[ Закрыто ] Проект постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении санитарных норм и правил», утверждающего «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию, эксплуатации и использованию территорий»
Предметом правового регулирования проекта постановления являются санитарно-эпидемиологические требования, устанавливаемые к: содержанию и эксплуатации территорий: • земель общего пользования населенных пунктов; • объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры, земельных участков, предоставленных юридическим лицам для обслуживания многоквартирных жилых домов, общежитий, гаражей и автомобильных стоянок; • мест пользования поверхностными водными объектами, определенными местными исполнительными и распорядительными органами для рекреации, спорта и туризма; • мест погребения; использованию территорий для строительства (возведения, реконструкции) объектов.
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 7 Элемент текста : «В агроэкоусадьбах должно обеспечиваться исправное состояние инженерных коммуникаций, санитарно-технического и другого оборудования, надлежащее состояние помещений, твердого и мягкого инвентаря».
Предлагается исключить слово "и другого" или конкретизировать.
11.11.2022 01:25:58
Вячеслав К
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.9
6
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 7 Элемент текста : «Покрытия пола, стен и потолков помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий»
Предлагается исключить текст или конкретизировать. Непонятно о каких дефектах, повреждениях и следах идет речь.
11.11.2022 01:27:41
Вячеслав К
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.9
6
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 12 Элемент текста : «Не допускается использование продукции без маркировки, позволяющей определить ее наименование (название), назначение (если это не следует из ее наименования), способ применения, срок годности, наименование производителя и страну происхождения».
Предлагается исключить текст или конкретизировать о какой продукции, используемой на агроэкоусадьбе, идет речь. Как использовать жидкое мыло и т.п. в специальных дозаторах?
11.11.2022 01:30:15
Вячеслав К
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.9
6
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 21 Элемент текста : «Стирка белья осуществляется в прачечной и (или) непосредственно в агроэкоусадьбе (при создании условий для ее проведения, а также условий для сушки и глажения постельного белья).
Допускается ли стирка белья в иных жилых домах, квартирах граждан?
11.11.2022 01:31:43
Вячеслав К
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.9
6
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 24 Элемент текста : «В помещениях агроэкоусадеб не допускается наличие грызунов и насекомых».
Относятся ли к насекомым мухи, мошки, комары?
11.11.2022 01:33:38
Gena3367720
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.8
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 2
В качестве замечания по указанному проекту Правил, сообщаем, что по тексту слово «должны» и словосочетание «должны быть», которые не являются нормативными правовыми предписаниями, упоминаются около 20 раз, что не соответствует требованиям ст.ст.28,30 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах».
16.11.2022 14:26:41
Игорь Валерьевич
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
110
Проект Постановления «Об утверждении санитарных норм и правил»
1. Утвердить санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию, эксплуатации и использованию территорий» (прилагаются). 2. Признать утратившими силу: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011 г. № 110 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 декабря 2009 г. № 143»; постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 апреля 2014 г. № 24 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к проектированию, строительству, капитальному ремонту, реконструкции, благоустройству объектов строительства, вводу объектов в эксплуатацию и проведению строительных работ» и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 февраля 2011 г. № 12»; постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 июля 2015 г. № 90 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования к местам погребения и крематориям» и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 222»; постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 октября 2015 г. № 102 «О внесении изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011 г. № 110». В п. 1 пояснительной записки к проекту сказано: «Проект постановления подготовлен в целях унификации, оптимизации и либерализации санитарно-эпидемиологических требований, изложенных в настоящее время в Санитарных нормах, правилах и гигиенических нормативах «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011 г. № 110, Санитарных нормах и правилах «Санитарно-эпидемиологические требования к местам погребения и крематориям», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 июля 2015 г. № 90, Санитарных нормах и правилах «Требования к проектированию, строительству, капитальному ремонту, реконструкции, благоустройству объектов строительства, вводу объектов в эксплуатацию и проведению строительных работ», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 апреля 2014 г. № 24, путем их объединения, исключения дублирования нормативных правовых предписаний и множественности нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу». Таким образом, проектом Постановления предлагается заменить три Санитарных норм и правил (далее – СанПиН) одним СанПиНом. При этом: 1) предмет правового регулирования проекта «утративших силу» СанПиНов шире, чем предмет правового регулирования «утверждаемого» проектом Постановления СанПиНа. В частности, Санитарные нормы и правила «Требования к проектированию, строительству, капитальному ремонту, реконструкции, благоустройству объектов строительства, вводу объектов в эксплуатацию и проведению строительных работ», утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 апреля 2014 г. № 24, содержат санитарно-эпидемиологическими требования к «проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, к благоустройству объектов строительства и вводу в эксплуатацию объектов строительства», что прямо предусмотрено в абз. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), а «утверждаемый» проектом Постановления СанПиНа таких требований не содержит; 2) суммарный объем требований «утративших силу» СанПиНов значительно превышает объем требований «утверждаемого» проектом Постановления СанПиНа, при этом далеко не все отсутствующие в «утверждаемом» СанПиНе требования после проведения «унификации, оптимизации и либерализации» дублируются в ином отраслевом законодательстве; 3) в пояснительной записке к проекту ничего не сказано в отношении того, проводились ли какие-либо научные исследования по вопросу влияния предлагаемой «унификации, оптимизации и либерализации» требований трех СанПиНов на безопасность для жизни и здоровья граждан, в том числе на уровень угрозы возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. Из чего можно предположить, что указанные исследования не проводились; 4) в п. 6 пояснительной записки к проекту сказано: «Результаты научных исследований в области права, публикации в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет, обращения граждан и юридических лиц, относящиеся к предмету правового регулирования проекта: отсутствуют». При указанных выше обстоятельствах вызывает сомнение достижение «основной цели проекта санитарных правил», указанной в п. 3 пояснительной записке к проекту: «Основная цель проекта санитарных правил – охрана здоровья населения, которая заключается в обеспечении того, чтобы территории эксплуатировались и использовались с максимальной безопасностью для жизни и здоровья граждан, в том числе минимизировалась угроза возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний». Предлагается отказаться от подобной «унификации, оптимизации и либерализации» санитарно-эпидемиологических требований, изложенных в настоящее время в указанных трех СанПиНах, сохранив в тексте «утверждаемого» СанПиНа все требования «отменяемых» трех СанПиНов, которые не дублируются в ином отраслевом законодательстве.
Проект СанПиНа
Пункт 1 Настоящими санитарными нормами и правилами устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования (далее, если не определено иное, - требования) к: содержанию и эксплуатации территорий: Между тем, в перечне санитарно-эпидемиологических требований, содержащемся в ч. 1 ст. 14 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требования к «содержанию и эксплуатации территорий» отсутствуют (?!). использованию территорий для строительства (возведения, реконструкции) объектов 1. Из чего следует, что проект СанПиНа не делает различий между «строительство», «возведение» и «реконструкция, рассматривая их как равные по правовому статусу виды деятельности. Такой подход противоречит терминологии, используемой в законодательстве об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Так, согласно определению термина «строительная деятельность (строительство)», содержащемуся в абз. 41 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З), «возведение» и «реконструкция» является одними из видов «строительства». 2. Не ясно, распространяются ли требования данных СанПиНов на иные виды «строительства», перечисленные в абз. 41 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З, в частности на «благоустройство объекта», «реставрацию» и «снос»? 3. Как указывалось выше, в абз. 3 ч. 1 ст. 14 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» упоминаются санитарно-эпидемиологическими требования к «проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, к благоустройству объектов строительства и вводу в эксплуатацию объектов строительства». 4. Соответственно, предлагается заменить «строительства (возведения, реконструкции)» на «возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и благоустройства объектов строительства». Пункт 5 Деятельность субъектов хозяйствования по обслуживанию зданий и территорий как работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения подлежит государственной санитарно-гигиенической экспертизе в порядке, установленном законодательством 1. Согласно п. 1 проекта в данном СанПиНе устанавливаются требования к «содержанию и эксплуатации территорий», а не к «содержанию и эксплуатации зданий». 2. Законодательство об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности разделяет термины «здание» и «сооружение». А в п. 7 проекта СанПиНа используется составной термин «зданий (сооружений)». 3. Предлагается «зданий» исключить. Пункт 6 Территории земель общего пользования, объектов, зон рекреации, мест погребения должны содержаться в чистоте Что именно понимается под «содержаться в чистоте»? Абсолютная чистота существует только в отдельных областях космического пространства (открытый космос). В данной норме используется неопределенный законодательством и многозначный термин, по сути являющийся оценочной категорией, что противоречит требованиям абз. 3, 5, 6 п. 1 и ч. 1 п. 3 ст. 28 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА). При отсутствии в проекте СанПиНа и иных актах законодательства каких-либо критериев «содержания в чистоте» возникает вопрос: кто именно и по каким критериям будет оценивать выполнение данной нормы? Если лицо, осуществляющее проверочные мероприятия по своему усмотрению, то применение данной нормы «может повлечь возникновение негативных последствий в различных сферах общественных отношений в связи с наличием рисков криминогенного характера» (ч. 2 п. 1 ст. 49 Закона о НПА), что недопустимо. Необходимо конкретизировать, что именно понимается под «содержаться в чистоте», путем включения в п. 6 проекта требований об отсутствии определенных ситуаций (явлений) на указанной территории: «Не допускается наличие…». Пункт 7 В зимнее время пандусы, крыльцо и ступеньки зданий (сооружений), пешеходные пути (тротуары, аллеи, бульвары, пешеходные улицы и площади, надземные, наземные и подземные пешеходные переходы, лестницы, пешеходные и велосипедные дорожки), остановочные пункты общественного транспорта, хозяйственные площадки должны своевременно очищаться от всех видов снежных, ледяных и снежно-ледяных образований, обрабатываться при необходимости разрешенными к применению противогололедными средствами Что понимается под термином «хозяйственные площадки»? Предлагается заменить неопределенные «хозяйственные площадки» на упоминаемые в п. 9 проекта «площадки и иные места для хранения отходов (далее – площадки)». Пункт 8 Санкционированные места хранения отходов и прилегающие к ним территории должны содержаться в чистоте. Хранение отходов вне санкционированных мест хранения отходов не допускается Замечания и предложения, аналогичные замечаниям и предложениям по п. 6 проекта. Пункт 9 Площадки и иные места для хранения отходов (далее – площадки), если иное не определено актами законодательства, должны иметь: … твердое водонепроницаемое покрытие 1; … 1 Под твердым водонепроницаемым покрытием понимается покрытие, выполненное из различных уплотненных минеральных смесей или каменных материалов (щебень, гравий, шлак, асфальт, бетон и другое) 1. В актах законодательстве об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности применительно к разного рода «покрытиям» используются иные термины – «асфальтобетон» и «цементобетон». Например, п. 8.10, 8.11 и табл. 8.1 строительных норм СН 3.03.06-2022 «Улицы населенных пунктов» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.06.2022, 8/38214). 2. Очевидно, что «водонепроницаемость» покрытия, выполненного из «различных уплотненных минеральных смесей» (асфальтобетон, цементобетон, цементно-шлаковый бетон) существенно превышает «водонепроницаемость» покрытия, выполненного из «каменных материалов» (щебень, гравий, шлак). Так, водонепроницаемость» покрытия, выполненного из насыпного в один слой щебня или гравия практически отсутствует. Соответственно, выполнение подобных «покрытий» для указанных целей недопустимо. В табл. 8.1 СН 3.03.06-2022 для «Материала верхнего слоя покрытия» содержатся следующие варианты: «Щебеночные и гравийные покрытия, обработанные вяжущими, с обязательным устройством защитного слоя (асфальтобетонного, в виде одиночной или двойной поверхностной обработки, или слоя «Slurry-Seal»)» и «Щебеночные и гравийные покрытия. Покрытия из щебеночно-песчаных (гравийно-песчаных) смесей. Покрытия из грунтов и малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими, с обязательным устройством защитного слоя (асфальтобетонного, в виде одиночной или двойной поверхностной обработки, или слоя «Slurry-Seal»). Предлагается изложить в следующей редакции: «Под твердым водонепроницаемым покрытием понимается покрытие, выполненное из различных уплотненных минеральных смесей (асфальтобетон, цементобетон) либо каменных материалов (щебень, гравий, материалы, изготовленные из отходов и побочных продуктов промышленности), обработанных вяжущими, с обязательным устройством защитного слоя». Требования по размещению «контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов» Согласно п. 6.2.9 строительных норм СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.03.2021, 8/36480) «На территории жилой застройки предусматриваются площадки для… сбора коммунальных отходов». При этом в п. 6.2.9 СН 3.01.03-2020 расстояние «от окон жилых домов» до указанных площадок не регламентируется, а в п. 6.2.10 СН 3.01.03-2020 содержится следующее требование: «На прилегающей к жилым домам территории (в том числе в случае ликвидации мусоропровода и при реконструкции существующей застройки) должна быть предусмотрена оборудованная контейнерная площадка для сбора коммунальных отходов в соответствии с [12] и ТКП 17.11-08», где [12] – Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011 г. № 110 (далее – СанПиН № 110). В п. 17 СанПиНа № 110 содержатся следующие общие требования по размещению «контейнерных площадки для сбора твердых отходов»: они «должны быть удалены на расстояние не менее 20 м от: - окон жилых домов; - границ территорий учреждений образования, организаций здравоохранения и торговых объектов общественного питания; - физкультурно-оздоровительных сооружений, площадок для игр детей и отдыха населения». В абз. 3 п. 1 СанПиНа № 110 содержится исключение из общего правила п. 17 в части «в части расстояний от контейнерных площадок для сбора твердых отходов… до окон жилых домов» при размещении их «на территории сложившейся застройки при исключении возможности ухудшения санитарно-гигиенических и противоэпидемических условий проживания на данных территориях». При этом содержащиеся в абз. 3 п. 1 и п. 17 СанПиНа № 110 требования не дублируются в актах иного отраслевого законодательства. Между тем, в п. 2 проекта Постановления предлагается «признать утратившими силу» СанПиН № 110, а проект «утверждаемого» СанПиНа каких-либо требований по размещению «контейнерных площадок для сбора твердых отходов» в населенных пунктах не содержит. Соответственно, после утверждения данного проекта СанПиНа «контейнерные площадки для сбора твердых отходов» в населенных пунктах могут размещаться где-угодно, в т.ч. в непосредственной близости от «окон жилых домов», «границ территорий учреждений образования, организаций здравоохранения и торговых объектов общественного питания» и «физкультурно-оздоровительных сооружений, площадок для игр детей и отдыха населения» (?!), что явно не будет соответствовать «основной цели проекта санитарных правил» (указанной в п. 3 пояснительной записке к проекту), порождать недовольство и жалобы жильцов, а также создавать угрозу возникновения «социальной напряженности». Возникают следующие вопросы: 1) что явилось причиной и основанием такой «оптимизации и либерализации» санитарно-эпидемиологических требований к размещению «контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов» в населенных пунктах? 2) проводились ли какие-либо научные исследования влияния такой «оптимизации и либерализации» на «угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний»? Предлагается дополнить п. 9 проекта СанПиНа требованиями абз. 3 п. 1 и п. 17 СанПиНа № 110 в отношении размещения «контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов» в населенных пунктов. Глава 3 Наименование гл. 3 «Требования к использованию территорий для строительства (возведения, реконструкции) объектов» проекта не соответствует ее содержанию. В гл. 3 проекта содержатся санитарно-эпидемиологические требования к «выбору земельных участков для строительства (возведения, реконструкции) объектов», которые прямо предусмотрены в ч. 1 ст. 14 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Пункт 20 Выбор места размещения земельных участков для строительства (возведения, реконструкции) многоквартирных жилых домов должен осуществляться на основании: утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией за границами действующих планировочных ограничений С учетом содержания п. 19 проекта («с учетом утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией») предлагается заменить «на основании» на «с учетом». расчетов по обеспечению стандартов жилой среды придомовыми территориями и территориями общего пользования В актах природоохранного законодательства и законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности термин «стандарты жилой среды» не используется. Указанный термин используется в некоторых градостроительных проектах, например в п. 2.2.2.4 системы регламентов Генерального плана г. Минска, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165. Предлагается после «обеспечению» добавить «предусмотренных утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией» возможности обеспечения населения объектами социальной инфраструктуры с учетом их доступности в соответствии с законодательством 1. С учетом упоминаемых в п. 7.4.2 СН 3.01.03-2020 «учреждений и предприятий социально-гарантированного обслуживания» предлагается заменить «объектами социальной инфраструктуры» на «объектами социально-гарантированного обслуживания». 2. Требования к «обеспечению населения объектами социальной инфраструктуры с учетом их доступности» содержатся не только в «законодательстве», но и в «утвержденных градостроительных проектах». Так, в п. 3.1 гл. 9 ч. 1 Генерального плана г. Минска содержатся следующие иные по сравнению с установленными в п.п. 7.4.4 и 7.4.6 СН 3.01.03-2020 требования: «Принять дифференцированные параметры радиуса пространственной доступности объектов дошкольного и общего среднего образования, в том числе: - для учреждений дошкольного образования – до 500 метров; - для учреждений общего среднего образования – до 800 метров. Принять расчетный уровень обеспеченности учреждениями дошкольного образования детей в возрасте от 0 до 3 лет – не менее 50%, от 3 до 6 лет – не менее 85%. При условии подвоза учащихся в школу и при соответствующих педагогических и санитарно-гигиенических обоснованиях допускается увеличение радиуса обслуживания начальных и базовых школ». Соответственно, предлагается после «законодательством» добавить «и утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией».
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении санитарных норм и правил», утверждающего «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию, эксплуатации и использованию территорий»
Общественное обсуждение
7Предметом правового регулирования проекта постановления являются санитарно-эпидемиологические требования, устанавливаемые к:
содержанию и эксплуатации территорий:
• земель общего пользования населенных пунктов;
• объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры, земельных участков, предоставленных юридическим лицам для обслуживания многоквартирных жилых домов, общежитий, гаражей и автомобильных стоянок;
• мест пользования поверхностными водными объектами, определенными местными исполнительными и распорядительными органами для рекреации, спорта и туризма;
• мест погребения;
использованию территорий для строительства (возведения, реконструкции) объектов.
Прилагаемая информация:
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 10 по 20 ноября 2022 г.
09.11.2022 16:23:06
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 7 Элемент текста : «В агроэкоусадьбах должно обеспечиваться исправное состояние инженерных коммуникаций, санитарно-технического и другого оборудования, надлежащее состояние помещений, твердого и мягкого инвентаря».
Предлагается исключить слово "и другого" или конкретизировать.
11.11.2022 01:25:58
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 7 Элемент текста : «Покрытия пола, стен и потолков помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий»
Предлагается исключить текст или конкретизировать. Непонятно о каких дефектах, повреждениях и следах идет
речь.
11.11.2022 01:27:41
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 12 Элемент текста : «Не допускается использование продукции без маркировки, позволяющей определить ее наименование (название), назначение (если это не следует из ее наименования), способ применения, срок годности, наименование производителя и страну происхождения».
Предлагается исключить текст или конкретизировать о какой продукции, используемой на агроэкоусадьбе, идет
речь. Как использовать жидкое мыло и т.п. в специальных дозаторах?
11.11.2022 01:30:15
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 21 Элемент текста : «Стирка белья осуществляется в прачечной и (или) непосредственно в агроэкоусадьбе (при создании условий для ее проведения, а также условий для сушки и глажения постельного белья).
Допускается ли стирка белья в иных жилых домах, квартирах граждан?
11.11.2022 01:31:43
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 24 Элемент текста : «В помещениях агроэкоусадеб не допускается наличие грызунов и насекомых».
Относятся ли к насекомым мухи, мошки, комары?
11.11.2022 01:33:38
Пользователь
НОВИЧОКГлава : 2
В качестве замечания по указанному проекту Правил, сообщаем, что по тексту слово «должны» и словосочетание «должны быть», которые не являются нормативными правовыми предписаниями, упоминаются около 20 раз, что не соответствует требованиям ст.ст.28,30 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах».
16.11.2022 14:26:41
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ1. Утвердить санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию, эксплуатации и использованию территорий» (прилагаются).
2. Признать утратившими силу:
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011 г. № 110 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 декабря 2009 г. № 143»;
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 апреля 2014 г. № 24 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к проектированию, строительству, капитальному ремонту, реконструкции, благоустройству объектов строительства, вводу объектов в эксплуатацию и проведению строительных работ» и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 февраля 2011 г. № 12»;
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 июля 2015 г. № 90 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования к местам погребения и крематориям» и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 222»;
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 октября 2015 г. № 102 «О внесении изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011 г. № 110».
В п. 1 пояснительной записки к проекту сказано: «Проект постановления подготовлен в целях унификации, оптимизации и либерализации санитарно-эпидемиологических требований, изложенных в настоящее время в Санитарных нормах, правилах и гигиенических нормативах «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011 г. № 110, Санитарных нормах и правилах «Санитарно-эпидемиологические требования к местам погребения и крематориям», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 июля 2015 г. № 90, Санитарных нормах и правилах «Требования к проектированию, строительству, капитальному ремонту, реконструкции, благоустройству объектов строительства, вводу объектов в эксплуатацию и проведению строительных работ», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 апреля 2014 г. № 24, путем их объединения, исключения дублирования нормативных правовых предписаний и множественности нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу».
Таким образом, проектом Постановления предлагается заменить три Санитарных норм и правил (далее – СанПиН) одним СанПиНом.
При этом:
1) предмет правового регулирования проекта «утративших силу» СанПиНов шире, чем предмет правового регулирования «утверждаемого» проектом Постановления СанПиНа. В частности, Санитарные нормы и правила «Требования к проектированию, строительству, капитальному ремонту, реконструкции, благоустройству объектов строительства, вводу объектов в эксплуатацию и проведению строительных работ», утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 апреля 2014 г. № 24, содержат санитарно-эпидемиологическими требования к «проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, к благоустройству объектов строительства и вводу в эксплуатацию объектов строительства», что прямо предусмотрено в абз. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), а «утверждаемый» проектом Постановления СанПиНа таких требований не содержит;
2) суммарный объем требований «утративших силу» СанПиНов значительно превышает объем требований «утверждаемого» проектом Постановления СанПиНа, при этом далеко не все отсутствующие в «утверждаемом» СанПиНе требования после проведения «унификации, оптимизации и либерализации»
дублируются в ином отраслевом законодательстве;
3) в пояснительной записке к проекту ничего не сказано в отношении того, проводились ли какие-либо научные исследования по вопросу влияния предлагаемой «унификации, оптимизации и либерализации» требований трех СанПиНов на безопасность для жизни и здоровья граждан, в том числе на уровень угрозы возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. Из чего можно предположить, что указанные исследования не проводились;
4) в п. 6 пояснительной записки к проекту сказано: «Результаты научных исследований в области права, публикации в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет, обращения граждан и юридических лиц, относящиеся к предмету правового регулирования проекта: отсутствуют».
При указанных выше обстоятельствах вызывает сомнение достижение «основной цели проекта санитарных правил», указанной в п. 3 пояснительной записке к проекту: «Основная цель проекта санитарных правил – охрана здоровья населения, которая заключается в обеспечении того, чтобы территории эксплуатировались и использовались с максимальной безопасностью для жизни и здоровья граждан, в том числе минимизировалась угроза возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний».
Предлагается отказаться от подобной «унификации, оптимизации и либерализации» санитарно-эпидемиологических требований, изложенных в настоящее время в указанных трех СанПиНах, сохранив в тексте «утверждаемого» СанПиНа все требования «отменяемых» трех СанПиНов, которые не дублируются в ином отраслевом законодательстве.
Проект СанПиНа
Пункт 1
Настоящими санитарными нормами и правилами устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования (далее, если не определено иное, - требования) к:
содержанию и эксплуатации территорий:
Между тем, в перечне санитарно-эпидемиологических требований, содержащемся в ч. 1 ст. 14 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требования к «содержанию и эксплуатации территорий» отсутствуют (?!).
использованию территорий для строительства (возведения, реконструкции) объектов
1. Из чего следует, что проект СанПиНа не делает различий между «строительство», «возведение» и «реконструкция, рассматривая их как равные по правовому статусу виды деятельности. Такой подход противоречит терминологии, используемой в законодательстве об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Так, согласно определению термина «строительная деятельность (строительство)», содержащемуся в абз. 41 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З), «возведение» и «реконструкция» является одними из видов «строительства».
2. Не ясно, распространяются ли требования данных СанПиНов на иные виды «строительства», перечисленные в абз. 41 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З, в частности на «благоустройство объекта», «реставрацию» и «снос»?
3. Как указывалось выше, в абз. 3 ч. 1 ст. 14 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» упоминаются санитарно-эпидемиологическими требования к «проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, к благоустройству объектов строительства и вводу в эксплуатацию объектов строительства».
4. Соответственно, предлагается заменить «строительства (возведения, реконструкции)» на «возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и благоустройства объектов строительства».
Пункт 5
Деятельность субъектов хозяйствования по обслуживанию зданий и территорий как работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения подлежит государственной санитарно-гигиенической экспертизе в порядке, установленном законодательством
1. Согласно п. 1 проекта в данном СанПиНе устанавливаются требования к «содержанию и эксплуатации территорий», а не к «содержанию и эксплуатации зданий».
2. Законодательство об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности разделяет термины «здание» и «сооружение». А в п. 7 проекта СанПиНа используется составной термин «зданий (сооружений)».
3. Предлагается «зданий» исключить.
Пункт 6
Территории земель общего пользования, объектов, зон рекреации, мест погребения должны содержаться в чистоте
Что именно понимается под «содержаться в чистоте»? Абсолютная чистота существует только в отдельных областях космического пространства (открытый космос). В данной норме используется неопределенный законодательством и многозначный термин, по сути являющийся оценочной категорией, что противоречит требованиям абз. 3, 5, 6 п. 1 и ч. 1 п. 3 ст. 28 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА).
При отсутствии в проекте СанПиНа и иных актах законодательства каких-либо критериев «содержания в чистоте» возникает вопрос: кто именно и по каким критериям будет оценивать выполнение данной нормы? Если лицо, осуществляющее проверочные мероприятия по своему усмотрению, то применение данной нормы «может повлечь возникновение негативных последствий в различных сферах общественных отношений в связи с наличием рисков криминогенного характера» (ч. 2 п. 1 ст. 49 Закона о НПА), что недопустимо.
Необходимо конкретизировать, что именно понимается под «содержаться в чистоте», путем включения в п. 6 проекта требований об отсутствии определенных ситуаций (явлений) на указанной территории: «Не допускается наличие…».
Пункт 7
В зимнее время пандусы, крыльцо и ступеньки зданий (сооружений), пешеходные пути (тротуары, аллеи, бульвары, пешеходные улицы и площади, надземные, наземные и подземные пешеходные переходы, лестницы, пешеходные и велосипедные дорожки), остановочные пункты общественного транспорта, хозяйственные площадки должны своевременно очищаться от всех видов снежных, ледяных и снежно-ледяных образований, обрабатываться при необходимости разрешенными к применению противогололедными средствами
Что понимается под термином «хозяйственные площадки»?
Предлагается заменить неопределенные «хозяйственные площадки» на упоминаемые в п. 9 проекта «площадки и иные места для хранения отходов (далее – площадки)».
Пункт 8
Санкционированные места хранения отходов и прилегающие к ним территории должны содержаться в чистоте. Хранение отходов вне санкционированных мест хранения отходов не допускается
Замечания и предложения, аналогичные замечаниям и предложениям по п. 6 проекта.
Пункт 9
Площадки и иные места для хранения отходов (далее – площадки), если иное не определено актами законодательства, должны иметь:
…
твердое водонепроницаемое покрытие 1;
…
1 Под твердым водонепроницаемым покрытием понимается покрытие, выполненное из различных уплотненных минеральных смесей или каменных материалов (щебень, гравий, шлак, асфальт, бетон и другое)
1. В актах законодательстве об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности применительно к разного рода «покрытиям» используются иные термины – «асфальтобетон» и «цементобетон». Например, п. 8.10, 8.11 и табл. 8.1 строительных норм СН 3.03.06-2022 «Улицы населенных пунктов» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.06.2022, 8/38214). 2. Очевидно, что «водонепроницаемость» покрытия, выполненного из «различных уплотненных минеральных смесей» (асфальтобетон, цементобетон, цементно-шлаковый бетон) существенно превышает «водонепроницаемость» покрытия, выполненного из «каменных материалов» (щебень, гравий, шлак). Так, водонепроницаемость» покрытия, выполненного из насыпного в один слой щебня или гравия практически отсутствует. Соответственно, выполнение подобных «покрытий» для указанных целей недопустимо.
В табл. 8.1 СН 3.03.06-2022 для «Материала верхнего слоя покрытия» содержатся следующие варианты: «Щебеночные и гравийные покрытия, обработанные вяжущими, с обязательным устройством защитного слоя (асфальтобетонного, в виде одиночной или двойной поверхностной обработки, или слоя «Slurry-Seal»)» и «Щебеночные и гравийные покрытия. Покрытия из щебеночно-песчаных (гравийно-песчаных) смесей. Покрытия из грунтов и малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими, с обязательным устройством защитного слоя (асфальтобетонного, в виде одиночной или двойной поверхностной обработки, или слоя «Slurry-Seal»).
Предлагается изложить в следующей редакции:
«Под твердым водонепроницаемым покрытием понимается покрытие, выполненное из различных уплотненных минеральных смесей (асфальтобетон, цементобетон) либо каменных материалов (щебень, гравий, материалы, изготовленные из отходов и побочных продуктов промышленности), обработанных вяжущими, с обязательным устройством защитного слоя».
Требования по размещению «контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов»
Согласно п. 6.2.9 строительных норм СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.03.2021, 8/36480) «На территории жилой застройки предусматриваются площадки для… сбора коммунальных отходов». При этом в п. 6.2.9 СН 3.01.03-2020 расстояние «от окон жилых домов» до указанных площадок не регламентируется, а в п. 6.2.10 СН 3.01.03-2020 содержится следующее требование: «На прилегающей к жилым домам территории (в том числе в случае ликвидации мусоропровода и при реконструкции существующей застройки) должна быть предусмотрена оборудованная контейнерная площадка для сбора коммунальных отходов в соответствии с [12] и ТКП 17.11-08», где [12] – Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011 г. № 110 (далее – СанПиН № 110).
В п. 17 СанПиНа № 110 содержатся следующие общие требования по размещению «контейнерных площадки для сбора твердых отходов»: они «должны быть удалены на расстояние не менее 20 м от:
- окон жилых домов;
- границ территорий учреждений образования, организаций здравоохранения и торговых объектов общественного питания;
- физкультурно-оздоровительных сооружений, площадок для игр детей и отдыха населения».
В абз. 3 п. 1 СанПиНа № 110 содержится исключение из общего правила п. 17 в части «в части расстояний от контейнерных площадок для сбора твердых отходов… до окон жилых домов» при размещении их «на территории сложившейся застройки при исключении возможности ухудшения санитарно-гигиенических и противоэпидемических условий проживания на данных территориях».
При этом содержащиеся в абз. 3 п. 1 и п. 17 СанПиНа № 110 требования не дублируются в актах иного отраслевого законодательства.
Между тем, в п. 2 проекта Постановления предлагается «признать утратившими силу» СанПиН № 110, а проект «утверждаемого» СанПиНа каких-либо требований по размещению «контейнерных площадок для сбора твердых отходов» в населенных пунктах не содержит.
Соответственно, после утверждения данного проекта СанПиНа «контейнерные площадки для сбора твердых отходов» в населенных пунктах могут размещаться где-угодно, в т.ч. в непосредственной близости от «окон жилых домов», «границ территорий учреждений образования, организаций здравоохранения и торговых объектов общественного питания» и «физкультурно-оздоровительных сооружений, площадок для игр детей и отдыха населения» (?!), что явно не будет соответствовать «основной цели проекта санитарных правил» (указанной в п. 3 пояснительной записке к проекту), порождать недовольство и жалобы жильцов, а также создавать угрозу возникновения «социальной напряженности».
Возникают следующие вопросы:
1) что явилось причиной и основанием такой «оптимизации и либерализации» санитарно-эпидемиологических требований к размещению «контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов» в населенных пунктах?
2) проводились ли какие-либо научные исследования влияния такой «оптимизации и либерализации» на «угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний»?
Предлагается дополнить п. 9 проекта СанПиНа требованиями абз. 3 п. 1 и п. 17 СанПиНа № 110 в отношении размещения «контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов» в населенных пунктов.
Глава 3
Наименование гл. 3 «Требования к использованию территорий для строительства (возведения, реконструкции) объектов» проекта не соответствует ее содержанию. В гл. 3 проекта содержатся санитарно-эпидемиологические требования к «выбору земельных участков для строительства (возведения, реконструкции) объектов», которые прямо предусмотрены в ч. 1 ст. 14 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пункт 20
Выбор места размещения земельных участков для строительства (возведения, реконструкции) многоквартирных жилых домов должен осуществляться на основании:
утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией за границами действующих планировочных ограничений
С учетом содержания п. 19 проекта («с учетом утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией») предлагается заменить «на основании» на «с учетом».
расчетов по обеспечению стандартов жилой среды придомовыми территориями и территориями общего пользования
В актах природоохранного законодательства и законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности термин «стандарты жилой среды» не используется. Указанный термин используется в некоторых градостроительных проектах, например в п. 2.2.2.4 системы регламентов Генерального плана г. Минска, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165.
Предлагается после «обеспечению» добавить «предусмотренных утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией» возможности обеспечения населения объектами социальной инфраструктуры с учетом их доступности в соответствии с законодательством
1. С учетом упоминаемых в п. 7.4.2 СН 3.01.03-2020 «учреждений и предприятий социально-гарантированного обслуживания» предлагается заменить «объектами социальной инфраструктуры» на «объектами социально-гарантированного обслуживания».
2. Требования к «обеспечению населения объектами социальной инфраструктуры с учетом их доступности» содержатся не только в «законодательстве», но и в «утвержденных градостроительных проектах». Так, в п. 3.1 гл. 9 ч. 1 Генерального плана г. Минска содержатся следующие иные по сравнению с установленными в п.п. 7.4.4 и 7.4.6 СН 3.01.03-2020 требования:
«Принять дифференцированные параметры радиуса пространственной доступности объектов дошкольного и общего среднего образования, в том числе:
- для учреждений дошкольного образования – до 500 метров;
- для учреждений общего среднего образования – до 800 метров.
Принять расчетный уровень обеспеченности учреждениями дошкольного образования детей в возрасте от 0 до 3 лет – не менее 50%, от 3 до 6 лет – не менее 85%. При условии подвоза учащихся в школу и при соответствующих педагогических и санитарно-гигиенических обоснованиях допускается увеличение радиуса обслуживания начальных и базовых школ».
Соответственно, предлагается после «законодательством» добавить «и утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией».
17.11.2022 22:20:57
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться