• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Публичное обсуждение проектов НПА
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах
Поиск  Правила  Войти

[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940» (порядок функционирования механизма электронных накладных)

Общественное обсуждение

1
закрыть тему
Модератор
0
Проект правового акта: Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940» [PDF]. Предметом правового регулирования проекта являются общественные отношения, связанные с внедрением механизма прослеживаемости товаров, предусмотренного Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496 «О прослеживаемости товаров».

Прилагаемая информация: Обоснование необходимости принятия проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940» [PDF].

Документ, в который вносятся изменения:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940 «О функционировании механизма электронных накладных».

Организатор общественного обсуждения: Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

Сроки проведения обсуждения: с 16 по 25 февраля 2021 г.

Информация об итогах обсуждения.

15.02.2021 12:58:28

Наталья Чайко

Юрист

НОВИЧОК
0
1.0 0
Использование субъектами хозяйствования электронных накладных стало возможно в Республике Беларусь  с 2014 года на добровольной основе. В настоящий момент применение электронных накладных хотят сделать обязательными для ряда товаров, которые должны прослеживаться в соответствии с межправительственными соглашениями. Полагаю, что количество таких товаров со временем будет увеличиваться.  
Положениями Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2019 №940 «О функционировании электронных накладных» предусматривается, что:
2.1. товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов должны содержать сведения и реквизиты, указанные в формах таких документов, установленных Министерством финансов.
2.3. требования к процессу создания, передачи и получения транспортных и иных документов определяются в порядке, аналогичном предусмотренному в подпункте 2.2 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. N 411 «О налогообложении», а именно, что требования к процессу создания, передачи, получения, а также к форматам электронных накладных определяются Национальной академией наук Беларуси совместно с Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам и Министерством связи и информатизации по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.
Частью первой пункта 31 постановления Национальной академии наук Беларуси, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19.12.2019 № 12/76/42/20 «Об утверждении структуры и формата электронных накладных» установлено, что если в электронную накладную не требуется внесение изменений и (или) дополнений, то грузополучатель в течение 10 рабочих дней с момента создания электронной накладной, но не позднее дня фактического получения товаров.
При этом в части второй указанного пункта указано, что выявленные при приемке товаров расхождения фактических данных с соответствующими данными, указанными в электронной накладной, подлежат документальному оформлению в порядке, установленном Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. № 1290.
Далее, исходя из части третьей пункта 31 на основании документов, оформленных в соответствии с частью второй, в электронную накладную вносятся соответствующие изменения посредством ее отмены и создания новой ЭТТН.
В соответствии с частью первой пункта 32 Постановления № 12/76/42/20 моментом создания электронной накладной считается зафиксированное EDI-провайдером грузоотправителя значение даты и времени события "отправка грузоотправителю EDI-провайдером грузоотправителя подтверждения о получении электронной накладной EDI-провайдером грузоотправителя".
На основании части второй данного пункта, если электронная накладная не будет подписана грузополучателем в срок, указанный в части первой пункта 31 Постановления № 12/76/42/20, то она автоматически отменяется.
Однако с учетом части третьей пункта 32, положения части второй этого пункта применяются исключительно в целях функционирования системы прослеживаемости товаров.

Положение о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. № 1290 (далее – Положение № 1290) устанавливает базовые сроки приемки товаров по количеству и качеству - 10 и 20 дней соответственно (п.15-16 Положения № 1290).
Однако с учетом того, что стороны могут согласовать в договоре иные сроки приемки, а также с учетом перерывов для вызова и явки уполномоченных представителей, Акт приемки может быть составлен по истечении 10 рабочих дней со дня создания электронной товарно-транспортной накладной (ЭТТН).

Полагаю, что в действующем, согласно Постановлению №12/76/42/20, порядке внесения изменений и (или) дополнений в созданные ЭТТН путем отмены первичной накладной и созданием новой, усматриваются противоречия с нормами Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80 (далее – Национальный стандарт № 80): ошибка, допущенная в отчетном году и выявленная до его окончания, исправляется в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка, дополнительной или сторнировочной записью (записями) по соответствующим счетам бухучета. Доход или расход, возникающие в результате исправления этой ошибки, отражаются в составе доходов или расходов отчетного года (п. 10 Национального стандарта № 80);
ошибка, допущенная в отчетном году и выявленная после его окончания, но до даты утверждения бухотчетности за этот год, исправляется в декабре отчетного года дополнительной или сторнировочной записью (записями) по соответствующим счетам бухучета. Доход или расход, возникающие в результате исправления этой ошибки, отражаются в составе доходов или расходов отчетного года (п. 11 Национального стандарта № 80).
Кроме того, по моему мнению, в указанном порядке имеется несоответствие с нормой пункта 5 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З): первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее совершения.
Из чего я исходу ?
При оформлении хозяйственной операции первичными учетными документами на бумажных носителях, когда ТТН на отгрузку товара формируется на фактическую дату отгрузки товара со склада и передачи его грузоперевозчику, когда Акт расхождений по количеству и качеству, оформленный со всеми признаками первичного учетного документа в момент пересчета грузополучателем в соответствии с законодательством и договором, отражается в учете грузотправителя и грузополучателя на дату его составления, то не только соблюдаются нормы Закона № 57-З и Национального стандарта № 80, но и происходит последовательное отражение хозяйственной операции первичными учетными документами.
Оформление данной хозяйственной операции ЭТТН и отмены ее после оформления Акта расхождений вызывает вопросы:
о сроках совершения хозяйственных операций и их отражения с точки зрения бухгалтерского и налогового учета, в том числе при совершении первоначальной операции в один отчетный период, а корректировки в другом периоде  (например, есть ответ Минфина, что датой отгрузки, а значит и датой реализации будет  являться дата первичной ЭТТН, которая в свою очередь будет отменена и одновременно сумма реализации будет указана в новой ЭТТН, т.е. дата и сумма реализованного товара в бухгалтерском учете, а следовательно и в налоговом учете, отражается в двух ЭТТН, одна из которых отменена);
с точки зрения надлежащего исполнения обязательств, определения последующих сроков расчета при отсрочке, исковой давности и т.д.
возникают технические вопросы при интеграции WMS-систем, которые обеспечивает автоматизацию процессов и контроль выполнения складских операций, в т.ч. и отгрузки товаров, с учетными программами предприятия,
возникают трудности по подтверждению производственного назначения затрат по грузоперевозкам, так как в актах выполненных работ по грузоперевозкам указаны ЭТТН, которые в учетных базах грузоотправителя и грузополучателя отменены.
Обращаю внимание, что хозяйственные операции, требующие оформления Акта о расхождениях по количеству и качеству не являются единичными, примерно на 10% отгрузок оформляется Акт расхождений по количеству и качеству.
Решение вопросов в отношении расхождений по количеству и качеству требует взаимодействия ряда заинтересованных лиц (производителей, поставщиков, покупателей, перевозчиков, логистических операторов) как друг с другом, так и в совокупности. Ограничение срока составления Акта расхождений в 10 дней может привезти к формальному признанию расхождений в интересах одного из субъектов хозяйственной операции.

        Исходя из вышеуказанного считаю целесообразным сделать Акт о расхождениях по количеству и качеству товаров тоже электронным документом, которому в автоматическом режиме будет присваиваться уникальный номер ЭТТН, по которой грузополучателем были обнаружены расхождения, и предусмотреть в момент подписания данной ЭТТН проставление  отметки о наличии Акта расхождений, которая и позволит создать электронный Акт расхождений в более длительный срок.
     Электронный Акт о расхождениях позволит последовательно,  полно и своевременно отражать хозяйственную операцию по  отгрузке товара грузоотправителем и грузоперевозчиком одним первичным учетным документом, и получение  товара по количеству и качеству в соответствии с законодательными нормами и договорными условиями грузополучателем, что будет соответствовать принципам ведения бухгалтерского учета, позволит достоверно вести и налоговый учет, минимизируя ошибки по определению момента реализации, даты создания и подписания ЭСЧФ.

25.02.2021 17:51:44

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться

© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте