• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Публичное обсуждение проектов НПА
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах
Поиск  Правила  Войти

[ Закрыто ] Проект Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании земельных отношений»

Общественное обсуждение

13
закрыть тему
Модератор
0
Проект правового акта: Проект Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании земельных отношений» [PDF], предметом правового регулирования которого является комплексное совершенствование законодательства об охране и использовании земель в части использования и охраны земель, условий предоставления земельных участков субъектам хозяйствования всех форм собственности, отношений собственности на земельные участки.

Прилагаемая информация: Обоснование необходимости принятия проекта Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании земельных отношений» [PDF].

Организатор общественного обсуждения: Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.

Сроки проведения обсуждения: с 23 мая по 1 июня 2020 г.

Информация о результатах обсуждения.

22.05.2020 15:37:57

Виктор Шостик

Пользователь

НОВИЧОК
0
1.1 0
1. Продление договоров аренды (исполкома с арендаторами земельных участков) должно быть автоматическим, если нет возражений у арендатора или исполкома. Либо, хотя бы, обязать исполкомы письменно извещать арендаторов земельных участков о завершении срока аренды. И если арендатор не ответил, либо ответил - продлять договор автоматически (или на указанный в извещении срок до следующего продления).
2. Регистрация договора по земле и регистрация недвижимости в БТИ должны быть достаточными для вступления договора в силу. Сейчас же одна из сторон сделки по продаже недвижимости должна отнести договор в исполком. Это часто забывают сделать -особенно те у кого есть в пользовании земельные участки на иных основаниях (право собственности, пользования и т.д.). Позднее, при следующих оформлениях возникаю вопросы.

Бывает что некоторые арендаторы забывают продлить договор аренды и их об этом никто не предупреждает. Бывает что подают заявление не за 3 месяца до завершения договора, а за месяц и теряют право аренды. Хотя при этом арендная плата обычно уплачивается, участок эксплуатируется - всех всё устраивает.

Вообще сейчас исполкомы заинтересованы на меньший срок оформлять договора аренды. Это даёт им возможность:
* брать плату за право аренды при каждом продлении
* создавать предпосылки коррупции - продлят или не продлят
* создавать дополнительный документооборот - показывать свою занятость, значимость

Что теряет страна:
* отвлекаются ресурсы - сами чиновники бумажной работой занимаются, арендатор ходит по кабинетами и т.д.
* ухудшается инвест-климат и лояльность бизнеса  - требуется лишние отвлечение, хождения сотрудников, руководителей, которые в это время могли бы создавать ВВП

24.05.2020 18:52:13

Сергей Варивода

Юрист

НОВИЧОК
0
0.0 5
В стране существует вопиющее неравенство условий владения и пользования земельными участками юридическими лицами. И проект Указа эту проблему не решает. Напомню, в Беларуси есть пользователи земельных участков (с уплатой земельного налога), арендаторы без уплаты за право заключения (или перезаключения на новый срок) договора аренды и арендаторы с уплатой за такое право. Плата за право заключения договора аренды земельного участка достигает 0,25 его кадастровой стоимости. Например, в Минске это могут быть суммы 1 млн. долларов и более за 1 га. Все вышеуказанные землепользователи конкурируют на одних товарных рынках при разной фискальной нагрузке. Совет по развитию предпринимательства РБ еще в 2018г. предлагал оставить лишь однократную, т.е. по итогам аукциона, плату за право заключения договора аренды. Однако власти упираются, это же доходы местных бюджетов. А как же быть с принципом свободной конкуренции? равенства субъектов хозяйствания (ст. 13 Конституции)? Мифическая выгода от зачета ранее внесенной платы за право при приватизации земельного участка ничего не значит в условиях отсутствия ее индексации (Кодекс о земле). Что стоит плата, внесенная 10 лет тому назад? Если по курсу, то в 10 раз меньше. Проект Указа не решает вопрос и фактического неравенства земельного налога и арендной платы за земельные участки равной кадастровой стоимости. Если для земельного налога с 1.01.2020г. действует предельный к=2,0 к базовой ставке, то для арендных платежей к=2,5. При этом местные органы власти отказываются пересчитывать арендную плату в сторону уменьшения и за счет снижения кадастровой стоимости земельного участка, в отличие от земельного налога. И вообще: а нам точно нужно две отрасли законодательства (налоговое, земельное), два регулятора (Минфин, ГКИ) в одном вопросе взимания платежей за землю? Предлагаю сохранить право союбственности и возмездного пользования. И то, и другое с уплатой налога в бюджет.

26.05.2020 08:42:12

Екатерина Беловежа

Пользователь

НОВИЧОК
0
1.1 0
На сегодняшний день существует несправедливая процедура по  самовольной постройке на прирезанном земельном участке, т.е. участке, имеющем небольшую  площадь (до 2-3 соток), примыкающем к земельному участку, полученному на праве собственности или пожизненного наследуемого владения для обслуживания жилого одноквартирного дома и хозпостроек.
         Пример: В сельском населенном пункте на земельном участке, предоставленном в пользование для обслуживания и строительства жилого одноквартирного дома и хозпостроек, гражданином (собственником  жилого дома) произведена реконструкция существующего сарая. Так вышло, что часть сарая вышла за границу предоставленного в пользование  участка и оказалась на самовольно занятом участке, относящемся к  землям  населенного пункта. При этом самовольно занятый участок примыкает к законному участку (т.е. является смежным), площадь его невелика и с точки зрения логики, обычаев землепользования и правильных геометрических  фигур должен был выделяться в пользование совместно с основным участком (так называемая в народе «прирезка»).
       Согласно п. 3 ст. 223 Гражданского кодекса в данном  случае возможен  только один вариант -местным исполнительным и распорядительным органом принимается  решение о возврате самовольно занятого земельного участка, сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние.
      Т.е. сначала нужно снести самовольную постройку, а потом обращаться в государственные органы  о выделении данного участка в пользование для реконструкции существующего  сарая и снова проведение реконструкции.
       Очевидно, что самовольная постройка принадлежит собственнику дома (пристроена часть к существующей хозпостройке),  ее строительство не нарушило требования градостроительных норм, не нарушило права других граждан, юридических лиц и государственных органов, для ее размещения необходим участок небольшой площади, примыкающий к уже предоставленному (прирезка), но не хватает норм законодательства, в соответствии с которыми можно принять самовольную постройку в эксплуатацию и произвести ее государственную регистрацию в установленном порядке.

27.05.2020 07:42:50

Юлия Кухтинская

Пользователь

НОВИЧОК
0
1.1 0
Хотелось бы внесения поправок в законодательство, чтобы иметь возможность распоряжения земельными участками, которые находятся в частной собственности, внесения свободно и легко на законных основаниях необходимых изменений.  
А именно: моя бабушка получила в частную собственность земельный участок в свое время, в 90-е годы... Есть Государственный акт, приватизированны земли как для обслуживания дома, так и для ведения подсобного хозяйства. После ее смерти, естественно всё отошло наследникам в равных долях. Получается не справедливо, у нас всё в частной собственности, но мы не можем просто и понятно разделить участок, поменять целевое использование земли, построиться раздельно каждый и жить свободно, и спокойно на землях наших предков.... Зато, когда государству надо эти земли продать с аукциона, всё легко делается - и такие же участки по соседству после смерти людей, у которых нет родственников, например - распродаются государством по частям, легко меняется и целевое использование земли для этого. Почему мы, законные наследники, не можем сделать тоже самое... Ведь это выгодно всем - мы бы вносили необходимы регистрационные платежи в государственный бюджет при проведении всех разрешительных действий и могли бы потом спокойно распоряжаться своей собственностью...  Учитывая, что наши семьи разрастаются, необходима и дополнительная жилплощадь... А мы не можем законно всё сделать для того, чтобы жить и работать на нашей земле...

Буду благодарна за комментарии....

29.05.2020 10:30:19

Кирильчик Владимир

Юрист

НОВИЧОК
0
1.1 0
Перевод земельных участков с целевым назначением  для ведения личного подсобного хозяйства (далее-ЛПХ) в целевое назначение под строительство и обслуживание жилого дома в настоящее время весьма актуален , особенно для участков земли находящихся в частной собственности. В одной из первых редакций Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007г №667 запрета на изменение целевого назначения земельного участка не было. Причина внесения изменений  на запрет изменения целевого назначения не понятна. Выделение земельных участков под строительство в населенных пунктах в сельской местности зачастую весьма ограничено. При этом в черте населенного пункта имеются участки , находящиеся  в частной собственности физических лиц для ведения личного подсобного хозяйства     , которые граничат с жилыми застройками. Учитывая тот факт , что многие участки земли достались на правах наследования родственникам , которые хотели бы разделить их между собой , возникает проблема изменения целевого назначения. Многие граждане Республики Беларусь , получившие в наследство земельные участки для ведения ЛПХ , работали и продолжают работать на данной земле. Решение данной проблемы позволило бы закрепить людей на деревне , инициировать частную застройку , снизить нагрузку государственных органов на решение вопросов о перспективности населенных пунктов. Вопрос перевода земельных участков из ЛПХ под строительство и обслуживания жилого дома довольно успешно решен в Российской Федерации. Данная норма содержится в статье 8 Земельного Кодекса РФ , позволяющая осуществить такой перевод с соблюдением определенных требований.
Считаю целесообразным дополнить проект Указа нормой о возможности изменения целевого назначения земельного участка, находящегося в частной собственности граждан Республики Беларусь.

29.05.2020 14:27:55

Игорь Соколовский

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
232.3 731
Модератор новостей,
1. Возможно, это не вопрос именно данного проекта, но все же.
Давно пора навести порядок в системе вещных прав в гражданском праве, и в части земельных участков – особенно.
Хотя бы в части аренды – насколько вообще нужна аренда зем.участков? Возможно, и нужна, но в каких-то узком сегменте отношений. Например, сейчас много участков находится в аренде у организаций под обслуживание кап.строений. Аренда априори предполагает срочность, т.е. заканчиваться через некоторый определенный срок.
Срок аренды истекает (каждые 3 или 5 лет, неважно) и он продляется, потом снова продляется и т.д. А может ли срок не быть продлен со стороны исполкома? Может. Но результат какой – что делать собственнику многоэтажного кап.строения стоимостью миллионы долларов? Продавать, сносить - на основании чего, в связи с чем, да и кому это выгодно. Получается, что аренда все равно будет продлеваться. Но кап.строения на зем.участке строятся, по логике, «на века», не на год-два. Зачем тогда нужна в этом случае краткосрочная аренда?

2. По п.4 проекта указа.
2.1. Представляется, что здесь имеет место грубая ошибка, основанная на теоретическом заблуждении.
Указано, что «доля в праве на зем.участок» может предоставляться (находиться) «на разных видах права». Др. словами, получается, что «доля в праве» принадлежит «на праве», т.е. имеет место «право» на «право» - предмет давнего теоретического спора.
2.2. Однако вполне логично и разумно исходить из того, что право (доля в нем) на зем.участок принадлежит субъекту не на каком-то праве, а в силу правоспособности субъекта. Т.е. это право «привязывается» (принадлежит) субъекту с помощью именно правоспособности, а не некоего «промежуточного» права.
2.3. Допустим, что это не так и проектируемая норма верна и логична. Субъекту предоставляется доля в праве аренды зем.участком. На каком праве тогда эта доля будет предоставляться субъекту? Если на праве собственности, то у нас получится право собственности на «долю в праве аренды». Допустим у субъекта не доля, а целое право аренды – получаем «право собственности на право аренды». Может быть не собственности, а также аренды? Тогда получим «доля в праве аренды» принадлежит субъекту на «праве аренды».
Очевидно же, что это абсурд. И если это не так, то почему же тогда сейчас на зем.участок устанавливается и регистрируется у регистратора просто «право аренды», а не «право собственности» (иное право) на «право аренды»?
2.4. Аналогичное положение и в ситуации с долями в праве собственности на вещь. Вместе с тем, вышеуказанная ошибка применительно к праву собственности допущена в новой редакции Жилищного кодекса.

31.05.2020 16:37:20

Игорь Соколовский

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
232.3 731
Модератор новостей,
Продолжение.
3. По п.7 проекта указа в части того, что сведения об условиях отвода зем.участка и срок строительства указываются в договоре об отчуждении зем.участка.
3.1. Вполне возможно, что даже «технически» эти условия будет проблематично описать в договоре.
3.2. Если это сделано в целях информирования приобретателя зем.участка об условия его использования и сроке строительства, то такое информирование возможно и без включения их в договор, а факт ознакомления с ними можно просто зафиксировать в договоре.
 
4. По п.1 Положения об аренде зем.участков.
4.1. Указано про аренду «доли в праве на зем.участок». Не совсем понятно, что имеется в виду: а) часть участка, выделенная в натуре; б) собственно доля в праве на участок. Если первое, то это, по сути, новый участок и ни о какой доле речь идти не может. Кроме того,  требуется корректировка фразы в норме.
4.2. Если второе, то здесь также имеет место некорректность.
В аренду предоставляется не доля в праве, а участок, как вещь, т.е. материальный объект окружающего мира. Именно на такой (материальный) объект устанавливается аренда (право владения и (или) пользования). Просто право владение и пользование (т.е. аренда) устанавливается не в 100%, а ином процентной выражении. Т.о. имеет место доля в праве или долевое право. Другими словами, у арендатора в аренде находится весь участок – каждым квадратным сантиметром его площади арендатор владеет и может пользоваться. И такими же правомочиями в отношении всей площади участка обладает и др. арендатор(-ы). Аналогичное положение и в ситуации с долями в праве собственности на вещь. Т.о. нельзя сказать, что этот конкретный квадратный метр участка – одного арендатора, а этот метр – второго. Каким метром участка кто из арендаторов будет пользоваться – уже вопрос соглашения между ними (ст.250 ГК), но не вопрос установления долевой аренды.

31.05.2020 16:53:31

Игорь Соколовский

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
232.3 731
Модератор новостей,
Продолжение.
5. По п.2 Положения об аренде зем.участков.
5.1. Имеет место смешение договора и административного акта – двух разных видов юр.фактов.
Заключение договора согласно наиболее распространенному взгляду представляет собой результат совершения двух 1-сторонних сделок (оферты и акцепта). В рассматриваемой ситуации предлагается заключать договор по конструкции «1-сторонняя сделка (заявление – оферта) + административный акт (решение гос.органа – акцепт)».
С т.зр. классического учения о юрид.фактах в праве (в т.ч. гражданском) сделки (в т.ч. договоры) вместе с  адм.актами, судебными актами и юридическими поступками – это разные виды юрид.фактов, входящих в группу «юридические действия».
5.2. Т.о. проектируемый пункт предлагает реализовать в законодательстве «мини-революцию» с позиции учения о сделках и юридических фактах, причем без необходимого теоретического обоснования, а только, видимо, с позиции логики практического удобства (упрощение документооборота).
5.3. Как вариант, с т.зр. доктрины гражданского права, предлагаемая ситуация все равно может быть квалифицирована следующим образом:
а) принятие решения гос.органом будет продолжать считаться адм.актом, который всего лишь оформляет (как и сейчас) выражение внутренней воли гос.органа – его желание заключить договор аренды;
б) направление гос.органом решения оференту будет являться акцептом, т.к. представляет собой волевое 1-стороннее действие;
в) договор будет счиаться заключенным по классическому воззрению – совершением двух 1-сторонних сделок, объективно выражающемся в обмене двумя документами (заявление + решение).
Т.о., по сути, ситуация с заключением договора с позиции доктрины принципиально не измениться.
Если нет принципиальной разницы, зачем тогда вносить подобный «сумбур»?
Кроме того, явно возникнет ряд др. вопросов – как включить в такой «договор» иные условия, не предусмотренные законодательством, а также их изменить в последующем, как подтверждается факт предоставления участка арендатору и его возврат и т.д.
5.4. Между тем, если следовать вышеуказанной практической логике, то:
а) в любом случае имеет место выражение воли двумя субъектами (инициатор заключения договора и гос.орган);
б) в любом случае имеет место два документа (заявление инициатора и решение гос.органа);
в) в таком случае, что мешает исключить принятие решения, как адм.акта, но оставить заключение «классического» договора. Как вариант, можно допустить упрощение с т.зр. допущения такого способа заключения договора, как обмен двумя текстовыми документами (в настоящее время обмен запрещен, требуется составление одного документа);
г) по пункту «в» выражение внутренней воли гос.органа (его желания заключить договор) не потребуется (как это делается сейчас), а его волеизъявление будет выражаться в подписании и направлении инициатору некоего второго текстового документа (акцепта).

31.05.2020 17:36:47

Игорь Соколовский

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
232.3 731
Модератор новостей,
6. По п.3 Положения об аренде зем.участков.
6.1. Не совсем понятно, зачем такие сложности – с залогом для гос.органа. При просрочке внесения платы необходимо будет обращаться в суд об обращении взыскания на предмет залога, возбуждать исполнительное производство, выставлять продажу «права аренды» на торги и пр.
6.2. В ч.3 ссылка на срок согласно ч.1, видимо, неверна, т.к. в ч.3 речь идет о внесении платы после, а не до принятия решения (и, соответственно, заключения договора аренды).

7. В Положении об аренде зем.участков два пункта под номером «3».

8. По п.7 Положения об аренде зем.участков.
8.1. Абз.2 ч.2 (судебный порядок расторжения договора), по сути, совпадет с абз.3 п.8 (расторжение в 1-стороннем порядке) либо имеется разница? Если разницы нет, то необходимо определить один (судебный) порядок расторжения договора. Очевидно, что гос.орган-арендодатель не будет обращаться в суд, если у него есть право на 1-сторонний отказ.
8.2. Требуется ли гос.регистрация прекращения аренды при расторжении договора судом, по соглашению сторон или в 1-стороннем порядке – причем как по основаниям, предусмотренным самим Положением, так и др. законодательством или договором?

9. По п.8 Положения об аренде зем.участков.
Каким образом оформляется такой отказ: вынесение решения+уведомление арендатора?
Допустим, у арендатора также будет право в 1-стороннем порядке отказаться от исполнения договора – каким образом такой отказ будет оформляться?

10. По п.9 Положения об аренде зем.участков.
10.1. В ч.2 речь идет именно о соблюдении 3-месячного срока, указанного в ч.1? Воспринимается так, что для предотвращения прекращения аренды достаточно уведомить и позднее.
10.2. По ч.2: возможно, с т.зр. п.3 ст.395 ГК будет логичней указать, что прекращаются не «договорные отношения», а что это влечет окончание срока действия договора аренды и, как следствие, прекращение обязательств сторон по договору, а также прекращение права аренды.
Также, возможно, стоит указать, что обязательства, в которых выражается применение мер гражданской ответственности (неустойка, проценты по ст.366 ГК, убытки) в этом случае не прекращаются.
10.3. По ч.2: каковы последствия для сторон в случае надлежащего уведомления арендатором арендодателя по ч.2 и несвоевременного принятия последним решения о продлении срока действия договора аренды – договор продляется автоматически на неопределенный срок (п.2 ст.592 ГК)?
10.4. По ч.3: указание на «их» имеет в виду указанные в ч.3 «отношения» и «право аренды» либо только «отношения». Однако гос.регистрация «правоотношений» не производится в принципе.

31.05.2020 17:42:37

  • 1
  • 2
  • 1
  • 2

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться

© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте