Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь «Об изменении постановлений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 9 февраля 2021 г. № 8 и от 21 декабря 2021 г. № 82»
Описание проекта
В рамках проекта предлагается урегулировать существующие проблемные вопросы в постановлении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21 декабря 2021 г. № 82 «Об обеспечении пожарной безопасности» путем дополнения и корректировки положений действующей редакции. В частности, планируются изменения в программы пожарно-технического минимума, общеобъектовую инструкцию по пожарной безопасности, а также в инструкции:
  • о порядке подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере;
  • о порядке проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;
  • о порядке хранения веществ и материалов;
  • о требованиях к размещению и эксплуатации теплогенерирующих аппаратов и отопительных приборов промышленного (заводского) изготовления;
  • о требованиях к размещению и эксплуатации теплоемких печей;
  • о нормах оснащения объектов первичными средствами пожаротушения.

Кроме того, проектом предусматривается редакционная корректировка постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 9 февраля 2021 г. № 8 «О должностных лицах органов государственного пожарного надзора».

Документ направлен на реализацию статьи 5 Закона Республики Беларусь от 16 октября 2025 г. № 99-З «Об изменении законов по вопросам деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям», а также совершенствование законодательства в области обеспечения пожарной безопасности с учетом практики его применения.
информация
Начало обсуждения:
02.12.2025
Окончание обсуждения:
12.12.2025
Количество сообщений:
7
Количество участников:
7
Публичное обсуждение завершено
Итоги обсуждения
Обсуждение проекта
ZV
1
04.12.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : ИНСТРУКЦИЯ о порядке оформления наряда-допуска на проведение огневых работ на временных местах, утвержденная Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82
7. При проведении огневых работ на объекте сторонней (подрядной) организацией наряд-допуск выдается руководителем организации заказчика или уполномоченным на то лицом.


Прошу рассмотреть вопрос внесения
изменения в Инструкцию о порядке оформления наряда-допуска на проведение огневых работ на временных местах, утвержденную Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82 в пункты:

7. При проведении огневых работ на объекте сторонней (подрядной) организацией наряд-допуск выдается руководителем организации заказчика или уполномоченным на то лицом.

4. В наряде-допуске указываются:

должность служащего, фамилия и инициалы лица, ответственного за подготовку огневых работ (при проведении огневых работ сторонней (подрядной) организацией ответственным за подготовку огневых работ является лицо, назначенное руководителем организации заказчика);

должность служащего, фамилия и инициалы лица, ответственного за проведение огневых работ (при проведении огневых работ сторонней (подрядной) организацией ответственным за проведение огневых работ является лицо, назначенное руководителем данной организации);

В Правилах по охране труда, утвержденных Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 01.07.2021 № 53 (далее - Правила по охране труда) указано:

пункт 110. Перед началом выполнения ремонтных, пусконаладочных и иных работ с повышенной опасностью в организации сторонними организациями работодатели, являющиеся заказчиками работ, должны оформить на весь период выполнения работ акт-допуск для выполнения работ, разработать и осуществить организационно-технические мероприятия, направленные на обеспечение безопасности проведения указанных работ, а также безопасную эксплуатацию оборудования.

пункт 99. При производстве работ работающими сторонних организаций на территории организации наряд-допуск оформляется в трех экземплярах: первый экземпляр находится у лица, выдавшего наряд-допуск, второй – у руководителя работ, третий экземпляр выдается уполномоченному должностному лицу организации, на территории которой производятся работы, если иное не предусмотрено техническими нормативными правовыми актами, являющимися в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения.

Таким образом можно заключить, что после оформления акта-допуска для выполнения работ и осуществления организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности проведения указанных работ (подготовку места, оборудования и другое для проведения огневых), между организацией заказчиком и сторонней организацией наряд-допуск на выполнение работ с повышенной опасностью должен оформляться уполномоченным должностным лицом сторонней организации.

В пункте 103 Правил по охране труда указано, что лицо, выдавшее наряд-допуск, устанавливает необходимость производства и объем работ, определяет возможность безопасного их выполнения и несет ответственность за: правильность и полноту указываемых в наряде-допуске мер безопасности; качественный и количественный состав исполнителей работ; назначение руководителя работ.

Полагаю, что руководитель организации или уполномоченное лицо заказчика не имеют права назначать руководителя работ от подрядной организации и нести ответственность за его назначение, а также нести ответственность за правильность и полноту указываемых в наряде-допуске мер безопасности так как не имеет достоверной информации об оборудовании, инструментах и средствах индивидуальной и коллективной защиты применяемых подрядной организацией, нести ответственность за качественный и количественный состав исполнителей работ так как не обладает достоверной информации о работниках с которыми у заказчика не заключен трудовой договор.

demetre
1
05.12.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Примечание. Талон о прохождении подготовки по программе ПТМ имеет формат не менее А7.


ИНСТРУКЦИЯ о порядке оформления наряда-допуска
на проведение огневых работ на временных местах, утвержденная Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82, Приложение 5. Прошу рассмотреть вопрос об отмене формата А7 для талона ПТМ, чтобы для удобства можно было сделать вкладыш в удостоверение по охране труда.
Copper_Beard
15
08.12.2025
1) Предлагается включить в Инструкцию о
нормах оснащения объектов первичными средствами пожаротушения и в таблицу "Нормы оснащения объектов первичными средствами пожаротушения" (Приложение к Инструкции о нормах оснащения объектов первичными средствами пожаротушения) нормы по оснащению объектов воздушно-эмульсионными огнетушителями. Главное преимущество воздушно-эмульсионных огнетушителей перед другими типами заключается в их безопасности для людей и имущества. В отличие от порошковых, они не создают порошкового облака, резко снижающего видимость и затрудняющего дыхание, а после тушения уборка помещений менее трудозатратна, чем после применения порошковых огнетушителей. По сравнению с углекислотными, они не вытесняют кислород из помещения и могут применяться в том числе в замкнутых пространствах, так же при применении ОУ можно получить обморожение, а также им нельзя тушить одежду на человеке, из-за возможности травмировать самого пострадавшего. При этом воздушно-эмульсионные огнетушители эффективно тушат большинство типов пожаров, включая электрооборудование, а также могут использоваться в качестве ОТВ проникающего действия, например для тушения таких материалов, которые могут тлеть без доступа кислорода (картон и бумага в кипах), порошковые и углекислотные огнетушители проигрывают в данном плане. В настоящее время ОВЭ проигрывают другим типам в цене, но при этом, если субъект хозяйствования желает использовать ОВЭ, как более эффективный тип огнеутшителя, помимом стоимости самого ОВЭ, ему всё равно необходимо соблюдать требования по нормам оснащения другими типами огнетушителей, получается что ОВЭ могут использоваться как дополнительные, не исключая при этом требования по оснащению объекта, например, ОП, логика здесь напрочь отсутсвует. Необходимо предусмотреть возможность применения ОВЭ по аналогии с другими типами огнеутшителей. На самом деле до сих пор не понятно, почему в Беларуси нет норм оснащения данными огнеутшителями. 2) Предлагается предусмотреть необходимость оснащения объектов огнетушителями порошковыми специальными (ОПС) для тушения горения металлов и металлосодержащих веществ (класс D). В последнее время количество электроприборов, имеющих в своём составе литий-ионные батареи значительно увеличилось. Сюда можно отнести средства персональной мобильности (электросамокаты, электровелосипеды, моноколеса на электротяге, электроскутеры и др.), электромобили, электротележки и электроштабеллеры на складских объектах, которые используют в качестве элемента питания электродвигателей литий-ионные батареи. Дополнительно такими аккумуляторами оснащаются значительное количество смартфонов, ноутбуков и другой бытовой техники. Возгорания аккумуляторов невозможно эффективно тушить никакими огнеутшителями за исключением ОПС. На основании чего предлагается преудсмотреть необходимость оснащения ОПС таких объектов, как: мастерские по ремонту электротехники (телефоны, ноутбуки, роботы пылесосы и др. из-за наличия в их составе литий-ионных АКБ); СТО, оказывающие услуги по ремонту электромобилей и гибридов; сервисные центры по ремонту электровелосипедов, электросамокатов и других средств персональной мобильности на электротяге; сервисные центры по ремонту складской техники на электротяге; магазины (точки реализации) техники с литий-ионными АКБ, в том числе и магазины по реализации самих литий-ионных АКБ и автосалоны по реализации электромобилей и гибридов; складские объекты для хранения литий-ионных АКБ и техники, в составе которой имеются литий-ионные АКБ; производственные площади по производству электроавтомобилей и гибридов (например BELGEE). Данный перечень приведен как примерный и требует проработки со стороны специалистов МЧС, возможно помимо литий-ионных батарей, есть другие компоненты, которые невозможно потушить другими видами огнетушителей, за исключением ОПС (горение металлов в научных лабораториях, испытательных центрах и др.). Большая опасность точек по ремонту бытовой техники заключается в том, что в основном данные точки представляют собой небольшие "островки" или павильоны в торговых центрах, когда множество таких же павильонов находятся рядом. Мастер по ремонту бытовой техники в случае возгорания АКБ непроизвольно откидывает горящий элемент в сторону, что подвтерждается многочисленными видео, которые находятся в открытом доступе в сети Интернет. По сути горящий литий-ионный аккумулятор летящий в соседний павильон с синтетическими куртками выступает в роли своеобразного коктейля Молотова, который можно потушить с помощью ОПС. 3) В нстоящее время доступны сервисы по аренде автомобилей (каршеринг). Предлагается для субъектов-хозяйствования - собственников автомобилей (владельцев каршеринга), используемых при осуществлении деятельности по аренде таких авто, данным постановлением ввести обязанность по оснащению автомобилей перичными средствами пожаротушения, в том числе для электромобилей и гибридов предусмотреть наличие ОПС, если это целесообразно.
Al640531koR
1
10.12.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : ВОПРОСЫ
по применению постановления МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021                № 82 «Об обеспечении пожарной безопасности»
отдельные вопросы, возникшие при применении документов, утвержденных постановлением МЧС Беларуси от 21.12.2021 № 82


ВОПРОСЫ

по применению постановления
МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021                № 82 «Об обеспечении пожарной безопасности»

1) Противоречия в руководящих документах по вопросу применения первичных средств пожаротушения при обеспечении мест проведения огневых работ. Чем руководствоваться?

        ОТПБ (Декрет Президента РБ № 7) п. 41. Место проведения огневых работ должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения, виды и количество которых определяются лицом, ответственным за подготовку огневых работ, а при наличии в здании внутреннего противопожарного водопровода от ближайшего пожарного крана прокладывается рукавная линия.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.11.2019               № 779. Специфические требования по обеспечению пожарной безопасности взрывопожароопасных и пожароопасных производств, п. 357. В помещении или на участке, отведенных для проведения постоянных огневых работ, должны быть первичные средства пожаротушения – не менее двух огнетушителей (предпочтение при выборе огнетушителя должно отдаваться более универсальному по области применения), а также полотнище противопожарное.

постановление МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82, Инструкция о нормах оснащения объектов первичными средствами, приложение п. 44

Постоянные (временные) места проведения огневых работ на 200 м2 площади должны быть обеспечены: 1 ОП-8 или 1 ОУ-5 или 1 ОВП-10 и 1 полотнищем противопожарным.

Размеры полотнища не указаны.

2) в Инструкции о нормах оснащения объектов первичными средствами пожаротушения, утв. постановлением МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82, приложение п. 78, непонятно о каких открытых складах идет речь (не указана ни категория, ни объем (площадь), ни вид склада) на каждые 200 кв. м требуется 2 ОП-8 или 2 ОВП-10.

Например, на ОАО «Светлогорский ЦКК» открытый склад коры – это площадка хранения 200 м х 300 м = 60 000 кв. м / 200 = 300 *2 = 600, потребуется 600 огнетушителей ОП-8;

открытый склад леса на площадке 716 м х 570 м = 408 120 кв.м потребуется: 408 120 / 200 = 2040,6 * 2 = 4082 огнетушителя. Многовато будет.

Открытый склад металлолома и ж/б конструкций также следует комплектовать огнетушителями?

3) в вышеназванной Инструкции отсутствуют требования к обеспечению огнетушителями электропогрузчиков. В паспортах по технической эксплуатации отдельных из них, например «Амкодор», требуется перевозить огнетушитель.

В приложении к Специфическим требованиям по обеспечению пожарной безопасности для объектов железнодорожного транспорта, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.11.2019 № 778, электропогрузчики, задействованные на объектах ж.д. транспорта, должны быть обеспечены 1 огнетушителем ОУ-5.

В чем разница с объектовыми электропогрузчиками, не относящимися к объектам ж.д. транспорта и не подпадающим под действие вышеназванных СТПБ?

4) В приложении 2 к постановлению МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82 в форме плана эвакуации указывается только должность служащего (профессия) рабочего, наименование субъекта хозяйствования, а также инициалы и фамилия).

Выходит, что подпись разработчика не нужна, что снимает с разработчика всякую ответственность за содержание документа, и можно вписать туда любое лицо, которое даже и не будет подозревать, что оно разработчик.

В проекте документа были изложены требования к размещению планов эвакуации, которые впоследствии исчезли. Теперь планы можно вывешивать где угодно и разворачивать как угодно без привязки к наблюдателю. При сложной планировке и неправильно размещенном плане по отношению к человеку, стоящему к плану лицом, эвакуируемый основательно запутается. Размер плана можно уменьшить до любого формата и рассматривать его через лупу, что также не есть хорошо.

5) в Инструкции о порядке проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения, утв. постановлением МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82, п. 10 обозначение знаком пожарной безопасности, соответствующим ТНПА внутреннего пожарного крана не требуется? Данное требование в Инструкции отсутствует.

В Акте оценки готовности к применению пожарных кранов в таблицах указывается номер или место расположения пожарного крана. Если в большом цехе много ПК, например 70 штук в производстве гофротары ОАО «Светлогорский ЦКК», то место расположения каждого крана сложно расписать в таблице и, следовательно, их нужно нумеровать. В таком случае на шкафах следует наносить буквенный индекс «ПК №» с цифровым обозначением номера и в оценку готовности к применению ПК включать данное требование. Возможно, кроме написания номера ПК следовало бы вернуться к надписи «При пожаре звонить 101 или 112».

6) в Инструкции о порядке хранения веществ и материалов, утв. постановлением МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82, отсутствуют противопожарные требования по складированию балансовой древесины, древесной коры и технологической щепы (объемы (площади), высота, противопожарные разрывы);

отсутствуют требования по измерению температуры древесно-корьевых отходов и древесной технологической щепы, которые склонны к самовозгоранию. На данных складах также целесообразно устройство металлических труб с установкой в них приборов КИПиА, постоянно осуществляющих контроль температуры.

В данной Инструкции отсутствуют требования о разработке для складов соответствующих схем складирования с учетом соблюдения противопожарных требований и размещении их на видном месте.

7) В ОТПБ (Декрет Президента РБ № 7) п. 46. В жилых помещениях гостиниц и других зданиях, сооружениях, пожарных отсеках, предназначенных для временного проживания людей, на видных местах должны быть вывешены схематический план индивидуальной эвакуации людей с соответствующего этажа, памятки с требованиями правил пожарной безопасности для проживающих и действиями на случай возникновения пожара.

Постановлением МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82 наряду с формой плана эвакуации людей при пожаре целесообразно было утвердить и форму схематического плана индивидуальной эвакуации людей.

8) На территории ОАО «Светлогорский ЦКК» имеются внутренние железнодорожные пути и внутренний железнодорожный транспорт – тепловозы, которые не относятся к объектам ж.д. транспорта Белорусской железной дороги (общего пользования).

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 1999 г.                    N 237-З «О железнодорожном транспорте» ж.д. транспорт, принадлежащий ОАО «Светлогорский ЦКК», относится к ж.д. транспорту НЕобщего пользования.

Статья 1 Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

железнодорожный транспорт НЕобщего пользования – вид железнодорожного транспорта, предназначенный для обеспечения потребностей юридических и физических лиц в услугах (работах), оказываемых (выполняемых) в местах необщего пользования на договорных условиях, или выполнения работ для собственных нужд этих лиц и включающий в себя железнодорожные пути необщего пользования, капитальные строения (здания, сооружения), транспортные средства железнодорожного транспорта, а также другое имущество. Под местами необщего пользования понимаются железнодорожные пути необщего пользования, а также крытые и открытые склады и участки, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые отдельными потребителями для осуществления операций по погрузке, выгрузке, хранению грузов;

Действие Специфических требований по обеспечению пожарной безопасности для объектов железнодорожного транспорта, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.11.2019 № 778, не распространяется на объекты ж.д. транспорта НЕобщего пользования:

п.1. Настоящими специфическими требованиями устанавливаются требования по обеспечению пожарной безопасности для объектов железнодорожного транспорта.

Настоящие специфические требования разработаны в соответствии с пунктом 2 общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, и обязательны для соблюдения руководителями, должностными лицами и работниками организаций железнодорожного транспорта общего пользования, а также иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, во владении и (или) пользовании которых находится объект железнодорожного транспорта.

п.3. Под объектом железнодорожного транспорта следует понимать транспортное средство железнодорожного транспорта общего пользования, а также территорию, здание, сооружение, помещение или его часть, наружную установку, машину, оборудование организации железнодорожного транспорта.

(Справочно: ОАО «Светлогорский ЦКК» не является организацией ж.д. транспорта, а его транспортные средства ж.д. транспорта относятся к ж.д. транспорту НЕобщего пользования)

В настоящее время нет руководящего документа, содержащего требования пожарной безопасности к таким объектам, в том числе по обеспечению их огнетушителями.

Постановление МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82 также такие требования не содержит.

Фактически с юридической точки зрения получается, что как только тепловоз, принадлежащий предприятию, выехал за пределы этого предприятия, он автоматически становится ж.д. транспортным средством общего пользования и должен быть обеспечен огнетушителями по нормам Специфических требований…, а внутри предприятия к нему не предъявляется каких-либо требований пожарной безопасности.

9) в Инструкции о порядке проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения, утв. постановлением МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82, п. 10

п.10. Оценка готовности к применению пожарных кранов проводится не реже одного раза в год для проверки их работоспособности и включает в себя: проверку наличия пожарных кранов согласно проекту, схеме противопожарного водоснабжения; проверку обеспечения доступа к пожарным кранам и их применению; визуальный осмотр на предмет наличия и целостности пожарного шкафа (кассеты-катушки, кассеты-корзины при наличии), наличие и состояние размещенных в нем (в ней) пожарного рукава, ствола, соединительных головок, запорной арматуры, возможность их соединения в рукавную линию; проверку работоспособности пожарных кранов пуском воды; определение водоотдачи внутреннего противопожарного водопровода 1

__1 Проводится при приемке в эксплуатацию, модернизации, после нового строительства.

То есть должна быть обеспечена возможность соединения рукавной линии со стволом и с клапаном, а не обязательное соединение.

Например, клапан выполнен вертикально и дверца не закрывается, упирается в него. Это не входит в оценку 1) Противоречия в руководящих документах по вопросу применения первичных средств пожаротушения при обеспечении мест проведения огневых работ. Чем руководствоваться?

        ОТПБ (Декрет Президента РБ № 7) п. 41. Место проведения огневых работ должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения, виды и количество которых определяются лицом, ответственным за подготовку огневых работ, а при наличии в здании внутреннего противопожарного водопровода от ближайшего пожарного крана прокладывается рукавная линия.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.11.2019               № 779. Специфические требования по обеспечению пожарной безопасности взрывопожароопасных и пожароопасных производств, п. 357. В помещении или на участке, отведенных для проведения постоянных огневых работ, должны быть первичные средства пожаротушения – не менее двух огнетушителей (предпочтение при выборе огнетушителя должно отдаваться более универсальному по области применения), а также полотнище противопожарное.

постановление МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82, Инструкция о нормах оснащения объектов первичными средствами, приложение п. 44

Постоянные (временные) места проведения огневых работ на 200 м2 площади должны быть обеспечены: 1 ОП-8 или 1 ОУ-5 или 1 ОВП-10 и 1 полотнищем противопожарным.

Размеры полотнища не указаны.

2) в Инструкции о нормах оснащения объектов первичными средствами пожаротушения, утв. постановлением МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82, приложение п. 78, непонятно о каких открытых складах идет речь (не указана ни категория, ни объем (площадь), ни вид склада) на каждые 200 кв. м требуется 2 ОП-8 или 2 ОВП-10.

Например, на ОАО «Светлогорский ЦКК» открытый склад коры – это площадка хранения 200 м х 300 м = 60 000 кв. м / 200 = 300 *2 = 600, потребуется 600 огнетушителей ОП-8;

открытый склад леса на площадке 716 м х 570 м = 408 120 кв.м потребуется: 408 120 / 200 = 2040,6 * 2 = 4082 огнетушителя. Многовато будет.

Открытый склад металлолома и ж/б конструкций также следует комплектовать огнетушителями?

3) в вышеназванной Инструкции отсутствуют требования к обеспечению огнетушителями электропогрузчиков. В паспортах по технической эксплуатации отдельных из них, например «Амкодор», требуется перевозить огнетушитель.

В приложении к Специфическим требованиям по обеспечению пожарной безопасности для объектов железнодорожного транспорта, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.11.2019 № 778, электропогрузчики, задействованные на объектах ж.д. транспорта, должны быть обеспечены 1 огнетушителем ОУ-5.

В чем разница с объектовыми электропогрузчиками, не относящимися к объектам ж.д. транспорта и не подпадающим под действие вышеназванных СТПБ?

4) В приложении 2 к постановлению МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82 в форме плана эвакуации указывается только должность служащего (профессия) рабочего, наименование субъекта хозяйствования, а также инициалы и фамилия).

Выходит, что подпись разработчика не нужна, что снимает с разработчика всякую ответственность за содержание документа, и можно вписать туда любое лицо, которое даже и не будет подозревать, что оно разработчик.

В проекте документа были изложены требования к размещению планов эвакуации, которые впоследствии исчезли. Теперь планы можно вывешивать где угодно и разворачивать как угодно без привязки к наблюдателю. При сложной планировке и неправильно размещенном плане по отношению к человеку, стоящему к плану лицом, эвакуируемый основательно запутается. Размер плана можно уменьшить до любого формата и рассматривать его через лупу, что также не есть хорошо.

5) в Инструкции о порядке проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения, утв. постановлением МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82, п. 10 обозначение знаком пожарной безопасности, соответствующим ТНПА внутреннего пожарного крана не требуется? Данное требование в Инструкции отсутствует.

В Акте оценки готовности к применению пожарных кранов в таблицах указывается номер или место расположения пожарного крана. Если в большом цехе много ПК, например 70 штук в производстве гофротары ОАО «Светлогорский ЦКК», то место расположения каждого крана сложно расписать в таблице и, следовательно, их нужно нумеровать. В таком случае на шкафах следует наносить буквенный индекс «ПК №» с цифровым обозначением номера и в оценку готовности к применению ПК включать данное требование. Возможно, кроме написания номера ПК следовало бы вернуться к надписи «При пожаре звонить 101 или 112».

6) в Инструкции о порядке хранения веществ и материалов, утв. постановлением МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82, отсутствуют противопожарные требования по складированию балансовой древесины, древесной коры и технологической щепы (объемы (площади), высота, противопожарные разрывы);

отсутствуют требования по измерению температуры древесно-корьевых отходов и древесной технологической щепы, которые склонны к самовозгоранию. На данных складах также целесообразно устройство металлических труб с установкой в них приборов КИПиА, постоянно осуществляющих контроль температуры.

В данной Инструкции отсутствуют требования о разработке для складов соответствующих схем складирования с учетом соблюдения противопожарных требований и размещении их на видном месте.

7) В ОТПБ (Декрет Президента РБ № 7) п. 46. В жилых помещениях гостиниц и других зданиях, сооружениях, пожарных отсеках, предназначенных для временного проживания людей, на видных местах должны быть вывешены схематический план индивидуальной эвакуации людей с соответствующего этажа, памятки с требованиями правил пожарной безопасности для проживающих и действиями на случай возникновения пожара.

Постановлением МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82 наряду с формой плана эвакуации людей при пожаре целесообразно было утвердить и форму схематического плана индивидуальной эвакуации людей.

8) На территории ОАО «Светлогорский ЦКК» имеются внутренние железнодорожные пути и внутренний железнодорожный транспорт – тепловозы, которые не относятся к объектам ж.д. транспорта Белорусской железной дороги (общего пользования).

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 1999 г.                    N 237-З «О железнодорожном транспорте» ж.д. транспорт, принадлежащий ОАО «Светлогорский ЦКК», относится к ж.д. транспорту НЕобщего пользования.

Статья 1 Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

железнодорожный транспорт НЕобщего пользования – вид железнодорожного транспорта, предназначенный для обеспечения потребностей юридических и физических лиц в услугах (работах), оказываемых (выполняемых) в местах необщего пользования на договорных условиях, или выполнения работ для собственных нужд этих лиц и включающий в себя железнодорожные пути необщего пользования, капитальные строения (здания, сооружения), транспортные средства железнодорожного транспорта, а также другое имущество. Под местами необщего пользования понимаются железнодорожные пути необщего пользования, а также крытые и открытые склады и участки, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые отдельными потребителями для осуществления операций по погрузке, выгрузке, хранению грузов;

Действие Специфических требований по обеспечению пожарной безопасности для объектов железнодорожного транспорта, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.11.2019 № 778, не распространяется на объекты ж.д. транспорта НЕобщего пользования:

п.1. Настоящими специфическими требованиями устанавливаются требования по обеспечению пожарной безопасности для объектов железнодорожного транспорта.

Настоящие специфические требования разработаны в соответствии с пунктом 2 общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, и обязательны для соблюдения руководителями, должностными лицами и работниками организаций железнодорожного транспорта общего пользования, а также иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, во владении и (или) пользовании которых находится объект железнодорожного транспорта.

п.3. Под объектом железнодорожного транспорта следует понимать транспортное средство железнодорожного транспорта общего пользования, а также территорию, здание, сооружение, помещение или его часть, наружную установку, машину, оборудование организации железнодорожного транспорта.

(Справочно: ОАО «Светлогорский ЦКК» не является организацией ж.д. транспорта, а его транспортные средства ж.д. транспорта относятся к ж.д. транспорту НЕобщего пользования)

В настоящее время нет руководящего документа, содержащего требования пожарной безопасности к таким объектам, в том числе по обеспечению их огнетушителями.

Постановление МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82 также такие требования не содержит.

Фактически с юридической точки зрения получается, что как только тепловоз, принадлежащий предприятию, выехал за пределы этого предприятия, он автоматически становится ж.д. транспортным средством общего пользования и должен быть обеспечен огнетушителями по нормам Специфических требований…, а внутри предприятия к нему не предъявляется каких-либо требований пожарной безопасности.

9) в Инструкции о порядке проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения, утв. постановлением МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82, п. 10

п.10. Оценка готовности к применению пожарных кранов проводится не реже одного раза в год для проверки их работоспособности и включает в себя: проверку наличия пожарных кранов согласно проекту, схеме противопожарного водоснабжения; проверку обеспечения доступа к пожарным кранам и их применению; визуальный осмотр на предмет наличия и целостности пожарного шкафа (кассеты-катушки, кассеты-корзины при наличии), наличие и состояние размещенных в нем (в ней) пожарного рукава, ствола, соединительных головок, запорной арматуры, возможность их соединения в рукавную линию; проверку работоспособности пожарных кранов пуском воды; определение водоотдачи внутреннего противопожарного водопровода 1

__1 Проводится при приемке в эксплуатацию, модернизации, после нового строительства.

То есть должна быть обеспечена возможность соединения рукавной линии со стволом и с клапаном, а не обязательное соединение.

Например, клапан выполнен вертикально и дверца не закрывается, упирается в него. Это не входит в оценку готовности ПК и не оговорено, значит разрешено.

10) Инструкция о требованиях к размещению и эксплуатации теплоемких печей, утв. постановлением МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82

п.8. При эксплуатации теплоемких печей не допускается:

осуществлять топку при отсутствии защиты из негорючего материала шириной не менее 0,5 метра и длиной не менее 0,7 метра участка пола из горючих материалов перед топочным отверстием, а также размещать горючие вещества и материалы на указанном участке пола;

Если топочное отверстие 0,8 м или 1 м, то ширина листа 0,7 м сгораемый пол не защитит.

11) Требования к содержанию общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности (приложение 1 постановлением МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82)

В общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности содержатся следующие разделы: общая характеристика пожарной опасности объекта (в том числе его функциональное назначение, перечень зданий, сооружений, помещений, категорируемых по взрывопожарной опасности, их площадь), оборудования, обращающихся в процессе эксплуатации веществ и материалов;

Краткое описание пожарной опасности только веществ и материалов, применяемых в ОАО «Светлогорский ЦКК», занимает около 50 листов. Вся общеобъектовая инструкция по оценке где-то около 300 листов текста.

Кто ее из работников будет изучать?

В состав Общества входят кроме промышленного производства объекты сельскохозяйственного производства, общежития и гостиницы, филиал «Лесопиления», объекты торговли в том числе выездные, объекты общепита.

В данном случае целесообразно разрабатывать отдельные инструкции по пожарной безопасности: для отдельных структурных подразделений, для огневых работ, для средств противопожарной защиты и т.п.

12) Требования к содержанию общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности (приложение 1 постановлением МЧС Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82)

режим курения курительных табачных изделий (далее – курение), а также требования к местам для курения и их размещению (при наличии), учитывающие, что специальные места для курения, в том числе комнаты (кабины), оборудуются емкостями из негорючих материалов для сбора окурков и табачного пепла. При этом специальные места для курения, расположенные вне зданий, размещаются не ближе 30 метров от наружных установок категорий Ан, Бн и Вн по взрывопожарной и пожарной опасности и 18 метров – от зданий категорий А и Б по взрывопожарной опасности.

Где гасить окурки, если емкость не заполнена водой? Например, место для курения в цехе, выходной день, работает в сменах около 160 человек, из них курящих 100 человек. У уборщиков выходной, к концу смены урна до верха заполнена окурками и пачками из-под сигарет, бумажными отходами. Загорание от плохо потушенного окурка – неминуемо, и что, каждый раз применять огнетушитель, вместо того чтобы в емкость налить воды? Лайфак: уборщики у курилок ставят 2л пластиковые бутылки с водой для целей тушения урн.

Охрана труда в Беларуси
20
12.12.2025

Инструкция о порядке подготовки работников
по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере

1. Возникают вопросы как регистрировать проверку знаний. Предлагаю второй абзац п.14 изложить в следующей редакции:

«Проверка знаний проводится в объеме проведенного противопожарного инструктажа в форме письменного или устного опроса либо тестирования, в том числе с использованием программных средств, без ее регистрации.»

2. Организации с удаленными структурными подразделениями, в том числе находящихся в других городах, не всегда могут проводить обучение по ПТМ «в живую». Проведение обучения дистанционно позволяет минимизировать затраты на обучение и не направлять работников в другой город. Просьба в первом абзаце пункта 17 убрать запрет на подготовку работников по программе ПТМ дистанционно:

«17. По решению субъекта хозяйствования подготовку работников по программе ПТМ допускается проводить в субъекте хозяйствования по месту работы, других юридических лицах, индивидуально или с группой работников, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой настоящего пункта.»

3. Приложение 4 к Инструкции о порядке подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере. Форма ЖУРНАЛА учета прохождения подготовки по программе ПТМ. Объясните, для каких целей под графой «Номер темы занятия по программе ПТМ» размещаются 5 ячеек? Над ней пишем даты проведения, напротив ячеек с фамилиями — номер темы. А сразу под ней зачем? Еще раз дату писать?

Инструкция о порядке проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения

4. Приложение 6 к Инструкции о порядке проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения Форма АКТА оценки готовности к применению пожарных кранов.

В Акте упоминается комиссия, но по тексту Инструкции нет указаний к ее составу и порядку формирования. Можно ли включать в данную комиссию работников по профессии рабочего?

ИНСТРУКЦИЯ о нормах оснащения объектов первичными средствами пожаротушения

5. Второй абзац пункта 17.

«Специальные места для курения, размещаемые на территории субъекта хозяйствования, должны оснащаться емкостью с запасом воды объемом не менее 0,01 кубического метра (при плюсовой температуре окружающей среды).»

Мне кажется — это мертворожденная норма. Каким образом и в чем размещать 10 литров воды?

6. Первый абзац пункта 23 после слов «проектом организации строительства» дополнить словами «, проектом производства работ».

Приложение 1 к постановлению Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 21.12.2021 № 82 (в редакции постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь ____________ № ___)

7. Последнее предложение в последнем абзаце. Требования к специальные местам для курения, в том числе комнатам (кабинам) уже есть в проекте Общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования ( https://forumpravo.by/publichnoe-obsuzhdenie-proektov-npa/forum15/17823 ).

Внести в постановление изменения в Инструкцию о порядке оформления наряда-допуска на проведение огневых работ на временных местах.

1. Пункт 7.

При проведении огневых работ на объекте сторонней (подрядной) организацией наряд-допуск выдается руководителем организации заказчика или уполномоченным на то лицом.

На строительном объекте может проводиться работами десятком субподрядных организаций. Такая же ситуация в период проведения ремонтных работ на крупных предприятиях. На выдачу наряда-допуска каждому из них тратится огромное количество времени. Они сами в состоянии оформить наряд-допуск и согласовать его с заказчиком. Сделайте как в охране труда — оформление наряда-допуска в трех экземпляра с согласованием с заказчиком.

2. В пункт 2 внести требование, что наряд-допуск может оформляться в виде электронного документа. В Республике есть организации, которые уже реализовали данную функцию, но не могут ее задействовать из-за позиции МЧС, что наряд-допуск — бумажный документ.

Сергей Чусов
3
12.12.2025
Добрый день. В тексте Инструкции о требованиях
к размещению и эксплуатации теплогенерирующих аппаратов и отопительных приборов промышленного (заводского)  изготовления сокращение ТНПА заменить на НПА, в связи с исключением из пункта 3 слова «технической». В приложении 4 к Инструкции о порядке проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения отсутствует схема ствола-водомера. В главе 6 Инструкции о порядке проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения привести формулы в читаемый вид. Пункт 10 главы 5 Инструкции о порядке проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения содержит требования по проверке гидростатического давления в наиболее удаленных и высоко расположенных внутренних пожарных кранах (с помощью заглушки с манометром). Предлагается в форму приложения 6 к Инструкции о порядке проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения добавить результат такой проверки с указанием мест(а) ее проведения. В форме приложения 6 к Инструкции о порядке проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения в таблице о результатах визуального осмотра пожарных кранов и пуске воды предлагается рассмотреть возможность указания сразу нескольких пожарных кранов, а не одного, для объектов, на которых установлено большое количество пожарных кранов. В форме приложения 6 к Инструкции о порядке проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения в таблице о результатах визуального осмотра пожарных кранов и пуске воды предлагается рассмотреть возможность исполнителю самостоятельно определять способ проставления отметок о  соответствии вместо указания «да/нет». В приложении 8 к Инструкции о порядке проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения привести формулы в читаемый вид. В пункте 17 Инструкции о нормах оснащения объектов первичными средствами пожаротушения предлагается заменить «0,01» на «0,002» в связи с избыточностью оснащения специальных мест для курения емкостью с запасом воды объемом не менее 10 литров. Пункт 27 Инструкции о нормах оснащения объектов первичными средствами пожаротушения после слова «(паспортов)» дополнить словами «, а при отсутствии указанной информации – согласно пункту 43 приложения.
Охрана труда в Беларуси
20
12.12.2025

Внести в постановление изменения в Инструкцию
о порядке оформления наряда-допуска на проведение огневых работ на временных местах.

1. Пункт 7.

При проведении огневых работ на объекте сторонней (подрядной) организацией наряд-допуск выдается руководителем организации заказчика или уполномоченным на то лицом.
На строительном объекте может проводиться работами десятком субподрядных организаций. Такая же ситуация в период проведения ремонтных работ на крупных предприятиях. На выдачу наряда-допуска каждому из них тратится огромное количество времени. Они сами в состоянии оформить наряд-допуск и согласовать его с заказчиком. Сделайте как в охране труда — оформление наряда-допуска в трех экземпляра с согласованием с заказчиком.

2. В пункт 2 внести требование, что наряд-допуск может оформляться в виде электронного документа. В Республике есть организации, которые уже реализовали данную функцию, но не могут ее задействовать из-за позиции МЧС, что наряд-допуск — бумажный документ.