Предлагаем обсудить представленный проект на нашем форуме.
Обсуждение продлится до 1 октября 2018 г.
14.09.2018 06:31:59
Пользователь
0
0.0
Добрый день! С 1975 года живу в кооперативном доме и плачу средства на капремонт, но на счете денег нет и ремонт капитальный не планируется! Девальвация все деньги съела! То же будет и с Вашими предложениями! Т.к. у меня кооперативная квартира, то ремонт я оплачиваю сам, в отличие от тех кто получил квартиру от Государства! Справедливость то где? Стаж работы у меня более 50 лет. Вы предлагаете налоги на потребляемый воздух. Извините за беспокойство.
23.09.2018 14:42:29
Игорь Валерьевич
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
5.0
105
Подпункт 1.1 пункта 1 Часть 1 1. В Комментарии к проекту Указа Президента Республики Беларусь «О повышении энергоэффективности многоквартирного жилищного фонда» (далее – проект Указа) сказано: «Работы по тепловой модернизации таких многоквартирных жилых домов экономически целесообразно осуществлять в процессе проведения их планового капитального ремонта». Между тем, в проекте Указа соответствующая норма отсутствует. При этом в подп. 1.6 п. 1 и подп. 3.2 п. 3 проекта Указа упоминается «порядок планирования энергоэффективных мероприятий». Предлагается ч. 1 подп. 1.1 п. 1 проекта Указа изложить в следующей редакции: «Мероприятия, направленные на повышение эффективности использования тепловой энергии в многоквартирном жилом доме (далее – энергоэффективные мероприятия), планируются городским (районным) исполнительным комитетом, администрацией района в городе (далее – местный исполнительный комитет), как правило, в домах, которые по техническому состоянию и нормативным срокам эксплуатации подлежат капитальному ремонту, и осуществляются заказчиком (застройщиком) одновременно с таким ремонтом согласно ежегодно утверждаемому соответствующим местным исполнительным комитетом перечню домов, в которых запланировано проведение энергоэффективных мероприятий. В указанный перечень также могут быть включены дома, не подлежащие капитальному ремонту.» Справочно: аналогичная норма содержится в ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указ Президента Республики Беларусь от 18.12.2007 № 657 «О некоторых вопросах реконструкции жилых домов» (далее – Указ № 657). 2. В подп. 1.6 п. 1 проекта Указа сказано, что «, а также порядок принятия решения о реализации энергоэффективных мероприятий, определяется Советом Министров Республики Беларусь». Между тем, в содержащемся в подп. 3.2 п. 3 проекта Указа перечне поручений Совету Министров Республики Беларусь по реализации Указа отсутствует необходимость утверждения порядка принятия «решения о реализации энергоэффективных мероприятий» (упоминается только порядок «реализации энергоэффективных мероприятий»). При этом указанный порядок определяется в ч.ч. 2 и 3 подп. 1.1 п. 1 проекта Указа в части инициаторов «проведения общего собрания» и необходимого количества «голосов» для принятия решения. В ч. 1 подп. 1.1 п. 1 проекта Указа сказано: «…энергоэффективные мероприятия… проводятся на основании решения о реализации энергоэффективных мероприятий, принимаемого общим собранием собственников жилых и нежилых помещений (далее – собственники), членов организации застройщиков в многоквартирном жилом доме, и с учетом требований настоящего Указа». Действующее законодательство не предусматривает возможность проведения «общего собрания собственников жилых и нежилых помещений». Соответственно, законодательством не установлены: 1) порядок созыва такого собрания (инициаторы, порядок извещения его потенциальных участников о дате и месте собрания); 2) порядок проведения собрания, включая порядок ведения; 3) требования к кворуму; 4) порядок принятия решений собранием; 5) порядок оформления принятых на собрании решений; 6) место и сроки хранения документов, которыми оформлены принятые решения. При таких обстоятельствах возможность принятия «решения о реализации энергоэффективных мероприятий» на таких «собраниях» будет создавать благоприятные условия для споров между «собственниками жилых и нежилых помещений», обвинений в фальсификации результатов «собрания» и возникновению социальной напряженности. Часть 2 (часть 2 и 3) В ч. 2 подп. 1.1 п. 1 проекта Указа сказано: «Решение о реализации энергоэффективных мероприятий считается принятым, если на общем собрании собственников, членов организации застройщиков либо при голосовании путем письменного опроса, проведенном в предусмотренном законодательством порядке…». При этом в подп. 1.1 п. 1 проекта Указа и ином законодательстве не определено: 1) лицо (лица), полномочные принимать решение о проведении «письменного опроса» вместо проведения «общего собрания собственников жилых и нежилых помещений» (союз «либо»); 2) порядок принятия указанного выше решения; 3) лицо, полномочное определять результаты «письменного опроса» (подсчитывать голоса); 4) лицо, полномочное составлять документ (протокол) об итогах «письменного опроса»; 5) сроки оформления указанного документа (протокола); 6) место и сроки хранения указанного документа (протокола); При таких обстоятельствах возможность принятия «решения о реализации энергоэффективных мероприятий» путем «письменного опроса» будет создавать благоприятные условия для споров между «собственниками жилых и нежилых помещений», обвинений в фальсификации результатов «письменного опроса» и возникновению социальной напряженности. Согласно преамбуле проекта Указа, данный Указ регулирует отношения «в многоквартирных жилых домах». Согласно п. 21 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 № 428-З (далее – ЖК) «Жилой дом – капитальное строение (здание, сооружение), половину или более половины общей площади которого составляет площадь жилых помещений». Согласно п. 29 ст. 1 ЖК «Многоквартирный жилой дом – жилой дом, состоящий из вспомогательных помещений, а также двух и более квартир, каждая из которых имеет вход из вспомогательного помещения». С момента возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся в одном жилом доме или на одной придомовой территории, у двух и более собственников, возникает совместное домовладение, а собственники указанного имущества с указанного момента становятся участниками совместного домовладения (п. 1 ст. 165 ЖК). Совместное домовладение – правоотношения собственников объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности двух и более собственников (п. 53 ст. 1 ЖК). В п.п. 3-5 ст. 180 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 № 428-З регламентирован порядок принятия решений участников совместного домовладения на общем собрании либо путем проведения письменного опроса. Следствием отсутствия в проекте Указа норм права, регулирующих все вопросы порядка принятия указанного решения, является отсутствие целостной и согласованной совокупности нормативных правовых актов, регулирующего данные общественные отношения, пробелы в законодательстве, что создает угрозу правовой неопределенности, исключающей или затрудняющей реализацию принимаемых (издаваемых) нормативных правовых актов. При этом согласно п. 1 ст. 28 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон об НПА) к основным требованиям нормотворческой техники относится «полнота правового регулирования проектом нормативного правового акта соответствующих общественных отношений». Согласно ч. 1 п. 4 ст. 28 Закона об НПА «В целях обеспечения полноты правового регулирования соответствующих общественных отношений в нормативном правовом акте должны предусматриваться комплексное регулирование общественных отношений, относящихся к предмету правового регулирования этого акта, исключающее пробелы в правовом регулировании и излишние отсылочные и бланкетные нормы, а также меры по реализации его положений». При этом порядок принятия «решения о реализации энергоэффективных мероприятий» вследствие социальной значимости принятия данного решения не может относится к «узким, малозначительным вопросам» (ч. 3 п. 5 ст. 28 Закона об НПА) Учитывая вышеизложенное, необходимо порядок принятия указанного решения установить в Указе (являющимся законодательным актом), а не в постановлении Правительства (являющимся актом законодательства). Соответственно, предлагается изложить ч.ч. 2 и 3 подп. 1.1 п. 1 проекта Указа в следующей редакции: «Энергоэффективные мероприятия проводятся на основании решения о реализации энергоэффективных мероприятий, принимаемого участниками совместного домовладения в порядке, установленном жилищным законодательством с учетом требований настоящего Указа. Решение о реализации энергоэффективных мероприятий считается принятым, если на общем собрании участников совместного домовладения либо при голосовании путем письменного опроса, проведенном в предусмотренном жилищным законодательством порядке, за него проголосовали участники совместного домовладения, обладающие более чем двумя третями голосов от общего количества голосов всех участников совместного домовладения. Решение о реализации энергоэффективных мероприятий, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех участников этого совместного домовладения». Справочно: Палатой представителей Национального Собрания Республики Беларусь 17.05.2018 г. был принят в первом чтении проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правового регулирования жилищных отношений», которым предлагается изложить ЖК в новой редакции (далее – новая редакция ЖК). Согласно п. 2 ст. 160 новой редакции ЖК решения участников совместного домовладения по вопросам управления общим имуществом участников совместного домовладения принимаются только «на общем собрании участников совместного домовладения», которое при необходимости может проводится «в форме письменного опроса». Таким образом, по новой редакции ЖК конструкция «либо при голосовании путем письменного опроса» неприменима – любое решение принимается только на общем собрании участников совместного домовладения, которое может проводится «в форме письменного опроса». Часть 3 (часть 4) Исходя из вышеизложенного, предлагается изложить ч. 4 подп. 1.1 п. 1 проекта Указа в следующей редакции: «Инициаторами проведения общего собрания участников совместного домовладения либо проведение письменного опроса по вопросам организации и реализации энергоэффективных мероприятий может являться местный исполнительный и распорядительный орган, уполномоченное лицо по управлению общим имуществом совместного домовладения, товарищество собственников, организация застройщиков, а также одна четверть участников совместного домовладения в многоквартирном жилом доме». Часть 4 (часть 5) В подп. 3.1 п. 3 проекта Указа Совету Министров Республики Беларусь с целью реализации Указа поручается «определить перечень энергоэффективных мероприятий». По сообщениям СМИ «В списке энергоэффективных мероприятий утепление стен, крыш, чердачных перекрытий, перекрытий над подвалом; реконструкция и техническая модернизация системы отопления и горячего водоснабжения; устройство приборов индивидуального учета и регулирования тепловой энергии, систем дистанционного съема показаний с этих приборов; устройство и техническая модернизация индивидуальных тепловых пунктов. Предполагается также замена окон и дверей в подъездах, утепление тамбуров, вентиляционных шахт, устройство систем рекуперации тепловой энергии. При этом для достаточной тепловой модернизации домов может потребоваться, например, только утепление стен и установка индивидуальных приборов учета тепла с регуляторами подачи тепла». Очевидно, что «перечень энергоэффективных мероприятий» будет представлять собой обобщенные группировки планируемых работ. Термин «реконструкция объекта» определен в абз. 31 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», а термин «техническая модернизация» описан в ссылке 15 к подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства». Содержание обоих терминов довольно широко. В частности, что именно следует понимать под «реконструкцией и технической модернизацией системы отопления и горячего водоснабжения», «технической модернизации индивидуальных тепловых пунктов»? Понятно ли будет гражданам конкретное содержание данных «мероприятий», за осуществление которых им будут предлагать проголосовать? Очевидно, что граждан на «собраниях» будет интересовать не «общая информация» о возможных «реконструкциях и технических модернизациях», а конкретный перечень планируемых (возможных) работ с указанием конкретного устанавливаемого (заменяемого) оборудования и применяемых при этом материалах. Например, «утепление стен» может выполняться с использованием различной технологии и материалов, в результате чего будет получен различный «энергоэффективный» эффект таких мероприятий. По сообщениям СМИ «Решение о тепловой модернизации дома будет приниматься по результатам общего собрания собственников квартир. На собрании заказчик проинформирует о необходимых работах, условиях и размере возмещаемых жильцами затрат». Между тем, в проекте Указа норма о таких обязанностях заказчика либо иного лица отсутствует. Вследствие пробелов правового регулирования на практике гражданам по-сути будет предлагаться проголосовать за «кота в мешке». А в целом возможно проведение кампании под лозунгом «Проголосуй и только потом узнаешь, как именно «реконструируют» и «технически модернизируют» твой жилой многоквартирной дом за твой счет», что будет создавать благодатную почву для социальной напряженности. Очевидно, что в проекте Указа необходимо исключить малейшую возможность исполнения его норм подобным образом. Исходя из вышеизложенного, подп. 1.1 п. 1 проекта Указа предлагается дополнить абзацем, содержащим нормы, предусматривающие: 1) обязанность заказчика информировать участников собрания («собственников») о «необходимых работах, условиях и размере возмещаемых жильцами затрат» перед принятием ими решения о реализации энергоэффективных мероприятий; 2) включение в «решение о реализации энергоэффективных мероприятий» перечня планируемых работ с указанием устанавливаемого (заменяемого) оборудования и применяемых материалах. Подпункт 1.2 пункта 1 В ч. 2 подп. 1.2 п. 1 проекта Указа сказано «На начальном этапе финансирование реализации энергоэффективных мероприятий может осуществляться…». Что именно понимается под «начальным этапом»? Подпункт 1.4 пункта 1 В подп. 1.4 п. 1 отсутствует дифференциация размера возмещения собственниками затрат на энергоэффективные мероприятия в зависимости от вида таких мероприятий. Между тем, в настоящее время в тепловых узлах некоторых жилых малоэтажных многоквартирных жилых домов отсутствуют средства регулирования подачи тепла. Задача теплосети состоит в том, чтобы поддерживать среднюю температуру по району, а у жителей каждого дома должна быть возможность не потреблять сверх того, что им необходимо, и не платить за лишнее тепло. Подачу тепла в современные здания обычно контролирует погодозависимая автоматика теплового пункта. Контроллер получает данные с датчиков температуры, установленных непосредственно на доме, поэтому регулировка происходит в течение всего времени суток, с учетом даже незначительных изменений погоды. Температура сетевой воды, подаваемой на дом, регулируется в соответствии с температурными графиками, исходя из температуры на улице. Подпункт 4.3 п. 4 Директива Президента Республики Беларусь от 14.06.2007 № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства» предписывает Совету Министров Республики Беларусь «принять кардинальные меры по экономии и бережливому использованию топливно-энергетических ресурсов во всех сферах производства, в строительстве, на транспорте и в жилищно-коммунальном хозяйстве». Глава 7 Концепции развития теплоснабжения в Республике Беларусь на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2010 № 225 содержит следующие требования к тепловому оборудованию жилых домов: «С учетом расширения сферы использования локальных теплонасосных установок для организации микроклимата в жилом секторе предлагается разработать типовые решения для групповых (на здание) и индивидуальных (на квартиру) тепловых пунктов, позволяющие снизить температуру первичного теплоносителя до 50 - 60 °С. Требуется активизировать проведение работ по тепловой модернизации жилищного фонда, производственных и общественных зданий с обязательной установкой приборов автоматического регулирования теплопотребления. При строительстве новых и капитальном ремонте существующих производственных, общественных и жилых зданий внутридомовые системы отопления необходимо оснащать приборами пофасадного регулирования потребления тепловой энергии.» Установка систем автоматического регулирования подачи тепловой энергии в многоквартирных жилых домах («приборы автоматического регулирования теплопотребления», «приборы пофасадного регулирования потребления тепловой энергии») относится к «реконструкции» либо к «технической модернизации» системы отопления жилого дома. Соответственно, такие работы не предусматриваются при проведении капитального ремонта (а в малоэтажном многоквартирном жилом фонде капитальный ремонт вообще «экономически нецелесообразен»), а должны выполняться в рамках проведения энергоэффективных мероприятий. Предлагается проводить данный вид энергоэффективных мероприятий полностью за бюджетные средства. Подпункт 1.6 пункта 1 Исходя из вышеизложенного, из подп. 1.6 п. 1 проекта Указа слова ««, а также порядок принятия решения о реализации энергоэффективных мероприятий» предлагается исключить, урегулировав данные вопросы в Указе. Подпункт 3.4 пункта 3 С учетом большой социальной значимости Указа, предлагается в подп. 3.4 п. 3 проекта Указа Совету Министров Республики Беларусь с целью реализации Указа «принять необходимые меры по широкомасштабному информированию общественности» не только «об энергоэффективности в жилищном фонде», но и «о положениях настоящего Указа» с целью доведения до населения основных его положений.
28.09.2018 07:16:25
Андрей Лыч
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
1. какой период или какая сумма - определены как конечные, для окончаний осуществления отчислений: 3 года, 5 лет, 10 лет., 10 000, 100 000, 1 000 000 рублей на 5 этажный, 9 этажный дом и т.д. 2. если период отчислений 5 лет, то средняя инфляция в РБ за 5 лет составила 11,98%, как-то будут учитываться инфляционные потери по данному счету, в размере ставки рефенансирования или еще, как-то? А то на момент осуществления работ суммы окажется, что имеющейся суммы не достаточно. 3. кто будут определять перечень производимых работ. 4. кто будет производить работы, какие организации (будут ли он в каком-то перечне, или можно приглашать любую строительную бригаду, на основе тендера); 5. кто будет контролировать правильность составления строительной сметы и вести учет расходования средств, а то получиться, что смета составлена на 100 000 рублей, а по факту оказаны работы на 1 000 рублей, и остальные денежные средства растворились на "организации-однодневке" победившей на тендере. 6. в домах, где осуществлен капремонт и уже произведено утепление стен, жильцы тоже должны производить отчисления; 7.если я в ближайший период хочу самостоятельно и за свой счет заключить договор со специализированной организацией, по оказанию услуг на проведение утепления своей квартиры, надо ли мне также производить отчисления; или мне надо ждать и мерзнуть 10 лет пока фонд наберет необходимое количество денежных средств.
[ Закрыто ] Проект Указа Президента Республики Беларусь «О повышении энергоэффективности многоквартирного жилищного фонда»
Общественное обсуждение
3Проект предоставлен
Предлагаем обсудить представленный проект на нашем форуме.
Обсуждение продлится до 1 октября 2018 г.
14.09.2018 06:31:59
Пользователь
23.09.2018 14:42:29
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛЧасть 1
1. В Комментарии к проекту Указа Президента Республики Беларусь «О повышении энергоэффективности многоквартирного жилищного фонда» (далее – проект Указа) сказано: «Работы по тепловой модернизации таких многоквартирных жилых домов экономически целесообразно осуществлять в процессе проведения их планового капитального ремонта». Между тем, в проекте Указа соответствующая норма отсутствует. При этом в подп. 1.6 п. 1 и подп. 3.2 п. 3 проекта Указа упоминается «порядок планирования энергоэффективных мероприятий».
Предлагается ч. 1 подп. 1.1 п. 1 проекта Указа изложить в следующей редакции: «Мероприятия, направленные на повышение эффективности использования тепловой энергии в многоквартирном жилом доме (далее – энергоэффективные мероприятия), планируются городским (районным) исполнительным комитетом, администрацией района в городе (далее – местный исполнительный комитет), как правило, в домах, которые по техническому состоянию и нормативным срокам эксплуатации подлежат капитальному ремонту, и осуществляются заказчиком (застройщиком) одновременно с таким ремонтом согласно ежегодно утверждаемому соответствующим местным исполнительным комитетом перечню домов, в которых запланировано проведение энергоэффективных мероприятий. В указанный перечень также могут быть включены дома, не подлежащие капитальному ремонту.»
Справочно: аналогичная норма содержится в ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указ Президента Республики Беларусь от 18.12.2007 № 657 «О некоторых вопросах реконструкции жилых домов» (далее – Указ № 657).
2. В подп. 1.6 п. 1 проекта Указа сказано, что «, а также порядок принятия решения о реализации энергоэффективных мероприятий, определяется Советом Министров Республики Беларусь». Между тем, в содержащемся в подп. 3.2 п. 3 проекта Указа перечне поручений Совету Министров Республики Беларусь по реализации Указа отсутствует необходимость утверждения порядка принятия «решения о реализации энергоэффективных мероприятий» (упоминается только порядок «реализации энергоэффективных мероприятий»). При этом указанный порядок определяется в ч.ч. 2 и 3 подп. 1.1 п. 1 проекта Указа в части инициаторов «проведения общего собрания» и необходимого количества «голосов» для принятия решения.
В ч. 1 подп. 1.1 п. 1 проекта Указа сказано: «…энергоэффективные мероприятия… проводятся на основании решения о реализации энергоэффективных мероприятий, принимаемого общим собранием собственников жилых и нежилых помещений (далее – собственники), членов организации застройщиков в многоквартирном жилом доме, и с учетом требований настоящего Указа».
Действующее законодательство не предусматривает возможность проведения «общего собрания собственников жилых и нежилых помещений». Соответственно, законодательством не установлены:
1) порядок созыва такого собрания (инициаторы, порядок извещения его потенциальных участников о дате и месте собрания);
2) порядок проведения собрания, включая порядок ведения;
3) требования к кворуму;
4) порядок принятия решений собранием;
5) порядок оформления принятых на собрании решений;
6) место и сроки хранения документов, которыми оформлены принятые решения.
При таких обстоятельствах возможность принятия «решения о реализации энергоэффективных мероприятий» на таких «собраниях» будет создавать благоприятные условия для споров между «собственниками жилых и нежилых помещений», обвинений в фальсификации результатов «собрания» и возникновению социальной напряженности.
Часть 2 (часть 2 и 3)
В ч. 2 подп. 1.1 п. 1 проекта Указа сказано: «Решение о реализации энергоэффективных мероприятий считается принятым, если на общем собрании собственников, членов организации застройщиков либо при голосовании путем письменного опроса, проведенном в предусмотренном законодательством порядке…». При этом в подп. 1.1 п. 1 проекта Указа и ином законодательстве не определено:
1) лицо (лица), полномочные принимать решение о проведении «письменного опроса» вместо проведения «общего собрания собственников жилых и нежилых помещений» (союз «либо»);
2) порядок принятия указанного выше решения;
3) лицо, полномочное определять результаты «письменного опроса» (подсчитывать голоса);
4) лицо, полномочное составлять документ (протокол) об итогах «письменного опроса»;
5) сроки оформления указанного документа (протокола);
6) место и сроки хранения указанного документа (протокола);
При таких обстоятельствах возможность принятия «решения о реализации энергоэффективных мероприятий» путем «письменного опроса» будет создавать благоприятные условия для споров между «собственниками жилых и нежилых помещений», обвинений в фальсификации результатов «письменного опроса» и возникновению социальной напряженности.
Согласно преамбуле проекта Указа, данный Указ регулирует отношения «в многоквартирных жилых домах». Согласно п. 21 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 № 428-З (далее – ЖК) «Жилой дом – капитальное строение (здание, сооружение), половину или более половины общей площади которого составляет площадь жилых помещений». Согласно п. 29 ст. 1 ЖК «Многоквартирный жилой дом – жилой дом, состоящий из вспомогательных помещений, а также двух и более квартир, каждая из которых имеет вход из вспомогательного помещения». С момента возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся в одном жилом доме или на одной придомовой территории, у двух и более собственников, возникает совместное домовладение, а собственники указанного имущества с указанного момента становятся участниками совместного домовладения (п. 1 ст. 165 ЖК). Совместное домовладение – правоотношения собственников объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности двух и более собственников (п. 53 ст. 1 ЖК). В п.п. 3-5 ст. 180 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 № 428-З регламентирован порядок принятия решений участников совместного домовладения на общем собрании либо путем проведения письменного опроса.
Следствием отсутствия в проекте Указа норм права, регулирующих все вопросы порядка принятия указанного решения, является отсутствие целостной и согласованной совокупности нормативных правовых актов, регулирующего данные общественные отношения, пробелы в законодательстве, что создает угрозу правовой неопределенности, исключающей или затрудняющей реализацию принимаемых (издаваемых) нормативных правовых актов. При этом согласно п. 1 ст. 28 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон об НПА) к основным требованиям нормотворческой техники относится «полнота правового регулирования проектом нормативного правового акта соответствующих общественных отношений». Согласно ч. 1 п. 4 ст. 28 Закона об НПА «В целях обеспечения полноты правового регулирования соответствующих общественных отношений в нормативном правовом акте должны предусматриваться комплексное регулирование общественных отношений, относящихся к предмету правового регулирования этого акта, исключающее пробелы в правовом регулировании и излишние отсылочные и бланкетные нормы, а также меры по реализации его положений». При этом порядок принятия «решения о реализации энергоэффективных мероприятий» вследствие социальной значимости принятия данного решения не может относится к «узким, малозначительным вопросам» (ч. 3 п. 5 ст. 28 Закона об НПА)
Учитывая вышеизложенное, необходимо порядок принятия указанного решения установить в Указе (являющимся законодательным актом), а не в постановлении Правительства (являющимся актом законодательства).
Соответственно, предлагается изложить ч.ч. 2 и 3 подп. 1.1 п. 1 проекта Указа в следующей редакции:
«Энергоэффективные мероприятия проводятся на основании решения о реализации энергоэффективных мероприятий, принимаемого участниками совместного домовладения в порядке, установленном жилищным законодательством с учетом требований настоящего Указа.
Решение о реализации энергоэффективных мероприятий считается принятым, если на общем собрании участников совместного домовладения либо при голосовании путем письменного опроса, проведенном в предусмотренном жилищным законодательством порядке, за него проголосовали участники совместного домовладения, обладающие более чем двумя третями голосов от общего количества голосов всех участников совместного домовладения. Решение о реализации энергоэффективных мероприятий, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех участников этого совместного домовладения».
Справочно: Палатой представителей Национального Собрания Республики Беларусь 17.05.2018 г. был принят в первом чтении проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правового регулирования жилищных отношений», которым предлагается изложить ЖК в новой редакции (далее – новая редакция ЖК). Согласно п. 2 ст. 160 новой редакции ЖК решения участников совместного домовладения по вопросам управления общим имуществом участников совместного домовладения принимаются только «на общем собрании участников совместного домовладения», которое при необходимости может проводится «в форме письменного опроса». Таким образом, по новой редакции ЖК конструкция «либо при голосовании путем письменного опроса» неприменима – любое решение принимается только на общем собрании участников совместного домовладения, которое может проводится «в форме письменного опроса».
Часть 3 (часть 4)
Исходя из вышеизложенного, предлагается изложить ч. 4 подп. 1.1 п. 1 проекта Указа в следующей редакции:
«Инициаторами проведения общего собрания участников совместного домовладения либо проведение письменного опроса по вопросам организации и реализации энергоэффективных мероприятий может являться местный исполнительный и распорядительный орган, уполномоченное лицо по управлению общим имуществом совместного домовладения, товарищество собственников, организация застройщиков, а также одна четверть участников совместного домовладения в многоквартирном жилом доме».
Часть 4 (часть 5)
В подп. 3.1 п. 3 проекта Указа Совету Министров Республики Беларусь с целью реализации Указа поручается «определить перечень энергоэффективных мероприятий». По сообщениям СМИ «В списке энергоэффективных мероприятий утепление стен, крыш, чердачных перекрытий, перекрытий над подвалом; реконструкция и техническая модернизация системы отопления и горячего водоснабжения; устройство приборов индивидуального учета и регулирования тепловой энергии, систем дистанционного съема показаний с этих приборов; устройство и техническая модернизация индивидуальных тепловых пунктов. Предполагается также замена окон и дверей в подъездах, утепление тамбуров, вентиляционных шахт, устройство систем рекуперации тепловой энергии. При этом для достаточной тепловой модернизации домов может потребоваться, например, только утепление стен и установка индивидуальных приборов учета тепла с регуляторами подачи тепла».
Очевидно, что «перечень энергоэффективных мероприятий» будет представлять собой обобщенные группировки планируемых работ. Термин «реконструкция объекта» определен в абз. 31 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», а термин «техническая модернизация» описан в ссылке 15 к подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства». Содержание обоих терминов довольно широко. В частности, что именно следует понимать под «реконструкцией и технической модернизацией системы отопления и горячего водоснабжения», «технической модернизации индивидуальных тепловых пунктов»? Понятно ли будет гражданам конкретное содержание данных «мероприятий», за осуществление которых им будут предлагать проголосовать?
Очевидно, что граждан на «собраниях» будет интересовать не «общая информация» о возможных «реконструкциях и технических модернизациях», а конкретный перечень планируемых (возможных) работ с указанием конкретного устанавливаемого (заменяемого) оборудования и применяемых при этом материалах. Например, «утепление стен» может выполняться с использованием различной технологии и материалов, в результате чего будет получен различный «энергоэффективный» эффект таких мероприятий.
По сообщениям СМИ «Решение о тепловой модернизации дома будет приниматься по результатам общего собрания собственников квартир. На собрании заказчик проинформирует о необходимых работах, условиях и размере возмещаемых жильцами затрат». Между тем, в проекте Указа норма о таких обязанностях заказчика либо иного лица отсутствует.
Вследствие пробелов правового регулирования на практике гражданам по-сути будет предлагаться проголосовать за «кота в мешке». А в целом возможно проведение кампании под лозунгом «Проголосуй и только потом узнаешь, как именно «реконструируют» и «технически модернизируют» твой жилой многоквартирной дом за твой счет», что будет создавать благодатную почву для социальной напряженности. Очевидно, что в проекте Указа необходимо исключить малейшую возможность исполнения его норм подобным образом.
Исходя из вышеизложенного, подп. 1.1 п. 1 проекта Указа предлагается дополнить абзацем, содержащим нормы, предусматривающие:
1) обязанность заказчика информировать участников собрания («собственников») о «необходимых работах, условиях и размере возмещаемых жильцами затрат» перед принятием ими решения о реализации энергоэффективных мероприятий;
2) включение в «решение о реализации энергоэффективных мероприятий» перечня планируемых работ с указанием устанавливаемого (заменяемого) оборудования и применяемых материалах.
Подпункт 1.2 пункта 1
В ч. 2 подп. 1.2 п. 1 проекта Указа сказано «На начальном этапе финансирование реализации энергоэффективных мероприятий может осуществляться…». Что именно понимается под «начальным этапом»?
Подпункт 1.4 пункта 1
В подп. 1.4 п. 1 отсутствует дифференциация размера возмещения собственниками затрат на энергоэффективные мероприятия в зависимости от вида таких мероприятий.
Между тем, в настоящее время в тепловых узлах некоторых жилых малоэтажных многоквартирных жилых домов отсутствуют средства регулирования подачи тепла. Задача теплосети состоит в том, чтобы поддерживать среднюю температуру по району, а у жителей каждого дома должна быть возможность не потреблять сверх того, что им необходимо, и не платить за лишнее тепло. Подачу тепла в современные здания обычно контролирует погодозависимая автоматика теплового пункта. Контроллер получает данные с датчиков температуры, установленных непосредственно на доме, поэтому регулировка происходит в течение всего времени суток, с учетом даже незначительных изменений погоды. Температура сетевой воды, подаваемой на дом, регулируется в соответствии с температурными графиками, исходя из температуры на улице.
Подпункт 4.3 п. 4 Директива Президента Республики Беларусь от 14.06.2007 № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства» предписывает Совету Министров Республики Беларусь «принять кардинальные меры по экономии и бережливому использованию топливно-энергетических ресурсов во всех сферах производства, в строительстве, на транспорте и в жилищно-коммунальном хозяйстве».
Глава 7 Концепции развития теплоснабжения в Республике Беларусь на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2010 № 225 содержит следующие требования к тепловому оборудованию жилых домов:
«С учетом расширения сферы использования локальных теплонасосных установок для организации микроклимата в жилом секторе предлагается разработать типовые решения для групповых (на здание) и индивидуальных (на квартиру) тепловых пунктов, позволяющие снизить температуру первичного теплоносителя до 50 - 60 °С.
Требуется активизировать проведение работ по тепловой модернизации жилищного фонда, производственных и общественных зданий с обязательной установкой приборов автоматического регулирования теплопотребления.
При строительстве новых и капитальном ремонте существующих производственных, общественных и жилых зданий внутридомовые системы отопления необходимо оснащать приборами пофасадного регулирования потребления тепловой энергии.»
Установка систем автоматического регулирования подачи тепловой энергии в многоквартирных жилых домах («приборы автоматического регулирования теплопотребления», «приборы пофасадного регулирования потребления тепловой энергии») относится к «реконструкции» либо к «технической модернизации» системы отопления жилого дома. Соответственно, такие работы не предусматриваются при проведении капитального ремонта (а в малоэтажном многоквартирном жилом фонде капитальный ремонт вообще «экономически нецелесообразен»), а должны выполняться в рамках проведения энергоэффективных мероприятий.
Предлагается проводить данный вид энергоэффективных мероприятий полностью за бюджетные средства.
Подпункт 1.6 пункта 1
Исходя из вышеизложенного, из подп. 1.6 п. 1 проекта Указа слова ««, а также порядок принятия решения о реализации энергоэффективных мероприятий» предлагается исключить, урегулировав данные вопросы в Указе.
Подпункт 3.4 пункта 3
С учетом большой социальной значимости Указа, предлагается в подп. 3.4 п. 3 проекта Указа Совету Министров Республики Беларусь с целью реализации Указа «принять необходимые меры по широкомасштабному информированию общественности» не только «об энергоэффективности в жилищном фонде», но и «о положениях настоящего Указа» с целью доведения до населения основных его положений.
28.09.2018 07:16:25
Пользователь
НОВИЧОК2. если период отчислений 5 лет, то средняя инфляция в РБ за 5 лет составила 11,98%, как-то будут учитываться инфляционные потери по данному счету, в размере ставки рефенансирования или еще, как-то? А то на момент осуществления работ суммы окажется, что имеющейся суммы не достаточно.
3. кто будут определять перечень производимых работ.
4. кто будет производить работы, какие организации (будут ли он в каком-то перечне, или можно приглашать любую строительную бригаду, на основе тендера);
5. кто будет контролировать правильность составления строительной сметы и вести учет расходования средств, а то получиться, что смета составлена на 100 000 рублей, а по факту оказаны работы на 1 000 рублей, и остальные денежные средства растворились на "организации-однодневке" победившей на тендере.
6. в домах, где осуществлен капремонт и уже произведено утепление стен, жильцы тоже должны производить отчисления;
7.если я в ближайший период хочу самостоятельно и за свой счет заключить договор со специализированной организацией, по оказанию услуг на проведение утепления своей квартиры, надо ли мне также производить отчисления; или мне надо ждать и мерзнуть 10 лет пока фонд наберет необходимое количество денежных средств.
03.10.2018 14:12:29
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться