Улучшаем законодательство вместе

Предложения по улучшению законодательства
Вячеслав
163
03.11.2023 10:50
Законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов
Подп. 2.1 п. 2 ст. 24 Проекта Закона Республики Беларусь "Об изменении Закона Республики Беларусь "Об обращении с отходами"   2.1. идентификацию образующихся отходов в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, и определение их количественных и качественных показателей (в том числе возможный химический состав, агрегатное состояние);   периодически возникают вопросы о том, что в данном подпункте проекта Закона, равно как и в действующем Законе, не написано конкретно, что количественные показатели - это тонны и штуки, а не метры кубические например. Может стоит  именно в этом подпункте во избежание всяческого рода домыслов прописать, что количественные показатели образующихся отходов указываются в тоннах, за исключением ртутьсодержащих отходов (отработанных люминесцентных и ртутных ламп, термометров и др.) количественные показатели которых указываются в штуках.
Принято в работу
Вячеслав
163
23.10.2023 13:36
Законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов
В подп. 2.1 п. 2 ст. 22 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" установлено, что при разработке проектной документации на строительство должно быть определено количество образующихся отходов производства. При этом в действующих НПА, а также ТНПА, регламентирующих обращение с отходами, не установлено с какой точностью следует представлять в проектной документации данные о количестве образующихся отходов производства (в тоннах), в частности отходов строительства. Данный вопрос также не определен в НПА, ТНПА, регламентирующих разработку проектной документации. Полагаем, что данные, характеризующие количество отходов производства в тоннах по неопасным отходам и отходам 4-го класса опасности, следует указывать с двумя знаками после запятой, по отходам 1-го, 2-го и 3-го классов опасности – с тремя знаками после запятой. Обоснование. Абз .2 п. 22 гл. 5 Инструкции о порядке заполнения заявления на получение комплексного природоохранного разрешения: Данные, характеризующие количество отходов в тоннах, кроме отходов 1, 2 и 3-го классов опасности, отражаются с двумя знаками после запятой, по отходам 1, 2 и 3-го классов опасности - с тремя знаками после запятой.   Абз. 13 п. 10 Инструкции о порядке оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства: в графе 6 указывается количество перевозимых отходов производства в тоннах, по неопасным отходам и отходам 4-го класса опасности отражается с двумя знаками после запятой, по отходам 1, 2 и 3-го классов опасности - с тремя знаками после запятой количество ртутьсодержащих отходов (отработанных люминесцентных и ртутных ламп, термометров и др.) указывается в штуках; Предложение Дополнить НПА, регламентирующие вопросы обращения с отходами при разработке проектной документации, а также соответствующие ТНПА, в первую очередь ТКП 17.11-10-2014 (02120) Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения со строительными отходами, нормой соответствующего характера: при разработке проектной документации данные, характеризующие количество отходов в тоннах, кроме отходов 1, 2 и 3-го классов опасности, отражаются с двумя знаками после запятой, по отходам 1, 2 и 3-го классов опасности - с тремя знаками после запятой, количество ртутьсодержащих отходов (отработанных люминесцентных и ртутных ламп, термометров и др.) указывается в штуках.
Принято в работу
Вячеслав
163
16.10.2023 10:28
Без отнесения к отрасли права
Ст. 35 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 130-З) установлено: Изменение законодательного акта допускается, как правило, не чаще одного раза в два года, а изменение иного нормативного правового акта - не чаще одного раза в год, за исключением случаев, когда внесение изменений необходимо для оперативного регулирования наиболее важных вопросов, а также на основании требований нормативных правовых актов большей юридической силы.   Полагаем, что для вводимых в действие новых нормативных правовых актов, в том числе законодательных актов (далее – НПА, ЗА), а также для существующих НПА и ЗА, претерпевающих существенные изменения принципиального характера за счёт внесения в них изменений и (или) дополнений, данная норма Закона № 130-З требует корректировки. Практика применения НПА и ЗА показывает, что наибольшее число вопросов, связанных с неясностями, разночтениями, различиями в содержании и понимании НПА и ЗА, а также противоречиями в практике их применения, возникает именно в первый год после ввода их в действие. При этом разработчики таких НПА и ЗА, как правило, не производят соответствующих корректировок, а ссылаются на ст. 35 Закона № 130-З в части обеспечения стабильности правовой системы. Формулировка «за исключением случаев, когда внесение изменений необходимо для оперативного регулирования наиболее важных вопросов» ст. 35 Закона № 130-З, которая вроде бы позволяет вносить изменения в НПА и ЗА ранее и чаще чем один раз в два года, один раз в год, далеко как не всегда работает, так как имеет субъективно-оценочный, размытый характер: непонятно что значит оперативное регулирование наиболее важных вопросов, кем и как определятся необходимость оперативного регулирования и важность вопросов и т.п. и т.д. Формулировка «как правило» в первой части нормы имеет такой же характер. Дополнительно. Следует отметить, что необходимость внесения изменений ранее указанных в ст. 35 Закона № 130-З сроков относится не только к введенным в действие, но и к утвержденным, но не начавшим своё действие НПА. Так, например, в Законе Республики Беларусь от 18.07.2016 г. № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.01.2024 г.) (далее – Закон № 399-З новая редакция), в подп. 1.1. п. 1 ст. 19 Закона № 399-З новой редакции установлено, что оценка воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) проводится при разработке предпроектной (предынвестиционной) документации на возведение, реконструкцию, техническую модернизацию объектов, указанных в ст.7 Закона № 399-З новой редакции. Отсутствие в подп. 1.1 п. 1 ст. 19 Закона № 399-З новой редакции такого вида строительства как модернизация и присутствие такого вида строительства как техническая модернизация разработчики закона объясняют тем, что согласно подп. 1.2 п. 1 ст. 19 Закона № 399-З ОВОС проводится для архитектурных или при одностадийной разработке проектной документации строительных проектов на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов, указанных в ст. 7 Закона № 399-З новой редакции, в случае, если в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности разработка предпроектной (предынвестиционной) документации не является обязательной либо предпроектная (предынвестиционная) документация разрабатывалась в форме задания на разработку проектной документации, что согласуется с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности», согласно которым установлено, что до разработки проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, техническую модернизацию, благоустройство, снос объектов заказчиками, застройщиками, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, разрабатывается и утверждается предпроектная (предынвестиционная) документация (подп. 1.1 п. 1) Указа № 26, а норма о разработке предпроектной (предынвестиционной) документации на модернизацию объектов данным Указом не установлена, в связи с чем такой вид строительства и отсутствует в подп. 1.1 п. 1 Закона № 399-З, но присутствует такой вид строительства как техническая модернизация, так как он в подп. 1.1 п. 1 Указа № 26 имеется. В тоже время в утвержденном, но не введенном в настоящее время в действие Кодексе Республики Беларусь от 17.07.2023 г. № 289-З «Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (начало действия документа - 23.07.2024 г. (за исключением отдельных положений) (далее – Кодекс) вводится термин и определения вида строительства модернизация (подп. 1.38 п. 1 ст. Кодекса), а также устанавливается, что в сокращенном объеме (в форме задания на разработку проектной документации) допускается разрабатывать и утверждать предпроектную (предынвестиционную) документацию не только на такой вид строительства как модернизация, но и на такой как техническая модернизация (подп. 4.1 п. 4 ст. 69 Кодекса). Таким образом имеется противоречие даже ещё не во вступивших в силу НПА, что потребует оперативного внесения изменений в ещё не вступивший в действие Закон № 399-З новой редакции сразу после начала действия этой самой редакции.   Предложение. Учитывая вышеизложенное, полагаем необходимым дополнить норму ст. 35 Закона № 130-З формулировкой допускающей (или рекомендующей) внесение изменений в НПА и ЗА ранее и чаще указанных в ст. 35 Закона № 135-З сроков и раз в случаях выявления в них неясностей, разночтений, различий в содержании и понимании НПА и ЗА (в том числе в период до вступления в действие НПА и ЗА), а также противоречий в практике их применения.
Принято в работу
Вячеслав
163
04.10.2023 13:12
Законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов
Подп. 3.4 п. 3 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 г. № 2-З (ред. от 17.07.2023 г.) «Об охране атмосферного воздуха» (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.01.2024 г.) установлено, что при проектировании объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проектная документация должна включать проектные решения по оснащению организованных стационарных источников выбросов автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – АСК) в случаях, предусмотренных обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами (далее – ТНПА), техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза. Прошу обратить внимание, что обязательным для соблюдения ТНПА - ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух (в том числе озоновый слой). Требования экологической безопасности в области охраны атмосферного воздуха» (далее - ЭкоНиП 17.08.06-001-2022), регламентирующим, в числе прочего, вопросы создания систем АСК, установлено, что одним из условий согласно которому стационарные источники выбросов от производственных объектов, технологического оборудования, выбросы ЗВ от которых в обязательном порядке подлежат непрерывным измерениям с использованием АСК, указанных в приложении 8 ЭкоНиП 17.08.06-001-2022, оснащаются АСК (абз. 4 п. 32 ЭкоНиП 17.08.06-001-2022) является: общее время (включая все режимы работы) работы стационарного источника выбросов согласно акту инвентаризации составляет 2000 и более часов в год Данная норма также имеется в ч. 4 п. 26 ЭкоНиП 17.08.06-001-2022: Требования по проведению непрерывных измерений для производственных объектов, технологического оборудования не распространяются в случае их эксплуатации менее 2000 часов в год согласно акту инвентаризации. То есть указанные критерии времени работы относятся к действующим производственным объектам, технологическому оборудованию. В отношении проектируемых объектов такая норма в ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 отсутствует, что представляется проблемой требующей разрешения путем внесения изменений в ЭкоНиП 17.08.06-001-2022. Предложение: Представить ч. 4 п. 26, абз. 4 п. 32 ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 в следующей редакции: Ч. 4. п. 26: Требования по проведению непрерывных измерений для производственных объектов, технологического оборудования не распространяются в случае их эксплуатации менее 2000 часов в год согласно акту инвентаризации для действующих объектов или в случае планируемой эксплуатации производственных объектов, технологического оборудования менее 2000 часов в год согласно проектной документации для завершенного возведением, реконструкцией, модернизацией, технической модернизацией, ремонтно-реставрационными работами, ремонтом объекта воздействия на атмосферный воздух. Абз. 4 п. 32 ЭкоНиП 17.08.06-001-2022: общее время (включая все режимы работы) работы действующего стационарного источника выбросов согласно акту инвентаризации составляет 2000 и более часов в год или 2000 и более часов в год согласно проектной документации для завершенного возведением, реконструкцией, модернизацией, технической модернизацией, ремонтно-реставрационными работами, ремонтом стационарного источника выбросов. Дополнительно прошу обратить внимание, что согласно вступающему в силу с 23.07.2024 г. Кодексу Республики Беларусь от 17.07.2023 № 289-З «Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»: 1.65. ремонтно-реставрационные работы - совокупность работ и мероприятий, осуществляемых на недвижимых материальных историко-культурных ценностях в целях обеспечения их сохранения на основе научно-проектной документации с учетом особенностей и требований, установленных законодательством о культуре; Согласно действующему в настоящее время Закону Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»: ремонтно-реставрационные работы, выполняемые на материальных историко-культурных ценностях, - совокупность работ и мероприятий, выполняемых на основании научно-проектной документации на недвижимых материальных историко-культурных ценностях в целях обеспечения их сохранения; Учитывая приведенные определения термина ремонтно-реставрационные работы полагаем целесообразным исключить этот вид строительства из подп. 9.2 п. 9 Приложения 8 к ЭкоНиП 17.08.06-001-2022, а также конкретизировать такой вид строительства как ремонт, так как согласно вышеуказанным НПА в области строительства ремонт объекта осуществляется путем проведения капитального ремонта или текущего ремонта, при этом выполнение строительно-монтажных работ по текущему ремонту осуществляется без разработки проектной документации, на основании дефектного акта и сметной документации (сметы) и в итоге представить подп. 9.2 п. 9 Приложения 8 к ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 в такой редакции: с суммарным выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух, определенным проектной документацией более 100 тонн в год для завершенного возведением, реконструкцией, модернизацией, технической модернизацией, капитальным ремонтом объекта воздействия на атмосферный воздух Аналогичную формулировку необходимо использовать также и в случае внесения изменений в ч. 4 п. 26, абз. 4 п. 32 ЭкоНиП 17.08.06-001-2022.
Принято в работу
Вячеслав
163
27.09.2023 16:17
Без отнесения к отрасли права
Цитата
Категория отрасли права: законодательство в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности   Инструкция о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (утв. Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.04.2023 № 39 (далее – Инструкция). П. 13 Инструкции: 13. Для отходов, подлежащих обезвреживанию и (или) захоронению, в локальных сметах (локальных сметных расчетах) учитываются: средства на перевозку строительных отходов (погрузка, транспортировка, разгрузка) в санкционированные места хранения, захоронения отходов, на объекты обезвреживания, которые определяются исходя из объема строительных отходов, предусмотренного проектной документацией, фактического расстояния от объекта строительства до санкционированных мест хранения отходов, захоронения отходов, объектов обезвреживания отходов и соответствующих тарифов; средства, связанные с захоронением, обезвреживанием строительных отходов, которые определяются исходя из объема строительных отходов, предусмотренного проектной документацией, и текущих цен (тарифов), установленных в соответствии с законодательными актами организациями, осуществляющими прием, захоронение, обезвреживание отходов; средства, связанные с уплатой экологического налога, которые определяются в соответствии с налоговым законодательством и отражаются в столбце "прочие расходы" локальной сметы (локального сметного расчета).   Согласно действующей в настоящее время редакции ст. 248 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)" (абз. 5 ст. 248) налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы: отходов производства, направленных в налоговом периоде на объекты захоронения отходов на захоронение или для использования в качестве изолирующего слоя.   С учетом вышеизложенного предлагаем представить п. 13 Инструкции в следующей редакции: 13. Для отходов, подлежащих обезвреживанию и (или) захоронению, а также для отходов, направляемых на объекты захоронения отходов для использования в качестве изолирующего слоя, в локальных сметах (локальных сметных расчетах) учитываются: средства на перевозку строительных отходов (погрузка, транспортировка, разгрузка) в санкционированные места хранения, захоронения отходов, на объекты обезвреживания, которые определяются исходя из объема строительных отходов, предусмотренного проектной документацией, фактического расстояния от объекта строительства до санкционированных мест хранения отходов, захоронения отходов, объектов обезвреживания отходов и соответствующих тарифов; средства, связанные с захоронением, обезвреживанием строительных отходов, а также с использованием строительных отходов в качестве изолирующего слоя на объектах захоронения отходов, которые определяются исходя из объема строительных отходов, предусмотренного проектной документацией, и текущих цен (тарифов), установленных в соответствии с законодательными актами организациями, осуществляющими прием, захоронение, обезвреживание отходов, использование отходов в качестве изолирующего слоя на объектах захоронения отходов; средства, связанные с уплатой экологического налога, которые определяются в соответствии с налоговым законодательством и отражаются в столбце "прочие расходы" локальной сметы (локального сметного расчета).
Министерство архитектуры и строительства проинформировало, что в целях исключения спорных вопросов при последующей корректировке Инструкции № 39 будет рассмотрен вопрос конкретизации объектов захоронения отходов, в том числе и для использования в качестве изолирующего слоя. 
Ответ госоргана
Вячеслав
163
07.09.2023 10:19
Законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов
Положение о порядке определения условий осуществления компенсационных мероприятий (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2011 № 1426 (действующая редакция от 10.05.2023) (далее – Положение о компмероприятиях)   П.4. Положения о компмероприятиях: 4. При строительстве, предусматривающем удаление деревьев, кустарников, вопрос об осуществлении компенсационных посадок либо компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира (далее - компенсационные выплаты) определяется в соответствии с частью первой статьи 38-1, частями первой и второй статьи 38-2 Закона Республики Беларусь "О растительном мире" в акте выбора места размещения земельного участка в соответствии с указываемым в данном акте особым мнением территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее - Минприроды), в решении местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта, а в случаях, когда в указанных документах вопрос об осуществлении компенсационных посадок либо компенсационных выплат не определен, - в решении местного исполнительного и распорядительного органа, принимаемом по данному вопросу дополнительно по согласованию с территориальным органом Минприроды.   С учетом норм законодательства в области архитектурной и строительной деятельности, в частности норм НПА, регламентирующих вопросы подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, п. 4 Положения о компмероприятиях необходимо дополнить, после слов «когда в указанных документах вопрос об осуществлении компенсационных посадок либо компенсационных выплат не определен,», фразой: или получение указанных документов в соответствии с законодательством не предусмотрено   т.е. представить в такой редакции: 4. При строительстве, предусматривающем удаление деревьев, кустарников, вопрос об осуществлении компенсационных посадок либо компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира (далее - компенсационные выплаты) определяется в соответствии с частью первой статьи 38-1, частями первой и второй статьи 38-2 Закона Республики Беларусь "О растительном мире" в акте выбора места размещения земельного участка в соответствии с указываемым в данном акте особым мнением территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее - Минприроды), в решении местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта, а в случаях, когда в указанных документах вопрос об осуществлении компенсационных посадок либо компенсационных выплат не определен или получение указанных документов в соответствии с законодательством не предусмотрено, - в решении местного исполнительного и распорядительного органа, принимаемом по данному вопросу дополнительно по согласованию с территориальным органом Минприроды.
Принято в работу
Вячеслав
163
01.09.2023 13:56
Законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов
Дополнение .Или эта норма должна звучать так:Не требуется получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения:если объекты воздействия на атмосферный воздух не включены в перечень категорий объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленный Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды;
Принято в работу
Вячеслав
163
01.09.2023 13:44
Законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов
В долполнение.Вернее там перепутаны:перечень загрязняющих веществ, категорий объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (приложение 1)иперечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, видов деятельности, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (приложение 2)
Принято в работу
Вячеслав
163
01.09.2023 13:35
Законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов
Закон Республики Беларусь от 17.07.2023 N 295-З"Об изменении Закона Республики Беларусь "Об охране атмосферного воздуха"Ст. 19 п. 1 ч. 2:Не требуется получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения:если объекты воздействия на атмосферный воздух не включены в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленный Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды;Вероятно опечатка, так как перечень этот называется:Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 19.10.2020 N 21"О нормативах допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух"перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, видов деятельности, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздухВероятно норма Закона должна была звучать так:Ст. 19 п. 1 ч. 2:Не требуется получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения:если объекты воздействия на атмосферный воздух включены в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленный Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды;
Принято в работу
Вячеслав
163
01.09.2023 10:08
Законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов
Минприроды уведомило, что для включения растений в Перечень должно иметь место наличие следующих признаков: растение должно представлять угрозу жизни и здоровью граждан, другим объектам растительного мира и среде их произрастания, причинять вред отдельным отраслям экономики.Поскольку Рейнутрия японская не отвечает указанным выше критериям, включать ее в Перечень не планируется. 26.07.2023 13:19 ОТВЕТ ГОСОРГАНАПо поводу ответа, прошу пояснить:Согласно информации Государственного кадастра растительного мира Респубдики Беларусь Рейнутрия\ японская указано:Степень угрозы: В местах произрастания формирует густые монодоминантные заросли и вытесняет аборигенные виды растений за счет затенения и прямой конкуренции. Препятствует их возобновлению за счет аллелопатии. Косвенно негативно влияет на видовое разнообразие и обилие некоторых позвоночных и беспозвоночных животных. Разрастающиеся корневища могут приводить к повреждению асфальта, тротуаров, фундамента и стен зданий. Вблизи водоемов может повреждать гидротехнические сооружения, способствует их зарастанию и заиливанию.Что в полной мере соответствует озвученным Минприроды требованиям к признакам, необходимым для включения в перечень:... должно иметь место наличие следующих признаков: растение должно представлять угрозу жизни и здоровью граждан, другим объектам растительного мира и среде их произрастания, причинять вред отдельным отраслям экономики.
Принято в работу