11. По п.10 Положения об аренде зем.участков. 11.1. По ч.1: а если будут изменения по соглашению сторон, т.е. не из-за изменения законодательства – каков будет порядок внесения изменений? По сути, это 1-стороннее изменение условий договора – об этом необходимо прямо и сказать. 11.2. По ч.2: уведомление об указанных изменениях не рассматривается в качестве изменения условий договора? Тогда лучше прямо указать об этом либо указать, что внесения в договор подобных изменений не требуется в принципе. Если измениться наименование гос.органа – арендодателя или фамилия арендатора – тоже уведомление либо необходима корректировка решения гос.органа?
12. По п.12 Положения об аренде зем.участков. 12.1. Ч.2 дополнить указанием о «ненадлежащем исполнении» (см. п.11 Положения + ст.364, 365 ГК). 12.2. Каковы последствия при несоблюдении срока по ч.3?
13. По Положению о зем. спорах. Зачем необходимо это Положение, если есть гл.11 в Кодексе о земле? Логично внести поправки в кодекс. Тем более, что вряд ли имеет место срочная необходимость в принятии указанного Положения.
31.05.2020 17:53:34
Игорь Валерьевич
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
5.0
105
В п. 10 проекта Указа определяются условия для размещения (установки) нестационарных объектов, связанного с проведением массовых мероприятий и оказанием услуг, сроком до 3 месяцев на землях общего пользования населенных пунктов, а также земельных участках, предоставленных юридическим лицам Республики Беларусь, за исключением случаев размещения торговых объектов. Также в обосновании к проекту Указа сказано, что в связи с изданием Указа планируется разработать и принять «постановление Совета Министров Республики Беларусь, предусматривающее порядок принятия местным исполнительным комитетом решений о размещении (установке) объектов некапитального характера». При этом в Примечании*** к проекту Указа сказано: «Под нестационарным объектом понимается временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением)». 1. Предлагаю обратить внимание на «разнобой» в используемых терминах: «нестационарные объекты» и «объекты некапитального характера». 2. Что именно понимается под термином«временная конструкция», где содержится определение данного термина? 3. Любая «конструкция» (в т.ч. и «временная») не является «строением (зданием, сооружением), в т.ч. и «капитальным», т.к. любое «строение (здание, сооружение)» состоит из «конструкций». Таким образом, слова «не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением)» являются излишними. 4. Какие «временныеконструкции» могут быть использованы для «оказания услуг»? Для «оказания услуг» используются «сооружения», а не «конструкции». На практике в качестве не являющимися капитальными сооружениями используются мобильные (инвентарные) сооружения. В п. 3.13 СТБ 2331-2015 «Объекты строительства. Классификация» содержится определение следующего термина: «мобильное (инвентарное) здание или сооружение: Здание или сооружение комплектной заводской поставки, конструкция которого обеспечивает возможность его передислокации». В п. 3.13 проекта СП «Здания и сооружения. Классификация» содержится аналогичное определение указанного термина: «мобильное (инвентарное) здание или сооружение: Здание или сооружение комплектной заводской поставки, классифицируемое в соответствии с ГОСТ 25957, соответствующее ГОСТ 22853 или техническим условиям изготовителя, конструкция которого обеспечивает его безопасную эксплуатацию и возможность его передислокации». Такие сооружения собираются из заводского комплекта на месте и устанавливаются на покрытие площадки. Среди прочего к мобильным (инвентарным) сооружениям можно отнести павильоны, определение которых содержится в п. 3.15 указанного проекта СП: «павильон: Сооружение модульного типа для размещения выставочной композиции, организации киносъемок, торговли, оказания бытовых и иных услуг населению, осуществляемых с обслуживанием покупателей (заказчиков) внутри помещения». При этом в подп. 5.5.4 указанного проекта СП сказано: «5.5.4 Павильоны, киоски торгового и вспомогательного назначения комплектного заводского изготовления. Примечание – Павильоны и киоски комплектного заводского изготовления представляют собой изделия, собранные на заводе-изготовителе по конструкторской документации, с выдачей паспорта на готовое изделие, комплектно поставляемые и устанавливаемые на подготовленном основании без выполнения строительно-монтажных работ по сборке изделия». Исходя из вышеизложенного, предлагается изложить Примечание*** к проекту Указа в следующей редакции: «Под нестационарным объектом понимается не являющееся капитальным сооружение, в том числе мобильное (инвентарное) сооружение (киоски и павильоны)».
01.06.2020 05:11:48
Александр Шипуло
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
Предлагаю рассмотреть вопрос о внесении изменений в статью 72 кодекса о земле. В части разрешения в оформлении право удостоверяющих документов на земельный участок, при наличии факта самовольного занятия, в исключительных случаях. Например площадью до 0,0200 га. Либо при вступлении в наследство, а также иные.
01.06.2020 08:54:39
ОО "Минское велосипедное общество"
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
0
11 января 2018 года пунктом 3.2 Протокола заседания Постоянной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров Республики Беларусь № 33/1пр была утверждена Концепция развития велосипедного движения в Республике Беларусь (далее – Концепция развития велодвижения). Предметом Концепции развития велодвижения являются «меры на национальном уровне по устранению барьеров для развития велосипедного транспорта, велосипедного туризма и улучшению безопасности дорожного движения в части, касающейся использования велосипедов». Так, согласно абз. 8 п. 6.3 гл. 3 Концепции развития велодвижения государственная политика по развитию велосипедного движения основывается на осуществлении следующих мер, принимаемых в отношении велосипедной инфраструктуры: «создание (развитие) необходимой инфраструктуры для велосипедного движения в населенных пунктах, организация мест стоянок и парковок и их обозначение, организация мест хранения и сервисного обслуживания велосипедов». По данным социологических исследований, проведенных по заказу нашей организации в 2017 г., отсутствие «оборудованных мест для хранения велосипедов возле многоквартирных жилых домов и общежитий» является одним из основных препятствий для развития велодвижения в г. Минске. При этом в подп. 2.3.2 п. 2.3 гл. 13 Основных положений Генерального плана города Минска, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165 сказано: «Создать инфраструктуру велодвижения с включением парковок для велосипедов, мест их хранения и технического обслуживания, прокатных пунктов. Оборудовать дворовые территории жилых районов закрытыми велопарковками из расчёта не менее одного парковочного места на две квартиры». Соответственно, для г. Минска речь идет о необходимости разместить на дворовых территориях, относящихся к землям общего пользования населенных пунктов, тысячи «закрытых велопарковок». 1. В абз. 2 подп. 5.1 п. 5 Правил благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2012 № 1087 (далее – Правила № 1087), предусматривается «строительство» различных объектов, в т.ч. и «велосипедных стоянок». В настоящее время термин «велосипедная стоянка» законодательством не определен. В п. 3.6 проекта СН «Планировка и застройка населенных пунктов» содержится определение следующего термина: «велосипедная стоянка (велостоянка): Место для хранения велосипедов, представляющее собой сооружение, оборудованное специальными конструкциями, предназначенными для обеспечения их сохранности от утраты и повреждения». Также такие сооружения можно использовать для хранения детских и инвалидных колясок, что позволит избежать загромождения лестничных площадок и тамбуров в подъездах жилых домов. В таких сооружениях возможно (и на практике имеет место) также техническое обслуживание и ремонт (в т.ч. и «самообслуживание», а также ремонт собственными силами с использованием находящихся в таком сооружении инструмента и приспособлений) не только велосипедов, но и детских и инвалидных колясок, установка зарядных станций. Для того, чтобы «велосипедные стоянки» пользовались спросом, их необходимо размещать в жилой застройке населенных пунктов вблизи многоквартирных жилых домов и общежитий. И на практике имеющиеся немногочисленные велосипедные стоянки размещаются в жилой застройке. При этом указанные сооружения разнообразны: 1) капитальные (вместимостью на сотни велосипедов) либо некапитальные (вместимостью на десятки велосипедов). Так, на практике в качестве некапитальной «велосипедной стоянки» часто используются мобильные (инвентарные) сооружения. В п. 3.13 СТБ 2331-2015 «Объекты строительства. Классификация» содержится определение следующего термина: «мобильное (инвентарное) здание или сооружение: Здание или сооружение комплектной заводской поставки, конструкция которого обеспечивает возможность его передислокации». В п. 3.13 проекта СП «Здания и сооружения. Классификация» содержится аналогичное определение указанного термина: «мобильное (инвентарное) здание или сооружение: Здание или сооружение комплектной заводской поставки, классифицируемое в соответствии с ГОСТ 25957, соответствующее ГОСТ 22853 или техническим условиям изготовителя, конструкция которого обеспечивает его безопасную эксплуатацию и возможность его передислокации». Такие сооружения собираются из заводского комплекта на месте и устанавливаются на покрытие площадки. Среди прочего к мобильным (инвентарным) сооружениям можно отнести павильоны, определение которых содержится в п. 3.15 указанного проекта СП: «павильон: Сооружение модульного типа для размещения выставочной композиции, организации киносъемок, торговли, оказания бытовых и иных услуг населению, осуществляемых с обслуживанием покупателей (заказчиков) внутри помещения». При этом в подп. 5.5.4 указанного проекта СП сказано: «5.5.4 Павильоны, киоски торгового и вспомогательного назначения комплектного заводского изготовления. Примечание – Павильоны и киоски комплектного заводского изготовления представляют собой изделия, собранные на заводе-изготовителе по конструкторской документации, с выдачей паспорта на готовое изделие, комплектно поставляемые и устанавливаемые на подготовленном основании без выполнения строительно-монтажных работ по сборке изделия». 2) размещаемые на земельном участке, предоставленном для «строительства и(или) обслуживания жилого многоквартирного дома» либо на дворовых территориях, относящихся к землям общего пользования. 2. В последнее время, в связи с развитием велосипедного движения, в местные исполнительные и распорядительные органы поступают обращения от граждан и юридических лиц по вопросу устройства (в т.ч. на территории существующей многоквартирной застройки) объектов, предназначенных для хранения и сервисного обслуживания велосипедов. Граждане имеют потребность в хранении своих велосипедов, а представители бизнеса готовы удовлетворить эту потребность граждан. Однако, отсутствие законодательного регулирования порядка установки указанных объектов не позволяет исполнительным и распорядительным органам власти выдавать разрешения на размещения указанных объектов либо отказывать в их размещении со ссылкой на нормы действующего законодательства. Отсутствие законодательного регулирования отношений, возникающих при установке мест для хранения велосипедов, вызывает на практике правовые, организационные и финансовые проблемы. Так, одной из проблем является неурегулированность необходимости предоставления земельных участков путем их отвода (изъятия) из земель общего пользования населенных пунктов и порядок предоставления этих участков для установки (строительства) сооружений для хранения велосипедов. Согласно ч. 2 п. 4 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее – Указ № 667) «Не требуется… изъятие земельных участков из земель общего пользования населенных пунктов и предоставление этих участков для проведения работ по благоустройству, воссозданию элементов благоустройства и размещению малых архитектурных форм на землях общего пользования населенных пунктов, осуществляемых без изменения вида и (или) категории земель. Проведение таких работ осуществляется на основании утвержденной проектной документации… и решения местного исполнительного комитета о разрешении их проведения». При этом законодательство не содержит перечня «работ по благоустройству», а также перечня «элементов благоустройства». Соответственно, не ясно, относится ли установка (строительство) «сооружений для хранения велосипедов» на «землях общего пользования населенных пунктов» к «работам по благоустройству». При том в ответе Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 06.11.2019 г. № 4-8/506-ЮЛ сказано, что «не требуется изъятия и предоставления земельных участков для строительства (установки) объектов, относящихся к элементам благоустройства, на землях общего пользования населенных пунктов независимо от того, являются ли указанные объекты капитальными строениями (зданиями, сооружениями) либо не являются». Между тем, согласно абз. 2 подп. 5.1 п. 5 Правил № 1087 «Благоустройство и содержание (эксплуатация) территории… включают в себя… строительство в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией и содержание (эксплуатацию)… транспортной инфраструктуры (… велосипедные стоянки…)», из чего следует, что «велосипедная стоянка» относится к «транспортной инфраструктуре», а не к «элементам благоустройства». Также Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в ответе от 11.11.2019 г. № 01-15/юр428 (Приложение 1) «не усматривает возможности отнесения «некапитальных» велостоянок к элементам благоустройства». Соответственно, «капитальные» велостоянки тем более не относятся к «элементам благоустройства». При этом следует отметить, что в абз. 47 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» содержится определение следующего термина: «транспортная инфраструктура – совокупность коммуникаций… транспорта, предназначенных для движения транспорта, пешеходов, перемещения пассажиров, багажа и грузов…». Таким образом, транспортной инфраструктурой являются только: а) коммуникации транспорта; б) предназначенные для движения транспорта, пешеходов, перемещения пассажиров, багажа и грузов. Также следует обратить внимание, что в абз. 3 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.05.1998 № 140-З «Об основах транспортной деятельности» содержится определение следующего термина: «объекты транспортной деятельности – транспортные средства и коммуникации, системы управления движением, сооружения и иное имущество, используемые для осуществления транспортной деятельности». При этом СТБ 1487-2004 «Перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом» содержит определение следующего термина: «Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перемещение пассажиров и грузов различного назначения». Таким образом, транспортное законодательство выделяет самостоятельный термин «транспортные средства» и отделяет его от термина «транспорт». Соответственно, следующие объекты не относятся к транспортной инфрастуктуре: а) коммуникации транспортных средств; б) предназначенные для движения не «транспорта, пешеходов, перемещения пассажиров, багажа и грузов», а иных объектов; в) предназначенные не для «движения», а для иных целей. В качестве примеров объектов, не являющиеся «транспортной инфраструктурой», можно привести «велосипедные стоянки» и «велосипедные парковки» – указанные объекты предназначены для «хранения» и «стоянки» (а не для «движения») «транспортных средств» (а не «транспорта»). 3. В ответе Комитета государственного имущества Мингорисполкома от 21.01.2020 г. № 1-16/4 (Приложение 2) предлагается при размещении «велогаражей» на землях общего пользования в существующих дворах руководствоваться Инструкцией о порядке сдачи в аренду открытых площадок с покрытием, расположенных на землях общего пользования города Минска, для размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов общественного питания и нестационарных объектов бытового обслуживания и иных услуг населению, утвержденной Решением Минского городского Совета депутатов от 16 декабря 2009 г. № 271. При этом в настоящее время в г. Минске на дворовых территориях практически отсутствуют «сооружения благоустройства, находящееся в собственности города Минска, расположенные на землях общего пользования города Минска», части которых являются «открытыми площадками с покрытием», предназначенные для установки «велогаражей», которые можно было бы сдавать в аренду в соответствии с указанной выше Инструкцией. Соответственно, их необходимо создавать. Далее в указанном ответе Комитета государственного имущества Мингорисполкома отмечается: «В отношении предоставления в аренду площадок инвесторам, за средства которых эти площадки созданы, полагаем возможным проведение аукциона по продаже права аренды будущей площадки с условиями финансирования всех работ по ее проектированию и строительству и заключением договора аренды после сдачи площадки в эксплуатацию. Вместе с тем, проведение такого аукциона возможно только после проработки всех вопросов, связанных с возможностью строительства площадки с соблюдением градостроительных, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных требований и указанием конкретного расположения площадки в привязке к плану местности. Это необходимо, чтобы после проведения аукциона победитель не столкнулся с фактами отказа в строительстве площадки со стороны какой-либо из согласующих организаций. По нашему мнению, проведение аукциона возможно после утверждения проекта по созданию дополнительной асфальтовой площадки. Для этого администрации района, либо по ее поручению иной организации (вероятнее всего той, за которой закреплено обслуживание территории) следует выступить заказчиком по созданию открытой площадки и заказать соответствующий проект. После утверждения проекта по предложению заказчика коммунальным унитарным предприятием «Минский городской центр недвижимости» возможно проведение аукциона по продаже права аренды будущей площадки с условием компенсации победителем уже понесенных затрат по проектированию создания площадки, а также по дальнейшему строительству. В этом случае победитель аукциона, выполнив свои обязательства по финансированию, будет иметь бесспорное право на ее аренду для размещения велогаража». Из чего следует, что для проектирования и строительства таких «площадок» необходимо расходование денежных средств заказчика, в роли которого выступает администрация р-на либо по ее поручению «организация жилищно-коммунального хозяйства, за которой закреплена для обслуживания соответствующая придомовая территория» (ЖЭС). Фактически речь идет о расходовании бюджетных средств государственными органами либо организациями. При этом отсутствует гарантия того, что аукцион на право аренды, созданной за бюджетные средства «площадки с покрытием» с целевым назначением «для установки велогаража», пройдет успешно и какой-либо субъект хозяйствования заключит договор на ее аренду. В результате значительные бюджетные средства могут быть потрачены впустую. В этой связи особую актуальность приобретает проблема подбора мест для создания «площадок» с целью дальнейшего предоставления их в аренду инвесторам через аукцион. Очевидно, что места для создания «площадок» должны располагаться вблизи крупных жилых массивов, на дворовых территориях, а не где-то на пустырях. Соответственно, места размещения «площадок» должны определятся не произвольным образом работниками администраций р-нов либо организации жилищно-коммунального хозяйства, за которой закреплена для обслуживания соответствующая придомовая территория (ЖЭС), а по заявительному принципу потенциальных инвесторов. Не удивительно, что аукционы по предоставлению права аренды «открытых площадок с покрытием» для установки на них «велосипедных стоянок» не проводятся. 4. По следующим причинам не имеет практического смысла также организовывать аукционы и по предоставлению земельных участков, расположенных на дворовых территориях, для строительства капитальных «велосипедных стоянок» путем их отвода (выделения) из земель общего пользования населенных пунктов: 1) места размещения велосипедных стоянок не определяются в градостроительной документации детального планирования, в отличие от автомобильных стоянок, соответственно не определено, где именно следует делать отвод земельного участка из земель общего пользования населенных пунктов для выставления их на аукцион; 2) формирование земельного участка для аукциона требует организационных и финансовых затрат бюджетных средств, а в случае невостребованности выставленного на аукцион участка у потенциальных инвесторов финансовые средства будут потрачены напрасно. 5. Исходя из вышеизложенного, реальными вариантами решения проблемы с хранением велосипедов в существующей жилой застройке является: а) предоставление земельных участков для строительства капитальных «сооружений для хранения, технического обслуживания, ремонта и зарядки велосипедов, детских и инвалидных колясок» путем их отвода (выделения) из земель общего пользования населенных пунктовбез проведения аукциона; б) установка на землях общего пользования населенных пунктов, а также земельных участках, предоставленных юридическим лицам Республики Беларусь, «велосипедных стоянок» без отвода земельного участка и без проведения аукциона по продаже права заключения договора аренды соответствующей территории. 6. В п. 10 проекта Указа определяются условия для размещения (установки) нестационарных объектов, связанного с проведением массовых мероприятий и оказанием услуг, сроком до 3 месяцев на землях общего пользования населенных пунктов, а также земельных участках, предоставленных юридическим лицам Республики Беларусь, за исключением случаев размещения торговых объектов. Также в обосновании к проекту Указа сказано, что в связи с изданием Указа планируется разработать и принять «постановление Совета Министров Республики Беларусь, предусматривающее порядок принятия местным исполнительным комитетом решений о размещении (установке) объектов некапитального характера». При этом в Примечании*** к проекту Указа сказано: «Под нестационарным объектом понимается временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, cооружением)». Что именно понимается под термином«временная конструкция», где содержится определение данного термина?Любая «конструкция» (в т.ч. и «временная») не является «строением (зданием, сооружением), в т.ч. и «капитальным», т.к. любое «строение (здание, сооружение)» состоит из «конструкций». Таким образом, слова «не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением)» являются излишними. Какие «временныеконструкции» могут быть использованы для «оказания услуг»? Для «оказания услуг» используются «сооружения», а не «конструкции». С учетом указанных выше требований СТБ 2331-2015 «Объекты строительства. Классификация» и проекта СП «Здания и сооружения. Классификация», предлагается изложить Примечание*** к проекту Указа в следующей редакции: «Под нестационарным объектом понимается не являющееся капитальным сооружение, в том числе мобильное (инвентарное) сооружение (киоски и павильоны)». 7. Содержащиеся в п. 10 проекта Указа условия «для размещения (установки) нестационарных объектов» предлагается распространить и на нестационарные «велосипедные стоянки» без ограничения срока до 3 месяцев путем добавления к ч. 1 п. 10 проекта Указа следующего текста: «Также не требуется изъятие и предоставление земельных участков для размещения (установки) нестационарных объектов, предназначенных для хранения велосипедов (велосипедные стоянки), на землях общего пользования населенных пунктов, а также земельных участках, предоставленных юридическим лицам Республики Беларусь». 8. Приложение к проекту Указа предусматривает внесение изменений в Указ № 667. В частности, ч. 1 подп. 7.23 п. 7 Указа № 667 проектом Указа предлагается изложить в следующей редакции: «Без проведения аукциона земельные участки предоставляются юридическим лицам … для строительства и обслуживания… гаражей, автомобильных стоянок…». Не меньше оснований предоставлять земельные участки без проведения аукциона и для строительства и обслуживания капитальных «велосипедных стоянок», в т.ч. и для установки в их составе зарядных устройств. Предлагается в ч. 1 подп. 7.23 п. 7 Указа № 667 после слов «автомобильных стоянок» добавить слова «, капитальных сооружений для хранения велосипедов (велосипедные стоянки)».
[ Закрыто ] Проект Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании земельных отношений»
Общественное обсуждение
13Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ11. По п.10 Положения об аренде зем.участков.
11.1. По ч.1: а если будут изменения по соглашению сторон, т.е. не из-за изменения законодательства – каков будет порядок внесения изменений?
По сути, это 1-стороннее изменение условий договора – об этом необходимо прямо и сказать.
11.2. По ч.2: уведомление об указанных изменениях не рассматривается в качестве изменения условий договора? Тогда лучше прямо указать об этом либо указать, что внесения в договор подобных изменений не требуется в принципе.
Если измениться наименование гос.органа – арендодателя или фамилия арендатора – тоже уведомление либо необходима корректировка решения гос.органа?
12. По п.12 Положения об аренде зем.участков.
12.1. Ч.2 дополнить указанием о «ненадлежащем исполнении» (см. п.11 Положения + ст.364, 365 ГК).
12.2. Каковы последствия при несоблюдении срока по ч.3?
13. По Положению о зем. спорах.
Зачем необходимо это Положение, если есть гл.11 в Кодексе о земле?
Логично внести поправки в кодекс. Тем более, что вряд ли имеет место срочная необходимость в принятии указанного Положения.
31.05.2020 17:53:34
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ1. Предлагаю обратить внимание на «разнобой» в используемых терминах: «нестационарные объекты» и «объекты некапитального характера».
2. Что именно понимается под термином «временная конструкция», где содержится определение данного термина?
3. Любая «конструкция» (в т.ч. и «временная») не является «строением (зданием, сооружением), в т.ч. и «капитальным», т.к. любое «строение (здание, сооружение)» состоит из «конструкций». Таким образом, слова «не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением)» являются излишними.
4. Какие «временные конструкции» могут быть использованы для «оказания услуг»? Для «оказания услуг» используются «сооружения», а не «конструкции».
На практике в качестве не являющимися капитальными сооружениями используются мобильные (инвентарные) сооружения. В п. 3.13 СТБ 2331-2015 «Объекты строительства. Классификация» содержится определение следующего термина: «мобильное (инвентарное) здание или сооружение: Здание или сооружение комплектной заводской поставки, конструкция которого обеспечивает возможность его передислокации». В п. 3.13 проекта СП «Здания и сооружения. Классификация» содержится аналогичное определение указанного термина: «мобильное (инвентарное) здание или сооружение: Здание или сооружение комплектной заводской поставки, классифицируемое в соответствии с ГОСТ 25957, соответствующее ГОСТ 22853 или техническим условиям изготовителя, конструкция которого обеспечивает его безопасную эксплуатацию и возможность его передислокации». Такие сооружения собираются из заводского комплекта на месте и устанавливаются на покрытие площадки. Среди прочего к мобильным (инвентарным) сооружениям можно отнести павильоны, определение которых содержится в п. 3.15 указанного проекта СП: «павильон: Сооружение модульного типа для размещения выставочной композиции, организации киносъемок, торговли, оказания бытовых и иных услуг населению, осуществляемых с обслуживанием покупателей (заказчиков) внутри помещения». При этом в подп. 5.5.4 указанного проекта СП сказано:
«5.5.4 Павильоны, киоски торгового и вспомогательного назначения комплектного заводского изготовления.
Примечание – Павильоны и киоски комплектного заводского изготовления представляют собой изделия, собранные на заводе-изготовителе по конструкторской документации, с выдачей паспорта на готовое изделие, комплектно поставляемые и устанавливаемые на подготовленном основании без выполнения строительно-монтажных работ по сборке изделия».
Исходя из вышеизложенного, предлагается изложить Примечание*** к проекту Указа в следующей редакции: «Под нестационарным объектом понимается не являющееся капитальным сооружение, в том числе мобильное (инвентарное) сооружение (киоски и павильоны)».
01.06.2020 05:11:48
Пользователь
НОВИЧОК01.06.2020 08:54:39
Пользователь
НОВИЧОКПредметом Концепции развития велодвижения являются «меры на национальном уровне по устранению барьеров для развития велосипедного транспорта, велосипедного туризма и улучшению безопасности дорожного движения в части, касающейся использования велосипедов». Так, согласно абз. 8 п. 6.3 гл. 3 Концепции развития велодвижения государственная политика по развитию велосипедного движения основывается на осуществлении следующих мер, принимаемых в отношении велосипедной инфраструктуры: «создание (развитие) необходимой инфраструктуры для велосипедного движения в населенных пунктах, организация мест стоянок и парковок и их обозначение, организация мест хранения и сервисного обслуживания велосипедов».
По данным социологических исследований, проведенных по заказу нашей организации в 2017 г., отсутствие «оборудованных мест для хранения велосипедов возле многоквартирных жилых домов и общежитий» является одним из основных препятствий для развития велодвижения в г. Минске.
При этом в подп. 2.3.2 п. 2.3 гл. 13 Основных положений Генерального плана города Минска, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165 сказано: «Создать инфраструктуру велодвижения с включением парковок для велосипедов, мест их хранения и технического обслуживания, прокатных пунктов. Оборудовать дворовые территории жилых районов закрытыми велопарковками из расчёта не менее одного парковочного места на две квартиры».
Соответственно, для г. Минска речь идет о необходимости разместить на дворовых территориях, относящихся к землям общего пользования населенных пунктов, тысячи «закрытых велопарковок».
1. В абз. 2 подп. 5.1 п. 5 Правил благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2012 № 1087 (далее – Правила № 1087), предусматривается «строительство» различных объектов, в т.ч. и «велосипедных стоянок».
В настоящее время термин «велосипедная стоянка» законодательством не определен. В п. 3.6 проекта СН «Планировка и застройка населенных пунктов» содержится определение следующего термина: «велосипедная стоянка (велостоянка): Место для хранения велосипедов, представляющее собой сооружение, оборудованное специальными конструкциями, предназначенными для обеспечения их сохранности от утраты и повреждения». Также такие сооружения можно использовать для хранения детских и инвалидных колясок, что позволит избежать загромождения лестничных площадок и тамбуров в подъездах жилых домов. В таких сооружениях возможно (и на практике имеет место) также техническое обслуживание и ремонт (в т.ч. и «самообслуживание», а также ремонт собственными силами с использованием находящихся в таком сооружении инструмента и приспособлений) не только велосипедов, но и детских и инвалидных колясок, установка зарядных станций.
Для того, чтобы «велосипедные стоянки» пользовались спросом, их необходимо размещать в жилой застройке населенных пунктов вблизи многоквартирных жилых домов и общежитий. И на практике имеющиеся немногочисленные велосипедные стоянки размещаются в жилой застройке. При этом указанные сооружения разнообразны:
1) капитальные (вместимостью на сотни велосипедов) либо некапитальные (вместимостью на десятки велосипедов).
Так, на практике в качестве некапитальной «велосипедной стоянки» часто используются мобильные (инвентарные) сооружения. В п. 3.13 СТБ 2331-2015 «Объекты строительства. Классификация» содержится определение следующего термина: «мобильное (инвентарное) здание или сооружение: Здание или сооружение комплектной заводской поставки, конструкция которого обеспечивает возможность его передислокации». В п. 3.13 проекта СП «Здания и сооружения. Классификация» содержится аналогичное определение указанного термина: «мобильное (инвентарное) здание или сооружение: Здание или сооружение комплектной заводской поставки, классифицируемое в соответствии с ГОСТ 25957, соответствующее ГОСТ 22853 или техническим условиям изготовителя, конструкция которого обеспечивает его безопасную эксплуатацию и возможность его передислокации». Такие сооружения собираются из заводского комплекта на месте и устанавливаются на покрытие площадки. Среди прочего к мобильным (инвентарным) сооружениям можно отнести павильоны, определение которых содержится в п. 3.15 указанного проекта СП: «павильон: Сооружение модульного типа для размещения выставочной композиции, организации киносъемок, торговли, оказания бытовых и иных услуг населению, осуществляемых с обслуживанием покупателей (заказчиков) внутри помещения». При этом в подп. 5.5.4 указанного проекта СП сказано:
«5.5.4 Павильоны, киоски торгового и вспомогательного назначения комплектного заводского изготовления.
Примечание – Павильоны и киоски комплектного заводского изготовления представляют собой изделия, собранные на заводе-изготовителе по конструкторской документации, с выдачей паспорта на готовое изделие, комплектно поставляемые и устанавливаемые на подготовленном основании без выполнения строительно-монтажных работ по сборке изделия».
2) размещаемые на земельном участке, предоставленном для «строительства и(или) обслуживания жилого многоквартирного дома» либо на дворовых территориях, относящихся к землям общего пользования.
2. В последнее время, в связи с развитием велосипедного движения, в местные исполнительные и распорядительные органы поступают обращения от граждан и юридических лиц по вопросу устройства (в т.ч. на территории существующей многоквартирной застройки) объектов, предназначенных для хранения и сервисного обслуживания велосипедов. Граждане имеют потребность в хранении своих велосипедов, а представители бизнеса готовы удовлетворить эту потребность граждан. Однако, отсутствие законодательного регулирования порядка установки указанных объектов не позволяет исполнительным и распорядительным органам власти выдавать разрешения на размещения указанных объектов либо отказывать в их размещении со ссылкой на нормы действующего законодательства. Отсутствие законодательного регулирования отношений, возникающих при установке мест для хранения велосипедов, вызывает на практике правовые, организационные и финансовые проблемы.
Так, одной из проблем является неурегулированность необходимости предоставления земельных участков путем их отвода (изъятия) из земель общего пользования населенных пунктов и порядок предоставления этих участков для установки (строительства) сооружений для хранения велосипедов.
Согласно ч. 2 п. 4 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее – Указ № 667) «Не требуется… изъятие земельных участков из земель общего пользования населенных пунктов и предоставление этих участков для проведения работ по благоустройству, воссозданию элементов благоустройства и размещению малых архитектурных форм на землях общего пользования населенных пунктов, осуществляемых без изменения вида и (или) категории земель. Проведение таких работ осуществляется на основании утвержденной проектной документации… и решения местного исполнительного комитета о разрешении их проведения».
При этом законодательство не содержит перечня «работ по благоустройству», а также перечня «элементов благоустройства». Соответственно, не ясно, относится ли установка (строительство) «сооружений для хранения велосипедов» на «землях общего пользования населенных пунктов» к «работам по благоустройству».
При том в ответе Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 06.11.2019 г. № 4-8/506-ЮЛ сказано, что «не требуется изъятия и предоставления земельных участков для строительства (установки) объектов, относящихся к элементам благоустройства, на землях общего пользования населенных пунктов независимо от того, являются ли указанные объекты капитальными строениями (зданиями, сооружениями) либо не являются».
Между тем, согласно абз. 2 подп. 5.1 п. 5 Правил № 1087 «Благоустройство и содержание (эксплуатация) территории… включают в себя… строительство в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией и содержание (эксплуатацию)… транспортной инфраструктуры (… велосипедные стоянки…)», из чего следует, что «велосипедная стоянка» относится к «транспортной инфраструктуре», а не к «элементам благоустройства». Также Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в ответе от 11.11.2019 г. № 01-15/юр428 (Приложение 1) «не усматривает возможности отнесения «некапитальных» велостоянок к элементам благоустройства». Соответственно, «капитальные» велостоянки тем более не относятся к «элементам благоустройства».
При этом следует отметить, что в абз. 47 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» содержится определение следующего термина: «транспортная инфраструктура – совокупность коммуникаций… транспорта, предназначенных для движения транспорта, пешеходов, перемещения пассажиров, багажа и грузов…». Таким образом, транспортной инфраструктурой являются только:
а) коммуникации транспорта;
б) предназначенные для движения транспорта, пешеходов, перемещения пассажиров, багажа и грузов.
Также следует обратить внимание, что в абз. 3 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.05.1998 № 140-З «Об основах транспортной деятельности» содержится определение следующего термина: «объекты транспортной деятельности – транспортные средства и коммуникации, системы управления движением, сооружения и иное имущество, используемые для осуществления транспортной деятельности». При этом СТБ 1487-2004 «Перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом» содержит определение следующего термина: «Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перемещение пассажиров и грузов различного назначения». Таким образом, транспортное законодательство выделяет самостоятельный термин «транспортные средства» и отделяет его от термина «транспорт».
Соответственно, следующие объекты не относятся к транспортной инфрастуктуре:
а) коммуникации транспортных средств;
б) предназначенные для движения не «транспорта, пешеходов, перемещения пассажиров, багажа и грузов», а иных объектов;
в) предназначенные не для «движения», а для иных целей.
В качестве примеров объектов, не являющиеся «транспортной инфраструктурой», можно привести «велосипедные стоянки» и «велосипедные парковки» – указанные объекты предназначены для «хранения» и «стоянки» (а не для «движения») «транспортных средств» (а не «транспорта»).
3. В ответе Комитета государственного имущества Мингорисполкома от 21.01.2020 г. № 1-16/4 (Приложение 2) предлагается при размещении «велогаражей» на землях общего пользования в существующих дворах руководствоваться Инструкцией о порядке сдачи в аренду открытых площадок с покрытием, расположенных на землях общего пользования города Минска, для размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов общественного питания и нестационарных объектов бытового обслуживания и иных услуг населению, утвержденной Решением Минского городского Совета депутатов от 16 декабря 2009 г. № 271.
При этом в настоящее время в г. Минске на дворовых территориях практически отсутствуют «сооружения благоустройства, находящееся в собственности города Минска, расположенные на землях общего пользования города Минска», части которых являются «открытыми площадками с покрытием», предназначенные для установки «велогаражей», которые можно было бы сдавать в аренду в соответствии с указанной выше Инструкцией. Соответственно, их необходимо создавать.
Далее в указанном ответе Комитета государственного имущества Мингорисполкома отмечается:
«В отношении предоставления в аренду площадок инвесторам, за средства которых эти площадки созданы, полагаем возможным проведение аукциона по продаже права
аренды будущей площадки с условиями финансирования всех работ по ее проектированию и строительству и заключением договора аренды после сдачи площадки в эксплуатацию.
Вместе с тем, проведение такого аукциона возможно только после проработки всех вопросов, связанных с возможностью строительства площадки с соблюдением градостроительных, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных требований и указанием конкретного расположения площадки в привязке к плану местности. Это необходимо, чтобы после проведения аукциона победитель не столкнулся с фактами отказа в строительстве площадки со стороны какой-либо из согласующих организаций. По нашему мнению, проведение аукциона возможно после утверждения проекта по созданию дополнительной асфальтовой площадки.
Для этого администрации района, либо по ее поручению иной организации (вероятнее всего той, за которой закреплено обслуживание территории) следует выступить заказчиком по созданию открытой площадки и заказать соответствующий проект. После утверждения проекта по предложению заказчика коммунальным унитарным предприятием «Минский городской центр недвижимости» возможно проведение аукциона по продаже права аренды будущей площадки с условием компенсации победителем уже понесенных затрат по проектированию создания площадки, а также по дальнейшему строительству. В этом случае победитель аукциона, выполнив свои обязательства по финансированию, будет иметь бесспорное право на ее аренду для размещения велогаража».
Из чего следует, что для проектирования и строительства таких «площадок» необходимо расходование денежных средств заказчика, в роли которого выступает администрация р-на либо по ее поручению «организация жилищно-коммунального хозяйства, за которой закреплена для обслуживания соответствующая придомовая территория» (ЖЭС). Фактически речь идет о расходовании бюджетных средств государственными органами либо организациями. При этом отсутствует гарантия
того, что аукцион на право аренды, созданной за бюджетные средства «площадки с покрытием» с целевым назначением «для установки велогаража», пройдет успешно и какой-либо субъект хозяйствования заключит договор на ее аренду. В результате значительные бюджетные средства могут быть потрачены впустую. В этой связи особую актуальность приобретает проблема подбора мест для создания «площадок» с целью дальнейшего предоставления их в аренду инвесторам через аукцион.
Очевидно, что места для создания «площадок» должны располагаться вблизи крупных жилых массивов, на дворовых территориях, а не где-то на пустырях.
Соответственно, места размещения «площадок» должны определятся не произвольным образом работниками администраций р-нов либо организации жилищно-коммунального хозяйства, за которой закреплена для обслуживания соответствующая придомовая территория (ЖЭС), а по заявительному принципу потенциальных инвесторов.
Не удивительно, что аукционы по предоставлению права аренды «открытых площадок с покрытием» для установки на них «велосипедных стоянок» не проводятся.
4. По следующим причинам не имеет практического смысла также организовывать аукционы и по предоставлению земельных участков, расположенных на дворовых территориях, для строительства капитальных «велосипедных стоянок» путем их отвода (выделения) из земель общего пользования населенных пунктов:
1) места размещения велосипедных стоянок не определяются в градостроительной документации детального планирования, в отличие от автомобильных стоянок, соответственно не определено, где именно следует делать отвод земельного участка из земель общего пользования населенных пунктов для выставления их на аукцион;
2) формирование земельного участка для аукциона требует организационных и финансовых затрат бюджетных средств, а в случае невостребованности выставленного на аукцион участка у потенциальных инвесторов финансовые средства будут потрачены напрасно.
5. Исходя из вышеизложенного, реальными вариантами решения проблемы с хранением велосипедов в существующей жилой застройке является:
а) предоставление земельных участков для строительства капитальных «сооружений для хранения, технического обслуживания, ремонта и зарядки велосипедов, детских и инвалидных колясок» путем их отвода (выделения) из земель общего пользования населенных пунктов без проведения аукциона;
б) установка на землях общего пользования населенных пунктов, а также земельных участках, предоставленных юридическим лицам Республики Беларусь, «велосипедных стоянок» без отвода земельного участка и без проведения аукциона по продаже права заключения договора аренды соответствующей территории.
6. В п. 10 проекта Указа определяются условия для размещения (установки) нестационарных объектов, связанного с проведением массовых мероприятий и оказанием услуг, сроком до 3 месяцев на землях общего пользования населенных пунктов, а также земельных участках, предоставленных юридическим лицам Республики Беларусь, за исключением случаев размещения торговых объектов. Также в обосновании к проекту Указа сказано, что в связи с изданием Указа планируется разработать и принять «постановление Совета Министров Республики Беларусь, предусматривающее порядок принятия местным исполнительным комитетом решений о размещении (установке) объектов некапитального характера». При этом в Примечании*** к проекту Указа сказано: «Под нестационарным объектом понимается временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием,
cооружением)».
Что именно понимается под термином «временная конструкция», где содержится определение данного термина? Любая «конструкция» (в т.ч. и «временная») не является «строением (зданием, сооружением), в т.ч. и «капитальным», т.к. любое «строение (здание, сооружение)» состоит из «конструкций». Таким образом, слова «не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением)» являются излишними. Какие «временные конструкции» могут быть использованы для «оказания услуг»? Для «оказания услуг» используются «сооружения», а не «конструкции».
С учетом указанных выше требований СТБ 2331-2015 «Объекты строительства. Классификация» и проекта СП «Здания и сооружения. Классификация», предлагается изложить Примечание*** к проекту Указа в следующей редакции: «Под нестационарным объектом понимается не являющееся капитальным сооружение, в том числе мобильное (инвентарное) сооружение (киоски и павильоны)».
7. Содержащиеся в п. 10 проекта Указа условия «для размещения (установки) нестационарных объектов» предлагается распространить и на нестационарные «велосипедные стоянки» без ограничения срока до 3 месяцев путем добавления к ч. 1 п. 10 проекта Указа следующего текста: «Также не требуется изъятие и предоставление земельных участков для размещения (установки) нестационарных объектов, предназначенных для хранения велосипедов (велосипедные стоянки), на землях общего пользования населенных пунктов, а также земельных участках, предоставленных юридическим лицам Республики Беларусь».
8. Приложение к проекту Указа предусматривает внесение изменений в Указ № 667. В частности, ч. 1 подп. 7.23 п. 7 Указа № 667 проектом Указа предлагается изложить в следующей редакции: «Без проведения аукциона земельные участки предоставляются юридическим лицам … для строительства и обслуживания… гаражей, автомобильных стоянок…». Не меньше оснований предоставлять земельные участки без проведения аукциона и для строительства и обслуживания капитальных «велосипедных стоянок», в т.ч. и для установки в их составе зарядных устройств.
Предлагается в ч. 1 подп. 7.23 п. 7 Указа № 667 после слов «автомобильных стоянок» добавить слова «, капитальных сооружений для хранения велосипедов (велосипедные стоянки)».
01.06.2020 09:12:45
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться