[ Закрыто ] Проект постановления МЧС «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь»
С учетом определения в п.9. "Перечень опасных грузов, допущенных к перевозке, их номера Организации Объединенных Наций (далее – № ООН)" похоже надо изменить пункт 275 "Перевозка баллонов со сжатыми и сжиженными газами должна производиться только при полной исправности баллонов и их арматуры, заглушек, а также при наличии на баллонах четких надписей определенной окраски согласно приложению 11, предохранительного колпака, знаков опасности, № по списку ООН".
04.11.2020 11:47:47
Евгений
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
0
Наше предприятие ООО «ПромЛаб ТД» занимается проверками и ремонтом автоцистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов с 2015 г., но отдельные сотрудники предприятия имеют опыт в данной сфере 10-20 лет. За это время нами был накоплен большой объем данных, касающийся эксплуатации автоцистерн, как соответствующих требованиям ДОПОГ (как правило, импортного производства), так и изготовленных не в соответствии с ДОПОГ (как правило, отечественного производства). Предлагаемый для обсуждения проект Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь (далее ¬– Правила), создаст, на наш взгляд, целый ряд нерешаемых в настоящее время проблем.
Действующая редакция Правил предусматривает проведение следующих видов проверок автоцистерн: - техническое диагностирование (п. 338, 388, 389); - первичные, периодические, промежуточные и внеплановые проверки (п. 339, 381-385); - проверка дыхательных (предохранительных, вакуумных) устройств (п. 361); - проверка устройств для защиты от статического электричества и измерение сопротивления отдельных участков (п. 368-372); - испытание на герметичность сливо-наливных рукавов (п. 373). Из приведенного выше списка в ДОПОГ (1.8, 6.8–6.10, 6.12 приложение А) содержится лишь периодичность и состав первичных, периодических, промежуточных и внеплановых проверок. Проверки дыхательных (предохранительных, вакуумных) устройств, проверка устройств для защиты от статического электричества и измерение сопротивления отдельных участков, а также испытание на герметичность сливо-наливных рукавов, выполняемые в настоящее время ежегодно, с принятием новой редакции Правил станут выполнятся, как правило, один раз в три года, при проведении промежуточной или периодической проверки. Однако, наш опыт показывает, что такое решение может привести к резкому ухудшению состояния безопасности на автоцистернах, предназначенных для перевозки опасных грузов. Климатические условия Республики Беларусь, а именно постоянные околонулевые колебания температуры окружающего воздуха в период с ноября по апрель, а также использование на дорогах песчано-соляной смеси в сумме приводят к тому, что даже новые дыхательные устройства, устройства для защиты от статического электричества и сливо-наливные рукава далеко не всегда выдерживают три года эксплуатации (в нашем предприятии имеется большой массив фотоматериалов по данной теме). Содержащаяся в действующих Правилах периодичность испытаний указанных устройств не реже одного раза в год является оптимальной для наших условий, соответствует существующей многолетней практике применения и позволяет минимизировать количество инцидентов и аварий. В связи с этим возникает вопрос: проводились ли Госпромнадзором или какими-либо другими организациями исследования, позволяющие сделать вывод о безопасности увеличения интервала между проверками указанных устройств с одного года до трех? Одним из самых важных вопросов, возникающих при отмене Правил является вопрос, связанный с порядком проверок цистерн, изготовленных не в соответствии с ДОПОГ, т.к. таких цистерн у нас абсолютное большинство. Это связано как с эксплуатацией цистерн, изготовленных еще до присоединения Республики Беларусь к ДОПОГ, так и с тем, что многие современные цистерны российского, белорусского производства не в полной мере соответствуют ДОПОГ. В настоящее время конкретный порядок проведения проверок и критерии оценки устанавливаются в программах технического диагностирования, периодических и промежуточных проверок цистерн для перевозки опасных грузов, утверждаемых руководителем специализированной организации (п. 382, 383 действующих Правил). В п. 177 проекта Правил для ряда таких цистерн предлагается проведение периодических и промежуточных проверок, однако, порядок их проведения и критерии оценки не устанавливаются ни проектом Правил, ни ДОПОГ. Принятие новой редакции Правил приведет к тому, что предприятия, выполняющие проверки и ремонт цистерн, не смогут их проводить, а организации-владельцы, соответственно, их эксплуатировать.
Кроме того, по тексту новой редакции правил нами предлагаются следующие замечания и исправления: П. 6 Определение «проверяющая организация». В п. 16 действующей редакции Правил дано определение «специализированная организация», при этом четко описаны минимально необходимые требования к таким организациям. В проекте Правил предлагается заменить эти четкие и однозначные критерии на формулировку: «аккредитованная в соответствии с главой 1.8 Приложения А к соглашению ДОПОГ». Необходимо признать, что в настоящее время все организации Республики Беларусь, включая Госпромнадзор, не готовы к работе в соответствии с главой 1.8 Приложения А к соглашению ДОПОГ. Данный вопрос очень обширен и требует отдельного широкого обсуждения с участием всех заинтересованных сторон. Вкратце можно лишь отметить, например, следующие пункты этой главы: - 1.8.6.1 «Утверждение проверяющих органов» в нашей стране абсолютно не реализовано и не соответствует требованиям ДОПОГ. Требования данного пункта можно было бы реализовать путем утверждения проверяющих органов компетентным органом (т.е. Госпромнадзором), однако аналогичная административная процедура (выдача разрешения на право проведения технического диагностирования и ремонта автоцистерн) была отменена в 2014 г. В любом случае, утверждение проверяющих органов должно проводиться Госпромнадзором среди организаций, обладающих необходимой компетенцией согласно внутригосударственному законодательству (см. п. 1.8.4 ДОПОГ). Необходимый и достаточный список этих компетенций в ДОПОГ отсутствует. - 1.8.6.4 не содержит требований к аккредитации проверяющих органов, а лишь описывает процедуру взаимодействия проверяющих органов с субподрядчиками или филиалами, которым передается часть функций по проведениям проверки. В соответствии с ДОПОГ проверяющий орган может вообще не иметь аккредитации, а лишь выдавать свидетельства на основе информации, полученной от аккредитованных субподрядчиков. Данное положение резко противоречит требованиям, изложенным в определении проверяющей организации в п. 6 проекта Правил. - 1.8.6.8 данный пункт ДОПОГ конкретизирует требования к проверяющим органам, однако, и в этом случае, речь про аккредитацию идет только в случае сосудов, работающих под давлением, а также для специальных положений ТА4 и ТТ9. Обращаем внимание на то, что в аутентичном тексте на английском языке используется формулировка « …, as specified in…, (…как указано в…), а в русском переводе «…, указанным в..», что может ложно трактоваться как необходимость в обязательном порядке иметь аккредитацию, хотя английский вариант говорит о такой необходимости лишь в отдельных случаях. - 1.8.7 Данный пункт также применим лишь для сосудов, работающих под давлением, а также для специальных положений ТА4 и ТТ9. Подводя итог изложенному в данном абзаце, считаем необходимым оставить в Правилах действующее определение специализированной (проверяющей) организации, как минимум, до реализации всех требований ДОПОГ. П. 15: заменить «согласно пунктам 160-165» на «согласно пунктам 160-166». П. 58: заменить «наконечник под болт М10» на «наконечник под болт», т.к. далее по тексту пункта имеется возможность установки других устройств для защиты от статического электричества, следовательно, непонятно, почему должен быть именно наконечник под болт М10? Существующая практика показывает, что к кабелю сечением 6 кв. мм больше подходит наконечник меньшего размера, например, М8. П. 70: предлагаем дополнить ссылкой на ТКП 169 в части требований к резервуарам, применяемым при проведении операций слива-налива опасных грузов. Это требование есть в п. 218 действующих Правил и непонятно, почему данную ссылку предлагается убрать. Как, в противном случае, лицу, ответственному за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, проверить дату следующей проверки резервуара, что, в соответствии с требованиями п . 70 проекта Правил, он должен сделать в обязательном порядке? П. 171: заменить «Допускается использование электронных средств» на «Допускается использование для этих целей электронных средств». П. 176: заменить «на цистернах отсутствуют заземляющие устройства, предусмотренные эксплуатационной документацией» на «на цистернах отсутствуют заземляющие устройства, предусмотренные эксплуатационной документацией, либо п. 58 настоящих Правил». П. 177-180, 216: данные пункты предписывают проведение проверок в соответствии с требованиями подразделов 6.8.2.4 и 6.8.3.4 приложения А к соглашению ДОПОГ. Однако, их проведение в соответствии с предложенным проектом Правил вызывает целый ряд нерешенных проблем. Данный вопрос очень обширен и требует отдельного широкого обсуждения с участием всех заинтересованных сторон. Вкратце можно лишь отметить, например, следующие пункты этих глав: - 6.8.2.4.1, 6.8.3.4.13 Проведение первичной проверки подразумевает, в том числе, и проверку соответствия утвержденному типу. В соответствии с п. 6.8.2.3 ДОПОГ этим должен заниматься «компетентный орган или назначенный им орган», т.е. Госпромнадзор или назначенный им орган. При этом должны применяться стандарты в соответствии с п. 6.8.2.6 ДОПОГ, не переведенные, в большинстве своем, официально на русский язык и не принятые в качестве ТНПА. Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» ТНПА, являющиеся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования (за исключением технических регламентов Республики Беларусь, ТНПА, содержащих государственные секреты, а также ТНПА, утверждаемых субъектами хозяйствования) подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой НЦПИ, включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и официальному опубликованию на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, а также размещению на иных информационных ресурсах в глобальной компьютерной сети Интернет. - 6.8.2.4.5 В соответствии с данным пунктом проверки должны проводиться экспертом, утвержденным компетентным органом. Кто и каким образом, в случае принятия новой редакции Правил, будет утверждать экспертов? П. 182: с кем необходимо согласовывать изменения в проектах, в случае невозможности такого согласования с организацией-разработчиком проекта? П. 183: данный пункт по содержанию практически аналогичен п. 345 из действующей редакции Правил, но, в отличие от него, относится не только к организациям-изготовителям цистерн, но и к организациям, выполняющим ремонт цистерн и их элементов. На каком основании вносились изменения в данный пункт Правил? Разве для изготовления цистерны и ремонта, например, сварных швов или донных клапанов необходимо выполнение одних и тех же требований, которые представлены в п. 183 проекта Правил? П. 187: из текста данного пункта непонятно, какие же все-таки документы должна иметь каждая цистерна, т.к. руководство по эксплуатации и формуляр – это не одно и то же (см. п. 5.1.2 ГОСТ 2.601-2013). В настоящее время среди организаций-изготовителей и поставщиков цистерн нет единого подхода к данному вопросу. На наш взгляд, требуется дополнительный анализ данного вопроса. П. 198: существующая практика показывает, что требования данного пункта в части отображения информации о прокладках на графических схемах игнорируются абсолютным большинством организаций-изготовителей, в том числе иностранных. Также такую информацию практически невозможно узнать и внести в дубликаты эксплуатационной документации при их изготовлении. Считаем необходимым убрать второе предложение данного пункта из проекта Правил. П. 217: каков практический смысл данного пункта? В действующей редакции Правил в п. 384 сказано «Проверки цистерн должны проводиться в присутствии представителя владельца – специалиста, ответственного по вопросам безопасности перевозки опасных грузов», в проекте Правил «Проверки цистерн могут проводиться в присутствии представителя владельца – специалиста, ответственного по вопросам безопасности перевозки опасных грузов». По нашему мнению, присутствие специалиста со стороны владельца цистерны нецелесообразно, а, чаще всего, и невозможно. В связи с этим считаем необходимым убрать данный пункт из Правил. П. 218: считаем абсолютно необходимым дополнить данный пункт требованием выдавать не только свидетельство о проверке цистерны, но и все сопутствующие ему протоколы, акты и другие необходимые документы. П. 220: в данном пункте фактически идет описание процесса технического диагностирования, исключенного из проекта Правил. Однако, ни в проекте Правил, ни в ДОПОГ не содержатся, в отличие от действующей редакции Правил, никаких указаний по проведению данной процедуры. Каким образом проводить данную внеплановую проверку? Как действовать в случае, если расчетный (нормативный) срок службы изготовителем не установлен, или данные по этому вопросу отсутствуют? Каким образом и на основании каких испытаний производить расчет остаточного ресурса и назначать следующие виды и сроки проверок? В настоящее время, в виду отсутствия типовых или единых программ проведения проверок, а также отсутствия стандартов, указанных в п. 6.8.2.6.2 ДОПОГ, не переведенных официально на русский язык и не принятых в качестве ТНПА, каждая из специализированных организаций руководствуется требованиями п. 382 и 383 действующих Правил. В соответствии с данными пунктами процедура выполнения этих и других проверок происходит по программам технического диагностирования, периодических и промежуточных проверок цистерн для перевозки опасных грузов, которые должны утверждаться руководителем специализированной организации и содержать правила и порядок проведения проверок и технического диагностирования цистерн. Вопрос проведения всех видов проверок, в том числе и технического диагностирования, требует дальнейшего и тщательного рассмотрения со всеми заинтересованными сторонами. П. 297: предлагаем исключить, т.к. более подробно требования данного пункта изложены в п. 58 проекта Правил. П. 308: предлагаем исключить, т.к. дублируются требования п. 21 проекта Правил. П. 310: предлагаем исключить, т.к. перевозка любых опасных грузов, а не только легковоспламеняющихся жидкостей должна «осуществляется транспортными средствами в соответствии с требованиями настоящих Правил и других ТНПА». Приложение 9: в данном приложении имеются ссылки на техническое диагностирование (в частности, имеется ссылка на Программу технического диагностирования цистерн для перевозки опасных грузов, также техническое диагностирование фигурирует в графе «Сроки следующих проверок»). В графе «Проверки и испытания», кроме того, присутствуют определение марки металла цистерны и расчет остаточного ресурса цистерны, которые при проведении плановых проверок не применяются, а нужны как раз при проведении технического диагностирования. В графе «Проверки и испытания» присутствует давление настройки клапанов. Наличие данной информации именно в свидетельстве не является необходимым, т.к. на большинстве современных цистерн присутствует три вида клапанов: механические и пневмоуправляемые на каждой секции и один общий на системе рекуперации (и, чаще всего, все они имеют разные значения давления в разных режимах). Заполнение такой таблицы займет почти половину свидетельства о проверке и не будет нести полезной информации для того, кому предназначено свидетельство. В тоже время, при необходимости, все эти данные можно узнать в актах о проверке клапанов. Дополнительно необходимо отметить, что в проекте Правил не нашли отражение технические требования в отношении современных систем операций слива-налива. Большинство современных автоцистерн, предназначенных для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей, в настоящее время осуществляют заправку способом нижнего налива. При этом заземление таких цистерн осуществляется при помощи внешних заземляющих устройств (ПО «Белоруснефть», например, использует для этих целей устройство заземления и контроля омического сопротивления серии УЗА-2МК), а разрешение на налив дается только после установления надежного электрического контакта между цистерной и заземляющим контуром и после присоединения рукава системы рекуперации к соответствующему адаптеру. В тоже время за последние несколько лет имели место ряд инцидентов и аварий, например, дважды на территории нефтебазы ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия» в г. Бресте или ПО «Белоруснефть» в г. Мозыре. Считаем необходимым ознакомить общественность с результатами расследования вышеуказанных и других инцидентов и провести работу над внесением в Правила дополнительных требований к осуществлению операций слива-налива на территории нефтебаз.
Подводя итог вышесказанному, необходимо сказать, что в настоящее время принятие предложенной редакции Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь нами представляется невозможным. Вместе с тем мы готовы принять участие в обсуждении изменений действующих Правил.
[ Закрыто ] Проект постановления МЧС «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь»
Общественное обсуждение
2Прилагаемая информация:
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 2 по 12 ноября 2020 г.
02.11.2020 05:58:50
Пользователь
НОВИЧОКпо спискуООН".04.11.2020 11:47:47
Пользователь
НОВИЧОКПредлагаемый для обсуждения проект Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь (далее ¬– Правила), создаст, на наш взгляд, целый ряд нерешаемых в настоящее время проблем.
Действующая редакция Правил предусматривает проведение следующих видов проверок автоцистерн:
- техническое диагностирование (п. 338, 388, 389);
- первичные, периодические, промежуточные и внеплановые проверки (п. 339, 381-385);
- проверка дыхательных (предохранительных, вакуумных) устройств (п. 361);
- проверка устройств для защиты от статического электричества и измерение сопротивления отдельных участков (п. 368-372);
- испытание на герметичность сливо-наливных рукавов (п. 373).
Из приведенного выше списка в ДОПОГ (1.8, 6.8–6.10, 6.12 приложение А) содержится лишь периодичность и состав первичных, периодических, промежуточных и внеплановых проверок.
Проверки дыхательных (предохранительных, вакуумных) устройств, проверка устройств для защиты от статического электричества и измерение сопротивления отдельных участков, а также испытание на герметичность сливо-наливных рукавов, выполняемые в настоящее время ежегодно, с принятием новой редакции Правил станут выполнятся, как правило, один раз в три года, при проведении промежуточной или периодической проверки. Однако, наш опыт показывает, что такое решение может привести к резкому ухудшению состояния безопасности на автоцистернах, предназначенных для перевозки опасных грузов. Климатические условия Республики Беларусь, а именно постоянные околонулевые колебания температуры окружающего воздуха в период с ноября по апрель, а также использование на дорогах песчано-соляной смеси в сумме приводят к тому, что даже новые дыхательные устройства, устройства для защиты от статического электричества и сливо-наливные рукава далеко не всегда выдерживают три года эксплуатации (в нашем предприятии имеется большой массив фотоматериалов по данной теме). Содержащаяся в действующих Правилах периодичность испытаний указанных устройств не реже одного раза в год является оптимальной для наших условий, соответствует существующей многолетней практике применения и позволяет минимизировать количество инцидентов и аварий. В связи с этим возникает вопрос: проводились ли Госпромнадзором или какими-либо другими организациями исследования, позволяющие сделать вывод о безопасности увеличения интервала между проверками указанных устройств с одного года до трех?
Одним из самых важных вопросов, возникающих при отмене Правил является вопрос, связанный с порядком проверок цистерн, изготовленных не в соответствии с ДОПОГ, т.к. таких цистерн у нас абсолютное большинство. Это связано как с эксплуатацией цистерн, изготовленных еще до присоединения Республики Беларусь к ДОПОГ, так и с тем, что многие современные цистерны российского, белорусского производства не в полной мере соответствуют ДОПОГ. В настоящее время конкретный порядок проведения проверок и критерии оценки устанавливаются в программах технического диагностирования, периодических и промежуточных проверок цистерн для перевозки опасных грузов, утверждаемых руководителем специализированной организации (п. 382, 383 действующих Правил). В п. 177 проекта Правил для ряда таких цистерн предлагается проведение периодических и промежуточных проверок, однако, порядок их проведения и критерии оценки не устанавливаются ни проектом Правил, ни ДОПОГ. Принятие новой редакции Правил приведет к тому, что предприятия, выполняющие проверки и ремонт цистерн, не смогут их проводить, а организации-владельцы, соответственно, их эксплуатировать.
Кроме того, по тексту новой редакции правил нами предлагаются следующие замечания и исправления:
П. 6 Определение «проверяющая организация». В п. 16 действующей редакции Правил дано определение «специализированная организация», при этом четко описаны минимально необходимые требования к таким организациям. В проекте Правил предлагается заменить эти четкие и однозначные критерии на формулировку: «аккредитованная в соответствии с главой 1.8 Приложения А к соглашению ДОПОГ».
Необходимо признать, что в настоящее время все организации Республики Беларусь, включая Госпромнадзор, не готовы к работе в соответствии с главой 1.8 Приложения А к соглашению ДОПОГ. Данный вопрос очень обширен и требует отдельного широкого обсуждения с участием всех заинтересованных сторон. Вкратце можно лишь отметить, например, следующие пункты этой главы:
- 1.8.6.1 «Утверждение проверяющих органов» в нашей стране абсолютно не реализовано и не соответствует требованиям ДОПОГ. Требования данного пункта можно было бы реализовать путем утверждения проверяющих органов компетентным органом (т.е. Госпромнадзором), однако аналогичная административная процедура (выдача разрешения на право проведения технического диагностирования и ремонта автоцистерн) была отменена в 2014 г. В любом случае, утверждение проверяющих органов должно проводиться Госпромнадзором среди организаций, обладающих необходимой компетенцией согласно внутригосударственному законодательству (см. п. 1.8.4 ДОПОГ). Необходимый и достаточный список этих компетенций в ДОПОГ отсутствует.
- 1.8.6.4 не содержит требований к аккредитации проверяющих органов, а лишь описывает процедуру взаимодействия проверяющих органов с субподрядчиками или филиалами, которым передается часть функций по проведениям проверки. В соответствии с ДОПОГ проверяющий орган может вообще не иметь аккредитации, а лишь выдавать свидетельства на основе информации, полученной от аккредитованных субподрядчиков. Данное положение резко противоречит требованиям, изложенным в определении проверяющей организации в п. 6 проекта Правил.
- 1.8.6.8 данный пункт ДОПОГ конкретизирует требования к проверяющим органам, однако, и в этом случае, речь про аккредитацию идет только в случае сосудов, работающих под давлением, а также для специальных положений ТА4 и ТТ9. Обращаем внимание на то, что в аутентичном тексте на английском языке используется формулировка « …, as specified in…, (…как указано в…), а в русском переводе «…, указанным в..», что может ложно трактоваться как необходимость в обязательном порядке иметь аккредитацию, хотя английский вариант говорит о такой необходимости лишь в отдельных случаях.
- 1.8.7 Данный пункт также применим лишь для сосудов, работающих под давлением, а также для специальных положений ТА4 и ТТ9.
Подводя итог изложенному в данном абзаце, считаем необходимым оставить в Правилах действующее определение специализированной (проверяющей) организации, как минимум, до реализации всех требований ДОПОГ.
П. 15: заменить «согласно пунктам 160-165» на «согласно пунктам 160-166».
П. 58: заменить «наконечник под болт М10» на «наконечник под болт», т.к. далее по тексту пункта имеется возможность установки других устройств для защиты от статического электричества, следовательно, непонятно, почему должен быть именно наконечник под болт М10? Существующая практика показывает, что к кабелю сечением 6 кв. мм больше подходит наконечник меньшего размера, например, М8.
П. 70: предлагаем дополнить ссылкой на ТКП 169 в части требований к резервуарам, применяемым при проведении операций слива-налива опасных грузов. Это требование есть в п. 218 действующих Правил и непонятно, почему данную ссылку предлагается убрать. Как, в противном случае, лицу, ответственному за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, проверить дату следующей проверки резервуара, что, в соответствии с требованиями п . 70 проекта Правил, он должен сделать в обязательном порядке?
П. 171: заменить «Допускается использование электронных средств» на «Допускается использование для этих целей электронных средств».
П. 176: заменить «на цистернах отсутствуют заземляющие устройства, предусмотренные эксплуатационной документацией» на «на цистернах отсутствуют заземляющие устройства, предусмотренные эксплуатационной документацией, либо п. 58 настоящих Правил».
П. 177-180, 216: данные пункты предписывают проведение проверок в соответствии с требованиями подразделов 6.8.2.4 и 6.8.3.4 приложения А к соглашению ДОПОГ. Однако, их проведение в соответствии с предложенным проектом Правил вызывает целый ряд нерешенных проблем. Данный вопрос очень обширен и требует отдельного широкого обсуждения с участием всех заинтересованных сторон. Вкратце можно лишь отметить, например, следующие пункты этих глав:
- 6.8.2.4.1, 6.8.3.4.13 Проведение первичной проверки подразумевает, в том числе, и проверку соответствия утвержденному типу. В соответствии с п. 6.8.2.3 ДОПОГ этим должен заниматься «компетентный орган или назначенный им орган», т.е. Госпромнадзор или назначенный им орган. При этом должны применяться стандарты в соответствии с п. 6.8.2.6 ДОПОГ, не переведенные, в большинстве своем, официально на русский язык и не принятые в качестве ТНПА. Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» ТНПА, являющиеся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования (за исключением технических регламентов Республики Беларусь, ТНПА, содержащих государственные секреты, а также ТНПА, утверждаемых субъектами хозяйствования) подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой НЦПИ, включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и официальному опубликованию на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, а также размещению на иных информационных ресурсах в глобальной компьютерной сети Интернет.
- 6.8.2.4.5 В соответствии с данным пунктом проверки должны проводиться экспертом, утвержденным компетентным органом. Кто и каким образом, в случае принятия новой редакции Правил, будет утверждать экспертов?
П. 182: с кем необходимо согласовывать изменения в проектах, в случае невозможности такого согласования с организацией-разработчиком проекта?
П. 183: данный пункт по содержанию практически аналогичен п. 345 из действующей редакции Правил, но, в отличие от него, относится не только к организациям-изготовителям цистерн, но и к организациям, выполняющим ремонт цистерн и их элементов. На каком основании вносились изменения в данный пункт Правил? Разве для изготовления цистерны и ремонта, например, сварных швов или донных клапанов необходимо выполнение одних и тех же требований, которые представлены в п. 183 проекта Правил?
П. 187: из текста данного пункта непонятно, какие же все-таки документы должна иметь каждая цистерна, т.к. руководство по эксплуатации и формуляр – это не одно и то же (см. п. 5.1.2 ГОСТ 2.601-2013). В настоящее время среди организаций-изготовителей и поставщиков цистерн нет единого подхода к данному вопросу. На наш взгляд, требуется дополнительный анализ данного вопроса.
П. 198: существующая практика показывает, что требования данного пункта в части отображения информации о прокладках на графических схемах игнорируются абсолютным большинством организаций-изготовителей, в том числе иностранных. Также такую информацию практически невозможно узнать и внести в дубликаты эксплуатационной документации при их изготовлении. Считаем необходимым убрать второе предложение данного пункта из проекта Правил.
П. 217: каков практический смысл данного пункта? В действующей редакции Правил в п. 384 сказано «Проверки цистерн должны проводиться в присутствии представителя владельца – специалиста, ответственного по вопросам безопасности перевозки опасных грузов», в проекте Правил «Проверки цистерн могут проводиться в присутствии представителя владельца – специалиста, ответственного по вопросам безопасности перевозки опасных грузов». По нашему мнению, присутствие специалиста со стороны владельца цистерны нецелесообразно, а, чаще всего, и невозможно. В связи с этим считаем необходимым убрать данный пункт из Правил.
П. 218: считаем абсолютно необходимым дополнить данный пункт требованием выдавать не только свидетельство о проверке цистерны, но и все сопутствующие ему протоколы, акты и другие необходимые документы.
П. 220: в данном пункте фактически идет описание процесса технического диагностирования, исключенного из проекта Правил. Однако, ни в проекте Правил, ни в ДОПОГ не содержатся, в отличие от действующей редакции Правил, никаких указаний по проведению данной процедуры. Каким образом проводить данную внеплановую проверку? Как действовать в случае, если расчетный (нормативный) срок службы изготовителем не установлен, или данные по этому вопросу отсутствуют? Каким образом и на основании каких испытаний производить расчет остаточного ресурса и назначать следующие виды и сроки проверок? В настоящее время, в виду отсутствия типовых или единых программ проведения проверок, а также отсутствия стандартов, указанных в п. 6.8.2.6.2 ДОПОГ, не переведенных официально на русский язык и не принятых в качестве ТНПА, каждая из специализированных организаций руководствуется требованиями п. 382 и 383 действующих Правил. В соответствии с данными пунктами процедура выполнения этих и других проверок происходит по программам технического диагностирования, периодических и промежуточных проверок цистерн для перевозки опасных грузов, которые должны утверждаться руководителем специализированной организации и содержать правила и порядок проведения проверок и технического диагностирования цистерн. Вопрос проведения всех видов проверок, в том числе и технического диагностирования, требует дальнейшего и тщательного рассмотрения со всеми заинтересованными сторонами.
П. 297: предлагаем исключить, т.к. более подробно требования данного пункта изложены в п. 58 проекта Правил.
П. 308: предлагаем исключить, т.к. дублируются требования п. 21 проекта Правил.
П. 310: предлагаем исключить, т.к. перевозка любых опасных грузов, а не только легковоспламеняющихся жидкостей должна «осуществляется транспортными средствами в соответствии с требованиями настоящих Правил и других ТНПА».
Приложение 9: в данном приложении имеются ссылки на техническое диагностирование (в частности, имеется ссылка на Программу технического диагностирования цистерн для перевозки опасных грузов, также техническое диагностирование фигурирует в графе «Сроки следующих проверок»). В графе «Проверки и испытания», кроме того, присутствуют определение марки металла цистерны и расчет остаточного ресурса цистерны, которые при проведении плановых проверок не применяются, а нужны как раз при проведении технического диагностирования. В графе «Проверки и испытания» присутствует давление настройки клапанов. Наличие данной информации именно в свидетельстве не является необходимым, т.к. на большинстве современных цистерн присутствует три вида клапанов: механические и пневмоуправляемые на каждой секции и один общий на системе рекуперации (и, чаще всего, все они имеют разные значения давления в разных режимах). Заполнение такой таблицы займет почти половину свидетельства о проверке и не будет нести полезной информации для того, кому предназначено свидетельство. В тоже время, при необходимости, все эти данные можно узнать в актах о проверке клапанов.
Дополнительно необходимо отметить, что в проекте Правил не нашли отражение технические требования в отношении современных систем операций слива-налива. Большинство современных автоцистерн, предназначенных для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей, в настоящее время осуществляют заправку способом нижнего налива. При этом заземление таких цистерн осуществляется при помощи внешних заземляющих устройств (ПО «Белоруснефть», например, использует для этих целей устройство заземления и контроля омического сопротивления серии УЗА-2МК), а разрешение на налив дается только после установления надежного электрического контакта между цистерной и заземляющим контуром и после присоединения рукава системы рекуперации к соответствующему адаптеру. В тоже время за последние несколько лет имели место ряд инцидентов и аварий, например, дважды на территории нефтебазы ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия» в г. Бресте или ПО «Белоруснефть» в г. Мозыре. Считаем необходимым ознакомить общественность с результатами расследования вышеуказанных и других инцидентов и провести работу над внесением в Правила дополнительных требований к осуществлению операций слива-налива на территории нефтебаз.
Подводя итог вышесказанному, необходимо сказать, что в настоящее время принятие предложенной редакции Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь нами представляется невозможным. Вместе с тем мы готовы принять участие в обсуждении изменений действующих Правил.
С уважением, коллектив ООО «ПромЛаб ТД»
12.11.2020 06:36:37
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться