Предлагаем обсудить представленный проект на нашем форуме.
Обсуждение продлится с 26 февраля по 26 марта 2018 года.
Приглашаем к обсуждению.
26.02.2018 07:43:16
Максим Шкурдов
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
0
Проект закона усложняет механизмы вовлечения в хозяйственных оборот и заготовки древесины погибших деревьев на землях запаса, упавших вследствие подгнивания корней и (или) воздействия ветра (валежника). Проектом предусмотрено, что сухостойная древесина (утратившая жизнедеятельность, но не отделенная от среды произрастания, заготавливается в порядке удаления (абзац 45 ст. 1 проекта закона). Предполагается, что удаление таких деревьев будет производиться на основании заключения о признании дерева опасным (в порядке ст. 37-6 проекта), хоть лежащие деревья не представляют опасности (за исключением пожарной). Из Закона «О растительном мире» и его определений «удаление объектов растительного мира» и «среда произрастания объектов растительного мира» в редакции предлагаемого к рассмотрению проекта правоприменителям сложно будет сделать вывод, будет ли удалением распил и вывоз лежащих на земле деревьев. Они отделены от среды произрастания? Как правило часть корней всегда касается земли или находится в земле (т.е. проект закона создает пробелы, а не устраняет их). Ранее подобрать валежник мог каждый гражданин, отдыхающий на природе (валежник, для целей применения Закона на практике относился к объектам растительного мира, хоть это и не совсем согласуется с этим термином, данным в ст. 1 Закона, т.к. погибшие деревья не произрастают). Анализ положений статей 40, 45-1 Закона РБ «О растительном мире» позволял гражданам осуществлять свободное пользование валежником – например, разводить костер из веток на берегах водоемов, заготавливать их на дрова и.т.п. Юридические лица осуществляли заготовку в порядке специального пользования. Проект закона делает заготовку древесины погибших деревьев гражданами незаконной (невозможной в порядке пользования). В РФ пошли по иному пути: https://rg.ru/2017/03/09/reg-cfo/rossiianam-razreshat-besplatno-sobirat-valezhnik-v-lesu.html Уборка погибших деревьев приносит пользу, т.к. иначе луга и берега рек будут захламлены. Очевидно, что предлагаемая процедура удаления излишне сложна и нецелесообразна для уборки сухостойной и ветровальной древесины. Не понятно, зачем для удаления явно неживых деревьев собирать комиссии, когда вопрос можно отдать на разрешение местным исполнительным органам и оставить право гражданам на заготовку неживых деревьев для собственных нужд. С принятием закона граждане не смогут заготовить дерево на дрова (как проживающие в сельской местности, так и отдыхающие). Также нужно понимать, что цель закона – сохранение объектов растительного мира, а использование неживой древесины хоть, в части, могло бы заместить спрос на живую древесину, подвергающуюся рубке (в том числе и в лесах). Необходимо создавать условия для заготовки такой древесины, а не препятствовать ей. Также обращаю внимание на то, что отправляя заготовку неживых деревьев по пути удаления, мы автоматически не позволяем это сделать по берегам водоемов (ст. 54 Водного кодекса Республики Беларусь). Это вероятно даже навредит использованию водоемов в целях отдыха граждан. Удаление опасных (сухостойных деревьев) – это необходимость. Для вовлечения погибших деревьев в хозяйственный оборот нужна упрощенная процедура, которая позволяла бы гражданам и хозяйствующим субъектам без особых затрат времени и административных ресурсов производить заготовку неживой древесины (на дрова и для иного использования). Это одновременно и частично избавит бюджет от затрат на удаление. Для решения указанных проблем предлагается оставить гражданам право на заготовку погибших деревьев для собственных нужд и отдать решение вопросов заготовки неживых деревьев для хозяйствующих субъектов в компетенцию местных исполкомов. Видится, что необходимо делить понятия удаления живых и неживых деревьев и регулировать заготовку (удаление) неживой древесины в ином (упрощенном) порядке. Можно воспользоваться идеей «уборки захламленности», отраженной в главе 5 постановления Минлесхоза РБ от 19.12.2016 № 79 или, возможно, ввести отдельный термин, выводящий неживые деревья в отдельную категорию объектов растительного мира для их пользования (удаления). Можно дополнить Закон статьей 37-11, или иной, согласно которой, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица на основании решения местного исполнительного и распорядительного органа, принятого в период вегетации, могут заготавливать (удалять без компенсационных выплат) деревья утратившие жизнедеятельность с предварительным уведомлением территориального органа Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь о дате и времени заготовки неживых деревьев. С одной стороны это позволит вовлечь древесину в хозяйственный оборот, а с другой стороны, позволит обеспечить контроль со стороны государства за соблюдением природоохранного законодательства при заготовке погибших деревьев. В любом случае, данный вопрос требует взвешенного и разумного подхода.
16.03.2018 07:30:30
Пользователь
0
0.0
Считаю важным внести изменение в закон, пункт определения дерева опасным, составлять акт только в летний период,т.к участились случаи составления актов в зимний период,когда сложно доказать по фото , что дерево было живое,за исключением деревьев , имевших опасной наклон.
24.03.2018 19:49:07
Игорь Валерьевич
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
2.2
111
Проектом Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О растительном мире» (далее – Проект) предлагается в ст. 1 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» (далее – Закон) после абз. 23 дополнить статью абзацем следующего содержания: «обрезка деревьев, кустарников – отделение от деревьев, кустарников их частей (удаление сухих, поврежденных ветвей и сучьев, прореживание кроны, придание ей необходимой формы и др.), не влекущее утраты жизнедеятельности этих деревьев, кустарников;»; Можно согласится с определением данного термина в отношении обрезки кустарников, но не деревьев, т.к. данное определение не отражает сущности обрезки деревьев, происходящее на практике. На практике обрезка деревьев заключается, как правило, в следующем: 1) удаление несухих и неповрежденных ветвей; 2) укорачивание ветвей (уменьшение их длины); 3) укорачивание ствола дерева (уменьшение его высоты). Между тем, данные операции не нашли своего отражения в определении. При этом слова «прореживание кроны» не является полным описанием данных операций. Сельскохозяйственные словари и справочники следующим образом описывают содержание термина «обрезка»: «Основными приемами обрезки деревьев являются укорачивание (подрезка) и прореживание (вырезка). При укорачивании удаляют окончания разветвлений, в результате чего уменьшается их длина и улучшается снабжение водой и питатательными веществами. Подрезка сильно изменяет форму кроны, делая ее более компактной. Во время прореживания целиком удаляют (вырезают) побеги или ветви. Вырезку применяют для предупреждения загущения кроны и улучшения условий освещения». «Обрезка деревьев… проводится путем полного (прореживание) или частичного (укорачивание) удаления отдельных органов (сучьев, побегов, ветвей, почек), что зависит от особенностей роста и плодоношения отдельных пород, сортов, возраста раст., ухода и т.д. О. д. может изменяться по типу (укорачивание, прореживание)». Согласно толковым словарям «укорачивать» означает «делать короче». Соответственно, предлагается в определении данного термина «обрезка деревьев, кустарников»: 1) исключить слова «сухих, поврежденных», а также «прореживание кроны, придание ей необходимой формы и др.»; 2) добавить слова «укорачивание ветвей и ствола дерева». В итоге предлагаются следующие редакции данного термина: «обрезка деревьев, кустарников – отделение от деревьев, кустарников их частей путем подрезки (укорачивание ветвей и ствола дерева) и(или) вырезки (удаление ветвей и сучьев), не влекущее утраты жизнедеятельности этих деревьев, кустарников;» либо: «обрезка деревьев, кустарников – подрезка (укорачивание ветвей и ствола дерева) и(или) вырезка (удаление ветвей и сучьев), не влекущие утраты жизнедеятельности этих деревьев, кустарников;» Абзац 26 статьи 1 Закона В абз. 26 ст. 1 Закона содержится определение термина «опасные деревья», в котором описываются в т.ч. «создающие своим вероятным падением угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц». При этом к «опасным деревьям» не относятся деревья, которые из-за частой их посадки имеют нетипичную для данного вида высоту ствола при его малой толщине. При загущенной кроне у таких деревьев смещается вверх их центр тяжести, что при большой парусности и поверхностной корневой системы делает их неустойчивыми к ветровой нагрузке в вегетативный период. По этой причине их следует относить к «потенциально опасным деревьям» как «создающим своим вероятным падением угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц». Данная проблема наиболее актуальная для деревьев, произрастающих в жилой застройке. Особенно – на дворовых территориях старой жилой застройки, где деревья разных видов высаживались гражданами без разработанной проектной документации на благоустройство и без учета рекомендуемых минимальных расстояний между деревьями разных видов. В итоге многие старые дворовые территории летом напоминают джунгли с частой посадкой высоких деревьев с тонкими стволам и загущенной кроной. При этом данные деревья не относятся к «опасным деревьям», т.к. у них отсутствуют содержащиеся в абз. 26 ст. 1 признаки «опасных деревьев». Такие «потенциально опасные деревья» следует не удалять, а выявлять, ставить на «специальный учет» и производить их периодическую обрезку. На практике производится обрезка таких деревьев после жалоб граждан на «создающие своим вероятным падением угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц». Однако, специальному учету такие деревья не подлежат, т.к. отсутствует термин «потенциально опасные деревья». Соответственно, предлагается дополнить ст. 1 Закона следующим термином: «потенциально опасные деревья – произрастающие в жилой застройке населенных пунктов, не относящиеся к опасным деревья, которые вследствие присущих им индивидуальных особенностей (большая высота и малая толщина ствола, загущенность кроны) создают своим вероятным падением угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц». Абзац 33 статьи 1 Закона В абз. 33 ст. 1 Закона содержится определение следующего термина: «придорожные насаждения – насаждения, произрастающие в границах…, а в населенных пунктах – в обе стороны от автомобильной дороги общего пользования до границы существующей застройки (придорожные насаждения автомобильных дорог); В населенных пунктах автомобильные дороги общего пользования могут располагаться вдали от существующей застройки, а также вдоль больших по площади благоустроенным озелененным территориям (парки, скверы, бульвары). В таких случаях к придорожным насаждениям необоснованно относятся насаждения, расположенные вдали от автомобильных дорог общего пользования. Соответственно, предлагается абз. 33 ст. 1 Закона после слов «, а в населенных пунктах» изложить в следующей редакции «– до 30 метров в обе стороны от оси автомобильной дороги либо до границы существующей застройки». Статья 33-1 Закона 1. В ст. 33-1 Закона выделяются только два вида озелененных территорий: озелененные территории общего пользования (абз. 2 ч. 1 ст. 33-1 Закона) и озелененные территории ограниченного пользования (абз. 3 ч. 1 ст. 33-1 Закона). Между тем, в проектировании используется больше видов таких территорий. Так, согласно п. 2.7 Методических рекомендаций по проектированию «Правила проведения озеленения населенных пунктов», утвержденных Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.04.2016 № 101: «2.7. Озелененные территории в населенном пункте в зависимости от типа преимущественного использования и функционального назначения подразделяются на: - озелененные территории общего пользования, предназначенные для организации различных видов отдыха населения. К ним относятся: парки, скверы, сады, бульвары, лесопарки, гидропарки, лугопарки, ландшафтные парки, зоны кратковременной рекреации у воды, городские леса, озелененные участки общественных центров общегородского и районного значения; - озелененные территории ограниченного пользования, предназначенные для ограниченного контингента посетителей, включают насаждения в жилой многоквартирной и смешанной застройке, на участках усадебной застройки, производственных, коммунально-складских, научно-исследовательских, учебных, лечебно-профилактических, административно-деловых, культурно-просветительских, спортивных, торгово-бытовых и других учреждений; - озелененные территории специального назначения, предназначенные для выполнения преимущественно санитарно-гигиенических, инженерно-технических или других функций, включают декоративные питомники, насаждения санитарно-защитных зон, шумо-, ветро-, снегозащитных, прибрежных и берегоукрепительных полос, кладбища, ботанические, зоологические сады (парки), питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства и другие; - прочие озелененные территории, представленные участками, сохранившимися после сноса усадебной застройки, плодовыми садами, утратившими свое производственное значение, временно неблагоустроенными озелененными территориями, на базе которых создаются насаждения одной из вышеуказанных групп.» В обобщенном виде классификация озелененных территорий населенных пунктов приведена в таблице В.2 Приложения В указанных Методических рекомендаций. Предлагается для классификации озелененных территорий использовать приведенную выше классификацию указанных Методических рекомендаций. При этом следует особое внимание обратить на такой вид озелененных территорий как «озелененные территории в границах санитарно-защитных зон»: в Проекте такие территории относятся к «озелененные территории общего пользования», а в Методических рекомендациях – к «озелененные территории специального назначения». 2. Часть 4 ст. 33-1 Закона содержит второе предложение: «Схемой озелененных территорий общего пользования определяется, какие озелененные территории общего пользования являются парками, скверами, бульварами, ботаническими садами, дендрологическими парками». Проектом предлагается данную норму из Закона исключить. Схема озелененных территорий общего пользования (далее – Схема): 1) является градостроительным проектом специального планирования (п. 2 ст. 43 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»). 2) как любой градостроительный проект, разрабатывается специализированной проектной организацией; 3) как любой градостроительный проект, после разработки подлежит согласованию с заинтересованными; 4) разработанный проект Схемы подлежит общественному обсуждению (ч. 5 ст. 33-1 Закона); 5) как любой градостроительный проект подлежит государственной экологической и государственным экспертизам; 6) утвержденная решением местного исполнительного и распорядительного органа в течение месяца после ее утверждения размещается на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) публикуется в городском печатном средстве массовой информации (ст. 33-1 Закона); 7) проектные решения утвержденной в установленном порядке Схемы учитываются при разработке и реализации концепций, прогнозов, программ, планов действий, схем отраслевого развития, реализация которых может оказать воздействие на озелененные территории, при разработке и реализации проектов и схем землеустройства, градостроительных, архитектурных и строительных проектов, планов мероприятий по благоустройству (содержанию) территорий, обоснований инвестирования в строительство, проектов отраслевых схем размещения и развития производства и объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, проектов водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, лесоустроительных проектов, проектов планировки зон отдыха, при ведении государственного градостроительного кадастра Республики Беларусь, земельно-информационной системы Республики Беларусь (ст. 33-1 Закона). Возникает вопрос: кто и каким документом будет определять, «какие озелененные территории общего пользования являются парками, скверами, бульварами, ботаническими садами, дендрологическими парками»? Будут ли проводится общественные обсуждения данного документа, его государственная экологическая экспертиза, будет ли он публиковаться после утверждения? Предлагается второе предложение ч. 4 ст. 33-1 оставить в Законе. 3. Часть 9 ст. 33-1 Закона гласит: «До утверждения местным исполнительным и распорядительным органом схемы озелененных территорий общего пользования уменьшение площади таких территорий, в том числе путем размещения на них объектов строительства, не допускается». Проектом предлагается ч. 9 ст. 33-1 Закона после слова «допускается» дополнить словами «, за исключением размещения объектов строительства в период разработки схемы озелененных территорий общего пользования по согласованию с организацией-разработчиком схемы озелененных территорий общего пользования». С таким предложением нельзя согласиться по следующим причинам. 1) что именно понимается под «в период разработки»? Как указывалось выше, проект Схемы после его разработки подлежит: согласованию с заинтересованными, общественному обсуждению и государственной экологической и государственным экспертизам. При этом: а) срок окончательного согласования разработанного градостроительного проекта (выдачи положительного Заключения) заинтересованными законодательством не определен. Соответственно, разработанный проект Схемы может согласовываться его разработчиком с заинтересованными годами; б) по результатам общественного обсуждения проекта Схемы в нее могут быть внесены изменения; в) по результатам проведенных государственных экспертиз может быть выдано отрицательное Заключение по проекту Схемы; г) законодательство не содержит требования о необходимости разработки таких Схем и наличия утвержденных в установленном порядке Схем для населенных пунктов. Соответственно, в любой момент заказчик разработки проекта Схемы может принять решение о прекращении его разработки. В итоге размещение объекта строительства в период разработки Схемы может быть согласовано с организацией-разработчиком Схемы, озелененная территория общего пользования застроена, а сама Схема так и не будет утверждена в установленном порядке (?!). При этом разработка проекта Схемы осуществляется за бюджетные (и немалые!) средства. Возникает вопрос: зачем разрабатывать проект Схемы, согласовывать его с заинтересованными, выносить проект Схемы на общественное обсуждение, проводить по нему две государственные экспертизы, когда можно все вопросы по застройке озелененной территории общего пользования решить «по согласованию с организацией-разработчиком схемы озелененных территорий общего пользования»? При решении данного вопроса следует учитывать, что Проектом предлагается абз. 2 ч. 1 ст. 33-1 Закона изложить в следующей редакции: «озелененные территории общего пользования — парки, скверы, бульвары, городские леса, ботанические сады, дендрологические парки, а также расположенные на землях общего пользования населенных пунктов городские зоны отдыха, зоны кратковременной рекреации у воды, озелененные участки общественных центров общегородского и районного значения, озелененные участки в жилой застройке, противоэрозионные насаждения, придорожные насаждения автомобильных дорог, озелененные территории в границах санитарно-защитных зон;». Очевидно, что данные виды озелененных территорий общего имеют кардинально разное значение для благоприятной среды обитания и охраны окружающей среды. Одно дело застройка парка, сквера, бульвара и совсем иное – застройка «озелененные участки в жилой застройке» и «озелененных территорий в границах санитарно-защитных зон». Предлагается дифференцировать порядок застройки существующих видов озелененных территорий общего пользования в зависимости от их значения для благоприятной среды обитания и охраны окружающей среды. Статья 35 Проекта 1. Проектом предлагается изложить ч. 1 ст. 35 Закона в следующей редакции: «Градостроительное планирование, зонирование и развитие населенных пунктов и территорий должны осуществляться с учетом необходимости сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.» Что именно понимается под «развитие» населенных пунктов? Предлагается использовать название главы 7 «Градостроительное планирование развития территорий и населенных пунктов» и главы 8 «Зонирование территорий» Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300). Соответственно, ч. 1 ст. 35 Закона изложить в следующей редакции: «Градостроительное планирование развития территорий и населенных пунктов, зонирование территорий должны осуществляться с учетом необходимости сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.» 2. Проектом предлагается изложить ч. 3 ст. 35 Закона в следующей редакции: «Организация населенных пунктов и территорий должна осуществляться в соответствии с градостроительной документацией, в которой должны предусматриваться мероприятия по озеленению и иному обращению с объектами растительного мира, обеспечивающие благоприятную для граждан среду обитания.» Что именно понимается под «организация населенных пунктов и территорий»? Предлагается в ч. 3 ст. 35 Закона заменить слово «организация» на слова «Зонирование, планирование и застройка». Статья 36 Проекта Проектом предлагается изложить абз. 1 ст. 36 Закона в следующей редакции: «При размещении, строительстве, приемке в эксплуатацию объектов строительства, а также эксплуатации, консервации, сносе иных объектов, оказывающих вредное воздействие на объекты растительного мира, в установленном законодательством Республики Беларусь порядке должны предусматриваться…» Что именно понимается под «размещение»? Согласно ст. 1 Закона № 300 «строительная деятельность (строительство) – деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ». Соответственно, снос и консервация – это виды строительства. Предлагается изложить абз. 1 ст. 36 Закона в следующей редакции: «При разработке градостроительной и проектной документации, строительстве, приемке в эксплуатацию объектов строительства, а также эксплуатации объектов, оказывающих вредное воздействие на объекты растительного мира, в установленном законодательством Республики Беларусь порядке должны предусматриваться…» Статья 37-10 Проекта 1. В ч. 2 ст. 37-10 Проекта сказано: «Работы по обрезке деревьев, кустарников в целях предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц проводятся пользователями земельных участков, в границах которых произрастают подлежащие обрезке деревья, кустарники, иными лицами на основании гражданско-правового договора». С такой нормой согласиться нельзя по следующим причинам: 1) не ясно, кто именно и в каком порядке будет устанавливать тот факт, что конкретное дерево несет угрозу «причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц». При отсутствии такого порядка можно подвергнуть «обрезке» любое дерево с ссылкой на указанное основание; 2) данная норма допускает обрезку деревьев фактически всеми желающими («иными лицами на основании гражданско-правового договора»), а не компетентными лицами. На практике варварская «обрезка» деревьев некомпетентными лицами нередко приводит к их повреждению и гибели. 2. В ч. 3 ст. 37-10 Проекта сказано: «Работы по обрезке деревьев, кустарников в целях устранения препятствий эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию этих зданий, сооружений и иных объектов, иными лицами на основании гражданско-правового договора.» По ч. 3 ст. 37-10 Проекта замечания – аналогичные замечаниям по ч. 2 ст. 37-10 Проекта. 3. Предлагается в ст. 37-10 Проекта выделить отдельную часть по регламентации обрезки «потенциально опасных деревьев». Необходимо сначала выявлять такие деревья, ставить их на специальный учет и только потом осуществлять их обрезку (при необходимости – периодическую). 4. Во всех случаях обрезку должны выполнять только компетентные лица («уполномоченные юридические лица, иные юридические лица в области озеленения»), а не любые субъекты хозяйствования («иными лицами на основании гражданско-правового договора»).
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О растительном мире»
Общественное обсуждение
3Проект предоставлен
Предлагаем обсудить представленный проект на нашем форуме.
Обсуждение продлится с 26 февраля по 26 марта 2018 года.
Приглашаем к обсуждению.
26.02.2018 07:43:16
Пользователь
НОВИЧОКПроектом предусмотрено, что сухостойная древесина (утратившая жизнедеятельность, но не отделенная от среды произрастания, заготавливается в порядке удаления (абзац 45 ст. 1 проекта закона). Предполагается, что удаление таких деревьев будет производиться на основании заключения о признании дерева опасным (в порядке ст. 37-6 проекта), хоть лежащие деревья не представляют опасности (за исключением пожарной). Из Закона «О растительном мире» и его определений «удаление объектов растительного мира» и «среда произрастания объектов растительного мира» в редакции предлагаемого к рассмотрению проекта правоприменителям сложно будет сделать вывод, будет ли удалением распил и вывоз лежащих на земле деревьев. Они отделены от среды произрастания? Как правило часть корней всегда касается земли или находится в земле (т.е. проект закона создает пробелы, а не устраняет их).
Ранее подобрать валежник мог каждый гражданин, отдыхающий на природе (валежник, для целей применения Закона на практике относился к объектам растительного мира, хоть это и не совсем согласуется с этим термином, данным в ст. 1 Закона, т.к. погибшие деревья не произрастают). Анализ положений статей 40, 45-1 Закона РБ «О растительном мире» позволял гражданам осуществлять свободное пользование валежником – например, разводить костер из веток на берегах водоемов, заготавливать их на дрова и.т.п. Юридические лица осуществляли заготовку в порядке специального пользования.
Проект закона делает заготовку древесины погибших деревьев гражданами незаконной (невозможной в порядке пользования).
В РФ пошли по иному пути:
Уборка погибших деревьев приносит пользу, т.к. иначе луга и берега рек будут захламлены. Очевидно, что предлагаемая процедура удаления излишне сложна и нецелесообразна для уборки сухостойной и ветровальной древесины. Не понятно, зачем для удаления явно неживых деревьев собирать комиссии, когда вопрос можно отдать на разрешение местным исполнительным органам и оставить право гражданам на заготовку неживых деревьев для собственных нужд. С принятием закона граждане не смогут заготовить дерево на дрова (как проживающие в сельской местности, так и отдыхающие).
Также нужно понимать, что цель закона – сохранение объектов растительного мира, а использование неживой древесины хоть, в части, могло бы заместить спрос на живую древесину, подвергающуюся рубке (в том числе и в лесах). Необходимо создавать условия для заготовки такой древесины, а не препятствовать ей. Также обращаю внимание на то, что отправляя заготовку неживых деревьев по пути удаления, мы автоматически не позволяем это сделать по берегам водоемов (ст. 54 Водного кодекса Республики Беларусь). Это вероятно даже навредит использованию водоемов в целях отдыха граждан.
Удаление опасных (сухостойных деревьев) – это необходимость. Для вовлечения погибших деревьев в хозяйственный оборот нужна упрощенная процедура, которая позволяла бы гражданам и хозяйствующим субъектам без особых затрат времени и административных ресурсов производить заготовку неживой древесины (на дрова и для иного использования). Это одновременно и частично избавит бюджет от затрат на удаление.
Для решения указанных проблем предлагается оставить гражданам право на заготовку погибших деревьев для собственных нужд и отдать решение вопросов заготовки неживых деревьев для хозяйствующих субъектов в компетенцию местных исполкомов.
Видится, что необходимо делить понятия удаления живых и неживых деревьев и регулировать заготовку (удаление) неживой древесины в ином (упрощенном) порядке.
Можно воспользоваться идеей «уборки захламленности», отраженной в главе 5 постановления Минлесхоза РБ от 19.12.2016 № 79 или, возможно, ввести отдельный термин, выводящий неживые деревья в отдельную категорию объектов растительного мира для их пользования (удаления).
Можно дополнить Закон статьей 37-11, или иной, согласно которой, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица на основании решения местного исполнительного и распорядительного органа, принятого в период вегетации, могут заготавливать (удалять без компенсационных выплат) деревья утратившие жизнедеятельность с предварительным уведомлением территориального органа Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь о дате и времени заготовки неживых деревьев. С одной стороны это позволит вовлечь древесину в хозяйственный оборот, а с другой стороны, позволит обеспечить контроль со стороны государства за соблюдением природоохранного законодательства при заготовке погибших деревьев.
В любом случае, данный вопрос требует взвешенного и разумного подхода.
16.03.2018 07:30:30
Пользователь
24.03.2018 19:49:07
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ«обрезка деревьев, кустарников – отделение от деревьев, кустарников их частей (удаление сухих, поврежденных ветвей и сучьев, прореживание кроны, придание ей необходимой формы и др.), не влекущее утраты жизнедеятельности этих деревьев, кустарников;»;
Можно согласится с определением данного термина в отношении обрезки кустарников, но не деревьев, т.к. данное определение не отражает сущности обрезки деревьев, происходящее на практике. На практике обрезка деревьев заключается, как правило, в следующем:
1) удаление несухих и неповрежденных ветвей;
2) укорачивание ветвей (уменьшение их длины);
3) укорачивание ствола дерева (уменьшение его высоты).
Между тем, данные операции не нашли своего отражения в определении. При этом слова «прореживание кроны» не является полным описанием данных операций.
Сельскохозяйственные словари и справочники следующим образом описывают содержание термина «обрезка»:
«Основными приемами обрезки деревьев являются укорачивание (подрезка) и прореживание (вырезка). При укорачивании удаляют окончания разветвлений, в результате чего уменьшается их длина и улучшается снабжение водой и питатательными веществами. Подрезка сильно изменяет форму кроны, делая ее более компактной. Во время прореживания целиком удаляют (вырезают) побеги или ветви. Вырезку применяют для предупреждения загущения кроны и улучшения условий освещения».
«Обрезка деревьев… проводится путем полного (прореживание) или частичного (укорачивание) удаления отдельных органов (сучьев, побегов, ветвей, почек), что зависит от особенностей роста и плодоношения отдельных пород, сортов, возраста раст., ухода и т.д. О. д. может изменяться по типу (укорачивание, прореживание)».
Согласно толковым словарям «укорачивать» означает «делать короче».
Соответственно, предлагается в определении данного термина «обрезка деревьев, кустарников»:
1) исключить слова «сухих, поврежденных», а также «прореживание кроны, придание ей необходимой формы и др.»;
2) добавить слова «укорачивание ветвей и ствола дерева».
В итоге предлагаются следующие редакции данного термина:
«обрезка деревьев, кустарников – отделение от деревьев, кустарников их частей путем подрезки (укорачивание ветвей и ствола дерева) и(или) вырезки (удаление ветвей и сучьев), не влекущее утраты жизнедеятельности этих деревьев, кустарников;»
либо:
«обрезка деревьев, кустарников – подрезка (укорачивание ветвей и ствола дерева) и(или) вырезка (удаление ветвей и сучьев), не влекущие утраты жизнедеятельности этих деревьев, кустарников;»
Абзац 26 статьи 1 Закона
В абз. 26 ст. 1 Закона содержится определение термина «опасные деревья», в котором описываются в т.ч. «создающие своим вероятным падением угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц». При этом к «опасным деревьям» не относятся деревья, которые из-за частой их посадки имеют нетипичную для данного вида высоту ствола при его малой толщине. При загущенной кроне у таких деревьев смещается вверх их центр тяжести, что при большой парусности и поверхностной корневой системы делает их неустойчивыми к ветровой нагрузке в вегетативный период. По этой причине их следует относить к «потенциально опасным деревьям» как «создающим своим вероятным падением угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц».
Данная проблема наиболее актуальная для деревьев, произрастающих в жилой застройке. Особенно – на дворовых территориях старой жилой застройки, где деревья разных видов высаживались гражданами без разработанной проектной документации на благоустройство и без учета рекомендуемых минимальных расстояний между деревьями разных видов. В итоге многие старые дворовые территории летом напоминают джунгли с частой посадкой высоких деревьев с тонкими стволам и загущенной кроной.
При этом данные деревья не относятся к «опасным деревьям», т.к. у них отсутствуют содержащиеся в абз. 26 ст. 1 признаки «опасных деревьев».
Такие «потенциально опасные деревья» следует не удалять, а выявлять, ставить на «специальный учет» и производить их периодическую обрезку. На практике производится обрезка таких деревьев после жалоб граждан на «создающие своим вероятным падением угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц». Однако, специальному учету такие деревья не подлежат, т.к. отсутствует термин «потенциально опасные деревья».
Соответственно, предлагается дополнить ст. 1 Закона следующим термином:
«потенциально опасные деревья – произрастающие в жилой застройке населенных пунктов, не относящиеся к опасным деревья, которые вследствие присущих им индивидуальных особенностей (большая высота и малая толщина ствола, загущенность кроны) создают своим вероятным падением угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц».
Абзац 33 статьи 1 Закона
В абз. 33 ст. 1 Закона содержится определение следующего термина: «придорожные насаждения – насаждения, произрастающие в границах…, а в населенных пунктах – в обе стороны от автомобильной дороги общего пользования до границы существующей застройки (придорожные насаждения автомобильных дорог);
В населенных пунктах автомобильные дороги общего пользования могут располагаться вдали от существующей застройки, а также вдоль больших по площади благоустроенным озелененным территориям (парки, скверы, бульвары). В таких случаях к придорожным насаждениям необоснованно относятся насаждения, расположенные вдали от автомобильных дорог общего пользования. Соответственно, предлагается абз. 33 ст. 1 Закона после слов «, а в населенных пунктах» изложить в следующей редакции «– до 30 метров в обе стороны от оси автомобильной дороги либо до границы существующей застройки».
Статья 33-1 Закона
1. В ст. 33-1 Закона выделяются только два вида озелененных территорий: озелененные территории общего пользования (абз. 2 ч. 1 ст. 33-1 Закона) и озелененные территории ограниченного пользования (абз. 3 ч. 1 ст. 33-1 Закона). Между тем, в проектировании используется больше видов таких территорий. Так, согласно п. 2.7 Методических рекомендаций по проектированию «Правила проведения озеленения населенных пунктов», утвержденных Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.04.2016 № 101:
«2.7. Озелененные территории в населенном пункте в зависимости от типа преимущественного использования и функционального назначения подразделяются на:
- озелененные территории общего пользования, предназначенные для организации различных видов отдыха населения. К ним относятся: парки, скверы, сады, бульвары, лесопарки, гидропарки, лугопарки, ландшафтные парки, зоны кратковременной рекреации у воды, городские леса, озелененные участки общественных центров общегородского и районного значения;
- озелененные территории ограниченного пользования, предназначенные для ограниченного контингента посетителей, включают насаждения в жилой многоквартирной и смешанной застройке, на участках усадебной застройки, производственных, коммунально-складских, научно-исследовательских, учебных, лечебно-профилактических, административно-деловых, культурно-просветительских, спортивных, торгово-бытовых и других учреждений;
- озелененные территории специального назначения, предназначенные для выполнения преимущественно санитарно-гигиенических, инженерно-технических или других функций, включают декоративные питомники, насаждения санитарно-защитных зон, шумо-, ветро-, снегозащитных, прибрежных и берегоукрепительных полос, кладбища, ботанические, зоологические сады (парки), питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства и другие;
- прочие озелененные территории, представленные участками, сохранившимися после сноса усадебной застройки, плодовыми садами, утратившими свое производственное значение, временно неблагоустроенными озелененными территориями, на базе которых создаются насаждения одной из вышеуказанных групп.»
В обобщенном виде классификация озелененных территорий населенных пунктов приведена в таблице В.2 Приложения В указанных Методических рекомендаций.
Предлагается для классификации озелененных территорий использовать приведенную выше классификацию указанных Методических рекомендаций. При этом следует особое внимание обратить на такой вид озелененных территорий как «озелененные территории в границах санитарно-защитных зон»: в Проекте такие территории относятся к «озелененные территории общего пользования», а в Методических рекомендациях – к «озелененные территории специального назначения».
2. Часть 4 ст. 33-1 Закона содержит второе предложение: «Схемой озелененных территорий общего пользования определяется, какие озелененные территории общего пользования являются парками, скверами, бульварами, ботаническими садами, дендрологическими парками».
Проектом предлагается данную норму из Закона исключить.
Схема озелененных территорий общего пользования (далее – Схема):
1) является градостроительным проектом специального планирования (п. 2 ст. 43 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
2) как любой градостроительный проект, разрабатывается специализированной проектной организацией;
3) как любой градостроительный проект, после разработки подлежит согласованию с заинтересованными;
4) разработанный проект Схемы подлежит общественному обсуждению (ч. 5 ст. 33-1 Закона);
5) как любой градостроительный проект подлежит государственной экологической и государственным экспертизам;
6) утвержденная решением местного исполнительного и распорядительного органа в течение месяца после ее утверждения размещается на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) публикуется в городском печатном средстве массовой информации (ст. 33-1 Закона);
7) проектные решения утвержденной в установленном порядке Схемы учитываются при разработке и реализации концепций, прогнозов, программ, планов действий, схем отраслевого развития, реализация которых может оказать воздействие на озелененные территории, при разработке и реализации проектов и схем землеустройства, градостроительных, архитектурных и строительных проектов, планов мероприятий по благоустройству (содержанию) территорий, обоснований инвестирования в строительство, проектов отраслевых схем размещения и развития производства и объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, проектов водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, лесоустроительных проектов, проектов планировки зон отдыха, при ведении государственного градостроительного кадастра Республики Беларусь, земельно-информационной системы Республики Беларусь (ст. 33-1 Закона).
Возникает вопрос: кто и каким документом будет определять, «какие озелененные территории общего пользования являются парками, скверами, бульварами, ботаническими садами, дендрологическими парками»? Будут ли проводится общественные обсуждения данного документа, его государственная экологическая экспертиза, будет ли он публиковаться после утверждения?
Предлагается второе предложение ч. 4 ст. 33-1 оставить в Законе.
3. Часть 9 ст. 33-1 Закона гласит: «До утверждения местным исполнительным и распорядительным органом схемы озелененных территорий общего пользования уменьшение площади таких территорий, в том числе путем размещения на них объектов строительства, не допускается».
Проектом предлагается ч. 9 ст. 33-1 Закона после слова «допускается» дополнить словами «, за исключением размещения объектов строительства в период разработки схемы озелененных территорий общего пользования по согласованию с организацией-разработчиком схемы озелененных территорий общего пользования».
С таким предложением нельзя согласиться по следующим причинам.
1) что именно понимается под «в период разработки»? Как указывалось выше, проект Схемы после его разработки подлежит: согласованию с заинтересованными, общественному обсуждению и государственной экологической и государственным экспертизам. При этом:
а) срок окончательного согласования разработанного градостроительного проекта (выдачи положительного Заключения) заинтересованными законодательством не определен. Соответственно, разработанный проект Схемы может согласовываться его разработчиком с заинтересованными годами;
б) по результатам общественного обсуждения проекта Схемы в нее могут быть внесены изменения;
в) по результатам проведенных государственных экспертиз может быть выдано отрицательное Заключение по проекту Схемы;
г) законодательство не содержит требования о необходимости разработки таких Схем и наличия утвержденных в установленном порядке Схем для населенных пунктов. Соответственно, в любой момент заказчик разработки проекта Схемы может принять решение о прекращении его разработки.
В итоге размещение объекта строительства в период разработки Схемы может быть согласовано с организацией-разработчиком Схемы, озелененная территория общего пользования застроена, а сама Схема так и не будет утверждена в установленном порядке (?!). При этом разработка проекта Схемы осуществляется за бюджетные (и немалые!) средства. Возникает вопрос: зачем разрабатывать проект Схемы, согласовывать его с заинтересованными, выносить проект Схемы на общественное обсуждение, проводить по нему две государственные экспертизы, когда можно все вопросы по застройке озелененной территории общего пользования решить «по согласованию с организацией-разработчиком схемы озелененных территорий общего пользования»?
При решении данного вопроса следует учитывать, что Проектом предлагается абз. 2 ч. 1 ст. 33-1 Закона изложить в следующей редакции: «озелененные территории общего пользования — парки, скверы, бульвары, городские леса, ботанические сады, дендрологические парки, а также расположенные на землях общего пользования населенных пунктов городские зоны отдыха, зоны кратковременной рекреации у воды, озелененные участки общественных центров общегородского и районного значения, озелененные участки в жилой застройке, противоэрозионные насаждения, придорожные насаждения автомобильных дорог, озелененные территории в границах санитарно-защитных зон;».
Очевидно, что данные виды озелененных территорий общего имеют кардинально разное значение для благоприятной среды обитания и охраны окружающей среды. Одно дело застройка парка, сквера, бульвара и совсем иное – застройка «озелененные участки в жилой застройке» и «озелененных территорий в границах санитарно-защитных зон».
Предлагается дифференцировать порядок застройки существующих видов озелененных территорий общего пользования в зависимости от их значения для благоприятной среды обитания и охраны окружающей среды.
Статья 35 Проекта
1. Проектом предлагается изложить ч. 1 ст. 35 Закона в следующей редакции:
«Градостроительное планирование, зонирование и развитие населенных пунктов и территорий должны осуществляться с учетом необходимости сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.»
Что именно понимается под «развитие» населенных пунктов? Предлагается использовать название главы 7 «Градостроительное планирование развития территорий и населенных пунктов» и главы 8 «Зонирование территорий» Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300). Соответственно, ч. 1 ст. 35 Закона изложить в следующей редакции:
«Градостроительное планирование развития территорий и населенных пунктов, зонирование территорий должны осуществляться с учетом необходимости сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.»
2. Проектом предлагается изложить ч. 3 ст. 35 Закона в следующей редакции:
«Организация населенных пунктов и территорий должна осуществляться в соответствии с градостроительной документацией, в которой должны предусматриваться мероприятия по озеленению и иному обращению с объектами растительного мира, обеспечивающие благоприятную для граждан среду обитания.»
Что именно понимается под «организация населенных пунктов и территорий»?
Предлагается в ч. 3 ст. 35 Закона заменить слово «организация» на слова «Зонирование, планирование и застройка».
Статья 36 Проекта
Проектом предлагается изложить абз. 1 ст. 36 Закона в следующей редакции:
«При размещении, строительстве, приемке в эксплуатацию объектов строительства, а также эксплуатации, консервации, сносе иных объектов, оказывающих вредное воздействие на объекты растительного мира, в установленном законодательством Республики Беларусь порядке должны предусматриваться…»
Что именно понимается под «размещение»?
Согласно ст. 1 Закона № 300 «строительная деятельность (строительство) – деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ». Соответственно, снос и консервация – это виды строительства.
Предлагается изложить абз. 1 ст. 36 Закона в следующей редакции:
«При разработке градостроительной и проектной документации, строительстве, приемке в эксплуатацию объектов строительства, а также эксплуатации объектов, оказывающих вредное воздействие на объекты растительного мира, в установленном законодательством Республики Беларусь порядке должны предусматриваться…»
Статья 37-10 Проекта
1. В ч. 2 ст. 37-10 Проекта сказано:
«Работы по обрезке деревьев, кустарников в целях предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц проводятся пользователями земельных участков, в границах которых произрастают подлежащие обрезке деревья, кустарники, иными лицами на основании гражданско-правового договора».
С такой нормой согласиться нельзя по следующим причинам:
1) не ясно, кто именно и в каком порядке будет устанавливать тот факт, что конкретное дерево несет угрозу «причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц». При отсутствии такого порядка можно подвергнуть «обрезке» любое дерево с ссылкой на указанное основание;
2) данная норма допускает обрезку деревьев фактически всеми желающими («иными лицами на основании гражданско-правового договора»), а не компетентными лицами. На практике варварская «обрезка» деревьев некомпетентными лицами нередко приводит к их повреждению и гибели.
2. В ч. 3 ст. 37-10 Проекта сказано:
«Работы по обрезке деревьев, кустарников в целях устранения препятствий эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию этих зданий, сооружений и иных объектов, иными лицами на основании гражданско-правового договора.»
По ч. 3 ст. 37-10 Проекта замечания – аналогичные замечаниям по ч. 2 ст. 37-10 Проекта.
3. Предлагается в ст. 37-10 Проекта выделить отдельную часть по регламентации обрезки «потенциально опасных деревьев». Необходимо сначала выявлять такие деревья, ставить их на специальный учет и только потом осуществлять их обрезку (при необходимости – периодическую).
4. Во всех случаях обрезку должны выполнять только компетентные лица («уполномоченные юридические лица, иные юридические лица в области озеленения»), а не любые субъекты хозяйствования («иными лицами на основании гражданско-правового договора»).
26.03.2018 06:11:52
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться