Считаю, что нормативные правовые акты, предписывающие трудовые обязанности и создания некоторых комиссий не согласуются с Трудовым кодексом Республики Беларусь, в части стоящих задач перед трудовой функцией, которая она должна была разрешить в правовом регулировании трудовых отношений.Обоснование: к примеру в Национальном стандарте бухгалтерского учета и отчетности «Инвентаризация активов и обязательств», утвержденного Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 74 и в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 (ред. от 22.04.2010 № 50) предусмотрено создания в организации (предприятии) инвентаризационной комиссии, персональный состав которой утверждается распоряжением руководителя организации. В состав которой включаются заместители руководителя организации, руководители и специалисты подразделений организации и т.д., при этом, данные нормативные правовые акты изложены таким образом, что трудовые обязанности работника далеко не всегда могут учитываться и приниматься во внимание при выборе члена инвентаризационной комиссии.Разберем проблемный аспект более подробно. С данными работниками был заключен трудовой договор. Данный трудовой договор содержит в себе трудовую функцию, которая призвана качественно и количественно формализовать предмет трудового договора, не позволяя работодателю (государству) претендовать на использование всех способностей работника (как свободной личности). Качественная составляющая трудовой функции связана с такими характеристиками, как квалификация, специальность, профессия работника, направления деятельности, трудовые обязанности, личностные качества. Количественная составляющая связана с выполнением норм выработки, объемом выполняемых трудовых обязанностей. Функциональные и трудовые обязанности закрепляются в должностной инструкции, которая их расширяет, делая отсылку к законодательным актам, при этом, уполномоченные должностные лица (нормотворческие органы) наделены правом издавать нормативные правовые акты, в которых могут обязать работника выполнять обязанности выходящие за пределы основных трудовых обязанностей его должности или профессии рабочего, тем самым теряется изначально заложенный смысл трудовой функции качественно и количественно формализовать предмет трудового договора, не позволяя работодателю (государству) претендовать на использование всех способностей работника (как свободной личности).Таким образом, в нормативных правовых актах, предписывающих выполнения работникам трудовых обязанностей, в том числе включения их в состав комиссий (инвентаризационных комиссий и т.д.), нормотворческие органы (должностные лица) должны дополнить НПА, по сути своей ограничением в выборе их участников (исполнителей). Данные ограничения должны устанавливать границы в выборе работника, который будет непосредственно выполнять предписанные ему трудовые обязанности в НПА. Нормотворческий орган должен исходить прежде всего из должности (профессии рабочего) и его основных трудовых обязанностей предусмотренных в Едином квалификационном справочнике должностей служащих (должностной инструкцией), и тогда, работодатель (государство) не сможет претендовать на использование всех способностей работника (как свободной личности), соблюдая изначальный смысл введения определения трудовой функции в Трудовой кодекс Республики Беларусь.Если не учитывать вышеизложенную проблематику в правовом регулировании трудовых отношений, то можно прийти к выводу, что через комиссии создаваемые по инициативе руководителя организации, в том числе создаваемые по инициативе нормотворческого органа (а также иные предписываемые трудовые обязанности в НПА), возможно обязать работника выполнить любую работу, за которую ему не заплатят, так как получается, что в должностной инструкции можно закрепить широко трактуемую обязанность работника участвовать в комиссиях или замаскировать ее примерно такой формулировкой: "Выполнять трудовые обязанности предписанные настоящей Инструкцией и иными законодателями актами" и изначально заложенный смысл определения трудовой функции полностью теряется. В таком случае, сектор обязанностей работника может быть настолько широк, что можно будет обязывать работника выполнять часть трудовых обязанностей других работников, и при этом, исходя из действующего законодательства о труде это не будет являться дополнительной работой, что по сути своей будет иметь признаки принудительного труда (на мой взгляд).Предлагаю в Национальном стандарте бухгалтерского учета и отчетности «Инвентаризация активов и обязательств», утвержденного Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 74 и в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 (ред. от 22.04.2010 № 50) в части правового регулирования вопроса по созданию в организации (предприятии) инвентаризационной комиссии, персональный состав которой утверждается распоряжением руководителя организации. В состав которой включаются заместители руководителя организации, руководители и специалисты подразделений организации и т.д., вместо "В состав рабочих и центральных инвентаризационных комиссий должны включаться опытные специалисты в зависимости от специфики проводимой инвентаризации, имеющие необходимые навыки, знания.", необходимо исключить формулировки "опыт, навык и знания" и исходить из трудовой функции, а именно из основных трудовых обязанностей работника, закрепленных в ЕКДС (должностной инструкции). Должен ли работник это делать или нет, так как существует принцип добровольности, трудовой договор, законодательство о труде и Конституция Республики Беларусь.Отмечу, что трудовая функция имеет в себе главный недостаток, она не обязывает нормотворческие органы исходить из его основных трудовых обязанностей работника предписанных Единым квалификационным справочником должностей служащих (должностной инструкцией), при подготовке НПА. Трудовая функция определяется в ТК таким образом, что невозможно вменяемые трудовые обязанности работнику в НПА считать дополнительной работой, хотя по сути своей они являются дополнительной работой. Решением данной проблемы будет следующее. Трудовая функция должна быть закольцована с НПА с соблюдением всех возложенных на нее задач по разделению труда и достойной оплате, соблюдая принцип добровольности и правовые нормы предписанные Конституцией Республики Беларусь. Работник ведь договаривается с нанимателем, и нормотворческий орган не должен "вешать" на работника "дополнительную работу", не оплатив ее, более того вменять трудовые обязанности предписанные другой должности согласно ЕКДС (должностной инструкции).Справочно:ст. 41 Конституции Республики Беларусь гласит о том, что принудительный труд запрещается, кроме работы или службы на основании судебного постановления либо в соответствии с законами о чрезвычайном и военном положениях.ст. 42 Конституции Республики Беларусь гласит о том, что лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование.Предлагаю ст. 1 Трудового Кодекса Республики Беларусь в части определения "трудовая функция" изложить в следующей редакции:"трудовая функция – работа по одной или нескольким должностям служащих (профессиям рабочих) с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием, должностной (рабочей) инструкцией, технологическими картами и другими документами, за исключением работы, предписанной нормативными правовыми актами, выходящей за рамки основных трудовых обязанностей работника;".
Аналогичные вопросы, содержались в Вашем предложении от 30.11.2024 18:42, размещенном на Правовом Форуме Беларуси, на которое Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь был дан ответ по существу.
15.12.2024 18:09
Ответ госоргана
Ольга
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
63
Законодательство о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности
В генплане Минска для создания удовлетворительных жилищных условий и полноценной жилой среды предлагалось установить как средний стандарт жилой среды на одного человека жилищную обеспеченность населения общей площадью квартир в многоквартирной застройке к 2020 г – 23.0-25.0 кв.м, и к 2030 г – 26.0-30.0 кв.м.
Поэтому предлагаю законодательно установить минимальную площадь квартир в новостройках, например, на 30 кв.м.
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее – Минархитектуры) сообщило, что в 2024 году РУП «СТРОЙТЕХНОРМ» проведена научно- исследовательская работа «Провести исследования и обосновать минимальные площади (объем) жилых и вспомогательных помещений жилых зданий из расчета на 1 человека в части обеспечения оптимальных параметров температуры, влажности, освещенности, СО2». РУП «СТРОЙТЕХНОРМ» проведен анализ минимальных площадей помещений спален в жилых зданиях зарубежных стран, в ходе которого установлено, что средним значением этой площади является 8,03 кв. м. на одного человека (по результатам НИР: минимальная площадь помещения спальни в жилом здании не должна быть менее 7,5 кв. м.). Таким образом, Минархитектуры проинформировало, что данный норматив следует рассматривать из расчета на 1 человека в отношении обеспечения оптимальных параметров микроклимата: температуры, влажности, освещенности, СО2. С учетом изложенного, Минстройархитектуры считает нецелесообразным установление конкретного норматива минимальной площади жилой комнаты, квартиры, так как решение о приобретении жилья определенной площади принимается непосредственно с учетом пожеланий покупателем.
16.12.2024 08:25
Ответ госоргана
Иван_Иван
Пользователь
НОВИЧОК
1
4.7
9
Законодательство о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности
Цитата
Перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности (Приложение 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 28.06.2024 № 457) содержит такой пункт:
42. Обучение (без реализации содержания образовательных программ) изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, танцам, хореографии, вокалу, ораторскому искусству.
Понятие "изобразительное искусство" нигде не конкретизировано и нуждается в детальной расшифровке (здесь же в скобках либо с помощью сноски).
Например, согласно Википедии, "изобразительное искусство или изобразительные искусства — класс пространственных искусств, объединяющий живопись, скульптуру, графику, монументальное искусство и фотоискусство".
"Современному изобразительному искусству Беларуси свойственно разнообразие. Утверждают себя фотоискусство, арт-дизайн, искусство акций, компьютерная графика, расширяется жанрово-видовой спектр". https://president.gov.by/ru/belarus/social/culture/izobrazitelnoe-iskusstvo
***
Второй момент. Плательщики налога на проф. доход не могут привлекать третьих лиц, однако для полноценного обучения изобразительному искусству требуется участие моделей/натурщиц. Соответственно, п.42 следует дополнить фразой: «Обучение (без реализации содержания образовательных программ) изобразительному искусству, в том числе с участием моделей/натурщиц…».
***
P.S. Обращался в налоговую за комментарием, но там отказали в ответе по существу, что лишь подтверждает необходимость уточнения и дополнения данного пункта.
Министерство экономики сообщило, что в настоящее время в этот государственный орган поступают предложения по дополнению видов индивидуальной предпринимательской деятельности, включенных в перечни, определенные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2024 № 457 (далее – постановление № 457), затрагивающих разные сферы общественных отношений, органами – регуляторами которых выступают различные государственные органы. Поскольку нормотворческий процесс предполагает комплексную корректировку нормативного правового акта, а не многократное ”точечное“ его изменение, все поступившие предложения, в том числе Ваше, аккумулируются Министерством экономики в целях их дальнейшего изучения органами государственного управления, уполномоченными на проведение государственной политики в соответствующей сфере общественных отношений, на этапе подготовки проекта нормативного правового акта, предусматривающего очередную корректировку постановления № 457 (предположительно – первое полугодие 2025 года).
16.12.2024 10:17
Ответ госоргана
BQE12
Юрист
НОВИЧОК
1
0.7
0
Законодательство о труде и занятости населения
Цитата
Предложение по улучшению правового регулирования зоны обслуживания и дополнительной работы В ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) отсутствует определение "зона обслуживания". Исходя из ст. 67 ТК можно сделать вывод, что законодатель предоставляет широкие возможности для трактовки зоны обслуживания, что на мой взгляд негативно влияет на права и законные интересы граждан, предписанные Конституции Республики Беларусь.Справочно:Ст. 42 Конституции Республики Беларусь Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование.Обоснование:В соответствии со ст. 67 ТК Можно сделать вывод, что зона обслуживания (на мой взгляд) понимается как выполнение работником трудовых обязанностей (работы), определенных трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены). Я считаю, что данное определение больше подходит к трудовой функции, и не раскрывает сущность определения зоны обслуживания, так как оно более узкое, чем трудовая функция и трудовые обязанности, закрепленные должностной (рабочей) инструкции. Зона обслуживания определяет и конкретизирует объем выполняемой работы предписанный в трудовых обязанностях, закрепляемых должностной (рабочей) инструкцией. Для достижения точного правового регулирования дополнительной работы в ст. 67 ТК нужно понимать, что собой представляет зона обслуживания, как она закрепляется, является ли изменение зоны обслуживания существенным условием труда и т.д. Если зона обслуживания не будет письменно согласовываться, закрепляться и подписываться работником, то определить рамки, где есть дополнительная работа, а где ранее определенный основной объем работы будет практически невозможно. Нужно более четко: качественно и количественно (нормировано) разграничить труд работника, чтобы наниматель не мог "вешать" дополнительную работу без справедливой оплаты и добровольного согласия работника.Предлагаю в ст. 1 ТК "Основные термины, применяемые в настоящем Кодексе, и их определения" дополнить определением "зона обслуживания", изложив его в следующей редакции:"зона обслуживания - это закрепленный за работником объем выполняемой работы (нормы труда), исходя из его трудовых обязанностей, предписанных в должностной (рабочей) инструкции.".В целях соблюдения конституционно-правовых норм, считаю целесообразным, включить в ТК следующие примерные правовые нормы в области правового регулирования зоны обслуживания:"Зона обслуживания является приложением к трудовому договору, которое согласовывается и подписывается нанимателем и работником при приеме на работу, изменение зоны обслуживания (объема и сроков выполняемой работы) является существенным условием изменения труда, которое должно согласовываться с работником. При формировании зоны обслуживания работника, наниматель обязан использовать образцы документов и стандарты и т.д., предусмотренные законодательными актами".Примечание: Я считаю, что нормотворческий орган должен дополнить ЕСКД образцами и стандартами документов по формированию зон обслуживания или предусмотреть их в отдельных законодательных актах, чтобы наниматель не применял широкие и расплывчатые формулировки, мешающие качественно и количественно определить (и понять), что работник должен сделать за предлагаемую ему заработную плату.
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Минтруда и соцзащиты) проинформировало, что согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь (далее – ТК), Общим положениям Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1, и Общим положениям Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34, квалификационные (тарифно-квалификационные) характеристики содержат должностные обязанности (трудовые функции) работника, то есть определяют характеристику труда. В соответствии с пунктом 5 Рекомендаций по нормированию труда в организациях, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 123, объем работы на каждом рабочем месте, т.е. «зона обслуживания» определяется на основании норм труда (нормы времени, выработки, численности, обслуживания, управляемости, нормированные задания). Под нормой обслуживания понимается количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и т.д.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно- технических условиях. Минтруда и соцзащиты сообщило, что, исходя из объемов работ, а также норм труда, определяется штатная численность работников, которая отражается в локальном правовом акте организации – штатном расписании. Что касается увеличения расширения зон обслуживания (увеличения объема работы), то согласно статье 67 ТК данная работа предполагает дополнительную работу по такой же вакантной должности служащего (профессии рабочего). Объем такой работы определяется исходя из штатной единицы (доли штатной единицы), распределенной нанимателем по согласованию с работником, с закреплением его в приказе (распоряжении). С учетом изложенного, Минтруда и соцзащиты считает дополнение ТК определением термина «зона обслуживания» и, следовательно, в квалификационные справочники нецелесообразным.
17.12.2024 00:23
Ответ госоргана
Иван_Иван
Пользователь
НОВИЧОК
1
4.7
9
Законодательство о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности
Цитата
Дополнение к предыдущему сообщению. Предлагаю в изобразительное искусство включить и ретуширование фотографий, которое по сути находится на стыке дизайна и фотоискусства и является очень популярным направлением.
На Ваше сообщение от 16.12.2024 10:17 и дополнение к нему от 18.12.2024 09:24, размещенные на Правовом Форуме Беларуси, Министерством экономики был дан ответ об аккумулировании этим государственным органом предложений по дополнению видов индивидуальной предпринимательской деятельности, включенных в перечни, определенные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2024 № 457, и изучении органами государственного управления таких предложений с целью последующей корректировки указанного постановления.
18.12.2024 09:24
Ответ госоргана
BQE12
Юрист
НОВИЧОК
2
0.7
0
Законодательство о труде и занятости населения
Предложение об установлении четырехдневной рабочей недели
В программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 - 2025 года, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.07.2021 №292 (далее - Программа) одной из основных проблем развития в социальной сфере обозначена уменьшение демографического потенциала и старение населения. В числе приоритетов, целей и задач на настоящее пятилетия указаны: создание комфортных условий жизни и труда,раскрытие личностного потенциала, укрепление и здоровье нации, повышение продолжительности жизни до 76,5 года в 2025 году, стимулирование рождаемости населения, стабилизация численности населения, разработка комплекса мер по сокращению эмиграционного оттока (прежде всего молодежи) и т.д. Для достижения указанных приоритетов, целей и задач нужно внести изменения в законодательстве о труде, а именно статье 124 "Пятидневная и шестидневная рабочая неделя" Трудового кодекса Республики Беларусь изменить и изложить в следующей редакции:"Статья 124. Четырехдневная, пятидневная и шестидневная рабочая неделяЧетырехдневная с тремя выходными днями, пятидневная с двумя выходными днями или шестидневная с одним выходным днем рабочая неделя устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзом.Если при четырехдневной или пятидневной рабочей неделе сумма часов четырех (пяти) рабочих дней за календарную неделю меньше недельной нормы, неотработка возмещается по мере ее образования в отдельные недели за счет одного или двух (за исключением воскресенья) выходных дней, которые в графике работ (сменности) планируются как рабочие дни.Сумма часов работы по графику сменности при четырехдневной, пятидневной и шестидневной рабочей неделе должна соответствовать расчетной норме рабочего времени каждого календарного года, которая устанавливается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.".Примечание: согласовать между собой остольные статьи в Трудовом кодексе, постановление Минтруда и соцзащиты от 15.11.2024 N 92 «Об установлении расчетной нормы рабочего времени на 2025 год», а также иные законодательные акты в части введения четырехдневной рабочей недели. При четырехдневной рабочей неделе нужно установить выходные дни недели: "пятница", "суббота" и "воскресенье"(с сохранением заработной платы и уменьшением расчетной нормы рабочего времени).Обоснование: добавление одного выходного дня в неделю, позитивно скажется на продолжительности жизни граждан, их здоровье, благополучии семьи, развитии личности, свободное время и отдых поспособствует повышению рождаемости населения, поможет стабилизировать численность населения, а также приведет к сокращению эмиграционного оттока (прежде всего молодежи), так будет доступны боле комфортные условий жизни и труда в пределах страны. Чем раньше установим четырехдневную рабочую неделю, тем раньше начнем пожинать плоды перечисленные выше. Отмечу, что при установлении четырехдневной рабочей недели качество и количество трудовых показателей, а также норма труда и объем выполняемой работы исходя из опыта других стран остался прежним (либо повысился). Стоит также отметить, что цифровизация изменила нашу жизнь за последние 100 лет и пора уже двигается дальше. Примечание:в законодательстве Республики Казахстан уже введена четырехдневная рабочая неделя, а именно в статье 71 Трудового кодекса Республики Казахстан в пункте 3 определено, что "Пятидневная или шестидневная рабочая недели устанавливаются работодателем в соответствии с условиями трудового и коллективного договоров или актом работодателя.
По соглашению сторон в трудовом договоре допускается установление четырехдневной рабочей недели с правом чередования с пятидневной или шестидневной рабочей неделей.".Предлагаю изучить опыт Республики Казахстан (а также других стран) в сфере правового регулирования законодательства о труде в части установления четырехдневной рабочей недели, и перенять его, обозначив в новой программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026 - 2030 года, как одну из основных задач установления в 2026 году четырехдневной рабочей недели (с сохранением заработной платы и уменьшением расчетной нормы рабочего времени).
18.12.2024 23:53
Принято в работу
BQE12
Юрист
НОВИЧОК
1
0.7
0
Гражданское и гражданское процессуальное законодательство. Хозяйственное процессуальное законодательство. Законодательство об исполнительном производстве
Цитата
В Указе Президента Республики Беларусь от 16.05.2023 №138 "Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом" (далее - Указ №138) содержится формулировка фиксирующая факт приёма-передачи имущества, предоставляемого в аренду - передаточный акт. Я считаю, что законодатель использовал обобщенную формулировку в виде передаточного акта, а не четкое наименование акта "Передаточный акт". Под передаточным актом можно понимать акт приема-передачи (акт приемки-передачи), акт приемки, акт передачи, акт приема-сдачи и т.д., однако на практике в рабочих вопросах могут возникать идеи бюракратического характера. К примеру: на предприятиях заключаются (ранее заключены) различные договоры (в том числе догоры аренды), которые могут использовать как обобщенные формулировки (передаточный акт), так и конкретизированые (акт приёма-передачи). Это добровольно волеизъявления сторон, при этом, на предприятии может быть рекомендован единый подход, но иногда подход может измениться по несущественному вопросу, а именно может быть принято решение внести изменения в договоры в части изменения наименования акта (с акта приёма-передачи на передаточный акта), а при изменении руководства (начальника) или его мнения трактовка передаточного акта может измениться на диаметрально противоположное, и все из-за обобщенной формулировки "передаточный акт" в Указе №138.Предлагаю дополнить в Указе №138 примечанием: "Под передаточным актом понимаются следующие документы: акт приема-передачи (акт приемки-передачи), акт приемки, акт передачи, акт приема-сдачи, передаточный акт (как документ) и т.д.Обоснование: законодатель не разграничивает данные документы, следовательно передаточный акт это обобщенная формулировка, под которой понимают все вышеперечисленные документы. Внесение данных дополнений точечно поможет исключить необоснованный бюракратический процесс в госорганах и организациях. В части дебюрократизации в госорганах и организациях необходимо перенять опыт НЦЗПИ и нормотворческих органов направленый на внесение четкости, ясности и понятности НПА, и распостранить его в сфере оптимизации договорной деятельности, приняв меры к уменьшению дополнительных соглашений к договорам, так как иногда, чтобы понять содержание одного договора нужно затратить целый день, в связи с изучением большого объема дополнительных соглашений, которые имеют избыточное по количеству отсылочные нормы, в которых можно потерять смысловую нагрузку и сущность отдельных пунктов договора.
Государственный комитет по имуществу (далее – Госкомимущество) сообщил, что отношения, связанные с арендой государственного имущества, регулируются специальным законодательством, а именно Указом Президента Республики Беларусь от 16 мая 2023 г. № 138 ”Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом“ (далее – Указ № 138).Частью первой пункта 8 Положения о порядке сдачи в аренду (передачи в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь и частью первой пункта 14 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества, утвержденных Указом № 138, четко определен документ, которым недвижимое имущество передается в аренду (безвозмездное пользование) – передаточный акт. Данные нормы императивные и не допускают их иного прочтения. Госкомимущество отмечает, что в этом вопросе сохранена преемственность. В законодательстве, регулирующем отношения по сдаче в аренду государственного имущества, передаточный акт как документ используется на протяжении 15 лет. Приведенный Вами пример об использовании предприятиями при заключении договора аренды названия документа не ”передаточный акт“, а ”акт приемки-передачи“, ”акт приемки“, ”акт передачи“ и т.п., по мнению Госкомимущества, свидетельствует о низком качестве юридического сопровождения сделок по аренде на местах, а не о недостаточности правового регулирования. Госкомимущество резюмирует, что предлагаемые Вами уточнения термина ”передаточный акт“, наоборот, поспособствуют росту разнообразия документов, имеющих разные названия, но одну цель – документальное фиксирование факта совершения юридически значимых действий с недвижимым имуществом. На основании изложенного, оснований для внесения изменений в Указ № 138 в части уточнения термина ”передаточный акт“ не имеется.
19.12.2024 12:05
Ответ госоргана
Farshmaher
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.8
0
Без отнесения к отрасли права
Прошу рассмотреть возможность внесения закона о порядке устройств инженерных коммуникаций на проезжей части дорог. В частности, Закон, который бы категорически запрещал организациям, ответственным за разработку, проектирование и устройство дорог в Республике, размещать колодцы инженерных сетей и их выходы на проезжей части дорог, т. к. это вносит в безопасное и комфортное передвижение транспорта значительные коррективы, заторы и дорожно-транспортные происшествия, мешает корректной работе пассажирского транспорта. Также на постоянные ремонты в пределах указанных элементов тратятся огромные денежные средства.
11.01.2025 09:48
BQE12
Юрист
НОВИЧОК
1
0.7
0
Законодательство о труде и занятости населения
О равных условиях работника и нанимателя Трудовой кодекс относится к социальной отрасли права. В настоящее время говорить, что работник и наниматель находятся в равных условиях, будет неправильно. В трудовых отношениях более слабой стороной является работник. Поэтому в Кодекс в первую очередь необходимо вносить дополнения и изменения в части правовых норм обеспечивающих защиту уязвимого положения прав работника перед нанимателем, при этом, стремясь к созданию равных условий в сфере трудовых отношений складывающихся между данными сторонами, разработав более эффективную модель издержек и противовесов в правовом поле.Предлагаю дополнить Трудовой кодекс правовыми нормами об материальной ответственности нанимателя перед работником, а именно предусмотреть: 1) существенные выплаты нанимателем работнику в размере нескольких базовых величин (установить конкретное количество) в случае нарушения прав работника и ненадлежащего исполнения обязанностей нанимателем по отношению к работнику, предусмотренных трудовым договором и иными законодательными актами в сфере труда; 2) оплачиваемый день отдыха работнику в случае, если в действиях работника отсутствует состав вменяемого дисциплинарного проступка (в целях восстановления морального состояния работника, так как возбужденное дисциплинарное производство в отношении работника вызывает стресс и переживания, которые априори не нужно доказывать). Примечание: по моему мнению для должной реализации прав работников профсоюзы, Департамент госинспекции труда Минтруда и соцзащиты либо прокуратура должны раз в год осуществлять проверку нанимателя в целях установления фактов нарушения нанимателем прав работников. Справочно: в Конституции Республики Беларусь: 1) в статье 2 предусмотрено, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. 2) в статье 21 предусмотрено, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Обоснование: наниматель имеет законные меры воздействия на работника дисциплинарный (замечание, выговор и т.д.) и материальный инструментарий (лишен премии, изменен график отпусков и т.д.), а также незаконные (полузаконные) меры воздействия: продлить либо не продлить контракт, создать сложные (неприемлемые) условия труда, составить негативную характеристику и т.д. Работник в своем арсенале имеет более скудный инструментарий воздействия в отношении нанимателя, который сводиться к тому, что если наниматель нарушает условия трудового договора и законодательства о труде в целом, то работник имеет право уволиться, путем установления факта нарушения нанимателем с помощью Департамента госинспекции труда Минтруда и соцзащиты, профсоюза и (или) суда. Хочу отметить, что ситуация не в пользу работника, мало того, что его права нарушены, так ему еще нужно доказать факт данного нарушения, и потом искать новую работу, при этом, наниматель может написать негативную характеристику и направить на новое место работы. Примечание: прошу заметить, что вышеуказанные права для их реализации нанимателю предоставлены напрямую, а работнику через обращения в профсоюзы, Департамент и (или) суд, а увольнение (на мой взгляд) с натяжкой можно назвать мерой воздействия на нанимателя, скорее безысходностью работника. Для дальнейшего движения в сторону обеспечения равных условий работника и нанимателя в трудовых отношениях, нужно внести в Трудовой кодекс вышеупомянутые предложения, которые позволят работнику почувствовать правовую и социальную защищенность, а наниматель будет более ответственно подходить к своим обязанностям и считаться с правовым статусом работника. Дополнительно предлагаю вменить в обязанности профсоюзов, Департамента госинспекции труда Минтруда и соцзащиты, прокуратуры в случае установления факта нарушения прав работника, обезличивать данные сведения (указывая какие права работника были нарушены в данной организации) и вносить в созданный для этих целей электронный общедоступный реестр (книгу), чтобы любой гражданин перед трудоустройством мог ознакомиться с достоинствами и недостатками в деятельности организации. Обоснование: общедоступность информации сподвигнет нанимателя соблюдать закон в целях сохранения репутации предприятия и будет неплохим противовесом по отношению к характеристики работника. Данные предложения поспособствуют развитию и реализации принципа равноправия в нашей стране.
11.01.2025 14:44
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
3.0
407
Законодательство о здравоохранении
Предлагаем во всем тексте Кодекса Республики Беларусь о здравоохранении заменить закрепляемый в нем приоритет международного права на приоритет белорусской Конституции, закрепленной в Основном законе страны.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
Улучшаем законодательство вместе
271Юрист
НОВИЧОК15.12.2024 18:09
Ответ госоргана
Пользователь
НОВИЧОКВ генплане Минска для создания удовлетворительных жилищных условий и полноценной жилой среды предлагалось установить как средний стандарт жилой среды на одного человека жилищную обеспеченность населения общей площадью квартир в многоквартирной застройке к 2020 г – 23.0-25.0 кв.м, и к 2030 г – 26.0-30.0 кв.м.
Поэтому предлагаю законодательно установить минимальную площадь квартир в новостройках, например, на 30 кв.м.
16.12.2024 08:25
Ответ госоргана
Пользователь
НОВИЧОКПеречень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности (Приложение 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 28.06.2024 № 457) содержит такой пункт:
42. Обучение (без реализации содержания образовательных программ) изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, танцам, хореографии, вокалу, ораторскому искусству.
Понятие "изобразительное искусство" нигде не конкретизировано и нуждается в детальной расшифровке (здесь же в скобках либо с помощью сноски).
Например, согласно Википедии, "изобразительное искусство или изобразительные искусства — класс пространственных искусств, объединяющий живопись, скульптуру, графику, монументальное искусство и фотоискусство".
"Современному изобразительному искусству Беларуси свойственно разнообразие. Утверждают себя фотоискусство, арт-дизайн, искусство акций, компьютерная графика, расширяется жанрово-видовой спектр". https://president.gov.by/ru/belarus/social/culture/izobrazitelnoe-iskusstvo
***Второй момент. Плательщики налога на проф. доход не могут привлекать третьих лиц, однако для полноценного обучения изобразительному искусству требуется участие моделей/натурщиц. Соответственно, п.42 следует дополнить фразой: «Обучение (без реализации содержания образовательных программ) изобразительному искусству, в том числе с участием моделей/натурщиц…».
P.S. Обращался в налоговую за комментарием, но там отказали в ответе по существу, что лишь подтверждает необходимость уточнения и дополнения данного пункта.
Поскольку нормотворческий процесс предполагает комплексную корректировку нормативного правового акта, а не многократное ”точечное“ его изменение, все поступившие предложения, в том числе Ваше, аккумулируются Министерством экономики в целях их дальнейшего изучения органами государственного управления, уполномоченными на проведение государственной политики в соответствующей сфере общественных отношений, на этапе подготовки проекта нормативного правового акта, предусматривающего очередную корректировку постановления № 457 (предположительно – первое полугодие 2025 года).
16.12.2024 10:17
Ответ госоргана
Юрист
НОВИЧОК17.12.2024 00:23
Ответ госоргана
Пользователь
НОВИЧОК18.12.2024 09:24
Ответ госоргана
Юрист
НОВИЧОКПредложение об установлении четырехдневной рабочей недели
В программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 - 2025 года, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.07.2021 №292 (далее - Программа) одной из основных проблем развития в социальной сфере обозначена уменьшение демографического потенциала и старение населения. В числе приоритетов, целей и задач на настоящее пятилетия указаны: создание комфортных условий жизни и труда, раскрытие личностного потенциала, укрепление и здоровье нации, повышение продолжительности жизни до 76,5 года в 2025 году, стимулирование рождаемости населения, стабилизация численности населения, разработка комплекса мер по сокращению эмиграционного оттока (прежде всего молодежи) и т.д. Для достижения указанных приоритетов, целей и задач нужно внести изменения в законодательстве о труде, а именно статье 124 "Пятидневная и шестидневная рабочая неделя" Трудового кодекса Республики Беларусь изменить и изложить в следующей редакции: "Статья 124. Четырехдневная, пятидневная и шестидневная рабочая неделя Четырехдневная с тремя выходными днями, пятидневная с двумя выходными днями или шестидневная с одним выходным днем рабочая неделя устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзом. Если при четырехдневной или пятидневной рабочей неделе сумма часов четырех (пяти) рабочих дней за календарную неделю меньше недельной нормы, неотработка возмещается по мере ее образования в отдельные недели за счет одного или двух (за исключением воскресенья) выходных дней, которые в графике работ (сменности) планируются как рабочие дни. Сумма часов работы по графику сменности при четырехдневной, пятидневной и шестидневной рабочей неделе должна соответствовать расчетной норме рабочего времени каждого календарного года, которая устанавливается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.". Примечание: согласовать между собой остольные статьи в Трудовом кодексе, постановление Минтруда и соцзащиты от 15.11.2024 N 92 «Об установлении расчетной нормы рабочего времени на 2025 год», а также иные законодательные акты в части введения четырехдневной рабочей недели. При четырехдневной рабочей неделе нужно установить выходные дни недели: "пятница", "суббота" и "воскресенье"(с сохранением заработной платы и уменьшением расчетной нормы рабочего времени). Обоснование: добавление одного выходного дня в неделю, позитивно скажется на продолжительности жизни граждан, их здоровье, благополучии семьи, развитии личности, свободное время и отдых поспособствует повышению рождаемости населения, поможет стабилизировать численность населения, а также приведет к сокращению эмиграционного оттока (прежде всего молодежи), так будет доступны боле комфортные условий жизни и труда в пределах страны. Чем раньше установим четырехдневную рабочую неделю, тем раньше начнем пожинать плоды перечисленные выше. Отмечу, что при установлении четырехдневной рабочей недели качество и количество трудовых показателей, а также норма труда и объем выполняемой работы исходя из опыта других стран остался прежним (либо повысился). Стоит также отметить, что цифровизация изменила нашу жизнь за последние 100 лет и пора уже двигается дальше. Примечание: в законодательстве Республики Казахстан уже введена четырехдневная рабочая неделя, а именно в статье 71 Трудового кодекса Республики Казахстан в пункте 3 определено, что "Пятидневная или шестидневная рабочая недели устанавливаются работодателем в соответствии с условиями трудового и коллективного договоров или актом работодателя.18.12.2024 23:53
Принято в работу
Юрист
НОВИЧОК19.12.2024 12:05
Ответ госоргана
Пользователь
НОВИЧОК11.01.2025 09:48
Юрист
НОВИЧОКТрудовой кодекс относится к социальной отрасли права. В настоящее время говорить, что работник и наниматель находятся в равных условиях, будет неправильно. В трудовых отношениях более слабой стороной является работник. Поэтому в Кодекс в первую очередь необходимо вносить дополнения и изменения в части правовых норм обеспечивающих защиту уязвимого положения прав работника перед нанимателем, при этом, стремясь к созданию равных условий в сфере трудовых отношений складывающихся между данными сторонами, разработав более эффективную модель издержек и противовесов в правовом поле. Предлагаю дополнить Трудовой кодекс правовыми нормами об материальной ответственности нанимателя перед работником, а именно предусмотреть:
1) существенные выплаты нанимателем работнику в размере нескольких базовых величин (установить конкретное количество) в случае нарушения прав работника и ненадлежащего исполнения обязанностей нанимателем по отношению к работнику, предусмотренных трудовым договором и иными законодательными актами в сфере труда;
2) оплачиваемый день отдыха работнику в случае, если в действиях работника отсутствует состав вменяемого дисциплинарного проступка (в целях восстановления морального состояния работника, так как возбужденное дисциплинарное производство в отношении работника вызывает стресс и переживания, которые априори не нужно доказывать).
Примечание: по моему мнению для должной реализации прав работников профсоюзы, Департамент госинспекции труда Минтруда и соцзащиты либо прокуратура должны раз в год осуществлять проверку нанимателя в целях установления фактов нарушения нанимателем прав работников.
Справочно: в Конституции Республики Беларусь:
1) в статье 2 предусмотрено, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
2) в статье 21 предусмотрено, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.
Обоснование: наниматель имеет законные меры воздействия на работника дисциплинарный (замечание, выговор и т.д.) и материальный инструментарий (лишен премии, изменен график отпусков и т.д.), а также незаконные (полузаконные) меры воздействия: продлить либо не продлить контракт, создать сложные (неприемлемые) условия труда, составить негативную характеристику и т.д.
Работник в своем арсенале имеет более скудный инструментарий воздействия в отношении нанимателя, который сводиться к тому, что если наниматель нарушает условия трудового договора и законодательства о труде в целом, то работник имеет право уволиться, путем установления факта нарушения нанимателем с помощью Департамента госинспекции труда Минтруда и соцзащиты, профсоюза и (или) суда.
Хочу отметить, что ситуация не в пользу работника, мало того, что его права нарушены, так ему еще нужно доказать факт данного нарушения, и потом искать новую работу, при этом, наниматель может написать негативную характеристику и направить на новое место работы.
Примечание: прошу заметить, что вышеуказанные права для их реализации нанимателю предоставлены напрямую, а работнику через обращения в профсоюзы, Департамент и (или) суд, а увольнение (на мой взгляд) с натяжкой можно назвать мерой воздействия на нанимателя, скорее безысходностью работника.
Для дальнейшего движения в сторону обеспечения равных условий работника и нанимателя в трудовых отношениях, нужно внести в Трудовой кодекс вышеупомянутые предложения, которые позволят работнику почувствовать правовую и социальную защищенность, а наниматель будет более ответственно подходить к своим обязанностям и считаться с правовым статусом работника.
Дополнительно предлагаю вменить в обязанности профсоюзов, Департамента госинспекции труда Минтруда и соцзащиты, прокуратуры в случае установления факта нарушения прав работника, обезличивать данные сведения (указывая какие права работника были нарушены в данной организации) и вносить в созданный для этих целей электронный общедоступный реестр (книгу), чтобы любой гражданин перед трудоустройством мог ознакомиться с достоинствами и недостатками в деятельности организации.
Обоснование: общедоступность информации сподвигнет нанимателя соблюдать закон в целях сохранения репутации предприятия и будет неплохим противовесом по отношению к характеристики работника.
Данные предложения поспособствуют развитию и реализации принципа равноправия в нашей стране.
11.01.2025 14:44
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.02.2025 17:28
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться