• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Публичное обсуждение проектов НПА
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах
Поиск  Правила  Войти

[ Закрыто ] Проект постановления «О порядке подтверждения наличия документов о качестве и безопасности товаров при их продаже»

Общественное обсуждение

17
закрыть тему
Константин Коваль

Пользователь

НОВИЧОК
0
1.0 0
Ряд замечаний и предложений от лица "Субъект торговли, который одновременно является импортёром потребительских товаров, реализует товары белорусских поставщиков, имеет розничные магазины и интернет-магазин".  
1) ОБЩЕЕ ЗАМЕЧАНИЕ: логика положений в подпунктах 1.1, 1.2., 1.4. и 1.5. чересчур запутанная. Требования указанных подпунктов местами перепутаны, местами противоречат друг другу. Проблема: добросовестный Субъект торговли (продавец, импортёр, поставщик) не имеет алгоритма действий, рАвно понятного и ему, и Потребителю, и контролирующим органам.
2) ДЕТАЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.    
2.А) подпункт 1.1.1., в пятом абзаце недостаёт упоминания про знак "ЕАС". Предлагаю изложить в следующей редакции
- наличием на товаре и (или) на его потребительской упаковке маркировки знаком соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза) с указанием регистрационного номера сертификата соответствия, дат регистрации и окончания (прекращения) его действия (срока его действия), полного наименования и места нахождения и адреса (адресов) места осуществления деятельности (в случае если адреса различаются), органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия»;  
2.Б) Подпункт 1.1.1., последний абзац на листе 3 - вообще не имеет отношения к теме Постановления.
Причина: при наличии сертификата соответствия на серийный выпуск товара (продукции), действующее законодательство страны не требует доп.сертификации поставок, партий на соответствие тем же стандартам, тех.параметрам.
2.В) Подпункт 1.1.2., шестой абзац - также недостаёт упоминания про знак "ЕАС". Предлагаю изложить в следующей редакции:
- наличием на товаре и (или) его потребительской упаковке маркировки знаком соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза) с указанием регистрационного номера декларации о соответствии, даты ее регистрации, полного наименования лица, принимающего декларацию о соответствии, его места нахождения и адреса (адресов) места осуществления деятельности (в случае если адреса различаются) – для юридического лица или фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), адреса места жительства и адреса (адресов) места осуществления деятельности (в случае если адреса различаются) – для индивидуального предпринимателя.
2.Г) Подпункт 1.2. перепутывает положения подпунктов 1.1. и 1.4. Предлагаю: или полностью удалить 1.2., или корректно перефразировать.
2.Д) Подпункт 1.4., предпоследний абзац (находится на листе 8 проекта).  Ссылка на 1.1.3 некорректна. Причина: в абзаце речь идёт о Технических Регламентах ТС (ЕАЭС), а в 1.1.3 - о гос.регистрации. Ни один ТР ТС не предусматривает процедуру гос.регистрации продукции и документ "СГР". В ТР ТС - только процедура Сертификации/Декларирования соответствия; документы - только Сертификат / Декларация.
2.Е) Подпункт 1.5, второй абзац. Требование об обязательном предоставлении интернет-магазином Потребителю заверенных ксерокопий документа о подтверждении соответствия - чрезмерное. Достаточно информации на сайте интернет-магазина о сертификате/декларации/СГР/СГЗ, подкреплённой гиперссылками или сканами. Причины:
- это требование перегружает ситуацию, когда
  -- в Инструкции (ином сопроводительном документе) уже указана 100% информация о сертификате/декларации/СГР/СГЗ;
  -- также, на сайте выложена та же информация о сертификате/декларации/СГР/СГЗ, подкреплённая гиперссылками или сканами документов
- требование теоретически исполнимо для мелкого интернет-магазина. НО! Если это будет средний/крупный интернет-магазин с 10.000 заказами в месяц и более - количество одних только копий сертификатов/деклараций составит от 10 ТЫСЯЧ листов. И так далее, по нарастающей.
2.Ж) Комментарий чисто как от физ.лица. О подпункте 1.3. В объектах общественного питания - товарный чек никак не может применяться как доказательство качества/безопасности продукта питания. Это невозможно в принципе.  

УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА: обязательно дайте разработчику этого документа мои контакты.
С удовольствием помогу с доработкой проекта.
Иначе получится как с легендарным постановлением СМ РБ от 21.10.2016 №849. Для тех, "кто в теме": на сегодня имеем ТРИ дополнительных постановления.

21.02.2019 12:12:24

Вольга Сафонова

Пользователь

НОВИЧОК
0
1.1 0
Данный проект постановления упрощает документооборот на торговом объекте, но как быть покупателям, которые хотят убедиться, что приобретают качественный товар, а не китайский ширпотреб. Ответ продавца на просьбу предоставить документ о качестве будет - мы не обязаны хранить (запрашивать) сертификаты (их копии), вот вам номер. Но что может сказать номер сертификата или декларации покупателю? а продавцу? Более того невозможно представить наших пенсионеров, рыщущих на просторах интернета в поиске сертификата на приобретенный товар. А ведь именно они и относятся к тем сомневающимся и проверяющим документы до приобретения товара в первую очередь.
Более того в случае отсутствия требования предоставления сертификатов, деклараций (их копий) на торговом объекте сам продавец не сможет убедиться, что сертификат (декларация) выдан именно на реализуемый товар, а ведь как раз сам продавец и несет ответственность за его качество.
Данное нововведение может быть выгодным только недобросовестным продавцам.

21.02.2019 13:33:57

Алена

Пользователь

НОВИЧОК
0
1.0 0
Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2004 № 79 «Об утверждении Положения о надзоре в области качества зерна, муки, крупы, комбикормов» (далее Постановление №79) установлено, что зерно, мука, крупа, поступающие в республику по импорту и поставляемые на экспорт, а также хлебобулочные и макаронные изделия, поступающие по импорту, должны сопровождаться сертификатами качества, выдаваемыми в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, республиканским учреждением "Государственная хлебная инспекция". Во исполнение Постановления №79 в Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее Перечень) был внесен п. 23.1 согласно которому ГУ «Государственная хлебная инспекция» выдает сертификаты качества на зерно, муку, крупу и макаронные изделия, импортируемые в Республику Беларусь. В постанолении ничего не сказано каким образом подтверждать в торговле наличия сертификата качества хлебной инспекции получаемого на каждую партию макаронных изделий, крупы, муки. Или вышеуказанн постановление уже не актуально т.к. сертификат качества хлебной инспеции подтверждает только качество?

22.02.2019 10:32:56

Виктор Закревский

Пользователь

НОВИЧОК
0
1.1 0
Одна из первоочередных задач представителей бизнеса – убедиться, что они поставляют на рынок безопасную и качественную продукцию. Для этого они должен не только иметь сертификат/декларацию на продукцию, но и быть способными (сами или обратившись в компетентную национальную организацию) оценить не фэйковый ли этот сертификат/декларация и дать возможность покупателю/представителям общественных организаций/надзорным органам сделать то же самое (представив им копию сертификата). Ведь наличие сертификата/декларации в реестре выданных сертификатов/зарегистрированных деклараций не гарантирует, что сертификат/декларация является не фэйковой (т.е. что при его выдаче/регистрации были проведены реальные испытания/оценка).

Поясню: по результатам надзорных мероприятий в Беларуси, свыше 70% испытанной продукции является опасной/несоответствующей. Практически вся эта опасная продукция имеет при поставках в Беларусь сертификаты/декларации российских органов по сертификации (которые, естественно, никаких испытаний и оценок в подавляющем большинстве случаев не проводили – потому что из всего оборудования у большинства из них – стол, стул, принтер для печатания сертификатов/деклараций/протоколов и тумбочка для денег).  Ненадлежащие органы/лаборатории очень хорошо известны – достаточно посмотреть результаты надзорных мероприятий на сайте Госстандарта - https://gosstandart.gov.by/the-register-of-documents-confirming-the-conformity-of-products-to-requirements-of-technical-regulations-of-the-customs-union-(eurasian-economic-union) . Проблема усугубляется еще и тем, что когда такой фэйковый орган/лаборатория закрывается, то их фэйковые (де-факто) сертификаты/декларации продолжают оставаться действующими в реестре,  Росаккредитация не обеспечивает ликвидацию их из реестра выданных сертификатов/зарегистрированных деклараций. На смену закрытым органам по сертификации просыпаются «спящие органы» (официальный термин в РФ!) и все начинается сначала.

Наиболее эффективным решением для защиты граждан и рынка Беларуси от опасной/несоответствующей продукции  является наличие (постоянно актуализируемого) реестра идентифицированных фэйковых органов по сертификации/лабораторий (всякие бизнес-маркеты, инновационные решения, гарант плюсы и т.п.).  Это задача Госнадзора и МАРТА. Этот реестр должен быть открытым, публичным и должен стать рабочим инструментом и руководством к действию всех участников рыночных отношений: таможня, бизнес, торговля, общественные организации, потребители, надзорные органы. Использование сертификатов/деклараций фэйковых органов/лабораторий должно стать неприемлемым и недопустимым! Ведь продукция не прошла процедуру оценки и может быть опасной.

В том числе и по этой причине данным постановлением должно устанавливаться обязательное требование о наличии копии сертификата/декларации (оригинал или заверенная копия) в месте продажи товара (т.е. наличие лишь информации о сертификате/декларации является неприемлемым)  + на сайтах интернет-магазинов должны размещаться отсканированные сертификаты/декларации.  Ведь если убрать этот элемент контроля (обязательное наличие копии сертификата/декларации в месте продажи товара) + возможность проверить по «реестру фэйковых органов/лабораторий» (который нужно создать – и это не такая сложная задача, вся информация для этого есть) не выдан ли данный сертификат/декларация фэйковым органом (или на основании «протоколов испытаний» фэйковых лабораторий), то нам никогда не решить  проблему  с неприемлемо высоким уровнем опасной/несоответствующей продукции на нашем рынке – свыше 70% (чего никогда раньше не было до вступления в таможенный союз).

Хотя, учитывая что в РФ большинство органов/лабораторий являются фэйковыми (т.е. выдают документы о подтверждении соответствия без проведения реальных оценок/испытаний), Беларусь имеет законное право прекратить принимать все сертификаты/декларации российских органов/лабораторий до проведения сравнительных оценок систем аккредитации, что было одним из базовых условий создания единой системы технического регулирования ТС (что до сих пор не сделано, и чему всегда сопротивлялась РФ).

22.02.2019 13:47:04

Алексей Рохманов

Пользователь

НОВИЧОК
0
1.1 0
Данное постановление в таком виде превратит наш рынок в хаос. Контролирующие органы теряют инструмент, потребители теряют свои права. Я имею право, как потребитель, требовать сертификат или декларацию на товар в месте его продажи. Я не хочу, чтоб мне показывали номера сертификатов и деклараций и говорили самому их искать в каком-то реестре, где я не смогу и не хочу разбираться. Я не желаю, чтоб любые серые партии товара, продавали как якобы сертифицированный товар, переписав номер из реестра в свои сопроводительные документы. Должны быть доступны во всех местах продажи оригиналы и заверенные копии (подпись+печать). Не нарушайте права потребителей пожалуйста, не лишайте надзорные органы возможности наводить на рынке порядок. Не надо забывать, что сейчас на рынке не только белорусские документы об оценке соответствия, а еще и российские, где очень много нарушений и неразберихи. Давайте оставим на рынке только документы, выданные в РБ и тогда можно говорить о каких-то послаблениях, но не сейчас. И так система разрушена, благодаря нашим соседям, не надо помогать этому. Настоятельно требую оставить только два варианта подтверждения наличия документов о качестве и безопасности товаров – оригинал сертификата/декларации и заверенные копии (подпись+печать) владельца сертификата/декларации или органа по сертификации. Давайте жить в цивилизованной стране.

22.02.2019 19:47:12

Александр Журавский

Пользователь

НОВИЧОК
0
1.1 0
Выскажу замечания, как ведущий специалист по сертификации белорусской компании, занимающейся оптовой, розничной торговлей и продажей через интернет-магазин.
1. Требование об обязательном предоставлении потребителю заверенных ксерокопий документов о подтверждении соответствия считаю чрезмерным. С удовлетворением отмечу, что это требование не в проекте постановления, а только в комментариях к нему. Думаю, что комментаторы не представляют, какое количество документов сейчас обязан иметь продавец бытовой техники и электроники. Все употребляют слово «сертификат» в единственном числе, явно имея в виду документ на 1-2 страницах, который будет прост и понятен «нашим пенсионерам,…. А ведь именно они и относятся к тем сомневающимся и проверяющим документы до приобретения товара в первую очередь».
В реальности для продажи, например, смартфона, ноутбука, телевизора сейчас обязательно наличие 3-4 отдельных сертификатов или деклараций соответствия. На соответствие требованиям Технических Регламентов ЕАЭС, и Техническим Регламентам национальной системы подтверждения (это отдельные документы); на радиомодуль WiFi/Bluetooth, на зарядное устройство (чаще всего на него оформляется отдельный сертификат). Некоторые из этих документов имеют объем в 5-10 и более страниц. Вес бумажного комплекта документов может быть больше веса самого товара.
2. В нашей компании основным способом подтверждения соответствия является «указанием в сопроводительных документах, подтверждающих поступление товаров в розничный торговый объект…регистрационного номера сертификата соответствия или декларации о соответствии в едином реестре…». Категорически не согласен, что номер не позволяет убедиться в подлинности сертификата. Единый реестр сертификатов ЕАЭС общедоступен и обладает интуитивно понятным интерфейсом.  Ссылку на него легко найти на официальном сайте Госстандарта РБ. Можно набрать в  Google: «Единый реестр сертификатов» и получить прямую ссылку. Без проблем проверяются сертификаты из Беларуси, России, Казахстана, Киргизии и Армении.  
Проверка по Единому реестру обязательна в нашей компании, даже при наличии заверенной ксерокопии сертификата, т.к. документы иногда отменяют или приостанавливают их действие. Обязательна проверка в «Реестре документов о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза), действие которых прекращено на территории Республики Беларусь»  на сайте Госстандарта РБ . Также я выявил несколько случаев, когда в фотошопе в скан сертификата вносились изменения. Поэтому бумажная ксерокопия не гарантирует подлинность документа.  
3. Допустим, покупатель получил ксерокопии всех сертификатов и деклараций. Теперь он сможет убедиться в качестве товара? Сомневаюсь. Что он будет искать в сертификатах? Модель  товара, которая указана на самом изделии, на упаковке, в инструкции, на кассовом чеке? К сожалению, только часть документов о подтверждении соответствия оформлены на модель. В некоторых указана серия, в некоторых тип (это совершенно разные термины); некоторые выданы не на модель основного изделия, а на модель радиомодуля WiFi, входящего в состав прибора.  Сертификат на зарядное устройство оформлен не на модель основного изделия, а на модель зарядки (а они не совпадают, иногда и изготовители у них разные). Надо отличать серийные сертификаты от партийных и т.д.
В мои должностные обязанности входит проверка документов о подтверждении соответствия. Уже более 20 лет каждый рабочий день я отвечаю на простой вопрос моих коллег: достаточно ли этого комплекта документов от нашего поставщика, чтобы выставить товар на полку? Или, не совсем точно, нот понятнее: качественный ли это товар?   И не всегда я могу сразу ответить. Нужно изучить нормативные документы, осмотреть товар, сделать устный или письменный запрос в компетентные органы. Обычному покупателю сразу будет все понятно? Нет, не будет.
4. Каким образом обычный покупатель может обезопасить себя от покупки некачественного, опасного для здоровья товара? Считаю, что это тот случай, когда не надо изобретать велосипед. Надо использовать проверенный европейский опыт регулирования качества товаров на рынке. Собственно, мы уже фактически пытаемся это делать.
Простому покупателю нужно знать два простых правила, для выполнения  которых не надо быть экспертом в области сертификации. Первое: покупай товары, на которых есть маркировка  единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза: ЕАС. Аналог – европейский знак  CE. И не «выключай» здравый смысл. Маркировка должна быть нанесена технологическим способом (на изделие) и типографским (на упаковку). Не покупай товары, на которые маркировка ЕАС кривовато наклеена на вырезанном квадратике из самоклейки. Второе: покупай товары в только в легальных розничных торговых точках (в т.ч. и интернет-магазинах). Нарушил одно из этих двух простых правил – взял ответственность на себя, как минимум частичную. Выполнил оба – ответственность несет государство (Госстандарт, МАРТ и другие регулирующие инстанции) и мы, субъекты хозяйствования. Не надо превращать обычных покупателей в контролеров на общественных началах. Они не обладают достаточной квалификацией для этого. Борьба с недобросовестными импортерами и продавцами не должна существенно увеличивать накладные расходы официальной розницы (и так немалые) еще более увеличивая разницу в условиях работы между нами и «серыми» продавцами.

24.02.2019 09:14:05

Анастасия

Юрист

НОВИЧОК
0
1.0 0
1. Не совсем ясна логика изложения текста документа, в целом.
С какой целью в документе изложен п. 1.1., в котором описаны общие положения, которые далее дублируются в п. 1.2., 1.4. и 1.5. С точки зрения субъектов хозяйствования это мешает воспринимать информацию и больше запутывает, чем конкретизирует положения, изложенные в п. 1.1 проекта документа.
2. Требования п. 1.5.для крупных интернет-магазинов практически не выполнимы. Это связано с большим ассортиментом товаров, которые представлены на сайтах крупных интернет-магазинов.
В частности,  требование об обязательном предоставлении интернет-магази​­ном Потребителю заверенных ксерокопий документа о подтверждении соответствия качества доставляемого последнему товара излишне.
Если говорить об ассортименте товара, представленном в крупных интернет-магазинах, его количество достигает 50 000 - 100 000 позиций и более. Если учесть количество заказов такого интернет-магазина, то для организации бизнес-процесса с целью соблюдения данного требования постановления, необходимо выделить большое количество ресурсов, что весьма проблематично.
Достаточно указания информации о сертификатах на сайте интернет-магазина со ссылкой на ресурс, где с этим сертификатом можно ознакомиться.

25.02.2019 09:43:56

Рогова Жанна

Пользователь

НОВИЧОК
0
1.0 0
Уважаемые коллеги!

Неоднократно с 2016 года представителями индивидуальных предпринимателей, реализующих товары ввезенные из Таможенного союза на территорию Республики Беларусь  поднимался вопрос об упрощении способов подтверждения субъектами торговли наличия документов о качестве и безопасности товаров, на которые распространяются требования технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза. 8 февраля 2016 г. протоколом № 1 заседания рабочей группы по вопросам деятельности индивидуальных предпринимателей при общественно-консультативном (экспертном) совете по развитию предпринимательства Министерства экономики Республики Беларусь были отражены все проблемные вопросы беспокоящие индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь:
1. Об организации деятельности рабочей группы по вопросам деятельности индивидуальных предпринимателей при общественно-консультативном (экспертном) совете по развитию предпринимательства Министерства экономики Республики Беларусь (далее - рабочая группа).
2. Об упрощении способов подтверждения субъектами торговли наличия документов о качестве и безопасности товаров, на которые распространяются требования технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза (далее - технический регламент).
3. 0 разграничении и уменьшении ответственности для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.
На диалоговой площадке в течении 6 месяцев были достигнуты компромиссные соглашения, касающиеся осуществления предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей.
Но на сегодняшний день опять возникает угроза осуществления деятельности индивидуальным предпринимателям в связи с предложенным к обсуждению проектом постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь «О порядке подтверждения наличия документов о качестве и безопасности товаров при их продаже».
Члены рабочей группы крайне обеспокоены, так как на заседаниях рабочих групп не было обсуждения этого проекта. Также член рабочей группы Змитрович А.П., которого представители  субъектов малого бизнеса просили  ввести в рабочую группу при МАРТ и  Госстандарте, ни разу не был приглашен на  обсуждение этих проблемных вопросов, волнующих индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь. Считаем, что бы избежать волнения среди индивидуальных предпринимателей следует провести обсуждение проекта постановления с представителями Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь и членами рабочей группы.
С Уважением, Жанна Рогова.

25.02.2019 22:21:11

  • 1
  • 2
  • 1
  • 2

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться

© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте