Целью принятия проекта Закона является совершенствование норм Закона Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 144-З «О переписи населения», направленное на оптимизацию процесса организации и проведения последующих переписей населения с учетом:
практики его применения;
международных стандартов и рекомендаций в области переписи населения;
приведение в соответствие с отдельными законодательными актами.
Закон о переписи дополнен преамбулой, содержащей информацию о цели его принятия, а также оптимизирована структура Закона о переписи населения.
Прилагаемая информация: .
Организатор общественного обсуждения: .
Сроки проведения обсуждения: с 14 по 23 ноября 2025 г.
.
14.11.2025 09:00:00
Игорь Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
59.0
650
Чтобы текст был готов к межведомственному обсуждению и внесению поправок, предлагаю конкретные формулировки по ключевым направлениям. Они могут лечь в основу пояснительной записки или таблицы изменений. --- 📑 Конкретные предложения к проекту закона 1. Термины и определения (ст. 1) - Дополнить определение «домохозяйство» уточнением: «Домохозяйство — группа лиц, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство, независимо от наличия родственных связей». Это устранит возможные споры при переписи студентов, арендаторов и временных жильцов. - Ввести термин «административные данные»: «Административные данные — сведения, содержащиеся в государственных информационных системах и используемые для целей переписи населения». Это обеспечит юридическую основу для цифровой интеграции. --- 2. Правовое регулирование (ст. 2) - Добавить норму: «При проведении переписи населения допускается использование государственных информационных систем и межведомственного обмена данными при условии соблюдения законодательства о защите персональных данных». Это закрепит цифровизацию и защиту прав граждан. --- 3. Основы проведения переписи (ст. 3) - Уточнить периодичность: «Перепись населения проводится не реже одного раза в десять лет, а выборочные обследования — не реже одного раза в пять лет». Это позволит гибко реагировать на демографические изменения. - Включить норму о цифровых технологиях: «При проведении переписи населения обеспечивается возможность участия респондентов посредством электронных сервисов, включая мобильные приложения». --- 4. Респонденты (ст. 4) - Дополнить права респондентов: «Респонденты имеют право на получение информации о порядке обработки их персональных данных и сроках хранения переписных листов». - Уточнить обязанность: «Респонденты обязаны предоставлять достоверные сведения, за исключением информации, относящейся к государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне». --- 5. Переписной персонал (ст. 6) - Ввести норму: «Переписной персонал обязан проходить инструктаж по защите персональных данных и подписывать обязательство о неразглашении». - Уточнить гарантии: «Вознаграждение переписного персонала индексируется в соответствии с уровнем инфляции». --- 6. Программа переписи (ст. 8) - Добавить обязательный блок: «В программу переписи населения включаются вопросы, касающиеся цифровой грамотности и использования информационных технологий населением». Это соответствует международным практикам (Евростат, ООН). --- 7. Способы сбора данных (ст. 9) - Уточнить: «Сбор первичных статистических данных осуществляется с использованием средств электронной идентификации личности (например, ID-карта, мобильный идентификатор)». - Ввести норму: «Респондент вправе самостоятельно выбрать способ участия: онлайн-опрос, посещение переписного участка или опрос на дому». --- 8. Ответственность (новая статья) - Предложить включение: «За отказ от участия в переписи населения без уважительных причин или предоставление заведомо ложных сведений респонденты несут административную ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях». --- 🎯 Итог Эти предложения усиливают: - цифровизацию и межведомственный обмен данными, - защиту персональных данных, - гибкость переписных процедур, - ответственность респондентов и переписного персонала. ---
14.11.2025 09:47:56
Ivan Urban
Пользователь
НОВИЧОК
3
2.6
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел : 1 Подраздел : 1 Глава : 4 Параграф : 4 Пункт : 4 Подпункт : 4 Часть : 1 Абзац : 1 Элемент текста : Респонденты обязаны принимать участие в переписи населения
Я как гражданин Республики Беларусь против внесения данного законопроекта и конкретно статьи 3, абзаца 2 который обязывает граждан в обязательном порядке участвовать в обязательном порядке в переписи населения. Я против обязательного участия граждан в переписи населения согласно следующим аргументом:
Основные аргументы:
Уважение прав граждан:
Согласно Конституции Республики Беларусь, каждый гражданин имеет право на свободу выбора и личную неприкосновенность (статья 24). Это право подразумевает возможность отказа от участия в переписи населения.
Каждый гражданин имеет право на свободу выбора и личную неприкосновенность. Возможность отказаться от переписи населения по собственному желанию подчеркивает уважение к индивидуальным правам.
Снижение административной нагрузки:
Указ Президента Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 384 подчеркивает необходимость оптимизации процессов, связанных с проведением переписи, что может быть достигнуто путем учета отказов.
Учет отказов позволит оптимизировать процесс переписи, сосредоточив ресурсы на тех гражданах, которые готовы участвовать, что повысит эффективность сбора данных.
Соответствие международным стандартам:
Республика Беларусь является стороной различных международных соглашений, которые гарантируют права человека, включая право на отказ от участия в статистических мероприятиях, что соответствует принципам, изложенным в Международном пакте о гражданских и политических правах.
Обеспечение конфиденциальности:
Законодательство о защите персональных данных в Республике Беларусь (например, Закон от 7 мая 2021 г. № 103-З «О защите персональных данных») гарантирует, что граждане имеют право на защиту своих данных, что также включает возможность отказа от участия в переписи, если они не уверены в конфиденциальности своих данных.
17.11.2025 13:32:32
Иван_Иван
Пользователь
НОВИЧОК
0
4.6
12
Статья 4. Респонденты Понятия "временно проживающие" и "временно пребывающие" являются центральными для определения круга респондентов, но в самом законе они не расшифрованы. Это ключевой недостаток, создающий значительную правовую неопределенность. Чтобы устранить этот правовой пробел, необходимо дать четкие определения в самом тексте Закона о переписи населения. ПредложениеДополнить Статью 1 ("Основные термины...") следующими определениями:временно пребывающие в Республике Беларусь – иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь на основании визы или в безвизовом порядке, но не имеющие разрешения на временное проживание или вида на жительство; временно проживающие в Республике Беларусь – иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на временное проживание в Республике Беларусь в установленном законодательством порядке; постоянно проживающие в Республике Беларусь – иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь; временно пребывающие на территории иностранных государств на дату проведения переписи населения – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, но находящиеся за ее пределами менее [X] месяцев подряд на дату проведения переписи населения.
18.11.2025 22:07:30
Иван_Иван
Пользователь
НОВИЧОК
0
4.6
12
Статья 9. Способы сбора первичных статистических данныхПредлагаю дополнить п.4. следующим: 4. Опрос респондентов и заполнение переписных листов осуществляются на белорусском или русском языке (на выбор респондента). Без этого уточнения создается правовой вакуум и риск дискриминации: на практике это может трактоваться как право переписчика выбрать язык, что нарушает право респондента на комфортное взаимодействие и может провоцировать конфликты на национально-языковой почве, чего закон должен избегать.
18.11.2025 22:09:33
Иван_Иван
Пользователь
НОВИЧОК
2
4.6
12
Неопределенность в части защиты конфиденциальности данных В законе декларируется обязанность переписного персонала обеспечивать конфиденциальность первичных статистических данных (ст. 6, п. 4), однако полностью отсутствуют конкретные механизмы, процедуры и меры ответственности за утечку этой информации. Неясно, как именно данные обезличиваются, хранятся, передаются и уничтожаются после обработки. В современную эпоху цифровых технологий и повышенных рисков утечек данных это критический пробел. Предложение: • дополнить Статью 6 новым пунктом, обязывающим органы государственной статистики разработать и утвердить «Положение о защите первичных статистических данных, собираемых в ходе переписи населения»; • включить в Статью 13 прямую отсылку к административной и/или уголовной ответственности за разглашение конфиденциальных первичных данных, собранных в ходе переписи.
18.11.2025 22:15:18
Игорь Валерьевич
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
1
1.0
128
Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения: … перепись населения – специальное государственное статистическое наблюдение, при проведении которого осуществляется сбор первичных статистических данных по состоянию на определенную дату в целях формирования официальной статистической информации, комплексно характеризующей демографическое и социально-экономическое положение населения Республики Беларусь; Что такое «первичные статистические данные»? В Законе Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 144-З «О переписи» в редакции проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О переписи населения» (далее – проект Закона) широко используются термины, определенные в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28 ноября 2004 г. № 345-З «О государственной статистике» (далее – Закон о государственной статистике). С целью устранения правовой неопределенности необходимо в абз. 1 ст. 1 проекта Закона после слова «применяются» добавить слова «термины, определенные Законом Республики Беларусь от 28 ноября 2004 г. № 345-З «О государственной статистике», а также». Термин «законные представители» С учетом предложения о включении в состав субъектов отношений в сфере переписи населения «законных представителей» респондентов (см. далее), определения термина «законный представитель» (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 349-З «Об оказании психиатрической помощи») и определения термина «законные представители», содержащегося в п. 7 ст. 1 Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь от 11 марта 2024 г. (далее – КГС), предлагается дополнить ст. 1 проекта Закона следующим определением термина: «законные представители – родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители, а также организации, на попечении которых находится респондент». Статья 2. Правовое регулирование отношений, возникающих при организации и проведении переписи населения Отношения, возникающие при организации и проведении переписи населения, регулируются законодательством о переписи населения, а также международными договорами Республики Беларусь. 1. Согласно п. 1 ст. 2 п. 1 и абз. 4 ч. 1 п. 2 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) «нормативные правовые акты, составляющие законодательство», в т.ч. «законы Республики Беларусь», регулируют «общественные отношения», а не абстрактные «отношения». Соответственно, в ч. 1 ст. 2 проекта Закона слово «Отношения» следует заменить на слова «Общественные отношения». 2. Согласно абз. 4 п. 1 ст. 28 Закона о НПА «Основными требованиями нормотворческой техники являются… полнота правового регулирования нормативным правовым актом соответствующих общественных отношений», в целях обеспечения которой «…в нормативном правовом акте должны предусматриваться комплексное регулирование общественных отношений, относящихся к предмету правового регулирования этого акта, исключающее пробелы в правовом регулировании (ч. 1 п. 4 ст. 28 Закона о НПА), при этом «Нормативный правовой акт должен точно определять предмет правового регулирования...» (ч. 2 п. 4 ст. 28 Закона о НПА). Из чего следует: 1) «предметом правового регулирования» нормативного правового акта (далее – НПА) являются «общественные отношения», которые регулируются данным НПА; 2) НПА должен «точно определять» общественные отношения, которые им регулируются. Согласно п. 5 ст. 42 Закона о НПА «Для подготовки проекта нормативного правового акта в зависимости от его содержания следует… определить предметную, пространственную, временную и субъектную (по кругу лиц) сферы действия нормативного правового акта». Главы «Общие положения» иных действующих законы содержат статьи «Сфера действия настоящего Закона», в которых определяется их «предметная сфера действия» («предмет правового регулирования») путем указания на общественные отношения, которые регулируются «настоящим Законом». Таким образом, в проекте Закона должны указываться «общественные отношения», регулируемые «настоящим Законом», а не «законодательством о переписи населения» (!). Между тем, в ст. 2 проекта Закона не определены «общественные отношения», регулируемые «настоящим Законом», что является пробелом правового регулирования, порождающим правовую неопределенность. В целом «предметная сфера действия» («предмет правового регулирования») проекта Закона не определена (?!). 3. На практике НПА может регулировать не только однородные, но и разнородные общественные отношения, включать «нормы права», характерные как для одной «отрасли законодательства», так и для нескольких. Представляется, что проекта Закона регулирует следующие общественные отношения в сфере переписи населения: 1) основные («переписные») общественные отношения, возникающие в процессе осуществления «переписи населения» (абз. 5 ст. 1 законопроекта); 2) общественные отношения, связанные с основными («переписными») общественными отношениями, в т.ч. обеспечивающие их (организационно-управленческого, финансово-материального, информационного, статистического и иного характера). Так, многие общественные отношения, регулируемые ч. 3 ст. 3 и ст. 9 проекта Закона, согласно абз. 17 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации) являются «информационными отношениями» и регулируются «законодательством об информации, информатизации и защите информации». Общественные отношения, возникающие при «использовании административных данных и иной информации, полученные в порядке, предусмотренном Законом о государственной статистике», а также при «обеспечении статистической конфиденциальности, распространении и представлении официальной статистической информации» являются «отношениями в области государственной статистики» и регулируются «законодательством о государственной статистике» (п. 1 ст. 3 Закона о государственной статистике). Заслуживает внимания п. 1 ст. 4 Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. (далее – Кодекс об образовании), согласно которого Кодексом об образовании регулируются «общественные отношения в сфере образования», включающие в себя: 1) общественные отношения по реализации права граждан на образование (образовательные отношения); 2) общественные отношения, связанные с образовательными отношениями. Законодательство о переписи населения основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 28 ноября 2004 г. № 345-З «О государственной статистике», настоящего Закона и иных актов законодательства. 1. Из каких «и иных актов законодательства» состоит «законодательство о переписи населения»? Неужели из любых? 2. При «организации и проведении переписи населения» возникают разнородные общественные отношения, некоторые из которых регулируются иным отраслевым законодательством либо регулируются не только «настоящим Законом», но и иным отраслевым законодательством: «законодательством о государственной статистике», «законодательством об информации, информатизации и защите информации», «законодательством о персональных данных» и др. Соответственно, проект Закона должен содержать положения, устанавливающие правила применения иного отраслевого законодательства к общественным отношениям, регулируемым «настоящим Законом». Между тем, ст. 2 проекта Закона не содержит положений, содержащих порядок применения к «общественным отношениям в сфере переписи населения» положений иных отраслей законодательства. В результате возникают проблемы при применении к «отношениям в сфере переписи населения» отдельных норм и институтов иных отраслей законодательства. Представляется, что «общественные отношения в сфере переписи населения» должны регулироваться исходя из презумпции регулирования таких отношений, прежде всего, «законодательством о переписи населения». Соответственно, в случае коллизии норм, регулирующих «общественные отношения в сфере переписи населения», в «законодательстве о переписи населения» и иных отраслевых законодательствах приоритет в применении должны иметь нормы «законодательства о переписи населения». 3. С учетом вышеизложенного, а также анализа содержания глав «Общие положения» иных действующих законов, с целью устранения пробелов правового регулирования, порождающих правовую неопределенность, предлагается изложить проект Закона в следующей редакции: «Статья 2. Сфера действия настоящего Закона [Предмет регулирования настоящего Закона] 1. Действие настоящего Закона распространяется на общественные отношения в сфере переписи населения, возникающие при проведении переписи населения (далее – переписные отношения), а также на связанные с ними отношения. 2. Действие настоящего Закона не распространяется на общественные отношения, связанные с_____________ [при необходимости]. 3. К общественным отношениям в сфере переписи населения в части, не урегулированной настоящим Законом, применяется законодательство о государственной статистике, законодательство об информации, информатизации и защите информации, законодательством о персональных данных и иное законодательство. Статья 2-1.Правовое регулирование общественных отношений в сфере переписи населения 1. Общественные отношения в сфере переписи населения регулируются законодательством о переписи населения, а также международными договорами Республики Беларусь. 2. Законодательство о переписи населения основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 28 ноября 2004 г. № 345-З «О государственной статистике», настоящего Закона и иных актов законодательства, [содержащих нормы права,] регулирующих[е] переписные отношения.» 3. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.» Статья 3. Основы проведения переписи населения Согласно ч. 1 п. 1 ст. 14 Закона о НПА «Закон – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений». Соответственно, законы должны содержать «принципы общественных отношений», регулируемых ими, например, ст. 5 «Принципы государственной статистики» Закона о государственной статистике. С целью устранения пробела правового регулирования, порождающего правовую неопределенность, необходимо включить в ст. 3 проекта Закона «принципы переписи населения». Статья 3-1. Субъекты отношений в сфере переписи населения 1. Согласно ч. 2 п. 4 ст. 28 Закона о НПА «Нормативный правовой акт должен точно определять… субъектов, на которых распространяется его действие». Согласно п. 5 ст. 42 Закона о НПА «Для подготовки проекта нормативного правового акта в зависимости от его содержания следует… определить… субъектную (по кругу лиц) сферы действия нормативного правового акта». Между тем, проект Закона не определяет «субъектов, на которых распространяется его действие», что является пробелом правового регулирования, порождающим правовую неопределенность. Так, в п. 3 ст. 9 проекта Закона упоминаются «опекуны» и «попечители». При этом не ясно, являются ли «опекуны» и «попечители» самостоятельным участником отношений, регулируемых проектом Закона, либо они только «замещают» респондентов определенных категорий (несовершеннолетние, недееспособные и др.) в указанных отношениях? Согласно п. 2 ст. 5 Кодекса об образовании «Субъектами общественных отношений, связанных с образовательными отношениями, являются.. законные представители несовершеннолетних абитуриентов, выпускников…». Аналогично, субъектами общественных отношений, связанных с «переписными отношениями», являются «законные представители» респондентов. С целью устранения пробела правового регулирования, порождающего правовую неопределенность, предлагается дополнить проект Закона статьей ст. 3-1 «Субъекты общественных отношений в сфере переписи населения», в которой определить «субъектов, на которые распространяется действие настоящего Закона», включая «законных представителей» (см. выше). 2. В ч. 1 ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. (далее – КоБС) содержится следующие положение: «Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей». Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 157 КоБС: «Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании несовершеннолетних, совершеннолетних лиц, находящихся под их опекой или попечительством… защищать их права и законные интересы». При этом следует различать «осуществление прав» и «защита прав», что подтверждается наименованиями ст. 5 «Осуществление прав, вытекающих из брачных и семейных отношений» и ст. 6 «Защита прав, вытекающих из брачных и семейных отношений» КоБС. Соответственно, следует различать: 1) осуществление прав «респондента» (ст. 5 КоБС и п. 3 ст. 4 проекта Кодекса) законными представителями от его имени; 2) защиту прав «респондента» (ст. 6 КоБС и п. 3 ст. 4 проекта Закона) «законными представителями» путем самостоятельного принятия решений от своего имени в пределах своей компетенции. В ч. 1 ст. 94 КГС содержится следующее положение: «Законные представители совершают от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, с ограничениями, предусмотренными законодательными актами». Аналогичное положение в КоБС и проекте Закона отсутствует. В ч. 2 п. 9 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (далее – Закон о защите персональных данных) сказано: «В случае признания субъекта персональных данных недееспособным или ограниченно дееспособным, а также до достижения им возраста шестнадцати лет, за исключением вступления в брак до достижения возраста шестнадцати лет, согласие на обработку его персональных данных дает один из его законных представителей…». При этом указанные лица «…в случае дачи согласия на обработку персональных данных вместо субъекта персональных данных пользуются правами субъекта персональных данных, предусмотренными настоящим Законом» (ч. 3 п. 9 ст. 5 Закона о защите персональных данных). Согласно подп. 1.3. п. 1 ст. 33 Кодекса об образовании «Законные представители несовершеннолетних обучающихся.. имеют право на… защиту прав и законных интересов обучающихся…». С целью устранения пробела правового регулирования в части прав «законных представителей», вызывающего правовую неопределенность, предлагается наделить «законных представителей»: 1) правами, производными от прав «респондента», для чего дополнить ст. 4 проекта Закона положениями, аналогичными содержащимися в ч. 1 ст. 94 КГС, ч.ч. 2 и 3 п. 9 ст. 5 Закона о защите персональных данных; 2) самостоятельными правами вследствие признания «законных представителей» субъектом общественных отношений «в сфере переписи населения». Статья 4. Респонденты 1. Респондентами являются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие в Республике Беларусь, а также граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, но на дату проведения переписи населения временно пребывающие на территории иностранных государств. При этом каких-либо исключений в отношении указанных «граждан» не предусмотрено. Соответственно, «респондентами» признаются различные категории «граждан», в т.ч. «несовершеннолетние» (включая «малолетних») и «признанные судом недееспособными». 3. Респонденты имеют право: знать цель проведения переписи населения; требовать от временного переписного персонала предъявления соответствующего удостоверения, а в случае отказа в предъявлении такого удостоверения – не представлять первичные статистические данные; в ходе опроса знакомиться с собранными о них первичными статистическими данными по формам переписного листа, при наличии ошибок (неточностей) – уточнять их. 1. Эти права не обязательно должны осуществляться лично «респондентом» и не во всех случаях это возможно (см. выше). 2. Каких-либо исключений для отдельных категорий «респондентов» п. 3 ст. 4 проекта Закона не содержит. Каким образом могут осуществлять указанные п. 3 ст. 4 проекта Закона права «малолетние респонденты» (включая младенцев), а также «недееспособные респонденты» (лишенные судом дееспособности)? 4. Респонденты обязаны принимать участие в переписи населения и представлять достоверные первичные статистические данные по формам переписного листа. 1. В п. 4 ст. 4 проекта Закона содержится две самостоятельные обязанности всех без исключения «респондентов»: 1) принимать участие в переписи населения; 2) представлять достоверные первичные статистические данные по формам переписного листа. Наличие союза «и» означает, что эти две обязанности «респондентов» взаимосвязаны и выполнение только одной из них не представляется возможным. При этом выполнение этих двух обязанностей не обязательно должно осуществляться лично «респондентом» и не во всех случаях это возможно (см. выше). 2. Каких-либо исключений для отдельных категорий «респондентов» п. 4 ст. 4 проекта Закона не содержит. Каким образом могут выполнять указанные п. 4 ст. 4 проекта Закона обязанности «малолетние респонденты» (включая младенцев), а также «недееспособные респонденты» (лишенные судом дееспособности)? Статья 8. Программа переписи населения … В программу переписи населения по решению Совета Министров Республики Беларусь могут быть дополнительно включены иные вопросы. Не допускается включение в программу переписи населения вопросов, ответы на которые могут содержать информацию, относящуюся к государственным секретам, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, нарушающую права и свободы человека и гражданина. Каким образом какая-либо «информация» может «нарушать права и свободы человека и гражданина»? Нарушать «права, свободы, а также законные интересы человека и гражданина» может «передача, сбор, обработка, накопление, хранение, распространение и (или) предоставление информации» (абз. 17 ст. 1 Закона об информации). С целью устранения правовой неопределенности предлагается слова «нарушающую права и свободы человека и гражданина» заменить на слова «, а также сбор ответов на которые нарушает права, свободы, законные интересы человека и гражданина». Статья 9. Способы сбора первичных статистических данных 1. Сбор первичных статистических данных при проведении переписи населения осуществляется без их документального подтверждения следующими способами: представление первичных статистических данных респондентами посредством специализированного программного обеспечения в глобальной компьютерной сети Интернет; опросреспондентов при обходе жилых и иных помещений, в которых проживают (пребывают) респонденты, либо при посещении респондентами переписных участков, которые образуются органами государственной статистики. С учетом замечаний по п. 3 ст. 9 проекта Закона (см. далее) для устранения правовой неопределенности необходимо после слов «респондентами» и «респондентов» добавить «, их законными представителями» и «, их законных представителей» соответственно. 2. Опрос респондентов осуществляется в отношении лиц, достигших 15-летнего возраста на дату проведения переписи населения. В отношении каких именно «лиц, достигших 15-летнего возраста…» осуществляется «опрос респондентов»? Неужели любых (соседи, родственники, знакомые, в т.ч. с которыми «респондент» состоит в «неприязненных отношениях»)? С целью устранения правовой неопределенности и исключения злоупотребления правами «респондентов» предлагается слово «лиц» заменить на слова «респондента и иных членов домохозяйства». 3. Первичные статистические данные о членах домохозяйства, отсутствующих в жилых и иных помещениях на момент сбора первичных статистических данных или не достигших 15-летнего возраста, сообщаются совершеннолетними членами домохозяйства. Первичные статистические данные о респондентах, над которыми установлены опека или попечительство, сообщаются их опекунами или попечителями. 1. Отсутствующих в каких именно «иных помещениях»? Неужели любых? С целью устранения правовой неопределенности необходимо конкретизировать, в каких именно «иных помещениях». 2. Из чего следует, что «респонденты, над которыми установлены опека или попечительство» и «их опекуны или попечители» – разные лица. При этом «их опекуны или попечители» «респондентами» в данном случае при проведении их «опроса» не являются. Соответственно, необходима корректировка п. 3 ст. 9 проекта Закона (см. выше). 4. Опрос респондентов и заполнение переписных листов осуществляются на белорусском или русском языке. Кто наделен правом выбора языка при «опросе и заполнении»? С целью устранения правовой неопределенности предлагается после слова «респондентов» добавить слова «, их законных представителей», а после слова «языке» добавить слова «по выбору опрашиваемого лица».
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О переписи населения»
6Целью принятия проекта Закона является совершенствование норм Закона Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 144-З «О переписи населения», направленное на оптимизацию процесса организации и проведения последующих переписей населения с учетом:
Закон о переписи дополнен преамбулой, содержащей информацию о цели его принятия, а также оптимизирована структура Закона о переписи населения.
Прилагаемая информация: .
Организатор общественного обсуждения: .
Сроки проведения обсуждения: с 14 по 23 ноября 2025 г.
.
14.11.2025 09:00:00
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛобсуждению и внесению поправок, предлагаю конкретные формулировки по ключевым направлениям. Они могут лечь в основу пояснительной записки или таблицы изменений. --- 📑 Конкретные предложения к проекту закона 1. Термины и определения (ст. 1) - Дополнить определение «домохозяйство» уточнением: «Домохозяйство — группа лиц, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство, независимо от наличия родственных связей». Это устранит возможные споры при переписи студентов, арендаторов и временных жильцов. - Ввести термин «административные данные»: «Административные данные — сведения, содержащиеся в государственных информационных системах и используемые для целей переписи населения». Это обеспечит юридическую основу для цифровой интеграции. --- 2. Правовое регулирование (ст. 2) - Добавить норму: «При проведении переписи населения допускается использование государственных информационных систем и межведомственного обмена данными при условии соблюдения законодательства о защите персональных данных». Это закрепит цифровизацию и защиту прав граждан. --- 3. Основы проведения переписи (ст. 3) - Уточнить периодичность: «Перепись населения проводится не реже одного раза в десять лет, а выборочные обследования — не реже одного раза в пять лет». Это позволит гибко реагировать на демографические изменения. - Включить норму о цифровых технологиях: «При проведении переписи населения обеспечивается возможность участия респондентов посредством электронных сервисов, включая мобильные приложения». --- 4. Респонденты (ст. 4) - Дополнить права респондентов: «Респонденты имеют право на получение информации о порядке обработки их персональных данных и сроках хранения переписных листов». - Уточнить обязанность: «Респонденты обязаны предоставлять достоверные сведения, за исключением информации, относящейся к государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне». --- 5. Переписной персонал (ст. 6) - Ввести норму: «Переписной персонал обязан проходить инструктаж по защите персональных данных и подписывать обязательство о неразглашении». - Уточнить гарантии: «Вознаграждение переписного персонала индексируется в соответствии с уровнем инфляции». --- 6. Программа переписи (ст. 8) - Добавить обязательный блок: «В программу переписи населения включаются вопросы, касающиеся цифровой грамотности и использования информационных технологий населением». Это соответствует международным практикам (Евростат, ООН). --- 7. Способы сбора данных (ст. 9) - Уточнить: «Сбор первичных статистических данных осуществляется с использованием средств электронной идентификации личности (например, ID-карта, мобильный идентификатор)». - Ввести норму: «Респондент вправе самостоятельно выбрать способ участия: онлайн-опрос, посещение переписного участка или опрос на дому». --- 8. Ответственность (новая статья) - Предложить включение: «За отказ от участия в переписи населения без уважительных причин или предоставление заведомо ложных сведений респонденты несут административную ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях». --- 🎯 Итог Эти предложения усиливают: - цифровизацию и межведомственный обмен данными, - защиту персональных данных, - гибкость переписных процедур, - ответственность респондентов и переписного персонала. ---
14.11.2025 09:47:56
Пользователь
НОВИЧОКРаздел : 1 Подраздел : 1 Глава : 4 Параграф : 4 Пункт : 4 Подпункт : 4 Часть : 1 Абзац : 1 Элемент текста : Респонденты обязаны принимать участие в переписи населения
Я как гражданин Республики Беларусь против
внесения данного законопроекта и конкретно статьи 3, абзаца 2 который обязывает граждан в обязательном порядке участвовать в обязательном порядке в переписи населения. Я против обязательного участия граждан в переписи населения согласно следующим аргументом:
Основные аргументы:
Уважение прав граждан:
Согласно Конституции Республики Беларусь, каждый гражданин имеет право на свободу выбора и личную неприкосновенность (статья 24). Это право подразумевает возможность отказа от участия в переписи населения.
Каждый гражданин имеет право на свободу выбора и личную неприкосновенность. Возможность отказаться от переписи населения по собственному желанию подчеркивает уважение к индивидуальным правам.
Снижение административной нагрузки:
Указ Президента Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 384 подчеркивает необходимость оптимизации процессов, связанных с проведением переписи, что может быть достигнуто путем учета отказов.
Учет отказов позволит оптимизировать процесс переписи, сосредоточив ресурсы на тех гражданах, которые готовы участвовать, что повысит эффективность сбора данных.
Соответствие международным стандартам:
Республика Беларусь является стороной различных международных соглашений, которые гарантируют права человека, включая право на отказ от участия в статистических мероприятиях, что соответствует принципам, изложенным в Международном пакте о гражданских и политических правах.
Обеспечение конфиденциальности:
Законодательство о защите персональных данных в Республике Беларусь (например, Закон от 7 мая 2021 г. № 103-З «О защите персональных данных») гарантирует, что граждане имеют право на защиту своих данных, что также включает возможность отказа от участия в переписи, если они не уверены в конфиденциальности своих данных.
17.11.2025 13:32:32
Пользователь
НОВИЧОКпроживающие" и "временно пребывающие" являются центральными для определения круга респондентов, но в самом законе они не расшифрованы. Это ключевой недостаток, создающий значительную правовую неопределенность. Чтобы устранить этот правовой пробел, необходимо дать четкие определения в самом тексте Закона о переписи населения. Предложение Дополнить Статью 1 ("Основные термины...") следующими определениями: временно пребывающие в Республике Беларусь – иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь на основании визы или в безвизовом порядке, но не имеющие разрешения на временное проживание или вида на жительство; временно проживающие в Республике Беларусь – иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на временное проживание в Республике Беларусь в установленном законодательством порядке; постоянно проживающие в Республике Беларусь – иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь; временно пребывающие на территории иностранных государств на дату проведения переписи населения – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, но находящиеся за ее пределами менее [X] месяцев подряд на дату проведения переписи населения.
18.11.2025 22:07:30
Пользователь
НОВИЧОКданных Предлагаю дополнить п.4. следующим: 4. Опрос респондентов и заполнение переписных листов осуществляются на белорусском или русском языке (на выбор респондента). Без этого уточнения создается правовой вакуум и риск дискриминации: на практике это может трактоваться как право переписчика выбрать язык, что нарушает право респондента на комфортное взаимодействие и может провоцировать конфликты на национально-языковой почве, чего закон должен избегать.
18.11.2025 22:09:33
Пользователь
НОВИЧОКданных В законе декларируется обязанность переписного персонала обеспечивать конфиденциальность первичных статистических данных (ст. 6, п. 4), однако полностью отсутствуют конкретные механизмы, процедуры и меры ответственности за утечку этой информации. Неясно, как именно данные обезличиваются, хранятся, передаются и уничтожаются после обработки. В современную эпоху цифровых технологий и повышенных рисков утечек данных это критический пробел. Предложение: • дополнить Статью 6 новым пунктом, обязывающим органы государственной статистики разработать и утвердить «Положение о защите первичных статистических данных, собираемых в ходе переписи населения»; • включить в Статью 13 прямую отсылку к административной и/или уголовной ответственности за разглашение конфиденциальных первичных данных, собранных в ходе переписи.
18.11.2025 22:15:18
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛв настоящем Законе, и их определения
В настоящем Законе применяются следующие
основные термины и их определения:
…
перепись населения – специальное государственное
статистическое наблюдение, при проведении которого осуществляется сбор первичных статистических данных по состоянию на определенную дату в целях формирования официальной статистической информации, комплексно характеризующей демографическое и социально-экономическое положение населения Республики Беларусь;
Что такое «первичные статистические данные»?
В Законе Республики Беларусь от 13 июля
2006 г. № 144-З «О переписи» в редакции проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О переписи населения» (далее – проект Закона) широко используются термины, определенные в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28 ноября 2004 г. № 345-З «О государственной статистике» (далее – Закон о государственной статистике).
С целью устранения правовой неопределенности
необходимо в абз. 1 ст. 1 проекта Закона после слова «применяются» добавить слова «термины, определенные Законом Республики Беларусь от 28 ноября 2004 г. № 345-З «О государственной статистике», а также».
Термин «законные представители»
С учетом предложения о включении в состав
субъектов отношений в сфере переписи населения «законных представителей» респондентов (см. далее), определения термина «законный представитель» (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 349-З «Об оказании психиатрической помощи») и определения термина «законные представители», содержащегося в п. 7 ст. 1 Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь от 11 марта 2024 г. (далее – КГС), предлагается дополнить ст. 1 проекта Закона следующим определением термина:
«законные представители – родители, усыновители
(удочерители), опекуны, попечители, а также организации, на попечении которых находится респондент».
Статья 2. Правовое регулирование отношений,
возникающих при организации и проведении переписи населения
Отношения, возникающие при организации
и проведении переписи населения, регулируются законодательством о переписи населения, а также международными договорами Республики Беларусь.
1. Согласно п. 1 ст. 2 п. 1 и абз. 4 ч. 1 п. 2 ст.
3 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) «нормативные правовые акты, составляющие законодательство», в т.ч. «законы Республики Беларусь», регулируют «общественные отношения», а не абстрактные «отношения».
Соответственно, в ч. 1 ст. 2 проекта Закона
слово «Отношения» следует заменить на слова «Общественные отношения».
2. Согласно абз. 4 п. 1 ст. 28 Закона о НПА «Основными
требованиями нормотворческой техники являются… полнота правового регулирования нормативным правовым актом соответствующих общественных отношений», в целях обеспечения которой «…в нормативном правовом акте должны предусматриваться комплексное регулирование общественных отношений, относящихся к предмету правового регулирования этого акта, исключающее пробелы в правовом регулировании (ч. 1 п. 4 ст. 28 Закона о НПА), при этом «Нормативный правовой акт должен точно определять предмет правового регулирования...» (ч. 2 п. 4 ст. 28 Закона о НПА).
Из чего следует:
1) «предметом правового регулирования»
нормативного правового акта (далее – НПА) являются «общественные отношения», которые регулируются данным НПА;
2) НПА должен «точно определять» общественные
отношения, которые им регулируются.
Согласно п. 5 ст. 42 Закона о НПА «Для подготовки
проекта нормативного правового акта в зависимости от его содержания следует… определить предметную, пространственную, временную и субъектную (по кругу лиц) сферы действия нормативного правового акта». Главы «Общие положения» иных действующих законы содержат статьи «Сфера действия настоящего Закона», в которых определяется их «предметная сфера действия» («предмет правового регулирования») путем указания на общественные отношения, которые регулируются «настоящим Законом».
Таким образом, в проекте Закона должны
указываться «общественные отношения», регулируемые «настоящим Законом», а не «законодательством о переписи населения» (!). Между тем, в ст. 2 проекта Закона не определены «общественные отношения», регулируемые «настоящим Законом», что является пробелом правового регулирования, порождающим правовую неопределенность. В целом «предметная сфера действия» («предмет правового регулирования») проекта Закона не определена (?!).
3. На практике НПА может регулировать не
только однородные, но и разнородные общественные отношения, включать «нормы права», характерные как для одной «отрасли законодательства», так и для нескольких.
Представляется, что проекта Закона регулирует
следующие общественные отношения в сфере переписи населения:
1) основные («переписные») общественные
отношения, возникающие в процессе осуществления «переписи населения» (абз. 5 ст. 1 законопроекта);
2) общественные отношения, связанные
с основными («переписными») общественными отношениями, в т.ч. обеспечивающие их (организационно-управленческого, финансово-материального, информационного, статистического и иного характера).
Так, многие общественные отношения, регулируемые
ч. 3 ст. 3 и ст. 9 проекта Закона, согласно абз. 17 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации) являются «информационными отношениями» и регулируются «законодательством об информации, информатизации и защите информации».
Общественные отношения, возникающие при
«использовании административных данных и иной информации, полученные в порядке, предусмотренном Законом о государственной статистике», а также при «обеспечении статистической конфиденциальности, распространении и представлении официальной статистической информации» являются «отношениями в области государственной статистики» и регулируются «законодательством о государственной статистике» (п. 1 ст. 3 Закона о государственной статистике).
Заслуживает внимания п. 1 ст. 4 Кодекса Республики
Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. (далее – Кодекс об образовании), согласно которого Кодексом об образовании регулируются «общественные отношения в сфере образования», включающие в себя:
1) общественные отношения по реализации
права граждан на образование (образовательные отношения);
2) общественные отношения, связанные
с образовательными отношениями.
Законодательство о переписи населения
основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 28 ноября 2004 г. № 345-З «О государственной статистике», настоящего Закона и иных актов законодательства.
1. Из каких «и иных актов законодательства»
состоит «законодательство о переписи населения»? Неужели из любых?
2. При «организации и проведении переписи
населения» возникают разнородные общественные отношения, некоторые из которых регулируются иным отраслевым законодательством либо регулируются не только «настоящим Законом», но и иным отраслевым законодательством: «законодательством о государственной статистике», «законодательством об информации, информатизации и защите информации», «законодательством о персональных данных» и др. Соответственно, проект Закона должен содержать положения, устанавливающие правила применения иного отраслевого законодательства к общественным отношениям, регулируемым «настоящим Законом». Между тем, ст. 2 проекта Закона не содержит положений, содержащих порядок применения к «общественным отношениям в сфере переписи населения» положений иных отраслей законодательства. В результате возникают проблемы при применении к «отношениям в сфере переписи населения» отдельных норм и институтов иных отраслей законодательства.
Представляется, что «общественные отношения
в сфере переписи населения» должны регулироваться исходя из презумпции регулирования таких отношений, прежде всего, «законодательством о переписи населения». Соответственно, в случае коллизии норм, регулирующих «общественные отношения в сфере переписи населения», в «законодательстве о переписи населения» и иных отраслевых законодательствах приоритет в применении должны иметь нормы «законодательства о переписи населения».
3. С учетом вышеизложенного, а также анализа
содержания глав «Общие положения» иных действующих законов, с целью устранения пробелов правового регулирования, порождающих правовую неопределенность, предлагается изложить проект Закона в следующей редакции:
«Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
[Предмет регулирования настоящего Закона]
1. Действие настоящего Закона распространяется
на общественные отношения в сфере переписи населения, возникающие при проведении переписи населения (далее – переписные отношения), а также на связанные с ними отношения.
2. Действие настоящего Закона не распространяется
на общественные отношения, связанные с_____________ [при необходимости].
3. К общественным отношениям в сфере переписи
населения в части, не урегулированной настоящим Законом, применяется законодательство о государственной статистике, законодательство об информации, информатизации и защите информации, законодательством о персональных данных и иное законодательство.
Статья 2-1. Правовое регулирование
общественных отношений в сфере переписи населения
1. Общественные отношения в сфере переписи
населения регулируются законодательством о переписи населения, а также международными договорами Республики Беларусь.
2. Законодательство о переписи населения
основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 28 ноября 2004 г. № 345-З «О государственной статистике», настоящего Закона и иных актов законодательства, [содержащих нормы права,] регулирующих[е] переписные отношения.»
3. Если международным договором Республики
Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.»
Статья 3. Основы проведения переписи населения
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 14 Закона о НПА «Закон
– нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений».
Соответственно, законы должны содержать
«принципы общественных отношений», регулируемых ими, например, ст. 5 «Принципы государственной статистики» Закона о государственной статистике.
С целью устранения пробела правового регулирования,
порождающего правовую неопределенность, необходимо включить в ст. 3 проекта Закона «принципы переписи населения».
Статья 3-1. Субъекты отношений в сфере
переписи населения
1. Согласно ч. 2 п. 4 ст. 28 Закона о НПА «Нормативный
правовой акт должен точно определять… субъектов, на которых распространяется его действие». Согласно п. 5 ст. 42 Закона о НПА «Для подготовки проекта нормативного правового акта в зависимости от его содержания следует… определить… субъектную (по кругу лиц) сферы действия нормативного правового акта». Между тем, проект Закона не определяет «субъектов, на которых распространяется его действие», что является пробелом правового регулирования, порождающим правовую неопределенность. Так, в п. 3 ст. 9 проекта Закона упоминаются «опекуны» и «попечители». При этом не ясно, являются ли «опекуны» и «попечители» самостоятельным участником отношений, регулируемых проектом Закона, либо они только «замещают» респондентов определенных категорий (несовершеннолетние, недееспособные и др.) в указанных отношениях? Согласно п. 2 ст. 5 Кодекса об образовании «Субъектами общественных отношений, связанных с образовательными отношениями, являются.. законные представители несовершеннолетних абитуриентов, выпускников…». Аналогично, субъектами общественных отношений, связанных с «переписными отношениями», являются «законные представители» респондентов.
С целью устранения пробела правового регулирования,
порождающего правовую неопределенность, предлагается дополнить проект Закона статьей ст. 3-1 «Субъекты общественных отношений в сфере переписи населения», в которой определить «субъектов, на которые распространяется действие настоящего Закона», включая «законных представителей» (см. выше).
2. В ч. 1 ст. 73 Кодекса Республики Беларусь
о браке и семье от 9 июля 1999 г. (далее – КоБС) содержится следующие положение: «Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей».
Аналогичное положение содержится в ч. 1
ст. 157 КоБС: «Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании несовершеннолетних, совершеннолетних лиц, находящихся под их опекой или попечительством… защищать их права и законные интересы». При этом следует различать «осуществление прав» и «защита прав», что подтверждается наименованиями ст. 5 «Осуществление прав, вытекающих из брачных и семейных отношений» и ст. 6 «Защита прав, вытекающих из брачных и семейных отношений» КоБС. Соответственно, следует различать:
1) осуществление прав «респондента» (ст.
5 КоБС и п. 3 ст. 4 проекта Кодекса) законными представителями от его имени;
2) защиту прав «респондента» (ст. 6 КоБС и
п. 3 ст. 4 проекта Закона) «законными представителями» путем самостоятельного принятия решений от своего имени в пределах своей компетенции.
В ч. 1 ст. 94 КГС содержится следующее положение:
«Законные представители совершают от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, с ограничениями, предусмотренными законодательными актами». Аналогичное положение в КоБС и проекте Закона отсутствует.
В ч. 2 п. 9 ст. 5 Закона Республики Беларусь
от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (далее – Закон о защите персональных данных) сказано: «В случае признания субъекта персональных данных недееспособным или ограниченно дееспособным, а также до достижения им возраста шестнадцати лет, за исключением вступления в брак до достижения возраста шестнадцати лет, согласие на обработку его персональных данных дает один из его законных представителей…». При этом указанные лица «…в случае дачи согласия на обработку персональных данных вместо субъекта персональных данных пользуются правами субъекта персональных данных, предусмотренными настоящим Законом» (ч. 3 п. 9 ст. 5 Закона о защите персональных данных).
Согласно подп. 1.3. п. 1 ст. 33 Кодекса об образовании
«Законные представители несовершеннолетних обучающихся.. имеют право на… защиту прав и законных интересов обучающихся…».
С целью устранения пробела правового регулирования
в части прав «законных представителей», вызывающего правовую неопределенность, предлагается наделить «законных представителей»:
1) правами, производными от прав «респондента»,
для чего дополнить ст. 4 проекта Закона положениями, аналогичными содержащимися в ч. 1 ст. 94 КГС, ч.ч. 2 и 3 п. 9 ст. 5 Закона о защите персональных данных;
2) самостоятельными правами вследствие
признания «законных представителей» субъектом общественных отношений «в сфере переписи населения».
Статья 4. Респонденты
1. Респондентами являются граждане
Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие в Республике Беларусь, а также граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, но на дату проведения переписи населения временно пребывающие на территории иностранных государств.
При этом каких-либо исключений в отношении
указанных «граждан» не предусмотрено. Соответственно, «респондентами» признаются различные категории «граждан», в т.ч. «несовершеннолетние» (включая «малолетних») и «признанные судом недееспособными».
3. Респонденты имеют право:
знать цель проведения переписи населения;
требовать от временного переписного
персонала предъявления соответствующего удостоверения, а в случае отказа в предъявлении такого удостоверения – не представлять первичные статистические данные;
в ходе опроса знакомиться с собранными
о них первичными статистическими данными по формам переписного листа, при наличии ошибок (неточностей) – уточнять их.
1. Эти права не обязательно должны осуществляться
лично «респондентом» и не во всех случаях это возможно (см. выше).
2. Каких-либо исключений для отдельных категорий
«респондентов» п. 3 ст. 4 проекта Закона не содержит. Каким образом могут осуществлять указанные п. 3 ст. 4 проекта Закона права «малолетние респонденты» (включая младенцев), а также «недееспособные респонденты» (лишенные судом дееспособности)?
4. Респонденты обязаны принимать участие
в переписи населения и представлять достоверные первичные статистические данные по формам переписного листа.
1. В п. 4 ст. 4 проекта Закона содержится две
самостоятельные обязанности всех без исключения «респондентов»:
1) принимать участие в переписи населения;
2) представлять достоверные первичные статистические
данные по формам переписного листа.
Наличие союза «и» означает, что эти две
обязанности «респондентов» взаимосвязаны и выполнение только одной из них не представляется возможным. При этом выполнение этих двух обязанностей не обязательно должно осуществляться лично «респондентом» и не во всех случаях это возможно (см. выше).
2. Каких-либо исключений для отдельных категорий
«респондентов» п. 4 ст. 4 проекта Закона не содержит. Каким образом могут выполнять указанные п. 4 ст. 4 проекта Закона обязанности «малолетние респонденты» (включая младенцев), а также «недееспособные респонденты» (лишенные судом дееспособности)?
Статья 8. Программа переписи населения
…
В программу переписи населения по решению
Совета Министров Республики Беларусь могут быть дополнительно включены иные вопросы.
Не допускается включение в программу переписи
населения вопросов, ответы на которые могут содержать информацию, относящуюся к государственным секретам, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, нарушающую права и свободы человека и гражданина.
Каким образом какая-либо «информация»
может «нарушать права и свободы человека и гражданина»? Нарушать «права, свободы, а также законные интересы человека и гражданина» может «передача, сбор, обработка, накопление, хранение, распространение и (или) предоставление информации» (абз. 17 ст. 1 Закона об информации).
С целью устранения правовой неопределенности
предлагается слова «нарушающую права и свободы человека и гражданина» заменить на слова «, а также сбор ответов на которые нарушает права, свободы, законные интересы человека и гражданина».
Статья 9. Способы сбора первичных статистических
данных
1. Сбор первичных статистических данных
при проведении переписи населения осуществляется без их документального подтверждения следующими способами:
представление первичных статистических
данных респондентами посредством специализированного программного обеспечения в глобальной компьютерной сети Интернет;
опрос респондентов при обходе
жилых и иных помещений, в которых проживают (пребывают) респонденты, либо при посещении респондентами переписных участков, которые образуются органами государственной статистики.
С учетом замечаний по п. 3 ст. 9 проекта Закона
(см. далее) для устранения правовой неопределенности необходимо после слов «респондентами» и «респондентов» добавить «, их законными представителями» и «, их законных представителей» соответственно.
2. Опрос респондентов осуществляется
в отношении лиц, достигших 15-летнего возраста на дату проведения переписи населения.
В отношении каких именно «лиц, достигших
15-летнего возраста…» осуществляется «опрос респондентов»? Неужели любых (соседи, родственники, знакомые, в т.ч. с которыми «респондент» состоит в «неприязненных отношениях»)?
С целью устранения правовой неопределенности
и исключения злоупотребления правами «респондентов» предлагается слово «лиц» заменить на слова «респондента и иных членов домохозяйства».
3. Первичные статистические данные о членах
домохозяйства, отсутствующих в жилых и иных помещениях на момент сбора первичных статистических данных или не достигших 15-летнего возраста, сообщаются совершеннолетними членами домохозяйства. Первичные статистические данные о респондентах, над которыми установлены опека или попечительство, сообщаются их опекунами или попечителями.
1. Отсутствующих в каких именно «иных помещениях»?
Неужели любых?
С целью устранения правовой неопределенности
необходимо конкретизировать, в каких именно «иных помещениях».
2. Из чего следует, что «респонденты,
над которыми установлены опека или попечительство» и «их опекуны или попечители» – разные лица. При этом «их опекуны или попечители» «респондентами» в данном случае при проведении их «опроса» не являются. Соответственно, необходима корректировка п. 3 ст. 9 проекта Закона (см. выше).
4. Опрос респондентов и заполнение
переписных листов осуществляются на белорусском или русском языке.
Кто наделен правом выбора языка при «опросе
и заполнении»?
С целью устранения правовой неопределенности
предлагается после слова «респондентов» добавить слова «, их законных представителей», а после слова «языке» добавить слова «по выбору опрашиваемого лица».
20.11.2025 16:02:54
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться