1. Возникла необходимость внести изменения в электронную форму отчета. Т.к. сейчас для разных видов полимерной упаковки установлены разные тарифы (для полимерной пленки и ПЭТ-бутылки), а в электронном отчете по выполнению обязанности можно на данный момент выбрать только одну позицию «полимерная упаковка». Возникает вопрос, как рассчитывать плату за упаковку товаров.
2.Не понятна формулировка (выделено красным), что имеется в виду, в чем разница – использованных при производстве и использованных в качестве расходных материалов?
Перечень документов, подтверждающих возникновение правовых оснований для освобождения от обязанности по обеспечению сбора
1. В соответствии с подпунктом 1.14 пункта 1 приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16 (1.14. производители и поставщики в части товаров (кроме упаковки), используемых в их деятельности при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и для общехозяйственных нужд и не предназначенных для реализации в неизменном состоянии <5> или в качестве расходных материалов): - регистры бухгалтерского учета, учетные документы, подтверждающие использование произведенных и ввезенных товаров в собственной деятельности при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и для общехозяйственных нужд и отсутствие фактов реализации этих товаров в неизменном состоянии или в качестве расходных материалов.
29.05.2020 11:22:50
Дмитрий Ананьев
Пользователь
НОВИЧОК
0
4.0
0
Замечания на проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении перечня товаров и упаковки и размеров платы»
Раздел I Общие замечания и предложения по подготовке проекта
Замечание 1. Фактически, Минжилкомхоз внес в «блэк-лист» и игнорирует проблему значительно завышенных (кабальных) ставок утилизационного сбора для производителей и поставщиков, которая на протяжении года неоднократно поднимается бизнес-союзами.
Справочно: Предложения по изменению ставок сбора неоднократно рассматривались в рамках Белорусской Ассоциации предприятий промышленности (БелАПП), Конфедерации промышленников и предпринимателей (нанимателей) Союз «КППН», Ассоциации компаний информационных технологий (протокол заседания Совета АКИТ №3 от 30.04.2019, протокол заседания общего собрания АКИТ № 1 от 27.06.2019, протокол рабочего совещания АКИТ с представителями розничной торговли от 05.09.2019, протокол заседания Совета АКИТ № 4 от 24.12.2019), Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей, Ассоциации «Белэкоресурсы», Конфедерации цифрового бизнеса. Информация о решениях ассоциаций регулярно направлялась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Имеют место факты, когда ответы готовятся крайне формально. По вопросу реформирования системы сбора отходов и ставок утилизационного сбора АКИТ было направлено 14 обращений. Вопросы рассматривались и были поддержаны на 7 рабочих совещаниях, обсуждались на 2 заседаниях Советов АКИТ и в рамках Круглого стола 12 июня 2019 года. Так, по результатам обсуждения на заседании Совета Союза «КППН» 13 ноября 2019 года и на заседании годового собрания Союза «КППН» 18 декабря 2019 года были внесены предложения Совет Министров Республики Беларусь. Предложения вошли в протокол поручения Заместителя Премьер-министра Ляшенко И.В. № 11/535-521/2р от 31.12.2019г. В поручении указывается о необходимости проработать вопрос о внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313» в размерах платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчётный) банковский счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313»: слова «3 процента» и «8 процентов» заменить соответственно словами «1 процент» и «6 процентов».
Замечание 2. Обоснование к проекту постановления Совета Министров Республики Беларусь не содержит информации о проведенном анализе законодательства иностранных государств, публикаций в средствах массовой информации, обращений граждан и организаций, относящихся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта.
Справочно: В соответствии со ст.50 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта должна быть включена информация о проведенном анализе законодательства иностранных государств, публикаций в средствах массовой информации, обращений граждан и организаций, относящихся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта.
Раздел II Возражения по идее проекта, продвигаемой Минжилкомхозом
Замечание 3. Ставки утилизационного сбора являются кабальными для национальных производителей и поставщиков и необоснованными.
Справочно: Де-факто для производителей и поставщиков Беларуси с апреля 2019 года возвращён налог с оборота в размере 3(8)%. Утилизационный сбор организациями оплачивается от суммы ввезенной или произведенной продукции, вне зависимости от массы продукции и её вида. При этом, размер платы за отходы вырос на 300 процентов в 2019 году. Всего с 2012 года вырос на 900 процентов. Также, как и ранее не представлены расчеты, обосновывающие необходимость увеличения ставки утилизационного сбора с 1% до 3%, с 6% до 8%, так и в настоящем проекте не представлены обоснования ставок 3% и 8%.
Замечание 4. До настоящего времени утверждение Минжилкомхоза о том, что ставки утилизационного сбора являются лишь стимулирующей мерой для организации собственной системы сбора поставщиками и производителями (при применении которой организации не уплачивают утилизационный сбор) за восьмилетний период не нашло своего подтверждения на практике. Это безусловное подтверждение того, что аргументация Минжилкомхоза является несостоятельной и необоснованной.
Справочно: По данным 2018 года из 2363 субъектов хозяйствования, осуществлявших ввоз или производство техники и электроники, лишь 2 субъекта применяли для выполнения обязанности по Указу собственную систему отходов. По состоянию на 2019 год Минжилкомхозом данные не предоставлены.
Раздел III По перечню товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16, и размеры платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки
А. Размер платы является необоснованным и нецелесообразным
Замечание 5. На фоне решений Главы государства о плановом снижения налоговой нагрузки и упрощения налогового администрирования, сокращения скрытых неналоговых платежей с обязательным широким обсуждением этих вопросов с бизнес-союзами, – размер платы за отходы с 2019 года увеличился без учета макроэкономических условий ведения хозяйствования и стимулирования развития предпринимательства в Беларуси, без оценки последствий данного регулирующего воздействия.
Справочно: С 1 апреля 2019 года постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2018 г. № 979 единовременно на триста процентов увеличился размер платы, вносимой производителями и поставщиками за организацию сбора, обезвреживания и использования отходов товаров и упаковки – с 1% до 3% процентов от стоимости товара по 37 товарным группам. С 2012 года размер платы вырос на 900%.
Замечание 6. В проекте постановления ставки не только не были уменьшены, но и расширился перечень товаров при производстве или поставке которых в Республику Беларусь необходимо будет уплачивать утилизационный сбор: - отопительные котлы (код ТН ВЭД ЕАЭС 8403 10 900 0); - вентиляторы и вытяжки (код ТН ВЭД ЕАЭС 8414 51 – 8414 60); - весы электронные (код ТН ВЭД ЕАЭС 8423 10 100 0); - минимойки (код ТН ВЭД ЕАЭС 8424 30 010 0, 8424 30 080 0); - газонокосилки (код ТН ВЭД ЕАЭС 8433 11, 8433 19); - вязальные машины (код ТН ВЭД ЕАЭС 8447); - источники бесперебойного питания для бытовой техники и электроники (код ТН ВЭД ЕАЭС 8504 40 300 9); - микрофоны и наушники (код ТН ВЭД ЕАЭС 8518 10 – 8518 30, 8518 50 000 0); - пульты дистанционного управления (код ТН ВЭД ЕАЭС 8543 70 900 0); - часы электрические настенные и настольные (код ТН ВЭД ЕАЭС 9103, 9105); - аккумуляторы (заряжаемые батареи) для техники и электроники (код ТН ВЭД ЕАЭС 8507).
Справочно: Отсутствует обоснование того, почему именно эти 11 категорий товаров были дополнены в проект постановления, что обусловило включение в этот перечень, например, микрофонов и наушников. По наблюдениям бизнес-союзов, микрофоны и наушники не представляют угрозы засорения и захламления мест хранения отходов своим объемом.
Замечание 7. Повышение в таких размерах платы за отходы с учетом открытости границ с Российской Федерацией делает наших импортеров и производителей неконкурентоспособными, стимулируя развитие серого и черного рынков по таким популярным категориям товаров, как электроника и бытовая техника.
Справочно: Анализ цен на ведущих торговых площадках (например Onliner.by) в национальном сегменте сети Интернет показывает, что стоимость у официальных импортеров выше стоимости аналогичных товаров у черных и серых продавцов, которые поставляют в Республики Беларусь товары по нелегальным схемам. Разница в ценах составляет от 19% до 41%. При этом, теневой сегмент представлен в достаточном ассортименте и количестве. Индивидуальным предпринимателям и иным мелким субъектам выгоднее приобретать товар у российских импортеров и производителей, где размер утилизационного сбора меньше, самостоятельно ввозить без внесения платы за отходы широкую линейку товаров и реализовывать в розничной торговле, в том числе, в сети Интернет. Ряд российских интернет-магазинов доставляют товары непосредственно покупателям в Республику Беларусь через пункты выдачи или через курьерские службы без оплаты сбора за отходы в установленном порядке. Таким образом, деньги за утилизацию остаются в России, а отходы остаются в Беларуси. Очевидно, что ставки утилизационного сбора в таком объеме стимулируют рост «серого» импорта электроники, бытовой техники и иных популярах потребительских товаров. Учитывая, что они относятся к малогабаритным товарам, их гораздо проще ввести на территорию страны нелегально по сравнению с физически крупными товарами. Учитывая потенциальный рост «серого» импорта, можно предположить, что налоговые поступления в бюджет от легальных импортеров будут сокращаться.
Замечание 8. С нашей точки зрения трехкратное с 2019 года увеличение платы за отходы привело к росту цен на легальные технически сложные товары — в частности, на смартфоны, ноутбуки, серверы, телевизоры.
Справочно: По результатам 2 квартала 2019 года в отношении к 1 кварталу 2019 года (с 1 апреля 2019 года ставки утилизационного сбора были увеличены одномоментно в 3 раза) по ряду товаров электроники и бытовой техники по официальным данным Белстата Республики Беларусь произошел скачкообразный рост цен: пылесос напольный на 4,21%, утюг электрический на 2%, печь микроволновая на 5,5%, плита (варочная панель) на 5,2%, дрель электрическая на 4,2%, смартфон (в комплекте) на 4,1%, машина посудомоечная на 2,5%. Следует учитывать, это приведены усредненные данные по ценам. А также учитывать то, что во 2 квартале продолжали распродаваться товары, приобретенные по ценам до введения новых ставок утилизационного сбора, розничные магазины в отношении продукции 2018 года начали снижать цены на товар.
Совокупность указанных факторов привело к следующим негативным последствиям: а) увеличению розничных цен на легальные технически сложные товары; б) росту инфляции; в) расширению «серого» и «черного» рынков в первую очередь смартфонов и иных малогабаритных дорогостоящих товаров; г) снижению оборота и налоговых поступлений в бюджет от легальных импортеров; д) ухудшению экологической ситуации за счет несоблюдения нелегальными импортерами требований по обращению с отходами; е) снижению конкурентоспособности белорусских субъектов хозяйствования. Фактически ставки в размере 3% и 8% перенесены в проект нового постановления, а поручение Заместителя Премьер-министра № 11/535-521/2р от 31.12.2019г. и обращения бизнес-союзов, Министерством жилищно-коммунального хозяйства проигнорированы.
Замечание 9.1. В прилагаемой таблице по тексту содержания столбца № 3 «Наименование товаров и упаковки1» определение «бытового назначения 2» не коррелируется с примечанием к указанной таблице: «2 Для целей настоящего перечня товары этой позиции определяются как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и кратким наименованием».
Замечание 9.2. Формулировка «3Товары бытового назначения» в примечании к прилагаемой таблице носит неоднозначный характер, допускающий расширительное толкование: «3Товары бытового назначения – товары, предназначенные в основном для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц».
Справочно: В соответствии со ст. 23 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» термины и понятия, используемые в тексте нормативного правового акта, должны быть понятными и однозначными. При изложении правовых норм нормативного правового акта следует избегать как чрезмерно обобщенных, так и чрезмерно детализированных формулировок, а также дублирования нормативных предписаний и их множественности по одному и тому же вопросу.
Замечание 9.3. Для производителей и поставщиков из текста обоснования к проекту в дополнение к вышеприведенным замечаниям: 9.3.1. непонятна до конца логика и цель введения термина «бытового назначения»;
Справочно: В обосновании представлен текст, который не только не проясняет ситуацию, но и предполагает неоднозначность и многовариантность использования и применения данной нормы: «Для исключения неоднозначного понимания перечень дополнен примечанием 3 для разъяснения понятия «товары бытового назначения», под которыми понимаются товары предназначенные в основном для использования в быту, независимо от того кем фактически такие товары приобретены и используются – физическим или юридическим лицом. Данное примечание, в том числе относится к электрическому и электронному оборудованию, в отношении которого прорабатывается вопрос упрощения порядка обращения с отходами такого оборудования для юридических лиц с возможностью организации безвозмездной передачи таких отходов на использование за счет выплаты перерабатывающим предприятиям компенсации за использование таких отходов наряду с отходами потребления».
9.3.2. непонятна до конца логика и система использования либо неиспользования термина «бытового назначения» в различных строках таблицы;
Справочно: В таблице, прилагаемой к проекту постановления в строке 37 вычислительные машины; в строке 30 принтеры, копировальные аппараты и др.; в строке 35 инструменты ручные пневматические и др. отсутствует понятие «бытового назначения». При том, что в указанные группы товаров могут одновременно входить товары предназначенные в основном для использования в быту, независимо от того кем фактически такие товары приобретены и используются – физическим или юридическим лицом. Кроме того, многие производители системные интеграторы производят и/или поставляют товары, входящие в указанные группы исключительно для юридических лиц по договорам поставки или комплексным договором, включающим поставку товара, разработку программного обеспечения, проведение сети и её настройка, интеграцию системы в рабочие процессы компании.
Предложение 1. В таблице приложения к проекту постановления, в группе 7. Электрическое и электронное оборудование: слова «3 процента» заменить словами «1 процент».
Предложение 2. В таблице приложения к проекту постановления, в группе 8. Элементы питания (батарейки): слова «8 процентов» и «3 процента» заменить соответственно словами «6 процентов» и «1 процент».
Предложение 3. Либо установить размер платы по товарам группы 7 и группы 8 исходя из массы импортированного или произведенного товара в расчете на одну тонну по ставкам не выше чем в Российской Федерации.
Предложение 4. В таблице приложения к проекту постановления, определение « , бытового назначения 2» согласовать с примечанием к указанной таблице.
Предложение 5. В таблице приложения к проекту постановления уточнить формулировку и правовой механизм использования и применения определения «Товары бытового назначения», исключив неоднозначный характер, допускающий расширительное толкование.
Предложение 6. В таблице приложения к проекту постановления в строке 37 вычислительные машины и др.; в строке 30 принтеры, копировальные аппараты и др.; в строке 35 инструменты ручные пневматические и др. дополнить по тексту « ,бытового назначения».
[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении перечня товаров и упаковки и размеров платы»
Общественное обсуждение
2Прилагаемая информация:
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 20 по 30 мая 2020 г.
20.05.2020 06:18:04
Пользователь
НОВИЧОКТ.к. сейчас для разных видов полимерной упаковки установлены разные тарифы (для полимерной пленки и ПЭТ-бутылки), а в электронном отчете по выполнению обязанности можно на данный момент выбрать только одну позицию «полимерная упаковка».
Возникает вопрос, как рассчитывать плату за упаковку товаров.
2.Не понятна формулировка (выделено красным), что имеется в виду, в чем разница – использованных при производстве и использованных в качестве расходных материалов?
Перечень документов, подтверждающих возникновение правовых оснований для освобождения от обязанности по обеспечению сбора
1. В соответствии с подпунктом 1.14 пункта 1 приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16 (1.14. производители и поставщики в части товаров (кроме упаковки), используемых в их деятельности при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и для общехозяйственных нужд и не предназначенных для реализации в неизменном состоянии <5> или в качестве расходных материалов):
- регистры бухгалтерского учета, учетные документы, подтверждающие использование произведенных и ввезенных товаров в собственной деятельности при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и для общехозяйственных нужд и отсутствие фактов реализации этих товаров в неизменном состоянии или в качестве расходных материалов.
29.05.2020 11:22:50
Пользователь
НОВИЧОКна проект постановления
Совета Министров Республики Беларусь
«Об установлении перечня товаров и упаковки и размеров платы»
Раздел I
Общие замечания и предложения по подготовке проекта
Замечание 1. Фактически, Минжилкомхоз внес в «блэк-лист» и игнорирует проблему значительно завышенных (кабальных) ставок утилизационного сбора для производителей и поставщиков, которая на протяжении года неоднократно поднимается бизнес-союзами.
Справочно:
Предложения по изменению ставок сбора неоднократно рассматривались в рамках Белорусской Ассоциации предприятий промышленности (БелАПП), Конфедерации промышленников и предпринимателей (нанимателей) Союз «КППН», Ассоциации компаний информационных технологий (протокол заседания Совета АКИТ №3 от 30.04.2019, протокол заседания общего собрания АКИТ № 1 от 27.06.2019, протокол рабочего совещания АКИТ с представителями розничной торговли от 05.09.2019, протокол заседания Совета АКИТ № 4 от 24.12.2019), Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей, Ассоциации «Белэкоресурсы», Конфедерации цифрового бизнеса. Информация о решениях ассоциаций регулярно направлялась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Имеют место факты, когда ответы готовятся крайне формально.
По вопросу реформирования системы сбора отходов и ставок утилизационного сбора АКИТ было направлено 14 обращений. Вопросы рассматривались и были поддержаны на 7 рабочих совещаниях, обсуждались на 2 заседаниях Советов АКИТ и в рамках Круглого стола 12 июня 2019 года.
Так, по результатам обсуждения на заседании Совета Союза «КППН» 13 ноября 2019 года и на заседании годового собрания Союза «КППН» 18 декабря 2019 года были внесены предложения Совет Министров Республики Беларусь.
Предложения вошли в протокол поручения Заместителя Премьер-министра Ляшенко И.В. № 11/535-521/2р от 31.12.2019г.
В поручении указывается о необходимости проработать вопрос о внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313» в размерах платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчётный) банковский счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313»: слова «3 процента» и «8 процентов» заменить соответственно словами «1 процент» и «6 процентов».
Замечание 2. Обоснование к проекту постановления Совета Министров Республики Беларусь не содержит информации о проведенном анализе законодательства иностранных государств, публикаций в средствах массовой информации, обращений граждан и организаций, относящихся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта.
Справочно:
В соответствии со ст.50 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта должна быть включена информация о проведенном анализе законодательства иностранных государств, публикаций в средствах массовой информации, обращений граждан и организаций, относящихся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта.
Раздел II
Возражения по идее проекта, продвигаемой Минжилкомхозом
Замечание 3. Ставки утилизационного сбора являются кабальными для национальных производителей и поставщиков и необоснованными.
Справочно:
Де-факто для производителей и поставщиков Беларуси с апреля 2019 года возвращён налог с оборота в размере 3(8)%. Утилизационный сбор организациями оплачивается от суммы ввезенной или произведенной продукции, вне зависимости от массы продукции и её вида.
При этом, размер платы за отходы вырос на 300 процентов в 2019 году. Всего с 2012 года вырос на 900 процентов.
Также, как и ранее не представлены расчеты, обосновывающие необходимость увеличения ставки утилизационного сбора с 1% до 3%, с 6% до 8%, так и в настоящем проекте не представлены обоснования ставок 3% и 8%.
Замечание 4. До настоящего времени утверждение Минжилкомхоза о том, что ставки утилизационного сбора являются лишь стимулирующей мерой для организации собственной системы сбора поставщиками и производителями (при применении которой организации не уплачивают утилизационный сбор) за восьмилетний период не нашло своего подтверждения на практике.
Это безусловное подтверждение того, что аргументация Минжилкомхоза является несостоятельной и необоснованной.
Справочно:
По данным 2018 года из 2363 субъектов хозяйствования, осуществлявших ввоз или производство техники и электроники, лишь 2 субъекта применяли для выполнения обязанности по Указу собственную систему отходов. По состоянию на 2019 год Минжилкомхозом данные не предоставлены.
Раздел III
По перечню товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16, и размеры платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки
А. Размер платы является необоснованным и нецелесообразным
Замечание 5. На фоне решений Главы государства о плановом снижения налоговой нагрузки и упрощения налогового администрирования, сокращения скрытых неналоговых платежей с обязательным широким обсуждением этих вопросов с бизнес-союзами, – размер платы за отходы с 2019 года увеличился без учета макроэкономических условий ведения хозяйствования и стимулирования развития предпринимательства в Беларуси, без оценки последствий данного регулирующего воздействия.
Справочно:
С 1 апреля 2019 года постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2018 г. № 979 единовременно на триста процентов увеличился размер платы, вносимой производителями и поставщиками за организацию сбора, обезвреживания и использования отходов товаров и упаковки – с 1% до 3% процентов от стоимости товара по 37 товарным группам. С 2012 года размер платы вырос на 900%.
Замечание 6. В проекте постановления ставки не только не были уменьшены, но и расширился перечень товаров при производстве или поставке которых в Республику Беларусь необходимо будет уплачивать утилизационный сбор:
- отопительные котлы (код ТН ВЭД ЕАЭС 8403 10 900 0);
- вентиляторы и вытяжки (код ТН ВЭД ЕАЭС 8414 51 – 8414 60);
- весы электронные (код ТН ВЭД ЕАЭС 8423 10 100 0);
- минимойки (код ТН ВЭД ЕАЭС 8424 30 010 0, 8424 30 080 0);
- газонокосилки (код ТН ВЭД ЕАЭС 8433 11, 8433 19);
- вязальные машины (код ТН ВЭД ЕАЭС 8447);
- источники бесперебойного питания для бытовой техники и электроники (код ТН ВЭД ЕАЭС 8504 40 300 9);
- микрофоны и наушники (код ТН ВЭД ЕАЭС 8518 10 – 8518 30, 8518 50 000 0);
- пульты дистанционного управления (код ТН ВЭД ЕАЭС 8543 70 900 0);
- часы электрические настенные и настольные (код ТН ВЭД ЕАЭС 9103, 9105);
- аккумуляторы (заряжаемые батареи) для техники и электроники (код ТН ВЭД ЕАЭС 8507).
Справочно:
Отсутствует обоснование того, почему именно эти 11 категорий товаров были дополнены в проект постановления, что обусловило включение в этот перечень, например, микрофонов и наушников. По наблюдениям бизнес-союзов, микрофоны и наушники не представляют угрозы засорения и захламления мест хранения отходов своим объемом.
Замечание 7. Повышение в таких размерах платы за отходы с учетом открытости границ с Российской Федерацией делает наших импортеров и производителей неконкурентоспособными, стимулируя развитие серого и черного рынков по таким популярным категориям товаров, как электроника и бытовая техника.
Справочно:
Анализ цен на ведущих торговых площадках (например Onliner.by) в национальном сегменте сети Интернет показывает, что стоимость у официальных импортеров выше стоимости аналогичных товаров у черных и серых продавцов, которые поставляют в Республики Беларусь товары по нелегальным схемам. Разница в ценах составляет от 19% до 41%. При этом, теневой сегмент представлен в достаточном ассортименте и количестве.
Индивидуальным предпринимателям и иным мелким субъектам выгоднее приобретать товар у российских импортеров и производителей, где размер утилизационного сбора меньше, самостоятельно ввозить без внесения платы за отходы широкую линейку товаров и реализовывать в розничной торговле, в том числе, в сети Интернет.
Ряд российских интернет-магазинов доставляют товары непосредственно покупателям в Республику Беларусь через пункты выдачи или через курьерские службы без оплаты сбора за отходы в установленном порядке.
Таким образом, деньги за утилизацию остаются в России, а отходы остаются в Беларуси.
Очевидно, что ставки утилизационного сбора в таком объеме стимулируют рост «серого» импорта электроники, бытовой техники и иных популярах потребительских товаров. Учитывая, что они относятся к малогабаритным товарам, их гораздо проще ввести на территорию страны нелегально по сравнению с физически крупными товарами. Учитывая потенциальный рост «серого» импорта, можно предположить, что налоговые поступления в бюджет от легальных импортеров будут сокращаться.
Замечание 8. С нашей точки зрения трехкратное с 2019 года увеличение платы за отходы привело к росту цен на легальные технически сложные товары — в частности, на смартфоны, ноутбуки, серверы, телевизоры.
Справочно:
По результатам 2 квартала 2019 года в отношении к 1 кварталу 2019 года (с 1 апреля 2019 года ставки утилизационного сбора были увеличены одномоментно в 3 раза) по ряду товаров электроники и бытовой техники по официальным данным Белстата Республики Беларусь произошел скачкообразный рост цен: пылесос напольный на 4,21%, утюг электрический на 2%, печь микроволновая на 5,5%, плита (варочная панель) на 5,2%, дрель электрическая на 4,2%, смартфон (в комплекте) на 4,1%, машина посудомоечная на 2,5%.
Следует учитывать, это приведены усредненные данные по ценам. А также учитывать то, что во 2 квартале продолжали распродаваться товары, приобретенные по ценам до введения новых ставок утилизационного сбора, розничные магазины в отношении продукции 2018 года начали снижать цены на товар.
Совокупность указанных факторов привело к следующим негативным последствиям:
а) увеличению розничных цен на легальные технически сложные товары;
б) росту инфляции;
в) расширению «серого» и «черного» рынков в первую очередь смартфонов и иных малогабаритных дорогостоящих товаров;
г) снижению оборота и налоговых поступлений в бюджет от легальных импортеров;
д) ухудшению экологической ситуации за счет несоблюдения нелегальными импортерами требований по обращению с отходами;
е) снижению конкурентоспособности белорусских субъектов хозяйствования.
Фактически ставки в размере 3% и 8% перенесены в проект нового постановления, а поручение Заместителя Премьер-министра № 11/535-521/2р от 31.12.2019г. и обращения бизнес-союзов, Министерством жилищно-коммунального хозяйства проигнорированы.
Замечание 9.1. В прилагаемой таблице по тексту содержания столбца
№ 3 «Наименование товаров и упаковки1» определение «бытового назначения 2» не коррелируется с примечанием к указанной таблице: «2 Для целей настоящего перечня товары этой позиции определяются как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и кратким наименованием».
Замечание 9.2. Формулировка «3Товары бытового назначения» в примечании к прилагаемой таблице носит неоднозначный характер, допускающий расширительное толкование: «3Товары бытового назначения – товары, предназначенные в основном для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц».
Справочно:
В соответствии со ст. 23 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» термины и понятия, используемые в тексте нормативного правового акта, должны быть понятными и однозначными. При изложении правовых норм нормативного правового акта следует избегать как чрезмерно обобщенных, так и чрезмерно детализированных формулировок, а также дублирования нормативных предписаний и их множественности по одному и тому же вопросу.
Замечание 9.3. Для производителей и поставщиков из текста обоснования к проекту в дополнение к вышеприведенным замечаниям:
9.3.1. непонятна до конца логика и цель введения термина «бытового назначения»;
Справочно:
В обосновании представлен текст, который не только не проясняет ситуацию, но и предполагает неоднозначность и многовариантность использования и применения данной нормы: «Для исключения неоднозначного понимания перечень дополнен примечанием 3 для разъяснения понятия «товары бытового назначения», под которыми понимаются товары предназначенные в основном для использования в быту, независимо от того кем фактически такие товары приобретены и используются – физическим или юридическим лицом. Данное примечание, в том числе относится к электрическому и электронному оборудованию, в отношении которого прорабатывается вопрос упрощения порядка обращения с отходами такого оборудования для юридических лиц с возможностью организации безвозмездной передачи таких отходов на использование за счет выплаты перерабатывающим предприятиям компенсации за использование таких отходов наряду с отходами потребления».
9.3.2. непонятна до конца логика и система использования либо неиспользования термина «бытового назначения» в различных строках таблицы;
Справочно:
В таблице, прилагаемой к проекту постановления в строке 37 вычислительные машины; в строке 30 принтеры, копировальные аппараты и др.; в строке 35 инструменты ручные пневматические и др. отсутствует понятие «бытового назначения».
При том, что в указанные группы товаров могут одновременно входить товары предназначенные в основном для использования в быту, независимо от того кем фактически такие товары приобретены и используются – физическим или юридическим лицом. Кроме того, многие производители системные интеграторы производят и/или поставляют товары, входящие в указанные группы исключительно для юридических лиц по договорам поставки или комплексным договором, включающим поставку товара, разработку программного обеспечения, проведение сети и её настройка, интеграцию системы в рабочие процессы компании.
Предложение 1.
В таблице приложения к проекту постановления, в группе 7. Электрическое и электронное оборудование:
слова «3 процента» заменить словами «1 процент».
Предложение 2.
В таблице приложения к проекту постановления, в группе 8. Элементы питания (батарейки):
слова «8 процентов» и «3 процента» заменить соответственно словами «6 процентов» и «1 процент».
Предложение 3.
Либо установить размер платы по товарам группы 7 и группы 8 исходя из массы импортированного или произведенного товара в расчете на одну тонну по ставкам не выше чем в Российской Федерации.
Предложение 4.
В таблице приложения к проекту постановления, определение « , бытового назначения 2» согласовать с примечанием к указанной таблице.
Предложение 5.
В таблице приложения к проекту постановления уточнить формулировку и правовой механизм использования и применения определения «Товары бытового назначения», исключив неоднозначный характер, допускающий расширительное толкование.
Предложение 6.
В таблице приложения к проекту постановления в строке 37 вычислительные машины и др.; в строке 30 принтеры, копировальные аппараты и др.; в строке 35 инструменты ручные пневматические и др. дополнить по тексту « ,бытового назначения».
29.05.2020 13:10:36
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться