[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2019 г. № 360 и от 11 декабря 2019 г. № 847» (актуализация санитарно-эпидемиологических требований)
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 2 Пункт : 17 Элемент текста : Границы СЗЗ и санитарных разрывов обозначаются в
Не прописан механизм предоставления сведений и указания (обозначения) границ СЗЗ и санитарных разрывов в схемах землеустройства, земельно-кадастровой документации и документах, удостоверяющих права, ограничения (обременения) права на земельные участки. На практике отсутствие информации о СЗЗ в вышеназванных документах приводят к неумышленному нарушению режима использования СЗЗ. Более того, имеют место, к примеру, случаи предоставления земельных участков для выращивания сельскохозяйственных растений в границах СЗЗ смежных предприятий.
12.02.2025 20:26:49
Олег
Пользователь
НОВИЧОК
1
19.0
22
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 3 Элемент текста : Порядок установления расчетных размеров СЗЗ
Для базового размера СЗЗ должно обеспечиваться соблюдение достаточного уровня безопасности, что значит соблюдение ПДК и ПДУ (не более 1,0 ПДК или ПДУ). Для расчетного размера СЗЗ необходимо соблюдение ПДК/ПДУ и приемлемых уровней риска для жизни и здоровья населения. Исходя из оценки рисков жизни и здоровья населения на практике получается, что приемлемый риск обеспечивается только на уровне гораздо ниже ПДК - 0,7 ПДК, 0,5 ПДК, а иногда и 0,05 ПДК (для различных веществ). Получается, что на границе условного базового размера СЗЗ в 50 метров должно быть 1,0 ПДК по условному веществу. А на границе расчетного размера СЗЗ в 49,9 метров должно быть 0,05 ПДК по условному веществу. Имеем явное противоречие. Либо методология ПДК ошибочна, либо методология оценки рисков.
12.02.2025 20:29:44
Виктория З
Пользователь
НОВИЧОК
1
2.1
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : Приложение 2
Приложением 2 к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к установлению санитарно-защитных зон объектов не регламентируются разрывы от автомобильных стоянок и парковок до детских площадок и площадок для массового отдыха на прилегающей территории к жилым домам. Руководствуясь главой 2 пунктом 12 "В границах СЗЗ объекта, в том числе территории объекта, от которого устанавливается СЗЗ, санитарных разрывов, если иное не определено настоящими специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями" разрывы от автомобильных стоянок и парковок до детских площадок и площадок для массового отдыха, размещенных на прилегающей территории к жилым домам, не устанавливаются. Необходимо дополнить примечание к таблице для однозначного трактования формулировок документа.
12.02.2025 20:29:59
Олег
Пользователь
НОВИЧОК
1
19.0
22
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 3 Пункт : 21 Элемент текста : Разработку проектов СЗЗ осуществляют проектные организации
Считаю нецелесообразным определять, что разработку проектом СЗЗ осуществляют проектные организации. Во-первых, проект СЗЗ не является проектной документацией на строительство. Проект СЗЗ разрабатывается на основании документов Минздрава (инструкции и т.д.). Во-вторых, установившаяся практика показывает, что организации (юридические лица и индивидуальные предприниматели), оказывающие услуги по разработке документации в области охраны окружающей среды, много лет успешно разрабатывают проекты СЗЗ. Они имеют в своем распоряжении необходимое программное обеспечение для проведения расчета рассеивания и определения уровня шумового воздействия, обладают достаточным опытом и знаниями. Исключение данных организаций из "перечня разработчиков" проекта СЗЗ может носить дискриминационный характер. Считаю целесообразным определить, что разработку проектов СЗЗ могут проводить юридические лица и индивидуальные предприниматели без привязки к роду деятельности и наличия аттестата соответствия.
12.02.2025 20:39:30
Олег
Пользователь
НОВИЧОК
1
19.0
22
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : Приложение 1
Считаю целесообразным убрать слова "без литейных цехов" в пунктах 239 и 253, оставив только суммарную производительность литейного оборудования. На практике производственное подразделение равной производительности может называться и "литейный цех", и "литейный участок", и т.д.. При этом определение размера СЗЗ затрудняется.
12.02.2025 23:11:53
Олег
Пользователь
НОВИЧОК
1
19.0
22
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : Приложение 1
Считаю целесообразным изменить подход к определению размеров СЗЗ для котельных. Зона максимального загрязнения атмосферного воздуха выбросами от котельной имеет кольцевидную форму и в зависимости от высоты дымовой трубы располагается на расстоянии в 5-10 высот дымовой трубы. Установление размера СЗЗ по фактору загрязнения атмосферного воздуха не может при этом быть привязано к некой условной окружности с центром, приходящимся на устье трубы. Непосредственно возле трубы загрязнение атмосферного воздуха будет незначительным. Размер СЗЗ для котельной предлагаю устанавливать по фактору шумового воздействия при условии соблюдении нормативов качества атмосферного воздуха в потенциальной зоне максимального загрязнения (до 40 высот дымовой трубы). При этом потенциальная зона максимального загрязнения будет равна 5-20 высотам дымовых труб (для труб высотой 10-50 м) и 10-40 высотам дымовых труб (для труб высотой более 50 м). Предлагаю не устанавливать размер СЗЗ для крышных котельных, для котельных, расположенных на территории учреждений образований, санаторно-курортных учреждений, лечебных учреждений и т.п.
12.02.2025 23:28:51
Олег
Пользователь
НОВИЧОК
1
19.0
22
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 2 Элемент текста : Требования к СЗЗ и санитарным разделам
В документе не отражен вопрос определения размера СЗЗ для "смешанных" объектов. К примеру, в рамках одного предприятия может быть металлообработка с базовым размером СЗЗ 100 м, деревообработка с базовым размером СЗЗ 50 м и котельная, для которой размер СЗЗ должен быть установлен расчетным путем. Предлагаю устанавливать размер СЗЗ для "смешанных" объектов путем объединения отдельных "маленьких" СЗЗ, определенных для различных подразделений (цехов и т.д.).
12.02.2025 23:37:03
Олег
Пользователь
НОВИЧОК
1
19.0
22
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 2 Пункт : 13 Элемент текста : Топографическая основа для картографических материалов
В пункте13 главы 2 в пункте 11 приложения 3 указана необходимость выполнения картографического материала на топографической основе. Не ясен термин "топографическая основа". Если говорить о топографической съемке местности, то выполнение таковой для территорий с радиусом до 1000 метров очень трудозатратно и очень дорогостояще. Топографические материалы, имеющиеся в распоряжении землеустроительной службы и т.д. зачастую устаревшие и не информативные. Предлагаю указать возможность разработки картографического материала с использованием в качестве подосновы топографической съемки (при наличии), векторных и растровых карт (публичная кадастровая карта, геопортал ЗИС, сервис "Яндекс.Карты" и т.д.).
12.02.2025 23:48:50
Олег
Пользователь
НОВИЧОК
1
19.0
22
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : Сведения, включаемые в проект СЗЗ
В приложении 3 приведены перечень сведений, включаемых в проект СЗЗ. Вся информация - описательная. Более детальные требования, а также формы некоторой табличной информации приведены в Инструкции по применению «Гигиенические требования к составу проекта санитарно-защитной зоны» (утверждена 24.12.2010 заместителем Министра – Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь Арнаутовым О.В., регистрационный номер 120-1210) и Инструкции по применению «Метод санитарно-гигиенической оценки проектных решений по установлению (изменению) размеров санитарно-защитных зон объектов воздействия на здоровье человека и окружающую среду» (утверждена 24.12.2020 заместителем Министра здравоохранения – Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь Тарасенко А.А., регистрационный номер 002-1220). При этом у должностных лиц различных органов государственного санитарного надзора бывают свои "предпочтения" по оформлению проекта СЗЗ. Некоторые используют Инструкцию № 120-1210, другие - Инструкцию № 002-1220. Считаю целесообразным привести детальные требования к проекту СЗЗ, не позволяющие по-разному трактовать предъявляемые требования. Требования могут быть приведены как в постановлении Совмина, так и в отдельном нормативном документе, разработанном Минздравом.
12.02.2025 23:58:19
Dimador
Пользователь
НОВИЧОК
1
2.1
1
Пунктом 12 проекта санитарно-эпидемиологических требований предлагается: «В границах СЗЗ объекта, в том числе территории объекта, от которого устанавливается СЗЗ, санитарных разрывов, если иное не определено настоящими специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями, не допускается: 12.1. осуществлять деятельность по выращиванию в открытом грунте сельскохозяйственных культур, которые предназначены для питания населения, если в составе выбросов в атмосферный воздух объекта, в отношении которого установлена СЗЗ, присутствуют загрязняющие вещества, указанные в приложении 3 к техническому 7 регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).
Вместе с этим в пункте 16 предлагается: «Санитарные разрывы устанавливаются: 16.2. по обе стороны от оси республиканских автомобильных дорог: категории, I-а – 300 м; категории I-б, I-в, II – 200 м; категории III – 120 м…».
Учитывая то, что в выбросах от автомобильных дорог присутствуют различные загрязнители, в том числе в следовых количествах и кадмий и его соединения, предлагаемые изменения приведут к значительному сокращению площадей для выращивания сельскохозяйственных культур, которые предназначены для питания населения.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2019 г. № 360 и от 11 декабря 2019 г. № 847» (актуализация санитарно-эпидемиологических требований)
Пользователь
НОВИЧОКГлава : 2 Пункт : 17 Элемент текста : Границы СЗЗ и санитарных разрывов обозначаются в
Не прописан механизм предоставления сведений
и указания (обозначения) границ СЗЗ и санитарных разрывов в схемах землеустройства, земельно-кадастровой документации и документах, удостоверяющих права, ограничения (обременения) права на земельные участки. На практике отсутствие информации о СЗЗ в вышеназванных документах приводят к неумышленному нарушению режима использования СЗЗ. Более того, имеют место, к примеру, случаи предоставления земельных участков для выращивания сельскохозяйственных растений в границах СЗЗ смежных предприятий.
12.02.2025 20:26:49
Пользователь
НОВИЧОКГлава : 3 Элемент текста : Порядок установления расчетных размеров СЗЗ
Для базового размера СЗЗ должно обеспечиваться соблюдение
достаточного уровня безопасности, что значит соблюдение ПДК и ПДУ (не более 1,0 ПДК или ПДУ). Для расчетного размера СЗЗ необходимо соблюдение ПДК/ПДУ и приемлемых уровней риска для жизни и здоровья населения. Исходя из оценки рисков жизни и здоровья населения на практике получается, что приемлемый риск обеспечивается только на уровне гораздо ниже ПДК - 0,7 ПДК, 0,5 ПДК, а иногда и 0,05 ПДК (для различных веществ). Получается, что на границе условного базового размера СЗЗ в 50 метров должно быть 1,0 ПДК по условному веществу. А на границе расчетного размера СЗЗ в 49,9 метров должно быть 0,05 ПДК по условному веществу. Имеем явное противоречие. Либо методология ПДК ошибочна, либо методология оценки рисков.
12.02.2025 20:29:44
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : Приложение 2
Приложением 2 к специфическим санитарно-эпидемиологическим
требованиям к установлению санитарно-защитных зон объектов не регламентируются разрывы от автомобильных стоянок и парковок до детских площадок и площадок для массового отдыха на прилегающей территории к жилым домам. Руководствуясь главой 2 пунктом 12 "В границах СЗЗ объекта, в том числе территории объекта, от которого устанавливается СЗЗ, санитарных разрывов, если иное не определено настоящими специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями" разрывы от автомобильных стоянок и парковок до детских площадок и площадок для массового отдыха, размещенных на прилегающей территории к жилым домам, не устанавливаются. Необходимо дополнить примечание к таблице для однозначного трактования формулировок документа.
12.02.2025 20:29:59
Пользователь
НОВИЧОКГлава : 3 Пункт : 21 Элемент текста : Разработку проектов СЗЗ осуществляют проектные организации
Считаю нецелесообразным определять, что
разработку проектом СЗЗ осуществляют проектные организации. Во-первых, проект СЗЗ не является проектной документацией на строительство. Проект СЗЗ разрабатывается на основании документов Минздрава (инструкции и т.д.). Во-вторых, установившаяся практика показывает, что организации (юридические лица и индивидуальные предприниматели), оказывающие услуги по разработке документации в области охраны окружающей среды, много лет успешно разрабатывают проекты СЗЗ. Они имеют в своем распоряжении необходимое программное обеспечение для проведения расчета рассеивания и определения уровня шумового воздействия, обладают достаточным опытом и знаниями. Исключение данных организаций из "перечня разработчиков" проекта СЗЗ может носить дискриминационный характер. Считаю целесообразным определить, что разработку проектов СЗЗ могут проводить юридические лица и индивидуальные предприниматели без привязки к роду деятельности и наличия аттестата соответствия.
12.02.2025 20:39:30
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : Приложение 1
Считаю целесообразным убрать слова "без
литейных цехов" в пунктах 239 и 253, оставив только суммарную производительность литейного оборудования. На практике производственное подразделение равной производительности может называться и "литейный цех", и "литейный участок", и т.д.. При этом определение размера СЗЗ затрудняется.
12.02.2025 23:11:53
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : Приложение 1
Считаю целесообразным изменить подход
к определению размеров СЗЗ для котельных. Зона максимального загрязнения атмосферного воздуха выбросами от котельной имеет кольцевидную форму и в зависимости от высоты дымовой трубы располагается на расстоянии в 5-10 высот дымовой трубы. Установление размера СЗЗ по фактору загрязнения атмосферного воздуха не может при этом быть привязано к некой условной окружности с центром, приходящимся на устье трубы. Непосредственно возле трубы загрязнение атмосферного воздуха будет незначительным. Размер СЗЗ для котельной предлагаю устанавливать по фактору шумового воздействия при условии соблюдении нормативов качества атмосферного воздуха в потенциальной зоне максимального загрязнения (до 40 высот дымовой трубы). При этом потенциальная зона максимального загрязнения будет равна 5-20 высотам дымовых труб (для труб высотой 10-50 м) и 10-40 высотам дымовых труб (для труб высотой более 50 м). Предлагаю не устанавливать размер СЗЗ для крышных котельных, для котельных, расположенных на территории учреждений образований, санаторно-курортных учреждений, лечебных учреждений и т.п.
12.02.2025 23:28:51
Пользователь
НОВИЧОКГлава : 2 Элемент текста : Требования к СЗЗ и санитарным разделам
В документе не отражен вопрос определения
размера СЗЗ для "смешанных" объектов. К примеру, в рамках одного предприятия может быть металлообработка с базовым размером СЗЗ 100 м, деревообработка с базовым размером СЗЗ 50 м и котельная, для которой размер СЗЗ должен быть установлен расчетным путем. Предлагаю устанавливать размер СЗЗ для "смешанных" объектов путем объединения отдельных "маленьких" СЗЗ, определенных для различных подразделений (цехов и т.д.).
12.02.2025 23:37:03
Пользователь
НОВИЧОКГлава : 2 Пункт : 13 Элемент текста : Топографическая основа для картографических материалов
В пункте13 главы 2 в пункте 11 приложения
3 указана необходимость выполнения картографического материала на топографической основе. Не ясен термин "топографическая основа". Если говорить о топографической съемке местности, то выполнение таковой для территорий с радиусом до 1000 метров очень трудозатратно и очень дорогостояще. Топографические материалы, имеющиеся в распоряжении землеустроительной службы и т.д. зачастую устаревшие и не информативные. Предлагаю указать возможность разработки картографического материала с использованием в качестве подосновы топографической съемки (при наличии), векторных и растровых карт (публичная кадастровая карта, геопортал ЗИС, сервис "Яндекс.Карты" и т.д.).
12.02.2025 23:48:50
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : Сведения, включаемые в проект СЗЗ
В приложении 3 приведены перечень сведений,
включаемых в проект СЗЗ. Вся информация - описательная. Более детальные требования, а также формы некоторой табличной информации приведены в Инструкции по применению «Гигиенические требования к составу проекта санитарно-защитной зоны» (утверждена 24.12.2010 заместителем Министра – Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь Арнаутовым О.В., регистрационный номер 120-1210) и Инструкции по применению «Метод санитарно-гигиенической оценки проектных решений по установлению (изменению) размеров санитарно-защитных зон объектов воздействия на здоровье человека и окружающую среду» (утверждена 24.12.2020 заместителем Министра здравоохранения – Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь Тарасенко А.А., регистрационный номер 002-1220). При этом у должностных лиц различных органов государственного санитарного надзора бывают свои "предпочтения" по оформлению проекта СЗЗ. Некоторые используют Инструкцию № 120-1210, другие - Инструкцию № 002-1220. Считаю целесообразным привести детальные требования к проекту СЗЗ, не позволяющие по-разному трактовать предъявляемые требования. Требования могут быть приведены как в постановлении Совмина, так и в отдельном нормативном документе, разработанном Минздравом.
12.02.2025 23:58:19
Пользователь
НОВИЧОКПунктом 12 проекта санитарно-эпидемиологических
требований предлагается: «В границах СЗЗ объекта, в том числе территории объекта, от которого устанавливается СЗЗ, санитарных разрывов, если иное не определено настоящими специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями, не допускается: 12.1. осуществлять деятельность по выращиванию в открытом грунте сельскохозяйственных культур, которые предназначены для питания населения, если в составе выбросов в атмосферный воздух объекта, в отношении которого установлена СЗЗ, присутствуют загрязняющие вещества, указанные в приложении 3 к техническому 7 регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).
Вместе с этим в пункте 16 предлагается: «Санитарные разрывы устанавливаются: 16.2. по обе стороны от оси республиканских автомобильных дорог: категории, I-а – 300 м; категории I-б, I-в, II – 200 м; категории III – 120 м…».
Учитывая то, что в выбросах от автомобильных дорог присутствуют различные загрязнители, в том числе в следовых количествах и кадмий и его соединения, предлагаемые изменения приведут к значительному сокращению площадей для выращивания сельскохозяйственных культур, которые предназначены для питания населения.
13.02.2025 16:23:14
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться