[ Закрыто ] Проект постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении санитарных норм и правил», утверждающего «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию, эксплуатации и использованию территорий»
Предметом правового регулирования проекта постановления являются санитарно-эпидемиологические требования, устанавливаемые к: содержанию и эксплуатации территорий: • земель общего пользования населенных пунктов; • объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры, земельных участков, предоставленных юридическим лицам для обслуживания многоквартирных жилых домов, общежитий, гаражей и автомобильных стоянок; • мест пользования поверхностными водными объектами, определенными местными исполнительными и распорядительными органами для рекреации, спорта и туризма; • мест погребения; использованию территорий для строительства (возведения, реконструкции) объектов.
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 7 Элемент текста : «В агроэкоусадьбах должно обеспечиваться исправное состояние инженерных коммуникаций, санитарно-технического и другого оборудования, надлежащее состояние помещений, твердого и мягкого инвентаря».
Предлагается исключить слово "и другого" или конкретизировать.
11.11.2022 01:25:58
Вячеслав К
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.9
6
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 7 Элемент текста : «Покрытия пола, стен и потолков помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий»
Предлагается исключить текст или конкретизировать. Непонятно о каких дефектах, повреждениях и следах идет речь.
11.11.2022 01:27:41
Вячеслав К
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.9
6
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 12 Элемент текста : «Не допускается использование продукции без маркировки, позволяющей определить ее наименование (название), назначение (если это не следует из ее наименования), способ применения, срок годности, наименование производителя и страну происхождения».
Предлагается исключить текст или конкретизировать о какой продукции, используемой на агроэкоусадьбе, идет речь. Как использовать жидкое мыло и т.п. в специальных дозаторах?
11.11.2022 01:30:15
Вячеслав К
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.9
6
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 21 Элемент текста : «Стирка белья осуществляется в прачечной и (или) непосредственно в агроэкоусадьбе (при создании условий для ее проведения, а также условий для сушки и глажения постельного белья).
Допускается ли стирка белья в иных жилых домах, квартирах граждан?
11.11.2022 01:31:43
Вячеслав К
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.9
6
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 24 Элемент текста : «В помещениях агроэкоусадеб не допускается наличие грызунов и насекомых».
Относятся ли к насекомым мухи, мошки, комары?
11.11.2022 01:33:38
Gena3367720
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.8
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 2
В качестве замечания по указанному проекту Правил, сообщаем, что по тексту слово «должны» и словосочетание «должны быть», которые не являются нормативными правовыми предписаниями, упоминаются около 20 раз, что не соответствует требованиям ст.ст.28,30 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах».
16.11.2022 14:26:41
Игорь Валерьевич
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
5.0
105
Проект Постановления «Об утверждении санитарных норм и правил»
1. Утвердить санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию, эксплуатации и использованию территорий» (прилагаются). 2. Признать утратившими силу: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011 г. № 110 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 декабря 2009 г. № 143»; постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 апреля 2014 г. № 24 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к проектированию, строительству, капитальному ремонту, реконструкции, благоустройству объектов строительства, вводу объектов в эксплуатацию и проведению строительных работ» и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 февраля 2011 г. № 12»; постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 июля 2015 г. № 90 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования к местам погребения и крематориям» и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 222»; постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 октября 2015 г. № 102 «О внесении изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011 г. № 110». В п. 1 пояснительной записки к проекту сказано: «Проект постановления подготовлен в целях унификации, оптимизации и либерализации санитарно-эпидемиологических требований, изложенных в настоящее время в Санитарных нормах, правилах и гигиенических нормативах «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011 г. № 110, Санитарных нормах и правилах «Санитарно-эпидемиологические требования к местам погребения и крематориям», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 июля 2015 г. № 90, Санитарных нормах и правилах «Требования к проектированию, строительству, капитальному ремонту, реконструкции, благоустройству объектов строительства, вводу объектов в эксплуатацию и проведению строительных работ», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 апреля 2014 г. № 24, путем их объединения, исключения дублирования нормативных правовых предписаний и множественности нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу». Таким образом, проектом Постановления предлагается заменить три Санитарных норм и правил (далее – СанПиН) одним СанПиНом. При этом: 1) предмет правового регулирования проекта «утративших силу» СанПиНов шире, чем предмет правового регулирования «утверждаемого» проектом Постановления СанПиНа. В частности, Санитарные нормы и правила «Требования к проектированию, строительству, капитальному ремонту, реконструкции, благоустройству объектов строительства, вводу объектов в эксплуатацию и проведению строительных работ», утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 апреля 2014 г. № 24, содержат санитарно-эпидемиологическими требования к «проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, к благоустройству объектов строительства и вводу в эксплуатацию объектов строительства», что прямо предусмотрено в абз. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), а «утверждаемый» проектом Постановления СанПиНа таких требований не содержит; 2) суммарный объем требований «утративших силу» СанПиНов значительно превышает объем требований «утверждаемого» проектом Постановления СанПиНа, при этом далеко не все отсутствующие в «утверждаемом» СанПиНе требования после проведения «унификации, оптимизации и либерализации» дублируются в ином отраслевом законодательстве; 3) в пояснительной записке к проекту ничего не сказано в отношении того, проводились ли какие-либо научные исследования по вопросу влияния предлагаемой «унификации, оптимизации и либерализации» требований трех СанПиНов на безопасность для жизни и здоровья граждан, в том числе на уровень угрозы возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. Из чего можно предположить, что указанные исследования не проводились; 4) в п. 6 пояснительной записки к проекту сказано: «Результаты научных исследований в области права, публикации в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет, обращения граждан и юридических лиц, относящиеся к предмету правового регулирования проекта: отсутствуют». При указанных выше обстоятельствах вызывает сомнение достижение «основной цели проекта санитарных правил», указанной в п. 3 пояснительной записке к проекту: «Основная цель проекта санитарных правил – охрана здоровья населения, которая заключается в обеспечении того, чтобы территории эксплуатировались и использовались с максимальной безопасностью для жизни и здоровья граждан, в том числе минимизировалась угроза возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний». Предлагается отказаться от подобной «унификации, оптимизации и либерализации» санитарно-эпидемиологических требований, изложенных в настоящее время в указанных трех СанПиНах, сохранив в тексте «утверждаемого» СанПиНа все требования «отменяемых» трех СанПиНов, которые не дублируются в ином отраслевом законодательстве.
Проект СанПиНа
Пункт 1 Настоящими санитарными нормами и правилами устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования (далее, если не определено иное, - требования) к: содержанию и эксплуатации территорий: Между тем, в перечне санитарно-эпидемиологических требований, содержащемся в ч. 1 ст. 14 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требования к «содержанию и эксплуатации территорий» отсутствуют (?!). использованию территорий для строительства (возведения, реконструкции) объектов 1. Из чего следует, что проект СанПиНа не делает различий между «строительство», «возведение» и «реконструкция, рассматривая их как равные по правовому статусу виды деятельности. Такой подход противоречит терминологии, используемой в законодательстве об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Так, согласно определению термина «строительная деятельность (строительство)», содержащемуся в абз. 41 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З), «возведение» и «реконструкция» является одними из видов «строительства». 2. Не ясно, распространяются ли требования данных СанПиНов на иные виды «строительства», перечисленные в абз. 41 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З, в частности на «благоустройство объекта», «реставрацию» и «снос»? 3. Как указывалось выше, в абз. 3 ч. 1 ст. 14 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» упоминаются санитарно-эпидемиологическими требования к «проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, к благоустройству объектов строительства и вводу в эксплуатацию объектов строительства». 4. Соответственно, предлагается заменить «строительства (возведения, реконструкции)» на «возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и благоустройства объектов строительства». Пункт 5 Деятельность субъектов хозяйствования по обслуживанию зданий и территорий как работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения подлежит государственной санитарно-гигиенической экспертизе в порядке, установленном законодательством 1. Согласно п. 1 проекта в данном СанПиНе устанавливаются требования к «содержанию и эксплуатации территорий», а не к «содержанию и эксплуатации зданий». 2. Законодательство об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности разделяет термины «здание» и «сооружение». А в п. 7 проекта СанПиНа используется составной термин «зданий (сооружений)». 3. Предлагается «зданий» исключить. Пункт 6 Территории земель общего пользования, объектов, зон рекреации, мест погребения должны содержаться в чистоте Что именно понимается под «содержаться в чистоте»? Абсолютная чистота существует только в отдельных областях космического пространства (открытый космос). В данной норме используется неопределенный законодательством и многозначный термин, по сути являющийся оценочной категорией, что противоречит требованиям абз. 3, 5, 6 п. 1 и ч. 1 п. 3 ст. 28 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА). При отсутствии в проекте СанПиНа и иных актах законодательства каких-либо критериев «содержания в чистоте» возникает вопрос: кто именно и по каким критериям будет оценивать выполнение данной нормы? Если лицо, осуществляющее проверочные мероприятия по своему усмотрению, то применение данной нормы «может повлечь возникновение негативных последствий в различных сферах общественных отношений в связи с наличием рисков криминогенного характера» (ч. 2 п. 1 ст. 49 Закона о НПА), что недопустимо. Необходимо конкретизировать, что именно понимается под «содержаться в чистоте», путем включения в п. 6 проекта требований об отсутствии определенных ситуаций (явлений) на указанной территории: «Не допускается наличие…». Пункт 7 В зимнее время пандусы, крыльцо и ступеньки зданий (сооружений), пешеходные пути (тротуары, аллеи, бульвары, пешеходные улицы и площади, надземные, наземные и подземные пешеходные переходы, лестницы, пешеходные и велосипедные дорожки), остановочные пункты общественного транспорта, хозяйственные площадки должны своевременно очищаться от всех видов снежных, ледяных и снежно-ледяных образований, обрабатываться при необходимости разрешенными к применению противогололедными средствами Что понимается под термином «хозяйственные площадки»? Предлагается заменить неопределенные «хозяйственные площадки» на упоминаемые в п. 9 проекта «площадки и иные места для хранения отходов (далее – площадки)». Пункт 8 Санкционированные места хранения отходов и прилегающие к ним территории должны содержаться в чистоте. Хранение отходов вне санкционированных мест хранения отходов не допускается Замечания и предложения, аналогичные замечаниям и предложениям по п. 6 проекта. Пункт 9 Площадки и иные места для хранения отходов (далее – площадки), если иное не определено актами законодательства, должны иметь: … твердое водонепроницаемое покрытие 1; … 1 Под твердым водонепроницаемым покрытием понимается покрытие, выполненное из различных уплотненных минеральных смесей или каменных материалов (щебень, гравий, шлак, асфальт, бетон и другое) 1. В актах законодательстве об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности применительно к разного рода «покрытиям» используются иные термины – «асфальтобетон» и «цементобетон». Например, п. 8.10, 8.11 и табл. 8.1 строительных норм СН 3.03.06-2022 «Улицы населенных пунктов» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.06.2022, 8/38214). 2. Очевидно, что «водонепроницаемость» покрытия, выполненного из «различных уплотненных минеральных смесей» (асфальтобетон, цементобетон, цементно-шлаковый бетон) существенно превышает «водонепроницаемость» покрытия, выполненного из «каменных материалов» (щебень, гравий, шлак). Так, водонепроницаемость» покрытия, выполненного из насыпного в один слой щебня или гравия практически отсутствует. Соответственно, выполнение подобных «покрытий» для указанных целей недопустимо. В табл. 8.1 СН 3.03.06-2022 для «Материала верхнего слоя покрытия» содержатся следующие варианты: «Щебеночные и гравийные покрытия, обработанные вяжущими, с обязательным устройством защитного слоя (асфальтобетонного, в виде одиночной или двойной поверхностной обработки, или слоя «Slurry-Seal»)» и «Щебеночные и гравийные покрытия. Покрытия из щебеночно-песчаных (гравийно-песчаных) смесей. Покрытия из грунтов и малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими, с обязательным устройством защитного слоя (асфальтобетонного, в виде одиночной или двойной поверхностной обработки, или слоя «Slurry-Seal»). Предлагается изложить в следующей редакции: «Под твердым водонепроницаемым покрытием понимается покрытие, выполненное из различных уплотненных минеральных смесей (асфальтобетон, цементобетон) либо каменных материалов (щебень, гравий, материалы, изготовленные из отходов и побочных продуктов промышленности), обработанных вяжущими, с обязательным устройством защитного слоя». Требования по размещению «контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов» Согласно п. 6.2.9 строительных норм СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.03.2021, 8/36480) «На территории жилой застройки предусматриваются площадки для… сбора коммунальных отходов». При этом в п. 6.2.9 СН 3.01.03-2020 расстояние «от окон жилых домов» до указанных площадок не регламентируется, а в п. 6.2.10 СН 3.01.03-2020 содержится следующее требование: «На прилегающей к жилым домам территории (в том числе в случае ликвидации мусоропровода и при реконструкции существующей застройки) должна быть предусмотрена оборудованная контейнерная площадка для сбора коммунальных отходов в соответствии с [12] и ТКП 17.11-08», где [12] – Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011 г. № 110 (далее – СанПиН № 110). В п. 17 СанПиНа № 110 содержатся следующие общие требования по размещению «контейнерных площадки для сбора твердых отходов»: они «должны быть удалены на расстояние не менее 20 м от: - окон жилых домов; - границ территорий учреждений образования, организаций здравоохранения и торговых объектов общественного питания; - физкультурно-оздоровительных сооружений, площадок для игр детей и отдыха населения». В абз. 3 п. 1 СанПиНа № 110 содержится исключение из общего правила п. 17 в части «в части расстояний от контейнерных площадок для сбора твердых отходов… до окон жилых домов» при размещении их «на территории сложившейся застройки при исключении возможности ухудшения санитарно-гигиенических и противоэпидемических условий проживания на данных территориях». При этом содержащиеся в абз. 3 п. 1 и п. 17 СанПиНа № 110 требования не дублируются в актах иного отраслевого законодательства. Между тем, в п. 2 проекта Постановления предлагается «признать утратившими силу» СанПиН № 110, а проект «утверждаемого» СанПиНа каких-либо требований по размещению «контейнерных площадок для сбора твердых отходов» в населенных пунктах не содержит. Соответственно, после утверждения данного проекта СанПиНа «контейнерные площадки для сбора твердых отходов» в населенных пунктах могут размещаться где-угодно, в т.ч. в непосредственной близости от «окон жилых домов», «границ территорий учреждений образования, организаций здравоохранения и торговых объектов общественного питания» и «физкультурно-оздоровительных сооружений, площадок для игр детей и отдыха населения» (?!), что явно не будет соответствовать «основной цели проекта санитарных правил» (указанной в п. 3 пояснительной записке к проекту), порождать недовольство и жалобы жильцов, а также создавать угрозу возникновения «социальной напряженности». Возникают следующие вопросы: 1) что явилось причиной и основанием такой «оптимизации и либерализации» санитарно-эпидемиологических требований к размещению «контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов» в населенных пунктах? 2) проводились ли какие-либо научные исследования влияния такой «оптимизации и либерализации» на «угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний»? Предлагается дополнить п. 9 проекта СанПиНа требованиями абз. 3 п. 1 и п. 17 СанПиНа № 110 в отношении размещения «контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов» в населенных пунктов. Глава 3 Наименование гл. 3 «Требования к использованию территорий для строительства (возведения, реконструкции) объектов» проекта не соответствует ее содержанию. В гл. 3 проекта содержатся санитарно-эпидемиологические требования к «выбору земельных участков для строительства (возведения, реконструкции) объектов», которые прямо предусмотрены в ч. 1 ст. 14 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Пункт 20 Выбор места размещения земельных участков для строительства (возведения, реконструкции) многоквартирных жилых домов должен осуществляться на основании: утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией за границами действующих планировочных ограничений С учетом содержания п. 19 проекта («с учетом утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией») предлагается заменить «на основании» на «с учетом». расчетов по обеспечению стандартов жилой среды придомовыми территориями и территориями общего пользования В актах природоохранного законодательства и законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности термин «стандарты жилой среды» не используется. Указанный термин используется в некоторых градостроительных проектах, например в п. 2.2.2.4 системы регламентов Генерального плана г. Минска, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165. Предлагается после «обеспечению» добавить «предусмотренных утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией» возможности обеспечения населения объектами социальной инфраструктуры с учетом их доступности в соответствии с законодательством 1. С учетом упоминаемых в п. 7.4.2 СН 3.01.03-2020 «учреждений и предприятий социально-гарантированного обслуживания» предлагается заменить «объектами социальной инфраструктуры» на «объектами социально-гарантированного обслуживания». 2. Требования к «обеспечению населения объектами социальной инфраструктуры с учетом их доступности» содержатся не только в «законодательстве», но и в «утвержденных градостроительных проектах». Так, в п. 3.1 гл. 9 ч. 1 Генерального плана г. Минска содержатся следующие иные по сравнению с установленными в п.п. 7.4.4 и 7.4.6 СН 3.01.03-2020 требования: «Принять дифференцированные параметры радиуса пространственной доступности объектов дошкольного и общего среднего образования, в том числе: - для учреждений дошкольного образования – до 500 метров; - для учреждений общего среднего образования – до 800 метров. Принять расчетный уровень обеспеченности учреждениями дошкольного образования детей в возрасте от 0 до 3 лет – не менее 50%, от 3 до 6 лет – не менее 85%. При условии подвоза учащихся в школу и при соответствующих педагогических и санитарно-гигиенических обоснованиях допускается увеличение радиуса обслуживания начальных и базовых школ». Соответственно, предлагается после «законодательством» добавить «и утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией».
[ Закрыто ] Проект постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении санитарных норм и правил», утверждающего «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию, эксплуатации и использованию территорий»
Общественное обсуждение
7Предметом правового регулирования проекта постановления являются санитарно-эпидемиологические требования, устанавливаемые к:
содержанию и эксплуатации территорий:
• земель общего пользования населенных пунктов;
• объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры, земельных участков, предоставленных юридическим лицам для обслуживания многоквартирных жилых домов, общежитий, гаражей и автомобильных стоянок;
• мест пользования поверхностными водными объектами, определенными местными исполнительными и распорядительными органами для рекреации, спорта и туризма;
• мест погребения;
использованию территорий для строительства (возведения, реконструкции) объектов.
Прилагаемая информация:
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 10 по 20 ноября 2022 г.
09.11.2022 16:23:06
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 7 Элемент текста : «В агроэкоусадьбах должно обеспечиваться исправное состояние инженерных коммуникаций, санитарно-технического и другого оборудования, надлежащее состояние помещений, твердого и мягкого инвентаря».
Предлагается исключить слово "и другого" или конкретизировать.
11.11.2022 01:25:58
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 7 Элемент текста : «Покрытия пола, стен и потолков помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий»
Предлагается исключить текст или конкретизировать. Непонятно о каких дефектах, повреждениях и следах идет
речь.
11.11.2022 01:27:41
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 12 Элемент текста : «Не допускается использование продукции без маркировки, позволяющей определить ее наименование (название), назначение (если это не следует из ее наименования), способ применения, срок годности, наименование производителя и страну происхождения».
Предлагается исключить текст или конкретизировать о какой продукции, используемой на агроэкоусадьбе, идет
речь. Как использовать жидкое мыло и т.п. в специальных дозаторах?
11.11.2022 01:30:15
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 21 Элемент текста : «Стирка белья осуществляется в прачечной и (или) непосредственно в агроэкоусадьбе (при создании условий для ее проведения, а также условий для сушки и глажения постельного белья).
Допускается ли стирка белья в иных жилых домах, квартирах граждан?
11.11.2022 01:31:43
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 24 Элемент текста : «В помещениях агроэкоусадеб не допускается наличие грызунов и насекомых».
Относятся ли к насекомым мухи, мошки, комары?
11.11.2022 01:33:38
Пользователь
НОВИЧОКГлава : 2
В качестве замечания по указанному проекту Правил, сообщаем, что по тексту слово «должны» и словосочетание «должны быть», которые не являются нормативными правовыми предписаниями, упоминаются около 20 раз, что не соответствует требованиям ст.ст.28,30 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах».
16.11.2022 14:26:41
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ1. Утвердить санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию, эксплуатации и использованию территорий» (прилагаются).
2. Признать утратившими силу:
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011 г. № 110 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 декабря 2009 г. № 143»;
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 апреля 2014 г. № 24 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к проектированию, строительству, капитальному ремонту, реконструкции, благоустройству объектов строительства, вводу объектов в эксплуатацию и проведению строительных работ» и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 февраля 2011 г. № 12»;
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 июля 2015 г. № 90 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования к местам погребения и крематориям» и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 222»;
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 октября 2015 г. № 102 «О внесении изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011 г. № 110».
В п. 1 пояснительной записки к проекту сказано: «Проект постановления подготовлен в целях унификации, оптимизации и либерализации санитарно-эпидемиологических требований, изложенных в настоящее время в Санитарных нормах, правилах и гигиенических нормативах «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011 г. № 110, Санитарных нормах и правилах «Санитарно-эпидемиологические требования к местам погребения и крематориям», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 июля 2015 г. № 90, Санитарных нормах и правилах «Требования к проектированию, строительству, капитальному ремонту, реконструкции, благоустройству объектов строительства, вводу объектов в эксплуатацию и проведению строительных работ», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 апреля 2014 г. № 24, путем их объединения, исключения дублирования нормативных правовых предписаний и множественности нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу».
Таким образом, проектом Постановления предлагается заменить три Санитарных норм и правил (далее – СанПиН) одним СанПиНом.
При этом:
1) предмет правового регулирования проекта «утративших силу» СанПиНов шире, чем предмет правового регулирования «утверждаемого» проектом Постановления СанПиНа. В частности, Санитарные нормы и правила «Требования к проектированию, строительству, капитальному ремонту, реконструкции, благоустройству объектов строительства, вводу объектов в эксплуатацию и проведению строительных работ», утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 апреля 2014 г. № 24, содержат санитарно-эпидемиологическими требования к «проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, к благоустройству объектов строительства и вводу в эксплуатацию объектов строительства», что прямо предусмотрено в абз. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), а «утверждаемый» проектом Постановления СанПиНа таких требований не содержит;
2) суммарный объем требований «утративших силу» СанПиНов значительно превышает объем требований «утверждаемого» проектом Постановления СанПиНа, при этом далеко не все отсутствующие в «утверждаемом» СанПиНе требования после проведения «унификации, оптимизации и либерализации»
дублируются в ином отраслевом законодательстве;
3) в пояснительной записке к проекту ничего не сказано в отношении того, проводились ли какие-либо научные исследования по вопросу влияния предлагаемой «унификации, оптимизации и либерализации» требований трех СанПиНов на безопасность для жизни и здоровья граждан, в том числе на уровень угрозы возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. Из чего можно предположить, что указанные исследования не проводились;
4) в п. 6 пояснительной записки к проекту сказано: «Результаты научных исследований в области права, публикации в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет, обращения граждан и юридических лиц, относящиеся к предмету правового регулирования проекта: отсутствуют».
При указанных выше обстоятельствах вызывает сомнение достижение «основной цели проекта санитарных правил», указанной в п. 3 пояснительной записке к проекту: «Основная цель проекта санитарных правил – охрана здоровья населения, которая заключается в обеспечении того, чтобы территории эксплуатировались и использовались с максимальной безопасностью для жизни и здоровья граждан, в том числе минимизировалась угроза возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний».
Предлагается отказаться от подобной «унификации, оптимизации и либерализации» санитарно-эпидемиологических требований, изложенных в настоящее время в указанных трех СанПиНах, сохранив в тексте «утверждаемого» СанПиНа все требования «отменяемых» трех СанПиНов, которые не дублируются в ином отраслевом законодательстве.
Проект СанПиНа
Пункт 1
Настоящими санитарными нормами и правилами устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования (далее, если не определено иное, - требования) к:
содержанию и эксплуатации территорий:
Между тем, в перечне санитарно-эпидемиологических требований, содержащемся в ч. 1 ст. 14 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требования к «содержанию и эксплуатации территорий» отсутствуют (?!).
использованию территорий для строительства (возведения, реконструкции) объектов
1. Из чего следует, что проект СанПиНа не делает различий между «строительство», «возведение» и «реконструкция, рассматривая их как равные по правовому статусу виды деятельности. Такой подход противоречит терминологии, используемой в законодательстве об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Так, согласно определению термина «строительная деятельность (строительство)», содержащемуся в абз. 41 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З), «возведение» и «реконструкция» является одними из видов «строительства».
2. Не ясно, распространяются ли требования данных СанПиНов на иные виды «строительства», перечисленные в абз. 41 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З, в частности на «благоустройство объекта», «реставрацию» и «снос»?
3. Как указывалось выше, в абз. 3 ч. 1 ст. 14 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» упоминаются санитарно-эпидемиологическими требования к «проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, к благоустройству объектов строительства и вводу в эксплуатацию объектов строительства».
4. Соответственно, предлагается заменить «строительства (возведения, реконструкции)» на «возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и благоустройства объектов строительства».
Пункт 5
Деятельность субъектов хозяйствования по обслуживанию зданий и территорий как работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения подлежит государственной санитарно-гигиенической экспертизе в порядке, установленном законодательством
1. Согласно п. 1 проекта в данном СанПиНе устанавливаются требования к «содержанию и эксплуатации территорий», а не к «содержанию и эксплуатации зданий».
2. Законодательство об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности разделяет термины «здание» и «сооружение». А в п. 7 проекта СанПиНа используется составной термин «зданий (сооружений)».
3. Предлагается «зданий» исключить.
Пункт 6
Территории земель общего пользования, объектов, зон рекреации, мест погребения должны содержаться в чистоте
Что именно понимается под «содержаться в чистоте»? Абсолютная чистота существует только в отдельных областях космического пространства (открытый космос). В данной норме используется неопределенный законодательством и многозначный термин, по сути являющийся оценочной категорией, что противоречит требованиям абз. 3, 5, 6 п. 1 и ч. 1 п. 3 ст. 28 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА).
При отсутствии в проекте СанПиНа и иных актах законодательства каких-либо критериев «содержания в чистоте» возникает вопрос: кто именно и по каким критериям будет оценивать выполнение данной нормы? Если лицо, осуществляющее проверочные мероприятия по своему усмотрению, то применение данной нормы «может повлечь возникновение негативных последствий в различных сферах общественных отношений в связи с наличием рисков криминогенного характера» (ч. 2 п. 1 ст. 49 Закона о НПА), что недопустимо.
Необходимо конкретизировать, что именно понимается под «содержаться в чистоте», путем включения в п. 6 проекта требований об отсутствии определенных ситуаций (явлений) на указанной территории: «Не допускается наличие…».
Пункт 7
В зимнее время пандусы, крыльцо и ступеньки зданий (сооружений), пешеходные пути (тротуары, аллеи, бульвары, пешеходные улицы и площади, надземные, наземные и подземные пешеходные переходы, лестницы, пешеходные и велосипедные дорожки), остановочные пункты общественного транспорта, хозяйственные площадки должны своевременно очищаться от всех видов снежных, ледяных и снежно-ледяных образований, обрабатываться при необходимости разрешенными к применению противогололедными средствами
Что понимается под термином «хозяйственные площадки»?
Предлагается заменить неопределенные «хозяйственные площадки» на упоминаемые в п. 9 проекта «площадки и иные места для хранения отходов (далее – площадки)».
Пункт 8
Санкционированные места хранения отходов и прилегающие к ним территории должны содержаться в чистоте. Хранение отходов вне санкционированных мест хранения отходов не допускается
Замечания и предложения, аналогичные замечаниям и предложениям по п. 6 проекта.
Пункт 9
Площадки и иные места для хранения отходов (далее – площадки), если иное не определено актами законодательства, должны иметь:
…
твердое водонепроницаемое покрытие 1;
…
1 Под твердым водонепроницаемым покрытием понимается покрытие, выполненное из различных уплотненных минеральных смесей или каменных материалов (щебень, гравий, шлак, асфальт, бетон и другое)
1. В актах законодательстве об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности применительно к разного рода «покрытиям» используются иные термины – «асфальтобетон» и «цементобетон». Например, п. 8.10, 8.11 и табл. 8.1 строительных норм СН 3.03.06-2022 «Улицы населенных пунктов» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.06.2022, 8/38214). 2. Очевидно, что «водонепроницаемость» покрытия, выполненного из «различных уплотненных минеральных смесей» (асфальтобетон, цементобетон, цементно-шлаковый бетон) существенно превышает «водонепроницаемость» покрытия, выполненного из «каменных материалов» (щебень, гравий, шлак). Так, водонепроницаемость» покрытия, выполненного из насыпного в один слой щебня или гравия практически отсутствует. Соответственно, выполнение подобных «покрытий» для указанных целей недопустимо.
В табл. 8.1 СН 3.03.06-2022 для «Материала верхнего слоя покрытия» содержатся следующие варианты: «Щебеночные и гравийные покрытия, обработанные вяжущими, с обязательным устройством защитного слоя (асфальтобетонного, в виде одиночной или двойной поверхностной обработки, или слоя «Slurry-Seal»)» и «Щебеночные и гравийные покрытия. Покрытия из щебеночно-песчаных (гравийно-песчаных) смесей. Покрытия из грунтов и малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими, с обязательным устройством защитного слоя (асфальтобетонного, в виде одиночной или двойной поверхностной обработки, или слоя «Slurry-Seal»).
Предлагается изложить в следующей редакции:
«Под твердым водонепроницаемым покрытием понимается покрытие, выполненное из различных уплотненных минеральных смесей (асфальтобетон, цементобетон) либо каменных материалов (щебень, гравий, материалы, изготовленные из отходов и побочных продуктов промышленности), обработанных вяжущими, с обязательным устройством защитного слоя».
Требования по размещению «контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов»
Согласно п. 6.2.9 строительных норм СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.03.2021, 8/36480) «На территории жилой застройки предусматриваются площадки для… сбора коммунальных отходов». При этом в п. 6.2.9 СН 3.01.03-2020 расстояние «от окон жилых домов» до указанных площадок не регламентируется, а в п. 6.2.10 СН 3.01.03-2020 содержится следующее требование: «На прилегающей к жилым домам территории (в том числе в случае ликвидации мусоропровода и при реконструкции существующей застройки) должна быть предусмотрена оборудованная контейнерная площадка для сбора коммунальных отходов в соответствии с [12] и ТКП 17.11-08», где [12] – Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011 г. № 110 (далее – СанПиН № 110).
В п. 17 СанПиНа № 110 содержатся следующие общие требования по размещению «контейнерных площадки для сбора твердых отходов»: они «должны быть удалены на расстояние не менее 20 м от:
- окон жилых домов;
- границ территорий учреждений образования, организаций здравоохранения и торговых объектов общественного питания;
- физкультурно-оздоровительных сооружений, площадок для игр детей и отдыха населения».
В абз. 3 п. 1 СанПиНа № 110 содержится исключение из общего правила п. 17 в части «в части расстояний от контейнерных площадок для сбора твердых отходов… до окон жилых домов» при размещении их «на территории сложившейся застройки при исключении возможности ухудшения санитарно-гигиенических и противоэпидемических условий проживания на данных территориях».
При этом содержащиеся в абз. 3 п. 1 и п. 17 СанПиНа № 110 требования не дублируются в актах иного отраслевого законодательства.
Между тем, в п. 2 проекта Постановления предлагается «признать утратившими силу» СанПиН № 110, а проект «утверждаемого» СанПиНа каких-либо требований по размещению «контейнерных площадок для сбора твердых отходов» в населенных пунктах не содержит.
Соответственно, после утверждения данного проекта СанПиНа «контейнерные площадки для сбора твердых отходов» в населенных пунктах могут размещаться где-угодно, в т.ч. в непосредственной близости от «окон жилых домов», «границ территорий учреждений образования, организаций здравоохранения и торговых объектов общественного питания» и «физкультурно-оздоровительных сооружений, площадок для игр детей и отдыха населения» (?!), что явно не будет соответствовать «основной цели проекта санитарных правил» (указанной в п. 3 пояснительной записке к проекту), порождать недовольство и жалобы жильцов, а также создавать угрозу возникновения «социальной напряженности».
Возникают следующие вопросы:
1) что явилось причиной и основанием такой «оптимизации и либерализации» санитарно-эпидемиологических требований к размещению «контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов» в населенных пунктах?
2) проводились ли какие-либо научные исследования влияния такой «оптимизации и либерализации» на «угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний»?
Предлагается дополнить п. 9 проекта СанПиНа требованиями абз. 3 п. 1 и п. 17 СанПиНа № 110 в отношении размещения «контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов» в населенных пунктов.
Глава 3
Наименование гл. 3 «Требования к использованию территорий для строительства (возведения, реконструкции) объектов» проекта не соответствует ее содержанию. В гл. 3 проекта содержатся санитарно-эпидемиологические требования к «выбору земельных участков для строительства (возведения, реконструкции) объектов», которые прямо предусмотрены в ч. 1 ст. 14 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пункт 20
Выбор места размещения земельных участков для строительства (возведения, реконструкции) многоквартирных жилых домов должен осуществляться на основании:
утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией за границами действующих планировочных ограничений
С учетом содержания п. 19 проекта («с учетом утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией») предлагается заменить «на основании» на «с учетом».
расчетов по обеспечению стандартов жилой среды придомовыми территориями и территориями общего пользования
В актах природоохранного законодательства и законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности термин «стандарты жилой среды» не используется. Указанный термин используется в некоторых градостроительных проектах, например в п. 2.2.2.4 системы регламентов Генерального плана г. Минска, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165.
Предлагается после «обеспечению» добавить «предусмотренных утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией» возможности обеспечения населения объектами социальной инфраструктуры с учетом их доступности в соответствии с законодательством
1. С учетом упоминаемых в п. 7.4.2 СН 3.01.03-2020 «учреждений и предприятий социально-гарантированного обслуживания» предлагается заменить «объектами социальной инфраструктуры» на «объектами социально-гарантированного обслуживания».
2. Требования к «обеспечению населения объектами социальной инфраструктуры с учетом их доступности» содержатся не только в «законодательстве», но и в «утвержденных градостроительных проектах». Так, в п. 3.1 гл. 9 ч. 1 Генерального плана г. Минска содержатся следующие иные по сравнению с установленными в п.п. 7.4.4 и 7.4.6 СН 3.01.03-2020 требования:
«Принять дифференцированные параметры радиуса пространственной доступности объектов дошкольного и общего среднего образования, в том числе:
- для учреждений дошкольного образования – до 500 метров;
- для учреждений общего среднего образования – до 800 метров.
Принять расчетный уровень обеспеченности учреждениями дошкольного образования детей в возрасте от 0 до 3 лет – не менее 50%, от 3 до 6 лет – не менее 85%. При условии подвоза учащихся в школу и при соответствующих педагогических и санитарно-гигиенических обоснованиях допускается увеличение радиуса обслуживания начальных и базовых школ».
Соответственно, предлагается после «законодательством» добавить «и утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией».
17.11.2022 22:20:57
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться