[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2012 г. № 1105 и от 13 декабря 2012 г. № 1147»
Документы, в которые вносятся изменения: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2012 г. № 1105 «Об утверждении перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2012 г. № 1147 «Об утверждении перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), определении требований к форме контрольного списка вопросов (чек-листа) и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2010 г. № 489».
По общему правилу, общественное обсуждение НПА предполагает наличие хотя бы несколько мнений. Однако, учитывая, что сегодня-завтра завершается обсуждение, то нижеприведенное мнение, вероятно, будет единственным.
Обоснование принятие предлагаемого Минсельхозпродом Проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2012 г. № 1105 и от 13 декабря 2012 г. № 1147» не направлено на актуализацию перечня мероприятий технического (технологическо¬го, поверочного) в соответствии с задачами, поставленными перед государственной ветеринарной службой. Основная причина такой ситуации заключается в ненадлежащем применении нормотворческой техники, которое осуществляется государственной ветеринарной службой, – это непонимание международных требований, и в первую очередь, искусственное «разделение» компетентного органа и уполномоченных органов в ветеринарной сфере. Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и его подведомственные организации: ГУ "Белорусский государственный ветеринарный центр", ГУ "Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте", ГУ "Ветеринарный надзор" (имеющий региональные инспекции ветеринарного надзора), – в целом насчитывают несколько сотен государственных ветеринарных инспекторов и более 8 (восьми) тысяч врачей ветеринарной медицины во всех административных районах (областях) Республики Беларусь.
Более трех лет назад Декрет Президента Республики Беларусь «О развитии предпринимательства» (23.11.2017 № 7 [Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.11.2017, 1/17364], выступил в роли «регуляторной гильотины» – законодательной реформы по отмене устаревших и неактуальных нормативно-правовых актов, – в результате из 2200 ветеринарных позиций осталось 205.
В обосновании Проекта голословно указано, что «Государственная ветеринарная служба получила высокую оценку по итогам инспекции Международной организации здравоохранения животных». Почему в обосновании Проекта не упоминалось о ветеринарных «катастрофах» на Слуцком и Гомельском мясокомбинатах, где хранилось несколько сотен тонн гнилого мяса, о закрытии Россельхознадзором десятков мясо-молочных предприятий Беларуси и упущенной валютной выручке? Ведь на всех закрытых кпредприятиях регулярно проводились проверки белорусской госветслужбой. Реальное положение дел при производстве продукции животного происхождения никак не связано с НПА, которые периодически принимаются в Республике Беларусь в области ветеринарной деятельности и государственной ветеринарной службы. Важно не наличие десятков и сотен НПА и регулярное внесение в них изменений и дополнений, а надлежащее исполнение норм международных НПА в сфере ветеринарной медицины, деятельности компетентных органов в области обращения с животными, их благополучия и биобезопасности.
По общему правилу, проведение международных инспекций в системе производство, переработка и реализации продукции животного происхождения используется законодательство, включающее более четырех десятков НПА, в частности: Кодекс здоровья наземных животных (Всемирная организация здравоохранения животных (МЭБ; OIE)); Ветеринарно-санитарный кодекс водных животных (МЭБ ;OIE); Кодекс Алиментариус (Международные пищевые стандарты Комиссии Кодекс Алиментариус); ISO; HACCP; Соглашение ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер; Решение Комиссии Таможенного союза от 9 октября 2014 г. № 94 «Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)» и т.д. Общий объем международного «ветеринарного» текста – более 2 (двух) миллионов знаков (5 стандартных монографий). Сколько врачей ветеринарной медицины в Республике Беларусь, включая работников государственной ветеринарной службы, читали, а самое главное могут применить все 40 международных НПА? Не более нескольких человек во всей стране! При этом пара-тройка этих ветеринарных специалистов не имеют юридического образования, как второго высшего, в лучшем случае – экономисты-менеджеры (управленцы), которые прошли курсы повышения по международному ветеринарному законодательству и, следовательно, неспособны практически использовать нормативные предписания.
Сотрудники государственной ветслужбы Республики Беларусь лучше бы делали надлежащие выводы по отчетам проведенных инспекций белорусских мясомолочных предприятий Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), в которых постоянно указывается, что: 1) Белорусские государственные ветеринарные врачи, осуществляющие сертификацию мясомолочной продукции имеют недостаточные знания ветеринарно-санитарных требований и норм Таможенного союза. Обучение требованиям ТС указанных специалистов если и проводится, то не носить комплексный характер, а тем более не распространяется на всех специалистов, участвующих в контрольных мероприятиях. 2) Проводимые белорусской ветеринарной службой проверки предприятий носят формальный характер, не выявляя при этом недостатков, которые носят системный характер. Указанный факт также подтверждается отсутствием объективных результатов расследований для установления источников загрязнения продукции животного происхождения, указанных в актах проведенных расследований. 3) Со стороны белорусских компетентных органов и соответствующей службы предприятия контроль за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза осуществляется не в полном объеме. 4) На многих предприятии система менеджмента безопасности пищевой продукции, основанная на принципах ХАССП, не может быть признана в достаточной мере разработанной, внедренной и поддерживаемой в работоспособном состоянии в частности по следующим основаниям: не определены ключевые показатели деятельности для определения результативности системы прослеживаемости; отсутствуют документы, требуемые организацией для достижения целей системы прослеживаемости и др.. 5) На предприятиях не разработана и не внедрена процедура прослеживаемости сырья и производимых полуфабрикатов, что свидетельствует о недостоверности проводимой сертификации продукции. 6) Не обеспечен надлежащий контроль со стороны государственной ветеринарной службы за ввезенным на предприятия мясосырьем и дальнейшим перемещением произведенной продукции. 7) Отмечается формальный подход государственной ветеринарной службы, при осуществлении мониторинговых обследований, проводимых как проверочные мероприятия по контролю за соблюдением предприятиями требований законодательства. 8) Проводимые госветслужбой расследования по фактам обнаружения остатков запрещенных веществ носят формальный характер – не установлены причины и источник попадания указанных веществ в молочную продукцию. Несмотря на то, что система прослеживаемости на предприятиях позволяет установить перечень поставщиков молока, из которого выработана партия несоответствующей продукции. 9) Представителями государственной службы при проведении расследований не принимаются меры по установлению конкретного поставщика, допустившего нарушения. 10) Отсутствует процедура планирования и проведения внутрилабораторного контроля управления качеством и достоверностью проведенных испытаний. Не проводится адаптация лабораторных специалистов, проводящих исследования и не определена их компетентность;
В целом важно не контрольная (надзорная) функция компетентного органа (Департамента), сколько обеспечение биологической безопасности и повышение прибыльности производителей продукции животного происхождения, то есть способствовать развитию бизнес-процессу, а не бюрократизировать его. В целом, целесообразна либерализации бизнес-климата, а правоприменительная практика НПА разработанных Минсельхозпродом, должна оцениваться Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Причем в основу должно быть положено не количество и регулярность проверок «выполненных» сотрудниками госветслужбой, а объем валютной выручки от экспорта продукции растительного и животного происхождения, а главное – упущенная выгода от внешнеторговых операций.
23.06.2020 14:30:44
Валерий Соляник
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
93
На с.6 Проекта Постановления указано: «обследование объектов, осуществляющих содержание, разведение, … с целью изучения соблюдения …., а также требований по идентификации животных;»
Изучение соблюдения требований по идентификации животных, со стороны Департамента противоречит действующему законодательству. Во-первых, вопросы идентификации животных регламентируются Законом Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» от 15 июля 2015 г. № 287-З [Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2015, 2/2285] и ГУ «Центр информационных систем в животноводстве» Минсельхозпрода Республики Беларусь. Во-вторых, ГУ «Центр информационных систем в животноводстве» Минсельхозпрода не подотчетен и не подчиняется Департаменту ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода.
[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2012 г. № 1105 и от 13 декабря 2012 г. № 1147»
Общественное обсуждение
2Прилагаемая информация:
Документы, в которые вносятся изменения:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2012 г. № 1105 «Об утверждении перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2012 г. № 1147 «Об утверждении перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), определении требований к форме контрольного списка вопросов (чек-листа) и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2010 г. № 489».
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 16 по 25 июня 2020 г.
16.06.2020 09:45:17
Юрист
НОВИЧОКОбоснование принятие предлагаемого Минсельхозпродом Проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2012 г. № 1105 и от 13 декабря 2012 г. № 1147» не направлено на актуализацию перечня мероприятий технического (технологическо¬го, поверочного) в соответствии с задачами, поставленными перед государственной ветеринарной службой.
Основная причина такой ситуации заключается в ненадлежащем применении нормотворческой техники, которое осуществляется государственной ветеринарной службой, – это непонимание международных требований, и в первую очередь, искусственное «разделение» компетентного органа и уполномоченных органов в ветеринарной сфере.
Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и его подведомственные организации: ГУ "Белорусский государственный ветеринарный центр", ГУ "Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте", ГУ "Ветеринарный надзор" (имеющий региональные инспекции ветеринарного надзора), – в целом насчитывают несколько сотен государственных ветеринарных инспекторов и более 8 (восьми) тысяч врачей ветеринарной медицины во всех административных районах (областях) Республики Беларусь.
Более трех лет назад Декрет Президента Республики Беларусь «О развитии предпринимательства» (23.11.2017 № 7 [Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.11.2017, 1/17364], выступил в роли «регуляторной гильотины» – законодательной реформы по отмене устаревших и неактуальных нормативно-правовых актов, – в результате из 2200 ветеринарных позиций осталось 205.
В обосновании Проекта голословно указано, что «Государственная ветеринарная служба получила высокую оценку по итогам инспекции Международной организации здравоохранения животных».
Почему в обосновании Проекта не упоминалось о ветеринарных «катастрофах» на Слуцком и Гомельском мясокомбинатах, где хранилось несколько сотен тонн гнилого мяса, о закрытии Россельхознадзором десятков мясо-молочных предприятий Беларуси и упущенной валютной выручке? Ведь на всех закрытых кпредприятиях регулярно проводились проверки белорусской госветслужбой.
Реальное положение дел при производстве продукции животного происхождения никак не связано с НПА, которые периодически принимаются в Республике Беларусь в области ветеринарной деятельности и государственной ветеринарной службы. Важно не наличие десятков и сотен НПА и регулярное внесение в них изменений и дополнений, а надлежащее исполнение норм международных НПА в сфере ветеринарной медицины, деятельности компетентных органов в области обращения с животными, их благополучия и биобезопасности.
По общему правилу, проведение международных инспекций в системе производство, переработка и реализации продукции животного происхождения используется законодательство, включающее более четырех десятков НПА, в частности: Кодекс здоровья наземных животных (Всемирная организация здравоохранения животных (МЭБ; OIE)); Ветеринарно-санитарный кодекс водных животных (МЭБ ;OIE); Кодекс Алиментариус (Международные пищевые стандарты Комиссии Кодекс Алиментариус); ISO; HACCP; Соглашение ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер; Решение Комиссии Таможенного союза от 9 октября 2014 г. № 94 «Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)» и т.д. Общий объем международного «ветеринарного» текста – более 2 (двух) миллионов знаков (5 стандартных монографий).
Сколько врачей ветеринарной медицины в Республике Беларусь, включая работников государственной ветеринарной службы, читали, а самое главное могут применить все 40 международных НПА? Не более нескольких человек во всей стране! При этом пара-тройка этих ветеринарных специалистов не имеют юридического образования, как второго высшего, в лучшем случае – экономисты-менеджеры (управленцы), которые прошли курсы повышения по международному ветеринарному законодательству и, следовательно, неспособны практически использовать нормативные предписания.
Сотрудники государственной ветслужбы Республики Беларусь лучше бы делали надлежащие выводы по отчетам проведенных инспекций белорусских мясомолочных предприятий Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), в которых постоянно указывается, что:
1) Белорусские государственные ветеринарные врачи, осуществляющие сертификацию мясомолочной продукции имеют недостаточные знания ветеринарно-санитарных требований и норм Таможенного союза. Обучение требованиям ТС указанных специалистов если и проводится, то не носить комплексный характер, а тем более не распространяется на всех специалистов, участвующих в контрольных мероприятиях.
2) Проводимые белорусской ветеринарной службой проверки предприятий носят формальный характер, не выявляя при этом недостатков, которые носят системный характер. Указанный факт также подтверждается отсутствием объективных результатов расследований для установления источников загрязнения продукции животного происхождения, указанных в актах проведенных расследований.
3) Со стороны белорусских компетентных органов и соответствующей службы предприятия контроль за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза осуществляется не в полном объеме.
4) На многих предприятии система менеджмента безопасности пищевой продукции, основанная на принципах ХАССП, не может быть признана в достаточной мере разработанной, внедренной и поддерживаемой в работоспособном состоянии в частности по следующим основаниям: не определены ключевые показатели деятельности для определения результативности системы прослеживаемости; отсутствуют документы, требуемые организацией для достижения целей системы прослеживаемости и др..
5) На предприятиях не разработана и не внедрена процедура прослеживаемости сырья и производимых полуфабрикатов, что свидетельствует о недостоверности проводимой сертификации продукции.
6) Не обеспечен надлежащий контроль со стороны государственной ветеринарной службы за ввезенным на предприятия мясосырьем и дальнейшим перемещением произведенной продукции.
7) Отмечается формальный подход государственной ветеринарной службы, при осуществлении мониторинговых обследований, проводимых как проверочные мероприятия по контролю за соблюдением предприятиями требований законодательства.
8) Проводимые госветслужбой расследования по фактам обнаружения остатков запрещенных веществ носят формальный характер – не установлены причины и источник попадания указанных веществ в молочную продукцию. Несмотря на то, что система прослеживаемости на предприятиях позволяет установить перечень поставщиков молока, из которого выработана партия несоответствующей продукции.
9) Представителями государственной службы при проведении расследований не принимаются меры по установлению конкретного поставщика, допустившего нарушения.
10) Отсутствует процедура планирования и проведения внутрилабораторного контроля управления качеством и достоверностью проведенных испытаний. Не проводится адаптация лабораторных специалистов, проводящих исследования и не определена их компетентность;
В целом важно не контрольная (надзорная) функция компетентного органа (Департамента), сколько обеспечение биологической безопасности и повышение прибыльности производителей продукции животного происхождения, то есть способствовать развитию бизнес-процессу, а не бюрократизировать его.
В целом, целесообразна либерализации бизнес-климата, а правоприменительная практика НПА разработанных Минсельхозпродом, должна оцениваться Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Причем в основу должно быть положено не количество и регулярность проверок «выполненных» сотрудниками госветслужбой, а объем валютной выручки от экспорта продукции растительного и животного происхождения, а главное – упущенная выгода от внешнеторговых операций.
23.06.2020 14:30:44
Юрист
НОВИЧОКИзучение соблюдения требований по идентификации животных, со стороны Департамента противоречит действующему законодательству.
Во-первых, вопросы идентификации животных регламентируются Законом Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» от 15 июля 2015 г. № 287-З [Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2015, 2/2285] и ГУ «Центр информационных систем в животноводстве» Минсельхозпрода Республики Беларусь.
Во-вторых, ГУ «Центр информационных систем в животноводстве» Минсельхозпрода не подотчетен и не подчиняется Департаменту ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода.
24.06.2020 09:50:56
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться