Подскажите правомерно ли взимание повышенной оплаты с иностранного гражданина (гражданин РФ, проживающий по виду на жительства и являющийся резидентом РБ) при прохождении судебной экспертизы в Государственном Комитете Судебных Экспертиз Республики Беларусь?
09.10.2013 12:56:53
Владимир Владимирович Шапошников
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
64
Уважаемый Никита, вопросы установления стоимости работ (услуг) - дело сугубо внутреннее Комитета, регулируемое непосредственно самим Комитетом или его уполномоченными подразделениями. Советую вам направить запрос руководству Комитета. Вам ответят вполне конкретно.
10.10.2013 07:51:13
Андрей Бычек
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
201
Этот вопрос, как правило, должен регулироваться Международными договорами (соглашениями). Например, в отношении граждан Российской Федерации это может быть "Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан" от 25.12.1998 года. К сожалению, ни в этом Договоре, ни в других международных нормативных правовых актах вопрос ценообразования в описанной Вами ситуации не регламентирован. Это свидетельствует о предоставлении субъектам хозяйствования и организациям РБ права самостоятельного свободного ценообразования оказываемых платных услуг в сфере экспертиз. Впрочем, как и достаточно большого количества иных услуг в сфере гостиничного бизнеса, санаторно-курортного лечения, медицинских услуг.
10.10.2013 11:46:36
Игорь Соколовский
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
731
Если бы Государственный комитет судебных экспертиз (ГКСЭ) являлся бы коммерческой организацией и услуги по экспертизе оказывались бы по договору, который можно было бы отнести к публичному (ст.396 Гражданского кодекса, см. далее), то можно было бы попробовать оспорить взимание повышенной платы за услуги с иностранца, сославшись на указанную статью ГК. Поскольку ГКСЭ - это государственный орган (т.е. организация, созданная в форме, скорее всего, учреждения), то он является НЕкоммерческой организацией. Кроме того, вопрос о том, являются ли заключаемые ГКСЭ договоры на оказание услуг публичными требует дополнительного изучения. Соответственно, в Вашей ситуации остается только все принять, «как есть». При этом если у Вас есть желание и время – рекомендовал бы все-таки письменно обратиться в ГКСЭ с предложением разъяснить такой подход в ценообразовании на их услуги применительно к гражданам и не-гражданам Беларуси. Что касается аналогичного подхода в иных сферах гражданского оборота (гостиничное обслуживание и т.д.), то лично считаю, что если такой подход в ценообразовании установлен (санкционирован) Декретом или Указом Президента Беларуси (как это, по памяти, сделано при реализации охотничьих путевок), то это допустимо, т.к. Декрет и Указ по своей силе выше закона (в т.ч. Кодекса). Если же – актами Совмина или министерств – то, считаю, здесь есть вопрос – о соответствии статье 396 ГК. Справочно: Статья 396. Публичный договор
1. Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, обязательное страхование и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством. 2. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. 3. …. 4. …. 5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Оплата судебных экспертиз иностранными гражданами
4Пользователь
НОВИЧОКПодскажите правомерно ли взимание повышенной оплаты с иностранного гражданина (гражданин РФ, проживающий по виду на жительства и являющийся резидентом РБ) при прохождении судебной экспертизы в Государственном Комитете Судебных Экспертиз Республики Беларусь?
09.10.2013 12:56:53
Юрист
НОВИЧОКвопросы установления стоимости работ (услуг) - дело сугубо внутреннее Комитета, регулируемое непосредственно самим Комитетом или его уполномоченными подразделениями.
Советую вам направить запрос руководству Комитета. Вам ответят вполне конкретно.
10.10.2013 07:51:13
Юрист
НОВИЧОКК сожалению, ни в этом Договоре, ни в других международных нормативных правовых актах вопрос ценообразования в описанной Вами ситуации не регламентирован. Это свидетельствует о предоставлении субъектам хозяйствования и организациям РБ права самостоятельного свободного ценообразования оказываемых платных услуг в сфере экспертиз. Впрочем, как и достаточно большого количества иных услуг в сфере гостиничного бизнеса, санаторно-курортного лечения, медицинских услуг.
10.10.2013 11:46:36
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛЧто касается аналогичного подхода в иных сферах гражданского оборота (гостиничное обслуживание и т.д.), то лично считаю, что если такой подход в ценообразовании установлен (санкционирован) Декретом или Указом Президента Беларуси (как это, по памяти, сделано при реализации охотничьих путевок), то это допустимо, т.к. Декрет и Указ по своей силе выше закона (в т.ч. Кодекса). Если же – актами Совмина или министерств – то, считаю, здесь есть вопрос – о соответствии статье 396 ГК.
Справочно:
Статья 396. Публичный договор
1. Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, обязательное страхование и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
2. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
3. ….
4. ….
5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
13.10.2013 13:55:26