Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений»
Обсуждение проекта
Ольга Смолянко
9
25.07.2019
Предложение 4.

Положение (стр. 10, абз. 2) «Общественные объединения, союзы обязаны ежегодно до 1 марта размещать информацию о своей деятельности, включая финансовую отчетность, в свободном доступе, в том числе в средствах массовой информации и (или) на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет. Состав сведений, включаемых в информацию о деятельности общественного объединения, союза, определяется Советом Министров Республики Беларусь» исключить.

Действующий Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» предусматривает за общественными объединениями предоставлять в регистрирующий орган информацию о продолжении своей деятельности, при этом закон содержит перечень сведений, которые должны в этом отчете быть отражены. Предлагаемая к внесению в закон норма также предусматривает обязанность общественных объединений готовить и размещать онлайн дополнительную информацию о своей деятельности, так как сведения, включаемые в эту информацию, по смыслу предложений будут отличаться от сведений, включаемых в информацию о деятельности, предоставляемую в регистрирующий орган. Этот вывод можно сделать на основании того, что перечень сведений о продолжении деятельности общественного объединений, подаваемый объединений в регистрирующий орган, указан в законе, а перечень сведений, включаемых в информацию о деятельности общественного объединения для размещения онлайн, предполагаемо будет определяться Советом Министров. В настоящее время также в первом чтении приняты также изменения в Закон Республики Беларусь "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения", предусматривающих наделение Министерства юстиции функцией определения состава сведений, которые предоставляются общественными объединениями в рамках данного закона.

Из совокупности данных норм, в случае их принятия, вытекает, что общественные объединения, независимо от объема деятельности и объема получаемых средств, будут вынуждены готовить несколько разных отчетности (не считая, "целевые" отчеты в ФСЗН, Белгосстрах, отчеты по при получении спонсорской помощи, иностранной безвозмездной помощи и т.п.):
1) информацию о продолжении деятельности в регистрирующий орган в соответствии с Законом «Об общественных объединения,
2) информацию о деятельности, включая финансовую отчетность, для публикации,
3) отчет в соответствии с законом " О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».
Подготовка такого количества отчетов сделает работу общественных объединений неэффективной, не направленной на достижение уставных целей, а подготовку технической документации. Кроме того, такой подход опять-таки поставит общественные объединения в неравные условия с другими участниками гражданско-правовых отношений, в первую очередь коммерческими организациями, предоставление отчетности, которыми, наоборот, сокращается. Хорошим примером в отношении сокращения объема ненужной отчетности для общественных объединений является ст. 22 Налогового кодека Республики Беларусь, которая предусматривает, что общественные объединения, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, были освобождены от необходимости подачи годовой индивидуальной отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности. Принятие и проверка такого количества отчетов также налагает дополнительную нагрузку на государственный аппарат, что противоречит курсу государства по дебюрократизации.

Предлагаемый подход к отчетности также не соответствует международным обязательствам и стандартам в области свободы ассоциаций. Руководящие принципы по свободе ассоциаций БДИПЧ ОБСЕ предусматривают, что «Требования к отчетности, если таковые существуют, не должны быть обремени-тельными и должны соответствовать размерам объединения и масштабам его деятельности… Недопустимо требовать от объединений предоставления большего количества отчетов и информации, чем это требуется от других юридических лиц (например, от коммерческих предприятий); следует обеспечивать равенство между различными сферами деятельности. При этом допускается установление особых требований к отчетности в обмен на определенные льготы, при условии что объединениям предоставляется право решать, будут ли они соблюдать данные требования или откажутся от их соблюдения и, тем самым, от любых соответствующих особых льгот (когда это применимо)… Требования к отчетности должны устанавливаться не более чем одним законодательным актом, так как в противном случае предъявляемые требования могут различаться и противоречить друг другу)
Ольга Смолянко
9
25.07.2019
Предложение 5.

Статью 8, часть 8 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» дополнить предложением следующего содержания: «Учредительное мероприятие общественного объединения, союза может проводиться в режиме онлайн».

Проект закона предусмотрел возможность проведения заседаний высшего и руководящего органов общественного объединения онлайн, что, безусловно, будет являться позитивным законодательным нововведением. В тоже время современные технологии позволяют решать все вопросы, связанные и с созданием общественных объединений с использованием Интернет технологий.
Ольга Смолянко
9
25.07.2019
Предложение 6.

Изложить ч. 3 ст. 15 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» в следующей редакции:
Решение об отказе в государственной регистрации общественного объединения, союза принимается в случае:
- нарушения установленного порядка создания общественного объединения, союза;
- наличие в Уставе общественного объединения, союза положений, предусматривающих осуществление пропаганды войны или экстремистской деятельности;
- непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных настоящим Законом;
- неустранения общественным объединением, союзом в срок, установленный соответствующим регистрирующим органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации общественного объединения, союза.

Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» содержит широкий перечень оснований для вынесения решения об отказе в регистрации общественного объединения. Так, статья 15 данного закона предусматривает, что общественному объединению может быть отказано, в том числе, в связи с несоответствием устава объединения требованиям законодательства, а также представлением объединением подложных, поддельных или недействительных документов. Данное основание может привести к вынесению решения об отказе в регистрации любому общественному объединению по любой незначительной причине, например, в связи с незначительными нарушениями в подготовленных для регистрации документах требований законодательства о делопроизводстве либо с указанием в списках учредителей незначительных ошибок в наименовании места работы, места проживания учредителей и т.п.

Статью 15, абзац 6 дополнить следующими словами: «Соответствующий регистрирующий орган в пятидневный срок со дня приостановления государственной регистрации либо принятия решения об отказе в государственной регистрации общественного объединения, союза, их гимнов, значков, вымпелов, галстуков, изменений и (или) дополнений, внесенных в устав общественного объединения, союза, в письменной форме сообщает о принятом решении в руководящий орган общественного объединения, союза с указанием всех оснований для приостановления или отказа.

Такое изложение статьи 15 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» будет соответствовать требованиям руководящих принципов по свободе объединений: Законодательство не должно предусматривать отказ в регистрации лишь на основании технических недочетов (например, из-за недостающего документа или подписи). Заявителям должен предоставляться конкретный разумный срок, в течение которого они могут исправить любые недочеты; при этом объединение должно быть уведомлено обо всех необходимых изменениях и исправлениях
Ольга Смолянко
9
25.07.2019
Предложение 7.

Из ч. 3 ст. 20 исключить предложение «Такая деятельность может осуществляться общественным объединением, союзом только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них, если иное не установлено законодательными актами».

Предпринимательская деятельность играет важнейшую роль в усилиях общественных объединений по диверсификации финансирования и помогает им обеспечить финансовую устойчивость. Разрешение предпринимательской деятельности для общественных объединений может улучшить эффективность, качество и разнообразие услуг, которые они оказывают на благо общества. Кроме того, в настоящее время в республике обсуждаются вопросы разработки законодательства о социальном предпринимательстве, ограничения предпринимательской деятельности общественных объединений будут всерьез препятствовать данному процессу.

Практически во всех странах некоммерческие организации имеют право напрямую заниматься экономической деятельностью. О возможности получения средств некоммерческими организациями из различных источников, в том числе путем осуществления предпринимательской деятельности говорят различные международные документы и инструменты. Так в сообщении № 1274/2004 Комитет ООН по правам человека отметил, что «право на свободу ассоциации не только связано с правом создания ассоциаций, но и гарантирует право беспрепятственного осуществления такой ассоциацией своей уставной деятельности. Защита, обеспечиваемая статьей 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, распространяется на любую деятельность ассоциации [...]». Таким образом, деятельность по привлечению средств защищена по статье 22 Пакта, и ограничения финансирования, препятствующие возможности ассоциаций заниматься своей уставной деятельностью, представляют собой нарушения статьи 22.
П. 102 Руководящих принципов ОБСЕ/БДИПЧ по свободе объединений говорит о том, что способность искать, получать и использовать ресурсы имеет огромное значение для существования и функционирования любого объединения. Более того, объединения должны иметь право свободно заниматься любой законной экономической, деловой или коммерческой деятельностью в целях поддержки своей некоммерческой деятельности.
В Европе только две страны, в законодательстве которых содержится запрет заниматься экономической деятельностью НКО определенных организационно-правовых форм - Турция и Беларусь.

Кроме того, наличие в законе «Об общественных объединениях» двух норм: 1) запрещающей прямую предпринимательскую деятельность общественными объединениями, 2) предусматривающую в качестве источника средств для общественных объединений доходы, поступающие от проводимых в уставных целях мероприятий предусматривает возможность для широкой и вольной трактовки. Что в свою очередь противоречит Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», ст. 28 которого содержит такое требование к нормотворческой технике, как ясность, простота и доступность языка изложения нормативного правового акта, исключающие различное толкование его нормативных правовых предписаний, отсутствие внутренних противоречий.
Евгений Хоружий
0
30.07.2019
Предложения ОО "Минское велосипедное общество"

Предложение 1

В проекте предлагается упразднить ограничение на территорию деятельности местных общественных объединений. При этом для республиканских общественных объединений имеются дополнительные требования по количеству и структуре учредителей, наличию организационных структур. Таким образом, при равенстве прав республиканских и местных общественных объединений, создание республиканских заметно сложнее. Такая ситуация приведёт к тому, что все вновь создаваемые объединения будут регистрироваться как местные, поскольку регистрация в качестве республиканского не будет давать каких-либо преимуществ, кроме формального статуса. Такое разделение могло бы иметь смысл в случае федеративного устройства государства или сложного территориального строения, но Республика Беларусь является унитарным государством, а её территория монолитна, без физического разделения или разнесения в пространстве (нет анклавов, островов, подчинённых территорий и т.д.).

Предложение: упразднить разделение на местные и республиканские общественные объединения, сохранив порядок регистрации, определённый для местных ОО.
Евгений Хоружий
0
30.07.2019
Предложения ОО "Минское велосипедное общество"

Предложение 2

Требование наличия юридического адреса (места нахождения руководящего органа) для общественного объединения — один из основных вопросов в процессе подготовки к регистрации, поскольку на начальном этапе необходимости в отдельном офисе зачастую нет, а количество членов (а, следовательно, и поступлений от членских взносов) слишком мало для его аренды. В этом контексте можно приветствовать планируемое разрешение на размещение ОО по месту работы его руководителя. С другой стороны, это требует согласия работодателя, и может использоватся в качестве инструмента давления на работника. Также такая возможность отсутствует в случае, если руководитель организации — ИП или самозанятый (ремесленник). Зачастую используются услуги “аренды юридического адреса” (фиктивная аренда части офиса), что впоследствии вызывает проблемы при необходимости связаться с общественным объединением или провести проверку его деятельности.

Вместе с тем, основная цель подтверждения наличия юридического адреса (места нахождения руководящего органа) — обеспечить возможность связи с организацией, а также обеспечить правильное хранение документов. При этом встречи руководящего органа могут проходить в другом месте или даже онлайн, что предусмотрено предлагаемым проектом изменений закона. В таком случае видится рациональным разрешить определять местом нахождения общественного объединения место жительства руководителя объединения (или даже члена руководящего органа), при условии соблюдений правил пользования жилыми помещениями. Это обеспечит намного более надёжную связь с общественным объединением и сохранность документов, чем использование услуг “аренды юрадреса” или места работы руководителя.

Предложение: в проекте изменений ст. 16 закона “Об общественных объединениях” вместо введения нормы о возможности размещения руководящего органа по месту работы руководителя объединения ввести норму о возможности размещения по месту жительства руководителя объединения (члена руководящего органа). Внести изменения в ч. 2 ст. 14 Жилищного кодекса Республики беларусь с целью разрешения размещения руководящего органа общественного объединения в жилом помещении при условии соблюдения правил пользования и содержания жилых помещений, как это уже сделано в части использования жилого помещения для размещения частного унитарного предприятия или для занятия определёнными видами деятельности.
Евгений Хоружий
0
30.07.2019
Предложения ОО "Минское велосипедное общество"

Предложение 3

Проект закона принципиально не изменяет существующий порядок регистрации общественных объединений, который является непрозрачным и закрытым. Известны случаи, когда в регистрации отказывали по различным надуманным причинам, находя мелкие исправимые нарушения, которые считали неустранимыми. Например, одному из общественных объединений отказывали в регистрации четыре раза по разным причинам (ошибка в перечислении госпошлины, неправильно оформленное гарантийное письмо о предоставлении юрадреса, мелкие нестыковки в уставе), пока на личном приёме в регистрирующем органе не сказали неофициально: “Пересмотрите состав учредителей”. Такой подход очевидно не способствует реализации принципа свободы ассоциаций.

Предложение: добавить в статью 15 закона “Об общественных объединениях” закрытый перечень нарушений, которые носят неустранимый характер и служат основанием для отказа в регистрации, а также определить, что во всех остальных случаях регистрирующий орган обязан предоставить объединению возможность устранения недочётов и указать в законе минимальный срок для этого.
Евгений Хоружий
0
30.07.2019
Предложение ОО "Минское велосипедное общество"

Предложение 4

В проекте закона предлагается ввести норму о том, что: “Сумма расходов общественного объединения, союза на оплату труда работников общественного объединения, союза не может превышать 40 процентов от суммы всех доходов общественного объединения, союза за отчетный период, но не менее размера минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь.”

В обосновании введения ограничения на максимальный размер заработной платы в процентах от бюджета общественного объединения указано: “13. В практике деятельности общественных объединений, политических партий, союзов случается, что большая часть их денежных средств используется на заработную плату штатных сотрудников этих организаций, премии и другие выплаты. Указанное свидетельствует о злоупотреблениях со стороны данных работников и противоречит самой сути данных организаций и принципам, в соответствии с которыми они созданы.”

В то же время существуют общественные объединения, основная деятельность которых заключается в оказании социальных услуг (сиделки, социальная помощь) или защите интересов своих членов, где в структуре затрат заработная плата составляет основную часть. Например, условное объединение радиолюбителей основной целью может иметь упорядочение порядка использования радиочастот (проведение экзаменов на право использования, выдача свидетельств и т.д.), и потенциально может не иметь других расходов, кроме заработной платы, при этом эффективно добиваясь целей, для которых она создана.

Кроме того, на начальном этапе становления общественного объединения финансовых ресурсов зачастую недостаточно даже для полноценной оплаты труда бухгалтера и руководителя (и эти функции выполняются на волонтёрской основе), не говоря уже о других расходах. В случае оплачиваемой работы занятость часто является частичной, и суммарный фонд заработной платы может не превысить даже размера минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь, что также противоречит предлагаемым изменениям.

При нерегулярных поступлениях денежных средств вероятна ситуация, когда в одном отчётном периоде при одном и том же размере заработной платы требование о доле расходов на оплату труда будет соблюдаться “с запасом”, а в другом — не соблюдаться вовсе.

В результате для выполнения этого требования общественные объединения могут прибегать к различным схемам в виде фиктивного трудоустройства или же фиктивного оказания услуг, замены трудоустройства услугами индивидуальных предпринимателей и подобным мерам, что лишь затруднит работу добросовестных организаций.

Предложение: полностью исключить данную норму из проекта изменений закона “Об общественных объединений”.
Евгений Хоружий
0
30.07.2019
Предложения ОО "Минское велосипедное общество"

Предложение 5

С одной стороны, ч. 4 ст. 21 закона “Об общественных объединениях” определяет возможность получать деньги от мероприятий в уставных целях: “Денежные средства общественного объединения, союза формируются из:[...] поступлений от проводимых в уставных целях лекций, выставок, спортивных и других мероприятий;[...]доходов от предпринимательской деятельности, осуществляемой в порядке, установленном частью третьей статьи 20 настоящего Закона”.

С другой стороны, в ч. 3 ст. 20 говорится, что: “Общественное объединение, союз могут осуществлять в установленном порядке предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности общественного объединения, союза. Такая деятельность может осуществляться общественным объединением, союзом только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них, если иное не установлено законодательными актами.”

При этом на практике сложно определить, является ли та или иная деятельность общественного объединения предпринимательской, поскольку отсутствуют чёткие критерии того, что же можно считать мероприятиями, проводимыми в уставных целях, а что — предпринимательской деятельностью, причём такая неоднозначность толкования наблюдается и со стороны налоговых инспекторов. Часто это приводит к тому, что общественные объединения отказываются в принципе от проведения мероприятий, связанных с получением дохода (выставок с платой за вход, спортивных мероприятий с взносами за участие и т.д.), что ухудшает их финансовую устойчивость.

Возможность осуществлять предпринимательскую деятельность без образования дочерних организаций позволило бы общественным объединениям диверсифицировать источники своего финансирования и обрести большую устойчивость.

Предложение: исключить из ч. 3 ст. 20 предложение “Такая деятельность может осуществляться общественным объединением, союзом только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них, если иное не установлено законодательными актами.“.
Виталий Павлоградский
0
31.07.2019
Комментарии к Проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений» от имени Общественной организации "Белорусская ассоциация социальных работников"

1. Пункт 17 абз. 2.  В части пятой статьи 21 предлагаем исключить предложение "Сумма расходов общественного объединения, союза на оплату труда работников общественного объединения, союза не может превышать 40 процентов от суммы всех доходов общественного объединения, союза за отчетный период, но не менее размера минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь".

Следует отметить тот факт, что, равно как и ОО БАСР, значительная часть социально-направленных общественных объединений своей деятельностью решают большой спектр социальных проблем, в том числе привлекая на это средства иностранной безвозмездной помощи и местного бизнеса, что в свою очередь позволяет экономить государственные бюджетные средства, расходуемые на оказание социальной поддержки гражданам.   Введение подобных ограничительных норм неизбежно приведет к сокращению количества социальных программ и проектов, реализуемых общественными объединениями, и направленных на оказание социальных услуг, профилактические меры, призванные не допустить ухудшение качества жизни категорий, находящихся в зоне риска, профилактику инвалидизации населения. Это в первую очередь окажет влияние на те, категории граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации и в силу обстоятельств не могут самостоятельно реализовать свои права.
Следует понимать, что для большинства организаций, оказывающих социальные услуги, основной статьей  расходов является именно оплата труда сотрудников, тех, кто непосредственно реализует профилактические, реабилитационные и адаптационные меры с целью преодоления трудной жизненной ситуации граждан.
Так, например, в настоящий момент ОО БАСР реализует ряд социальных проектов и программ, которые направлены на оказание социальных услуг, реабилитацию и социальную адаптацию таких категорий граждан, как люди с инвалидностью, лица с психическими заболеваниями и пожилые граждане. Общее количество получателей поддержки ежегодно составляет более 2000 человек. Поскольку в рамках своей деятельности ОО БАСР не занимается распределением гуманитарной помощи и материальными выплатами гражданам, то основной частью расходов является именно оплата труда специалистов – психологов, социальных работников, специалистов по социальной работе, реабилитологов, юристов и т.д. При введении предлагаемой нормы, ОО БАСР будет вынуждена значительно сократить вышеуказанные программы, а отдельные даже закрыть, в связи с отсутствием возможности полноценно реализовывать реабилитационные меры в связи со значительным сокращением числа сотрудников и привлекаемых специалистов.
Также хотели бы обратить ваше внимание на тот факт, что  в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1219 «О некоторых вопросах государственног¬о социального заказа», государственные субсидии при оказании социальных услуг предоставляются исключительно на возмещение расходов на заработную плату и начислений на заработную плату работникам исполнителей государственног¬о социального заказа. Введение подобных ограничительных норм приведет к тому, что большая часть социальных общественных объединений изначально не сможет выступать в качестве исполнителя государственного социального заказа. Это поставит под вопрос реализацию ряда государственных социальных программ, в которых государственный социальный заказ выступает в качестве одного из инструментов для реализации социальной политики. По фактическим данным, именно общественные объединения, на данный момент, составляют основной процент исполнителей государственного социального заказа.
Так, ОО БАСР с 2016 года реализует государственный социальный заказ на оказание услуг социально-психологической и трудовой реабилитация лицам, страдающим шизофренией, шизотипическими и бредовыми расстройствами, расстройствами настроения в г. Бресте. В связи с успешной практикой, с 2020 года планировалось расширение данной деятельности на другие регионы Беларуси, где граждане, имеющие инвалидность по причине психического заболевания не имеют доступа к социальным услугам, в связи с отсутствием служб, оказывающих подобную помощь. Однако, в случае введения предлагаемой нормы, нам придется отказаться от программы. Мы полагаем, что похожая ситуация будет складываться и в других социально-направленных общественных объединениях.

Увеличивать долю своих расходов на другие статьи, исключительно для того, чтобы соответствовать предлагаемым нормам нам в этой связи кажется абсолютно абсурдным, неэффективным и расточительным, с учетом того, что в соответствии с нашим видением,  средства, привлекаемые на решение социальных проблем, должны быть направлены исключительно на ту деятельность, в результате которой будет достигнут наибольший эффект. Так, например, согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения и ряда других международных организаций, наиболее эффективной формой работы с социально-уязвимыми категориями граждан является не просто оказание им регулярной материальной помощи, а восстановление функций, развитие внутренних ресурсов человека, формирование соответствующих способностей для самостоятельного функционирования.

2. Предлагаем изменить: Статью 3 “Республиканским общественным объединением является общественное объединение, которое создано в Республике Беларусь и имеет организационные структуры не менее чем в четырех областях Республики Беларусь (городе Минске), созданные в порядке, установленном законодательств-ом и уставом общественного объединения. Республиканское общественное объединение обязано создать в течение шести месяцев со дня его государственной регистрации организационные структуры не менее чем в четырех областях и городе Минске и представить в Министерство юстиции подтверждающие документы», а также Статью 8 «для республиканского общественного объединения – не менее сорока учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь (города Минска), а также создание на территории Республики Беларусь организационных структур этого общественного объединения».

Данное нововведение значительно усложнит деятельность общественных объединений. Для создания и функционирования организационных структур требуются материальные, технические и кадровые ресурсы, дефицит которых в той или иной мере испытывают подавляющее большинство ныне действующих общественных объединений, и, скорее всего, такая же ситуация будет актуальна и для вновь создаваемых объединений.  При этом в Обосновании необходимости принятия Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений», само Министерство юстиции констатирует в п. 8, что «в органы юстиции поступают многочисленные обращения по вопросу, связанному с затруднениями в получении и оплате юридических адресов общественных объединений, политических партий, их организационных структур, союзов.»
Несмотря на то, что проектом Закона предусматривается положение о том, что местом нахождения руководящего органа общественного объединения, политической партии, их организационных структур, союза может являться место работы руководителя общественного объединения, политической партии, их организационной структуры, союза при получении на то письменного согласия руководителя юридического лица, работником которого является руководитель общественного объединения, политической партии, их организационной структуры, союза, это не упростит регистрацию, а создаст дополнительный рычаг давления на руководителей общественных объединений со стороны государства, вследствие ограничений контрактной системы трудоустройства.  
Введение подобных норм вызовет дополнительные сложности и ограничения в развитии общественного сектора Беларуси и, помимо всего прочего, еще более снизит уровень доверия к Беларуси со стороны международных общественных фондов, которые на сегодняшний день вносят значительный вклад в финансирование социальных программ и проектов в Беларуси.  

3. Пункт 19, статья 24  «Общественные объединения, союзы обязаны ежегодно до 1 марта размещать информацию о своей деятельности, включая финансовую отчетность, в свободном доступе, в том числе в средствах массовой информации и (или) на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет. Состав сведений, включаемых в информацию о деятельности общественного объединения, союза, определяется Советом Министров Республики Беларусь» исключить.

Непонятно, в связи, с чем инициирована данная норма, и на каком основании выделяется отдельная категория юридических лиц, причем некоммерческих, которая обязана размещать информацию о своей деятельности в свободном доступе. Общественное объединение объединяет своих членов, и обязано отчитываться перед ними. Возложение обязанности представлять свою финансовую отчетность в свободном доступе представляется излишним и противоречащим статье 13 Конституции Республики Беларусь, устанавливающей, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

4. «В статье 20 в части третьей Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» второе предложение "Такая деятельность может осуществляться общественным объединением, союзом только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них, если иное не установлено законодательными актами" исключить.

Запрет для общественных объединений на занятие предпринимательской деятельностью от собственного лица сдерживает развитие социального предпринимательства в Беларуси. Этот запрет ставит общественные объединения, оказывающие социальные услуги гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в неравные экономические условия с государственным¬и социальными учреждениями, которые имеют право оказывать платные социальные услуги. Экономическая (предпринимательская) деятельность является важным источником дохода для общественных организаций во многих странах мира, поскольку играет значительную роль в обеспечении финансовой устойчивости деятельности общественных организаций. Кроме этого, в статье 21 части четвертой допускается общественным объединениям получать доход от "поступлений от проводимых в уставных целях лекций, выставок, спортивных и других мероприятий", что трактуется Министерством экономики и Министерством по налогам и сборам как предпринимательская деятельность».
Наталья
0
01.08.2019
Предложения ОО "Белорусский союз дизайнеров"

Предложение 1


В части пятой статьи 21 предложение «Сумма расходов общественного объединения, союза на оплату труда работников общественного объединения, союза не может превышать 40 процентов от суммы всех доходов общественного объединения, союза за отчетный период, но не менее размера минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь» исключить.

Основные источники доходов общественных объединений – это членские и вступительные взносы, добровольные пожертвования.
Все эти средства поступают не регулярно и не равномерно. Поступление вступительных взносов и добровольных пожертвований невозможно спланировать на год, квартал и даже месяц вперёд, при этом заработная плата работникам общественного объединения должна выплачиваться как минимум один раз в месяц.
Ограничение расходов на оплату труда работников общественного объединения сорока процентами суммы доходов создаст нестабильные условия труда для работников, которые вправе ежемесячно получать заработную плату в том размере, который указан в трудовом договоре (контракте). Если в каком-то отчетном периоде у общественного объединения не будет поступлений доходов или они будут незначительны (при этом в наличии могут быть средства, накопленные в предыдущих периодах), перед общественным объединением встанет неутешительный выбор что нарушить – трудовое законодательство или закон об общественных объединениях, либо лавировать, часто меняя условия труда, что негативно скажется на мотивации работников и может привести к трудностям в привлечении нужных общественному объединению специалистов.
Считаем, что включение в Закон данной ограничительной нормы нецелесообразно.