Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений»
Описание проекта
Проект правового акта: Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений» [PDF].

Прилагаемая информация: Обоснование необходимости принятия проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений» [PDF].

Документы, в которые вносятся изменения:
Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3266-XII «О политических партиях»;
Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3254-XII «Об общественных объединениях».

Организатор общественного обсуждения: Министерство юстиции Республики Беларусь.

Сроки проведения обсуждения: с 12 июля 2019 г. по 2 августа 2019 г.

Информация о результатах обсуждения.
информация
Организатор:
Начало обсуждения:
13.12.2025
Окончание обсуждения:
13.12.2025
Количество сообщений:
29
Количество участников:
15
Обсуждение проекта
Денис Тихоненко
0
12.07.2019
1. Количество учредителей политической партии уменьшить до 500 человек.
2. Формат проведения учредительного собрания по созданию политической партии предусмотреть также в сети Интернет (онлайне) на базе интернет-форм (электронных форм) сбора персональных данных пользователей (учредителей), голосования в виде опросов. Например, данный функционал на сегодняшний день полностью возможен к реализации с помощью пакета Google Диск (Google One).
Валерий Жураковский
4
12.07.2019
Статья 17 пункт 17. В части пятой статьи 21 исключить предложение "Сумма расходов общественного объединения, союза на оплату труда работников общественного объединения, союза не может превышать 40 процентов от суммы всех доходов общественного объединения, союза за отчетный период, но не менее размера минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь."

Во-первых, данная норма носит дискриминационный характер как в отношении общественных объединений по отношению к другим формам некоммерческих организаций, так и по отношению к работникам общественных объединений в части определения оплаты их труда.

Во-вторых, данная норма не учитывает все разнообразие видов деятельности и финансовых условий реализации данных видов деятельности общественных объединений.

Так, например, в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1219 «О некоторых вопросах государственного социального заказа», государственные субсидии при оказании социальных услуг предоставляются исключительно на возмещение расходов на заработную плату и начислений на заработную плату работникам некоммерческих организаций - исполнителей государственного социального заказа. При этом условия оплаты труда исполнителей государственного социального заказа приравниваются к условиям оплаты труда бюджетных организаций.
Если у общественного объединения таким образом сложится ситуация, что основным источником доходов в налоговом периоде будет государственный социальный заказ, то все доходы будут идти на оплату труда работников, реализующих социальные услуги в рамках государственного социального заказа, что вступит в противоречие с предлагаемой проектом Закона нормой ограничения фонда оплаты труда 40%. Это поставит общественные объединения в неравные условия с другими некоммерческими организациями в возможности стать исполнителями государственного социального заказа.
Валерий Жураковский
4
12.07.2019
В статье 20 в части третьей Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» второе предложение "Такая деятельность может осуществляться общественным объединением, союзом только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них, если иное не установлено законодательными актами" исключить.

Запрет для общественных объединений на занятие предпринимательской деятельностью от собственного лица сдерживает развитие социального предпринимательства в Беларуси. Этот запрет ставит общественные объединения, оказывающие социальные услуги гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в неравные экономические условия с государственными социальными учреждениями, которые имеют право оказывать платные социальные услуги.
Требование создать коммерческую организацию для оказания заведомо убыточных социальных услуг равносильно запрету для общественных объединений на развитие социальных услуг для малоимущих граждан.  

Практически во всех странах мира некоммерческие организации, включая общественные объединения, имеют право напрямую заниматься экономической (предпринимательской) деятельностью. Экономическая (предпринимательская) деятельность является важным источником дохода для общественных организаций во многих странах мира. Она играет значительную роль в обеспечении финансовой устойчивости деятельности общественных организаций.

Кроме этого, в статье 21 части четвертой допускается общественным объединениям получать доход от "поступлений от проводимых в уставных целях лекций, выставок, спортивных и других мероприятий", что трактуется Министерством экономики и Министерством по налогам и сборам как предпринимательская деятельность.
Игорь
0
19.07.2019
Поддерживаю мнение Валерия Жураковского в части целесообразности отмены требования о возможности осуществления общественным объединением  предпринимательской деятельности только посредством образования (участия) коммерческой организации. Действительно на практике могут существовать разные подходы в определении контролирующими (правоохранительными) органами тех или иных действий, а споры с государством - это долго, дорого и, как правило, безрезультативно. Также есть и чисто "житейский" момент. В основном денежные поступления в ОО образуются за счет членских взносов. ОО может иметь в штате работников, которым необходимо платить заработную плату, есть  обязательства по оплате арендной платы, банку и т.д. Бывают ситуации, когда кто-то с членов своевременно не уплатил взносы, решил выйти из членов и т.д., в результате чего могут возникнуть кассовые разрывы. Может это какие-то единичные случаи. Но получается, чтобы их закрыть ОО должно учредить коммерческую организацию, чтобы даже заработать некую небольшую сумму.              
    Второй момент: как в ст.46 Гражданского кодекса, так и в ст.20 Закона "Об общественных объединениях" закреплено, что  общественное объединение могут осуществлять в установленном порядке предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, СООТВЕТСВУЕТ ЭТИМ ЦЕЛЯМ и отвечает предмету деятельности общественного объединения.    Даже среди различных государственных органов нет единого подхода, что же означает это требование. Если читать буквально, то если цель ОО - защита животных, то получается, что оно (посредством создания коммерческой организации) вроде как не может допустим продавать капканы, т.к. это будет противоречить целям ОО. Вместе с тем для коммерческих организаций нет в целом ограничений по видам деятельности, не принимая во внимание необходимость получения лицензии в определенных случаях. Опять же такая формулировка носит оценочный характер, если очень надо будет, то всегда можно сказать, что не соответствует целям. Поэтому слова "соответствует этим целям" предложил бы тоже исключить.
Вадим
9
22.07.2019
Если признать тот факт, что партии создают исключительно толстосумы для реализации исключительно своих интересов (а оно нам надо?), то для подавляющего ТРУДОВОГО большинства, на котором всячески паразитируют различные меньшинства, представляется разумным привязать в процентном отношении к общей численности населения (хотя бы по данным последней переписи, чтобы не заморачиваться с разными подсчётами) как количество учредителей, так и минимальное количество членов всех партий.
Либо другой вариант: оставить право выбора кандидатов на все выборные должности (и в говорильню (по французски - Парламент), и в президенты) исключительно за трудовыми коллективами. Тогда пусть создают всякие партии хоть из 3-х человек.
Вадим
9
22.07.2019
Игорь,
Цитата
В основном денежные поступления в ОО образуются за счет членских взносов
Как далеки ваши взгяды от реальности!!!
Гавриков Андрей
0
24.07.2019
1. Оставить число учредителей в 1000 без изменений. В стране где около 7 млн. населения является дееспособными и обладает избирательным правом. Для партии, которая обладает: привлекательной идеологией, программой, поддержкой населения, имеет влияние на электорат - не должно быть проблемой собрать 1000 действительных подписей по всей стране. 2. В стране осуществляет деятельность 15 политических партий с разнообразной идеологией и позиций по происходящим в стране событиям, что дает возможность выбора гражданину стать членом партии идеологию, которой, он разделяет (необходимо стимулирование деятельности уже существующих партий)
3.По результатам деятельности партий можно издавать информационную бюллетень (т.к. некоторые политические партии практически не ведут работу по информированию населения о своей деятельности). Официальные сайты некоторых партий не обновляются с 2004г. Актуальная информация о деятельности политических партий практически отсутствует, даже при исследовании их деятельности. Рейтинг официальных соц. опросов находится в пределах соц. ошибки, при этом около 55% респондентов не знают о существовании большинства партий.  
4. Введение государственного субсидирования политических партий в Республики Беларусь – вопрос не однозначный и деликатный относительно политико-правовой традиции в стране. Сравнительный анализ государственного субсидирования в зарубежных странах показывает, что на данный момент все модели государственного финансирования политических партий находятся в динамике быстрого изменения. Для стимулирования деятельности политических партий возможной мерой могла бы быть модель ¼, при которой партии, принявшие участие в избирательной кампании (при предъявлении расходных смет), получали бы компенсацию расходных средств в период избирательной кампании. Данная мера может стать одним из пунктов активизации деятельности всех политических партий в период избирательных кампаний, но государственное субсидирование может так же стать нагрузкой для налогоплатильщиков и бюджета.  
5. Рассмотреть возможность перехода от мажоритарной к смешанной избирательной системе (50/50)  в Палату представителей.
6. Увеличение доступа к официальным СМИ зарегистрированных партий (1 раз в год до 20 мин. эфирного времени).
7. Для упорядочивания деятельности политических партий необходима их перерегистрация, как мера по урегулированию деятельности политических партий тк., как многие политические партии ни проявляют практически ни какой активности с 2000-х.
Ольга Смолянко
9
25.07.2019
Предложение 1

Формулировку (стр. 3, п. 4, абз. 11) «Общественное объединение, союз, организационная структура общественного объединения обязаны иметь юридический адрес (место нахождения его руководящего органа). Для юридического адреса используется нежилое помещение в порядке, предусмотренном настоящим Законом и иными актами законодательства, за исключением случаев использования не по назначению блокированных, одноквартирных жилых домов или их части без перевода в нежилые в порядке, предусмотренном законодательными актами» изменить на «Общественное объединение, союз, организационная структура общественного объединения обязаны иметь юридический адрес (место нахождения его руководящего органа). Для юридического адреса используется нежилое помещение в порядке, предусмотренном настоящим Законом и иными актами законодательства. Допускается размещение юридических адресов в блокированных, одноквартирных жилых домов или их части без перевода в нежилые в порядке, предусмотренном законодательными актами».

Согласно разъяснений Главного управления нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства совместно с управлением Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Республики Беларусь п. 5 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» определено, что жилое помещение может являться местонахождением только частного унитарного предприятия и  крестьянского (фермерского) хозяйства. Аналогичная норма, устанавливающая исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право размещения в жилых помещениях, закреплена в части второй пункта 2 статьи 14 Жилищного кодекса Республики Беларусь. Частью четвертой пункта 2 статьи 14 Жилищного кодекса определена возможность использования не по назначению блокированных, одноквартирных жилых домов или их части (в том числе осуществление религиозной деятельности религиозными организациями) без перевода в нежилые по согласованию с районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе с соблюдением установленных для проживания санитарных и технических требований, правил пожарной безопасности и в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений. Указанная норма позволяет лишь использовать жилые помещения не по назначению, но не дает право на размещение и государственную регистрацию юридических лиц в таких помещениях. Исходя из разъяснений Министерства юстиции, формулировка, изложенная в проекте закона, содержит неточный характер и не дает возможности общественным объединениям размещать юридические адреса в индивидуальных жилых домах. Следовательно, необходимо пересмотреть предложенную в законопроекте формулировку.  
Кроме того, необходимо вообще предусмотреть возможность нахождения общественных объединений в жилом доме без дополнительных согласований, как, например, законодательно предусмотрено для унитарных предприятий, крестьянских фермерских хозяйств.  В законодательстве большинства европейских стран, в частности, специальных законах об НКО, нет отдельных положений, регулирующих вопросы размещения некоммерческих организаций. Как правило, в таких законах содержится просто требование о необходимости наличия юридического адреса (информации об офисе, местонахождении, штаб-квартире, адреса для связи с органами организации) в регистрационных документах некоммерческой организации, без дополнительных требований о том, где этот юридический адрес может размещаться. Таким образом, организация может размещаться как в административном помещении, так и в жилом доме. Подобное требование есть, например, в законодательстве Албании, Армении, Болгарии, Грузии, Латвии, Словакии. Например, в российском законодательстве в отношении общественных объединений вообще нет понятия "юридического адреса" - есть "адрес для связи с постоянно действующим руководящим органом". При этом в законодательстве нигде не сказано, что организация должна физически располагаться по данному адресу, иметь это помещение в собственности или снимать его по договору аренды. В п. 2 ст. 9 Федерального Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» говорится о том, что «не допускается отказ в государственной регистрации благотворительной организации в связи с предоставлением ей юридического адреса гражданином по месту его жительства». Таким образом, напрямую предусматривается возможность размещения благотворительной организации в жилом помещении.
Ольга Смолянко
9
25.07.2019
Предложение 2.

Формулировку (стр. 2, абз. 2-3) “Республиканским общественным объединением является общественное объединение, которое создано в Республике Беларусь и имеет организационные структуры не менее чем в четырех областях Республики Беларусь (городе Минске), созданные в порядке, установленном законодательством и уставом общественного объединения. Республиканское общественное объединение обязано создать в течение шести месяцев со дня его государственной регистрации организационные структуры не менее чем в четырех областях и городе Минске и представить в Министерство юстиции подтверждающие документы» изменить.

Отмена понятия “территория деятельности”, предусмотренная проектом закона, является безусловно позитивным изменением, соответствующим международным стандартам свободы ассоциаций. В тоже время при отмене понятия “территория деятельности” проект закона предусматривает дальнейшее разделение общественных объединений в зависимости от статуса на местyые, республиканские и международные. Понятие “статус общественного объединения” перешел в белорусское законодательство из законодательства об общественных объединений советских времен, когда такое понятие было введено из-за территориального устройства страны.  Для Беларуси, являющейся унитарным государством, такой подход представляется нерациональным и неоправданным.
Введение требования о необходимости создания для республиканских общественных объединений в течение шести месяцев после регистрации организационных структур не менее чем в четырех областях и городе Минске приведет к появлению в Беларуси очень малого количества новых общественных объединений республиканского (национального) статуса. Лишь немногие общественные объединения будут иметь возможность найти и финансировать на постоянной основе юридические адреса для пяти дополнительных региональных структур, что отягощается требованиям об обязательной постановке н учет/регистрации оргструктур и расположении их юридических адресов в нежилых помещениях (за некоторым исключением).  Такой подход: деление объединений по статусу противоречит также вводимому в ст. 4 новому принципу создания и деятельности общественных объединений: равноправию общественных объединений. Кроме того, предлагаемая для введения норма о том, что правила о создании организационных структур не применяются к республиканским общественным объединениям, созданным до 1 января 2020 года, также будет противоречить принципу равноправия общественных объединений, когда одни республиканские объединения действует по одним правилам, другие – по другим правилам и внесет путаницу в правоприменение.
Ольга Смолянко
9
25.07.2019
Предложение 3.

Положение (п. 17 абз. 2) «Сумма расходов общественного объединения, союза на оплату труда работников общественного объединения, союза не может превышать 40  процентов  от  суммы  всех  доходов  общественного объединения,  союза  за  отчетный  период,  но  не  менее  размера минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь» исключить.

В мировой практике ограничения по расходованию средств некоммерческими организациями могут содержаться в законодательстве, однако подобное законодательство, как правило, регулирует деятельность организаций со специальным статусом – благотворительные организации, например, некоторые ограничения по расходованию средств содержатся в законодательстве о благотворительной деятельности Российской Федерации, Республики Казахстан, Украины, Республики Армения и других государств.  Основной причиной введения в законодательстве зарубежных стран статуса благотворительной организации является предоставление этим организациям дополнительных, по сравнению с другими некоммерческими организациями, преференций, в первую очередь налоговых. В обмен на налоговые льготы и, в некоторых случаях, иные формы государственной поддержки, законодательство устанавливает для благотворительных организаций более строгий режим контроля и некоторые ограничения по расходованию полученных средств. В тоже время положения по расходованию полученной помощи в мировой практике, как правило, не носят такой ограничительный характер. Так, например, в соответствии с Законе Российской Федерации «О некоммерческих организациях» ограничения по расходованию средств для всех некоммерческих организаций отсутствуют,  в соответствии с Законом Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования, однако лишь в случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное. Закон Украины “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” содержит ограничения по расходованию не более 20 процентов дохода, полученного благотворительной организацией, только на административные расходы. Предлагаемая к ведению в Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» ограничительная норма по выплате заработной платы планируется к распространению на все общественные объединения.

Необходимо также отметить, что п. 57 Положения о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» содержит ограничения по расходованию средств получателями: предусматривается, что не допускается использование юридическими лицами – получателями в течение календарного года более 20 процентов помощи в виде денежных средств, освобожденной от налогов, на оплату труда работников, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, данных получателей. Однако, на практике и получатели, и жертвователи, и государственные органы сталкивались с большими сложностями при применении указанной нормы на практике. И из разработанного в настоящее время проекте декрета с изменениями указанная норма упразднена.

Предлагаемая к введению норма также противоречит ряду правовых нормативных актов Республики Беларусь. Так, согласно ч. 3 ст. 553 Гражданского кодекса жертвователь, который оказывает общественному объединению пожертвование, сам может определить его целевое назначение. Соответственно, предлагаемая к введению норма закона ограничивает право лица, предоставляющего пожертвование, самостоятельно определять целевое назначение пожертвования, исходя из ограничений по выплате заработной платы. Кроме того, общественное объединение не может контролировать размер денежных средств, который жертвователи могут пожертвовать данному общественному объединению на выплату заработной платы его работникам.  Положением об условиях и порядке предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2012 № 1219 определено, что субсидии при оказании социальных услуг  предоставляются на возмещение расходов на заработную плату и начисления на заработную плату работникам негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, либо на выплату суммы вознаграждения по гражданско-правовым договорам на оказание социальных услуг, заключенным негосударственными некоммерческими организациями с физическими лицами.

Введение такой нормы нарушает права тех общественных объединений, которые в силу своего предмета деятельности могут быть связаны целиком с наймом персонала и практически не имеют нужды в других расходах. Например: социальное общественное объединение в качестве основного вида деятельности оказывает социальную помощь путем оказания таких социальных услуг, как услуги сиделок либо занимается просветительской деятельностью, нанимая для этих целей работников, и в тоже время не несет иных крупных расходов, в том числе связанных с содержанием офиса.

Кроме того, введение ограничений по выплате заработной платы противоречит общей политике белорусского государства в области занятости, включая Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 "О содействии занятости населения", не содействует росту заработной платы работников во всех сферах, а также может привести к выплатам заработной платы "в конвертах", снижению налогооблагаемой базы и объема отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Такая норма закона также ставит общественные объединения в неравные условия с другими участниками гражданско-правовых отношений: другими организационно-правовыми формами некоммерческих организаций, а также с коммерческими организациями (которые подобных ограничений по выплате заработной платы не имеют).