[ Закрыто ] Проект постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам продажи товаров»
Изменения касаются регулирования дистанционной торговли биологически активными добавками, применяемыми для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма, пиротехническими изделиями бытового назначения и ветеринарными средствами. Проект разработан в целях расширения ассортимента товаров, реализуемых с использованием современных методов продажи, а также для обеспечения равных условий хозяйствования для резидентов и нерезидентов Республики Беларусь при осуществлении дистанционной торговли.
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 2004 г. № 1537 «Об утверждении Положения о порядке производства и оборота биологически активных добавок к пище»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 «Об утверждении Правил продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли».
При внесении изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам продажи товаров учесть, что согласно статье 306 Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» установлены такие составляющие работ и (или) услуг фармацевтической деятельности, как розничная реализация лекарственных препаратов дистанционным способом.
Т.е. в пункт Проекта 1.2. "в пункте 3 Правил продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31: из части первой абзацы третий, четвертый и восьмой исключить" добавить исключение пятого абзаца.
24.01.2023 16:04:48
Katarina777
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.5
1
БАДы не являются лекарственными средствами и занимают промежуточное положение между ними и пищевыми продуктами. Введенные санкции обусловили уход с рынка зарубежных производителей БАД, что позволит отечественным производителям создать адекватную конкурентоспособную альтернативу зарубежным аналогам. Соответственно, снятие ограничений на дистанционную торговлю определенной категорией биологически активных добавок к пище положительно отразится на увеличении доли продаж данной группы товаров в стране.
25.01.2023 13:55:55
Ольга008
Юрист
НОВИЧОК
1
2.8
1
I. В настоящее время статья 9.1 Закон о защите прав потребителей обязывает всех продавцов товаров обеспечить прием как наличных, так и безналичных средств. По исследованиям агентства Data Insight более 99,3% оплат на электронных торговых площадках осуществляется безналичным способом. Введение исключения для электронных торговых площадок позволит снять ограничение, неисполнение которого приводит к нарушении действующего белорусского законодательства.
Согласно письму МАРТ РБ от 15.11.2019 № 10-23/1277К в качестве альтернативного приема наличных средств может использоваться ЕРИП. Изложенная логика по допустимости использования ЕРИП (подразумевает внесение средств через банкомат и оплату по квитанции) в качестве замены приема наличных средств не выдерживает никакой критики: потребителю необходимо внести средства через банкомат, что аналогично пополнению счета банковской карты. Учитывая изложенное, прием безналичных средств косвенно признан допустимым для дистанционной торговли.
Частью 2 статьи 9.1 Закона о защите прав потребителей предусмотрено исключение для обеспечения альтернативности способов оплаты "...либо предусматривает обязанность продавца (исполнителя) осуществлять расчеты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) только в безналичной форме". Однако в действующем законодательстве Республики Беларусь такое исключение не предусмотрено.Полагаем, что добавление исключения для обеспечения оплаты в безналичной форме для дистанционной торговли (в том числе маркетплейсы) в Постановление № 31 позволит исключить необходимость использования наличных средств для электронных торговых площадок.
Таким образом, предлагается дополнить проект постановления пунктом 1.4.: "Дополнить пункт 7 Правил осуществления розничной торговли по образцам, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 года № 31 абзацем следующего содержания:
«Продавец, осуществляющий розничную торговлю по образцам вне торгового объекта с использованием интернет-магазина, вправе осуществлять расчеты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) только в безналичной форме»." II. Предложенная редакция постановления не достигает основной цели вносимых изменений (указана в Обосновании необходимости принятия акта). В качестве цели изменения Постановления № 31 заявлено "обеспечение равных условий хозяйствования для резидентов и нерезидентов Республики Беларусь при осуществлении дистанционной торговли снять ограничения на продажу некоторых видов товаров". Большинство электронных площадок, осуществляющих дистанционную реализацию товара, не используют торговые объекты (по данным исследования Data Insight). Получается, что внесение изменений в Постановление № 31 направлено, в первую очередь, на электронные торговые площадки (маркетплейсы). Проектируемое постановление допускает реализацию БАД и пиротехнических средств исключительно в торговых объектах. Вместе с тем, пункты выдачи заказов у маркетплейсов не являются (и не должны относиться к ним) торговыми объектами. Согласно части 1.35. статьи 1 Закона "О государственном регулировании торговли и общественного питания" торговый объект – капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение или их части либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, оснащенные торговым и иным оборудованием для продажи товаров, а также передвижной торговый объект и передвижные средства разносной торговли. Пункты выдачи не содержат ни кассовой техники, ни платежных терминалов (оплата происходит непосредственно на сайте интернет площадки), ни витрины, на которой размещен товар.
В этой связи предложенные изменения не "обеспечат равные условия" при осуществлении дистанционной торговли. Бесспорно, исключение прямого запрета на реализацию ряда товарных категорий при дистанционной торговле -- верный шаг к унификации законодательства стран ЕАЭС.
Несмотря на это, предложенные изменения являются бессмысленными, поскольку электронные площадки всё также не смогут реализовывать БАДы и пиротехнику вне торговых объектах.
Таким образом, предлагается исключить требование о необходимости реализации БАД и пиротехники только в торговых объектах.
В качестве цели принятия обсуждаемых изменений указано об обеспечении равных условий хозяйствования для резидентов и нерезидентов Республики Беларусь. При этом установлено, что имеет место наличие ограничений на продажу БАД и других товаров в законодательстве РБ, в то время как эти же товары граждане Республики Беларусь могут беспрепятственно заказывать на иностранных торговых площадках в сети Интернет (маркетплейсах), которые могут быть так же беспрепятственно им доставлены, особенно в условиях свободного перемещения между странами Евразийского экономического союза.
Вместе с тем, предлагаемый Проект изменений законодательства не решает вышеуказанные задачи. Это становится очевидно, после буквального прочтения текстов нормативных актов с изменениями, предлагаемыми Проектом. В таблице ниже приводится буквальное сравнение текстов действующих нормативных актов, и текста, предлагаемого Проектом.
[TABLE][TR][TD]
1.
[/TD][TD]
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке производства и оборота биологически активных добавок к пище, утверждено ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2 декабря 2004 г. № 1537, действующая редакция (далее ПОЛОЖЕНИЕ)
[/TD][TD]
ПРОЕКТ
1. Внести изменения в следующие постановления Совета Министров Республики Беларусь: 1.1. в пункте 18 Положения о порядке производства и оборота биологически активных добавок к пище, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 2004 г. № 1537: из абзаца второго слово ”только“ исключить; дополнить пункт частью следующего содержания: ”Дистанционная торговля биологически активными добавками к пище осуществляется в порядке, установленном Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31.“
[/TD][/TR][TR][TD]
2.
[/TD][TD]
18. Реализация биологически активных добавок к пище, прошедших государственную регистрацию на территории Республики Беларусь, производится:
биологически активных добавок к пище, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта), – только через аптеки;
биологически активных добавок к пище, применяемых для обогащения пищи человека (содержащих в своем составе дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон), – в специально отведенных местах в магазинах.
[/TD][TD]
18. Реализация биологически активных добавок к пище, прошедших государственную регистрацию на территории Республики Беларусь, производится:
биологически активных добавок к пище, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта), – только через аптеки;
биологически активных добавок к пище, применяемых для обогащения пищи человека (содержащих в своем составе дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон), – в специально отведенных местах в магазинах.
Дистанционная торговля биологически активными добавками к пище осуществляется в порядке, установленном Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31.
[/TD][/TR][TR][TD]
[/TD][TD]
[/TD][TD]
[/TD][/TR][TR][TD]
[/TD][TD]
ПРАВИЛА продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15.01.2009 № 31 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 01.03.2019 № 143)
[/TD][TD]
[/TD][/TR][TR][TD]
[/TD][TD]
[/TD][TD]
1.2. в пункте 3 Правил продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31: из части первой абзацы третий, четвертый и восьмой исключить; дополнить пункт частями следующего содержания: ”При осуществлении дистанционной торговли продажа биологически активных добавок к пище, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры 2 пищеварительного тракта) допускается только при наличии у продавца торгового объекта, в котором осуществляется продажа таких товаров
[/TD][/TR][TR][TD]
[/TD][TD]
3. При осуществлении дистанционной торговли не допускается продажа:
алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива;
биологически активных добавок к пище, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта);
ветеринарных средств;
лекарственных средств;
нетабачных никотиносодержащих изделий;
оружия и патронов к нему;
пиротехнических изделий бытового назначения;
семян мака;
табачных изделий, жидкостей для электронных систем курения;
ювелирных и других бытовых изделий, сусального золота и сусального серебра, монет из драгоценных металлов, мерных слитков и ограненных драгоценных камней, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
При осуществлении дистанционной торговли продажа биологически активных добавок к пище, применяемых для обогащения пищи человека (содержащих в своем составе дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон), допускается только при наличии у продавца торгового объекта и (или) складских помещений, в которых осуществляются продажа и (или) хранение таких товаров, а также в случае, когда продавцом является изготовитель таких товаров независимо от наличия у него торгового объекта и (или) складских помещений
[/TD][TD]
3. При осуществлении дистанционной торговли не допускается продажа:
алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива;
биологически активных добавок к пище, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта);
ветеринарных средств;
лекарственных средств;
нетабачных никотиносодержащих изделий;
оружия и патронов к нему;
пиротехнических изделий бытового назначения;
семян мака;
табачных изделий, жидкостей для электронных систем курения;
ювелирных и других бытовых изделий, сусального золота и сусального серебра, монет из драгоценных металлов, мерных слитков и ограненных драгоценных камней, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
При осуществлении дистанционной торговли продажа биологически активных добавок к пище, применяемых для обогащения пищи человека (содержащих в своем составе дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон), допускается только при наличии у продавца торгового объекта и (или) складских помещений, в которых осуществляются продажа и (или) хранение таких товаров, а также в случае, когда продавцом является изготовитель таких товаров независимо от наличия у него торгового объекта и (или) складских помещений.
При осуществлении дистанционной торговли продажа биологически активных добавок к пище, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры 2 пищеварительного тракта) допускается только при наличии у продавца торгового объекта, в котором осуществляется продажа таких товаров.
[/TD][/TR][/TABLE]
Как видно из таблицы, цели, для которых принимаются обсуждаемые изменения, а именно создание равных условий для торговли БАД для резидентов и нерезидентов Республики Беларусь, не достигаются.
Исключение слова «только» вообще не несет смысловой нагрузки. Ранее было «только через аптеки», теперь «через аптеки». В условиях подхода проверяющих органов такая формулировка означает – исключительно через аптеки. Уже с этого момента ничего для белорусского субъекта хозяйствования, торгующего БАД, не меняется. А нерезиденты продолжают оставаться в более выгодной позиции.
Кроме того, Проект оставляет поле для двоякого понимания норм, а именно: так и не ясно, могут ли осуществлять дистанционную торговлю всеми видами БАД субъекты хозяйствования, у которых имеется торговый объект, но это не аптека, а оборудованный склад, а также субъект хозяйствования, который является изготовителем. В данном случае, в целях уравнивания прав для белорусских субъектов хозяйствования это было бы логично.
Здесь следует учитывать, что различие и разграничение между
1. БАД, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры 2 пищеварительного тракта) и
2. БАД, применяемых для обогащения пищи человека (содержащих в своем составе дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон)
- для нерезидентов по законам союзных государств не проводится, и они могут осуществлять дистанционную торговлю, через маркетплейсы и т.д. как первыми БАД, так и вторыми. В то время, как для резидентов Республики Беларусь в настоящее время это запрещено.
Просим обратить особое внимание, что разрешение на осуществление дистанционной торговли только для субъектов, у которых есть аптека, тоже не имеет смысла. Т.к. субъекты хозяйствования, у которых имеются аптеки, занимаются прежде всего поставками и оборотом лекарств, которые не продаются дистанционно. Оборот и продажа БАД у таких торговых объектов занимает ничтожно маленький процент от общего. В тоже время налаживание процесса дистанционной торговли требует значительного вложения сил и средств, что для субъекта хозяйствования, основной оборот которого занимают лекарства, не имеет смысла.
На основании изложенного, считаю необходимым внести следующие изменения:
1. Внести изменения в следующие постановления Совета Министров Республики Беларусь: 1.1. в пункте 18 Положения о порядке производства и оборота биологически активных добавок к пище, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 2004 г. № 1537: из абзаца второго слово ”только через аптеки“ исключить; дополнить пункт частью следующего содержания: ”Дистанционная торговля биологически активными добавками к пище осуществляется в порядке, установленном Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31.“
2. Рассмотреть вопрос об уравнивании в правовом регулировании товарооборота БАД, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры 2 пищеварительного тракта) и БАД, применяемых для обогащения пищи человека (содержащих в своем составе дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон) по аналогии, как это сделано в странах союзных государств.
02.02.2023 14:20:16
Lotan
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.7
2
В качестве цели принятия обсуждаемых изменений указано обеспечение равных условий хозяйствования для резидентов и нерезидентов Республики Беларусь. При этом установлено, что имеет место наличие ограничений на продажу БАД и других товаров в законодательстве РБ, в то время как эти же товары граждане Республики Беларусь могут беспрепятственно заказывать на иностранных торговых площадках в сети Интернет (маркетплейсах), которые могут быть так же беспрепятственно им доставлены, особенно в условиях свободного перемещения между странами Евразийского экономического союза.
Вместе с тем, предлагаемый Проект изменений законодательства не решает вышеуказанные задачи. Это становится очевидно, после буквального прочтения текстов нормативных актов с изменениями, предлагаемыми Проектом. В прилагаемой таблице (см. прикрепленный файл) приводится буквальное сравнение текстов действующих нормативных актов, и текста, предлагаемого Проектом.
Как видно из таблицы, цели, для которых принимаются обсуждаемые изменения, а именно создание равных условий для торговли БАД для резидентов и нерезидентов Республики Беларусь, не достигаются.
Исключение слова «только» вообще не несет смысловой нагрузки. Ранее было «только через аптеки», теперь «через аптеки». В условиях подхода проверяющих органов такая формулировка означает – исключительно через аптеки. Уже с этого момента ничего для белорусского субъекта хозяйствования, торгующего БАД, не меняется. А нерезиденты продолжают оставаться в более выгодной позиции.
Кроме того, Проект оставляет поле для двоякого понимания норм, а именно: так и не ясно, могут ли осуществлять дистанционную торговлю всеми видами БАД субъекты хозяйствования, у которых имеется торговый объект, но это не аптека, а оборудованный склад, а также субъект хозяйствования, который является изготовителем. В данном случае, в целях уравнивания прав для белорусских субъектов хозяйствования это было бы логично.
Здесь следует учитывать, что различие и разграничение между
1. БАД, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры 2 пищеварительного тракта) и
2. БАД, применяемых для обогащения пищи человека (содержащих в своем составе дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон)
- для нерезидентов по законам союзных государств не проводится, и они могут осуществлять дистанционную торговлю, через маркетплейсы и т.д. как первыми БАД, так и вторыми. В то время, как для резидентов Республики Беларусь в настоящее время это запрещено.
Просим обратить особое внимание, что разрешение на осуществление дистанционной торговли только для субъектов, у которых есть аптека, тоже не имеет смысла. Т.к. субъекты хозяйствования, у которых имеются аптеки, занимаются прежде всего поставками и оборотом лекарств, которые не продаются дистанционно. Оборот и продажа БАД у таких торговых объектов занимает ничтожно маленький процент от общего. В тоже время налаживание процесса дистанционной торговли требует значительного вложения сил и средств, что для субъекта хозяйствования, основной оборот которого занимают лекарства, не имеет смысла.
На основании изложенного, считаю необходимым внести следующие изменения:
1. Внести изменения в следующие постановления Совета Министров Республики Беларусь: 1.1. в пункте 18 Положения о порядке производства и оборота биологически активных добавок к пище, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 2004 г. № 1537: из абзаца второго слово ”только через аптеки“ исключить; дополнить пункт частью следующего содержания: ”Дистанционная торговля биологически активными добавками к пище осуществляется в порядке, установленном Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31.“
2. Рассмотреть вопрос об уравнивании в правовом регулировании товарооборота БАД, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры 2 пищеварительного тракта) и БАД, применяемых для обогащения пищи человека (содержащих в своем составе дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон) по аналогии, как это сделано в странах союзных государств.
[ Закрыто ] Проект постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам продажи товаров»
Общественное обсуждение
5Изменения касаются регулирования дистанционной торговли биологически активными добавками, применяемыми для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма, пиротехническими изделиями бытового назначения и ветеринарными средствами.
Проект разработан в целях расширения ассортимента товаров, реализуемых с использованием современных методов продажи, а также для обеспечения равных условий хозяйствования для резидентов и нерезидентов Республики Беларусь при осуществлении дистанционной торговли.
Прилагаемая информация:
Документ, в который вносятся изменения:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 2004 г. № 1537 «Об утверждении Положения о порядке производства и оборота биологически активных добавок к пище»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 «Об утверждении Правил продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли».
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 24 января по 3 февраля 2023 г.
23.01.2023 10:19:27
Пользователь
НОВИЧОКучесть, что согласно статье 306 Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании»
установлены такие составляющие работ и (или) услуг фармацевтической деятельности, как розничная реализация лекарственных препаратов
дистанционным способом.
Т.е. в пункт Проекта 1.2. "в пункте 3 Правил продажи товаров при осуществлении
дистанционной торговли, утвержденных постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31:
из части первой абзацы третий, четвертый и восьмой исключить"
добавить исключение пятого абзаца.
24.01.2023 16:04:48
Пользователь
НОВИЧОК25.01.2023 13:55:55
Юрист
НОВИЧОКПо исследованиям агентства
Введение исключения для электронных торговых площадок позволит снять ограничение, неисполнение которого приводит к нарушении действующего белорусского законодательства.
Согласно письму МАРТ РБ от 15.11.2019 № 10-23/1277К в качестве альтернативного приема наличных средств может использоваться ЕРИП.
Изложенная логика по допустимости использования ЕРИП (подразумевает внесение средств через банкомат и оплату по квитанции) в качестве замены приема наличных средств не выдерживает никакой критики: потребителю необходимо внести средства через банкомат, что аналогично пополнению счета банковской карты.
Учитывая изложенное, прием безналичных средств косвенно признан допустимым для дистанционной торговли.
Частью 2 статьи 9.1 Закона о защите прав потребителей предусмотрено исключение для обеспечения альтернативности способов оплаты "...либо предусматривает обязанность продавца (исполнителя) осуществлять расчеты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) только в безналичной форме".
Однако в действующем законодательстве Республики Беларусь такое исключение не предусмотрено.Полагаем, что добавление исключения для обеспечения оплаты в безналичной форме для дистанционной торговли (в том числе маркетплейсы) в Постановление № 31 позволит исключить необходимость использования наличных средств для электронных торговых площадок.
Таким образом, предлагается дополнить проект постановления пунктом 1.4.:
"Дополнить пункт 7 Правил осуществления розничной торговли по образцам, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 года № 31 абзацем следующего содержания:
«Продавец, осуществляющий розничную торговлю по образцам вне торгового объекта с использованием интернет-магазина, вправе осуществлять расчеты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) только в безналичной форме»."
II. Предложенная редакция постановления не достигает основной цели вносимых изменений (указана в Обосновании необходимости принятия акта).
В качестве цели изменения Постановления № 31 заявлено "обеспечение равных условий хозяйствования для резидентов и нерезидентов Республики Беларусь при осуществлении дистанционной торговли снять ограничения на продажу некоторых видов товаров".
Большинство электронных площадок, осуществляющих дистанционную реализацию товара, не используют торговые объекты (по данным исследования
Проектируемое постановление допускает реализацию БАД и пиротехнических средств исключительно в торговых объектах. Вместе с тем, пункты выдачи заказов у маркетплейсов не являются (и не должны относиться к ним) торговыми объектами.
Согласно части 1.35. статьи 1 Закона "О государственном регулировании торговли и общественного питания" торговый объект – капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение или их части либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, оснащенные торговым и иным оборудованием для продажи товаров, а также передвижной торговый объект и передвижные средства разносной торговли.
Пункты выдачи не содержат ни кассовой техники, ни платежных терминалов (оплата происходит непосредственно на сайте интернет площадки), ни витрины, на которой размещен товар.
В этой связи предложенные изменения не "обеспечат равные условия" при осуществлении дистанционной торговли.
Бесспорно, исключение прямого запрета на реализацию ряда товарных категорий при дистанционной торговле -- верный шаг к унификации законодательства стран ЕАЭС.
Несмотря на это, предложенные изменения являются бессмысленными, поскольку электронные площадки всё также не смогут реализовывать БАДы и пиротехнику вне торговых объектах.
Таким образом, предлагается исключить требование о необходимости реализации БАД и пиротехники только в торговых объектах.
25.01.2023 20:23:46
Пользователь
НОВИЧОКВ качестве цели принятия обсуждаемых изменений указано об обеспечении равных условий хозяйствования для резидентов и нерезидентов Республики Беларусь. При этом установлено, что имеет место наличие ограничений на продажу БАД и других товаров в законодательстве РБ, в то время как эти же товары граждане Республики Беларусь могут беспрепятственно заказывать на иностранных торговых площадках в сети Интернет (маркетплейсах), которые могут быть так же беспрепятственно им доставлены, особенно в условиях свободного перемещения между странами Евразийского экономического союза.
Вместе с тем, предлагаемый Проект изменений законодательства не решает вышеуказанные задачи. Это становится очевидно, после буквального прочтения текстов нормативных актов с изменениями, предлагаемыми Проектом. В таблице ниже приводится буквальное сравнение текстов действующих нормативных актов, и текста, предлагаемого Проектом.
[TABLE][TR][TD]1.
[/TD][TD]ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке производства и оборота биологически активных добавок к пище, утверждено ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2 декабря 2004 г. № 1537, действующая редакция (далее ПОЛОЖЕНИЕ)
ПРОЕКТ
1. Внести изменения в следующие постановления Совета Министров Республики Беларусь: 1.1. в пункте 18 Положения о порядке производства и оборота биологически активных добавок к пище, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 2004 г. № 1537: из абзаца второго слово ”только“ исключить; дополнить пункт частью следующего содержания: ”Дистанционная торговля биологически активными добавками к пище осуществляется в порядке, установленном Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31.“
2.
[/TD][TD]18. Реализация биологически активных добавок к пище, прошедших государственную регистрацию на территории Республики Беларусь, производится:
биологически активных добавок к пище, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта), – только через аптеки;
биологически активных добавок к пище, применяемых для обогащения пищи человека (содержащих в своем составе дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон), – в специально отведенных местах в магазинах.
18. Реализация биологически активных добавок к пище, прошедших государственную регистрацию на территории Республики Беларусь, производится:
биологически активных добавок к пище, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта), – только через аптеки;
биологически активных добавок к пище, применяемых для обогащения пищи человека (содержащих в своем составе дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон), – в специально отведенных местах в магазинах.
Дистанционная торговля биологически активными добавками к пище осуществляется в порядке, установленном Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31.
[/TD][/TR][TR][TD]ПРАВИЛА продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15.01.2009 № 31 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 01.03.2019 № 143)
[/TD][TD]1.2. в пункте 3 Правил продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31: из части первой абзацы третий, четвертый и восьмой исключить; дополнить пункт частями следующего содержания: ”При осуществлении дистанционной торговли продажа биологически активных добавок к пище, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры 2 пищеварительного тракта) допускается только при наличии у продавца торгового объекта, в котором осуществляется продажа таких товаров
[/TD][/TR][TR][TD]3. При осуществлении дистанционной торговли не допускается продажа:
алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива;
биологически активных добавок к пище, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта);
ветеринарных средств;
лекарственных средств;
нетабачных никотиносодержащих изделий;
оружия и патронов к нему;
пиротехнических изделий бытового назначения;
семян мака;
табачных изделий, жидкостей для электронных систем курения;
ювелирных и других бытовых изделий, сусального золота и сусального серебра, монет из драгоценных металлов, мерных слитков и ограненных драгоценных камней, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
При осуществлении дистанционной торговли продажа биологически активных добавок к пище, применяемых для обогащения пищи человека (содержащих в своем составе дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон), допускается только при наличии у продавца торгового объекта и (или) складских помещений, в которых осуществляются продажа и (или) хранение таких товаров, а также в случае, когда продавцом является изготовитель таких товаров независимо от наличия у него торгового объекта и (или) складских помещений
3. При осуществлении дистанционной торговли не допускается продажа:
алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива;
биологически активных добавок к пище, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта);
ветеринарных средств;
лекарственных средств;
нетабачных никотиносодержащих изделий;
оружия и патронов к нему;
пиротехнических изделий бытового назначения;
семян мака;
табачных изделий, жидкостей для электронных систем курения;
ювелирных и других бытовых изделий, сусального золота и сусального серебра, монет из драгоценных металлов, мерных слитков и ограненных драгоценных камней, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
При осуществлении дистанционной торговли продажа биологически активных добавок к пище, применяемых для обогащения пищи человека (содержащих в своем составе дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон), допускается только при наличии у продавца торгового объекта и (или) складских помещений, в которых осуществляются продажа и (или) хранение таких товаров, а также в случае, когда продавцом является изготовитель таких товаров независимо от наличия у него торгового объекта и (или) складских помещений.
При осуществлении дистанционной торговли продажа биологически активных добавок к пище, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры 2 пищеварительного тракта) допускается только при наличии у продавца торгового объекта, в котором осуществляется продажа таких товаров.
Как видно из таблицы, цели, для которых принимаются обсуждаемые изменения, а именно создание равных условий для торговли БАД для резидентов и нерезидентов Республики Беларусь, не достигаются.
Исключение слова «только» вообще не несет смысловой нагрузки. Ранее было «только через аптеки», теперь «через аптеки». В условиях подхода проверяющих органов такая формулировка означает – исключительно через аптеки. Уже с этого момента ничего для белорусского субъекта хозяйствования, торгующего БАД, не меняется. А нерезиденты продолжают оставаться в более выгодной позиции.
Кроме того, Проект оставляет поле для двоякого понимания норм, а именно: так и не ясно, могут ли осуществлять дистанционную торговлю всеми видами БАД субъекты хозяйствования, у которых имеется торговый объект, но это не аптека, а оборудованный склад, а также субъект хозяйствования, который является изготовителем. В данном случае, в целях уравнивания прав для белорусских субъектов хозяйствования это было бы логично.
Здесь следует учитывать, что различие и разграничение между
1. БАД, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры 2 пищеварительного тракта) и
2. БАД, применяемых для обогащения пищи человека (содержащих в своем составе дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон)
- для нерезидентов по законам союзных государств не проводится, и они могут осуществлять дистанционную торговлю, через маркетплейсы и т.д. как первыми БАД, так и вторыми. В то время, как для резидентов Республики Беларусь в настоящее время это запрещено.
Просим обратить особое внимание, что разрешение на осуществление дистанционной торговли только для субъектов, у которых есть аптека, тоже не имеет смысла. Т.к. субъекты хозяйствования, у которых имеются аптеки, занимаются прежде всего поставками и оборотом лекарств, которые не продаются дистанционно. Оборот и продажа БАД у таких торговых объектов занимает ничтожно маленький процент от общего. В тоже время налаживание процесса дистанционной торговли требует значительного вложения сил и средств, что для субъекта хозяйствования, основной оборот которого занимают лекарства, не имеет смысла.
На основании изложенного, считаю необходимым внести следующие изменения:
1. Внести изменения в следующие постановления Совета Министров Республики Беларусь: 1.1. в пункте 18 Положения о порядке производства и оборота биологически активных добавок к пище, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 2004 г. № 1537: из абзаца второго слово ”только через аптеки“ исключить; дополнить пункт частью следующего содержания: ”Дистанционная торговля биологически активными добавками к пище осуществляется в порядке, установленном Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31.“
2. Рассмотреть вопрос об уравнивании в правовом регулировании товарооборота БАД, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры 2 пищеварительного тракта) и БАД, применяемых для обогащения пищи человека (содержащих в своем составе дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон) по аналогии, как это сделано в странах союзных государств.
02.02.2023 14:20:16
Пользователь
НОВИЧОКВ качестве цели принятия обсуждаемых изменений указано обеспечение равных условий хозяйствования для резидентов и нерезидентов Республики Беларусь. При этом установлено, что имеет место наличие ограничений на продажу БАД и других товаров в законодательстве РБ, в то время как эти же товары граждане Республики Беларусь могут беспрепятственно заказывать на иностранных торговых площадках в сети Интернет (маркетплейсах), которые могут быть так же беспрепятственно им доставлены, особенно в условиях свободного перемещения между странами Евразийского экономического союза.
Вместе с тем, предлагаемый Проект изменений законодательства не решает вышеуказанные задачи. Это становится очевидно, после буквального прочтения текстов нормативных актов с изменениями, предлагаемыми Проектом. В прилагаемой таблице (см. прикрепленный файл) приводится буквальное сравнение текстов действующих нормативных актов, и текста, предлагаемого Проектом.
Как видно из таблицы, цели, для которых принимаются обсуждаемые изменения, а именно создание равных условий для торговли БАД для резидентов и нерезидентов Республики Беларусь, не достигаются.
Исключение слова «только» вообще не несет смысловой нагрузки. Ранее было «только через аптеки», теперь «через аптеки». В условиях подхода проверяющих органов такая формулировка означает – исключительно через аптеки. Уже с этого момента ничего для белорусского субъекта хозяйствования, торгующего БАД, не меняется. А нерезиденты продолжают оставаться в более выгодной позиции.
Кроме того, Проект оставляет поле для двоякого понимания норм, а именно: так и не ясно, могут ли осуществлять дистанционную торговлю всеми видами БАД субъекты хозяйствования, у которых имеется торговый объект, но это не аптека, а оборудованный склад, а также субъект хозяйствования, который является изготовителем. В данном случае, в целях уравнивания прав для белорусских субъектов хозяйствования это было бы логично.
Здесь следует учитывать, что различие и разграничение между
1. БАД, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры 2 пищеварительного тракта) и
2. БАД, применяемых для обогащения пищи человека (содержащих в своем составе дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон)
- для нерезидентов по законам союзных государств не проводится, и они могут осуществлять дистанционную торговлю, через маркетплейсы и т.д. как первыми БАД, так и вторыми. В то время, как для резидентов Республики Беларусь в настоящее время это запрещено.
Просим обратить особое внимание, что разрешение на осуществление дистанционной торговли только для субъектов, у которых есть аптека, тоже не имеет смысла. Т.к. субъекты хозяйствования, у которых имеются аптеки, занимаются прежде всего поставками и оборотом лекарств, которые не продаются дистанционно. Оборот и продажа БАД у таких торговых объектов занимает ничтожно маленький процент от общего. В тоже время налаживание процесса дистанционной торговли требует значительного вложения сил и средств, что для субъекта хозяйствования, основной оборот которого занимают лекарства, не имеет смысла.
На основании изложенного, считаю необходимым внести следующие изменения:
1. Внести изменения в следующие постановления Совета Министров Республики Беларусь: 1.1. в пункте 18 Положения о порядке производства и оборота биологически активных добавок к пище, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 2004 г. № 1537: из абзаца второго слово ”только через аптеки“ исключить; дополнить пункт частью следующего содержания: ”Дистанционная торговля биологически активными добавками к пище осуществляется в порядке, установленном Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31.“
2. Рассмотреть вопрос об уравнивании в правовом регулировании товарооборота БАД, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры 2 пищеварительного тракта) и БАД, применяемых для обогащения пищи человека (содержащих в своем составе дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон) по аналогии, как это сделано в странах союзных государств.
03.02.2023 09:08:19
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться