• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Публичное обсуждение проектов НПА
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах
Поиск  Правила  Войти

[ Закрыто ] Проект Указа Президента Республики Беларусь «О единой государственной информационной системе продажи билетов»

12
закрыть тему
Модератор
0
Проект правового акта: Проект Указа Президента Республики Беларусь «О единой государственной информационной системе продажи билетов».

По информации Минтранса, с 1 мая 2027 г. предусматривается создание единой государственной информационной системы продажи билетов на автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении.

Принятие проекта Указа предполагает объединение систем бронирования и продажи билетов в единую цифровую платформу, доступную пассажирам в том числе с мобильных приложений, интеграцию электронных сервисов при международных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении в ГИС и др.

Реализация Указа позволит:
  • пассажирам получать актуальную информацию о расписании, маршрутах и доступности транспортных средств всех автомобильных перевозчиков в регулярном сообщении, выбирать оптимальный маршрут поездки (из предлагаемых маршрутов), отслеживать движение автобусов, бронировать места и удаленно приобретать проездные документы и производить оплату за проезд (провоз багажа);
  • перевозчику исключить затраты на разработку собственного программного средства по бронированию мест, оперативное поступление денежных средств от проданных билетов.

Прилагаемая информация:
Обоснование необходимости принятия Указа Президента Республики Беларусь «О единой государственной информационной системе продажи билетов».

Организатор общественного обсуждения: Министерство транспорта и коммуникации Республики Беларусь .

Сроки проведения обсуждения: с 8 по 18 сентября 2025 г.

Информация об итогах обсуждения.

08.09.2025 09:00:00

Игорь Борисёнок

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
66.0 583
Вот несколько предложений, которые можно
включить в доработку проекта Указа Президента Республики Беларусь о единой государственной информационной системе продажи билетов (ГИС продажи билетов), исходя из содержания документа: --- 📌 Предложения по уточнению и усилению положений проекта Указа 1. Уточнение обязанностей субъектов информационных отношений - Включить обязанность операторов перевозок и владельцев терминалов обеспечить техническую совместимость своих систем с ГИС продажи билетов до 1 апреля 2027 года. - Предусмотреть административную ответственность за несвоевременную интеграцию с ГИС продажи билетов. 2. Расширение функциональности ГИС - Дополнить функционал ГИС возможностью онлайн-оплаты билетов через интеграцию с национальной системой электронных платежей. - Внедрить механизм обратной связи от пассажиров (оценка качества перевозки, жалобы, предложения) через интерфейс ГИС. 3. Гарантии защиты персональных данных - Включить отдельный пункт о соблюдении требований Закона «О защите персональных данных» при обработке сведений в ГИС. - Установить обязательную сертификацию программного обеспечения ГИС на предмет информационной безопасности. 4. Контроль и мониторинг - Предусмотреть создание межведомственной комиссии по контролю за внедрением и эксплуатацией ГИС, с участием представителей Минтранса, Минсвязи и МВД. - Ввести обязательную ежегодную отчетность оператора о функционировании ГИС, включая статистику продаж, обращения пользователей и технические сбои. 5. Переходный период и поддержка субъектов - Установить механизм государственной поддержки (гранты, консультации) для малых перевозчиков и ИП при интеграции с ГИС. - Предусмотреть возможность тестового режима работы ГИС с участием добровольных субъектов с 1 января 2027 года.

08.09.2025 10:52:56

Игорь Борисёнок

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
66.0 583
Вот конкретные формулировки для проекта
Указа Президента Республики Беларусь «О единой государственной информационной системе продажи билетов»: 1. Создать единую государственную информационную систему продажи билетов (далее — ЕГИС) на автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, обеспечивающую централизованный сбор, обработку и распространение информации о расписании, маршрутах и наличии мест у всех перевозчиков. 2. Обеспечить интеграцию существующих систем бронирования и продажи билетов в ЕГИС с возможностью доступа пассажиров через интернет-портал и мобильные приложения. 3. Внедрить электронные сервисы для обеспечения международных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении с интеграцией в государственную информационную систему. 4. Предусмотреть в ЕГИС функционал для бронирования и приобретения проездных документов, включая оплату проезда и провоза багажа в дистанционном режиме. 5. Установить обязанность автомобильных перевозчиков в регулярном сообщении использовать единую систему для продажи билетов и передачи данных о реализованных проездных документах в режиме реального времени. 6. Обеспечить возможность пассажирам получать актуальную информацию о движении автобусов и отслеживать их местоположение в реальном времени через цифровую платформу. 7. Регламентировать порядок распределения и поступления денежных средств от продажи билетов с использованием ЕГИС, гарантирующий оперативность и прозрачность расчетов для перевозчиков. 8. Разработать и утвердить нормативные акты, регулирующие технические требования, стандарты безопасности и защиты персональных данных в единой системе продажи билетов. Реализация данных положений обеспечит повышение удобства и прозрачности для пассажиров и оптимизацию затрат и доходов для перевозчиков.

08.09.2025 10:56:35

Евгений

Пользователь

НОВИЧОК
0
5.0 27
Предлагаю реализовать возможность покупки
электронных билетов, в том числе многоразового использования, на городские перевозки пассажиров посредством ГИС с возможностью оплаты через систему ЕРИП и систему мгновенных платежей Национального банка.  ‎Обоснование: на данный момент сервисы по покупке билетов в городском транспорте реализуются частными компаниями, которые могут взимать с пассажиров и перевозчиков дополнительные комиссии. Возможность приобретения электронных билетов на городской транспорт через приложение ГИС позволит пассажирам приобретать билеты без дополнительных расходов, а перевозчикам сократить комиссии частным компаниям.  

10.09.2025 13:04:18

kalin

Пользователь

НОВИЧОК
0
5.2 2
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Проект правового акта: Проект Указа Президента Республики Беларусь «О единой


"По информации Минтранса, с 1 мая 2027 г. предусматривается
создание единой государственной информационной системы продажи билетов на автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении."  Данная система уже существует с 2007 года. Была субсидируема из бюджета государства и внедрена на все автовокзалы и автостанции республики Беларусь. На средства из бюджета было закуплена в точки продаж огромное количество кассового оборудования. На сегодня данная система продаж позволяет осуществлять продажу автобусных билетов пассажиров по всей республике, в том числе на зарубежных ресурсах.   Единая продажа билетов осуществляется как на автовокзалах, автостанциях, так и через ресурсы интернет порталов, в автобусах - через мобильные кассы водителей, интегрированными в систему продаж автопарками, через специализированные инфокиоски на автовокзалах, в том числе и банковские.  В данной единой системе продаж подключен GPS мониторинг для отслеживания в реальном режиме местонахождения автобуса. На автовокзазал осуществляется постоянное информирование пассажиров из единой системы продаж  о текущих отправлениях рейсов автобусов путем информационных табло и перонных указателей, из системы продаж подключена система Диктор автоматизированого оповещения пассажиров о прибытии - отправлении автобусов, из единой системы продаж на автовокзалах и автостанциях реализовано электронное расписание  движение рейсов автобусов.  Поэтому непонятно,  о какое еще "одной единой государственной информационной системы продажи билетов на автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении" идет речь ?  Текщая единая система продаж развивалась до текущего состояния в течении 18 лет. В натоящий момент идет реализация проектов по внедрению ИИ в системы продаж и инормирования пассажиров.

12.09.2025 17:05:07

kalin

Пользователь

НОВИЧОК
0
5.2 2
"2. Расширение функциональности ГИС - Дополнить
функционал ГИС возможностью онлайн-оплаты билетов через интеграцию с национальной системой электронных платежей. - Внедрить механизм обратной связи от пассажиров (оценка качества перевозки, жалобы, предложения) через интерфейс ГИС. 3. Гарантии защиты персональных данных - Включить отдельный пункт о соблюдении требований Закона «О защите персональных данных» при обработке сведений в ГИС. - Установить обязательную сертификацию программного обеспечения ГИС на предмет информационной безопасности. 4. Контроль и мониторинг - Предусмотреть создание межведомственной комиссии по контролю за внедрением и эксплуатацией ГИС, с участием представителей Минтранса"   . Все это существует в настоящий момент времени: 1. "Дополнить функционал ГИС возможностью онлайн-оплаты билетов через интеграцию с национальной системой электронных платежей." В настоящий момент пассажирам возможна оплата проездных билетов через национальные платежные системы как на автовокзалах (автостанциях), так и самостоятельно в onlne режиме через интернет ресурсы и банковские терминалы самообслуживания 2. "Внедрить механизм обратной связи от пассажиров (оценка качества перевозки, жалобы, предложения) через интерфейс ГИС. 3. Гарантии защиты персональных данных"  Все это осуществляется в настоящий момент в рамках законодательства через перевозчика, автовокзалы, call центры систем продаж электронных билетов и т.д. 3. "Включить отдельный пункт о соблюдении требований Закона «О защите персональных данных» при обработке сведений в ГИС" Все это есть в существующей системе продаж и соответствующих докумеентах экспертиз. 4. "Предусмотреть создание межведомственной комиссии по контролю за внедрением и эксплуатацией ГИС, с участием представителей Минтранса". Все это осуществляется в настоящий момент соответсвующими органами в областях, куда были делегированы данные функции минтранс.      

12.09.2025 18:26:41

DLV

Пользователь

НОВИЧОК
0
4.2 1
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 1


1.             В пунктах 1 и п.2.1. имеется
разночтение по перечню пассажирских перевозок, билеты на которые ГИС продажи билетов планирует реализовывать.

Предложение: Из п.2.1. исключить продажу билетов на международные автомобильные перевозки.

2.             В пункте 1 применена формулировка «…бесшовных поездок, создаваемых…».

При применении данной формулировки следует учитывать следующее.

Бесшовность означает, что все компоненты транспортной системы, вовлечённые в создание «услуги по обеспечению мобильности», должны быть плотно, устойчиво и непрерывно интегрированы между собой. При этом важны следующие компоненты:

·      информационная обеспечение (планирование поездки потребителем услуг);

·      сама маршрутная сеть: насколько быстро и удобно пассажир сможет добраться в нужную ему точку;

·      приобретение проездных документов.

Предложение: убрать формулировку «бесшовность», поскольку ее невозможно обеспечить в международных регулярных автомобильных пассажирских перевозках с учетом ситуации на западной границе страны.

3.Предложение: пункт 2.3. Указа предлагаем дополнить абзацем следующего содержания: «о количестве свободных мест».

4.Предложение: пункт 2.8. Указа дополнить обязанностью оператора иметь службу поддержки пассажиров (колл-центр).

5.Предложение: отразить в Указе срок, до которого, оператор продаж, обязан сертифицировать систему защиты информационной системы в соответствии с положениями законодательства Республики Беларусь.

6. Предложение: расширить пункт 2.10 Указа в котором четко определить критерии и алгоритм по которым Оператор будет выстраивать взаимоотношения с автомобильными перевозчиками, пассажирскими терминалами, операторами продаж билетов и иностранными юридическими лицами.

Предполагается, что реализация билетов Оператором на данной платформе должна осуществляться на взаимовыгодной коммерческой основе с учетом рыночных условий, иначе она не будет интересна хозяйствующим субъектам.

7. Предложение: четко сформулировать в Указе   будет ли ГИС продаж билетов единственным порталом продаж билетов или перевозчики, после регистрации в единой системе продаж, смогут через свои системы продаж, в развитие и продвижение которых они вложили большие финансовые ресурсы, продолжать реализацию билетов самостоятельно.

8. Учитывая вышеизложенные предложения, хотим обратить внимание разработчиков на следующее. До настоящего времени государство устанавливало общие правила работы для международных  регулярных пассажирских перевозок (т.е. работали принципы рыночной экономики), но не регулировало напрямую хозяйственную деятельность транспортных компаний и продавцов билетов. На наш взгляд разработчики проекта Указа пытаются ввести монопольное регулирование сферы продаж билетов и работы перевозчиков (это уже и так строго лицензировано), но не учитывают специфику международных перевозок и подводные камни, в связи с чем возникает множество вопросов, которые следовало бы сначала обсудить в рамках круглого стола, собрав за ним разработчиков данного Указа и представителей крупных международных перевозчиков, пассажирских терминалов и других заинтересованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

16.09.2025 12:17:17

Евгений

Пользователь

НОВИЧОК
0
5.0 27
Добавить возможность отслеживания движения
городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов,  трамваев, маршрутных такси) по всей республики. В настоящее время это необходимо делать в нескольких сервисах. Например, в Могилеве автобусы и троллейбусы отображаются в сервисе Яндекс. Карты, а троллейбусы и маршрутные такси - в сервисе Транспорт.  

17.09.2025 14:03:34

Евгений

Пользователь

НОВИЧОК
0
5.0 27

Включить в Указ возможность продажи проездных
документов на городские перевозки пассажиров, в том числе электрическим транспортом. Для этого провести корректировку текста Указа следующим образом:

  1. В преамбуле: после слов «в регулярном сообщении» добавить «, и перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении».

  2. В пункте 1: после слов «в регулярном сообщении» добавить «и перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении»; после слова «пригородных» добавить «, городских».

  3. В подпункте 2.1 пункта 2: слово «предварительной» исключить; после слов «квитанций на» добавить «городские,»; после слов «пригородные, междугородные» добавить «, перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении».

  4. В подпункте 2.2 пункта 2: в абзаце втором после слов «операторы автомобильных перевозок пассажиров» добавить «; операторы перевозок пассажиров городским электрическим транспортом»; в абзаце четвертом после слов «автомобильные перевозчики, в том числе иностранные, выполняющие автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении» добавить «; перевозчики, выполняющие перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении».

  5. В подпункте 2.3 пункта 2: в абзаце первом после слов «об автомобильных перевозчиках» добавить «; о перевозчиках пассажиров городским электрическим транспортом»; в абзаце втором после слов «об автобусах, используемых автомобильными перевозчиками» добавить «; о транспортных средствах, используемых перевозчиками пассажиров городским электрическим транспортом»; в абзаце третьем после слов «о схемах маршрутов автомобильных перевозок пассажиров» добавить «; о схемах маршрутов перевозок пассажиров городским электрическим транспортом».

  6. В подпункте 2.10 пункта 2: после слов «на автомобильные перевозки пассажиров» добавить «и перевозки пассажиров городским электрическим транспортом».

  7. В подпункте 2.11 пункта 2: в абзаце втором после слов «на автомобильные перевозки пассажиров» добавить «и перевозки пассажиров городским электрическим транспортом».

  8. В пункте 3: после слов «на автомобильные перевозки пассажиров» добавить «и перевозки пассажиров городским электрическим транспортом»; после слов «на автомобильные перевозки пассажиров» (второе упоминание) добавить «и перевозки пассажиров городским электрическим транспортом».

  9. В пункте 5: после слов «на автомобильные перевозки пассажиров» добавить «и перевозки пассажиров городским электрическим транспортом».

17.09.2025 14:47:34

BTC

Пользователь

НОВИЧОК
0
4.2 1

Рекомендации по доработке проекта Указа
Президента

«О единой государственной информационной системе продажи билетов»

В целях исключения правовых пробелов, предотвращения монополизации и обеспечения баланса интересов государства, перевозчиков, пассажиров и разработчиков IT-систем, предлагаем предусмотреть следующие дополнения и изменения:

Механизмы взаимодействия с перевозчиками.

Включить в проект Указа нормы о правовых и экономических основах взаимодействия между перевозчиками и оператором ГИС, а также определить порядок установления тарифов и комиссий.

Использование собственных систем перевозчиков.

Предусмотреть возможность интеграции существующих систем перевозчиков и их агентов с ГИС через открытые API. Установить право перевозчиков продавать билеты по прямым договорам со своими контрагентами.

Антимонопольные гарантии.

Закрепить в проекте положение о том, что ГИС не является единственным каналом продаж, а выступает как универсальная интеграционная платформа, что позволит избежать монополизации.

Поддержка пассажиров.

Установить обязанность оператора ГИС обеспечить круглосуточную службу поддержки пассажиров, включая вопросы возврата билетов и компенсаций. Определить источники финансирования её работы.

Работа с иностранными перевозчиками и агентами.

Прописать порядок подключения перевозчиков-нерезидентов и иностранных агентов, а также правовой режим их деятельности в рамках ГИС.

Функции ГИС.

Чётко разграничить: является ли ГИС только системой продажи билетов или также государственной базой данных расписаний, тарифов, льгот и транспортных средств.

Агентская сеть перевозчиков.

Внести нормы, определяющие порядок работы агентов перевозчиков (включая зарубежных), с сохранением их прав и возможностей в рамках новой системы.

Интеграция с автовокзалами.

Прописать порядок синхронизации ГИС с действующими кассовыми системами на автовокзалах, в том числе  с системами информирования пассажиров. Определить, где будет храниться база данных расписаний и тарифов, транспорта, остановок – в ГИС или в вокзальной системе.

Продажа билетов водителями.

Установить порядок интеграции ГИС с мобильными кассами водителей и механизмы обеспечения корректности данных при продаже билетов в пути следования при отсутствии мобильной связи.

Форматы продаж.

Уточнить, распространяется ли обязательное использование ГИС только на интернет-продажи или также на кассы вокзалов, инфокиоски и иные каналы.

Финансовые расчёты.

Включить положения о порядке приёма и возврата денежных средств пассажирам, а также определить ответственных за эти процессы.

Управление рейсами.

Установить, что перевозчик сохраняет право самостоятельно управлять своими рейсами: изменять расписания, временно закрывать или добавлять рейсы через интерфейс ГИС.

Статус водителей.

Исключить водителей из числа субъектов информационных отношений либо уточнить, что они действуют исключительно от имени юридического лица.

Маркетинг и продвижение.

Закрепить обязанности по организации маркетинговых кампаний для продвижения продаж билетов. Определить, будет ли это функцией оператора ГИС, перевозчиков или совместной задачей.

Ответственность.

Внести в проект нормы о распределении ответственности между оператором ГИС, перевозчиками и агентами в случае технических сбоев, ошибок учёта или задержек возврата денежных средств.

Переходный период и пилотный проект.

Предусмотреть поэтапное внедрение ГИС: переходный период с параллельной работой существующих систем и проведение пилотного запуска на ограниченной территории для отработки интеграции.

Дополнительные предложения для обсуждения:

Провести расширенный круглый стол с участием разработчиков проекта, представителей перевозчиков, владельцев существующих IT-систем, автовокзалов и антимонопольных органов.

Ввести переходный период с параллельным функционированием ГИС и действующих систем, чтобы протестировать интеграцию и избежать коллапса при резком запуске.

Рассмотреть возможность множественных операторов или открытых API, чтобы исключить монопольную модель.

Предусмотреть пилотный проект на ограниченной территории до масштабного внедрения.

17.09.2025 16:43:58

  • 1
  • 2
  • 1
  • 2

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться

© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте