• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Правовой мониторинг
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах
Поиск  Правила  Войти

Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах»

2
закрыть тему
  Модератор
2
Министерство экономики Республики Беларусь организует проведение правового мониторинга в отношении Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах» .

Правовой мониторинг осуществляется в целях анализа и оценки качества положений законодательства в сфере регулирования хозяйственных обществ, правоприменительной практики и эффективности правового регулирования общественных отношений в указанной сфере.

В рамках проведения правового мониторинга заинтересованным лицам предлагается направлять информацию и предложения, в том числе о наличии:

  • пробелов, коллизий и иной правовой неопределенности, внутренних противоречий в Законе;
  • проблем и не единообразной практики применения Закона (обусловленных в том числе пробелами, коллизиями и иной правовой неопределенностью);
  • не реализованных в Законе отсылочных и бланкетных норм, избыточности таких и иных норм;
  • устаревших и неэффективных норм Закона;
  • случаев неисполнения положений Закона;
  • сложившейся правоприменительной практики положений Закона;
  • предложений об изменении положений Закона (с редакцией предлагаемой нормы, обоснованием необходимости ее принятия, содержащим в том числе статистические и иные расчетные данные).

Высказаться на Форуме можно с 17 ноября по 17 декабря 2025 г.

Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями, и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.

17.11.2025 09:00:00

  Валерий Соляник

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
1.0 100

О пробелах, коллизиях и иных правовых
неопределенностях, приводящих к сложностям правоприменительной практики Закона от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII

00 ооооо 20nn года решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «К» N-го района были внесены изменения и дополнения №1 в Устав (протокол № 3), согласно которых абзац первый и второй пункта 15 главы 3 изложить в следующе редакции:

«Уставной фонд Общества составляет 2 331 834, 00 (два миллион триста тридцать одна тысяча восемьсот тридцать четыре рубля, 00 копеек) белорусских рублей. Уставной фонд разделен на 1 165 917,00 (один миллион сто шестьдесят пять девятьсот семнадцать) штук простых (обыкновенны: акций).

Номинальная стоимость каждой из простых (обыкновенных) составляет 2,00 (Два белорусских рубля 00 копеек) белорусских рубля».

Для надлежащего выполнения пункта 55 Устава необходимо произвести соответствующие расчеты по определению фактического количества голосов, принадлежащих членам наблюдательного совета, присутствовавших на заседании 00 ооооо 20nn года.

Согласно нормам Закона от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII членов наблюдательного совета (совета директоров) хозяйственного общества избирают и прекращают их полномочия в соответствии с решением общего собрания участников хозяйственного общества.

В Протоколе №4 заседания наблюдательного совета открытого акционерного общества «К» N-ого района от 00.00.20nn г. было указано:

Общее число членов наблюдательного совета 5 (пять) человек

Присутствуют на заседании наблюдательного совета 5 (пять) человек

председатель наблюдательного совета Б. – 1 (один) голос

представитель государства К. – 5 (пять) голосов

наблюдательного совета:

Ш. – 1 (один) голос

Д. – 1 (один) голос

Г. – 1 (один) голос

Секретарь наблюдательного совета – Ц. нет голоса.

Количество голосов, принадлежащих членам наблюдательного совета, присутствующих на заседании 9 (девять) голосов.

В соответствии с Уставом Общества решение наблюдательного совета считается принятым, если за него проголосовали члены наблюдательного совета, обладающие более 50 процентов голосов от общего количества голосов наблюдательного совета, т.е. не менее 5 (пяти) голосов.

На заседании присутствует без права голоса директор ОАО «К» В.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

Об освобождении В. от занимаемой должности директора ОАО «К» N-ого района.

СЛУШАЛИ:

По вопросу повестки выступила, представитель государства К. который предложил освободить В. от занимаемой должности директора ОАО «К» N-ого района.

СЛУШАЛИ:

Председатель наблюдательного совета Б. сообщила, что с учетом совершенного проступка директором В., его необходимо привлечь к дисциплинарной ответственности, но не увольнять.

СЛУШАЛИ:

Члена наблюдательного совета Ш.. который предложил не увольнять директора В., а только привлечь к дисциплинарной ответственности без увольнения.

РЕШЕНИЕ:

1. Привлечь В. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с занимаемой должности директора ОАО «К» N-ого района 00 оооооо 20nn г. в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 47 Трудового Кодекса Республики Беларусь (однократное грубое нарушение трудовых обязанностей руководителем организации (ее обособленного подразделения).

За – 5 (пять) голосов

Против – 4 (четыре) голоса

Воздержались – нет.

2. Бухгалтерии ОАО «К» N-ого произвести окончательный расчет с В..

3. Возложить временное исполнение обязанностей директора ОАО «К» Дубровенского района с 00 ооооо 20nn г. на главного инженера Ф.

Уволенный директор В. подал в суд исковое заявление о восстановлении на работу, в котором частности указал о незаконности Протокола №4 заседания наблюдательного совета открытого акционерного общества «К» N-ого района от 00.00.20nn г., заключающейся в нарушении учета голосов при принятии решения на заседании наблюдательного совета.

Согласно, пункта 55 Устава, акционеры, владеющие 20 и более процентами акций Общества обладают в наблюдательном совете количеством голосов, определяемым из расчета: каждые полные 10% указанных акций – один голос. Иные члены наблюдательного совета обладают по одному голосу.

I) Исполнение пункта 55 Устава предполагает, что необходимо 100% акций ОАО «К» разделить на 20% и получить 5 групп (по 20%).

У ОАО «К» – 41,11% акций (20% + 20% + 1,11%), то есть 4 (четыре) (2 + 2) голоса по акциям.

У государства 58,89% акций (20% + 20% + 18,89%), то есть 4 (четыре) (2 + 2) голоса по акциям, а не 5 (пять), как было указано в протоколе заседания наблюдательного совета.

Таким образом, по акциям количество голосов у ОАО «К» и государства равно 4 (четырем).

II) Доли собственности членов наблюдательного совета ОАО «К», являющихся акционерами общества, следующие: Б. – 0,75%, Ш. – 0,99%, Д. – 0,58 %, Г. – 0,489% уставного фонда общества. Следовательно, четыре члена наблюдательного совета ОАО «К» имеют 4 голоса по акциям, так как «иные члены наблюдательного совета обладают по одному голосу».

У государства 58,89% акций (20% + 20% + 18,89%), то есть представитель государства в наблюдательном совете К. 4 (четыре) (2 + 2) голоса по акциям, а не 5 (пять), как было указано в протоколе заседания наблюдательного совета.

Таким образом, члены наблюдательного совета ОАО «К», как и представитель государства в наблюдательном совете имеют равное количество голосов по акциям (по 4).

III) Каждый член наблюдательного совета, как физическое лицо, которое физически поднимает руку участвуя в процедуре голосования, имеет 1 один голос, следовательно:

- 1 голос представителя государства;

- 4 голоса работников ОАО «К».

Следовательно количество голосов, принадлежащих членам наблюдательного совета ОАО «К», присутствующих на заседании не 9 (девять) голосов, а 13 (тринадцать) голосов:

- 5 голосов (4 голосов по акциям + 1 голос члена наблюдательного совета) представителя государства;

- 8 голосов (4 голосов по акциям + 4 голос члена наблюдательного совета) ОАО «К».

IV) Согласно пункта 48 Устава количественный состав наблюдательного совета составляет 5 (пять) человек.

При равном количестве голосов по акциям между государством и ОАО «К», голосование пяти членов наблюдательного совета, распределилось следующим образом:

- за увольнение В. проголосовал 1 (один) член наблюдательного совета, то есть представитель государства,

- против увольнении С., проголосовало 4 (четыре) представителя ОАО «К», в том числе председатель наблюдательного совета ОАО «К», имевший право решающего голоса.

Таким образом, на заседании наблюдательного совета, согласно процедуре голосования не было принято решение об освобождении В. от занимаемой должности.

По мнению истца осуществлено нарушение пункта 58 Устава при принятии 00 ооооо 20nn г. решение наблюдательного совета.

Суд первой инстанции своим решением отказал в удовлетворении требований истца В.

Решение суда было обжаловано истцом В. в апелляционном порядке.

В определении суда второй инстанции указано, в частности:

«Согласно п. 3.11 Контракта руководитель имеет права предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

В ходе рассмотрения гражданского дела было установлено, что законодательство, регламентирующее порядок проведения голосования наблюдательным советом акционерного общества при принятии решения ОАО «К» N-ого района было нарушено, что подтверждается положениями Устава ОАО «К» N-ого района, устанавливающего, что количественный состав наблюдательного совета 5 (пять) человек избранные в состав наблюдательного совета, имеющие 5 голосов.

Из обозрённой копии Протокола №1 годового общего собрания ОАО «К» N-ого района следует, что по пятому вопросу в состав наблюдательного совета избрана в том числе Ц. (секретарь наблюдательного совета), имеющая право голоса при принятии решений. Представитель же государства была назначена распоряжением N-ого районного исполнительного комитета и также имела 5 голосов, таким образом общее количество голосов при голосовании 10. Однако при принятии решения права голоса была лишена член наблюдательного совета Ц. и её голос не был учтен при подсчёте голосов.

Таким образом отсутствие кворума по принятию решения наблюдательного совета ОАО «К» N-ого района от 00.00.20nn по вопросу привлечения директора ОАО «К» N-ого района к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с занимаемой должности свидетельствует о незаконности принятого решения.

На основании изложенного приказ № 0-к от 00.00.20nn «Об увольнении» В. директора ОАО «К» с 00.00.20nn по п.1 ч.1 ст. 47 ТК изданный председателем наблюдательного совета Б. является незаконным, поскольку отсутствовали правовые основания издания указанного приказа.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, издания приказа от 00.00.20nn №0-к «Об увольнении» не имелось, в связи с чем приказ подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь п.5 ст.423 ГПК Республики Беларусь, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение суда N-ого района от 00 ooooo 20nn г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.»

Таким образом, в Законе от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII,, имеются пробелы, коллизии и иные правовые неопределенности, что приводит к сложностям правоприменения его отдельных норм. Даже обращение истца за судебной защитой не всегда оканчивается положительным решением. В нашем случае только суд апелляционной инстанции установил факт принятия судом первой инстанции незаконного и необоснованного решения.

СОЛЯНИК В.В., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

21.11.2025 08:38:01

  gev1981

Юрист

НОВИЧОК
0
2.6 1
Добрый день! Есть предложение по вопросу
дополнения  Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах» нормой, которая позволяла бы возможность исключения из состава участников Общества лица, которое находится за границей в недружественной стране и осуществляет участие через своего представителя по доверенности. К примеру формулировка : "Участник общества, находящийся за пределами Республики Беларусь, в недружественной стране, осуществляющий свои полномочия по участию в Обществе через своего представителя, действующего на основании доверенности в течение календарного года, подлежит исключению из состава участников Общества по решению общего собрания акционеров."

21.11.2025 10:31:57

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться


© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте