Модератор новостей, 1. Не включать в сведения, которые должен содержать проспект сведения о бенефициарных владельцах эмитента. К примеру, статья 8 Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З (ред. от 13.05.2020) "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения" гласит: «Не устанавливаются данные о бенефициарных владельцах клиентов-организаций, если эти организации являются: - государственными органами, в том числе республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, а также хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 90 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, дипломатическими представительствами (посольства, постоянные представительства при международных организациях, миссии), консульскими учреждениями; - международными организациями, иностранными государствами или административно-территориальными единицами иностранных государств». В новой редакции Закона полномочиями по определению конкретных международных финансовых организаций, которые будут вправе осуществлять эмиссию ценных бумаг по национальному праву, наделяется Правительство. Таким образом, данная новая норма просто не будет работать, так как международным организациям не обязательно устанавливать своих бенефициарных владельцев. Кроме того, данное требование является практически невыполнимым для публичных компаний, которые размещают свои акции через депозитарные расписки (один из наиболее широко используемых инструментов для привлечения капитала в компании).
2. Часть девятую статьи 22 оставить в прежней редакции, а именно: «В случае эмиссии обеспеченных облигаций исполнение обязательств эмитента по облигациям должно быть обеспечено в течение всего срока обращения облигаций, а также в течение трех месяцев после окончания срока обращения облигаций этого выпуска, за исключением случаев исполнения обязательств по облигациям в полном объеме до истечения указанного трехмесячного срока. Порядок замены эмитентом обеспечения исполнения своих обязательств по облигациям устанавливается Советом Министров Республики Беларусь». Установленный в текущей редакции срок в три месяца понятен для лица, предоставившего обеспечения (это может быть и третье лицо). На данном этапе не ясно, каким будет требуемый срок окончания обеспечения и в какой момент он будет установлен Президентом Республики Беларусь, что может вызвать нежелание эмитентов выпускать облигации.
3. В статье 21 «Особенности эмиссии акций» исключить предложение следующего содержания: «Инвестор вправе распоряжаться приобретенными акциями только после их полной оплаты». 4. В статье 22 «Особенности эмиссии облигаций» исключить предложение следующего содержания: «Инвестор вправе распоряжаться приобретенными облигациями только после их полной оплаты, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь». Данные положения ограничивают стороны в свободе заключения договоров, так как если одна сторона намеревается реализовать ценные бумаги с рассрочкой, а вторая сторона готова их приобрести, этого неосуществимо при существующих нормах. Форму оплаты за ценные бумаги их владельцы вправе выбирать самостоятельно в соответствии с общепринятыми нормами права. Отмена данного ограничения будет способствовать продвижению купли-продажи ценных бумаг.
5. В статье 22 «Особенности эмиссии облигаций» исключить данную формулировку: «Запрещаются использование средств, привлеченных путем эмиссии облигаций юридических лиц Республики Беларусь, на цели, не указанные в проспекте эмиссии этих облигаций, а также предоставление за счет указанных средств займов юридическим или физическим лицам.»
Предоставление займов за счет вырученных в рамках эмиссии облигаций средств является распространенной в мире практикой, и соответствующие ограничения для юридических лиц Республики Беларусь являются необоснованными. Кроме того, в настоящее время распространена практика, когда банки выпускают «социальные» или «зеленые» облигации для последующего предоставления льготных займов МСП или на осуществление зеленых проектов. Запрет на использование привлеченных средств на цели, не указанные в проспекте эмиссии облигаций, является очевидно избыточным. В мировой практике нарушение положений «use of proceeds» влечет, как правило, лишь репутационный риск для эмитента. 6. Из статьи 23.2 Закона (как предложено в Законопроекте) исключить следующее условие для размещения эмиссионных ценных бумаг эмитентов-нерезидентов (аналогичное требование существует в настоящее время): «наличии соглашения, определяющего порядок взаимодействия республиканского органа государственного управления, осуществляющего государственное регулирование рынка ценных бумаг, и органа (организации), регулирующего (регулирующей) рынок ценных бумаг в государстве, являющемся местом учреждения эмитента-нерезидента (за исключением случаев размещения ценных бумаг международных юридических лиц (международных организаций, не являющихся юридическими лицами))»
Круг иностранных регуляторов рынка ценных бумаг, с которыми имеются подобные соглашения, весьма ограничен. Данное требование является исключительно формальным и не приносит дополнительного комфорта ни эмитенту, ни белорусскому регулятору.
7. Из статьи 25.1 исключить следующее положение: «Облигации, приобретенные в целях их досрочного погашения, не могут предлагаться эмитентом к продаже. Облигации, приобретенные в целях последующей продажи, могут быть проданы эмитентом до даты окончания срока их обращения.»
В мире распространена практика выкупа эмитентом облигаций собственной эмиссии с целью хранения на казначейских счетах для оптимизации долгового портфеля. Лишение белорусских эмитентом такой возможности нецелесообразно. Кроме того, ограничения в части досрочного погашения выкупленных облигаций для изначально иных целей являются излишними
8. Изложить часть четвертую статьи 27 Закона в следующей редакции: «Сделки с эмиссионными ценными бумагами эмитента-нерезидента, зарегистрированными на территории иностранного государства и допущенными к обращению на территории Республики Беларусь, и эмиссионными ценными бумагами эмитента-нерезидента, зарегистрированными на территории Республики Беларусь, не должны противоречить положениям настоящего Закона, применяемым в отношении сделок с ценными бумагами, эмитированных эмитентами-резидентами». Предусмотренная Законопроектом формулировка несет в себе высокие риски коллизии требований белорусского законодательства в части сделок с ценными бумагами с соответствующими нормами иностранных юрисдикций.
9. В части создания единой базы депонентов для предоставления доступа к информации о владельцах ценных бумаг уполномоченным государственным органам следует учесть международный опыт по регулированию доступа к персональным данным, в частности GDPR/General Data Protection Regulation.
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении закона» (рынок ценных бумаг)
Общественное обсуждение
1Прилагаемая информация:
Документ, в который вносятся изменения: Закон Республики Беларусь от 5 января 2015 г. № 231-З «О рынке ценных бумаг».
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 24 декабря 2020 г. по 3 января 2021 г.
23.12.2020 12:35:03
Юрист
НОВИЧОК1. Не включать в сведения, которые должен содержать проспект сведения о бенефициарных владельцах эмитента.
К примеру, статья 8 Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З (ред. от 13.05.2020) "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения" гласит:
«Не устанавливаются данные о бенефициарных владельцах клиентов-организаций, если эти организации являются:
- государственными органами, в том числе республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, а также хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 90 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, дипломатическими представительствами (посольства, постоянные представительства при международных организациях, миссии), консульскими учреждениями;
- международными организациями, иностранными государствами или административно-территориальными единицами иностранных государств».
В новой редакции Закона полномочиями по определению конкретных международных финансовых организаций, которые будут вправе осуществлять эмиссию ценных бумаг по национальному праву, наделяется Правительство.
Таким образом, данная новая норма просто не будет работать, так как международным организациям не обязательно устанавливать своих бенефициарных владельцев.
Кроме того, данное требование является практически невыполнимым для публичных компаний, которые размещают свои акции через депозитарные расписки (один из наиболее широко используемых инструментов для привлечения капитала в компании).
2. Часть девятую статьи 22 оставить в прежней редакции, а именно:
«В случае эмиссии обеспеченных облигаций исполнение обязательств эмитента по облигациям должно быть обеспечено в течение всего срока обращения облигаций, а также в течение трех месяцев после окончания срока обращения облигаций этого выпуска, за исключением случаев исполнения обязательств по облигациям в полном объеме до истечения указанного трехмесячного срока. Порядок замены эмитентом обеспечения исполнения своих обязательств по облигациям устанавливается Советом Министров Республики Беларусь».
Установленный в текущей редакции срок в три месяца понятен для лица, предоставившего обеспечения (это может быть и третье лицо).
На данном этапе не ясно, каким будет требуемый срок окончания обеспечения и в какой момент он будет установлен Президентом Республики Беларусь, что может вызвать нежелание эмитентов выпускать облигации.
3. В статье 21 «Особенности эмиссии акций» исключить предложение следующего содержания:
«Инвестор вправе распоряжаться приобретенными акциями только после их полной оплаты».
4. В статье 22 «Особенности эмиссии облигаций» исключить предложение следующего содержания:
«Инвестор вправе распоряжаться приобретенными облигациями только после их полной оплаты, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь».
Данные положения ограничивают стороны в свободе заключения договоров, так как если одна сторона намеревается реализовать ценные бумаги с рассрочкой, а вторая сторона готова их приобрести, этого неосуществимо при существующих нормах. Форму оплаты за ценные бумаги их владельцы вправе выбирать самостоятельно в соответствии с общепринятыми нормами права. Отмена данного ограничения будет способствовать продвижению купли-продажи ценных бумаг.
5. В статье 22 «Особенности эмиссии облигаций» исключить данную формулировку:
«Запрещаются использование средств, привлеченных путем эмиссии облигаций юридических лиц Республики Беларусь, на цели, не указанные в проспекте эмиссии этих облигаций, а также предоставление за счет указанных средств займов юридическим или физическим лицам.»
Предоставление займов за счет вырученных в рамках эмиссии облигаций средств является распространенной в мире практикой, и соответствующие ограничения для юридических лиц Республики Беларусь являются необоснованными.
Кроме того, в настоящее время распространена практика, когда банки выпускают «социальные» или «зеленые» облигации для последующего предоставления льготных займов МСП или на осуществление зеленых проектов.
Запрет на использование привлеченных средств на цели, не указанные в проспекте эмиссии облигаций, является очевидно избыточным. В мировой практике нарушение положений «use of proceeds» влечет, как правило, лишь репутационный риск для эмитента.
6. Из статьи 23.2 Закона (как предложено в Законопроекте) исключить следующее условие для размещения эмиссионных ценных бумаг эмитентов-нерезидентов (аналогичное требование существует в настоящее время):
«наличии соглашения, определяющего порядок взаимодействия республиканского органа государственного управления, осуществляющего государственное регулирование рынка ценных бумаг, и органа (организации), регулирующего (регулирующей) рынок ценных бумаг в государстве, являющемся местом учреждения эмитента-нерезидента (за исключением случаев размещения ценных бумаг международных юридических лиц (международных организаций, не являющихся юридическими лицами))»
Круг иностранных регуляторов рынка ценных бумаг, с которыми имеются подобные соглашения, весьма ограничен. Данное требование является исключительно формальным и не приносит дополнительного комфорта ни эмитенту, ни белорусскому регулятору.
7. Из статьи 25.1 исключить следующее положение:
«Облигации, приобретенные в целях их досрочного погашения, не могут предлагаться эмитентом к продаже. Облигации, приобретенные в целях последующей продажи, могут быть проданы эмитентом до даты окончания срока их обращения.»
В мире распространена практика выкупа эмитентом облигаций собственной эмиссии с целью хранения на казначейских счетах для оптимизации долгового портфеля. Лишение белорусских эмитентом такой возможности нецелесообразно. Кроме того, ограничения в части досрочного погашения выкупленных облигаций для изначально иных целей являются излишними
8. Изложить часть четвертую статьи 27 Закона в следующей редакции:
«Сделки с эмиссионными ценными бумагами эмитента-нерезидента, зарегистрированными на территории иностранного государства и допущенными к обращению на территории Республики Беларусь, и эмиссионными ценными бумагами эмитента-нерезидента, зарегистрированными на территории Республики Беларусь, не должны противоречить положениям настоящего Закона, применяемым в отношении сделок с ценными бумагами, эмитированных эмитентами-резидентами».
Предусмотренная Законопроектом формулировка несет в себе высокие риски коллизии требований белорусского законодательства в части сделок с ценными бумагами с соответствующими нормами иностранных юрисдикций.
9. В части создания единой базы депонентов для предоставления доступа к информации о владельцах ценных бумаг уполномоченным государственным органам следует учесть международный опыт по регулированию доступа к персональным данным, в частности GDPR/General Data Protection Regulation.
29.12.2020 07:25:20
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться