[ Закрыто ] Проект постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9» (локальный мониторинг окружающей среды)
Предметом правового регулирования проекта постановления являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, связанные с вопросами организации и проведения локального мониторинга окружающей среды.
Документ, в который вносятся изменения: Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды».
Предложения по проекту постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9».
1. Рекомендуемое наименование документа при сохранении его существующей структуры: «Инструкция о порядке проведения наблюдений в рамках локального мониторинга окружающей среды». Наименование «Инструкция о технологии работ по организации и проведению локального мониторинга окружающей среды» некорректно по следующим основаниям:
1.1. Термин «технология» не применим к термину «локальный мониторинг окружающей среды». Технология – совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства (толковый словарь Ожегова). Локальный мониторинг окружающей среды не является отраслью производства.
1.2. Инструкция не содержит полного перечня требований, предъявляемых к «организации и проведению» локального мониторинга окружающей среды (наблюдения+оценка+прогноз), а определяет общий алгоритм, порядок проведения только наблюдений (отбор проб и проведение испытаний – измерений фактических величин параметров, оцениваемых в дальнейшем) за состоянием окружающей среды и воздействием деятельности на окружающую среду. Требования, предъявляемые к «организации и проведению» локального мониторинга окружающей среды, установлены соответствующими пунктами ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности».
1.3. Пунктом 15 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» определено, что «Мониторинг окружающей среды – система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов.». Пунктом 5 Положения о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482, определено, что «Локальный мониторинг проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, указанную в пункте 3 настоящего Положения (далее – природопользователи).». Инструкция призвана определить порядок выполнения природопользователями всего комплекса работ в рамках локального мониторинга окружающей среды, а именно: наблюдения (за состоянием окружающей среды), оценку и прогноз (изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов). Фактически положения Инструкции определяют только порядок проведения наблюдений за состоянием окружающей среды. Алгоритм оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов остается за рамками правового регулирования локального мониторинга окружающей среды.
1.4. Рекомендуемое наименование документа при сохранении его существующей структуры: «Инструкция о порядке проведения наблюдений в рамках локального мониторинга окружающей среды».
2. Пункт 61 проекта Инструкции не соответствует пунктам 12 и 13 Инструкции о порядке ведения Государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 декабря 2008 г. № 119 (пункты локального мониторинга окружающей среды являются частью Государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь), в части:
2.1. субъекта отношений – кто?
Пунктами 12 и 13 Инструкции о порядке ведения Государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 декабря 2008 г. № 119, четко установлено, что для включения (внесения изменений и дополнений, исключения) пункта наблюдений «республиканский орган государственного управления, ответственный за организацию проведения вида мониторинга окружающей среды в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, государственная организация, ответственная за проведение вида мониторинга окружающей среды в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, готовят обоснование необходимости его включения в реестр, а также сведения о пункте наблюдений, указанные в пункте 9 настоящей Инструкции», «обоснование необходимости внесения в него изменений и дополнений, исключения из реестра, а также сведения о пункте наблюдений, включающие реестровый номер пункта наблюдений, номер графы (граф), в которую (которые) вносятся изменения и дополнения, данные, вносимые в эту графу», «вносят в Межведомственный координационный совет Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (далее – Межведомственный совет) обоснованное предложение о внесении изменений в сеть пунктов наблюдений вида мониторинга окружающей среды.».
При этом обоснованию подлежат не только местоположение пункта мониторинга, но и перечень параметров и периодичность наблюдений. Хорошей основой обоснований является проведение научных исследований: пунктом 1 статьи 55 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» определено, что «Научные исследования в области охраны окружающей среды и природопользования проводятся в целях: совершенствования законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов…».
В действующей (от 27.02.2024 № 130) редакции Положения о порядке ведения Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 949, отсутствуют полномочия территориальных органов Минприроды применительно к локальному мониторингу окружающей среды. И даже исключена действовавшая с момента начала функционирования НСМОС до 27.02.2024 норма: «6. Организацию проведения видов мониторинга окружающей среды в составе НСМОС осуществляют: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в части мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод, мониторинга подземных вод, радиационного мониторинга, локального мониторинга окружающей среды;».
Пунктом 5 Положения о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482, определено, что «Локальный мониторинг проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, указанную в пункте 3 настоящего Положения (далее – природопользователи).».
Из этого следует, что обоснованное предложение о внесении изменений в сеть пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, должно исходить от природопользователей, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды.
2.2. субъекта отношений – кому?
Пунктом 5-1 действующей (от 27.02.2024 № 130) редакции Положения о порядке ведения Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 949, определено, что «Порядок ведения государственного реестра пунктов наблюдений НСМОС определяется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.».
Из этого следует, что обоснованное предложение о внесении изменений в сеть пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, должно исходить от природопользователей, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды, в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
2.3. объекта отношений – что?
Из норм, установленных пунктами 12 и 13 Инструкции о порядке ведения Государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 декабря 2008 г. № 119, вытекает, что просто «сведений» и «предложений» о включении, внесении изменений в сеть пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды недостаточно. Необходимы обоснованные (то есть подкрепленные доказательствами – согласно толковому словарю Ожегова) предложения.
2.4. Предлагается следующая редакция пункта 61 проекта Инструкции:
«61. Перечень пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды (далее – перечень), включая перечисление оцениваемых параметров и периодичность проведения локального мониторинга окружающей среды, формируется с учетом требований, установленных пунктами 3 – 6 настоящей Инструкции на основании:
результатов научных исследований, выполненных научной организацией, подчиненной Минприроды, в том числе по инициативе Минприроды и (или) его территориальных органов;
обоснованных предложений природопользователей, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды.
Форма перечня должна соответствовать форме, установленной приложением к Инструкции о порядке ведения государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 декабря 2008 г. № 119.
В случае необходимости внесения изменений в перечень, исключения пункта наблюдений локального мониторинга окружающей среды из перечня, связанных с изменением условий осуществления хозяйственной и иной деятельности, природопользователь в месячный срок со дня возникновения таких обстоятельств письменно уведомляет территориальные органы Минприроды с приложением подтверждающих документов.
Территориальные органы Минприроды предоставляют сведения о необходимости включения, исключения пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, а также внесения изменений в перечень по запросу Минприроды, но не реже одного раза в полугодие.».
3. В пункте 8 Инструкции слова «и индивидуальными предпринимателями» и в пункте 11 слова «или индивидуальном предпринимателе» исключить, ввиду того, что пункт 2 статьи 103 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» не содержит норму, уполномочивающую индивидуальных предпринимателей осуществлять отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды.
4. В пункте 9 Инструкции слова «в течение 15 календарных дней» исключить, ввиду того, что срок «15 календарных дней» слишком короток и ничем не обоснован.
5. В пункте 9 Инструкции нет необходимости «абзац первый после слов «Данные локального мониторинга» дополнить словами «, копии актов отбора проб и протоколов проведения измерений в области охраны окружающей среды» по следующим основаниям:
5.1. Принятие данной нормы только увеличит документооборот, увеличит трудозатраты сотрудников информационно-аналитического центра локального мониторинга окружающей среды и не обеспечит никакой новой полезной информацией.
5.2. Таблица данных локального мониторинга окружающей среды (приложения 1–4 к Инструкции), предоставляется добросовестными, осознающими свою ответственность за достоверность и полноту природопользователями, и содержит всю необходимую информацию об аккредитованных субъектах, осуществивших отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды, о примененных методиках выполнения измерений.
Пунктом 5 Положения о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482, установлено, что «Ответственность за достоверность и полноту данных локального мониторинга несут природопользователи.».
В соответствии с пунктом 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций (далее, если не предусмотрено иное, – государственные органы), их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее, если не предусмотрено иное, – субъекты хозяйствования) основывается на следующих принципах:
5.3 При необходимости проверить статус аккредитованных субъектов, привлеченных природопользователями к отбору проб и проведению измерений в области охраны окружающей среды при проведении наблюдений в рамках локального мониторинга окружающей среды, можно оперативно на сайте Белорусского государственного центра аккредитации.
Компетентность аккредитованных субъектов, привлеченных природопользователями к отбору проб и проведению измерений в области охраны окружающей среды, в том числе качество выдаваемых актов отбора проб и протоколов испытаний, устанавливается и подтверждается в рамках процедур аккредитации, повторной аккредитации, периодической оценки компетентности, осуществляемых Белорусским государственным центром аккредитации на основании требований законодательства об обеспечении единства измерений.
5.4. При необходимости проверить наличие у природопользователя актов отбора проб и протоколов проведения измерений в области охраны окружающей среды (часть первая пункта 11 Инструкции) можно в рамках плановых проверок природопользователей, осуществляемых территориальными органами Минприроды.
6. Предлагаемое для включения в Инструкцию требование «При проведении локального мониторинга почв (грунтов) копия карты-схемы и плана-графика предоставляются в год проведения наблюдений.» противоречит требованиям пункта 122 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 и не должно быть включено в Инструкцию.
Так, пунктом 122 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 определено, что «Количество пробных площадок для проведения локального мониторинга почв (грунтов) устанавливается на основании результатов предварительного обследования…». Предварительное обследование, включающее и наблюдения, может быть начато в ноябре-декабре. Анализ результатов, обоснование сети пунктов локального мониторинга почв (грунтов), подготовка карты требуют затрат времени, исключающих физическую возможность предоставить копию карты в год проведения наблюдений, если они проведены в ноябре-декабре.
7. Исходя из требований пункта 15 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды», пункта 5 Положения о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482, статьи 106 Кодекса Республики Беларусь о земле, целесообразно часть первую пункта 11 Инструкции после слов «акты отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды и протоколы проведения измерений в области охраны окружающей среды» дополнить словами:
«результаты оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием хозяйственной и иной деятельности природопользователя;
комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества окружающей среды территории размещения природопользователя, снижение экологического риска.».
8. Целесообразно инициировать научное исследование для разработки и обоснования алгоритма комплексной оценки состояния окружающей среды территории промышленных зон городов.
Заведующий отделом мониторинга окружающей среды республиканского научно-исследовательского унитарного предприятия
«Бел НИЦ «Экология», кандидат географических наук, доцент М.А.Ересько
[ Закрыто ] Проект постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9» (локальный мониторинг окружающей среды)
Общественное обсуждение
1Предметом правового регулирования проекта постановления являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, связанные с вопросами организации и проведения локального мониторинга окружающей среды.
Прилагаемая информация:
Документ, в который вносятся изменения:
Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды».
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 2 по 12 мая 2024 г.
30.04.2024 10:42:52
Пользователь
НОВИЧОКПредложения по проекту постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9».
1. Рекомендуемое наименование документа при сохранении его существующей структуры: «Инструкция о порядке проведения наблюдений в рамках локального мониторинга окружающей среды». Наименование «Инструкция о технологии работ по организации и проведению локального мониторинга окружающей среды» некорректно по следующим основаниям:
1.1. Термин «технология» не применим к термину «локальный мониторинг окружающей среды». Технология – совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства (толковый словарь Ожегова). Локальный мониторинг окружающей среды не является отраслью производства.
1.2. Инструкция не содержит полного перечня требований, предъявляемых к «организации и проведению» локального мониторинга окружающей среды (наблюдения+оценка+прогноз), а определяет общий алгоритм, порядок проведения только наблюдений (отбор проб и проведение испытаний – измерений фактических величин параметров, оцениваемых в дальнейшем) за состоянием окружающей среды и воздействием деятельности на окружающую среду. Требования, предъявляемые к «организации и проведению» локального мониторинга окружающей среды, установлены соответствующими пунктами ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности».
1.3. Пунктом 15 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» определено, что «Мониторинг окружающей среды – система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов.». Пунктом 5 Положения о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482, определено, что «Локальный мониторинг проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, указанную в пункте 3 настоящего Положения (далее – природопользователи).». Инструкция призвана определить порядок выполнения природопользователями всего комплекса работ в рамках локального мониторинга окружающей среды, а именно: наблюдения (за состоянием окружающей среды), оценку и прогноз (изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов). Фактически положения Инструкции определяют только порядок проведения наблюдений за состоянием окружающей среды. Алгоритм оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов остается за рамками правового регулирования локального мониторинга окружающей среды.
1.4. Рекомендуемое наименование документа при сохранении его существующей структуры: «Инструкция о порядке проведения наблюдений в рамках локального мониторинга окружающей среды».
2. Пункт 61 проекта Инструкции не соответствует пунктам 12 и 13 Инструкции о порядке ведения Государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 декабря 2008 г. № 119 (пункты локального мониторинга окружающей среды являются частью Государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь), в части:
2.1. субъекта отношений – кто?
Пунктами 12 и 13 Инструкции о порядке ведения Государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 декабря 2008 г. № 119, четко установлено, что для включения (внесения изменений и дополнений, исключения) пункта наблюдений «республиканский орган государственного управления, ответственный за организацию проведения вида мониторинга окружающей среды в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, государственная организация, ответственная за проведение вида мониторинга окружающей среды в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, готовят обоснование необходимости его включения в реестр, а также сведения о пункте наблюдений, указанные в пункте 9 настоящей Инструкции», «обоснование необходимости внесения в него изменений и дополнений, исключения из реестра, а также сведения о пункте наблюдений, включающие реестровый номер пункта наблюдений, номер графы (граф), в которую (которые) вносятся изменения и дополнения, данные, вносимые в эту графу», «вносят в Межведомственный координационный совет Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (далее – Межведомственный совет) обоснованное предложение о внесении изменений в сеть пунктов наблюдений вида мониторинга окружающей среды.».
При этом обоснованию подлежат не только местоположение пункта мониторинга, но и перечень параметров и периодичность наблюдений. Хорошей основой обоснований является проведение научных исследований: пунктом 1 статьи 55 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» определено, что «Научные исследования в области охраны окружающей среды и природопользования проводятся в целях: совершенствования законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов…».
В действующей (от 27.02.2024 № 130) редакции Положения о порядке ведения Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 949, отсутствуют полномочия территориальных органов Минприроды применительно к локальному мониторингу окружающей среды. И даже исключена действовавшая с момента начала функционирования НСМОС до 27.02.2024 норма: «6. Организацию проведения видов мониторинга окружающей среды в составе НСМОС осуществляют: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в части мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод, мониторинга подземных вод, радиационного мониторинга, локального мониторинга окружающей среды;».
Пунктом 5 Положения о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482, определено, что «Локальный мониторинг проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, указанную в пункте 3 настоящего Положения (далее – природопользователи).».
Из этого следует, что обоснованное предложение о внесении изменений в сеть пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, должно исходить от природопользователей, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды.
2.2. субъекта отношений – кому?
Пунктом 5-1 действующей (от 27.02.2024 № 130) редакции Положения о порядке ведения Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 949, определено, что «Порядок ведения государственного реестра пунктов наблюдений НСМОС определяется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.».
Из этого следует, что обоснованное предложение о внесении изменений в сеть пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, должно исходить от природопользователей, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды, в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
2.3. объекта отношений – что?
Из норм, установленных пунктами 12 и 13 Инструкции о порядке ведения Государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 декабря 2008 г. № 119, вытекает, что просто «сведений» и «предложений» о включении, внесении изменений в сеть пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды недостаточно. Необходимы обоснованные (то есть подкрепленные доказательствами – согласно толковому словарю Ожегова) предложения.
2.4. Предлагается следующая редакция пункта 61 проекта Инструкции:
«61. Перечень пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды (далее – перечень), включая перечисление оцениваемых параметров и периодичность проведения локального мониторинга окружающей среды, формируется с учетом требований, установленных пунктами 3 – 6 настоящей Инструкции на основании:
результатов научных исследований, выполненных научной организацией, подчиненной Минприроды, в том числе по инициативе Минприроды и (или) его территориальных органов;
обоснованных предложений природопользователей, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды.
Форма перечня должна соответствовать форме, установленной приложением к Инструкции о порядке ведения государственного реестра пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 декабря 2008 г. № 119.
В случае необходимости внесения изменений в перечень, исключения пункта наблюдений локального мониторинга окружающей среды из перечня, связанных с изменением условий осуществления хозяйственной и иной деятельности, природопользователь в месячный срок со дня возникновения таких обстоятельств письменно уведомляет территориальные органы Минприроды с приложением подтверждающих документов.
Территориальные органы Минприроды предоставляют сведения о необходимости включения, исключения пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, а также внесения изменений в перечень по запросу Минприроды, но не реже одного раза в полугодие.».
3. В пункте 8 Инструкции слова «и индивидуальными предпринимателями» и в пункте 11 слова «или индивидуальном предпринимателе» исключить, ввиду того, что пункт 2 статьи 103 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» не содержит норму, уполномочивающую индивидуальных предпринимателей осуществлять отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды.
4. В пункте 9 Инструкции слова «в течение 15 календарных дней» исключить, ввиду того, что срок «15 календарных дней» слишком короток и ничем не обоснован.
5. В пункте 9 Инструкции нет необходимости «абзац первый после слов «Данные локального мониторинга» дополнить словами «, копии актов отбора проб и протоколов проведения измерений в области охраны окружающей среды» по следующим основаниям:
5.1. Принятие данной нормы только увеличит документооборот, увеличит трудозатраты сотрудников информационно-аналитического центра локального мониторинга окружающей среды и не обеспечит никакой новой полезной информацией.
5.2. Таблица данных локального мониторинга окружающей среды (приложения 1–4 к Инструкции), предоставляется добросовестными, осознающими свою ответственность за достоверность и полноту природопользователями, и содержит всю необходимую информацию об аккредитованных субъектах, осуществивших отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды, о примененных методиках выполнения измерений.
Пунктом 5 Положения о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482, установлено, что «Ответственность за достоверность и полноту данных локального мониторинга несут природопользователи.».
В соответствии с пунктом 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций (далее, если не предусмотрено иное, – государственные органы), их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее, если не предусмотрено иное, – субъекты хозяйствования) основывается на следующих принципах:
презумпции добросовестности субъектов хозяйствования…».
5.3 При необходимости проверить статус аккредитованных субъектов, привлеченных природопользователями к отбору проб и проведению измерений в области охраны окружающей среды при проведении наблюдений в рамках локального мониторинга окружающей среды, можно оперативно на сайте Белорусского государственного центра аккредитации.
Компетентность аккредитованных субъектов, привлеченных природопользователями к отбору проб и проведению измерений в области охраны окружающей среды, в том числе качество выдаваемых актов отбора проб и протоколов испытаний, устанавливается и подтверждается в рамках процедур аккредитации, повторной аккредитации, периодической оценки компетентности, осуществляемых Белорусским государственным центром аккредитации на основании требований законодательства об обеспечении единства измерений.
5.4. При необходимости проверить наличие у природопользователя актов отбора проб и протоколов проведения измерений в области охраны окружающей среды (часть первая пункта 11 Инструкции) можно в рамках плановых проверок природопользователей, осуществляемых территориальными органами Минприроды.
6. Предлагаемое для включения в Инструкцию требование «При проведении локального мониторинга почв (грунтов) копия карты-схемы и плана-графика предоставляются в год проведения наблюдений.» противоречит требованиям пункта 122 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 и не должно быть включено в Инструкцию.
Так, пунктом 122 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 определено, что «Количество пробных площадок для проведения локального мониторинга почв (грунтов) устанавливается на основании результатов предварительного обследования…». Предварительное обследование, включающее и наблюдения, может быть начато в ноябре-декабре. Анализ результатов, обоснование сети пунктов локального мониторинга почв (грунтов), подготовка карты требуют затрат времени, исключающих физическую возможность предоставить копию карты в год проведения наблюдений, если они проведены в ноябре-декабре.
7. Исходя из требований пункта 15 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды», пункта 5 Положения о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482, статьи 106 Кодекса Республики Беларусь о земле, целесообразно часть первую пункта 11 Инструкции после слов «акты отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды и протоколы проведения измерений в области охраны окружающей среды» дополнить словами:
«результаты оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием хозяйственной и иной деятельности природопользователя;
комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества окружающей среды территории размещения природопользователя, снижение экологического риска.».
8. Целесообразно инициировать научное исследование для разработки и обоснования алгоритма комплексной оценки состояния окружающей среды территории промышленных зон городов.
Заведующий отделом
мониторинга окружающей среды
республиканского научно-исследовательского
унитарного предприятия
«Бел НИЦ «Экология»,
кандидат географических наук, доцент М.А.Ересько
12.05.2024 16:09:11
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться