Закон Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 195-З «Об изменении кодексов», в том числе направленные на уточнение действующего алгоритма легализации самовольно занятых земельных участков с учетом одобренных Главой государства подходов и упрощение порядка такой легализации в зависимости от степени тяжести, допущенных землепользователями нарушений;
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 2 Часть : 7 Абзац : 9 Элемент текста : в местный бюджет внесена плата за право легализации в размере кадастровой стоимости земельного участка либо его части в белорусских рублях, действующей на дату подачи заявления о принятии соответствующего решения. От внесения платы за право легализации освобождаются государственные органы, бюджетные и религиозные организации
В предложенные изменения и дополнения пункта 2 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 195-З «Об изменении кодексов»:
В части седьмой предложенных изменений дополнений
абзац девятый изложить в следующей редакции:
«в местный бюджет внесена плата за право легализации в размере кадастровой стоимости земельного участка либо его части в белорусских рублях, действующей на дату подачи заявления о принятии соответствующего решения. От внесения платы за право легализации освобождаются государственные органы, бюджетные, религиозные организации, организации застройщиков, садоводческие товарищества, гаражные кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных стоянок»;
абзац восьмой дополненной части девятой изложить в следующей редакции:
«в местный бюджет внесена плата за право легализации в размере кадастровой стоимости земельного участка либо его части в белорусских рублях, действующей на дату подачи заявления о принятии соответствующего решения. От внесения платы за право легализации освобождаются государственные органы, бюджетные, религиозные организации, организации застройщиков, садоводческие товарищества, гаражные кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных стоянок»
В обосновании предложенных изменений в части освобождения от платы за право легализации земельных участков предлагается дополнить кроме государственных органов, бюджетных и религиозных организаций, такие субъекты правовых отношений как организации застройщиков, садоводческие товарищества, гаражные кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных стоянок. По своей сути данные организации не являются коммерческими, из своей деятельности не извлекают прибыли, а их организация осуществляется только а счёт взносов членов этих субъектов.
18.06.2025 12:13:25
Денис Чугай
Пользователь
НОВИЧОК
1
2.0
3
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел : 4 Пункт : 2 Часть : 4 Абзац : 12 Элемент текста : в местный бюджет внесена плата за право легализации в размере кадастровой стоимости земельного участка либо его части в белорусских рублях, действующей на дату подачи заявления о принятии соответствующего решения. От внесения платы за право легализации освобождаются государственные органы, бюджетные и религиозные организации
Корректнее написать так:
Абзац 12 части 4 и абзац 8 части 6 пункта 2 статьи 4 Предложенного закона изложить в следующей редакции:
«в местный бюджет внесена плата за право легализации в размере кадастровой стоимости земельного участка либо его части в белорусских рублях, действующей на дату подачи заявления о принятии соответствующего решения. От внесения платы за право легализации освобождаются государственные органы, бюджетные, религиозные организации, организации застройщиков, садоводческие товарищества, дачные, гаражные кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных стоянок»;
В обосновании предложенных изменений в части освобождения от платы за право легализации земельных участков предлагается дополнить кроме государственных органов, бюджетных и религиозных организаций, такие субъекты правовых отношений как организации застройщиков, садоводческие товарищества, гаражные кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных стоянок. По своей сути данные организации не являются коммерческими, из своей деятельности не извлекают прибыли, а их организация осуществляется только а счёт взносов членов этих субъектов.
18.06.2025 13:02:37
Сергей Гарчичко
Юрист
НОВИЧОК
1
2.0
18
Определение понятия «изыскательские работы» необходимо исключить из КоЗ, т.к. оно приведено в ст. 1 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
В п. 30 проекта закона не указано, какое действие нужно произвести со словами «если право на земельный участок в установленном порядке не было оформлено» - дополнить ими КоЗ, исключить их…
В предлагаемой редакции п. 5 ст. 46 КоЗ (п. 34 проекта закона) вместо слов «за границами» лучше написать «вне границ», т.к. понимание того, что находится "за", зависит от точки зрения наблюдателя. Если он находится не в населенном пункте, то "за границей" - это значит в населенном пункте.
Предлагаемое дополнение в ст. 53 КоЗ (п. 39 проекта закона) порождает вопрос о том, на близлежащей к чему территории предоставляются участки для строительства временных гаражей. Если к месту жительства граждан, то так и должно быть указано.
Предлагаемые изменения в ст.ст. 67 и 68 КоЗ (п. 49 проекта закона) вместо четкого правового предписания о том, что наследники «обязаны обратиться» в соответствующую организацию по государственной регистрации, содержат неопределенную норму о том, что наследники обязаны «оформить документы, удостоверяющие переход права». При этом из 18-месячного срока будет исключено время, в течение которого регистрирующий орган проводит соответствующие процедуры, что ухудшает положение граждан. Кроме того, возникает внутренняя несогласованность норм, т.к. в ст. 79 КоЗ (п. 54 проекта закона) предлагается внести изменение, в тексте которого сохранена формулировка «срок для обращения в соответствующую организацию по государственной регистрации».
В п. 8 ст. 109 (п. 57 проекта закона) целесообразно установить, чтобы суд направлял не информацию о разрешенном споре, а копию судебного постановления; и в течение 5 дней не после его вынесения, а после вступления в силу.
19.06.2025 15:04:39
IRINA8765Zzz
Пользователь
НОВИЧОК
1
1.9
1
Я купила дачу в 2024 году. Сосед в 2006 году установил забор, захватив часть моего будущего участка и узаконил. Согласия бывшая владелица не подписывала. У меня нарушена норма - менее 3 метров от забора до дома, а точнее только 1,5м. Комитет по имуществу, исполком и БРТИ, Белгипрозем НЕ МОГУТ решить вопрос. Прошу в новом законе учесть такие ситуации и внести пункты, которые их урегулируют, тк ситуация эта массовая, и ни одна вышеперечисленная организация их не решает!
21.06.2025 14:36:52
Игорь Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
1
280.0
493
"Предлагаю предусмотреть более чёткий и прозрачный механизм оценки фактического использования земельных участков, включая вовлечение общественных инспекторов и применение цифровых инструментов мониторинга. Это позволит своевременно выявлять нецелевое использование земли и обеспечит более эффективное управление ресурсами."
22.06.2025 21:07:56
Игорь Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
1
280.0
493
Предложение по проекту Закона Республики Беларусь «О регулировании земельных отношений» Уважаемые разработчики законопроекта, В целях повышения прозрачности процессов и защиты прав землевладельцев, предлагаю включить в законопроект следующую норму: Обязать органы государственной власти направлять автоматические уведомления собственникам и арендаторам земельных участков через Единый портал электронных услуг (portal.gov.by), мобильные приложения и/или СМС-сообщения в случае изменений, касающихся: - перевода земельного участка в другую категорию; - начала административных процедур; - планируемого изъятия участка; - корректировки границ земельного надела. Реализация данной инициативы возможна путём интеграции данных земельного кадастра с существующими государственными цифровыми сервисами (например, «Мой налог» или «Госуслуги»). Ожидаемые результаты: - снижение числа споров и жалоб со стороны граждан; - более эффективное взаимодействие между государством и обществом; - повышение доверия к управлению земельными ресурсами. Данная мера особенно актуальна для индивидуальных застройщиков, владельцев садовых товариществ и участников жилищных программ.
22.06.2025 21:09:41
Игорь Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
1
280.0
493
Несколько ключевых спорных аспектов, в рамках проекта закона о регулировании земельных отношений в Беларуси: 1. Легализация самовольно занятых участков Законопроект предлагает упростить порядок легализации таких участков в зависимости от степени нарушений. Однако это вызывает опасения, что может быть создан прецедент поощрения нарушений, особенно если отсутствует чёткий механизм оценки «степени тяжести». 2. Продление «земельной амнистии» до 2028 года С одной стороны, это даёт шанс добросовестным гражданам узаконить участки. С другой — критикуется за возможное затягивание процесса и отсутствие стимулов для соблюдения порядка в будущем. 3. Расширение прав наследников Предлагается разрешить наследникам землепользователей, получивших участки до 1 сентября 2022 года, также претендовать на льготное оформление. Это вызывает вопросы о правопреемстве и справедливости по отношению к другим категориям граждан. 4. Порядок оплаты за легализацию Предлагается установить плату по кадастровой стоимости на дату подачи заявления. Некоторые считают, что это может привести к спекуляциям или неравенству в зависимости от региона и времени подачи. 5. Недостаточная цифровизация процедур Несмотря на акцент на упрощение, в проекте пока не прописаны чёткие механизмы цифрового взаимодействия с гражданами — например, через уведомления или онлайн-сервисы, что может затруднить реализацию на практике. --- Замечание к проекту Закона Республики Беларусь «О регулировании земельных отношений» Уважаемые разработчики законопроекта, В проекте предлагается упростить порядок легализации самовольно занятых земельных участков в зависимости от степени нарушения. Хотелось бы обратить внимание на необходимость более чётких критериев при оценке этих «степеней». В противном случае может возникнуть правовая неопределённость, когда аналогичные ситуации будут трактоваться по-разному в разных регионах. Предлагаю дополнить проект закона следующими положениями: - Ввести детализированную шкалу оценки степени нарушений (например, по типу использования, сроку самозахвата, наличию инфраструктуры и т. д.); - Установить, что решения комиссий по легализации должны публиковаться в открытом доступе — с обезличенными данными, но с описанием оснований, чтобы обеспечить прозрачность практики; - Предусмотреть механизм обжалования решений, в случае если заявитель не согласен с оценкой степени нарушения. Реализация этих механизмов позволит избежать обвинений в избирательности и обеспечит единообразие применения законодательства по всей стране.
22.06.2025 21:11:53
Игорь Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
1
280.0
493
Вопрос цифровизации земельных процедур является спорным моментом: --- Замечание к проекту Закона Республики Беларусь «О регулировании земельных отношений» Уважаемые разработчики законопроекта, Несмотря на заявленную цель упрощения и цифровизации процессов, в проекте недостаточно конкретно прописаны механизмы электронного взаимодействия между гражданами и органами власти. Предлагаю дополнить проект следующими положениями: - Разработать и внедрить единый цифровой кабинет землепользователя на базе портала госуслуг (portal.gov.by), с возможностью: - подачи электронных заявлений на предоставление/оформление участка; - отслеживания статуса обращений; - получения уведомлений о любых изменениях в статусе земельного участка. - Ввести обязательное размещение всех решений по земельным вопросам в цифровом реестре, доступном для просмотра в личном кабинете; - Обеспечить мобильный доступ к сервисам для сельского населения через адаптированные версии приложений. Такой подход сделает систему более прозрачной, сэкономит время граждан и государственных служащих, а также снизит количество ошибок и конфликтных ситуаций.
22.06.2025 21:15:37
Илона М
Пользователь
НОВИЧОК
1
2.9
2
Пункт 2 ст. 46 предусматривает размер земельного участка для строительства и обслуживания существующих нежилых капитальных строений увеличенный не более чем в три раза площади их застройки, содержащейся в итоговых технических.документов. Такая норма составляет определенные трудности при формировании земельного участка. Следует учитывать местные условия и особенности развития территории, исключить образование пустующих площадей, которые невозможно будет использовать, подъезд к объектам. Данная норма приемлема для города Минска и областных центров.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам регулирования земельных отношений»
Проектом Закона вносятся изменения в:
- Закон Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 195-З «Об изменении кодексов», в том числе направленные на уточнение действующего алгоритма легализации самовольно занятых земельных участков с учетом одобренных Главой государства подходов и упрощение порядка такой легализации в зависимости от степени тяжести, допущенных землепользователями нарушений;
- Кодекс Республики Беларусь о земле.
Прилагаемая информация:Документы, в которые вносятся изменения:
-
Закон Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 195-З «Об изменении кодексов» ;
-
Кодекс Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 425-З .
Организатор общественного обсуждения:Сроки проведения обсуждения: с 17 по 27 июня 2025 г.
17.06.2025 10:00:00
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 2 Часть : 7 Абзац : 9 Элемент текста : в местный бюджет внесена плата за право легализации в размере кадастровой стоимости земельного участка либо его части в белорусских рублях, действующей на дату подачи заявления о принятии соответствующего решения. От внесения платы за право легализации освобождаются государственные органы, бюджетные и религиозные организации
В предложенные изменения и дополнения
пункта 2 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 195-З «Об изменении кодексов»:
В части седьмой предложенных изменений дополнений
абзац девятый изложить в следующей редакции:
«в местный бюджет внесена плата за право легализации в размере кадастровой стоимости земельного участка либо его части в белорусских рублях, действующей на дату подачи заявления о принятии соответствующего решения. От внесения платы за право легализации освобождаются государственные органы, бюджетные, религиозные организации, организации застройщиков, садоводческие товарищества, гаражные кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных стоянок»;
абзац восьмой дополненной части девятой изложить в следующей редакции:
«в местный бюджет внесена плата за право легализации в размере кадастровой стоимости земельного участка либо его части в белорусских рублях, действующей на дату подачи заявления о принятии соответствующего решения. От внесения платы за право легализации освобождаются государственные органы, бюджетные, религиозные организации, организации застройщиков, садоводческие товарищества, гаражные кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных стоянок»
В обосновании предложенных изменений в части освобождения от платы за право легализации земельных участков предлагается дополнить кроме государственных органов, бюджетных и религиозных организаций, такие субъекты правовых отношений как организации застройщиков, садоводческие товарищества, гаражные кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных стоянок. По своей сути данные организации не являются коммерческими, из своей деятельности не извлекают прибыли, а их организация осуществляется только а счёт взносов членов этих субъектов.
18.06.2025 12:13:25
Пользователь
НОВИЧОКРаздел : 4 Пункт : 2 Часть : 4 Абзац : 12 Элемент текста : в местный бюджет внесена плата за право легализации в размере кадастровой стоимости земельного участка либо его части в белорусских рублях, действующей на дату подачи заявления о принятии соответствующего решения. От внесения платы за право легализации освобождаются государственные органы, бюджетные и религиозные организации
Корректнее написать так:
Абзац 12 части
4 и абзац 8 части 6 пункта 2 статьи 4 Предложенного закона изложить в следующей редакции:
«в местный бюджет внесена плата за право легализации в размере кадастровой стоимости земельного участка либо его части в белорусских рублях, действующей на дату подачи заявления о принятии соответствующего решения. От внесения платы за право легализации освобождаются государственные органы, бюджетные, религиозные организации, организации застройщиков, садоводческие товарищества, дачные, гаражные кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных стоянок»;
В обосновании предложенных изменений в части освобождения от платы за право легализации земельных участков предлагается дополнить кроме государственных органов, бюджетных и религиозных организаций, такие субъекты правовых отношений как организации застройщиков, садоводческие товарищества, гаражные кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных стоянок. По своей сути данные организации не являются коммерческими, из своей деятельности не извлекают прибыли, а их организация осуществляется только а счёт взносов членов этих субъектов.
18.06.2025 13:02:37
Юрист
НОВИЧОКОпределение понятия «изыскательские
работы» необходимо исключить из КоЗ, т.к. оно приведено в ст. 1 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
В п. 30 проекта закона не указано, какое действие нужно произвести со словами «если право на земельный участок в установленном порядке не было оформлено» - дополнить ими КоЗ, исключить их…
В предлагаемой редакции п. 5 ст. 46 КоЗ (п. 34 проекта закона) вместо слов «за границами» лучше написать «вне границ», т.к. понимание того, что находится "за", зависит от точки зрения наблюдателя. Если он находится не в населенном пункте, то "за границей" - это значит в населенном пункте.
Предлагаемое дополнение в ст. 53 КоЗ (п. 39 проекта закона) порождает вопрос о том, на близлежащей к чему территории предоставляются участки для строительства временных гаражей. Если к месту жительства граждан, то так и должно быть указано.
Предлагаемые изменения в ст.ст. 67 и 68 КоЗ (п. 49 проекта закона) вместо четкого правового предписания о том, что наследники «обязаны обратиться» в соответствующую организацию по государственной регистрации, содержат неопределенную норму о том, что наследники обязаны «оформить документы, удостоверяющие переход права». При этом из 18-месячного срока будет исключено время, в течение которого регистрирующий орган проводит соответствующие процедуры, что ухудшает положение граждан. Кроме того, возникает внутренняя несогласованность норм, т.к. в ст. 79 КоЗ (п. 54 проекта закона) предлагается внести изменение, в тексте которого сохранена формулировка «срок для обращения в соответствующую организацию по государственной регистрации».
В п. 8 ст. 109 (п. 57 проекта закона) целесообразно установить, чтобы суд направлял не информацию о разрешенном споре, а копию судебного постановления; и в течение 5 дней не после его вынесения, а после вступления в силу.
19.06.2025 15:04:39
Пользователь
НОВИЧОКустановил забор, захватив часть моего будущего участка и узаконил. Согласия бывшая владелица не подписывала. У меня нарушена норма - менее 3 метров от забора до дома, а точнее только 1,5м. Комитет по имуществу, исполком и БРТИ, Белгипрозем НЕ МОГУТ решить вопрос. Прошу в новом законе учесть такие ситуации и внести пункты, которые их урегулируют, тк ситуация эта массовая, и ни одна вышеперечисленная организация их не решает!
21.06.2025 14:36:52
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛи прозрачный механизм оценки фактического использования земельных участков, включая вовлечение общественных инспекторов и применение цифровых инструментов мониторинга. Это позволит своевременно выявлять нецелевое использование земли и обеспечит более эффективное управление ресурсами."
22.06.2025 21:07:56
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛБеларусь «О регулировании земельных отношений» Уважаемые разработчики законопроекта, В целях повышения прозрачности процессов и защиты прав землевладельцев, предлагаю включить в законопроект следующую норму: Обязать органы государственной власти направлять автоматические уведомления собственникам и арендаторам земельных участков через Единый портал электронных услуг (portal.gov.by), мобильные приложения и/или СМС-сообщения в случае изменений, касающихся: - перевода земельного участка в другую категорию; - начала административных процедур; - планируемого изъятия участка; - корректировки границ земельного надела. Реализация данной инициативы возможна путём интеграции данных земельного кадастра с существующими государственными цифровыми сервисами (например, «Мой налог» или «Госуслуги»). Ожидаемые результаты: - снижение числа споров и жалоб со стороны граждан; - более эффективное взаимодействие между государством и обществом; - повышение доверия к управлению земельными ресурсами. Данная мера особенно актуальна для индивидуальных застройщиков, владельцев садовых товариществ и участников жилищных программ.
22.06.2025 21:09:41
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛрамках проекта закона о регулировании земельных отношений в Беларуси: 1. Легализация самовольно занятых участков Законопроект предлагает упростить порядок легализации таких участков в зависимости от степени нарушений. Однако это вызывает опасения, что может быть создан прецедент поощрения нарушений, особенно если отсутствует чёткий механизм оценки «степени тяжести». 2. Продление «земельной амнистии» до 2028 года С одной стороны, это даёт шанс добросовестным гражданам узаконить участки. С другой — критикуется за возможное затягивание процесса и отсутствие стимулов для соблюдения порядка в будущем. 3. Расширение прав наследников Предлагается разрешить наследникам землепользователей, получивших участки до 1 сентября 2022 года, также претендовать на льготное оформление. Это вызывает вопросы о правопреемстве и справедливости по отношению к другим категориям граждан. 4. Порядок оплаты за легализацию Предлагается установить плату по кадастровой стоимости на дату подачи заявления. Некоторые считают, что это может привести к спекуляциям или неравенству в зависимости от региона и времени подачи. 5. Недостаточная цифровизация процедур Несмотря на акцент на упрощение, в проекте пока не прописаны чёткие механизмы цифрового взаимодействия с гражданами — например, через уведомления или онлайн-сервисы, что может затруднить реализацию на практике. --- Замечание к проекту Закона Республики Беларусь «О регулировании земельных отношений» Уважаемые разработчики законопроекта, В проекте предлагается упростить порядок легализации самовольно занятых земельных участков в зависимости от степени нарушения. Хотелось бы обратить внимание на необходимость более чётких критериев при оценке этих «степеней». В противном случае может возникнуть правовая неопределённость, когда аналогичные ситуации будут трактоваться по-разному в разных регионах. Предлагаю дополнить проект закона следующими положениями: - Ввести детализированную шкалу оценки степени нарушений (например, по типу использования, сроку самозахвата, наличию инфраструктуры и т. д.); - Установить, что решения комиссий по легализации должны публиковаться в открытом доступе — с обезличенными данными, но с описанием оснований, чтобы обеспечить прозрачность практики; - Предусмотреть механизм обжалования решений, в случае если заявитель не согласен с оценкой степени нарушения. Реализация этих механизмов позволит избежать обвинений в избирательности и обеспечит единообразие применения законодательства по всей стране.
22.06.2025 21:11:53
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛявляется спорным моментом: --- Замечание к проекту Закона Республики Беларусь «О регулировании земельных отношений» Уважаемые разработчики законопроекта, Несмотря на заявленную цель упрощения и цифровизации процессов, в проекте недостаточно конкретно прописаны механизмы электронного взаимодействия между гражданами и органами власти. Предлагаю дополнить проект следующими положениями: - Разработать и внедрить единый цифровой кабинет землепользователя на базе портала госуслуг (portal.gov.by), с возможностью: - подачи электронных заявлений на предоставление/оформление участка; - отслеживания статуса обращений; - получения уведомлений о любых изменениях в статусе земельного участка. - Ввести обязательное размещение всех решений по земельным вопросам в цифровом реестре, доступном для просмотра в личном кабинете; - Обеспечить мобильный доступ к сервисам для сельского населения через адаптированные версии приложений. Такой подход сделает систему более прозрачной, сэкономит время граждан и государственных служащих, а также снизит количество ошибок и конфликтных ситуаций.
22.06.2025 21:15:37
Пользователь
НОВИЧОКучастка для строительства и обслуживания существующих нежилых капитальных строений увеличенный не более чем в три раза площади их застройки, содержащейся в итоговых технических.документов. Такая норма составляет определенные трудности при формировании земельного участка. Следует учитывать местные условия и особенности развития территории, исключить образование пустующих площадей, которые невозможно будет использовать, подъезд к объектам. Данная норма приемлема для города Минска и областных центров.
23.06.2025 11:05:32
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться