться нормой? А самое интересное – шкала будет универсальной для всех или отдельной для разных слоёв населения?
Обозначенный пункт нужно изложить просто: «здоровье – состояние отсутствия заболеваний».
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Кодекса Республики Беларусь «О здравоохранении»
Пользователь
НОВИЧОКблагополучии населения»; Предлагаю внести постоянный медотвод от прививок людям, которые ежегодно проходят обследования, консультации узких специалистов, даже в РНПЦ в течении длительного времени (например я прохожу его уже 45 раз из моих 46 лет). Может хватит нас уже мучить (из серии отрезанная нога за год при ежегодном прохождении МРЭК вырастет).
31.01.2025 15:23:03
Пользователь
НОВИЧОКпринадлежности" следует полностью исключить из Кодекса, так как данные операции не имеют никакого отношения к охране здоровья, являясь морально и физически калечащими видами медицинского вмешательства в природу человека.
31.01.2025 15:24:45
Пользователь
НОВИЧОКо посмертном донорстве должна быть исключена из Кодекса, так как может привести к различным злоупотреблениям, вплоть до уголовных, в данной области медицины
31.01.2025 15:28:02
Пользователь
НОВИЧОКВо-первых: необходимо что бы о проекте
и возможности обсуждения узнало как можно больше людей, для этого сейчас есть масса возможностей;
во-вторых: уже давно пора отменить прикрытое под видом "искусственное прерывание беременности" или аборт - убийство живых детей в утробе матери, т.е. полностью исключить ст.120, в гл.15;
в-третьих: внести ясность в праве граждан на добровольное принятие решения о вакцинации, в том числе за своих несовершеннолетних детей, и не принуждать к принятию прививок.
31.01.2025 15:32:59
Пользователь
НОВИЧОКРаздел : 8 Глава : 26 Параграф : 273 Элемент текста : Меры по охране здоровья населения
Необходимо дополнить тут и/или разработать
дополнительный закон. Там всё верно написано, но профилактика заболеваний и привитие здорового образа жизни должны стать главным фронтом деятельности медицины как таковой. Стоит пересмотреть систему вознаграждения медицинского персонала. До тех пор, пока доход врача и аптек будет находится в прямой зависимости от количества и степени тяжести больных людей, здоровой нации нам не видать. Нужно, чтобы работник медицины был заинтересован всеми возможными путями достигать длительного, стабильного состояния здоровья – наилучшего, какое только возможно для данного фенотипа каждого своего пациента (и, кстати говоря, государственного налогоплательщика). Только тогда можно ожидать сдвиги к лучшему в состоянии здоровья популяции.
31.01.2025 15:34:43
Пользователь
НОВИЧОКПредлагаем рассмотреть следующие замечания
и дополнения
Статья 17. Комитет Республики Беларусь по биоэтике
Подпункт 2.2. Статьи изложить в следующей редакции: «2.2. рассмотрение и анализ актуальных проблем биоэтики, выявление различных позиций по проблемам использования современных биомедицинских технологий; выработка практических рекомендаций в отношении этической допустимости использования современных биомедицинских технологий; рассмотрение сложных в морально-правовом отношении ситуаций, возникающих в биомедицинской науке и практике, вынесение соответствующих консультативно-рекомендательных заключений;».
Подпункт 2.7. изложить в следующей редакции: «2.7. изучение этических аспектов любых техногенных факторов, прямо или косвенно оказывающих, или могущих в перспективе оказать воздействие, на существенные аспекты жизнедеятельности человека и само его существование, повышение уровня знаний населения в области биоэтики, нейроэтики и этики искусственного интеллекта в медицине;».
Дополнить текст статьи подпунктами 2.9 и 2.20 следующего содержания:
«2.9. проведение семинаров, конференций, круглых столов, консультаций и рабочих встреч, посвященных этическим аспектам разработки, внедрения и использования биомедицинских технологий; поддержка научных исследований, связанных с этической оценкой актуальных проблем биоэтики;
2.10 выступать с инициативами по целям и задачам Комитета; давать заключения и предложения по вопросам совершенствования законодательства в сфере деятельности Комитета;»
Статья 40. Использование в системе здравоохранения иных информационно-коммуникационных технологий
Предлагаем исключить абзац четвертый, так как использование биометрических технологий для идентификации пациентов и доступа к медицинским данным в системе здравоохранения нарушают конституционные права граждан на защиту от незаконного вмешательства в частную жизнь (ст. 28 Конституции Республики Беларусь), а кроме того введение указанной нормы будет способствовать необоснованной обработке персональных данных, поскольку при обращении за медицинской помощью в учреждения здравоохранения не возникает необходимости в использовании биометрических технологий для идентификации пациентов.
Статья 71. Клятва врача Республики Беларусь
Текст статьи после абзаца третьего дополнить абзацем следующего содержания: «проявлять высочайшее уважение к жизни человека; никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии, искусственному прерыванию беременности при отсутствии социальных и/или медицинских показаний и угрозы жизни».
Статья 79. Права пациентов
Добавить в статью норму, согласно которой правом пациента является отказ от внесения сведений о пациенте в централизованную информационную систему здравоохранения (далее – ЦИСЗ). Необходимость введение указанной нормы вызвана конституционными правами граждан на защиту от незаконного вмешательства в частную жизнь (ст. 28 Конституции Республики Беларусь). Так, на необходимость наличия законодательного закрепления неприкосновенности частной жизни указано в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 77/211 от 15.12.2022 г. «Право на неприкосновенность частной жизни в цифровую эпоху».
Статья 80. Обязанности пациентов
Абзацем пятым, шестым и десятым статьи 80 проекта Кодекса предусмотрено, что «пациент обязан выполнять рекомендации медицинских работников, необходимые для реализации избранной тактики лечения, сотрудничать с медицинскими работниками при оказании медицинской помощи;
при наличии медицинских показаний пройти медико-генетическую диагностику в государственных организациях здравоохранения в целях медицинской профилактики возможных наследственных заболеваний у потомства;
выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными актами законодательства».
Статьей 58 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами, либо к отказу от своих прав.
В связи с приведенной статьей 58 Конституции обязывающие нормы не могут устанавливаться рекомендациями медработников и носить обязательный характер, так как обязанности для граждан устанавливаются законом. Кроме того, право отказа от медицинской помощи и от медицинского вмешательство предусмотрено пунктом 1.10 статьи 79, статьей 83 проекта Кодекса.
Также обращаем внимание, что согласно статье 6 Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека, принятой путем аккламации в октябре 2005 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО любое медицинское вмешательство в профилактических, диагностических или терапевтических целях должно осуществляться только с предварительного, свободного и информированного согласия соответствующего лица на основе надлежащей информации. Согласие в соответствующих случаях должно быть явно выраженным и может быть отозвано соответствующим лицом в любое время и по любой причине без негативных последствий или ущерба.
В связи изложенным считаем, что абзацы пятый, шестой, а также десятый изложены некорректно. В абзаце десятом слова «актами законодательства» заменить словом «законами».
Статья 82. Согласие на оказание медицинской помощи
В части 2 и 5 статьи указать супругов как лиц, которые могут давать согласие на медицинское вмешательство.
Статья 103. Изменение и коррекция половой принадлежности
Предлагаем исключить возможность смены пола для совершеннолетних граждан в Республике Беларусь за исключением случаев врожденных аномалий.
В связи с этим, текст статьи изложить в следующей редакции:
«1. Запрещается осуществление медицинских вмешательств, включая применение лекарственных препаратов, направленных на смену пола, в том числе формирование у человека первичных и (или) вторичных половых признаков другого пола.
2. К смене пола не относятся медицинские вмешательства, связанные с лечением врожденных аномалий (пороков развития), генетических и эндокринных заболеваний, связанных с нарушением формирования половых органов у детей, в случае, если такие медицинские вмешательства допускаются по решению врачебной комиссии медицинской организации, подведомственной уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. По результатам таких медицинских вмешательств указанная врачебная комиссия выдает медицинское заключение о соответствии половых признаков признакам определенного пола, необходимое для внесения изменения в запись актов гражданского состояния. Перечень медицинских организаций, подведомственных уполномоченному республиканскому органу исполнительной власти, форма и порядок выдачи таких решений и медицинских заключений утверждаются Правительством Республики Беларусь.».
Статья 120. Искусственное прерывание беременности
Учитывая нормы статьи 181 Кодекса о браке и семье, которой государство гарантирует защиту прав ребенка как до, так и после рождения, а также принимая во внимание также то, что искусственное прерывание беременности не по медицинским показаниям не представляет собой медицинскую помощь и осуществляется не в целях лечения болезни, поскольку оказывает негативное воздействие на организм как минимум двух лиц (матери и ребенка – при одноплодной беременности, матери и двух (и более) детей – при многоплодной беременности), предлагаем внести изменения в статью 120, изложить её в следующей редакции:
«1. Каждой женщине и семье предоставляется право самостоятельно решать вопрос о рождении ребенка.
2. Государство гарантирует защиту прав ребенка как до, так и после рождения.
3. В организациях здравоохранения должны быть созданы условия и обеспечено проведение психологического консультирования, направленного на сохранение беременности и охрану женского здоровья, в отношении женщин, находящихся в состоянии репродуктивного выбора и их супругов, обратившихся за проведением искусственного прерывания беременности. Женщина, обратившаяся за проведением искусственного прерывания беременности, вправе определить иных членов семьи, в отношении которых может проводиться такое психологическое консультирование. Психологическое консультирование, направленное на сохранение беременности и охрану женского здоровья, проводится с соблюдением требований законодательства в сфере оказания психологической помощи.
4. По желанию женщины в организациях здравоохранения после консультации с врачом-специалистом при наличии добровольного информированного согласия женщины и отца ребенка – в случае зарегистрированного брака, а в отношении несовершеннолетней, также при наличии письменного согласия ее законного представителя, может быть проведено искусственное прерывание беременности (аборт) при сроке беременности не более 8 недель включительно после обязательного проведения ультразвукового исследования и демонстрации сердцебиения плода человека матери. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится исключительно медицинскими организациями государственной системы здравоохранения на платной основе. Искусственное прерывание беременности проводится не ранее 7 суток с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности четвертая-восьмая недели беременности, но не позднее окончания восьмой недели беременности.
5. При наличии медицинских показаний с согласия женщины «и отца ребенка» - в случае зарегистрированного брака, а в отношении несовершеннолетней также при наличии письменного согласия ее законного представителя, искусственное прерывание беременности проводится в сроке беременности до 22 недель в государственных организациях здравоохранения.
Перечень медицинских показаний, угрожающих жизни или причиняющих тяжкий вред здоровью матери в соответствии с медицинскими критериями в отношении тяжкого вреда здоровью, для искусственного прерывания беременности устанавливается Министерством здравоохранения.
6. Искусственное прерывание беременности у женщины, признанной в установленном порядке недееспособной, проводится в государственных организациях здравоохранения независимо от срока беременности при наличии медицинских показаний, при которых продолжение беременности и роды представляют угрозу для жизни женщины или могут причинить вред ее здоровью, с письменного согласия ее опекуна.
7. Искусственное прерывание беременности у женщины, не способной по состоянию здоровья к принятию осознанного решения, проводится при наличии медицинских показаний, при которых продолжение беременности и роды представляют угрозу для жизни женщины или могут причинить вред ее здоровью, с письменного согласия супруга, а в случае его отсутствия лиц, указанных в подпункте 1.11 пункта 1 статьи 1 настоящего Кодекса.
8. В исключительных случаях при наличии медицинских показаний, не указанных в перечне медицинских показаний для искусственного прерывания беременности, при которых продолжение беременности и роды представляют угрозу для жизни женщины или могут причинить вред ее здоровью, вопрос об искусственном прерывании беременности по медицинским показаниям решает врачебно-консультационная комиссия организации здравоохранения, с участием врача-специалиста по профилю заболевания, являющегося показанием для прерывания беременности.
9. При наличии социальных показаний для искусственного прерывания беременности и согласия женщины проведение искусственного прерывания беременности допускается при сроке беременности не более 12 недель в государственных организациях здравоохранения.
Социальными показаниями для искусственного прерывания беременности являются:
беременность, наступившая в результате изнасилования.
10. Врач-специалист, а также врач-интерн имеет право отказаться от проведения искусственного прерывания беременности, письменно уведомив об этом руководителя организации здравоохранения, если отказ непосредственно не угрожает жизни и (или) здоровью женщины. После получения письменного уведомления врача-специалиста руководитель организации здравоохранения должен организовать женщине проведение искусственного прерывания беременности другим врачом-специалистом».
Статья 255. Проведение профилактических прививок
Пунктом 5 статьи определено, что «порядок допуска непривитых детей в дошкольные учреждения определяется Министерством образования совместно с Министерством здравоохранения».
Следует отметить неопределенность указанной нормы. Любые права граждан, в том числе на образование, могут быть ограничены в соответствие со статьей 23 Конституции только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц. Таким образом, право на образование может быть ограничено только законом.
Одновременно отмечаем, что статьей 49 Конституции Республики Беларусь закреплено, что каждый имеет право на образование.
Также обращаем внимание разработчиков проекта Кодекса на то, что согласно пункту 3 статьи 18 Конвенции о правах ребенка государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми.
Дополнить пункт 1 статьи текстом следующего содержания: «профилактические прививки проводятся исключительно после информированного добровольного согласия пациента, совершеннолетних родителей несовершеннолетнего ребенка».
Статья 259. Обязанности граждан Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Обращаем внимаение на то, что абзацем 4 статьи устанавливается обязанность «выполнять указания, содержащиеся в предписаниях, рекомендациях, требованиях, временных санитарных мерах, иных документах, выдаваемых (применяемых) органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор;».
Ввиду статьи 58 Конституции Республики Беларусь, которой предусмотрено, что никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами, либо к отказу от своих прав, полагаем, что абзац изложен некорректно.
Кроме того, согласно статье 6 Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека, любое медицинское вмешательство в профилактических, диагностических или терапевтических целях должно осуществляться только с предварительного, свободного и информированного согласия соответствующего лица на основе надлежащей информации. Согласие в соответствующих случаях должно быть явно выраженным и может быть отозвано соответствующим лицом в любое время и по любой причине без негативных последствий или ущерба.
Это же замечание касается отдельных положений статьи 252.
Недопустимым также является включение в статье 262 следующей нормы:
«Организации и индивидуальные предприниматели в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения обязаны:
обеспечить вакцинацию контингентов работников против инфекций, определенных перечнем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, как лиц профессионального риска заражения отдельными инфекционными заболеваниями, управляемыми и предупреждаемыми средствами специфической профилактики.».
Полагаем, что введение нормы, закрепляющей обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей обеспечить вакцинацию контингентов работников против инфекций, является нарушением свобод, неприкосновенности и достоинства личности (ст. 25 Конституции Республики Беларусь).
ГЛАВА 16. Применение вспомогательных репродуктивных технологий
В отношении вспомогательных репродуктивных технологий предлагаем следующее:
1. Вспомогательные репродуктивные технологии (далее – ВРТ) в виде ЭКО могут применяться только в отношении супружеских пар, которым поставлен диагноз «бесплодие», а также при условии, что женщину должным образом информировали о рисках для ее здоровья и жизни при проведении всех этапов процедуры ЭКО. При этом не должно осуществляться заготовление, консервация и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов.
Даже в случае использования половых клеток супругов при процедуре ЭКО для супругов недопустимо прибегать к помощи суррогатной матери, поскольку потенциальные риски злоупотреблений суррогатным материнством выше потенциальной помощи супружеским парам, в которых жена не способна выносить ребенка.
Данная методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.
Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.
Кроме того, не исключены также значительные риски для здоровья вынашивающей женщины, поскольку беременность и роды требуют напряжения всего организма женщины. После родов организм должен пройти восстановительный период, невозможность естественного грудного вскармливания также наносит вред здоровью родившей женщины.
2. Ввиду того, что ВРТ могут использоваться организованными преступными группами в целях торговли людьми, незаконной торговлей половыми клетками, установить надведомственный правительственный контроль за применением ВРТ. Установить возможность применения ВРТ исключительно в государственных учреждениях здравоохранения.
3. Предлагаем установить Кодексом запрет на использование донорских половых клеток при применении ВРТ. Практика использования донорских половых клеток поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. Такой запрет будет соответствовать положениям статьи 8 и статьи 11 Конвенции ООН правах ребенка 1989 года, статьи 15 Закона Республики Беларусь о правах ребенка.
ГЛАВА 20. Трансплантация органов и тканей человека
В области трансплантологии считаем необходимым озвучить неоднократно прозвучавшее со стороны общества мнение о необходимости замены принципа согласия на принцип несогласия.
Трансплантация – это изъятие жизнеспособного органа от донора с перенесением его реципиенту. Самым распространенным видом донорства является изъятие органов и (или) тканей у мертвого человека. На сегодняшний день в мировом сообществе изъятие органов у умершего человека осуществляется в соответствии с презумпцией согласия или несогласия. Принцип презумпции согласия – это признание изначального согласия на изъятие органов и (или) тканей у человека после его биологической смерти. В этом случае изъятие органов и тканей у умершего человека допускается, если умерший (при жизни) или его родственники не выразили на это свое несогласие. Данный принцип существует в Российской Федерации, также характерен для таких стран Европы как: Испания, Португалия, Австрия. Принцип презумпции несогласия – это признание изначального несогласия на изъятие органов и тканей, то есть если человек согласен на эти действия, он должен в установленной форме выразить свое согласие. В США, например, документ согласия оформляется при жизни донора (вносится соответствующая запись в карточку жертвователя). Если же умершее лицо не сделало при жизни никаких распоряжений, согласие ближайших родственников для таких действий необходимо. Принцип презумпции несогласия действует в Польше, Китае, Германии, Италии, Франции. Согласно Конституции Республики Беларусь, человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (ч. 1 ст. 2); государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в законах (ч. 4 ст. 21); каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст. 24) и право на охрану здоровья (ч. 1 ст. 45); государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25).
Следует отметить, что в Республике Беларусь предусмотрена уголовная ответственность за принуждение к даче органов или тканей для трансплантации (ст. 163 УК). Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины (Конвенции Овьедо), принятая Советом Европы в 1997 г., закрепляет основные ориентиры в области биотехнологий, одним из которых является признание преобладания интересов и блага отдельного человека над интересами общества или науки. В Конвенции предусмотрено, что медицинское вмешательство может осуществляться лишь после того, как соответствующее лицо даст на это свое добровольное информированное согласие. Данное лицо заранее получает соответствующую информацию о цели и характере вмешательства, а также о его последствиях и рисках; может в любой момент беспрепятственно отозвать свое согласие (ст. 5). Любая часть тела человека, изъятая в ходе медицинского вмешательства, может храниться и использоваться в целях, отличных от тех, ради которых она была изъята, только при условии соблюдения надлежащих процедур информирования и получения согласия (ст. 22). В конвенции также закреплена норма о более широкой защите в связи с применением достижений биологии и медицины, чем защита, предусмотренная настоящей Конвенцией (ст. 27). Исходя из сути презумпции согласия на забор органов для трансплантации после смерти, можно сделать вывод, что устанавливается принцип информированного несогласия, в связи с которым при жизни человек должен выразить свое несогласие для изъятия органов и (или) тканей после смерти. Недостатком, связанным с презумпцией согласия, является сложность в получении отказа от забора органов и (или) тканей у человека, находящегося в предсмертном состоянии и не способного принимать осознанных решений. К числу недостатков следует также отнести тот факт, что с психологической точки зрения человеку «некомфортно» задумываться о вопросе своей смерти.
Весьма актуальным сегодня остается вопрос развития «черного» рынка донорства, возникающий в связи с коммерциализацией трансплантологии (дефицит донорских органов делает их дорогим товаром), который, безусловно, не может быть решен без надлежащей правовой регламентации. Таким образом, приходим к заключению, что допуская трансплантацию, необходимо признавать и определенные соматические права в этой сфере у доноров и реципиентов, выработать гарантии реализации данных прав. Принцип презумпции несогласия на забор органов и тканей считаем целесообразным рассматривать как наиболее соответствующий закрепленным в Конституции Республики Беларусь правам и свободам человека, нравственно-этическим нормам, основополагающим началам в области защиты прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины, регламентированных в Конвенции Овьедо 1997 года.
31.01.2025 15:55:18
Пользователь
НОВИЧОКРаздел : 7 Глава : 24 Параграф : 255 Элемент текста : Проведение профилактических прививок
Статья 255 напрямую не указывает обязательный
характер их выполнения.
Однако, де факто, это происходит именно так. За исключением тех случаев, когда родителям самостоятельно и своевременно посчастливилось узнать о целом спектре быстрых и отдалённых последствий данных процедур.
Избыточное их количество (15 препаратов только до года!!!), а также очевидная немотивированность применения многих из списка вакцин рождает вопросы. И ответы на них рисуются очень некрасивые…
Кто из членов Министерства здравоохранения РБ способен логически и здраво аргументированно объяснить целесообразность заражения младенцев ВСЕХ ПОДРЯД (!!!), пусть ослабленным, но всё же вирусом (или его компонентами) в первые часы, дни и месяцы жизни, если опасности для возникновения болезни фактически нет?!?!
Возьмём только два примера: 1. Гепатит В. Пути передачи - от заражённого человека через кровь, шприцы, слюну, сперму, мочу, а также при использовании заражённых предметов при медицинских и косметичческих процедурах. Колят вакцины - в первые 12 часов жизни, в возрасте 2, 3, 4 месяцев !!!!! 2. Туберкулёз. Пути передачи - от человека, больного открытой формой туберкулёза при совместном проживании, от больной матери к ребёнку (встречается редко), при употреблении в пищу инфицированного молока или мяса больных животных (но ведь наша продукция вся проверяется). Колят вакцины - на 3-5-й день жизни !!!!!!Национальный календарь прививок должен быть пересмотрен и значительно сокращён.
Родители (опекуны) должны быть в обязательном порядке осведомлены о каждой вакцине, которую государство предлагает сделать их ребёнку, о путях заражения заболеванием, от которого предлагается препарат. Также – о возможных побочных последствиях каждой вакцины. Равно как и общего количества этих медицинских вмешательств (например, аутоиммунные заболевания, аутизм и другие предположительные зависимости).
И обязанность эта должна быть закреплена законодательно и сурово контролироваться.
31.01.2025 15:56:03
Пользователь
НОВИЧОКРаздел : 1
В проекте кодекса отсутствует определение
медицинской карты пациента на бумажных носителях, неэтично использование конкретно этого термина и определения. К полному переходу на электронные виды документов люди не готовы. Необходимо иметь ввиду темпы развития современных технологий обработки цифровой информации и уровень кибер-преступности. Никто в данный момент не может гарантировать, что данные из информационной сети не попадут в руки злоумышленников, не станут достоянием общественности или не будут использованы мошенниками для реализации противоправных действий. Разглашение и попадание данных в общий доступ должны быть уголовно наказуемыми. Тем более, в пунктах 1.32 и 1.58 определяется медицинский документ – в первом случае без указания носителя, во втором – электронная его форма. Так или иначе, данное изменение должно обязательно происходить на добровольной основе с согласия пациента или лица, несущего за него ответственность. Что касается введения централизованной информационной системы здравоохранения, то необходимо предусмотреть согласие пациента на внесение данных о его здоровье (медицинских процедурах) в эту систему. Иначе это нарушение конституционных прав граждан. Медицинские электронные карты не должны выдаваться насильно, под угрозой в отказе от медицинской помощи. Только с информированного письменного согласия пациента. Аналогичные права изложить также в Главе 7 Кодекса о здравоохранении.
31.01.2025 15:56:24
Пользователь
НОВИЧОКГлава : 1 Пункт : 1 Подпункт : 12 Элемент текста : «здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия
человека, а не только отсутствие заболеваний»
Глава 1, статья 1, пункт 1.12. Звучит: «здоровье
- состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний». Необходимо изложить: «здоровье - состояние отсутствия заболеваний», так как интерпретация понятия «духовное и социальное благополучие» в разных культурах и конфессиях имеют свои особенности, и их определение не входит в компетенцию Министерства здравоохранения; а состояние человека, например, с отсутствующей конечностью, нельзя оценить как «полное физическое благополучие», но и больным его называть было бы неправильно.
31.01.2025 15:58:33
Пользователь
НОВИЧОКГлава : 1 Параграф : 1 Пункт : 1 Подпункт : 12 Элемент текста : «здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний»
Если принимать такую формулировку, то
нужны и уточнения. Или дополнительные законодательные акты.
Например, какая должность в поликлинике будет обследовать у человека его духовное благополучие? Опять же, нужно будет разработать клинические протоколы для лечения данного «заболевания», написать диеты, создать лекарства...
Что же касается нашего социального благополучия, то тут в добавок будут нужны шкалы для измерения. Минимальный уровень – ветхий домик без удобств в деревне? Максимальный – вилла на Канарах? А что будет считаться нормой? А самое интересное – шкала будет универсальной для всех или отдельной для разных слоёв населения?
Обозначенный пункт нужно изложить просто: «здоровье – состояние отсутствия заболеваний».
31.01.2025 15:59:57
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться