[ Закрыто ] Проект постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке ведения технического надзора за строительством»
С учётом всех изменений в законодательстве после принятия Указа Президента РБ №510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности" в данном документе технический надзор за строительством представлен функцией заказчика, осуществляющего контроль, и поэтому является по сути ведомственным. В перечнях надзорной деятельности в Беларуси такого вида надзора нет. Похоже авторы вместо слова "контроль" решили, что слово "надзор" более страшное для подрядчика. Также указанный в проекте технический надзор за строительством не имеет прав, присущих для надзорной деятельности - выдача предписаний и др. Также использование тут надзорной деятельности неуместно в контексте с наличием в стране Госстройнадзора, который функционирует в Госстандарте.
25.06.2020 07:39:10
Лариса Анатольевна Кадышева
Юрист
НОВИЧОК
0
17.8
15
по этому тексту инструкции (п 17, п 23...), технадзор принимает работу. Зачем технадзор принимает то, чего не поручал? Пусть заказчик принимает. А технадзор пусть помогает принимать, проверяет, удостоверяет.
29.06.2020 13:36:37
Лариса Анатольевна Кадышева
Юрист
НОВИЧОК
0
17.8
15
п 10,24,25 нового текста инструкции таковы, будто все ТНПА полностью обязательны. Прошу написать "тех требований ТНПА, которые обязательны (тех, которые обязательны по законодательству и тех, которые обязательны по конкретному проекту, конкретному договору)". Пример из жизни: в кирпичной перегородке дизайном задумано, что "горизонтальные" швы д. б. параллельны уклону пандуса. Зачем инструкцией заставлять технадзора отрицать эту свободу дизайна?
29.06.2020 13:45:24
Лариса Анатольевна Кадышева
Юрист
НОВИЧОК
0
17.8
15
п.23 по новому тексту инструкции: все три абзаца прошу дополнить словами "если иное не предусмотрено договором на технический надзор либо (при осуществлении технического надзора самим заказчиком) - документом, в котором оговорены полномочия технадзора. "Проверка правильности пересчета стоимости выполненных работ в текущие цены и связанные с этим расчеты и проверки не входят в компетенцию представителя технического надзора" - обижаете нас, технадзоров. мы те же институты окончили, что и сметчики, и имеем по три квалификационных аттестата, и опыт имеем. Если конкретный технадзор компетентен, то пусть проверяет акты полностью, не напрягайте заказчиков раздуванием штата.
29.06.2020 13:56:28
Лариса Анатольевна Кадышева
Юрист
НОВИЧОК
0
17.8
15
п.11 нового текста инструкции не понятен только мне? Пытаюсь понять его на примере: пусть Инжиниринговая компания "Белстройцентр" (она имеет аттестат на осуществление технич надзора) будет застройщиком на объекте "строительство парковочной площадки возле здания Белстройцентр". Частично работы своими силами (субботник по пересадке дерева), частично подрядным способом. Первый абзац п11 запрещает вести собственными силами технический надзор. Второй абзац позволяет привлечь НЕ инженерную организацию, а инженера (физлицо сотрудника, у них есть такие) на все работы, включая пересадку дерева. Третий абзац заставляет привлечь инженерную организацию для надзора только за работой по пересадке дерева. Прошу переделать п 11 исходя из целесообразности привлечения инженерной организации таким субъектом строительной деятельности, который имеет технадзора/ов в штате. и изложить так, чтоб не возникало непоняток.
29.06.2020 14:22:07
Лариса Анатольевна Кадышева
Юрист
НОВИЧОК
0
17.8
15
п.9 1й абзац. "Выполнение требований представителя технического надзора, входящих в его компетенцию" - это намёк на то, что технадзор будет предъявлять требования, вЫходящие за его компетенцию. Обижаете. Слово "компетенцию" надо заменить на "полномочия". А известны ли подрядчику полномочия технадзора? Предлагаю: возлагая на технадзора полномочия сверх тех, которые по инструкции обязательны, пусть заказчик уведомит об этом подрядчика. вот с даты уведомления пусть будет "Выполнение требований представителя технического надзора обязательно для подрядчика, если заказчик наделил технадзора полномочиями и уведомил подрядчика.
29.06.2020 14:34:10
Лариса Анатольевна Кадышева
Юрист
НОВИЧОК
0
17.8
15
п.5 слишком строг: - к текущему ремонту, - к объектам 5й категории сложности, - к тем строительным работам, о который ТНПА не содержат обязательных технических требований. Пример: техническая модернизация объекта "музей, здание 4й категории сложности" заключается в обновлении выставочной экспозиции, ни об одной работе нет требований в ТНПА. - к объектам, где реконструкция запроектирована без выполнения строительных работ. Например, только изменение назначения помещения.
Прошу позволить для таких работ отсутствие аттестата соответствия (при наличии персонала с квалификационным/и аттестатом/ами).
29.06.2020 14:48:58
Игорь Валерьевич
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
5.0
105
ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ по проекту Инструкции о порядке ведения технического надзора за строительством Пункт 2 представитель технического надзора - должностное лицо, осуществляющее контроль и надзор заказчика за соответствием строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям действующих технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА) и утвержденной проектной документации, а также освидетельствование и приемку выполненных работ 1. Предлагается после «конструкций» добавить «, инструментов». 2. ТНПА бывают двух видов: а) обязательные и б) добровольные. Предлагается заменить «действующих» на «обязательных». 3. Предлагается после «утвержденной» добавить «в установленном порядке». технический надзор за строительством (далее – технический надзор) – часть строительного процесса, включающего надзор заказчика за соответствием строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям действующих ТНПА и утвержденной проектной документации, а также освидетельствование, приемку и учет выполненных работ. 1. Что именно понимается под «строительным процессом»? В НПА, указанных в абз. 1 п. 2 проекта Инструкции и ином законодательстве данный термин не определен. При этом в абз. 41 ч. 1 п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300) содержится определение термина «строительная деятельность (строительство)», из которого следует, что «технический надзор за строительством» не является частью «строительной деятельности (строительства)». Предлагается «частьстроительного процесса» исключить. 2. Предлагается после «конструкций» добавить «, инструментов». 3. Предлагается заменить «действующих» на «обязательных». 4. Предлагается после «утвержденной» добавить «в установленном порядке». Термины «освидетельствование», «приемка выполненных работ» и «учет выполненных работ» В абз. 3 и 7 п. 2, п.п. 17-19 проекта Инструкции используются многозначные термины «освидетельствование», «приемка выполненных работ» и «учет выполненных работ», которые не определены в НПА, указанных в абз. 1 п. 2 проекта Инструкции и ином законодательстве. Предлагается дополнить п. 2 проекта Инструкции определением терминов «освидетельствование», «приемка выполненных работ» и «учет выполненных работ». Термин «исполнительная документация» В абз. 3 и 17 п. 27 проекта Инструкции упоминается «исполнительная документация». При этом термин «исполнительная документация» не определен в НПА, указанных в абз. 1 п. 2 проекта Инструкции и ином законодательстве. В результате не ясно, о какой именно «документации» идет речь. 1. В п. 2.39 СТБ 1900-2008 «Строительство. Основные термины и определения» содержится определение следующего термина: «документация (исполнительная): Совокупность документов, фиксирующих процесс производства строительно-монтажных работ и техническое состояние строительного объекта, таких как исполнительные схемы, акты приемки выполненных работ, журналы производства работ, операционного контроля, авторского надзораи др. [11]», где согласно «Библиографии» [11] – это «Строительное производство: Энциклопедия / Гл. ред. А. К. Шрейбдер. – М.: Стройиздат, 1995. – 464 с.» При этом: 1) термины ««документация (исполнительная)» и «исполнительная документация» – это разные термины; 2) открытый перечень «совокупности документов» (наличие «и др.») создает неопределенность в отнесении конкретного документа к «документации (исполнительной)». Так, в окончательной редакции проекта СН 1.03._-2020 «Организация строительного производства» (далее – проект СН) упоминаются «акты освидетельствования скрытых работ» (п. 8.9), «акты промежуточной приемки этих конструкций» (п. 8.9), «акты приемки ответственных конструкций» (п. 8.11). Указанные акты упоминаются в п.п. 19-22 проекта Инструкции; 2) в проекте Инструкции и проекте СН не упоминаются «исполнительные схемы»; 3) в Законе № 300-З используется не термин «строительный объект», а термин «объект строительства», который определен в абз. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З; 4) исполнительная документация должна фиксировать не только «техническое состояние строительного объекта», но и его элементов; 5) документы «авторского надзора» к «исполнительной документации» не относятся. 2. Одной из важных обязанностей подрядчика в абз. 18 п. 26 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила № 1450), названо оформление исполнительной документации, подтверждающей соответствие выполненных строительных работ проектной документации и требованиям ТНПА. Исполнительная документация, как следует из содержания абз. 4 п. 50 и абз. 3 п. 78 Правил № 1450, предоставляется подрядчиком заказчику одновременно или после передачи результата выполненных работ. Данный механизм позволяет четко определить перечень документации, которая должна подтвердить фактически выполненные работы. 3. В п.п. 8.6, 8.7, 8.9, 8.10 и 8.12 проекта СН указаны документы, составляемые с целью обеспечения «качества строительно-монтажных работ». Соответствие работ в строительстве существенным требованиям безопасности подтверждается исполнителем работ документами, указанными в ч. 3 п. 4 ст. 7 Технического регламента ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность». В подп. 6.9. п. 6 ТКП 45-1.03-59-2008 «Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения» определен перечень документов, необходимый при приемке объекта в эксплуатацию, которую предоставляет подрядчик для приемочной комиссии. Многие из указанных в данных ТНПА документов можно отнести к исполнительной документации. Между тем, документы, которые можно отнести к исполнительной документации, содержатся и в иных ТНПА в зависимости от видов и специфики выполнения строительных работ. 4. В целом определение термина «документация (исполнительная)», содержащееся в п. 2.39 СТБ 1900-2008, не учитывает нормы Закона № 300-З и Правил № 1450, а также требования проекта СН. При этом проект СН и иное законодательство не определяет термин «исполнительная документация», а также состав и порядок ее составления, что вызывает проблемы на практике. 5. В Российской Федерации Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 утверждены Требованиями к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006) (далее – Требования). Согласно п. 3 Требований «Исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ». Аналогичное определение термина «исполнительная документация» содержится в п. 7 ст. 2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 827. 6. Исходя из вышеизложенного, предлагается дополнить п. 2 проекта Инструкции определение следующего термина: «исполнительная документация – текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов строительстваи их элементов в процессе строительства объекта [возведения, реконструкции, капитального ремонта, реставрации, благоустройства объекта, сноса, консервации не завершенного строительством объекта], по мере завершения определенных в проектной документации работ и подтверждающие соответствие выполненных строительных работ проектной документации, требованиям обязательных ТНПА». Пункт 10 По требованию представителя технического надзора подрядчик обязан представлять документы, подтверждающие соответствие выполненных строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудованияпроектной документации и ТНПА, а также документы, подтверждающие объемы выполненных строительно-монтажных работ. 1. Предлагается после «конструкций» добавить «, инструментов». 2. Предлагается перед «проектной документации» добавить «утвержденной в установленном порядке». 3. О каких именно «документах» идет речь? Предлагается заменить указанные в п. 10 проекта Инструкции документы на «исполнительную документацию». Пункт 16 Заказчик передает представителю технического надзора в одном экземпляре полный комплект проектной документации с отметкой на чертежах и сводных сметах «К производству работ», а также перечень ответственных конструкций и основных видов строительно-монтажных работ, подлежащих приемке с участием представителей авторского надзора Предлагается перед «проектной документации» добавить «утвержденной в установленном порядке». Пункт 17 В ч. 1 п. 19 проекта Инструкции сказано: «Если представитель технического надзора не прибыл для освидетельствования скрытых работ к сроку, указанному в извещении подрядчика, а задержка в освидетельствовании приведет к нарушению технологии производства работ, то подрядчик вправе составить акт освидетельствования скрытых работ в одностороннем порядке с приложением материалов методом фотофиксации до и после выполнения работ». Из чего следует, что в общем случае «акт освидетельствования скрытых работ» составляется в «двустороннем порядке». Однако, такое требование отсутствует в п. 17 проекта Инструкции. Предлагается дополнить п. 17 проекта Инструкции следующей нормой: «Документы, которыми оформляется освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка ответственных конструкций, составляются совместно подрядчиком и представителем технического надзора». Пункт 20 Подрядчиком по результатам освидетельствования составляется акт освидетельствования скрытых работ. Предлагается после «Подрядчиком» добавить «совместно с представителем технического надзора». Пункты 17-20 В п.п. 17 и 20 проекта Инструкции используется термин «составление» применительно к документам, которыми оформляется «освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка ответственных конструкций». А в п. 22 проекта Инструкции используется термин «оформление» применительно к «акту установленной формы». При этом термин «составление» чего-либо не определен законодательством и не ясно не только его содержание, но и соотношение с терминами «оформление» и «подписание» каких-либо документов. В ч. 1 п. 16 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4, сказано: «Подготовка документа включает составление и оформление проекта документа, его подписание, при необходимости – согласование (визирование), утверждение». Из чего следует, что «составление», «оформление» и «подписание» документа – это разные процедуры «подготовки документа», которые не включают одна другую, т.е. используется схема «подготовка документа = составление + оформление + подписание». Термин «оформление документа» определен в СТБ 2059-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», а термины «подготовка документа», «составление документа» и «подписание документа» не определены в СТБ 2059-2013 и ином законодательстве, что вызывает проблемы в правотворчестве и правоприменении. В толковых словарях слово «составить» означает «Собрав, соединив, объединив что-н., образовать нечто целое». Что именно «соединяется и объединяется» в процессе подготовки документа? Только «реквизиты документа» либо что-то иное? В частности, что именно понимается под «подрядчик вправе составить акт освидетельствования скрытых работ в одностороннем порядке», упоминаемое в ч. 1 п. 19 проекта Инструкции? Означает ли составление документа «в одностороннем порядке» отсутствие необходимости «подписания» таким образом составленного документа всеми участниками процесса, который оформлен данным документом, либо, как и в общем порядке, и в этом случае необходимы подписи всех участников процесса? Можно ли утверждать, что подписание документа «в одностороннем порядке» означает «одностороннее составление» документа? Действует ли в данном случае иная схема соотношения указанных терминов «составление документа = оформление + подписание»? В этой связи заслуживает внимания п.п. 2 и 3Инструкции о порядке применения и заполнения форм актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, утвержденной Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.07.2018 № 29 (далее – Инструкция № 29), где содержатся следующие правила «оформления», «составления» и «подписания» соответствующих актов: 1) акты оформляются подрядчиком, т.е. в одностороннем порядке; 2) акты составляются сторонами договора строительного подряда, т.е. в двухстороннем порядке; 3) акты подписываются «лицами, ответственными за совершение хозяйственной операции, уполномоченными на их подписание в соответствии с требованиями законодательства», т.е. в двустороннем порядке; 4) акты, подписанные в одностороннем порядке, в бухгалтерском учете не отражаются. Предлагается заимствовать из Инструкции № 29 такое разделение терминов «оформление», «составление» и «подписание». Пункт 23 По результатам приемки оформляется акт приемки выполненных строительно-монтажных работ, в котором представитель технического надзора визирует объемы выполненных работ в уровне цен на дату разработки сметной документации. Кем оформляется указанный акт и кем он составляется с учетом того, что «представитель технического надзора» визирует только «объемы выполненных работ в уровне цен на дату разработки сметной документации»? Пункт 24 В своей деятельности представитель технического надзора осуществляет надзор за: соответствием применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям ТНПА; соответствием состава и объема выполненных строительно-монтажных работ проектной документации; устранением дефектов и нарушений, отмеченных в журналах работ и авторского надзора. 1. Предлагается после «конструкций» добавить «, инструментов». 2. Предлагается перед «ТНПА» добавить «обязательных». 3. Предлагается перед «проектной документации» добавить «в установленном порядке». 4. О каких именно «журналах работ и авторского надзора» идет речь? Пункт 25 Приемке подлежат строительно-монтажные работы, выполненные в полном соответствии с требованиями ТНПА и проектной документации. 1. Предлагается перед «ТНПА» добавить «обязательных». 2. Предлагается перед «проектной документации» добавить «в установленном порядке». Пункт 27 Согласно абз. 2 п. 27 проекта Инструкции «Представитель технического надзора обязан… осуществлять надзор за наличием на строительных объектах исполнительной документации…». В тоже время согласно абз. 17 п. 27 проекта Инструкции «Представитель технического надзора обязан… осуществлять надзор при приемке выполненных по договору строительного подряда работ, а также при подготовке к приемке в эксплуатацию объекта… наличия… исполнительной документации, оформленной надлежащим образом…». Предлагается в абз. 2 п. 27 проекта Инструкции: 1) заменить «наличием» на слова «наличием, составлением и оформлением в установленном порядке»; 2) заменить «строительных объектов» на «объектов строительства».
02.07.2020 11:37:13
Alex
Пользователь
НОВИЧОК
0
3.0
0
Исходя из трактовки Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 №130-З «О нормативных правовых актах» (с изменениями и дополнениями) «Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы правового регулирования определенной сферы общественных отношений». На основании статьи 37 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 №300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями) считаем необходимым отметить, что указанный проект Инструкции должен быть кардинально переработан исходя из термина «Инструкция». Учитывая изложенное, предлагаем внести изменения в некоторые пункты Инструкции. Пункт 1 изложить в следующей редакции: «Настоящая Инструкция устанавливает порядок ведения технического надзора за строительством объекта (возведением, реконструкцией, ремонтом, технической модернизацией, реставрацией, благоустройством объектов, сносом, консервацией незавершенного строительством объекта и порядок участия в приемке строительно-монтажных работ и объекта в эксплуатацию». Абзац 3 пункта 2 изложить в следующей редакции: «представитель технического надзора – должностное лицо, осуществляющее контроль и надзор заказчика за соответствием строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям действующих технических нормативных правовых актов (далее по тексту – ТНПА) и утвержденной проектной документации». Часть 1 абзаца 6 пункта 2 изложить в следующей редакции: «строительно-монтажные работы – работы, выполняемые при возведении, реконструкции, ремонте, технической модернизации, реставрации, благоустройстве объекта, сносе, консервации незавершенного строительством объекта, а также при монтаже технологических систем и оборудования.». Абзац 3 пункта 3 изложить в следующей редакции: «При финансировании текущего ремонта за счет собственных средств заказчика, технический надзор осуществляется по решению заказчика, либо собственными силами или с привлечением инженера (инженерной организации)». Пункт 4 изложить в следующей редакции: «Заказчик, застройщик (далее по тексту – заказчик) обеспечивает ведение технического надзора в течении всего периода строительства в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и с периодичностью, обеспечивающей приемку выполненных работ в соответствии с договорными обязательствами и требованиями проектной документации». Пункт 5 изложить в следующей редакции: «Технический надзор осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями только при наличии аттестата соответствия, выдаваемого в порядке, установленном соответствующим Постановлением Совета Министров Республики Беларусь». Абзац 1 пункта 8 изложить в следующей редакции: «Для осуществления функций инженера по техническому надзору за строительством назначаются специалисты, аттестованные в порядке, установленном соответствующим Постановлением Совета Министров Республики Беларусь». Абзац 3 пункта 13 изложить в следующей редакции: «Заказчик письменно уведомляет подрядчика о назначении персонала технического надзора с указанием должности, ФИО, контактного номера телефона, местонахождения, адреса электронной почты и возложенных на него обязанностях и предоставленных ему правах». Пункт 16 изложить в следующей редакции: «Заказчик передает представителю технического надзора в одном экземпляре полный комплект проектной документации на бумажных носителях с отметкой на чертежах и сметах «К производству работ» и перечень ответственных конструкций и основных видов строительно-монтажных работ, подлежащих приемке с участием представителей авторского надзора».
[ Закрыто ] Проект постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке ведения технического надзора за строительством»
Общественное обсуждение
12Прилагаемая информация:
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 25 июня по 5 июля 2020 г.
24.06.2020 11:08:26
Пользователь
НОВИЧОК25.06.2020 07:39:10
Юрист
НОВИЧОК29.06.2020 13:36:37
Юрист
НОВИЧОКПример из жизни: в кирпичной перегородке дизайном задумано, что "горизонтальные" швы д. б. параллельны уклону пандуса. Зачем инструкцией заставлять технадзора отрицать эту свободу дизайна?
29.06.2020 13:45:24
Юрист
НОВИЧОК"Проверка правильности пересчета стоимости выполненных работ в
текущие цены и связанные с этим расчеты и проверки не входят в
компетенцию представителя технического надзора" - обижаете нас, технадзоров. мы те же институты окончили, что и сметчики, и имеем по три квалификационных аттестата, и опыт имеем. Если конкретный технадзор компетентен, то пусть проверяет акты полностью, не напрягайте заказчиков раздуванием штата.
29.06.2020 13:56:28
Юрист
НОВИЧОКПрошу переделать п 11 исходя из целесообразности привлечения инженерной организации таким субъектом строительной деятельности, который имеет технадзора/ов в штате. и изложить так, чтоб не возникало непоняток.
29.06.2020 14:22:07
Юрист
НОВИЧОКвходящих в его компетенцию" - это намёк на то, что технадзор будет предъявлять требования, вЫходящие за его компетенцию. Обижаете. Слово "компетенцию" надо заменить на "полномочия".
А известны ли подрядчику полномочия технадзора? Предлагаю: возлагая на технадзора полномочия сверх тех, которые по инструкции обязательны, пусть заказчик уведомит об этом подрядчика. вот с даты уведомления пусть будет "Выполнение требований представителя технического надзора обязательно для подрядчика, если заказчик наделил технадзора полномочиями и уведомил подрядчика.
29.06.2020 14:34:10
Юрист
НОВИЧОК- к текущему ремонту,
- к объектам 5й категории сложности,
- к тем строительным работам, о который ТНПА не содержат обязательных технических требований. Пример: техническая модернизация объекта "музей, здание 4й категории сложности" заключается в обновлении выставочной экспозиции, ни об одной работе нет требований в ТНПА.
- к объектам, где реконструкция запроектирована без выполнения строительных работ. Например, только изменение назначения помещения.
Прошу позволить для таких работ отсутствие аттестата
соответствия (при наличии персонала с квалификационным/и аттестатом/ами).
29.06.2020 14:48:58
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛпо проекту Инструкции о порядке ведения технического надзора за строительством
Пункт 2
представитель технического надзора - должностное лицо, осуществляющее контроль и надзор заказчика за соответствием строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям действующих технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА) и утвержденной проектной документации, а также освидетельствование и приемку выполненных работ
1. Предлагается после «конструкций» добавить «, инструментов».
2. ТНПА бывают двух видов: а) обязательные и б) добровольные. Предлагается заменить «действующих» на «обязательных».
3. Предлагается после «утвержденной» добавить «в установленном порядке».
технический надзор за строительством (далее – технический надзор) – часть строительного процесса, включающего надзор заказчика за соответствием строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям действующих ТНПА и утвержденной проектной документации, а также освидетельствование, приемку и учет выполненных работ.
1. Что именно понимается под «строительным процессом»? В НПА, указанных в абз. 1 п. 2 проекта Инструкции и ином законодательстве данный термин не определен. При этом в абз. 41 ч. 1 п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300) содержится определение термина «строительная деятельность (строительство)», из которого следует, что «технический надзор за строительством» не является частью «строительной деятельности (строительства)». Предлагается «часть строительного процесса» исключить.
2. Предлагается после «конструкций» добавить «, инструментов».
3. Предлагается заменить «действующих» на «обязательных».
4. Предлагается после «утвержденной» добавить «в установленном порядке».
Термины «освидетельствование», «приемка выполненных работ» и «учет выполненных работ»
В абз. 3 и 7 п. 2, п.п. 17-19 проекта Инструкции используются многозначные термины «освидетельствование», «приемка выполненных работ» и «учет выполненных работ», которые не определены в НПА, указанных в абз. 1 п. 2 проекта Инструкции и ином законодательстве.
Предлагается дополнить п. 2 проекта Инструкции определением терминов «освидетельствование», «приемка выполненных работ» и «учет выполненных работ».
Термин «исполнительная документация»
В абз. 3 и 17 п. 27 проекта Инструкции упоминается «исполнительная документация». При этом термин «исполнительная документация» не определен в НПА, указанных в абз. 1 п. 2 проекта Инструкции и ином законодательстве. В результате не ясно, о какой именно «документации» идет речь.
1. В п. 2.39 СТБ 1900-2008 «Строительство. Основные термины и определения» содержится определение следующего термина: «документация (исполнительная): Совокупность документов, фиксирующих процесс производства строительно-монтажных работ и техническое состояние строительного объекта, таких как исполнительные схемы, акты приемки выполненных работ, журналы производства работ, операционного контроля, авторского надзора и др. [11]»,
где согласно «Библиографии» [11] – это «Строительное производство: Энциклопедия / Гл. ред. А. К. Шрейбдер. – М.: Стройиздат, 1995. – 464 с.»
При этом:
1) термины ««документация (исполнительная)» и «исполнительная документация» – это разные термины;
2) открытый перечень «совокупности документов» (наличие «и др.») создает неопределенность в отнесении конкретного документа к «документации (исполнительной)». Так, в окончательной редакции проекта СН 1.03._-2020 «Организация строительного производства» (далее – проект СН) упоминаются «акты освидетельствования скрытых работ» (п. 8.9), «акты промежуточной приемки этих конструкций» (п. 8.9), «акты приемки ответственных конструкций» (п. 8.11). Указанные акты упоминаются в п.п. 19-22 проекта Инструкции;
2) в проекте Инструкции и проекте СН не упоминаются «исполнительные схемы»;
3) в Законе № 300-З используется не термин «строительный объект», а термин «объект строительства», который определен в абз. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З;
4) исполнительная документация должна фиксировать не только «техническое состояние строительного объекта», но и его элементов;
5) документы «авторского надзора» к «исполнительной документации» не относятся.
2. Одной из важных обязанностей подрядчика в абз. 18 п. 26 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила № 1450), названо оформление исполнительной документации, подтверждающей соответствие выполненных строительных работ проектной документации и требованиям ТНПА. Исполнительная документация, как следует из содержания абз. 4 п. 50 и абз. 3 п. 78 Правил № 1450, предоставляется подрядчиком заказчику одновременно или после передачи результата выполненных работ. Данный механизм позволяет четко определить перечень документации, которая должна подтвердить фактически выполненные работы.
3. В п.п. 8.6, 8.7, 8.9, 8.10 и 8.12 проекта СН указаны документы, составляемые с целью обеспечения «качества строительно-монтажных работ». Соответствие работ в строительстве существенным требованиям безопасности подтверждается исполнителем работ документами, указанными в ч. 3 п. 4 ст. 7 Технического регламента ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность». В подп. 6.9. п. 6 ТКП 45-1.03-59-2008 «Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения» определен перечень документов, необходимый при приемке объекта в эксплуатацию, которую предоставляет подрядчик для приемочной комиссии. Многие из указанных в данных ТНПА документов можно отнести к исполнительной документации.
Между тем, документы, которые можно отнести к исполнительной документации, содержатся и в иных ТНПА в зависимости от видов и специфики выполнения строительных работ.
4. В целом определение термина «документация (исполнительная)», содержащееся в п. 2.39 СТБ 1900-2008, не учитывает нормы Закона № 300-З и Правил № 1450, а также требования проекта СН. При этом проект СН и иное законодательство не определяет термин «исполнительная документация», а также состав и порядок ее составления, что вызывает проблемы на практике.
5. В Российской Федерации Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 утверждены Требованиями к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006) (далее – Требования). Согласно п. 3 Требований «Исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ».
Аналогичное определение термина «исполнительная документация» содержится в п. 7 ст. 2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 827.
6. Исходя из вышеизложенного, предлагается дополнить п. 2 проекта Инструкции определение следующего термина:
«исполнительная документация – текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов строительства и их элементов в процессе строительства объекта [возведения, реконструкции, капитального ремонта, реставрации, благоустройства объекта, сноса, консервации не завершенного строительством объекта], по мере завершения определенных в проектной документации работ и подтверждающие соответствие выполненных строительных работ проектной документации, требованиям обязательных ТНПА».
Пункт 10
По требованию представителя технического надзора подрядчик обязан представлять документы, подтверждающие соответствие выполненных строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования проектной документации и ТНПА, а также документы, подтверждающие объемы выполненных строительно-монтажных работ.
1. Предлагается после «конструкций» добавить «, инструментов».
2. Предлагается перед «проектной документации» добавить «утвержденной в установленном порядке».
3. О каких именно «документах» идет речь? Предлагается заменить указанные в п. 10 проекта Инструкции документы на «исполнительную документацию».
Пункт 16
Заказчик передает представителю технического надзора в одном экземпляре полный комплект проектной документации с отметкой на чертежах и сводных сметах «К производству работ», а также перечень ответственных конструкций и основных видов строительно-монтажных работ, подлежащих приемке с участием представителей авторского надзора
Предлагается перед «проектной документации» добавить «утвержденной в установленном порядке».
Пункт 17
В ч. 1 п. 19 проекта Инструкции сказано: «Если представитель технического надзора не прибыл для освидетельствования скрытых работ к сроку, указанному в извещении подрядчика, а задержка в освидетельствовании приведет к нарушению технологии производства работ, то подрядчик вправе составить акт освидетельствования скрытых работ в одностороннем порядке с приложением материалов методом фотофиксации до и после выполнения работ». Из чего следует, что в общем случае «акт освидетельствования скрытых работ» составляется в «двустороннем порядке». Однако, такое требование отсутствует в п. 17 проекта Инструкции.
Предлагается дополнить п. 17 проекта Инструкции следующей нормой:
«Документы, которыми оформляется освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка ответственных конструкций, составляются совместно подрядчиком и представителем технического надзора».
Пункт 20
Подрядчиком по результатам освидетельствования составляется акт освидетельствования скрытых работ.
Предлагается после «Подрядчиком» добавить «совместно с представителем технического надзора».
Пункты 17-20
В п.п. 17 и 20 проекта Инструкции используется термин «составление» применительно к документам, которыми оформляется «освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка ответственных конструкций». А в п. 22 проекта Инструкции используется термин «оформление» применительно к «акту установленной формы». При этом термин «составление» чего-либо не определен законодательством и не ясно не только его содержание, но и соотношение с терминами «оформление» и «подписание» каких-либо документов.
В ч. 1 п. 16 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4, сказано: «Подготовка документа включает составление и оформление проекта документа, его подписание, при необходимости – согласование (визирование), утверждение». Из чего следует, что «составление», «оформление» и «подписание» документа – это разные процедуры «подготовки документа», которые не включают одна другую, т.е. используется схема «подготовка документа = составление + оформление + подписание».
Термин «оформление документа» определен в СТБ 2059-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», а термины «подготовка документа», «составление документа» и «подписание документа» не определены в СТБ 2059-2013 и ином законодательстве, что вызывает проблемы в правотворчестве и правоприменении. В толковых словарях слово «составить» означает «Собрав, соединив, объединив что-н., образовать нечто целое». Что именно «соединяется и объединяется» в процессе подготовки документа? Только «реквизиты документа» либо что-то иное?
В частности, что именно понимается под «подрядчик вправе составить акт освидетельствования скрытых работ в одностороннем порядке», упоминаемое в ч. 1 п. 19 проекта Инструкции? Означает ли составление документа «в одностороннем порядке» отсутствие необходимости «подписания» таким образом составленного документа всеми участниками процесса, который оформлен данным документом, либо, как и в общем порядке, и в этом случае необходимы подписи всех участников процесса? Можно ли утверждать, что подписание документа «в одностороннем порядке» означает «одностороннее составление» документа? Действует ли в данном случае иная схема соотношения указанных терминов «составление документа = оформление + подписание»?
В этой связи заслуживает внимания п.п. 2 и 3 Инструкции о порядке применения и заполнения форм актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, утвержденной Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.07.2018 № 29 (далее – Инструкция № 29), где содержатся следующие правила «оформления», «составления» и «подписания» соответствующих актов:
1) акты оформляются подрядчиком, т.е. в одностороннем порядке;
2) акты составляются сторонами договора строительного подряда, т.е. в двухстороннем порядке;
3) акты подписываются «лицами, ответственными за совершение хозяйственной операции, уполномоченными на их подписание в соответствии с требованиями законодательства», т.е. в двустороннем порядке;
4) акты, подписанные в одностороннем порядке, в бухгалтерском учете не отражаются.
Предлагается заимствовать из Инструкции № 29 такое разделение терминов «оформление», «составление» и «подписание».
Пункт 23
По результатам приемки оформляется акт приемки выполненных строительно-монтажных работ, в котором представитель технического надзора визирует объемы выполненных работ в уровне цен на дату разработки сметной документации.
Кем оформляется указанный акт и кем он составляется с учетом того, что «представитель технического надзора» визирует только «объемы выполненных работ в уровне цен на дату разработки сметной документации»?
Пункт 24
В своей деятельности представитель технического надзора осуществляет надзор за:
соответствием применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям ТНПА;
соответствием состава и объема выполненных строительно-монтажных работ проектной документации;
устранением дефектов и нарушений, отмеченных в журналах работ и авторского надзора.
1. Предлагается после «конструкций» добавить «, инструментов».
2. Предлагается перед «ТНПА» добавить «обязательных».
3. Предлагается перед «проектной документации» добавить «в установленном порядке».
4. О каких именно «журналах работ и авторского надзора» идет речь?
Пункт 25
Приемке подлежат строительно-монтажные работы, выполненные в полном соответствии с требованиями ТНПА и проектной документации.
1. Предлагается перед «ТНПА» добавить «обязательных».
2. Предлагается перед «проектной документации» добавить «в установленном порядке».
Пункт 27
Согласно абз. 2 п. 27 проекта Инструкции «Представитель технического надзора обязан… осуществлять надзор за наличием на строительных объектах исполнительной документации…». В тоже время согласно абз. 17 п. 27 проекта Инструкции «Представитель технического надзора обязан… осуществлять надзор при приемке выполненных по договору строительного подряда работ, а также при подготовке к приемке в эксплуатацию объекта… наличия… исполнительной документации, оформленной надлежащим образом…».
Предлагается в абз. 2 п. 27 проекта Инструкции:
1) заменить «наличием» на слова «наличием, составлением и оформлением в установленном порядке»;
2) заменить «строительных объектов» на «объектов строительства».
02.07.2020 11:37:13
Пользователь
НОВИЧОКНа основании статьи 37 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 №300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями) считаем необходимым отметить, что указанный проект Инструкции должен быть кардинально переработан исходя из термина «Инструкция».
Учитывая изложенное, предлагаем внести изменения в некоторые пункты Инструкции.
Пункт 1 изложить в следующей редакции:
«Настоящая Инструкция устанавливает порядок ведения технического надзора за строительством объекта (возведением, реконструкцией, ремонтом, технической модернизацией, реставрацией, благоустройством объектов, сносом, консервацией незавершенного строительством объекта и порядок участия в приемке строительно-монтажных работ и объекта в эксплуатацию».
Абзац 3 пункта 2 изложить в следующей редакции:
«представитель технического надзора – должностное лицо, осуществляющее контроль и надзор заказчика за соответствием строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям действующих технических нормативных правовых актов (далее по тексту – ТНПА) и утвержденной проектной документации».
Часть 1 абзаца 6 пункта 2 изложить в следующей редакции:
«строительно-монтажные работы – работы, выполняемые при возведении, реконструкции, ремонте, технической модернизации, реставрации, благоустройстве объекта, сносе, консервации незавершенного строительством объекта, а также при монтаже технологических систем и оборудования.».
Абзац 3 пункта 3 изложить в следующей редакции:
«При финансировании текущего ремонта за счет собственных средств заказчика, технический надзор осуществляется по решению заказчика, либо собственными силами или с привлечением инженера (инженерной организации)».
Пункт 4 изложить в следующей редакции:
«Заказчик, застройщик (далее по тексту – заказчик) обеспечивает ведение технического надзора в течении всего периода строительства в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и с периодичностью, обеспечивающей приемку выполненных работ в соответствии с договорными обязательствами и требованиями проектной документации».
Пункт 5 изложить в следующей редакции:
«Технический надзор осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями только при наличии аттестата соответствия, выдаваемого в порядке, установленном соответствующим Постановлением Совета Министров Республики Беларусь».
Абзац 1 пункта 8 изложить в следующей редакции:
«Для осуществления функций инженера по техническому надзору за строительством назначаются специалисты, аттестованные в порядке, установленном соответствующим Постановлением Совета Министров Республики Беларусь».
Абзац 3 пункта 13 изложить в следующей редакции:
«Заказчик письменно уведомляет подрядчика о назначении персонала технического надзора с указанием должности, ФИО, контактного номера телефона, местонахождения, адреса электронной почты и возложенных на него обязанностях и предоставленных ему правах».
Пункт 16 изложить в следующей редакции:
«Заказчик передает представителю технического надзора в одном экземпляре полный комплект проектной документации на бумажных носителях с отметкой на чертежах и сметах «К производству работ» и перечень ответственных конструкций и основных видов строительно-монтажных работ, подлежащих приемке с участием представителей авторского надзора».
02.07.2020 16:56:21
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться