Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам торговли и общественного питания»
Описание проекта
Вашему вниманию предлагается проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам торговли и общественного питания» [PDF] (обоснование [PDF]).

Проект предоставлен Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Предлагаем обсудить представленный проект на нашем форуме.

Обсуждение продлится до 8 ноября 2018 г.

UPD: Дополнительно предлагаем ознакомиться
    "
  1. «Какие изменения предлагается внести в Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (По сообщению Мария Друк, «Рэспубліка», 2 ноября 2018 г. )
информация
Организатор:
Начало обсуждения:
13.12.2025
Окончание обсуждения:
13.12.2025
Количество сообщений:
2
Количество участников:
2
Обсуждение проекта
06.11.2018
Доброго дня!
Не нашли в проекте Закона положения о работе торговли и общепита с туристами (иностранцами). А ведь это очень ценный ресурс для развития.
Помимо очевидного  повышения товарооборота, это ещё и бесплатный вклад в экспорт товаров (услуг и т.д.) - посещение иностранцами предприятий, выставок, ярмарок и пр., оценка ими качества (вкуса, пользы, удобства) наших продуктов - самый простой способ продвижения их в ходе экспорта: люди не только оценят наши товары, но и сами их купят и привезут к себе  на родину, разрекламируют среди родственников и знакомых, с удовольствием будут приобретать наши товары у себя в стране в дальнейшем. И не нужно тратить десятки тысяч $ на маркетинговые исследования, все предпочтения иностранцев можно свободно узнать и обговорить в нашей стране прямо на предприятиях и т.д.
Предлагаем включить в проект Закона нормы по работе с туристами, включению туристических потоков в работу торговли и общепита (например, обязательное включение в турпакеты посещения ярмарок, выставок, Дажинок, дней городов, районных праздников и т.д., обязанности гос.органов по организации условий для большего насыщения турпрограмм и пр.). Туризм не просто увеличивает прибыль участников, но и стимулирует обновление, воплощение новых идей, оживление мероприятий: привлечение к ярмаркам коллективов народного творчества и др.
Игорь Валерьевич
128
06.11.2018
Замечания и предложения по законопроекту в части требований к размещению стационарных объектов торговли и общественного питания.
Статьей 2 проекта  Закона  Республики  Беларусь  «О  внесении  изменений  и  дополнений  в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам  торговли  и  общественного питания» (далее – законопроект) предусмотрено внесение изменений и дополнений в  Закон  Республики  Беларусь  от  8  января 2014 года «О государственном регулировании торговли и общественного питания  в  Республике  Беларусь»  (далее – Закон о торговле) путем изложения его в новой редакции (далее – проект новой редакции Закона о торговле).
Глава 2
Глава 2 проекта новой редакции Закона о торговле устанавливает требования только к особенностям размещения «передвижных  средств развозной  торговли,  разносной  торговли,  мест  осуществления разносной торговли без специальных приспособлений для торговли, нестационарных объектов общественного питания» (ст. 12 проекта новой редакции Закона о торговле). При этом какие-либо требования к размещению стационарных объектов торговли и общественного питания в гл. 2 новой редакции Закона о торговле отсутствуют.
Законопроектом из Закона о торговле исключаются нормы ст.  13,  определяющие  требования к «созданию  стационарных  торговых  объектов,  объектов  общественного питания». В Обосновании  необходимости  принятия законопроекта сказано: «Во исполнение Декрета № 7 в целях либерализации условий ведения бизнеса  в  области  торговли  и  общественного  питания,  упрощения процесса открытия торговых объектов, объектов общественного питания и создания  условий  для  развития  свободной  конкуренции  предлагается отменить  необходимость  создания  таких  объектов  в  соответствии со схемами размещения стационарных  торговых  объектов  и  стационарных объектов  общественного  питания,  а  также  отменить  обязанность  по разработке таких схем».  
Между тем, ст. 13 Закона о торговле содержит не только требования о «создании  таких  объектов  в  соответствии со схемами размещения стационарных  торговых  объектов  и  стационарных объектов  общественного  питания», но и иные требования при их размещении (а не «создании»). Так, согласно п. 2 ст. 13 Закона о торговле «Стационарные торговые объекты, стационарные объекты общественного питания должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, природоохранным и иным требованиям законодательства Республики Беларусь». Очевидно, что в данной норме речь идет, прежде всего, о размещении указанных объектов – не на любом земельной участке и не в любом здании могут размещаться указанные объекты.
В подп. 2.1 п. 2 ст. 21 новой редакции Закона о торговле сказано: «Местные  исполнительные  и  распорядительные  органы  в  целях создания  условий  для  улучшения  обслуживания  населения  в  области торговли и общественного питания… предусматривают  в  градостроительных  проектах  строительство и размещение торговых объектов, объектов общественного питания».
Так, в соответствии п. 4 ст. 44 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 г. от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) в градостроительном проекте детального планирования определяются «размещение объектов общего пользования, социально-культурного назначения и коммунально-бытового обслуживания».
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 2 Закона № 300-З государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать требования градостроительной документации, утвержденной в установленном порядке.
В подп. 1.1 п. 1 ст. 21 новой редакции Закона о торговле сказано: «Областные,  городские  (включая  Минский  городской),  районные исполнительные  комитеты  на  территории  соответствующей административно-территориальной  единицы  в  области  торговли  и общественного питания… проводят  анализ  состояния  потребительского  рынка, финансовых,  экономических,  социальных  и  иных  показателей  развития торговли  и  общественного  питания,  оценку  эффективности  применения мер  по  их  поддержке,  готовят  на  основании  анализа  и  оценки эффективности прогноз развития торговли и общественного питания». При этом анализ «социальных  и  иных  показателей  развития торговли  и  общественного  питания», а также «прогноз развития торговли и общественного питания» в настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 13 Закона о торговле фактически осуществляется при разработке «схем размещения стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания, торговых центров, рынков», которые являются градостроительными проектами специального планирования местного уровня (абз. 4 ст. 43 Закона № 300-З).
Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 05.09.2016 № 334, предусматривают комплексное развитие территорий, в т.ч. развитие социальной инфраструктуры, включающую объекты торговли и общественного питания.
Согласно ч. 5 подп. 1.7 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» (далее – Указ № 72) для районов (кварталов) жилой застройки объекты социальной инфраструктуры размещаются с учетом их основных технико-экономических параметров, установленных в градостроительной документации и в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов. Согласно ч. 3 подп. 1.8 п. 1 Указа № 72 минимально необходимые объекты социальной инфраструктуры возводятся и принимаются в эксплуатацию в районе (квартале) жилой застройки параллельно со строительством жилых домов. К «минимально необходимым объектам социальной инфраструктуры» относятся в т.ч. и «объекты торговли» (подп. 1.11 п. 1 Указа № 72).
Размещение стационарных объектов торговли и общественного питания только с учетом «либерализации условий ведения бизнеса  в  области  торговли  и  общественного  питания,  упрощения процесса открытия торговых объектов, объектов общественного питания и создания  условий  для  развития  свободной  конкуренции» будет приводить к дисбалансу интересов бизнеса и населения (потребителей), отсутствию комплексности развития (застройки) населенных пунктов и их частей.  
Исходя из вышеизложенного, предлагается дополнить гл. 2 проекта новой редакции Закона о торговле отдельной статьей следующего содержания:
«Статья___. Требования к размещению стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания
Стационарные торговые объекты, стационарные объекты общественного питания размещаются с учетом:
решений утвержденных в установленном порядке градостроительных проектов (либо иной вариант: «их основных технико-экономических параметров, установленных в утвержденной градостроительной документации»);
санитарно-эпидемиологических, противопожарных, природоохранных и иных требований законодательства Республики Беларусь;
требований технических нормативных правовых актов;
прогнозов развития торговли и общественного питания на территории соответствующей административно-территориальной  единицы.»
Статья 21
В подп. 2.1 п. 2 ст. 21 новой редакции Закона о торговле сказано: «Местные  исполнительные  и  распорядительные  органы  в  целях создания  условий  для  улучшения  обслуживания  населения  в  области торговли и общественного питания… предусматривают  в  градостроительных  проектах  строительство и размещение торговых объектов, объектов общественного питания».
В градостроительных проектах предусматривается «размещение» объектов строительства, а не их «строительство».
Соответственно, из подп. 2.1 п. 2 ст. 21 новой редакции Закона о торговле слова «строительство и» предлагается исключить.