• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Публичное обсуждение проектов НПА
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах
Поиск  Правила  Войти

[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении перечня товаров и упаковки и размеров платы»

Общественное обсуждение

2
закрыть тему
Модератор
0
Проект правового акта: Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении перечня товаров и упаковки и размеров платы» [PDF].

Прилагаемая информация: Обоснование необходимости принятия и финансово-экономическое обоснование проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении перечня товаров и упаковки и размеров платы» [PDF].

Организатор общественного обсуждения: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Сроки проведения обсуждения: с 20 по 30 мая 2020 г.

Информация о результатах обсуждения.

20.05.2020 06:18:04

Алла Летяго

Пользователь

НОВИЧОК
0
2.0 0
1. Возникла необходимость внести изменения в электронную форму отчета.
Т.к. сейчас для разных видов полимерной упаковки установлены разные тарифы (для полимерной пленки и ПЭТ-бутылки), а в электронном отчете по выполнению обязанности можно на данный момент выбрать только одну позицию «полимерная упаковка».
Возникает вопрос, как рассчитывать плату за упаковку товаров.

2.Не понятна формулировка (выделено красным), что имеется в виду, в чем разница – использованных при производстве и использованных в качестве расходных материалов?

Перечень документов, подтверждающих возникновение правовых оснований для освобождения от обязанности по обеспечению сбора


1. В соответствии с подпунктом 1.14 пункта 1 приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16 (1.14. производители и поставщики в части товаров (кроме упаковки), используемых в их деятельности при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и для общехозяйственных нужд и не предназначенных для реализации в неизменном состоянии <5> или в качестве расходных материалов):
- регистры бухгалтерского учета, учетные документы, подтверждающие использование произведенных и ввезенных товаров в собственной деятельности при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и для общехозяйственных нужд и отсутствие фактов реализации этих товаров в неизменном состоянии или в качестве расходных материалов.

29.05.2020 11:22:50

Дмитрий Ананьев

Пользователь

НОВИЧОК
0
4.0 0
Замечания
на проект постановления
Совета Министров Республики Беларусь
«Об установлении перечня товаров и упаковки и размеров платы»


Раздел I
Общие замечания и предложения по подготовке проекта

Замечание 1. Фактически, Минжилкомхоз внес в «блэк-лист» и игнорирует проблему значительно завышенных (кабальных) ставок утилизационного сбора для производителей и поставщиков, которая на протяжении года неоднократно поднимается бизнес-союзами.

Справочно:
Предложения по изменению ставок сбора неоднократно рассматривались в рамках Белорусской Ассоциации предприятий промышленности (БелАПП), Конфедерации промышленников и предпринимателей (нанимателей) Союз «КППН», Ассоциации компаний информационных технологий (протокол заседания Совета АКИТ №3 от 30.04.2019, протокол заседания общего собрания АКИТ № 1 от 27.06.2019, протокол рабочего совещания АКИТ с представителями розничной торговли от 05.09.2019, протокол заседания Совета АКИТ № 4 от 24.12.2019), Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей, Ассоциации «Белэкоресурсы», Конфедерации цифрового бизнеса. Информация о решениях ассоциаций регулярно направлялась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Имеют место факты, когда ответы готовятся крайне формально.
По вопросу реформирования системы сбора отходов и ставок утилизационного сбора  АКИТ было направлено 14 обращений. Вопросы рассматривались и были поддержаны на 7 рабочих  совещаниях, обсуждались на 2 заседаниях Советов АКИТ и в рамках Круглого стола 12 июня 2019 года.  
Так, по результатам обсуждения на заседании Совета Союза «КППН» 13 ноября 2019 года и на заседании годового собрания Союза «КППН» 18 декабря 2019 года были внесены предложения Совет Министров Республики Беларусь.
Предложения вошли в протокол поручения Заместителя Премьер-министра Ляшенко И.В. № 11/535-521/2р от 31.12.2019г.
В поручении указывается о необходимости  проработать вопрос  о внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313» в размерах платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчётный) банковский счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313»: слова «3 процента» и «8 процентов»  заменить соответственно словами «1 процент» и «6 процентов».

Замечание 2. Обоснование к проекту постановления  Совета Министров Республики Беларусь не содержит информации о проведенном анализе законодательства иностранных государств, публикаций в средствах массовой информации, обращений граждан и организаций, относящихся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта.

Справочно:
В соответствии со ст.50 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта должна быть включена информация о проведенном анализе законодательства иностранных государств, публикаций в средствах массовой информации, обращений граждан и организаций, относящихся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта.


Раздел II
Возражения по идее проекта, продвигаемой Минжилкомхозом


Замечание 3. Ставки утилизационного сбора являются кабальными для национальных производителей и поставщиков и необоснованными.

Справочно:
Де-факто для производителей и поставщиков Беларуси с апреля 2019 года возвращён налог с оборота в размере 3(8)%. Утилизационный сбор организациями оплачивается от суммы ввезенной или произведенной продукции, вне зависимости от массы продукции и её вида.
При этом, размер платы за отходы вырос на 300 процентов в 2019 году. Всего с 2012 года вырос на 900 процентов.
Также, как и ранее не представлены расчеты, обосновывающие необходимость увеличения ставки утилизационного сбора с 1% до 3%, с 6% до 8%, так и в настоящем проекте не представлены обоснования ставок 3% и 8%.

Замечание 4. До настоящего времени утверждение Минжилкомхоза о том, что ставки утилизационного сбора являются лишь стимулирующей мерой для организации собственной системы сбора поставщиками и производителями (при применении которой организации не уплачивают утилизационный сбор) за восьмилетний период не нашло своего подтверждения на практике.
Это безусловное подтверждение того, что аргументация Минжилкомхоза является несостоятельной и необоснованной.

Справочно:
По данным 2018 года из 2363 субъектов хозяйствования, осуществлявших ввоз или производство техники и электроники, лишь 2 субъекта применяли для выполнения обязанности по Указу собственную систему отходов. По состоянию на 2019 год Минжилкомхозом данные не предоставлены.


Раздел III
По перечню товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16, и размеры платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки

А. Размер платы  является необоснованным и нецелесообразным

Замечание 5. На фоне решений Главы государства о плановом снижения налоговой нагрузки и упрощения налогового администрирования, сокращения скрытых неналоговых платежей с обязательным широким обсуждением этих вопросов с бизнес-союзами, – размер платы за отходы с 2019 года увеличился без учета макроэкономических условий ведения хозяйствования и стимулирования развития предпринимательства в Беларуси, без оценки последствий данного регулирующего воздействия.

Справочно:
С 1 апреля 2019 года постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2018 г. № 979 единовременно на триста процентов увеличился размер платы, вносимой производителями и поставщиками за организацию сбора, обезвреживания и использования отходов товаров и упаковки – с 1% до 3% процентов от стоимости товара по 37 товарным группам. С 2012 года размер платы вырос на 900%.

Замечание 6. В проекте постановления ставки не только не были уменьшены, но и расширился перечень товаров при производстве или поставке которых в Республику Беларусь необходимо будет уплачивать утилизационный сбор:
- отопительные котлы (код ТН ВЭД ЕАЭС 8403 10 900 0);
- вентиляторы и вытяжки (код ТН ВЭД ЕАЭС 8414 51 – 8414 60);
- весы электронные (код ТН ВЭД ЕАЭС 8423 10 100 0);
- минимойки (код ТН ВЭД ЕАЭС 8424 30 010 0, 8424 30 080 0);
- газонокосилки (код ТН ВЭД ЕАЭС 8433 11, 8433 19);
- вязальные машины (код ТН ВЭД ЕАЭС 8447);
- источники бесперебойного питания для бытовой техники и электроники (код ТН ВЭД ЕАЭС 8504 40 300 9);
- микрофоны и наушники (код ТН ВЭД ЕАЭС 8518 10 – 8518 30, 8518 50 000 0);
- пульты дистанционного управления (код ТН ВЭД ЕАЭС 8543 70 900 0);
- часы электрические настенные и настольные (код ТН ВЭД ЕАЭС 9103, 9105);
- аккумуляторы (заряжаемые батареи) для техники и электроники (код ТН ВЭД ЕАЭС 8507).

Справочно:
Отсутствует обоснование того, почему именно эти 11 категорий товаров были дополнены в проект постановления, что обусловило включение в этот перечень, например, микрофонов и наушников. По наблюдениям бизнес-союзов, микрофоны и наушники не представляют угрозы засорения и захламления мест хранения отходов своим объемом.

Замечание 7. Повышение в таких размерах платы за отходы с учетом открытости границ с Российской Федерацией делает наших импортеров и производителей неконкурентоспособными, стимулируя развитие серого и черного рынков по таким популярным категориям товаров, как электроника и бытовая техника.

Справочно:
Анализ цен на ведущих торговых площадках (например Onliner.by) в национальном сегменте сети Интернет показывает, что стоимость у официальных импортеров  выше стоимости аналогичных товаров у черных и серых продавцов, которые поставляют в Республики Беларусь товары по нелегальным схемам. Разница в ценах составляет от 19% до 41%. При этом, теневой сегмент представлен в достаточном ассортименте и количестве.
Индивидуальным предпринимателям и иным мелким субъектам выгоднее приобретать товар у российских импортеров и производителей, где размер утилизационного сбора меньше, самостоятельно  ввозить без внесения платы за отходы широкую линейку товаров и реализовывать в розничной торговле, в том числе, в сети Интернет.
Ряд российских интернет-магазинов доставляют товары непосредственно покупателям в Республику Беларусь через пункты выдачи или через курьерские службы без оплаты сбора за отходы в установленном порядке.
Таким образом, деньги за утилизацию остаются в России, а отходы остаются в Беларуси.
Очевидно, что ставки утилизационного сбора в таком объеме стимулируют рост «серого» импорта электроники, бытовой техники и иных популярах потребительских товаров. Учитывая, что они относятся к малогабаритным товарам, их гораздо проще ввести на территорию страны нелегально по сравнению с физически крупными товарами. Учитывая потенциальный рост «серого» импорта, можно предположить, что налоговые поступления в бюджет от легальных импортеров будут сокращаться.


Замечание 8. С нашей точки зрения трехкратное с 2019 года увеличение платы за отходы привело к росту цен на легальные технически сложные товары — в частности, на смартфоны, ноутбуки, серверы, телевизоры.

Справочно:
По результатам 2 квартала 2019 года в отношении к 1 кварталу 2019 года (с 1 апреля 2019 года ставки утилизационного сбора были увеличены одномоментно в 3 раза) по ряду товаров электроники и бытовой техники по официальным данным Белстата Республики Беларусь произошел скачкообразный рост цен: пылесос напольный на 4,21%, утюг электрический на 2%, печь микроволновая на 5,5%, плита (варочная панель) на 5,2%, дрель электрическая на 4,2%, смартфон (в комплекте) на 4,1%, машина посудомоечная на 2,5%.
Следует учитывать,  это приведены усредненные данные по ценам. А также учитывать то, что во 2 квартале продолжали распродаваться товары, приобретенные по ценам до введения новых ставок утилизационного сбора, розничные магазины в отношении продукции 2018 года начали снижать цены на товар.

Совокупность указанных факторов привело к следующим негативным последствиям:
а) увеличению розничных цен на легальные технически сложные товары;
б)  росту инфляции;
в) расширению «серого»  и «черного» рынков в первую очередь смартфонов и иных малогабаритных дорогостоящих товаров;
г)  снижению оборота и налоговых поступлений в бюджет от легальных импортеров;
д) ухудшению экологической ситуации за счет несоблюдения нелегальными импортерами требований по обращению с отходами;
е) снижению конкурентоспособности белорусских субъектов хозяйствования.
Фактически ставки в размере 3% и 8% перенесены в проект нового постановления, а  поручение Заместителя Премьер-министра № 11/535-521/2р от 31.12.2019г. и обращения бизнес-союзов, Министерством жилищно-коммунального хозяйства проигнорированы.

Замечание 9.1. В прилагаемой таблице по тексту содержания столбца
№ 3 «Наименование товаров и упаковки1» определение «бытового назначения 2» не коррелируется с примечанием к указанной таблице: «2 Для целей настоящего перечня товары этой позиции определяются как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и кратким наименованием».

Замечание 9.2. Формулировка  «3Товары бытового назначения» в примечании  к прилагаемой таблице носит неоднозначный характер, допускающий расширительное толкование: «3Товары бытового назначения – товары, предназначенные в основном для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц».

Справочно:
В соответствии со ст. 23 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» термины и понятия, используемые в тексте нормативного правового акта, должны быть понятными и однозначными. При изложении правовых норм нормативного правового акта следует избегать как чрезмерно обобщенных, так и чрезмерно детализированных формулировок, а также дублирования нормативных предписаний и их множественности по одному и тому же вопросу.

Замечание 9.3. Для производителей и поставщиков из текста обоснования к проекту в дополнение к вышеприведенным замечаниям:
9.3.1. непонятна до конца логика и цель введения термина «бытового назначения»;

Справочно:
В обосновании представлен текст, который не только не проясняет ситуацию, но и предполагает неоднозначность и многовариантность использования и применения данной нормы: «Для исключения неоднозначного понимания перечень дополнен примечанием 3 для разъяснения понятия «товары бытового назначения», под которыми понимаются товары предназначенные в основном для использования в быту, независимо от того кем фактически такие товары приобретены и используются – физическим или юридическим лицом. Данное примечание, в том числе относится к электрическому и электронному оборудованию, в отношении которого прорабатывается вопрос упрощения порядка обращения с отходами такого оборудования для юридических лиц с возможностью организации безвозмездной передачи таких отходов на использование за счет выплаты перерабатывающим предприятиям компенсации за использование таких отходов наряду с отходами потребления».

9.3.2. непонятна до конца логика и система использования либо неиспользования термина «бытового назначения» в различных строках таблицы;

Справочно:
В таблице, прилагаемой к проекту постановления в строке 37 вычислительные машины; в строке 30 принтеры, копировальные аппараты и др.; в строке 35 инструменты ручные пневматические и др. отсутствует понятие «бытового назначения».
При том, что в указанные группы товаров могут одновременно входить  товары предназначенные в основном для использования в быту, независимо от того кем фактически такие товары приобретены и используются – физическим или юридическим лицом. Кроме того, многие производители системные интеграторы производят и/или поставляют товары, входящие в указанные группы исключительно для юридических лиц по договорам поставки или комплексным договором, включающим поставку товара, разработку программного обеспечения, проведение сети и её настройка, интеграцию системы в рабочие процессы компании.

Предложение 1.
В таблице приложения к проекту постановления, в группе 7.  Электрическое и электронное оборудование:
слова «3 процента» заменить словами  «1 процент».

Предложение 2.
В таблице приложения к проекту постановления, в группе 8. Элементы питания (батарейки):
слова «8 процентов» и «3 процента» заменить соответственно словами «6 процентов» и «1 процент».

Предложение 3.
Либо установить размер платы по товарам группы 7 и группы 8 исходя из  массы импортированного или произведенного товара в расчете на одну тонну по ставкам не выше чем в Российской Федерации.

Предложение 4.
В таблице приложения к проекту постановления, определение « , бытового назначения 2» согласовать с примечанием к указанной таблице.

Предложение 5.
В таблице приложения к проекту постановления уточнить формулировку и правовой механизм использования и применения определения «Товары бытового назначения»,  исключив неоднозначный характер, допускающий расширительное толкование.

Предложение 6.
В таблице приложения к проекту постановления в строке 37 вычислительные машины и др.; в строке 30 принтеры, копировальные аппараты и др.; в строке 35 инструменты ручные пневматические и др. дополнить по тексту « ,бытового назначения».

29.05.2020 13:10:36

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться

© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте