• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Правовой мониторинг
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах
Поиск  Правила  Войти

[ Закрыто ] Указ Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств», (21 апреля – 15 июля 2021 г.)

10
закрыть тему
  Модератор
0
Государственный комитет по науке и технологиям проводит правовой мониторинг в отношении Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств».

Высказаться на Форуме можно до 15 июля 2021 г.

Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.

21.04.2021 11:25:31

  Игорь1 Борисёнок

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0 407
Существующий механизм коммерциализации
результатов научной и научно-техничес­кой деятельности, созданных за счет государственных средств работает недостаточно эффективно.

31.05.2021 13:39:46

  Игорь1 Борисёнок

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0 407
Одна из ключевых задач сегодня - повышение результативности промышленного сектора, в том числе его экспортного потенциала и конкурентоспособности. Для этого нужно более тесное взаимодействие с научным сектором.

31.05.2021 13:43:03

  Валерий Соляник

Юрист

НОВИЧОК
0
0.0 93
Указ Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счёт государственных средств» нацелен на внедрение результатов научных разработок в производственный процесс.
При этом так называемое «внедрение», с правовой точки зрения, «фиксируется» не реальными денежными поступлениями в республиканский бюджет дополнительной выручки от использования результатов НИОКР, а формальной бумажкой – для сельскохозяйственной науки – Акт внедрения законченной научной разработки в сельскохозяйственном производстве.
Акты внедрения законченной научной разработки имеют строго установленную форму (по сути взятую из времён Советского Союза): наименование хозяйства, организации, адрес; фамилия, инициалы и должности лиц, участвующих в составлении акта; наименование научно-исследовательского и образовательного учреждений; должность, фамилия и инициалы; наименование, указать, каким научно-исследовательским учреждением разработана; краткая аннотация внедряемого мероприятия; эталон, с которым сравнивается новый, внедряемый вариант; информация по производству продукции, её себестоимость производственные затраты и т.д. в базовом и новом, внедряемом вариантах.
Если научные результаты получены при выполнении экспериментов в рамках заданий государственных научно-исследовательских программ, то эти научные результаты должны быть исключительно положительными, и подписанными Актами внедрения.  В противном случае КГК принудит возвращать потраченные финансовые средства в размере превышающей фактически затраченные на НИР.
К слову, действие Указа уже привело к развалу нескольких научных учреждений в сельскохозяйственной науке нашей страны, так как оттуда ушли ведущие учёные - кандидаты и доктора наук.

01.06.2021 06:59:12

  Валерий Соляник

Юрист

НОВИЧОК
0
0.0 93
Вот «шаблон» истории, которую можно наблюдать в большинстве научных учреждений аграрного профиля.

Занимая должность заведующего лабораторией ФИО., во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2016 г. № 431; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.11.2016, 1/16753), пользуясь своим служебным положением и вводя в заблуждение руководство РУП «Научно-практический центр» и дирекцию ГП «NAME» (N район, N область), неоднократно составлял подложные Акты внедрения законченной научной разработки в сельскохозяйственном производстве
В актах, составляемых в трех экземплярах, указывается о том, что на протяжении нескольких лет весь ежегодный объем производства свинины на свиноводческом комплексе ГП «NAME», а это более десяти) тысяч тонн свиней в живом весе, выполняется исключительно за счет инноваций руководимой ФИО лаборатории в рамках заданий ГНТП «Агропромкомплекс».
В действительности никаких изменений технологии выращивания и откорма свиней, по якобы коммерциализацируемой выходной научной продукцией лаборатории, руководимой ФИО, на свинокомплексе ГП «NAME» не проводилось, так как реконструкция и модернизация ведется в соответствии с надлежащим образом разработанными и утвержденными бизнес-планами развития ГП «NAME».

Утверждение ФИО, отраженное в его объяснении в ОБЭП КМ, о том, что он «неоднократно выезжал в командировку в ГП «NAME», для организации работ по программам исследования и внедрения законченных научных разработок, параллельно с этим контроль осуществлялся по средствам мобильной связи со специалистами и руководителями хозяйства» является голословным. Дело в том, что выезжал ФИО исключительно для подписания Актов внедрения законченной научной разработки в сельскохозяйственном производстве, предварительно используя средства мобильной связи созваниваясь с руководством предприятия для уточнения времени приезда.
Никакой организации научных исследований, а тем более их проведение ФИО не осуществлялось, так как любые технологические изменения (размер групп свиней; живой массы в производственных секциях; режима и способа кормлении; нормативов технологического процесса и др.), априори, со стороны ГП «NAME» требуют значительных материально-финансовых затрат, которые в большинстве случаев экономически не обоснованы и финансово не окупаются, а точнее приносят прямой убыток предприятию.

В области зоотехнии и зоогигиены, основными субъектами, при проведении научно-исследовательских работ (научно-хозяйственных опытов) на животноводческих объектах, как и внедрении законченной научных разработок в сельскохозяйственное производство, являются исключительно операторы по уходу за животными (свинарки, скотники и др.). Только операторы осуществляют ежедневный уход и кормление поголовья за ними закрепленного, а также отслеживают течение технологических процессов на животноводческих фермах и комплексах.
ФИО, на свинокомплексе ГП «NAME», никогда не общался с операторами по уходу за свиньями различных половозрастных групп, не организовывал и не проводил научно-исследовательских работ.
Большинство предлагаемых идей ФИО и отраженных в актах внедрения законченной научной разработки в сельскохозяйственном производстве, направлены на коренное изменение технологической циклограммы свинокомплекса, для чего требуется как минимум полугодовой период для перенастройки производственного процесса.
Под каждый акт внедрения законченной научной разработки в сельскохозяйственном производстве, на функционирующем свинокомплексе никто и никогда не проводит реконструкцию или модернизацию, так как это лишено здравого смысла и несет прямые финансовые убытки для предприятия.
ФИО, находясь в дружеских отношениях с руководством ГП «NAME», подписывали акты внедрения законченной научной разработки в сельскохозяйственном производстве, не вдаваясь в подробности их содержания.

Фальсифицированные документы о коммерциализации выходной научной продукции передавались в вышестоящие органы госуправления, которые перечислял РУП «НПЦ» денежные средства за якобы выполненные НИР, а самое главное внедренные научные результаты, полученные лабораторией руководимой ФИО при выполнении заданий в рамках ГНТП «Агропромкомплекс».
Согласно законодательству в случае, если в госорган научным учреждением не представлены документы о коммерциализации выходной научной продукции, орган государственного управления совместно с Комитетом госконтроля принудительно возвращают в республиканский бюджет, из средств научного учреждения, значительно большую денежную сумму, чем было затрачено на выполнение конкретного задания ГНТП «Агропромкомплекс». В соответствии с законодательством о научной деятельности информация о коммерциализации результатов научных исследований отражается в государственной статистической отчетности.

Переданные ФИО подложные акты внедрения законченной научной разработки в сельскохозяйственном производстве, нанесли государству прямой экономический ущерб равный финансовым затратам направленным госорганом на проведения научных исследований, под которые эти акты были составлены, а это несколько сотен тысяч рублей.
Комитет государственного контроля Республики Беларусь, при признании подложности Актов внедрения законченной научной разработки в сельскохозяйственном производстве, обязан в трехкратном размере взыскать с РУП «НПЦ», а затем НПЦ имеет право выставить регресс к заведующему лабораторией ФИО.
Однако в большинстве случаев, зная реальность ситуации, никто не заинтересован в установлении подложности предъявленных Актов внедрения, поступивших в госорган.

01.06.2021 07:30:35

  Валерий Соляник

Юрист

НОВИЧОК
0
0.0 93
Опять о проблеме коммерциализации НИОКР в АПК

Сменяемость руководителей в белорусском агропромышленном комплексе никак научно-экономически не обосновывается. Поэтому подписать заветные акты стало очень сложно: т.к. нет дружбы, или хотя бы личного знакомства, ученых со вновь назначенными директорами сельхозорганизаций.
Как результат – отсутствие документов о коммерциализации приводит к необходимости возврата в республиканский бюджет потраченных денежных средств на выполнение конкретной научно-исследовательской работы. Научные учреждения аграрного отделения НАН Беларуси, возвратившие по требованию КГК якобы неэффективно израсходованные денежные средства, влачат жалкое существование. Из них уходят наиболее одаренные ученые и молодые исследователи, представляющие различные отрасли науки. По сути, рядовые ученые, осознавая меру ответственности, при этом… несут реальное наказание!

Возникает вопрос: так кто должен выполнять требования Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств»? Научные работники, занимающиеся выполнением заданий госпрограмм, или чиновники, выделяющие финансовые средства на существование научно-исследовательских учреждений?

На мой взгляд, коммерциализацией, то есть реальной продажей за конкретные денежные суммы, которые можно проследить по банковским проводкам, должно проходить внедрение в производство научных результатов. При этом весь процесс монетизации должны осуществлять работники АПК и науки – Минсельхозпрод и НАН Беларуси, так как руководители имеют право подписи, которая заверяется печатью учреждения, на финансовых документах.

Именно чиновники от науки, а не ученые научно-исследовательских институтов аграрного отделения НАН обязаны лично договариваться со своими коллегами из аграрного ведомства о механизме внедрения научных разработок, имеющих положительный эффект, полученный белорусскими исследователями-аграрниками. К слову, если мне не изменяет память, таково требование главы государства Александра Лукашенко?

А что делают чиновники Минсельхозпрода и НАН Беларуси? На протяжение уже второй пятилетки кряду – «наклоняют» самих исследователей и ученых. Неуклонно повторяя, при этом, что именно научные работники якобы обязаны, во-первых, коммерциализировать свои разработки, а, во-вторых, прикрывать «отдельные места» своего начальства от недружественных намерений всевозможных контролеров.

К чему придем с белорусским вариантом коммерциализации результатов НИР? Предсказуемо: ученые попросту перестанут инициировать темы заданий для госпрограмм, особенно тех, которые финансируются Минсельхозпродом, по так называемым прикладным работам. А это, вероятно, более 50% дохода НПЦ, входящих в аграрное отделение НАН Беларуси. Как итог – останется исключительно НАН с фундаментальными исследованиями, которые под коммерциализацию не попадают, но и объем финансирования которых – менее 30%.
В любом случае, белорусские ученые-сельхозники будут влачить жалкое существование. Как, собственно, и работники неплатежеспособных сельхозорганизаций, которых преобразуют то в акционерные общества, то в агрохолдинги. А денег – на жизнь и развитие – как не было, так и нет.

01.06.2021 08:18:23

  Валерий Соляник

Юрист

НОВИЧОК
0
0.0 93
Так все же кому нужна белорусский вариант коммерциализации НИОКР?

В одной из газетных статей в которой рассказывается о результативности белорусской аграрной науки было сказано: «Каждый рубль, вложенный в научные разработки в рамках ГНТП «Агропромкомплекс», которая выполняется на протяжении почти 25 лет, дает от реализации продукции на основе этих разработок около 200 рублей». И в доказательство представлена диаграмма: «Объемы производства продукции АПК по научным разработкам (млн долларов)»
Меня сразу насторожили годы (2013 и 2017), когда отмечаются спады объемов производства продукции АПК по научным разработкам, к слову, исчисляемые миллиардами (!!!) долл. США. Причем, в 2012, 2014 и 2017 годах объем производства продукции АПК по научным разработкам находился примерно на одном уровне.

Что же произошло в 2013 г.? Что так «подломило» геометрическую прогрессию объемов производства продукции АПК по научным разработкам белорусский ученых-сельхозников?
А все очень просто: были приняты нормативные правовые акты (НПА) по коммерциализации выходной научной продукции. Среди них:
– Указ Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств» и Положение о коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств (объем – 27 тыс. знаков с пробелами);
– Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 2013 г. № 680 «Об определении перечня существенных объективных обстоятельств, не позволивших государственному заказчику обеспечить обязательную коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности в установленный срок» (2 тыс. знаков с пробелами);
– Методические рекомендации по применению указа президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 "О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств" – утвержденные Председателем ГКНТ 27.08.2013 г. (50 тыс. знаков с пробелами);
– Инструкция о порядке включения (исключения) и актуализации сведений государственного реестра прав на результаты научной и научно-технической деятельности – утвержденная 06.12.2013 приказом ГКНТ N 391 (10 тыс. знаков с пробелами).
Вот именно эти, суммарно – объемом без малого 100 тысяч знаков с пробелами – указов-положений-инструкций, которые никто из ученых не читал и вряд ли знает об их наличии, начали «сдерживать» наметившуюся с 2006 г. устойчивую тенденцию увеличения объемов производства продукции АПК по научным разработкам.

Как законодательная бумага могла повлиять на объемы производства? А она… никак и не влияла!
Но что же стало происходить?

На бумажки от чиновников при науке научные работники продолжили «класть» бумажки, заверенные руководителями предприятий АПК, о якобы фактических объемах производства продукции, полученных от использования научных разработок. В простонародье – АКТ внедрения законченной научной разработки в сельскохозяйственном производстве.
Таким образом, акты, подписанные и заверенные печатью сельхозорганизации, на установленные государственным заказчиком (Минсельхозпродом, НАН Беларуси) объемы производства продукции АПК по научным разработкам, а это – десятки и сотни тысяч тонн растениеводческой и животноводческой продукции, много лет были и остаются документированным доказательством коммерциализации результатов научно-исследовательских работ.
Законодательно-производственный «эквивалент»: 100 тыс. знаков = 4 тыс. знаков с пробелами Акта о внедрении. И академический вывод: 1 рубль на НИР = 200 рублей реализованной сельхозпродукции! Во какая она, белорусская арифметика.

Подтвердить или опровергнуть фактическое содержание подобных «Актов…» достаточно сложно. Ведь действительно сельхозорганизация произвела за календарный год конкретный объем растениеводческой и животноводческой продукции, отчиталась в органы государственной статистики – и кто может доказать, что при производстве товарной продукции не применялись научные разработки? Никто.

Но появился «парадокс подсчета», заключающийся в том, что до составления «Акта внедрения…» сельхозорганизация десятки лет производила аналогичные объемы продукции. В чем же тогда для государства финансовая выгода от коммерциализации научной разработки? В отчетности перед вышестоящими организациями и контролирующими органами именно предоставлением подписанного «Акта внедрения законченной научной разработки в сельскохозяйственном производстве»?!
Получается – как во времена СССР: БССР поставляла племенной скот в Казахскую ССР, в котором он вагонами прямиком шел в цеха мясокомбинатов. При этом одна республика отчиталась за плановые показатели по продаже племенных животных, вторая – за объемы реализации скота на убой. Вот такая советская арифметика.

02.06.2021 06:53:59

  Валерий Соляник

Юрист

НОВИЧОК
0
0.0 93
Коллективная ответственность и индивидуальная безответственность

Хотел бы задать пару-тройку вопросов тем специалистам органов государственного управления в сфере научной деятельности, а также контролирующих и правоохранительных, которые организовали правовой мониторинг в отношении Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств»:  
- Проводился ли корреляционный анализ между реальной зарплатой, получаемой научными работниками аграрной науки в последние 3-5 лет, и объемами производимой, а самое главное реализованной, в том числе и на экспорт, белорусской продукции растительного и животного происхождения?  
- Как «успешно» Минсельхозпрод, в течении последних двух пятилеток, «осваивал» денежные средства. выделяемые на ГНТП «Агропромкомплекс», особенно в области финансирования научных исследований в животноводческой отрасли нашего сельского хозяйства?
- Какой объем денежных средств в 2020-2021 гг. поступил на расчетный счет РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству», за выполнение научных заданий в рамках ГНТП «Агропромкомплекс»?
- Могут ли исследователи, получая на руки сущие гроши (600-700 руб. в месяц), еще умудриться проводить коммерциализацию результатов НИОКР в АПК, чтобы выполнить требования НПА?
- Кто из должностных лиц госорганов лично ответит за то, что на протяжении последних двух десятилетий на сотни миллионов долларов государственных деньги в нашу страну по импорту завозятся сельскохозяйственные животные, в странах дальнего зарубежья покупаются проектные решения, технологии, оборудование, кормовые добавки и т.д., и т.п.?
- Сколько за последнее пару пятилеток в сельском хозяйстве, при поддержке инновационных фондов госорганов, было возведено так называемых инновационных объектов, а самое главное все ли понесенные финансовые затраты (сотни миллионов рублей), окупились из прибыли от функционирования предприятий?
- Почему в доступных средствах массовой информации невозможно найти графики погашения заемных денежных средств, полученных заявителями в соответствии с бизнес-планами проектирования и строительства инновационных объектов для белорусского АПК?

На мой взгляд, вопрос коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств, должен контролироваться применительно к возведенным инновационным объектам. Дело в том, что инновация – это нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.
Следовательно, инновационный объект не может быть «заменен» бумажным Актом внедрения результатов НИОКР.

04.06.2021 07:09:05

  Валерий Соляник

Юрист

НОВИЧОК
0
0.0 93
Предложение о механизме финансирования белорусской аграрной науки

Для повышения финансовой эффективности работы сельхозорганизаций, в том числе по импортозамещению сельскохозяйственной продукции, в ближайшее время государство будет вынуждено повысить прямые инвестиции в финансовое обеспечение научно-образовательных учреждений.
Цель дополнительного финансирования – способствовать внедрению всевозможных инноваций в сельское хозяйство, и при этом не нарушить требований ВТО («зеленая корзина», «голубая корзина»), согласно которых запрещено прямое финансирование сельхозпроизводства.
Для эффективного управления денежными потоками при целевом финансировании сельскохозяйственной отрасли, необходимо к научным исследованиям и образовательным процессам приобщить специалистов сельхозпредприятий, а это несколько десятков тысяч.

Справочно: Численность персонала, выполняющего исследования и разработки в странах мира (проценты к 2005 году): Венгрия (135);  Южная Корея (132); Португалия (126); Ирландия (114,6); Польша (111); Италия (97,2); Словения (74,4); Нидерланды (68,1); Бельгия (64,5); Чешская Республика (72,9); Дания (48,5); Германия (48,9); Великобритания (42,6); Франция (29,1); Испания (29,1); Люксембург (28); Россия (- 17,6); Беларусь  (- 32,8).
На планете по числу ученых и исследователей на тысячу населения: лидируют Южная Корея (15,88), Швеция (15,7); больше 10 – Финляндия, Тайвань, Дания, Франция, Бельгия, Норвегия, Ирландия и Австрия; больше 8,5 – Венгрия, Польша, Испания, Словакия; Россия – 5,57; Турция, Латвия – 4; Беларусь – 2,5.

Современные научные разработки в аграрной науке являются долгосрочными и высокорискованными, так как технологические решения уже разработаны, а растения и животные, априори, высокопродуктивны. Как следствие, в принципе невозможно ежегодно, или в течении 2-3 лет, создать научными работниками НИИ и вузов инновационные результаты НИОКР. Поэтому, те «финансовые крохи», что попадают «на научный стол» аграрной науки целесообразно нормативно оформить исключительно как венчурное финансирование, осуществляемое государством.
В отличие от классических инвестиций (предполагающих возврат средств через, так называемую, коммерциализацию результатов НИОКР) в модель венчурного финансирования заложена высоковероятная потеря вложений в каждую конкретную компанию (как правило с вероятностью более 50%). Прибыльность достигается за счёт высокой отдачи от наиболее удачных инвестиций.
Это позволит ориентировать научные коллективы на разработку и производство наукоёмких продуктов, развитие и расширение исследовательских групп, с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств.

Например, необходимо чтобы государство, через венчурный механизм, постоянно осуществляло финансирование создание цифровых двойников в растениеводстве и животноводстве, то есть в таких науках как Агрономия и Зоотехния, которые относятся к сельскохозяйственным наукам.
Именно цифровые двойники технологий и технологических процессов, биологических и экологических механизмов даст реальную возможность в короткий срок провести цифровизацию белорусского агропромышленного комплекса.

04.06.2021 12:29:05

  Валерий Соляник

Юрист

НОВИЧОК
0
0.0 93
Коммерциализация результатов НИР и реальная финансовая ситуация с научными учреждениями

Ежегодный объем финансирования РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» обычно составлял примерно 6 (шесть) млн. руб. Этих денег в целом хватало для выплаты более-менее достойной зарплаты 250 работникам учреждения.

В нынешнем 2021 г. весь годовой объем финансирования НПЦ составляет 1,5 (полтора) млн. рублей, при структуре поступления в первом полугодии – 25%, остальное во втором. Таким образом, вместо почти 3 (трех) миллионов рублей в первом полугодии НПЦ получил менее 0,4 млн. руб.
А как жить работникам и их семьям на протяжении этого (2021) года, а точнее как прожить (купить еды, оплатить коммунальные услуги, купить лекарства и т.д.) каждый день, неделю??????

Руководство НПЦ вынуждены брать кредиты, чтобы выплачивать зарплату работникам. А как из чего возвращать заемные средства?
При этом нужно осуществлять коммерциализацию результатов НИОКР полученных в 2018-2020 гг. Неужели цель госуправления в НИОКР – банкротство научно-исследовательских учреждений?

07.06.2021 07:01:36

  • 1
  • 2
  • 1
  • 2

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться


© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте