• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Публичное обсуждение проектов НПА
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах
Поиск  Правила  Войти

[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О лицензировании вывоза отдельных видов товаров»

6
закрыть тему
Модератор
0
Проект правового акта: Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О лицензировании вывоза отдельных видов товаров» [PDF].

Проект предусматривает введение в одностороннем порядке в торговле с третьими странами временной меры нетарифного регулирования, ограничивающей вывоз из Республики Беларусь регенерируемых бумаги или картона (макулатуры и отходов) сроком на 6 месяцев.

Прилагаемая информация: Обоснование необходимости принятия проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О лицензировании вывоза отдельных видов товаров» [PDF].

Организатор общественного обсуждения: концерн «Беллесбумпром».  

Сроки проведения обсуждения: с 16 по 26 июня 2025 г.

Информация об итогах обсуждения.

Сводная таблица замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта.

16.06.2025 09:00:00

Игорь1 Борисёнок

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
263.0 469
Сроки рассмотрения заявок на получение
лицензии. --- Проблема: В действующей редакции проекта постановления отсутствует чёткое указание на максимальный срок рассмотрения документов на выдачу лицензии. Это может создать административные барьеры для участников внешнеэкономической деятельности. Предложение: Установить предельный срок рассмотрения заявки на получение лицензии на вывоз товаров — не более 10 рабочих дней с даты подачи полного пакета документов. Ожидаемый эффект: Повышение предсказуемости и прозрачности процесса лицензирования, сокращение временных издержек предприятий и стимулирование экспортной активности.

23.06.2025 11:04:58

Игорь1 Борисёнок

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
263.0 469
Предложение по внедрению электронной формы
подачи заявлений на получение лицензии. --- Проблема: Процесс подачи заявлений на получение лицензии в бумажной форме увеличивает административную нагрузку и сроки рассмотрения, особенно для региональных предприятий. Предложение: Внедрить возможность подачи заявлений и сопроводительных документов в электронной форме через Единый портал электронных услуг, с электронной подписью. Ожидаемый эффект: Повышение оперативности взаимодействия с государственными органами, сокращение затрат на документооборот, улучшение доступности процедуры лицензирования для субъектов МСП.

23.06.2025 11:07:19

Игорь1 Борисёнок

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
263.0 469
Предложение по введению исключений из
обязательного лицензирования для определённых категорий товаров: --- Проблема: Обязательное лицензирование всех видов продукции, включая переработанные материалы или товары с высокой добавленной стоимостью, создаёт дополнительные административные барьеры для устойчивых предприятий и сдерживает экспорт. Предложение: Предусмотреть возможность освобождения от обязательного лицензирования для продукции, произведённой из вторичных ресурсов, а также товаров, прошедших глубокую переработку, при соблюдении критериев экологической и экономической эффективности. Ожидаемый эффект: Стимулирование инвестиций в переработку и высокотехнологичное производство, рост конкурентоспособности отечественных товаров на внешнем рынке, снижение нагрузки на органы лицензирования.

23.06.2025 11:09:15

Игорь1 Борисёнок

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
263.0 469
Концерн «Беллесбумпром» выступает за лицензирование
вывоза древесины и целлюлозы с целью повышения контроля и качества экспорта. В связи с этим предлагаем: 1. Упростить процедуру лицензирования для вывоза древесной массы и целлюлозы, учитывая опыт концерна и долгосрочные контракты с зарубежными партнерами. 2. Включить в перечень лицензируемых товаров древесину ценных пород и продукцию высокого передела, исключив менее регулируемые виды для облегчения экспортной деятельности. 3. Предусмотреть возможность оперативного пересмотра перечня в соответствии с динамикой мирового рынка лесопродукции. Просим учесть данные предложения при доработке проекта постановления.

23.06.2025 11:19:31

Эколог_Максим

Пользователь

НОВИЧОК
0
1.8 1

В цепочке выпуска продукции заводами
концерна «Беллесбумпром», заготовительные организации играют центральную роль, обеспечивая заводы сырьем.

Наиболее востребованное предприятиями концерна «Беллесбумпром» сырье (макулатура марки МС-5Б) поставляется частными заготовительными организациями, которые получают качественное сырье из компактных источников (предприятий).

Основные объемы макулатуры от предприятий (в особенности от объектов торговли, на долю которых приходятся основные объемы поставок макулатуры марки МС-5Б) приобретаются заготовительными организациями по предоплате на основании проводимых конкурсов с фиксированными ценами. При досрочном расторжении договора или изменении условий договора в части закупочных цен на поставку макулатуры предусмотрена выплата отступных.

Для финансовой устойчивости заготовительные организации планируют свою деятельность, в том числе направление поставок макулатуры, исходя из затрат на ее приобретение, сортировку, прессование, транспортировку, а также цен и условий, предлагаемых конечным потребителем.

Так, закупочные цены отечественных заводов на макулатуру марки МС-5Б действительно варьировались от 300-400 руб./тн. в январе 2025 года до 500-600 руб./тн на конец марта – апрель. В настоящее время (середина июня) цена вновь упала до 300-400 руб./тн. При этом отсрочка платежей за поставленную макулатуру составляет 30-60 дней.

В тоже время, цены заводов в РФ, как правило, выше цен отечественных заводов на 20%, а отсрочка платежей всего 5 дней.

Также стоит отметить, что часть макулатуры марки МС-5Б заготовительные организации получают при заготовке у физических лиц. За данный вид деятельности Указом Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами предусмотрена возможность получения компенсации расходов по сбору отходов, полученных в результате заготовки у физлиц.

Размер компенсации (180 руб./тн.) позволяет заготовительным организация не только передавать заготовленную у физических лиц макулатуру отечественным заводам, не рискуя собственной финансовой устойчивостью, но и держать закупочную цену на макулатуру привлекательной для сдачи ее физическими лицами.

В отношении макулатуры, поступающей от предприятий, такой компенсации не предусмотрено, соответственно заготовительные предприятия должны планировать свою деятельность в данном направлении с учетом необходимости собственной финансовой устойчивости.

Отдельно стоит отметить, что обоснованием к постановлению совсем не затронут вопрос причин экспорта других марок макулатуры. При этом, основные объемы экспорта макулатуры приходятся на марки МС-2.2А, МС-6Б/1 (белый картон), МС-7Б, МС-8Б. Данный факт связан с невостребованностью данной макулатуры отечественными заводами, на что указывают отказы, в том числе письменные, в приемке данного сырья либо готовности принять его по ценам, которые существенно ниже предлагаемых субъектами РФ (100-150 рублей против 300-400 (в эквиваленте) рублей за тонну).

В связи с эти данная макулатура экспортируется для обеспечения финансовой устойчивости заготовительных организаций, которые должны покрыть затраты на ее приобретение, сортировку, прессование, транспортировку.

Таким образом, фиксированные цены на макулатуру у источников их образования, включая предоплату за нее, низкие закупочные цены макулатуроперерабатывающих организаций и отсрочки платежей, отсутствие компенсации за макулатуру от предприятий, невостребованность многих марок макулатуру на местном рынке, а также предлагаемый запрет на вывоз макулатуры за пределы республики приведет к существенному ухудшению финансово-хозяйственной деятельности заготовительных организаций.

В результате в целях недопущения убыточности заготовительные организации будут вынуждены принимать меры по снижению затрат, что приведет к снижению качества поставляемого сырья (сокращение затрат на сортировку и подготовку макулатуры), падению объемов сбора (сокращение расходов на вывоз небольших партий сырья, из более удаленных мест, а также сокращение количества установленного прессовального оборудования на предприятиях для подготовки сырья к транспортировке на базы заготовительных организаций).

Ухудшение качества макулатурного сырья приведет к росту затрат макулатуроперерабатывающих предприятий, а вероятное сокращение объемов заготовки не позволит заготовительным организациям обеспечить потребности отечественных заводов.

На основании изложенного, считаем целесообразным:

1.      В постановлении Совета Министров Республики Беларусь «О лицензировании вывоза отдельных видов товаров» не ограничивать экспорт макулатуры других марок МС-2.2А, МС-6Б/1 (белый картон), МС-7Б, МС-8Б по кодам ТНВЭД ЕАЭС 4707200000, 4707301000.

2.      Рассмотреть возможность установления компенсации по сбору макулатуры от предприятий для обеспечения финансовой устойчивости заготовительных организаций при поставках такой макулатуры на отечественные заводы, которые закупают макулатуры по меньшей стоимости нежели заводы в РФ.

3.      Учитывая данные по сбору и экспорту объемов востребованной макулатуры, приведенные в обосновании к постановлению, достаточные для удовлетворения потребностей отечественных заводов, предусмотреть запрет на импорт макулатуры заводами с целью работы только с местными заготовительными организациями и избежания сговора заводов по необоснованному снижению цены по закупке макулатуры у местных заготовительных организаций.

25.06.2025 12:58:26

Vtorma

Пользователь

НОВИЧОК
0
1.8 1

При общей потребности перерабатывающих
предприятий концерна «Беллесбумпром» (в расчете на 4 месяца 2025 года) в объеме 108,7 тыс. тонн макулатуры, годовая потребность составит 326,1 тыс. тонн. По данным, размещенным на сайте ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов», объемы сбора отходов бумаги и картона в 2024 году составили 419,93 тыс. тонн, в 2023 году – 418,29 тыс. тонн, в 2022 году – 403,87 тыс. тонн. При сохранении таких объемов сбора, более 90 тыс. тонн отходов бумаги и картона останутся невостребованными предприятиями концерна «Беллесбумпром» и могут быть поставлены на экспорт.

Доля макулатуры, вывезенной на экспорт в 2024 году, составляет менее 7% от общего объема сбора.

На протяжении более 10 лет рост объемов вывоза макулатуры за пределы республики связан со снижением закупочных цен макулатуроперерабатывающими предприятиями республики, невостребованностью ими некоторых видов макулатуры и низкой платежной дисциплиной.

Закупочные цены макулатуроперерабатывающих предприятий на сырье снизились с 460-480 рублей за тонну без НДС в марте до 280-320 рублей за тонну без НДС в июне.

Оплата макулатуроперерабатывающих предприятий республики за поставленную макулатуру по договорам составляет 15-30 календарных дней. Однако сроки оплат не выдерживаются. В связи с наличием задолженности за поставленную макулатуру, необходимостью своевременной выплаты заработной платы и налогов, внесения предоплаты за отходы бумаги и картона, увеличением стоимости закупаемых запасных частей, сырья и комплектующих, происходит дефицит оборотных средств у заготовительных организаций. Из-за отсутствия денежных средств на счетах заготовительных организаций, задолженность по взносам в ФСЗН приходилось взыскивать через  *  задолженность макулатуроперерабатывающих организаций.

Следует отметить, что наиболее востребованное предприятиями концерна «Беллесбумпром» сырье поставляется частными заготовительными организациями. Большинство крупных заготовительных организаций сырье получают от объектов торговли, а также других компактных источников, а затем его сортируют в соответствии с требованиями ГОСТ 10700-97. Основные объемы отходов бумаги и картона из объектов торговли приобретаются заготовительными организациями по предоплате на основании проводимых конкурсов с фиксированными ценами на период от полугода до года. При досрочном расторжении договорных отношений на поставку отходов бумаги и картона от компактных источников предусмотрены штрафные санкции (выплата отступных). Кроме этого, заготовительные организации приобретают и на безвозмездной основе устанавливают прессовое оборудование в торговых объектах и других организациях.

Таким образом, предоплата за сырье, фиксированные цены на отходы бумаги и картона у источников их образования, отсрочка платежа за поставленную макулатуру, снижение закупочных цен макулатуроперерабатывающими предприятиями, ограничение на вывоз макулатуры за пределы республики приведет к существенному ухудшению финансово-хозяйственной деятельности заготовительных организаций.

В целях недопущения убыточности заготовительные организации будут вынуждены принимать меры по снижению затрат (сокращать затраты на сортировку, подготовку, не вывозить мелкие партии отходов бумаги и картона из удаленных мест и др.).

Такие меры могут привести к ухудшению качества поставляемой макулатуры и падению объемов сбора, что приведет к росту затрат макулатуроперерабатывающих предприятий и недостатку сырья.

Следует отметить, что с 2024 г. за отходы производства бумаги и картона ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» не выплачивается компенсация.

На основании изложенного, предлагается не вводить лицензирование экспорта макулатуры либо предусмотреть:

1. лицензирование экспорта отходов бумаги и картона, классифицируемых кодом ТН ВЭД ЕАЭС 4707 (кроме 4707 20 000 0, 4707 30 1000)

Справочно:

Указанные виды макулатурного сырья не востребованы предприятиями республики.

2. внести изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.02.2025 №74, предусмотрев с 1 июля 2025 г. выплату компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору отходов бумаги и картона, полученных от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, являющихся производителями этих отходов, либо собранных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, являющимися производителями этих отходов, при условии использования этих отходов – в размере 70 рублей за тонну;

3. запрет на импорт отходов бумаги и картона, классифицируемых кодом ТН ВЭД ЕАЭС 4707.

25.06.2025 13:56:07

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться

© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте