[ Закрыто ] Проект постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 47»
Считаем необходимым внести изменения в единые программы повышения квалификации для водителей механических транспортных средств категорий «С», «СЕ», «D», «DE», исключив из них предмет «Автодромная подготовка», практические занятия (упражнения) которого предусматривают действия водителя автомобиля, совершаемые им постоянно при осуществлении своей трудовой деятельности, в связи с чем данный предмет не может способствовать повышению квалификации, но при этом увеличивает продолжительность и расходы на ее проведение. Также сообщаем, что в Программе обучающих курсов на подтверждение профессиональной компетентности водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов, утвержденной Постановлением министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22.11.2018г. № 25, предмет «Автодромная подготовка» отсутствует. На сегодняшний день автошколы и учебные автокомбинаты не обеспечены необходимым подвижным составом (сочлененные автобусы, автобусы с АККП и т.д.) для проведения повышения квалификации по предмету «Автодромная подготовка».
Александр ОАО "Могилевоблавтотранс" 18.06.2020
18.06.2020 10:39:51
Вячеслав Ложечник
Юрист
НОВИЧОК
0
2.0
0
Единая программа переподготовки водителей механических транспортных средств категории «Е» на право управления составами транспортных средств категории «СЕ», утвержденная Постановлением Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь № 47 от 23.10.2012 г. требует пересмотра, т.к. по ряду тематических вопросов не соответствует требованиям по уровню подготовки водителей категории «СЕ», в частности: - по теме «Особенности устройство и эксплуатации составов транспортных средств» в программе вообще отсутствует тематика, касающаяся особенностям устройства и эксплуатации автомобилей-тягачей,седельных тягачей, что при настоящих требованиях по выпуску автомобилей класса «Евро-5» и выше особенно актуально; - по теме «Организации перевозок»действующая «Программа…» предусматривает теоретические занятия продолжительностью 2 часа. Фактически, данная тема требует значительного объема знания водителя по правилам, регулирующих перевозки грузов, организации перевозка грузов под таможенным контролем, особенностям погрузки, разгрузки прицепов и полуприцепов,экономическим условиям автотранспортных перевозок и организацию рынка услуг; - тема «Охрана труда водителей составов транспортных средств» состоит из 4-х разделов и на всю тему предусмотрено 2 часа. Вместе с тем, одним из разделов данной темы являются вопросы положений о рабочем времени и времени отдыха водителей, которые при выполнении международных перевозок регламентируются соглашением ЕСТR, а при выполнении внутриреспубликанских перевозок -соответствующим Постановлением Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, а тематика и требование по рабочему времени и времени отдыха водителей двух данных документов значительно отличаются и требуют более значительного времени на изложение данных вопросов при подготовке водителей. Аналогичное положение и по другим темам «Единой программы…».
19.06.2020 12:33:21
Вячеслав Ложечник
Юрист
НОВИЧОК
0
2.0
0
ПРОЕКТ
Приложение 1 к единой программе переподготовки водителей механических транспортных средств категории «С» на право управления составами транспортных средств категории «СЕ»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ МТС КАТЕГОРИИ «С» НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ СОСТАВАМИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «СЕ»
Наименование предметов Количество часов обучения
всего теоретических занятий Практических занятий Предмет «Устройство и эксплуатации составов транспортных средств»
67
66
1 Предмет «Основы управления составом транспортных средств и безопасности движения»
26
21
5 Предмет «Первая помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях»
Приложение 2 к единой программе переподготовки водителей механических транспортных средств категории «С» на право управления составами транспортных средств категории «СЕ»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ «УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ СОСТАВОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»
Наименование тем Количество часов обучения
всего теоретических занятий Практических занятий 1. Классификация и технические характеристики составов транспортных средств
2
2
2. Особенности устройства и эксплуатации составов транспортных средств
20
20
3. Техническое обслуживание составов транспортных средств
4
4
4. Организация перевозок 26 26
5. Охрана труда водителей составов транспортных средств
10
10
6. Охрана окружающей среды и экономия эксплуатационных материалов
4
4
Итоговое занятие 1
1 Итого 67 66 1
Программа предмета «Устройство и эксплуатация составов транспортных средств»
Теоретическое занятие
Тема 1. Классификация и технические характеристики составов транспортных средств
Понятие об автомобиле-тягаче, седельном тягаче, прицепе, полуприцепе. Классификация автомобилей-тягачей, седельных тягачей по грузоподъемности, типу двигателя, колесной формуле. Классификация прицепов и полуприцепов по назначению и в зависимости от грузоподъемности, по количеству осей. Система обозначения прицепного состава.
Технические характеристики составов транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
Тема 2. Особенности устройства и эксплуатации транспортных средств
Особенности устройства автомобиля-тягача, седельного тягача:
- Устройство и конструкция двигателя:
• газораспределительные механизмы двигателей, их типы, конструктивные особенности; • конструктивные особенности системы охлаждения двигателей, типы вискомуфт вентиляторов, жидкостные насосы систем охлаждения; • конструктивные особенности системы смазки двигателя, маслоохладители (радиаторы), их конструкция и расположения в двигателе, масляные фильтры, их типы, системы вентиляции картера; • система подачи воздуха и выпуска отработанных газов, турбонаддув, конструктивные особенности турбокомпрессоров, охладители воздуха (интеркулеры), их конструктивные особенности (горизонтальное или вертикальное расположение сот охлаждения); • топливные системы двигателей, топливные системы с насос-форсунками, топливные системы насос-форсунка-трубопровод (PLD), аккумуляторные топливные системы с электронным управлением (Common Rail);
- Системы снижения токсичности отработанных газов грузовых автомобилей:
• нейтрализация отработанных газов, каталитическая нейтрализация; • сажевые фильтры; • селективное каталитическое восстановление, принципы действия системы нейтрализации SСR, применение реагента «Аd Blue», конструктивные элементы системы SСR;
- Рециркуляция отработанных газов, система EGR, назначение, конструктивные элементы системы рециркуляции;
- Конструктивные элементы трансмиссий магистральных тягачей, седельных тягачей:
• сцепление, конструктивные элементы сцепления, принципы работы сцепления, привод сцепления грузовых автомобилей, особенности конструкции гидропневмотического привода сцепления; • коробка переменных передач (КПП), конструктивные схемы КПП, назначения и конструкция, основные блоки КПП, передний вспомогательный блок передач (делитель), главный блок коробки передач, вспомогательный блок передач или блок выбора режимов (демультипликатор), функции блоков, наилучшие их использование для оптимального выбора оборотов двигателя с учетом его характеристик по параметрам крутящего момента, мощности, скорости движения, особенности системы смазки КПП; • ведущие мосты, главная передача, особенности конструкции гипоидных передач, средний и задний ведущее мосты, конструкция и функция межколесного и межосевого дифференциала, механизмы блокировки дифференциалов, правила пользования блокировкой дифференциала, возможные неисправности, связанные с нарушением условий применения блокировки, конструкция колесных редукторов, целесообразности применения двухступенчатой разнесенной передачи на магистральных тягачах; • подвеска автомобилей, рессорная и пневматическая подвески, преимущество пневматической подвески, влияющие на безопасность движения, улучшение управляемости и степени передачи тормозного усилия дорожному полотну, управление пневмоподвеской;
- Тормозные системы автомобиля, автопоезда:
• предназначение и требования к тормозной системе; • рабочая, запасная, стояночная, вспомогательные тормозные системы и их функции; • компоненты тормозной системы автомобиля, принцип действия рабочей тормозной системы, стояночной тормозной системы, вспомогательной тормозной системы, торможение прицепа в автоматическом режиме; • вспомогательные системы торможения ( замедления) магистральных автопоездов, моторный тормоз DEB, выхлопной тормоз двигателя (горный тормоз), ретардер, интардер, вспомогательная система включающая при торможении автомобиля более низкую передачу в КПП (для автомобилей с роботизированной КПП), конструктивные особенности систем замедления; • тормозная система прицепа/полуприцепа, особенности конструкции; • антиблокировочная тормозная система (EBS, ABS), её назначение и роль в сохранении стабильности движения, управляемости автомобиля (автопоезда) и сокращении тормозного пути, роль системы ABS в снижении возможности складывания автопоезда и износа шин; • действия водителя в случае отказов и поломки компонентов тормозных систем;
- Общее устройство прицепов и полуприцепов:
• основание и несущая система, ходовая часть, оси, поворотные и управляемые оси, подъемные оси, механизмы их управления; • грузовая платформа, борта, оснастка прицепа, полуприцепа для зачехления и расчехления тентового автомобиля, прицепа, полуприцепа, порядок проведения расчехления, зачехления автомобиля; • специальные прицепы, полуприцепы: низкорамные, полуприцепы типа «комбо», прицепы-роспуски, типа «изотерма», типа «рефрижератор», типа «контейнеровоз», типа «цистерна», типа «автовоз», типа «самосвал»; • авторефрижераторы, их применение, классификация, принципы действия рефрижераторных установок; • механизмы подъема и опускания кузовов самосвального состава транспортных средств;
- Тягово-сцепные устройства прицепов и полуприцепов, устройство буксирных приборов автомобилей -тягачей, седельно-сцепные устройства седельных тягачей, их конструктивные особенности;
- Системы питания прицепа/полуприцепа воздухом, освещения, световой сигнализации, командные системы управления прицепа, полуприцепа;
- Подготовка состава транспортных средств к движению. Проверка состояния и выполнение регулировок тягово-сцепных устройств, наличие и исправность предусмотренных конструкцией страховочных элементов, проверка опорного устройства полуприцепа, фиксаторы транспортного положения опор, механизмов подъема и опускания опор; нагрузка на тягово-сцепное устройство, соединение с автомобилем-тягачом; седельным тягачом тормозных систем, ходовой части и электрооборудования прицепа, полуприцепа.
Тема 3. Техническое обслуживание составов транспортных средства
- Виды и периодичность технического обслуживания тягачей, седельных тягачей, прицепов и полуприцепов:
• регламентные работы по техническому обслуживанию тягачей, седельных тягачей, прицепов и полуприцепов, периодичность обслуживания; • смазочные материалы, применяемые при техническом обслуживании. Моторные и трансмиссионные масла на минеральной и синтетической основе, их основные характеристики, влияние типа применяемых масел на периодичность обслуживания. • Консистентные смазки, их типы и области применения: • применяемое оборудование при техническом обслуживании: • техническая диагностика состава транспортных средств; • электронные средства контроля систем тягачей, прицепов, полуприцепов; • основные неисправности тягачей, седельных тягачей, прицепов, полуприцепов и способы их устранения;
Тема 4. Организация перевозок
- Знание экономических условий автотранспортных перевозок и организацию рынка:
• автотранспорт в соотношении с другими видами транспорта (конкуренция, отправители); • различные виды автотранспортных операций; • организация основных видов транспортных компаний и вспомогательных транспортных операций; • различная транспортная специализация (автоцистерны, транспортировка с поддержанием определенной температуры хранения груза и т. д.) • перемены в отрасли (диверсификация предоставляемых услуг, перевалка, «железная дорога — шоссе», субподряд и т. д.).
• поведение водителя и репутация компании; • значение для компании стандарта сервиса, предоставляемого водителем; • роль водителя, людей с которыми водитель имеет дело; • техническое состояние транспортного средства; • роль организации работы, коммерческих и финансовых последствий возможной спорной ситуации;
-Знание правил, регулирующих перевозку грузов:
• лицензии на транспортные операции; • обязательства по стандартным договорам на перевозку грузов; • составление документов, которые входят в транспортный договор; • международные разрешения на транспортировку, их виды, порядок заполнения; • обязательства в соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозке грузов (КДПГ), область применения, лица, за которых несет ответственность перевозчик, заключение и исполнение договора перевозки, ответственность перевозчика, рекламации и иски, положения, касающиеся перевозки, производимой последовательно несколькими перевозчиками, недействительность условий контракта, противоречащих конвенции; • составление международной транспортной накладной; • пересечение границ; • экспедиторы грузов, таможенные операторы, их функции в организации перевозок; • специальные документы, сопровождающие груз (СМR- накладная, инвойс (счет),пакинг-лист и др.).
-Организация перевозок грузов под таможенным контролем:
• требование к подвижному составу, допуск транспортного средства к перевозкам под таможенным контролем; • таможенное оформление грузов, понятие грузовой таможенной декларации, таможенное обеспечение перевозки в страны Европейского союза, порядок оформления грузов под таможенным контролем, перемещаемых из стран Евросоюза в страны СНГ; • основные положения Конвенции МДП, область и порядок применения книжки МДП (Карнет TIR); • иные финансовые обеспечения перевозок грузов под таможенным контролем; • основные положения таможенного кодекса таможенного союза, их влияние на порядок выполнения международных перевозок грузов.
-Особенности погрузки и разгрузки прицепов и полуприцепов:
• размещение и крепление различных видов грузов в тентовых прицепах, полуприцепов; • особенности погрузки грузов и его размещение в в грузовом отсеке при перевозках скоропортящихся грузов в автомобилях-рефрижераторах; • особенности перевозки наливных грузов на автомобилях-цистернах; • размещения грузов в грузовом отсеке автопоезда с учетом имеющихся ограничений по весовым (общим и осевым) параметрам транспортных средств; • допустимые параметры транспортных средств (габаритные и весовые) в странах ЕС и СНГ;
Тема 5. Охрана труда водителей составов транспортных средства
- Основные положения законодательства о труде, относящихся к работникам автомобильного транспорта. Порядок стажировки водителей механических транспортных средств. Требования охраны труда при эксплуатации составов транспортных средств и погрузочно-разгрузочных работах. Особенности работы водителей на перевозках грузов с использованием автомобильных цистерн, работающих под давлением. Противопожарное оборудование составов транспортных средств. Правило тушение пожаров на стоянке и в пути, меры по их предупреждению.
-Знание социальных структур и действующих правил на автотранспорте:
• максимальной продолжительности рабочего времени в транспортной отрасли; • принципы, способы и результаты применения Правил (ЕЕС) № 3820/85 и (ЕЕС) № 3821/85(Соглашение ЕСТР) в т.ч., область применения, термины и определения, продолжительность управления, перерывы в управлении, управление в составе экипажа, продолжительность отдыха, контрольные средства режима труда и отдыха (тахографы), бланк подтверждения деятельности; • наказание за нарушение режимов труда и отдыха, неверное использование тахографа или махинаций с ним; • знание социальной среды автотранспорта, прав и обязанностей водителей в отношении базовой квалификации и периодической переподготовки.
-Умение предотвращать физический риск:
• эргономичные принципы движения и позы сопряженные с риском; • физическая подготовка; • обращение с транспортным средством и грузом; • личная безопасность.
- Осознание важности поддержания физической формы и умственной адекватности:
• принципы здорового, сбалансированного питания; • воздействие алкоголя, наркотиков и других веществ, которые могут воздействовать на поведение, симптомы, причины и последствия утомленности и стресса; • принципиальное значение правильного чередования работы и отдыха.
-Техника безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию транспортных средств.
- Особенности режима рабочего времени и времени отдыха для водителей автомобилей, выполняющих внутриреспубликанские автомобильные перевозки, общее положения, рабочее время и его учет, время отдыха.
Тема 6. Охрана окружающей среды и экономия эксплуатационных материалов
- Окружающая среда, Законодательство об охране окружающей среды. Меры по предупреждению её загрязнения. Вредные факторы воздействия на окружающую среду при эксплуатации АТС.
-Международные нормы по безопасности конструкций автотранспортных средств, регламентирующее:
• требования к техническому состоянию: - по условиям безопасности движения; - содержанию вредных веществ в отработанных газах автомобилей; - уровню допустимого шума автомобильных средств; - обзорности; - защите водителя; • требования по установке защитных устройств на различные типы автомобилей и автопоездов; • требования к освещению и сигнализации.
-Пути снижения вредного воздействия на окружающую среду. Влияние режима работы двигателя, работоспособности его систем на выброс токсичных веществ. Ответственность за виновные деяния против экологической безопасности и окружающей среды. - Методы и приемы экологичного и экономичного вождения:
• оптимальное соотношение оборотов двигателя и включенной передачи КПП; • скоростной режим; • правильное распределение груза в кузове транспортного средства; • выбор оптимального маршрута следования; • выбор оптимального графика движения; • тепловой режим работы двигателя; • техническое состояние автомобиля (фильтра, системы двигателя, шины, тормозная система, ходовая часть). Приложение 3 к единой программе переподготовки водителей механических транспортных средств категории «С» на право управления составами транспортных средств категории «СЕ»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОСТАВОМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ» Наименование тем Количество часов обучения
всего теоретических занятий Практических занятий 1. Дорожно-транспортные происшествия и их причины 3 3
2. Основы психофизиологии труда водителя транспортных средств 3 3
3. Эксплуатационные свойства состава транспортных средств 3 3
4. Дорожные условия 1 1
5. Управление составом транспортных средств на перекрестках, пешеходных переходах, железнодорожных переездах
2
2
6. Управление составом транспортных средств в транспортном потоке 1 1
7. Основы маневрирования при управлении составом транспортных средств 1 1
8. Управление составом транспортных средств в особых условиях 2 2
9.Основные положения Правил дорожного движения 7 3 4 10.Правовые основы дорожного движения 2 2
Итоговое занятие 1
1 Итого 26 21 5
Программа предмета «Основы управления составом транспортных средств и безопасность движения»
Тема 1. Дорожно-транспортное происшествия и их причины
- Анализ аварийности с участием составов транспортных средств по сезонам, дням, неделям, времени суток и другим факторам. Особенности аварийности в населенных пунктах, вне населенных пунктов. - Причины дорожно-транспортных происшествий. - Действие водителей по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. - Типы аварий, случающихся в транспортном секторе. Статистика ДТП, участие в них грузовых автомобилей. Последствие ДТП (человеческим, материальным, финансовым). - Действия водителя при наступлении случая ДТП. Основные принципы составления протокола аварии. - Действия водителя при возникновении пожара, технической неисправности состава транспортных средств, а также других опасных ситуаций, влияющих на безопасность дорожного движения. - Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершении и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры.
Тема 2. Основы психофизиологии труда водителя состава транспортных средств
Влияние квалификации, образования, стажа работы и возраста на надежность водителя.
Индивидуальные психофизиологические качества водителя: ощущение и восприятие. Прогнозирование дорожно-транспортных ситуаций. Умение оценивать чрезвычайные ситуации, поведения в чрезвычайных ситуациях, оценка ситуации, предотвращение осложнений в аварии, вызов помощи, помощь пострадавшим и оказание первой медицинской помощи, действия в случаях возгорания, действия в случаях нападения.
Умение предотвращать криминализацию операций и перевозки незадекларированных грузов и нелегальных иммигрантов, общая информация, последствия для водителей, привинтивные меры, законодательство стран по ответственности транспортных операторов.
Понятие о реакции водителя. Общая характеристика внимания (объем, концентрация, распределение и переключение). Зрение и его характеристика. Приемы самоконтроля и регулирования психофизиологического состояния. Стрессовые ситуации.
Влияние неблагоприятных факторов на психофизиологические качества водителя.
Этика поведения водителя и его взаимоотношение с участниками дорожного движения.
Опасность конфликтного, агрессивного поведения на дороге. Психологический механизм возникновение агрессивного состояния, психологические и физиологические приемы подавления этого состояния, методы предотвращения конфликтов.
Разбор типичных ситуаций, которые могут спровоцировать негативную реакцию водителя.
Тема 3. Эксплуатационные свойства состава транспортных средств
Умение загружать транспортное средство с учетом правил безопасности и требований надлежащей эксплуатации транспортного средства. Силы, воздействующие на транспортное средство в ходе движения. Применение различных передач в соответствии с загрузкой транспортного средства и профиля дорожного покрытия. Расчет полезной нагрузки на транспортное средство или автопоезд. Расчет общего объема, распределение груза, последствия чрезмерной нагрузки на оси, устойчивость и центр тяжести транспортного средства. Типы упаковки и поддонов, основные категории товаров, для которых требуется специальные средства укладки и закрепления, применение крепежных ремней, проверка надежности средств крепления, использование оснастки автомобиля для крепления груза.
Взаимодействие колес автомобиля с дорожным покрытием. Торможение, тормозной и остановочный пути.
Устойчивость состава транспортных средств, причина её нарушения. Занос состава транспортных средств и способы его прекращения.
Управляемость состава транспортных средств. Информативность состава транспортных средств. Проходимость состава транспортных средств.
Тема 4. Дорожные условия
Теоретическое занятие
Элементы автомобильных дорог и их характеристика. Влияние дорожных условий на безопасность движения состава транспортных средств. Опасные участки автомобильных дорог вне населенного пункта и в населенных пунктах. Управление транспортным средством на городских улицах. Обеспечение безопасности движения при управлении транспортным средствам на городских улицах, на дорогах в небольших населенных пунктах и на дорогах вне населенных пунктов.
Пользование дорогами в различные периоды: весной, осенью, зимой. Ограничение пользования дорогами при высокой температуре воздуха.
Тема 5. Управление составом транспортных средств на перекрестках, пешеходных переходах, железнодорожных проездах
Теоретическое занятие
Последовательность осмотра дороги при приближении к перекрестку. Движение по регулируемому и нерегулируемому перекресткам.
Пересечение пешеходных переходов. Управление составом транспортных средств в местах скопления пешеходов, оценка их поведения и меры предотвращения наезда. Управление составом транспортных средств в местах возможного появления детей (учреждения образования, детские площадки). Порядок проезда железнодорожных переездов и меры безопасности.
Тема 6. Управление составом транспортных средств в транспортном потоке
Теоретическое занятие
Прямолинейное движение и маневрирование в транспортном потоке. Взаимодействие с другими транспортными средствами. Выбор безопасной скорости, дистанции и бокового интервала. Особенности проезда остановочных пунктов маршрутных транспортных средств. Управление составом транспортных средств при встречном разъезде, обгоне и объезде препятствий.
Разбор типичных дорожно-транспортных происшествий, возникающих при движении в транспортном потоке. Тема 7. Основы маневрирования при управлении составом транспортных средств
Теоретическое занятие
Порядок сцепки и контроль технического состояния буксирного устройства автомобиля-тягача, седельно-сцепного устройства седельного тягача, тягово-сцепного устройства прицепа и полуприцепа. Начало движения, прямолинейное движение, повороты и развороты в ограниченном пространстве. Применение заднего хода при движении с прицепом и полуприцепом. Маневрирование при постановке состава транспортных средств на стоянку. Движение на подъеме: остановка и начало движения. Типичные ошибки при маневрировании.
Тема 8. Управление составом транспортных средств в особых условиях
Теоретическое занятие
Особенности буксировки состава транспортных средств.
Подготовка состава транспортных средств к буксировке.
Проезд подъемов и спусков, отрицательные последствия движения накатом на уклонах.
Правила и приемы управления по бездорожью, на полевых, лесных дорогах, ледовых переправах. Управление составом транспортных средств при пониженном коэффициенте сцепления.
Особенности движения по скользкой дороге на поворотах, в начале движения и при торможении. Примеры управления при заносе.
Управление составом транспортных средств при движении в темное время суток и при недостаточной видимости.
Пользование световыми приборами и сигналами в темное время суток, во время дождя, при тумане и снегопаде, преднамеренной и вынужденной остановках в этих условиях.
Меры, принимаемые водителем для предотвращения ослепления встречным транспортным средствам.
Тема 9. Основные положения Правил дорожного движения
Теоретическое занятие
Общие положения, основные понятия и термины, предусмотренные Правилами дорожного движения.
Особенности правил ПДД в странах Западней Европы.
Обязанности водителей в особых случаях.
Назначения и классификация дорожных знаков и разметки, их применение.
Значение предупредительных сигналов, способ и порядок их подачи. Световые, звуковые сигналы. Сигналы рукой. Аварийная световая сигнализация. Факторы, влияющие на выбор безопасности скорости движения. Ограничение скорости, установленное Правилами дорожного движения. Начало движения, изменения направления движения. Расположение транспортных средств на проезжей части. Обгон и встречный разъезд. Остановка и стоянка.
Регулирование дорожного движения. Порядок проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Обязанности водителей по обеспечению безопасности дорожного движения на пешеходных переходах и остановочных пунктах маршрутных транспортных средств. Правила проезда железнодорожных переездов.
Движение по автомагистрали, в жилых зонах, приоритет маршрутных транспортных средств. Пользование внешними световыми приборами. Буксировка МТС.
Правило перевозки пассажиров, требования Правил дорожного движения по организованной перевозке групп детей.
Требование к техническому состоянию состава транспортных средств. Дополнительное оборудование состава транспортных средств.
Опасные последствия несоблюдения требований Правил дорожного движения.
Практические занятие
Решение комплексных задач с использованием технических средств, стендов, макетов, плакатов.
19.06.2020 12:41:54
Светлана Маковская
Юрист
НОВИЧОК
0
7.1
0
Добрый день!
В предложенном для общественного обсуждения проекте постановления Министерства транспорта и коммуникаций не содержится единой программы переподготовки водителей механических транспортных средств категории «C» на право управления составами транспортных средств категории «CE». Вместе с тем, предлагается комплексно подойти к корректировке данной программы переподготовки водителей. Количество часов, предусмотренных ныне действующей программой, для изучения некоторых тем недостаточно. Так, например, предлагается переработать программу по предмету «Устройство и эксплуатация составов транспортных средств» с учетом обновления парка подвижного состава, как на внутриреспубликанских, так и на международных перевозках. В настоящее время парк АТС на государственных и коммерческих предприятиях состоит из более современных автомобилей с высоким экологическим классом, что требует внесения изменений в программу переподготовки, принятую 8 лет назад постановлением Минтранса от 23.10.2012 № 47. Кроме того, необходимо откорректировать количество практических занятий по данному предмету, так как программа дополнительного обучения, утвержденная постановлением Минтранса от 22.11.2018 № 25 в рамках Постановления Совета Министров от 30.06.2008 № 971 (далее – программа дополнительного обучения), не предусматривает обучение водителей на современных транспортных средствах, а только лишь нацелена на получение теоритических знаний. В программе переподготовки также необходимо предусмотреть практические занятия по теме «Охрана окружающей среды и экономия эксплуатационных материалов», так как программой дополнительного обучения утверждено изучение темы «Эффективное и безопасное вождение (экономичное и экологическое). Методы и приемы экономичного и экологического вождения» в количестве не менее 2 учебных часов на проведение практических занятий. Считаем, что двух часов недостаточно для получения водителями как теоритических, так и практических навыков по данной теме. Одновременно полагаем необходимым при корректировке данной программы переподготовки учесть международный опыт, так как чаще всего именно водители транспортных средств категории СЕ являются участниками международных автомобильных перевозок и от их профессиональной компетенции зависит их организация и выполнение. В качестве такого международного документа предлагаем рассмотреть Директиву Европейского Парламента и Совета ЕС №2003/59/ЕС от 15 июля 2003 г. «О базовой квалификации и периодической переподготовке водителей некоторых автотранспортных средств, занятых в перевозке товаров или пассажиров, дополняющая Правила Совета Европы (ЕЕС) №3820/85, а также Директиву Совета Европы № 91/439/ЕЕС и отменяющая Директиву Совета Европы №76/914/ЕЕС». Дополнительно просим обратить внимание на необходимость разработки соответствующей нормативной базы и введения обязательной сертификации учебного процесса подготовки и повышения квалификации (обучающих курсов) на подтверждение профессиональной компетентности водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов, что должным образом должно отразиться на качество подготовки водителей в условиях бесконтрольного роста числа организаций (даже непрофильных), организующих такие виды обучения.
[ Закрыто ] Проект постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 47»
Общественное обсуждение
13Юрист
НОВИЧОКАлександр ОАО "Могилевоблавтотранс" 18.06.2020
18.06.2020 10:39:51
Юрист
НОВИЧОК- по теме «Особенности устройство и эксплуатации составов транспортных средств» в программе вообще отсутствует тематика, касающаяся особенностям устройства и эксплуатации автомобилей-тягачей,седельных тягачей, что при настоящих требованиях по выпуску автомобилей класса «Евро-5» и выше особенно актуально;
- по теме «Организации перевозок»действующая «Программа…» предусматривает теоретические занятия продолжительностью 2 часа. Фактически, данная тема требует значительного объема знания водителя по правилам, регулирующих перевозки грузов, организации перевозка грузов под таможенным контролем, особенностям погрузки, разгрузки прицепов и полуприцепов,экономическим условиям автотранспортных перевозок и организацию рынка услуг;
- тема «Охрана труда водителей составов транспортных средств» состоит из 4-х разделов и на всю тему предусмотрено 2 часа.
Вместе с тем, одним из разделов данной темы являются вопросы положений о рабочем времени и времени отдыха водителей, которые при выполнении международных перевозок регламентируются соглашением ЕСТR, а при выполнении внутриреспубликанских перевозок -соответствующим Постановлением Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, а тематика и требование по рабочему времени и времени отдыха водителей двух данных документов значительно отличаются и требуют более значительного времени на изложение данных вопросов при подготовке водителей.
Аналогичное положение и по другим темам «Единой программы…».
19.06.2020 12:33:21
Юрист
НОВИЧОКПриложение 1
к единой программе
переподготовки водителей
механических транспортных средств
категории «С» на право управления
составами транспортных средств
категории «СЕ»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ МТС КАТЕГОРИИ «С» НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ СОСТАВАМИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «СЕ»
Наименование предметов
Количество часов обучения
всего
теоретических занятий
Практических занятий
Предмет «Устройство и эксплуатации составов транспортных средств»
67
66
1
Предмет «Основы управления составом транспортных средств и безопасности движения»
26
21
5
Предмет «Первая помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях»
16
7
9
Предмет «Управление составом транспортных средств»
25
-
25
Экзамен в организации
6
6
Всего
140
100
40
Приложение 2
к единой программе
переподготовки водителей
механических транспортных средств
категории «С» на право управления
составами транспортных средств
категории «СЕ»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ «УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ СОСТАВОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»
Наименование тем
Количество часов обучения
всего
теоретических занятий
Практических занятий
1. Классификация и технические характеристики составов транспортных средств
2
2
2. Особенности устройства и эксплуатации составов транспортных средств
20
20
3. Техническое обслуживание составов транспортных средств
4
4
4. Организация перевозок
26
26
5. Охрана труда водителей составов транспортных средств
10
10
6. Охрана окружающей среды и экономия эксплуатационных материалов
4
4
Итоговое занятие
1
1
Итого
67
66
1
Программа предмета «Устройство и эксплуатация составов транспортных средств»
Теоретическое занятие
Тема 1. Классификация и технические характеристики составов транспортных средств
Понятие об автомобиле-тягаче, седельном тягаче, прицепе, полуприцепе. Классификация автомобилей-тягачей, седельных тягачей по грузоподъемности, типу двигателя, колесной формуле. Классификация прицепов и полуприцепов по назначению и в зависимости от грузоподъемности, по количеству осей. Система обозначения прицепного состава.
Технические характеристики составов транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
Тема 2. Особенности устройства и эксплуатации транспортных средств
Особенности устройства автомобиля-тягача, седельного тягача:
- Устройство и конструкция двигателя:
• газораспределительные механизмы двигателей, их типы, конструктивные особенности;
• конструктивные особенности системы охлаждения двигателей, типы вискомуфт вентиляторов, жидкостные насосы систем охлаждения;
• конструктивные особенности системы смазки двигателя, маслоохладители (радиаторы), их конструкция и расположения в двигателе, масляные фильтры, их типы, системы вентиляции картера;
• система подачи воздуха и выпуска отработанных газов, турбонаддув, конструктивные особенности турбокомпрессоров, охладители воздуха (интеркулеры), их конструктивные особенности (горизонтальное или вертикальное расположение сот охлаждения);
• топливные системы двигателей, топливные системы с насос-форсунками, топливные системы насос-форсунка-трубопровод (PLD), аккумуляторные топливные системы с электронным управлением (Common Rail);
- Системы снижения токсичности отработанных газов грузовых автомобилей:
• нейтрализация отработанных газов, каталитическая нейтрализация;
• сажевые фильтры;
• селективное каталитическое восстановление, принципы действия системы нейтрализации SСR, применение реагента «Аd Blue», конструктивные элементы системы SСR;
- Рециркуляция отработанных газов, система EGR, назначение, конструктивные элементы системы рециркуляции;
- Конструктивные элементы трансмиссий магистральных тягачей, седельных тягачей:
• сцепление, конструктивные элементы сцепления, принципы работы сцепления, привод сцепления грузовых автомобилей, особенности конструкции гидропневмотического привода сцепления;
• коробка переменных передач (КПП), конструктивные схемы КПП, назначения и конструкция, основные блоки КПП, передний вспомогательный блок передач (делитель), главный блок коробки передач, вспомогательный блок передач или блок выбора режимов (демультипликатор), функции блоков, наилучшие их использование для оптимального выбора оборотов двигателя с учетом его характеристик по параметрам крутящего момента, мощности, скорости движения, особенности системы смазки КПП;
• ведущие мосты, главная передача, особенности конструкции гипоидных передач, средний и задний ведущее мосты, конструкция и функция межколесного и межосевого дифференциала, механизмы блокировки дифференциалов, правила пользования блокировкой дифференциала, возможные неисправности, связанные с нарушением условий применения блокировки, конструкция колесных редукторов, целесообразности применения двухступенчатой разнесенной передачи на магистральных тягачах;
• подвеска автомобилей, рессорная и пневматическая подвески, преимущество пневматической подвески, влияющие на безопасность движения, улучшение управляемости и степени передачи тормозного усилия дорожному полотну, управление пневмоподвеской;
- Тормозные системы автомобиля, автопоезда:
• предназначение и требования к тормозной системе;
• рабочая, запасная, стояночная, вспомогательные тормозные системы и их функции;
• компоненты тормозной системы автомобиля, принцип действия рабочей тормозной системы, стояночной тормозной системы, вспомогательной тормозной системы, торможение прицепа в автоматическом режиме;
• вспомогательные системы торможения ( замедления) магистральных автопоездов, моторный тормоз DEB, выхлопной тормоз двигателя (горный тормоз), ретардер, интардер, вспомогательная система включающая при торможении автомобиля более низкую передачу в КПП (для автомобилей с роботизированной КПП), конструктивные особенности систем замедления;
• тормозная система прицепа/полуприцепа, особенности конструкции;
• антиблокировочная тормозная система (EBS, ABS), её назначение и роль в сохранении стабильности движения, управляемости автомобиля (автопоезда) и сокращении тормозного пути, роль системы ABS в снижении возможности складывания автопоезда и износа шин;
• действия водителя в случае отказов и поломки компонентов тормозных систем;
- Общее устройство прицепов и полуприцепов:
• основание и несущая система, ходовая часть, оси, поворотные и управляемые оси, подъемные оси, механизмы их управления;
• грузовая платформа, борта, оснастка прицепа, полуприцепа для зачехления и расчехления тентового автомобиля, прицепа, полуприцепа, порядок проведения расчехления, зачехления автомобиля;
• специальные прицепы, полуприцепы: низкорамные, полуприцепы типа «комбо», прицепы-роспуски, типа «изотерма», типа «рефрижератор», типа «контейнеровоз», типа «цистерна», типа «автовоз», типа «самосвал»;
• авторефрижераторы, их применение, классификация, принципы действия рефрижераторных установок;
• механизмы подъема и опускания кузовов самосвального состава транспортных средств;
- Тягово-сцепные устройства прицепов и полуприцепов, устройство буксирных приборов автомобилей -тягачей, седельно-сцепные устройства седельных тягачей, их конструктивные особенности;
- Системы питания прицепа/полуприцепа воздухом, освещения, световой сигнализации, командные системы управления прицепа, полуприцепа;
- Подготовка состава транспортных средств к движению. Проверка состояния и выполнение регулировок тягово-сцепных устройств, наличие и исправность предусмотренных конструкцией страховочных элементов, проверка опорного устройства полуприцепа, фиксаторы транспортного положения опор, механизмов подъема и опускания опор;
нагрузка на тягово-сцепное устройство, соединение с автомобилем-тягачом; седельным тягачом тормозных систем, ходовой части и электрооборудования прицепа, полуприцепа.
Тема 3. Техническое обслуживание составов транспортных средства
- Виды и периодичность технического обслуживания тягачей, седельных тягачей, прицепов и полуприцепов:
• регламентные работы по техническому обслуживанию тягачей, седельных тягачей, прицепов и полуприцепов, периодичность обслуживания;
• смазочные материалы, применяемые при техническом обслуживании. Моторные и трансмиссионные масла на минеральной и синтетической основе, их основные характеристики, влияние типа применяемых масел на периодичность обслуживания.
• Консистентные смазки, их типы и области применения:
• применяемое оборудование при техническом обслуживании:
• техническая диагностика состава транспортных средств;
• электронные средства контроля систем тягачей, прицепов, полуприцепов;
• основные неисправности тягачей, седельных тягачей, прицепов, полуприцепов и способы их устранения;
Тема 4. Организация перевозок
- Знание экономических условий автотранспортных перевозок и организацию рынка:
• автотранспорт в соотношении с другими видами транспорта (конкуренция, отправители);
• различные виды автотранспортных операций;
• организация основных видов транспортных компаний и вспомогательных транспортных операций;
• различная транспортная специализация (автоцистерны, транспортировка с поддержанием определенной температуры хранения груза и т. д.)
• перемены в отрасли (диверсификация предоставляемых услуг, перевалка, «железная дорога — шоссе», субподряд и т. д.).
-Умение поведения водителя, способствующего повышению репутации компании:
• поведение водителя и репутация компании;
• значение для компании стандарта сервиса, предоставляемого водителем;
• роль водителя, людей с которыми водитель имеет дело;
• техническое состояние транспортного средства;
• роль организации работы, коммерческих и финансовых последствий возможной спорной ситуации;
-Знание правил, регулирующих перевозку грузов:
• лицензии на транспортные операции;
• обязательства по стандартным договорам на перевозку грузов;
• составление документов, которые входят в транспортный договор;
• международные разрешения на транспортировку, их виды, порядок заполнения;
• обязательства в соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозке грузов (КДПГ), область применения, лица, за которых несет ответственность перевозчик, заключение и исполнение договора перевозки, ответственность перевозчика, рекламации и иски, положения, касающиеся перевозки, производимой последовательно несколькими перевозчиками, недействительность условий контракта, противоречащих конвенции;
• составление международной транспортной накладной;
• пересечение границ;
• экспедиторы грузов, таможенные операторы, их функции в организации перевозок;
• специальные документы, сопровождающие груз (СМR- накладная, инвойс (счет),пакинг-лист и др.).
-Организация перевозок грузов под таможенным контролем:
• требование к подвижному составу, допуск транспортного средства к перевозкам под таможенным контролем;
• таможенное оформление грузов, понятие грузовой таможенной декларации, таможенное обеспечение перевозки в страны Европейского союза, порядок оформления грузов под таможенным контролем, перемещаемых из стран Евросоюза в страны СНГ;
• основные положения Конвенции МДП, область и порядок применения книжки МДП (Карнет TIR);
• иные финансовые обеспечения перевозок грузов под таможенным контролем;
• основные положения таможенного кодекса таможенного союза, их влияние на порядок выполнения международных перевозок грузов.
-Особенности погрузки и разгрузки прицепов и полуприцепов:
• размещение и крепление различных видов грузов в тентовых прицепах, полуприцепов;
• особенности погрузки грузов и его размещение в в грузовом отсеке при перевозках скоропортящихся грузов в автомобилях-рефрижераторах;
• особенности перевозки наливных грузов на автомобилях-цистернах;
• размещения грузов в грузовом отсеке автопоезда с учетом имеющихся ограничений по весовым (общим и осевым) параметрам транспортных средств;
• допустимые параметры транспортных средств (габаритные и весовые) в странах ЕС и СНГ;
Тема 5. Охрана труда водителей составов транспортных средства
- Основные положения законодательства о труде, относящихся к работникам автомобильного транспорта. Порядок стажировки водителей механических транспортных средств. Требования охраны труда при эксплуатации составов транспортных средств и погрузочно-разгрузочных работах. Особенности работы водителей на перевозках грузов с использованием автомобильных цистерн, работающих под давлением. Противопожарное оборудование составов транспортных средств. Правило тушение пожаров на стоянке и в пути, меры по их предупреждению.
-Знание социальных структур и действующих правил на автотранспорте:
• максимальной продолжительности рабочего времени в транспортной отрасли;
• принципы, способы и результаты применения Правил (ЕЕС) № 3820/85 и (ЕЕС) № 3821/85(Соглашение ЕСТР) в т.ч., область применения, термины и определения, продолжительность управления, перерывы в управлении, управление в составе экипажа, продолжительность отдыха, контрольные средства режима труда и отдыха (тахографы), бланк подтверждения деятельности;
• наказание за нарушение режимов труда и отдыха, неверное использование тахографа или махинаций с ним;
• знание социальной среды автотранспорта, прав и обязанностей водителей в отношении базовой квалификации и периодической переподготовки.
-Умение предотвращать физический риск:
• эргономичные принципы движения и позы сопряженные с риском;
• физическая подготовка;
• обращение с транспортным средством и грузом;
• личная безопасность.
- Осознание важности поддержания физической формы и умственной адекватности:
• принципы здорового, сбалансированного питания;
• воздействие алкоголя, наркотиков и других веществ, которые могут воздействовать на поведение, симптомы, причины и последствия утомленности и стресса;
• принципиальное значение правильного чередования работы и отдыха.
-Техника безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию транспортных средств.
- Особенности режима рабочего времени и времени отдыха для водителей автомобилей, выполняющих внутриреспубликанские автомобильные перевозки, общее положения, рабочее время и его учет, время отдыха.
Тема 6. Охрана окружающей среды и экономия эксплуатационных материалов
- Окружающая среда, Законодательство об охране окружающей среды. Меры по предупреждению её загрязнения. Вредные факторы воздействия на окружающую среду при эксплуатации АТС.
-Международные нормы по безопасности конструкций автотранспортных средств, регламентирующее:
• требования к техническому состоянию:
- по условиям безопасности движения;
- содержанию вредных веществ в отработанных газах автомобилей;
- уровню допустимого шума автомобильных средств;
- обзорности;
- защите водителя;
• требования по установке защитных устройств на различные типы автомобилей и автопоездов;
• требования к освещению и сигнализации.
-Сертификация автомобилей, автопоездов, экологические классы автомобилей.
-Пути снижения вредного воздействия на окружающую среду. Влияние режима работы двигателя, работоспособности его систем на выброс токсичных веществ. Ответственность за виновные деяния против экологической безопасности и окружающей среды.
- Методы и приемы экологичного и экономичного вождения:
• оптимальное соотношение оборотов двигателя и включенной передачи КПП;
• скоростной режим;
• правильное распределение груза в кузове транспортного средства;
• выбор оптимального маршрута следования;
• выбор оптимального графика движения;
• тепловой режим работы двигателя;
• техническое состояние автомобиля (фильтра, системы двигателя, шины, тормозная система, ходовая часть).
Приложение 3
к единой программе
переподготовки водителей
механических транспортных средств
категории «С» на право управления
составами транспортных средств
категории «СЕ»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОСТАВОМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ»
Наименование тем
Количество часов обучения
всего
теоретических занятий
Практических занятий
1. Дорожно-транспортные происшествия и их причины
3
3
2. Основы психофизиологии труда водителя транспортных средств
3
3
3. Эксплуатационные свойства состава транспортных средств
3
3
4. Дорожные условия
1
1
5. Управление составом транспортных средств на перекрестках, пешеходных переходах, железнодорожных переездах
2
2
6. Управление составом транспортных средств в транспортном потоке
1
1
7. Основы маневрирования при управлении составом транспортных средств
1
1
8. Управление составом транспортных средств в особых условиях
2
2
9.Основные положения Правил дорожного движения
7
3
4
10.Правовые основы дорожного движения
2
2
Итоговое занятие
1
1
Итого
26
21
5
Программа предмета
«Основы управления составом транспортных средств и безопасность движения»
Тема 1. Дорожно-транспортное происшествия и их причины
- Анализ аварийности с участием составов транспортных средств по сезонам, дням, неделям, времени суток и другим факторам. Особенности аварийности в населенных пунктах, вне населенных пунктов.
- Причины дорожно-транспортных происшествий.
- Действие водителей по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
- Типы аварий, случающихся в транспортном секторе. Статистика ДТП, участие в них грузовых автомобилей. Последствие ДТП (человеческим, материальным, финансовым).
- Действия водителя при наступлении случая ДТП. Основные принципы составления протокола аварии.
- Действия водителя при возникновении пожара, технической неисправности состава транспортных средств, а также других опасных ситуаций, влияющих на безопасность дорожного движения.
- Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершении и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры.
Тема 2. Основы психофизиологии труда водителя состава транспортных средств
Влияние квалификации, образования, стажа работы и возраста на надежность водителя.
Дисциплинированность, эмоциональная устойчивость, выносливость, самообладание.
Индивидуальные психофизиологические качества водителя: ощущение и восприятие. Прогнозирование дорожно-транспортных ситуаций. Умение оценивать чрезвычайные ситуации, поведения в чрезвычайных ситуациях, оценка ситуации, предотвращение осложнений в аварии, вызов помощи, помощь пострадавшим и оказание первой медицинской помощи, действия в случаях возгорания, действия в случаях нападения.
Умение предотвращать криминализацию операций и перевозки незадекларированных грузов и нелегальных иммигрантов, общая информация, последствия для водителей, привинтивные меры, законодательство стран по ответственности транспортных операторов.
Понятие о реакции водителя. Общая характеристика внимания (объем, концентрация, распределение и переключение). Зрение и его характеристика. Приемы самоконтроля и регулирования психофизиологического состояния. Стрессовые ситуации.
Влияние неблагоприятных факторов на психофизиологические качества водителя.
Этика поведения водителя и его взаимоотношение с участниками дорожного движения.
Опасность конфликтного, агрессивного поведения на дороге. Психологический механизм возникновение агрессивного состояния, психологические и физиологические приемы подавления этого состояния, методы предотвращения конфликтов.
Разбор типичных ситуаций, которые могут спровоцировать негативную реакцию водителя.
Тема 3. Эксплуатационные свойства состава транспортных средств
Умение загружать транспортное средство с учетом правил безопасности и требований надлежащей эксплуатации транспортного средства. Силы, воздействующие на транспортное средство в ходе движения. Применение различных передач в соответствии с загрузкой транспортного средства и профиля дорожного покрытия. Расчет полезной нагрузки на транспортное средство или автопоезд. Расчет общего объема, распределение груза, последствия чрезмерной нагрузки на оси, устойчивость и центр тяжести транспортного средства.
Типы упаковки и поддонов, основные категории товаров, для которых требуется специальные средства укладки и закрепления, применение крепежных ремней, проверка надежности средств крепления, использование оснастки автомобиля для крепления груза.
Взаимодействие колес автомобиля с дорожным покрытием. Торможение, тормозной и остановочный пути.
Устойчивость состава транспортных средств, причина её нарушения. Занос состава транспортных средств и способы его прекращения.
Управляемость состава транспортных средств. Информативность состава транспортных средств. Проходимость состава транспортных средств.
Тема 4. Дорожные условия
Теоретическое занятие
Элементы автомобильных дорог и их характеристика. Влияние дорожных условий на безопасность движения состава транспортных средств. Опасные участки автомобильных дорог вне населенного пункта и в населенных пунктах. Управление транспортным средством на городских улицах. Обеспечение безопасности движения при управлении транспортным средствам на городских улицах, на дорогах в небольших населенных пунктах и на дорогах вне населенных пунктов.
Пользование дорогами в различные периоды: весной, осенью, зимой. Ограничение пользования дорогами при высокой температуре воздуха.
Тема 5. Управление составом транспортных средств на перекрестках, пешеходных переходах, железнодорожных проездах
Теоретическое занятие
Последовательность осмотра дороги при приближении к перекрестку. Движение по регулируемому и нерегулируемому перекресткам.
Пересечение пешеходных переходов. Управление составом транспортных средств в местах скопления пешеходов, оценка их поведения и меры предотвращения наезда. Управление составом транспортных средств в местах возможного появления детей (учреждения образования, детские площадки). Порядок проезда железнодорожных переездов и меры безопасности.
Тема 6. Управление составом транспортных средств в транспортном потоке
Теоретическое занятие
Прямолинейное движение и маневрирование в транспортном потоке. Взаимодействие с другими транспортными средствами. Выбор безопасной скорости, дистанции и бокового интервала. Особенности проезда остановочных пунктов маршрутных транспортных средств. Управление составом транспортных средств при встречном разъезде, обгоне и объезде препятствий.
Разбор типичных дорожно-транспортных происшествий, возникающих при движении в транспортном потоке.
Тема 7. Основы маневрирования при управлении составом транспортных средств
Теоретическое занятие
Порядок сцепки и контроль технического состояния буксирного устройства автомобиля-тягача, седельно-сцепного устройства седельного тягача, тягово-сцепного устройства прицепа и полуприцепа.
Начало движения, прямолинейное движение, повороты и развороты в ограниченном пространстве. Применение заднего хода при движении с прицепом и полуприцепом. Маневрирование при постановке состава транспортных средств на стоянку. Движение на подъеме: остановка и начало движения. Типичные ошибки при маневрировании.
Тема 8. Управление составом транспортных средств в особых условиях
Теоретическое занятие
Особенности буксировки состава транспортных средств.
Подготовка состава транспортных средств к буксировке.
Проезд подъемов и спусков, отрицательные последствия движения накатом на уклонах.
Правила и приемы управления по бездорожью, на полевых, лесных дорогах, ледовых переправах. Управление составом транспортных средств при пониженном коэффициенте сцепления.
Особенности движения по скользкой дороге на поворотах, в начале движения и при торможении. Примеры управления при заносе.
Управление составом транспортных средств при движении в темное время суток и при недостаточной видимости.
Пользование световыми приборами и сигналами в темное время суток, во время дождя, при тумане и снегопаде, преднамеренной и вынужденной остановках в этих условиях.
Меры, принимаемые водителем для предотвращения ослепления встречным транспортным средствам.
Разбор типичных дорожно-транспортных происшествий.
Тема 9. Основные положения Правил дорожного движения
Теоретическое занятие
Общие положения, основные понятия и термины, предусмотренные Правилами дорожного движения.
Особенности правил ПДД в странах Западней Европы.
Обязанности водителей в особых случаях.
Назначения и классификация дорожных знаков и разметки, их применение.
Значение предупредительных сигналов, способ и порядок их подачи. Световые, звуковые сигналы. Сигналы рукой. Аварийная световая сигнализация. Факторы, влияющие на выбор безопасности скорости движения. Ограничение скорости, установленное Правилами дорожного движения.
Начало движения, изменения направления движения. Расположение транспортных средств на проезжей части. Обгон и встречный разъезд. Остановка и стоянка.
Регулирование дорожного движения. Порядок проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Обязанности водителей по обеспечению безопасности дорожного движения на пешеходных переходах и остановочных пунктах маршрутных транспортных средств. Правила проезда железнодорожных переездов.
Движение по автомагистрали, в жилых зонах, приоритет маршрутных транспортных средств. Пользование внешними световыми приборами. Буксировка МТС.
Правило перевозки пассажиров, требования Правил дорожного движения по организованной перевозке групп детей.
Требование к техническому состоянию состава транспортных средств. Дополнительное оборудование состава транспортных средств.
Опасные последствия несоблюдения требований Правил дорожного движения.
Практические занятие
Решение комплексных задач с использованием технических средств, стендов, макетов, плакатов.
19.06.2020 12:41:54
Юрист
НОВИЧОКВ предложенном для общественного обсуждения проекте постановления Министерства транспорта и коммуникаций не содержится единой программы переподготовки водителей механических транспортных средств категории «C» на право управления составами транспортных средств категории «CE». Вместе с тем, предлагается комплексно подойти к корректировке данной программы переподготовки водителей.
Количество часов, предусмотренных ныне действующей программой, для изучения некоторых тем недостаточно.
Так, например, предлагается переработать программу по предмету «Устройство и эксплуатация составов транспортных средств» с учетом обновления парка подвижного состава, как на внутриреспубликанских, так и на международных перевозках. В настоящее время парк АТС на государственных и коммерческих предприятиях состоит из более современных автомобилей с высоким экологическим классом, что требует внесения изменений в программу переподготовки, принятую 8 лет назад постановлением Минтранса от 23.10.2012 № 47.
Кроме того, необходимо откорректировать количество практических занятий по данному предмету, так как программа дополнительного обучения, утвержденная постановлением Минтранса от 22.11.2018 № 25 в рамках Постановления Совета Министров от 30.06.2008 № 971 (далее – программа дополнительного обучения), не предусматривает обучение водителей на современных транспортных средствах, а только лишь нацелена на получение теоритических знаний.
В программе переподготовки также необходимо предусмотреть практические занятия по теме «Охрана окружающей среды и экономия эксплуатационных материалов», так как программой дополнительного обучения утверждено изучение темы «Эффективное и безопасное вождение (экономичное и экологическое). Методы и приемы экономичного и экологического вождения» в количестве не менее 2 учебных часов на проведение практических занятий.
Считаем, что двух часов недостаточно для получения водителями как теоритических, так и практических навыков по данной теме.
Одновременно полагаем необходимым при корректировке данной программы переподготовки учесть международный опыт, так как чаще всего именно водители транспортных средств категории СЕ являются участниками международных автомобильных перевозок и от их профессиональной компетенции зависит их организация и выполнение. В качестве такого международного документа предлагаем рассмотреть Директиву Европейского Парламента и Совета ЕС №2003/59/ЕС от 15 июля 2003 г. «О базовой квалификации и периодической переподготовке водителей некоторых автотранспортных средств, занятых в перевозке товаров или пассажиров, дополняющая Правила Совета Европы (ЕЕС) №3820/85, а также Директиву Совета Европы № 91/439/ЕЕС и отменяющая Директиву Совета Европы №76/914/ЕЕС».
Дополнительно просим обратить внимание на необходимость разработки соответствующей нормативной базы и введения обязательной сертификации учебного процесса подготовки и повышения квалификации (обучающих курсов) на подтверждение профессиональной компетентности водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов, что должным образом должно отразиться на качество подготовки водителей в условиях бесконтрольного роста числа организаций (даже непрофильных), организующих такие виды обучения.
19.06.2020 14:07:52
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться