[ Закрыто ] Проект Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 366» (формирование цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медтехнику)
Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику».
Из-за добавления в п.1 подпункт 1.1 слов " и налога на добавленную стоимость" становится не совсем понятно формирование розничных цен п 1.4.Понятно только практикам с опытом. И правильно ли я поняла, что оптовые организации ,имеющие свои розничные объекты, теперь формируют розничные цены ,используя и оптовый процент ?
09.06.2021 10:33:37
Павел
Пользователь
НОВИЧОК
0
3.0
3
Предлагаемые изменения и дополнения в Проект Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 366 (формирование цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медтехнику) (далее – Указ) существенно скажутся на финансовом положении организаций занимающихся торговлей лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медтехникой, и приведут к их убыточной деятельности.
Рассмотрим структуру затрат на примере деятельности компании - первого импортера изделий медицинского назначения (далее ИМН) в Республике Беларусь (резидента Республики Беларусь), официального дистрибьютора завода-изготовителя (нерезидента Республики Беларусь) на территории Республики Беларусь. В первом квартале 2021 года соотношение расходов на реализацию к себестоимости импортных товаров составило 8,63%. Также был получен убыток от переоценки кредиторской задолженности (курсовые разницы).
Если доходы организации будут ограничены только максимально допустимой, согласно Указа оптовой надбавкой 8% (основной диапазон РОЦ за единицу товара составляет от 0,5 до 5 базовых величин, что соответствует указанной оптовой надбавке), а в случае участия компании в государственных закупках, проводимых РУП «Белфармация» и УП «Белмедтехника» оптовая надбавка составляет не более 4% (часто эти показатели на практике составляют 2-3%, а иногда и 0%) (см.*), то это приведет к убыточной деятельности любого предприятия-импортера, существующего сегодня в условиях серьезной конкуренции (что само по себе является основным рыночным фактором сдерживания цен) и не обладающего монополией на рынке ИМН (в случае появления организации-монополиста возникает фактор отсутствия конкуренции на рынке и рост цен для конечного потребителя - это очевидно). Убыточность предприятия (отсутствие прибыли) влечет за собой объективное уменьшение налоговых выплат и обязательных платежей в ФСЗН, в том числе и в связи с неизбежным снижением уровня заработной платы и выходных пособий работникам, возможное увеличение сумм задолженности перед кредиторами (своевременная оплата поставляемой продукции, банковские кредиты, арендные платежи, транспортные услуги и т.д.), безусловное резкое падение таможенных платежей в бюджет Республики Беларусь (снижение количества фактических поставок в Республику Беларусь из-за их нерентабельности, уменьшения их таможенной стоимости), дефициту ряда ИМН на рынке Республики Беларусь, может оказать негативное влияние на рынок труда.
Принимая во внимание и понимая возможно одну из наиболее важных и объективно назревших целей предполагаемых нововведений, а именно, снижение розничных цен на медицинские товары для конечного потребителя, предлагаем следующие меры, которые на наш взгляд позволят решить данную задачу и вместе с тем сохранить трудовые коллективы компаний-поставщиков:
• Допуск к государственным закупкам только авторизированных (эксклюзивных, первых) импортеров в Республике Беларусь, которые могут влиять на цену в сторону ее снижения, имея прямой контракт и возможность ведения прямых переговоров с заводом-изготовителем, а также обладают всеми необходимыми разрешительными товаросопроводительными документами и сертификатами для прослеживаемой и своевременной поставки, либо производителей продукции в Республике Беларусь (наличие сертификата Бел ТПП обязательно), что уменьшит количество звеньев от производителя к покупателю, которое в конечном счете снизит цену товара для конечного потребителя. • В случае наличия при проведении государственных закупок ИМН двух и более участников-резидентов Республик Беларусь ограничить допуск к таким торгам компаний -нерезидентов Республики Беларусь (за исключением компаний, представляющих государства-участники ЕАЭС), что позволит вести расчеты с участниками торгов в национальной валюте Республики Беларусь, валютные риски в связи с возможными колебаниями курсов полностью ложатся на поставщиков (не на организаторов государственных закупок, как в случаях с участием в таких процедурах нерезидентов Республики Беларусь). • Закрепить в Указе при проведении государственных закупок ИМН в Республике Беларусь оплату за поставленную продукцию только в национальной валюте Республики Беларусь (курс на дедолларизацию экономики).
• Сохранение финансовой или товарной скидки в неизмененном варианте, либо сохранение финансовой или товарной скидки с возможным объективным ее ограничением до 15-20 %, что позволит сохранить безубыточную деятельность предприятий-импортеров и не уменьшит кардинально поступление таможенных платежей в бюджет Республики Беларусь, пополнение бюджета в виде поступлений от уплаты поставщиками налогов на прибыль.
• Отсутствие финансовой или товарной скидки может повлечь за собой возможное открытие либо привлечение к поставкам в Республику Беларусь компаний-нерезидентов за рубежом (как промежуточного звена между изготовителем и первым импортером на территории Республики Беларусь) - полученный доход останется за пределами Республики Беларусь (не облагается налогом на прибыль, не уплачивается дополнительно ФСЗН при распределении премии, не инвестируются деньги в основные фонды, не развивается банковский сектор услуг ввиду отсутствия депозитов и т.д.).
*выдержка из контракта РУП «Белфармация» и УП «Белмедтехника»: «Поставщик формирует расчетно-отпускные, отпускные цены на товар в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и несет полную ответственность за их формирование. (Оптовая надбавка на медицинские товары не должна превышать 50% максимальной взимаемой оптовой надбавки, предусмотренной законодательством Республики Беларусь)»
09.06.2021 12:24:21
Ирина Цедрик
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.0
0
Предлагаемые изменения и дополнения в Проект Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 366 (формирование цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медтехнику) (далее – Указ) приведут к тому, что компаниям не выгодно будет ввозить МИ. Рынок РБ малоемкий , никто большими объемами мелкие изделия медназначения не берет. Как пример: Принимаем участие в закупке, где организатором является Медтехника. Участник является первым импортером изделий медицинского назначения в Республике Беларусь (резидент Республики Беларусь), официальный дистрибьютор завода-изготовителя (нерезидента Республики Беларусь) на территории Республики Беларусь. Оптовая надбавка на закупаемую партию Медтехникой 8% составляет 378 рублей, 4% отдаем Медтехники, участнику остается 4% -это 189 рублей. Участник уже заплатил 20 рублей за участие в электронных торгах (это min, если торги состоялись сразу), потом должен заплатить организатору – Медтехники от 90 рублей до 130 рублей. Продавец –участник должен еще доставить продукцию организатору за свой счет по его требованию (возможно доставка 2-3 раза будет, медтехника лот разбивает на 2-3 раза) . В результате участник срабатывает себе в убыток.
10.06.2021 10:12:30
Павел
Пользователь
НОВИЧОК
0
3.0
3
Предложение ввести обязательное лицензирование оптовой и розничной торговли МТ и ИМН, т.к. речь идет о поставках в Республики Беларусь медицинских изделий (используемых в учреждениях здравоохранения врачами и пациентами, влияющих на здоровье граждан). Наличие лицензии (при введении обязательного ее наличия) в свою очередь снизит количество звеньев от производителя к конечному потребителю, что повлечет за собой снижение цен, а также дополнительную проверку качества и прослеживаемости поставляемого товара.
10.06.2021 11:11:50
Ирина Цедрик
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.0
0
Цитата
Павел:
Предложение ввести обязательное лицензирование оптовой и розничной торговли МТ и ИМН, т.к. речь идет о поставках в Республики Беларусь медицинских изделий (используемых в учреждениях здравоохранения врачами и пациентами, влияющих на здоровье граждан). Наличие лицензии (при введении обязательного ее наличия) в свою очередь снизит количество звеньев от производителя к конечному потребителю, что повлечет за собой снижение цен, а также дополнительную проверку качества и прослеживаемости поставляемого товара.
если лицензирование вводить, то не на все медизделия , надо тогда в зависимости от класса потенциального риска. Изделия относящиеся к 1, 2а и 2б классу риска лицензировать не стоит.
10.06.2021 12:57:54
Ирина Коржовник, ООО "ЮрСпектр"
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.0
0
1. В проекте указано, что в подпункте 1.1 первое предложение части первой изложить в следующей редакции: «1.1. цены на производимые в Республике Беларусь лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику (далее, если не указано иное, - медицинские товары), реализуемые на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую торговлю медицинскими товарами (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), формируются посредством сложения отпускной цены организации-изготовителя* Республики Беларусь, взимаемой оптовой надбавки и налога на добавленную стоимость.». В данном случае не понятно, какую сумму НДС нужно включать в цену оптового звена. В цену может включаться НДС, уплаченный при приобретении медицинского товара и относимый на увеличение его стоимости в случае, когда указанный НДС не принимается к вычету (например, неплательщиком НДС либо плательщиком данного налога, который решает не принимать уплаченный при приобретении товара НДС к вычету, а относит его на увеличение стоимости товаров согласно п. 11 ст. 132 Налогового кодекса Республики Беларусь). Также есть НДС, исчисляемый плательщиком НДС при реализации медицинских товаров. Считаем, что этот НДС не нужно включать в цену, рассчитываемую согласно подп. 1.1 данного Указа, так как это приведет в дальнейшем к неправильному формированию розничной цены согласно подп. 1.4 данного Указа. Предлагаем в первое предложение подп. 1.1 внести уточнение и изложить его, например, следующим образом: «1.1. цены на производимые в Республике Беларусь лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику (далее, если не указано иное, - медицинские товары), реализуемые на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую торговлю медицинскими товарами (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), формируются посредством сложения отпускной цены организации-изготовителя* Республики Беларусь, взимаемой оптовой надбавки и налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении медицинских товаров, который не принимается к вычету и относится на увеличение стоимости этих товаров.». Поясним ниже на примерах. Пример 1. Организация осуществляет оптовую торговлю медицинскими товарами и применяет упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС. Данная организация приобрела у изготовителя изделие медицинского назначения по цене приобретения 11 руб. с НДС, в том числе НДС по ставке 10 % - 1 руб. Отпускная цена изготовителя без НДС - 10 руб. Эта оптовая организация формирует свою цену на данное медизделие следующим образом: 10 руб. + (10 руб. х 9 / 100) + 1 руб. = 11,9 руб. Организация при реализации данного товара укажет покупателю только цену реализации без НДС в размере 11,9 руб. Если этот товар приобретает далее розничное звено - плательщик НДС, то оно формирует розничную цену таким образом: 11,9 руб. + (10 х 30 / 100) = 14,9 руб. - цена без НДС; 14, 9 руб. + (14,9 руб. х 10 / 100) = 16,39 руб. - розничная цена с НДС. Пример 2. Организация осуществляет оптовую торговлю медицинскими товарами и исчисляет НДС в общеустановленном порядке. Данная организация приобрела у изготовителя изделие медицинского назначения по цене приобретения 11 руб. с НДС, в том числе НДС по ставке 10 %- 1 руб. Отпускная цена изготовителя без НДС 10 руб. Эта оптовая организация формирует свою цену на данное медизделие следующим образом: (11 руб. - 1 руб.) + (10 руб. х 9 / 100) = 10,9 руб. - цена без НДС; 10,9 х 10 / 100 = 1,09 руб. - сумма НДС, исчисленная при реализации и предъявляемая покупателю; 11,9 руб. + 1,09 руб. = 11,99 руб. - цена с НДС. При реализации данного товара организация-продавец укажет покупателю следующие данные о цене: цена без НДС - 10,9 руб., сумма НДС - 1,09 руб., цена с НДС - 11,99 руб. Если этот товар приобретает далее розничное звено, то оно формирует розничную цену таким образом: 10,9 руб. + (10 руб. х 30 / 100) = 13,9 руб. - цена без НДС; 13,9 руб. + (13,9 руб. х 10 / 100) = 15,29 руб. - розничная цена с НДС. Если не конкретизировать, какой НДС добавляется к цене в подп. 1.1 Указа, а оставить подп. 1.1, как указано в проекте, то розничное звено - плательщик НДС будет формировать цену так: 11,99 руб. + (10 руб. х 30 / 100) = 14,99 руб.; 14,99 руб. + (14,99 руб. х 10 / 100) = 16,49 руб. - розничная цена с НДС. Считаем, что такой порядок формирования розничной цены не является верным. А именно - неправильно включать в цену сумму НДС, которая подлежит вычету, то есть не является расходами розничного звена. Таким образом, для формирования цены в розничной торговле имеется разница в том, будет ли НДС, исчисляемый оптовым звеном, участвовать в формировании цены согласно подп. 1.1 Указа. 2. Аналогичное уточнение в части конкретизации НДС предлагаем внести в первое предложение подп. 1.2 Указа. «1.2. цены на медицинские товары иностранного производства, реализуемые на территории Республики Беларусь, формируются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посредством сложения расчетной отпускной цены, взимаемой оптовой надбавки и налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении медицинских товаров, который не принимается к вычету и относится на увеличение стоимости этих товаров.». 3. Организации и ИП, которые ввозят товары из-за пределов Беларуси и уплачивают НДС при ввозе, могут быть неплательщиками НДС при реализации товаров на территории Республики Беларусь. Если уплаченный при ввозе товаров НДС не подлежит вычету, а относится на увеличение стоимости товаров, то его целесообразно учесть при формировании расчетной отпускной цены, поскольку он является расходами, которые непосредственно связаны с ввозом товаров. В связи с этим предлагаем в предложение второе подп. 1.2 внести дополнение. «Расчетная отпускная цена формируется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посредством сложения контрактной цены, пересчитанной в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка, установленному на дату выпуска товара в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (если такой товар подлежит таможенному декларированию) или на дату поступления товара на склад покупателя, указанную в накладной (если такой товар не подлежит таможенному декларированию), таможенных платежей, транспортных расходов по доставке товара, налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товара, если сумма данного налога не принимается к вычету, а относится на увеличение стоимости товара.».
4. Аналогичная ситуация по включению в цену уплаченного при приобретении товаров НДС, который не принимается к вычету, возникает у розничных организаций и индивидуальных предпринимателей. Предлагаем внести следующее уточнение в подп. 1.4 Указа. «1.4. при формировании розничных цен на медицинские товары к цене, сформированной в соответствии с подпунктами 1.1 и 1.2 настоящего пункта, добавляется торговая надбавка, размер которой не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из отпускной цены организации-изготовителя Республики Беларусь или расчетной отпускной цены, пересчитанной в базовые величины, за единицу медицинского товара согласно приложениям 1 - 3, и налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении медицинских товаров, который не принимается к вычету, а относится на увеличение стоимости товаров. Также юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, включают в розничную цену исчисленную при реализации сумму налога на добавленную стоимость.».
5. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют оптовую торговлю и являются плательщиками НДС, предлагаем добавить в Указ норму об исчислении и предъявлении НДС при реализации товаров, например, так: «1.8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую торговлю медицинскими товарами и являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, исчисляют его в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и предъявляют покупателям дополнительно к цене, сформированной в соответствии с подпунктами 1.1 и 1.2 настоящего пункта.».
11.06.2021 09:46:02
Кристина Писарева
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
Предлагаем внести в Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 №366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» ограничение размера платы (вознаграждения) по эквайрингу до 0,5% , в том числе по карточкам банков-нерезидентов Республики Беларусь и тарифов за услуги инкассации в размере не более 0,336% от объема инкассируемых наличных денежных средств для учреждений здравоохранения, в том числе аптек. В условиях ограничения надбавки применяемой в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 №366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику», вознаграждение за эквайринг, инкассацию может составлять до 72% от суммы торговой надбавки, и, как следствие, оказывать отрицательное влияние на экономическую эффективность работы аптечной сети. Следует отметить, что розничная реализация лекарственных средств, стоимостью свыше 10 базовых величин (максимальная торговая надбавка согласно Указу №366 до 1%) с учетом оплаты услуг эквайринга для аптек убыточна. Справочно: При реализации лекарственных средств, с ценой приобретения выше 5 базовых величин (145руб), максимальная розничная цена с НДС составит 173,87руб. Сумма торговой надбавки составит 7,25руб, сумма вознаграждения банку за услугу эквайринга, инкассации составит от 1,74 до 5,22руб (от 24 до 72% от суммы торговой надбавки). При реализации лекарственных средств с ценой приобретения выше 10 базовых величин (290руб), максимальная розничная цена с НДС составит 328,58руб. Сумма торговой надбавки составит 2,90руб, сумма вознаграждения банку за услугу эквайринга, инкассации составит от 3,29 до 9,86руб (от 113 до 340% от суммы торговой надбавки). В отличие от предприятий торговли, сумма вознаграждения за эквайринг, инкассацию не может быть урегулирована изменением торговой надбавки, для покрытия данных затрат. Именно за счет торговой надбавки покрываются расходы розничной аптечной сети по аренде помещений, коммунальным платежам, проценты по кредитам банков, заработной плате работников и прочим затратам, а также производится отчисление всех видов налоговых платежей. Государственная аптечная сеть за счет тех же источников осуществляет ряд высоко затратных социальных функций, таких как обеспечение сельского населения, аптечное производство лекарственных средств, обеспечение наркотическими и психотропными препаратами, поддержка отечественных производителей и многое другое. Обеспечение снижения цен при учете финансовых скидок, максимальных надбавок, отмены льготы по НДС на лекарственные средства приведет к убыточной финансовой деятельности.
Сроки проведения обсуждения: с 3 по 13 июня 2021 г.
11.06.2021 11:57:09
Ирина Витковская
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
Предлагаемые изменения и дополнения в Проект Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 366 (формирование цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медтехнику) (далее – Указ) в отличие от старой редакции не конкретизируют понятие "скидка". При формировании расчетно-отпускной цены учитываться может только оптовая скидка, т.к. финансовая и товарная скидки предоставляются Поставщиком не вместе с поставкой, а при выполнении определенных договором условий поставки или оплаты,т.е. по истечение определенного периода времени(это может быть месяц, два и более). Если условия не выполняются импортером, финскидка и товарная скидки не предоставляются. Немаловажен и тот факт, что многие организации работают "под заказ": товар получен импортером и сразу же отгружен покупателю. На момент поставки импортер еще не получил финскидку и товарную скидку, поэтому цену формирует без нее (скидки, т.к. на момент поставки товара скидки еще нет) и отгружает покупателю. Предположим, что спустя два месяца, выполнив условия договора, импортер получит скидку. Как корректировать РОЦ по уже отгруженным заказчикам товарам? Далее, если же оставить предлагаемый вариант, то бюджет потеряет ввозной НДС (таможенный или РФ) на сумму предоставленной скидки. Уменьшится также сумма реализации и НДС по реализации. Не говоря уже о том, что предприятия начнут работать в убыток, следовательно, не начисляется налог на прибыль, уменьшается зарплата и с нею отчисления в ФСЗН, Белгосстрах и подоходный налог. Следовательно, с точки зрения экономического обоснования, часть четвертую п. 1.2 нужно оставить в прежней редакции "При предоставлении организацией-изготовителем (поставщиком) - нерезидентом Республики Беларусь финансовой скидки с контрактной цены расчетная отпускная цена медицинского товара формируется исходя из контрактной цены без учета предоставляемой скидки".
11.06.2021 12:53:25
Марина
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
Cледует отметить, что существующая редакция, предусматривающая возможность предоставления организациями-изготовителями (поставщиками) финансовых скидок, позволяет соблюдать баланс интересов между производителями, дистрибьюторами, аптеками и потребителями. В настоящее время финансовая скидка играет значительную (определяющую) роль в порядке ценообразования на медицинские товары, является источником покрытия затрат дистрибьютора на ввоз, курсовые разницы, контроль качества, хранение, логистику, прочих затрат, оплаты привлекаемых финансовых ресурсов, формирования резерва на материально-техническое развитие организации. Размер и формы предоставления финансовых скидок зависят от множества условий: условий платежа; объема закупки по отдельным номенклатурным позициям и контракту в целом; формам обеспечений обязательств (банковской гарантии); обязательствам по поддержанию согласованного неснижаемого остатка; необходимости обеспечения бридж-стоков при внесении изменений в регистрационные документы и т.д. Нельзя не отметить тот факт, что доля затрат, на покрытие которых идет финансовая скидка, доходят до 33% себестоимости при торговле лекарственными средствами и изделиями медназначения (далее - ЛС и МИ), в том числе самые затратные и независящие от нас: - затраты на эквайринг от 1,6 до 3 %, которые ощутимо выросли за счет введения НДС на ЛС и МИ; - банковская гарантия в размере 1,5%, т.к. большая часть крупных поставщиков теперь готовы только на таких условиях работать с белорусским рынком; - затраты на отбор образцов для анализа выросли в 6 раз по новым условиям, например, при стоимости анализа ЛС в 20 рублей затраты на командировочные расходы на приезд сотрудников лабораторий могут составлять 120-150 рублей. Кроме того, принимаемые решения по совершенствованию системы лекарственного обеспечения, также значительно увеличивают затраты: - необходимость с 01.01.2021 оснащения электронными приборами регистрации температуры в аптеках ведет к увеличению затрат на 1 аптеку минимум на 600 рублей; - необходимость оснащения существующих аптек подъёмниками до 01.09.2021 требует дополнительных инвестиций в размере не менее 3500 рублей; - требования по оснащению аптек по перечню, определяемому облисполкомами, системами видеонаблюдения к подключению к общегосударственной системе видеонаблюдения с уплатой ежемесячных платежей в пользу оператора системы. Также следует отметить рост затрат на эксплуатацию аптек, доля которых в себестоимости 8,9%: рост ставок арендной платы; коммунальных услуг; услуг объединения «Охрана» и т.д. Требования к дистрибьюторам и аптекам все время повышаются, что требует постоянного увеличения расходов. Таким образом, в случае снижения РОЦ на размер предоставленной поставщиком скидки, при РОЦ выше 290 рублей, оптовая надбавка в 2% и торговая надбавка в 1% с учетом НДС 10% не позволят даже покрыть затраты на эквайринг в размере 3%. В случае устранения возможности формирования РОЦ от контрактной цены (без учета полученной скидки), производители либо поменяют условия и формы предоставления скидок (скидки за объем по результатам работы за период, предоставление кредит-нот или бонусов за объемы и иные условия от производителей и т.д.), т.е. те виды скидок, которые появляются не в момент принятия к учету и формирования цены, а позже, при выполнении определенных условий, либо просто прекратят их предоставлять. Таким образом, цель снижения цены на медицинские товары не будет достигнута наряду с дополнительными негативными последствиями: необходимость проведения дополнительных переговоров с поставщиками; формирование неблагоприятного имиджа страны с нестабильными регуляторными условиями; увеличение сроков налоговых отчислений в бюджет в связи с фактически более поздним отражением в налоговом учете скидок, что, при дефиците бюджета Республики Беларусь, будет иметь нежелательные бюджетные последствия. Учитывая, что в последние несколько лет процесс уменьшения финансовых скидок от производителей носит системный и поступательный характер, их величина ежегодно сокращается. Получить значительные финансовые скидки удается только по новым для рынка или нишевым лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения, с незначительным объемом реализации на рынке, либо специфическими условиями ввоза, хранения, сертификации и т.д. В случае устранения возможности получения каких-либо скидок в любых формах, у импортера фактически исчезнет мотивация к получению максимальной скидки от производителя. Производители с удовольствием воспользуются ситуацией и с высокой вероятностью могут полностью отказаться от предоставления финансовых скидок и, вероятнее всего, это не приведет к уменьшению контрактных цен (уже сегодня приходится отчаянно торговаться, чтобы получить скидку), в свою очередь это увеличит расход валюты, так как размер финансовой скидки не будет уменьшать сумму к оплате. Кроме того, можно прогнозировать уменьшение размера поступающих налогов в бюджет. Более того, фактически оптовик будет заинтересован в максимальной закупочной цене в соответствующем ценовом диапазоне, так как единственным источником дохода станет размер оптовой надбавки, ограниченной Указом №366. Большая база (РОЦ) будет обеспечивать больший размер дохода в соответствующем ценовом диапазоне, что может спровоцировать даже рост розничных цен. В условиях высокой конкуренции на фармрынке Республики Беларусь, цены формируются практически на основании рыночных принципов и субъекты хозяйствования в очень редких случаях могут использовать максимальные уровни оптовых и/или розничных наценок. На основании вышеизложенного, считаем существующую редакцию Указа № 366 в части влияния скидки на формирование РОЦ оптимальным документом, учитывающим все аспекты при формировании цен на фармацевтическом рынке Республики Беларусь. Единственным реальным и отработанным вариантом снижения уровня цен на лекарственные средства, цены на которые выше, чем в сопредельных странах, является регистрация предельных отпускных цен (далее – ПОЦ) производителей на отдельные лекарственные средства. Для этого создана вся необходимая нормативная база и сформирована практика взаимодействия всех участвующих сторон. Введение дополнительного механизма выглядит нецелесообразным и внесет дополнительные риски в функционирование системы лекарственного обеспечения. При этом, при разработке порядка регистрации ПОЦ, механизмом компенсации выпадающих доходов участников рынка было предусмотрено введение свободного ценообразования на лекарственные средства, не включенные в "Перечень обязательного наличия ....". Однако соответствующие изменения в Указ №366 внесены не были и более того, рассматриваемые изменения носят диаметрально противоположный характер. Исключение из Указа № 366 возможности получения финансовых скидок от производителей приведет к тому, что: у дистрибьюторов отпадет стимул торговаться с поставщиками при заключении контрактов; ускорит полный отказ производителя от предоставления финансовых скидок и, вероятнее всего, не приведет к уменьшению контрактных цен; уменьшит размер поступающих налогов в бюджет; увеличит расход валюты, так как размер финансовой скидки не будет уменьшать сумму к оплате; резко ухудшит финансовое положение всех участников рынка; создаст финансовые предпосылки к появлению дополнительных иностранных посредников при поставках на рынок; приведет к сокращению объемов реализации, дефектуре и исчезновению с рынка значительного количества зарегистрированных лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Кроме того, поспешность в принятии решений в части реформирования подходов к ценообразованию на лекарственные средства может привести к катастрофическим последствиям и, прежде всего, для больных людей. Внесение изменений в один из основных нормативных документов, регулирующих обращение лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники приведет к сбоям в работе субъектов хозяйствования, участвующих в снабжении рынка данными группами товаров, а также к дефектуре лекарственных средств на фармрынке.
[ Закрыто ] Проект Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 366» (формирование цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медтехнику)
Общественное обсуждение
16Прилагаемая информация:
Документ, в который вносятся изменения:
Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику».
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 3 по 13 июня 2021 г.
02.06.2021 07:33:33
Пользователь
НОВИЧОКИ правильно ли я поняла, что оптовые организации ,имеющие свои розничные объекты, теперь формируют розничные
цены ,используя и оптовый процент ?
09.06.2021 10:33:37
Пользователь
НОВИЧОКРассмотрим структуру затрат на примере деятельности компании - первого импортера изделий медицинского назначения (далее ИМН) в Республике Беларусь (резидента Республики Беларусь), официального дистрибьютора завода-изготовителя (нерезидента Республики Беларусь) на территории Республики Беларусь. В первом квартале 2021 года соотношение расходов на реализацию к себестоимости импортных товаров составило 8,63%. Также был получен убыток от переоценки кредиторской задолженности (курсовые разницы).
Если доходы организации будут ограничены только максимально допустимой, согласно Указа оптовой надбавкой 8% (основной диапазон РОЦ за единицу товара составляет от 0,5 до 5 базовых величин, что соответствует указанной оптовой надбавке), а в случае участия компании в государственных закупках, проводимых РУП «Белфармация» и УП «Белмедтехника» оптовая надбавка составляет не более 4% (часто эти показатели на практике составляют 2-3%, а иногда и 0%) (см.*), то это приведет к убыточной деятельности любого предприятия-импортера, существующего сегодня в условиях серьезной конкуренции (что само по себе является основным рыночным фактором сдерживания цен) и не обладающего монополией на рынке ИМН (в случае появления организации-монополиста возникает фактор отсутствия конкуренции на рынке и рост цен для конечного потребителя - это очевидно).
Убыточность предприятия (отсутствие прибыли) влечет за собой объективное уменьшение налоговых выплат и обязательных платежей в ФСЗН, в том числе и в связи с неизбежным снижением уровня заработной платы и выходных пособий работникам, возможное увеличение сумм задолженности перед кредиторами (своевременная оплата поставляемой продукции, банковские кредиты, арендные платежи, транспортные услуги и т.д.), безусловное резкое падение таможенных платежей в бюджет Республики Беларусь (снижение количества фактических поставок в Республику Беларусь из-за их нерентабельности, уменьшения их таможенной стоимости), дефициту ряда ИМН на рынке Республики Беларусь, может оказать негативное влияние на рынок труда.
Принимая во внимание и понимая возможно одну из наиболее важных и объективно назревших целей предполагаемых нововведений, а именно, снижение розничных цен на медицинские товары для конечного потребителя, предлагаем следующие меры, которые на наш взгляд позволят решить данную задачу и вместе с тем сохранить трудовые коллективы компаний-поставщиков:
• Допуск к государственным закупкам только авторизированных (эксклюзивных, первых) импортеров в Республике Беларусь, которые могут влиять на цену в сторону ее снижения, имея прямой контракт и возможность ведения прямых переговоров с заводом-изготовителем, а также обладают всеми необходимыми разрешительными товаросопроводительными документами и сертификатами для прослеживаемой и своевременной поставки, либо производителей продукции в Республике Беларусь (наличие сертификата Бел ТПП обязательно), что уменьшит количество звеньев от производителя к покупателю, которое в конечном счете снизит цену товара для конечного потребителя.
• В случае наличия при проведении государственных закупок ИМН двух и более участников-резидентов Республик Беларусь ограничить допуск к таким торгам компаний -нерезидентов Республики Беларусь (за исключением компаний, представляющих государства-участники ЕАЭС), что позволит вести расчеты с участниками торгов в национальной валюте Республики Беларусь, валютные риски в связи с возможными колебаниями курсов полностью ложатся на поставщиков (не на организаторов государственных закупок, как в случаях с участием в таких процедурах нерезидентов Республики Беларусь).
• Закрепить в Указе при проведении государственных закупок ИМН в Республике Беларусь оплату за поставленную продукцию только в национальной валюте Республики Беларусь (курс на дедолларизацию экономики).
• Сохранение финансовой или товарной скидки в неизмененном варианте, либо сохранение финансовой или товарной скидки с возможным объективным ее ограничением до 15-20 %, что позволит сохранить безубыточную деятельность предприятий-импортеров и не уменьшит кардинально поступление таможенных платежей в бюджет Республики Беларусь, пополнение бюджета в виде поступлений от уплаты поставщиками налогов на прибыль.
• Отсутствие финансовой или товарной скидки может повлечь за собой возможное открытие либо привлечение к поставкам в Республику Беларусь компаний-нерезидентов за рубежом (как промежуточного звена между изготовителем и первым импортером на территории Республики Беларусь) - полученный доход останется за пределами Республики Беларусь (не облагается налогом на прибыль, не уплачивается дополнительно ФСЗН при распределении премии, не инвестируются деньги в основные фонды, не развивается банковский сектор услуг ввиду отсутствия депозитов и т.д.).
*выдержка из контракта РУП «Белфармация» и УП «Белмедтехника»: «Поставщик формирует расчетно-отпускные, отпускные цены на товар в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и несет полную ответственность за их формирование. (Оптовая надбавка на медицинские товары не должна превышать 50% максимальной взимаемой оптовой надбавки, предусмотренной законодательством Республики Беларусь)»
09.06.2021 12:24:21
Пользователь
НОВИЧОККак пример: Принимаем участие в закупке, где организатором является Медтехника. Участник является первым импортером изделий медицинского назначения в Республике Беларусь (резидент Республики Беларусь), официальный дистрибьютор завода-изготовителя (нерезидента Республики Беларусь) на территории Республики Беларусь.
Оптовая надбавка на закупаемую партию Медтехникой 8% составляет 378 рублей, 4% отдаем Медтехники, участнику остается 4% -это 189 рублей. Участник уже заплатил 20 рублей за участие в электронных торгах (это min, если торги состоялись сразу), потом должен заплатить организатору – Медтехники от 90 рублей до 130 рублей. Продавец –участник должен еще доставить продукцию организатору за свой счет по его требованию (возможно доставка 2-3 раза будет, медтехника лот разбивает на 2-3 раза) . В результате участник срабатывает себе в убыток.
10.06.2021 10:12:30
Пользователь
НОВИЧОК10.06.2021 11:11:50
Пользователь
НОВИЧОКПредложение ввести обязательное лицензирование оптовой и розничной торговли МТ и ИМН, т.к. речь идет о поставках в Республики Беларусь медицинских изделий (используемых в учреждениях здравоохранения врачами и пациентами, влияющих на здоровье граждан). Наличие лицензии (при введении обязательного ее наличия) в свою очередь снизит количество звеньев от производителя к конечному потребителю, что повлечет за собой снижение цен, а также дополнительную проверку качества и прослеживаемости поставляемого товара.
10.06.2021 12:57:54
Пользователь
НОВИЧОКВ данном случае не понятно, какую сумму НДС нужно включать в цену оптового звена.
В цену может включаться НДС, уплаченный при приобретении медицинского товара и относимый на увеличение его стоимости в случае, когда указанный НДС не принимается к вычету (например, неплательщиком НДС либо плательщиком данного налога, который решает не принимать уплаченный при приобретении товара НДС к вычету, а относит его на увеличение стоимости товаров согласно п. 11 ст. 132 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Также есть НДС, исчисляемый плательщиком НДС при реализации медицинских товаров. Считаем, что этот НДС не нужно включать в цену, рассчитываемую согласно подп. 1.1 данного Указа, так как это приведет в дальнейшем к неправильному формированию розничной цены согласно подп. 1.4 данного Указа.
Предлагаем в первое предложение подп. 1.1 внести уточнение и изложить его, например, следующим образом:
«1.1. цены на производимые в Республике Беларусь лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику (далее, если не указано иное, - медицинские товары), реализуемые на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую торговлю медицинскими товарами (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), формируются посредством сложения отпускной цены организации-изготовителя* Республики Беларусь, взимаемой оптовой надбавки и налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении медицинских товаров, который не принимается к вычету и относится на увеличение стоимости этих товаров.».
Поясним ниже на примерах.
Пример 1. Организация осуществляет оптовую торговлю медицинскими товарами и применяет упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС. Данная организация приобрела у изготовителя изделие медицинского назначения по цене приобретения 11 руб. с НДС, в том числе НДС по ставке 10 % - 1 руб. Отпускная цена изготовителя без НДС - 10 руб.
Эта оптовая организация формирует свою цену на данное медизделие следующим образом:
10 руб. + (10 руб. х 9 / 100) + 1 руб. = 11,9 руб.
Организация при реализации данного товара укажет покупателю только цену реализации без НДС в размере 11,9 руб.
Если этот товар приобретает далее розничное звено - плательщик НДС, то оно формирует розничную цену таким образом:
11,9 руб. + (10 х 30 / 100) = 14,9 руб. - цена без НДС;
14, 9 руб. + (14,9 руб. х 10 / 100) = 16,39 руб. - розничная цена с НДС.
Пример 2. Организация осуществляет оптовую торговлю медицинскими товарами и исчисляет НДС в общеустановленном порядке. Данная организация приобрела у изготовителя изделие медицинского назначения по цене приобретения 11 руб. с НДС, в том числе НДС по ставке 10 %- 1 руб. Отпускная цена изготовителя без НДС 10 руб.
Эта оптовая организация формирует свою цену на данное медизделие следующим образом:
(11 руб. - 1 руб.) + (10 руб. х 9 / 100) = 10,9 руб. - цена без НДС;
10,9 х 10 / 100 = 1,09 руб. - сумма НДС, исчисленная при реализации и предъявляемая покупателю;
11,9 руб. + 1,09 руб. = 11,99 руб. - цена с НДС.
При реализации данного товара организация-продавец укажет покупателю следующие данные о цене: цена без НДС - 10,9 руб., сумма НДС - 1,09 руб., цена с НДС - 11,99 руб.
Если этот товар приобретает далее розничное звено, то оно формирует розничную цену таким образом:
10,9 руб. + (10 руб. х 30 / 100) = 13,9 руб. - цена без НДС;
13,9 руб. + (13,9 руб. х 10 / 100) = 15,29 руб. - розничная цена с НДС.
Если не конкретизировать, какой НДС добавляется к цене в подп. 1.1 Указа, а оставить подп. 1.1, как указано в проекте, то розничное звено - плательщик НДС будет формировать цену так:
11,99 руб. + (10 руб. х 30 / 100) = 14,99 руб.;
14,99 руб. + (14,99 руб. х 10 / 100) = 16,49 руб. - розничная цена с НДС.
Считаем, что такой порядок формирования розничной цены не является верным. А именно - неправильно включать в цену сумму НДС, которая подлежит вычету, то есть не является расходами розничного звена.
Таким образом, для формирования цены в розничной торговле имеется разница в том, будет ли НДС, исчисляемый оптовым звеном, участвовать в формировании цены согласно подп. 1.1 Указа.
2. Аналогичное уточнение в части конкретизации НДС предлагаем внести в первое предложение подп. 1.2 Указа.
«1.2. цены на медицинские товары иностранного производства, реализуемые на территории Республики Беларусь, формируются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посредством сложения расчетной отпускной цены, взимаемой оптовой надбавки и налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении медицинских товаров, который не принимается к вычету и относится на увеличение стоимости этих товаров.».
3. Организации и ИП, которые ввозят товары из-за пределов Беларуси и уплачивают НДС при ввозе, могут быть неплательщиками НДС при реализации товаров на территории Республики Беларусь. Если уплаченный при ввозе товаров НДС не подлежит вычету, а относится на увеличение стоимости товаров, то его целесообразно учесть при формировании расчетной отпускной цены, поскольку он является расходами, которые непосредственно связаны с ввозом товаров.
В связи с этим предлагаем в предложение второе подп. 1.2 внести дополнение.
«Расчетная отпускная цена формируется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посредством сложения контрактной цены, пересчитанной в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка, установленному на дату выпуска товара в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (если такой товар подлежит таможенному декларированию) или на дату поступления товара на склад покупателя, указанную в накладной (если такой товар не подлежит таможенному декларированию), таможенных платежей, транспортных расходов по доставке товара, налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товара, если сумма данного налога не принимается к вычету, а относится на увеличение стоимости товара.».
4. Аналогичная ситуация по включению в цену уплаченного при приобретении товаров НДС, который не принимается к вычету, возникает у розничных организаций и индивидуальных предпринимателей. Предлагаем внести следующее уточнение в подп. 1.4 Указа.
«1.4. при формировании розничных цен на медицинские товары к цене, сформированной в соответствии с подпунктами 1.1 и 1.2 настоящего пункта, добавляется торговая надбавка, размер которой не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из отпускной цены организации-изготовителя Республики Беларусь или расчетной отпускной цены, пересчитанной в базовые величины, за единицу медицинского товара согласно приложениям 1 - 3, и налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении медицинских товаров, который не принимается к вычету, а относится на увеличение стоимости товаров. Также юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, включают в розничную цену исчисленную при реализации сумму налога на добавленную стоимость.».
5. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют оптовую торговлю и являются плательщиками НДС, предлагаем добавить в Указ норму об исчислении и предъявлении НДС при реализации товаров, например, так:
«1.8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую торговлю медицинскими товарами и являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, исчисляют его в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и предъявляют покупателям дополнительно к цене, сформированной в соответствии с подпунктами 1.1 и 1.2 настоящего пункта.».
11.06.2021 09:46:02
Пользователь
НОВИЧОКВ условиях ограничения надбавки применяемой в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 №366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику», вознаграждение за эквайринг, инкассацию может составлять до 72% от суммы торговой надбавки, и, как следствие, оказывать отрицательное влияние на экономическую эффективность работы аптечной сети. Следует отметить, что розничная реализация лекарственных средств, стоимостью свыше 10 базовых величин (максимальная торговая надбавка согласно Указу №366 до 1%) с учетом оплаты услуг эквайринга для аптек убыточна.
Справочно: При реализации лекарственных средств, с ценой приобретения выше 5 базовых величин (145руб), максимальная розничная цена с НДС составит 173,87руб. Сумма торговой надбавки составит 7,25руб, сумма вознаграждения банку за услугу эквайринга, инкассации составит от 1,74 до 5,22руб (от 24 до 72% от суммы торговой надбавки).
При реализации лекарственных средств с ценой приобретения выше 10 базовых величин (290руб), максимальная розничная цена с НДС составит 328,58руб. Сумма торговой надбавки составит 2,90руб, сумма вознаграждения банку за услугу эквайринга, инкассации составит от 3,29 до 9,86руб (от 113 до 340% от суммы торговой надбавки).
В отличие от предприятий торговли, сумма вознаграждения за эквайринг, инкассацию не может быть урегулирована изменением торговой надбавки, для покрытия данных затрат.
Именно за счет торговой надбавки покрываются расходы розничной аптечной сети по аренде помещений, коммунальным платежам, проценты по кредитам банков, заработной плате работников и прочим затратам, а также производится отчисление всех видов налоговых платежей. Государственная аптечная сеть за счет тех же источников осуществляет ряд высоко затратных социальных функций, таких как обеспечение сельского населения, аптечное производство лекарственных средств, обеспечение наркотическими и психотропными препаратами, поддержка отечественных производителей и многое другое.
Обеспечение снижения цен при учете финансовых скидок, максимальных надбавок, отмены льготы по НДС на лекарственные средства приведет к убыточной финансовой деятельности.
Проект правового акта:
Прилагаемая информация:
Документ, в который вносятся изменения:
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 3 по 13 июня 2021 г.
11.06.2021 11:57:09
Пользователь
НОВИЧОКв отличие от старой редакции не конкретизируют понятие "скидка". При формировании расчетно-отпускной цены учитываться может только оптовая скидка, т.к. финансовая и товарная скидки предоставляются Поставщиком не вместе с поставкой, а при выполнении определенных договором условий поставки или оплаты,т.е. по истечение определенного периода времени(это может быть месяц, два и более). Если условия не выполняются импортером, финскидка и товарная скидки не предоставляются. Немаловажен и тот факт, что многие организации работают "под заказ": товар получен импортером и сразу же отгружен покупателю. На момент поставки импортер еще не получил финскидку и товарную скидку, поэтому цену формирует без нее (скидки, т.к. на момент поставки товара скидки еще нет) и отгружает покупателю. Предположим, что спустя два месяца, выполнив условия договора, импортер получит скидку. Как корректировать РОЦ по уже отгруженным заказчикам товарам?
Далее, если же оставить предлагаемый вариант, то бюджет потеряет ввозной НДС (таможенный или РФ) на сумму предоставленной скидки. Уменьшится также сумма реализации и НДС по реализации. Не говоря уже о том, что предприятия начнут работать в убыток, следовательно, не начисляется налог на прибыль, уменьшается зарплата и с нею отчисления в ФСЗН, Белгосстрах и подоходный налог.
Следовательно, с точки зрения экономического обоснования, часть четвертую п. 1.2 нужно оставить в прежней редакции "При предоставлении организацией-изготовителем (поставщиком) - нерезидентом Республики Беларусь финансовой скидки с контрактной цены расчетная отпускная цена медицинского товара формируется исходя из контрактной цены без учета предоставляемой скидки".
11.06.2021 12:53:25
Пользователь
НОВИЧОКВ настоящее время финансовая скидка играет значительную (определяющую) роль в порядке ценообразования на медицинские товары, является источником покрытия затрат дистрибьютора на ввоз, курсовые разницы, контроль качества, хранение, логистику, прочих затрат, оплаты привлекаемых финансовых ресурсов, формирования резерва на материально-техническое развитие организации. Размер и формы предоставления финансовых скидок зависят от множества условий: условий платежа; объема закупки по отдельным номенклатурным позициям и контракту в целом; формам обеспечений обязательств (банковской гарантии); обязательствам по поддержанию согласованного неснижаемого остатка; необходимости обеспечения бридж-стоков при внесении изменений в регистрационные документы и т.д.
Нельзя не отметить тот факт, что доля затрат, на покрытие которых идет финансовая скидка, доходят до 33% себестоимости при торговле лекарственными средствами и изделиями медназначения (далее - ЛС и МИ), в том числе самые затратные и независящие от нас:
- затраты на эквайринг от 1,6 до 3 %, которые ощутимо выросли за счет введения НДС на ЛС и МИ;
- банковская гарантия в размере 1,5%, т.к. большая часть крупных поставщиков теперь готовы только на таких условиях работать с белорусским рынком;
- затраты на отбор образцов для анализа выросли в 6 раз по новым условиям, например, при стоимости анализа ЛС в 20 рублей затраты на командировочные расходы на приезд сотрудников лабораторий могут составлять 120-150 рублей.
Кроме того, принимаемые решения по совершенствованию системы лекарственного обеспечения, также значительно увеличивают затраты:
- необходимость с 01.01.2021 оснащения электронными приборами регистрации температуры в аптеках ведет к увеличению затрат на 1 аптеку минимум на 600 рублей;
- необходимость оснащения существующих аптек подъёмниками до 01.09.2021 требует дополнительных инвестиций в размере не менее 3500 рублей;
- требования по оснащению аптек по перечню, определяемому облисполкомами, системами видеонаблюдения к подключению к общегосударственной системе видеонаблюдения с уплатой ежемесячных платежей в пользу оператора системы.
Также следует отметить рост затрат на эксплуатацию аптек, доля которых в себестоимости 8,9%: рост ставок арендной платы; коммунальных услуг; услуг объединения «Охрана» и т.д.
Требования к дистрибьюторам и аптекам все время повышаются, что требует постоянного увеличения расходов.
Таким образом, в случае снижения РОЦ на размер предоставленной поставщиком скидки, при РОЦ выше 290 рублей, оптовая надбавка в 2% и торговая надбавка в 1% с учетом НДС 10% не позволят даже покрыть затраты на эквайринг в размере 3%.
В случае устранения возможности формирования РОЦ от контрактной цены (без учета полученной скидки), производители либо поменяют условия и формы предоставления скидок (скидки за объем по результатам работы за период, предоставление кредит-нот или бонусов за объемы и иные условия от производителей и т.д.), т.е. те виды скидок, которые появляются не в момент принятия к учету и формирования цены, а позже, при выполнении определенных условий, либо просто прекратят их предоставлять.
Таким образом, цель снижения цены на медицинские товары не будет достигнута наряду с дополнительными негативными последствиями: необходимость проведения дополнительных переговоров с поставщиками; формирование неблагоприятного имиджа страны с нестабильными регуляторными условиями; увеличение сроков налоговых отчислений в бюджет в связи с фактически более поздним отражением в налоговом учете скидок, что, при дефиците бюджета Республики Беларусь, будет иметь нежелательные бюджетные последствия.
Учитывая, что в последние несколько лет процесс уменьшения финансовых скидок от производителей носит системный и поступательный характер, их величина ежегодно сокращается. Получить значительные финансовые скидки удается только по новым для рынка или нишевым лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения, с незначительным объемом реализации на рынке, либо специфическими условиями ввоза, хранения, сертификации и т.д.
В случае устранения возможности получения каких-либо скидок в любых формах, у импортера фактически исчезнет мотивация к получению максимальной скидки от производителя.
Производители с удовольствием воспользуются ситуацией и с высокой вероятностью могут полностью отказаться от предоставления финансовых скидок и, вероятнее всего, это не приведет к уменьшению контрактных цен (уже сегодня приходится отчаянно торговаться, чтобы получить скидку), в свою очередь это увеличит расход валюты, так как размер финансовой скидки не будет уменьшать сумму к оплате. Кроме того, можно прогнозировать уменьшение размера поступающих налогов в бюджет.
Более того, фактически оптовик будет заинтересован в максимальной закупочной цене в соответствующем ценовом диапазоне, так как единственным источником дохода станет размер оптовой надбавки, ограниченной Указом №366. Большая база (РОЦ) будет обеспечивать больший размер дохода в соответствующем ценовом диапазоне, что может спровоцировать даже рост розничных цен.
В условиях высокой конкуренции на фармрынке Республики Беларусь, цены формируются практически на основании рыночных принципов и субъекты хозяйствования в очень редких случаях могут использовать максимальные уровни оптовых и/или розничных наценок.
На основании вышеизложенного, считаем существующую редакцию Указа № 366 в части влияния скидки на формирование РОЦ оптимальным документом, учитывающим все аспекты при формировании цен на фармацевтическом рынке Республики Беларусь.
Единственным реальным и отработанным вариантом снижения уровня цен на лекарственные средства, цены на которые выше, чем в сопредельных странах, является регистрация предельных отпускных цен (далее – ПОЦ) производителей на отдельные лекарственные средства. Для этого создана вся необходимая нормативная база и сформирована практика взаимодействия всех участвующих сторон.
Введение дополнительного механизма выглядит нецелесообразным и внесет дополнительные риски в функционирование системы лекарственного обеспечения.
При этом, при разработке порядка регистрации ПОЦ, механизмом компенсации выпадающих доходов участников рынка было предусмотрено введение свободного ценообразования на лекарственные средства, не включенные в "Перечень обязательного наличия ....". Однако соответствующие изменения в Указ №366 внесены не были и более того, рассматриваемые изменения носят диаметрально противоположный характер.
Исключение из Указа № 366 возможности получения финансовых скидок от производителей приведет к тому, что:
у дистрибьюторов отпадет стимул торговаться с поставщиками при заключении контрактов;
ускорит полный отказ производителя от предоставления финансовых скидок и, вероятнее всего, не приведет к уменьшению контрактных цен;
уменьшит размер поступающих налогов в бюджет;
увеличит расход валюты, так как размер финансовой скидки не будет уменьшать сумму к оплате;
резко ухудшит финансовое положение всех участников рынка;
создаст финансовые предпосылки к появлению дополнительных иностранных посредников при поставках на рынок;
приведет к сокращению объемов реализации, дефектуре и исчезновению с рынка значительного количества зарегистрированных лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Кроме того, поспешность в принятии решений в части реформирования подходов к ценообразованию на лекарственные средства может привести к катастрофическим последствиям и, прежде всего, для больных людей. Внесение изменений в один из основных нормативных документов, регулирующих обращение лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники приведет к сбоям в работе субъектов хозяйствования, участвующих в снабжении рынка данными группами товаров, а также к дефектуре лекарственных средств на фармрынке.
11.06.2021 12:56:20
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться