• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Публичное обсуждение проектов НПА
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах
Поиск  Правила  Войти

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»

6
закрыть тему
Модератор
1
Проект правового акта:
Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» [PDF].

В частности, проектом Закона:
  • предусматривается реализация положений Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года по вопросам электронной торговли;
  • в отношении товаров электронной торговли устанавливаются порядок исполнения обязанности по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций, особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, применения мер по взысканию пеней, процентов в отношении таких товаров;
  • устанавливаются условия, при которых субъект хозяйствования может получить статус оператора электронной торговли, основания приостановления деятельности оператора и его исключения из соответствующего реестра;
  • сокращается количество документов, представляемых при осуществлении административных процедур в сфере таможенного дела;
  • устанавливаются дополнительные требования к: юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей; специалисту по таможенному декларированию; лицам, совершающим таможенные операции.
Прилагаемая информация:
Обоснование проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» [PDF].

Документ, в который вносятся изменения:
Закон Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

Организатор общественного обсуждения: Государственный таможенный комитет.

Сроки проведения обсуждения: с 29 мая по 8 июня 2025 г.

29.05.2025 09:00:00

Dmitriy2003

Пользователь

НОВИЧОК
7
2.8 5
По пункту 28 - Пункт 3 статьи 298 дополнить
частями следующего содержания «Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица:  сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин; Уставный фонд — это совокупность денежных и (или) материальных ресурсов, имущественных и (или) иных прав, имеющих стоимостное выражение, образуемых из произведенных или приобретенных вкладов (паевых взносов, акций, долей, паев) юридических и физических лиц в имущество коммерческой организации. Размер и виды вкладов (паевых взносов), вносимых в уставный фонд, определяются учредителем (учредителями, участниками, членами производственного кооператива) и указываются в учредительном документе. минимальный размер уставного фонда организаций, согласно п. 8 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 (с изменениями), устанавливается в сумме, эквивалентной: • 100 базовых величин для закрытых акционерных обществ; • 400 базовых величин для открытых акционерных обществ. Данным требованием (уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин) напрямую ущемляются права мелких/небольших частных организаций, которые будут не в силах исполнить вышеуказанное требование, что повлечет к их закрытию и ухода с рынка, что непосредственно влечет уменьшение поступлений в бюджет, увеличению безработицы. «финансовая устойчивость которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС» Финансовая устойчивость – это одна из частей общей устойчивости компании. Она характеризуется наличием средств для поддержания своей деятельности, сбалансированностью, доходов и расходов, возможностью обслуживать кредиты и вести бизнес. Не понятно какое отношение понятие «финансовой устойчивости» (установленное ранее для уполномоченных экономических операторов) ГТК решил отнести ко всем таможенным представителям. Непосредственно в работе таможенных представителей финансовая устойчивость анализируется банками, страховыми организациями.  «Если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее – национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности» Любое предприятие, как государственное, так и негосударственное вправе выбирать таможенного представителя с которым хотела бы работать. Данным требованием ограничивается конкуренция на рынке, что противоречит директиве № 4 Президента Республики Беларусь (необходимо отметить первых два раздела: 1. обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности. 2. создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.), нарушает ст. 13 Конституции и Закон РБ «О противодействии монополистической деятельности»

29.05.2025 11:39:18

Dmitriy2003

Пользователь

НОВИЧОК
7
2.8 5
34. Пункт 2 статьи 308 дополнить частью следующего
содержания: «Специалисту по таможенному декларированию, работающему у таможенного представителя, запрещается выполнять в других организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенных операций.». Согласно ч. 1 ст. 343 Трудового кодекса Республики Беларусь совместительство - выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора. Таким образом, работа по совместительству осуществляется по трудовому договору также, как и работа по основному месту работы, в связи с чем, установленное в п. 2 ст. 308 Закона ограничение не допускает работу специалиста по таможенному декларированию, в том числе, на условиях совместительства у другого таможенного представителя, в связи с чем, дополнительное указание на данное ограничение является избыточным и понижает качество нормативно-правового акта.  Нарушение положений Статьи 41 Конституции Республики Беларусь 1994 года. (Статья 41. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. 36. В статье 310: пункт 1 дополнить подпунктом 1.11 следующего содержания: «1.11. наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл», созданной и аттестованной в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.»; Не совсем понятно требование об установлении систем защиты. Обмен электронными документами и сведениями, между таможенными представителями с таможенными органами, происходит непосредственно с помощью программного продукта, разработанного и  представленного на рынке, БТС и ОАИС. Вышеуказанное требование больше относиться к вышеперечисленным организациям.

29.05.2025 11:39:39

РАД

Пользователь

НОВИЧОК
7
3.8 4

В новой редакции проекта в части дополнительных
требований к юридическим лицам, претендующим или находящимся в реестре таможенных представителей осталась прежняя линия на выдавливание малых и средних предприятий с рынка таможенных услуг. Прямые запреты как то 51% у государства заменили финансовыми инструментами такими, как увеличение уставного фонда, государственные компании могут оформляться только у государственных таможенных представителей, наличие системы защиты информации, подтверждение финансовой устойчивости по принципу УЭО.

      В обоснование приведены следующие причины: 1) «противодействие санкционному давлению» 2) «требования обеспечат надежность и финансовую устойчивость данных юридических лиц» 3) «защита информации, предоставляемая лицами, совершающими таможенные операции ».

По порядку.

Проект Закона п.28 формирование уставного фонда не менее 10000 базовых величин.

Исключить, т.к. данная норма противоречит Гражданскому Кодексу РБ

Обоснование:

Статья 47-1. Уставный фонд коммерческой организации 1. При создании коммерческой организации формируется уставный фонд этой организации в порядке, установленном законодательством. Коммерческая организация самостоятельно определяет размер уставного фонда, за исключением коммерческих организаций, для которых законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов (это по форме организации ОАО и ЗАО).

Противоречит Закону Республики Беларусь от 09 декабря 1992 г. № 2020-XІІ Статья 28. Уставный фонд хозяйственного общества

При создании хозяйственного общества формируется его уставный фонд в порядке, установленном настоящим Законом и иным законодательством.

Уставный фонд хозяйственного общества определяет минимальный размер имущества этого общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Ст.91 Уставный фонд общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Общество с ограниченной ответственностью самостоятельно определяет размер своего уставного фонда.

29.05.2025 15:36:39

РАД

Пользователь

НОВИЧОК
7
3.8 4

Проект Закона п.28. Финансовая устойчивость
должна соответствовать значению, определенному согласно п.7 ст.433 Таможенного Кодекса ЕАЭС.

Исключить.

Обоснование:

Таможенный представитель, претендуя на включение в реестр, уже обязан был подтвердить свою финансовую устойчивость. Таможенный Кодекс определяет ст.402 п.п 2) «обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, в размере, определяемом Комиссией»

РЕШЕНИЕ СОВЕТА ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ 15 сентября 2017 г. № 64 п 1.  «Установить, что обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, предоставление которого является условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных представителей, предоставляется в размере, эквивалентном не менее 500 тыс. евро.»

При выдачи банковской гарантии банк применяет критерии финансовой устойчивости, согласно требованиям установленным Национальным Банком Республики Беларусь, а именно оценивает финансовое состояние предприятия анализируя бухгалтерскую отчетность, рентабельность, задолженность, проверяет кредитную историю предприятия, оценивает платежную дисциплину. Каждое предприятие получая банковскую гарантию в обязательном порядке подтверждает свою способность погасить свою задолженность при не выполнении своих обязательств предоставлением в банк гарантийного депозита путем внесение денежных средств на р/с банка, оформление залога недвижимого имущества, транспорта. Предприятие обязано обосновать необходимость получения банковской гарантии и подтвердить полномочия представителя, руководителя организации. Ежеквартально предприятие по требованию банка предоставляет бухгалтерский баланс предприятия и отчетность о прибыли и убытках. Причем такая система требований во всех банках, в которых обслуживается организация.

Кроме этого таможенный представитель обязан в соответствии со ст.402 п.п1) иметь в наличии договор страхования гражданской ответственности таможенного представителя на сумму 10000 базовых величин в соответствии с Законом о таможенном регулировании ст 310 п.п. 1.2

____________________________________________________________­___-

29.05.2025 15:38:43

РАД

Пользователь

НОВИЧОК
7
3.8 4

          П.40 проекта  ст.313 «Обязанности
таможенного представителя»

П.п.1.14 о необходимости наличия системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами  и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем « 3-ин, 3-спец, 3- юл» созданной и аттестованной в порядке , установленном ОАЦ при Президенте РБ.

Исключить.

Обоснование:

В Законе о таможенном регулировании, уже достаточно четко и грамотно прописаны в ст.310 «Особенности включения в реестр таможенных представителей» условия.

1.9. наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы внутреннего контроля, предусматривающей:

внутреннюю оценку рисков при работе с лицами, от имени и по поручению которых совершаются таможенные операции;

требования к работникам, в должностные обязанности которых входят совершение и (или) организация таможенных операций, а также к работникам, ответственным за применение автоматизированной информационной системы, содержащей средства защиты информации;

порядок работы с информацией, распространение и (или) предоставление которой ограничено;

порядок контроля правильности указания сведений в таможенных декларациях до и после выпуска товаров, а также анализа причин ошибок, допущенных при декларировании товаров.

Юридическое лицо самостоятельно определяет систему внутреннего контроля, в том числе внутреннюю оценку рисков.

Объединения лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, по согласованию с таможенными органами вправе утверждать рекомендации по применению их членами систем внутреннего контроля;

1.10. юридическое лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей активировало личный электронный кабинет, созданный на базе единого портала электронных услуг, и (или) является владельцем (пользователем) информационной системы (ресурса), интегрированной с общегосударственной автоматизированной информационной системой для обеспечения информационного обмена электронными документами и сведениями с таможенными органами, и (или) абонентом системы межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь.

Законодатель в ТК ЕАЭС в ст.405 п.п.3) прописал обязанности таможенного представителя, а именно: «не разглашать, не использовать им и (или) его работниками в собственных целях и не передавать иным лицам полученную от представляемых им лиц информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных законодательством государств-членов;

      Предоставленное инициатором обоснование  для внесения изменений в Закон РБ «О таможенном регулировании» содержат излишние требования, которые дублируют, уже существующие в законодательстве ЕАЭС и законодательстве Республики Беларусь.

Кроме этого предлагаемые нормы создают сложности для работы среднего и малого бизнеса. Таможенная сфера- это сфера услуг. Именно в сфере услуг эффективно работают малые и средние предприятия. Данные требования, кроме противоречий и нарушения норм существующего законодательства практически исключают возможность работы на рынке малых и средних предприятий, которые на таможенном рынке составляют более 80 %. Это вступает в конфликт с требованием Президента Республики Беларусь, который стремится создать комфортные условия для развития частных компаний и призывает уважать и соблюдать Закон всех граждан Республики Беларусь, государственные органы и предприятия.

Запреты не должны заменять разумное управление

29.05.2025 15:41:34

SM

Пользователь

НОВИЧОК
1
1.8 2

28. Пункт 3 статьи 298 дополнить частями
следующего содержания

«Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица: сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин» Данным требованием (уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин) напрямую ущемляются права мелких/небольших частных организаций, которые будут не в силах исполнить вышеуказанное требование, что повлечет их закрытие и уход с рынка, что непосредственно влечет уменьшение поступлений в бюджет, увеличению безработицы, нарастанию социальной напряженности так как лишает средств к существованию не только сотрудника закрывшегося предприятия, но и членов его семьи.

«финансовая устойчивость которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС» Не понятно какое отношение понятие «финансовой устойчивости» (установленное ранее для уполномоченных экономических операторов) ГТК решил отнести только к таможенным представителям, а не ко всем субъектам хозяйствования осуществляющим свою деятельность в сфере таможенного дела.

«Если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административнотерриториальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее – национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности.» Данным требованием напрямую ограничиваются права государственных субъектов хозяйствования в выборе таможенного представителя, ограничивается конкуренция на рынке, что противоречит директиве № 4 Президента Республики Беларусь (необходимо отметить первых два раздела: 1. обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности. 2. создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.), нарушает ст. 13 Конституции и Закон РБ «О противодействии монополистической деятельности»

«Не подлежат включению в реестр таможенных представителей и реестр операторов электронной торговли юридические лица, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются лица из иностранных государств, совершающих недружественные действия.» Положения о специальных ограничительных мерах содержатся в Законе Республики Беларусь от 12.07,2023г. №280-З «О применении специальных ограничительных мер»,  связи с чем, дополнительное указание на данное ограничение является избыточным.

Предлагаю исключить из проекта пункт 28 вносящий изменения и дополнения в пункт 3 статьи 298 и  руководствоваться нормами изложенными в главе 55 действующего Закона Республики Беларусь от 19.06.2021г. № 121-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»

29.05.2025 17:24:36

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться

© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте