[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250» (вопросы маркировки и прослеживаемости товаров)
Предметом правового регулирования проекта постановления является изменение существующего правового регулирования соответствующих общественных отношений в сферах маркировки и прослеживаемости товаров.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496».
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 1 Подпункт : 2
В вынесенном на обсуждение проекте Постановления Совета министров Республики Беларусь должен быть исключён пункт 1.2 , в котором инициатор общественного обсуждения (МНС) хочет значительно расширить Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости (Приложение 2 к постановлению Совета министров Республики Беларусь от 23.04.2021г № 250) и соответственно изложить его в новой редакции , включив туда дополнительно молоко, кефир, сметану, творог, сыр твёрдый, полутвёрдый, мягкий, сыр плавленый, муку пшеничную, масло подсолнечное и рапсовое, чай, кофе, рис белый, крупу манную, пшено, крупу гречневую, крупу овсяную, хлопья овсяные, макаронные изделия из пшеницы, пряники, печенье, шоколад, картофель свежий, капусту белокочанную свежую, лук репчатый, свеклу свежую, морковь свежую, помидоры свежие, огурцы свежие, яблоки свежие, плоды цитрусовые свежие.
Необходимо сначала обозначить для каких целей соглашением в Евразийском экономическом союзе вводилась система прослеживаемости: система прослеживаемости позволяет налоговой отслеживать путь товара от импортера до покупателя либо до списания и утилизации товара (если он не был продан покупателю). В рамках Соглашения национальные системы прослеживаемости должны обеспечивать:
1. Количественный учет по каждой партии товаров с использованием единиц измерения товаров, предусмотренных перечнем;
2. взаимосвязь сопроводительного документа с документом, на основании которого сведения о товарах включены в национальную систему прослеживаемости;
3. взаимосвязь последующего сопроводительного документа с предыдущим сопроводительным документом;
4. сквозную документальную идентификацию товаров (партии товаров), при их обороте.
С учётом отмеченных моментов можно констатировать, что подход, который заложен в проекте постановления пунктом 1.2 в части приведенных дополнительных товарных позиций для прослеживаемости - не обоснован, расширение перечня значительно увеличивает нагрузку на субъекты хозяйствования и не убедительно звучат доводы в необходимо расширения перечня за счёт указанных продовольственных товаров, так как даже у ближайших наших соседей (в России) перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, гораздо меньше и включает в себя только штучный непродовольственный товар (то есть единица измерения – штуки ), который не имеет естественной убыли : это холодильники, морозильники и прочее холодильное или морозильное оборудование, Автопогрузчики, Бульдозеры, Машины стиральные, Мониторы и проекторы, Схемы электронные интегральные и их части, Транспортные средства промышленного назначения, самоходные, Коляски детские, Детские сиденья (кресла) безопасности. Кроме того, с 6 марта 2023 года из перечня товаров, подлежащих прослеживаемости в РФ, наоборот были выведены товарные позиции- исключены бытовые холодильники.
В Казахстане, Армении, Киргизии перечни товаров, подлежащих прослеживаемости, ещё меньше.
То есть перечни товаров, подлежащие прослеживаемости, у стран-участниц по Евразийскому экономическому союзу, свидетельствуют, что дополнительный контроль уместен только по тем отдельным группам товаров, которые имеют либо существенную стоимость, либо значительный удельный вес в поставках, и прослеживаемость в такой ситуации должна помочь очистить рынок от контрафакта, поступающего из-за рубежа. Что нельзя сказать о тех группах товаров, которые включены инициатором обсуждения дополнительно в перечень проекта постановления, вынесенного на общественное обсуждение.
Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, не определён конкретный перечень товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Евразийского экономического союза, и на сегодняшний день такой перечень не утверждён Евразийской экономической комиссией. А поскольку в Белоруссии работают законопослушные плательщики, то введение такого широкого перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, которые не являются объектами прослеживаемости в других государствах Евразийского экономического союза, - это необоснованная и бездумная трата средств (в том числе бюджетных), ибо даже в Российской Федерации, субъекты хозяйствования которой обладают гораздо большими ресурсами и оборотными средствами, не включаются эти группы товаров под прослеживаемость.
Кроме того, в настоящее время налоговое администрирование в очередной раз вынуждает потратить значительные средства на техническое и технологическое переоснащение, которое вызвано требованиями по замене кассового оборудования и приобретению нового для считывания унифицированных контрольных знаков и кодов маркировки, что требует значительных вложений средств со стороны субъектов хозяйствования. Необходимо акцентировать внимание, что в настоящее время субъекты хозяйствования и так ограничены в оборотных средствах, деятельность которых подпадает под регулирование Постановления Совета министров № 713.
Поэтому при введении дополнительных групп товаров, подлежащих прослеживаемости, должен быть разумный и взвешенный подход. При этом обращает на себя внимание тот факт, что у наших соседей в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, не входит весовой товар, продукты питания и тем более товары, по которым имеет место естественная убыль. А работа с таким товаром имеет ряд специфических особенностей, в том числе в части оформления документации при его движении, продаже, списании (включая магазины розничной торговли) и утилизации.
Многие хозяйствующие субъекты РБ и на сегодня сталкиваются со сложностями в части выполнения требований, касающихся прослеживаемости, в отношении трех товарных групп, определённых ранее и утверждённых Советом Министров Республики Беларусь. Кроме того, на ряд вопросов и на сегодня нет официальных комментариев и ответов гос.органов, которые курируют вопросы функционирования механизма прослеживаемости и оформления операций при списании, прочем выбытии и оборотах товаров, подлежащих прослеживаемости (в том числе для магазинов розничной торговли). А при расширении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, продовольственными товарами, часть из которых ещё имеет естественную убыль, - вопросов ещё больше и они более сложные. Например, если морковь свежая, которая попала в проект постановления для прослеживаемости, была поставлена в магазин, затем в пределах одного здания перемещена из магазина частично в цех по производству кулинарной продукции и частично – в объект общественного питания, где она включена в блюда, то каким образом сведения о её выбытии должны попасть в систему прослеживаемости, если при перемещениях в пределах одного здания электронная накладная может не выписываться. Или если по уменьшению веса этого товара в связи с естественной убылью, то каким образом и на основании какого документа эти данные должны быть отражены в системе прослеживаемости?
Также надо помнить, что товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов, создаваемые при осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, включенных в перечни товаров, подлежащих прослеживаемости, а также товарно-транспортные и товарные накладные, составленные на бумажных носителях в соответствии с пунктом 18 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. N 496, должны содержать сведения, предусмотренные для заполнения в товарно-транспортных и товарных накладных, составляемых на бумажном носителе, а также следующие сведения:
международные идентификационные номера участников хозяйственной операции (глобальные номера расположения - Global Location Number (GLN), присваиваемые системой автоматической идентификации ГС1 Беларуси;
международный идентификационный номер товара (глобальный номер торговой единицы - Global Trade Item Number (GTIN);
код товара на уровне десяти знаков в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;
единицы измерения, подлежащие указанию в электронных накладных, установленные Советом Министров Республики Беларусь (далее - единицы измерения);
количество товара в единицах измерения;
цена за единицу измерения товара;
тип, дата и номер приходного документа <*>, по которому был получен товар, указываемый в электронной накладной;
номер строки в приходном документе, по которому был получен товар, указываемый в электронной накладной.
Таким образом электронные накладные должны оформляться по всем операциям, связанным с оборотом товаров, подлежащим прослеживаемости. При этом по каждой партии товара, подлежащей прослеживаемости, все субъекты хозяйствования (включая магазины розничной торговли) должны вести количественный учёт такого товара и по каждому товару фиксировать в документах коды ТН ВЭД на уровне десяти знаков, а при осуществлении оборота по каждому из таких товаров и оформлении расходной накладной ещё и «подымать» приходные накладные, чтобы указывать для контролёров тип, дата и номер приходного документа, по которому был получен этот товар. Некоторые моментам, которые включены требования в рамках действующего механизма прослеживаемости, вообще невозможно будет осуществить по новым группам товаров, включенных в проект постановления. Например, в магазине разложить по партиям морковку свежую, свеклу, картошку свежую и т.д., которая сразу после поступления вся выкладывается в торговом зале в один лоток.
При этом к операциям, связанным с оборотом товаров, относятся (п. 1 Перечня терминов и определений):
- отгрузка или получение товаров с мест реализации или хранения по договорам купли-продажи, мены, предусматривающим реализацию и (или) передачу товаров на территории Республики Беларусь и (или) иных государств - членов ЕАЭС;
- отгрузка и (или) передача или получение товаров по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам, хранения, подряда, финансовой аренды (лизинга), коммерческого займа, оказания логистических услуг, включая отгрузку и (или) передачу или получение товаров с выставок, ярмарок на территории Республики Беларусь и (или) иных государств - членов ЕАЭС;
- использование в производстве и (или) транспортировка товаров.
Необходимо акцентировать внимание, что особенности работы по товарам, подлежащим прослеживаемости, на этом не заканчиваются. В настоящее время есть ограничение на составление электронных актов приемки – оно установлено только в отношении ЭТТН (ЭТН), содержащих сведения о товарах, подлежащих прослеживаемости. Изменения в такие ЭТТН (ЭТН) вносятся путем их отмены и создания новых с корректными данными (ч. 5 п. 31, ч. 5 п. 47, гл. 6 ТНПА N 9/75/35/26).
Поэтому электронный акт приемки нельзя составлять по ЭТТН (ЭТН), оформленной по товарам:
- подлежащим прослеживаемости;
- одновременно попадающим под действие механизмов и прослеживаемости и маркировки. На данный момент к таким товарам относятся шины.
Если же необходимо внести изменения в ЭТТН (ЭТН), оформленную по товарам, подлежащим маркировке средствами идентификации и не включенным в перечень прослеживаемых, ограничений на составление электронных актов приемки нет.
Кроме того, до сих пор не настолько хорошо реализован и функционирует сам механизм электронного документооборота в рамках действующей законодательной базы, чтобы можно было уменьшить документооборот субъектам хозяйствования. Подтверждением этому являются различного рода совместные письма ведомств, в которых разрешается использовать бумажные накладные и единолично составленные первичные учётные документы на бумажных носителях, на основе которых приходуется (либо отражается выбытие товара), но с обязательным последующим оформлением электронных накладных, которые в таком случае уже не является первичным учётным документов, а лишь служат для отслеживания пути движения (оборота) товара, включенного в перечень для прослеживаемости. То есть имеет место явное дублирование документального оформления одной и той же хозяйственной операции и бумажным документом , и электронным документом. Взаимосвязь такой электронной накладной с ранее оформленной бумажной накладной МНС предлагает обеспечивать путем внесения соответствующей записи (дата и номер бумажной накладной) в подраздел «Дополнительные поля накладной». И если по такой отгрузке товара, подлежащего прослеживаемости, уже был плательщиком выставлен электронный счёт-фактура по НДС (ЭСЧФ), и в выставленном исходном ЭСЧФ в строке 30 были указаны реквизиты бумажной накладной, то после создания электронной накладной МНС констатирует, что необходимо к исходному ЭСЧФ выставить исправленный ЭСЧФ (п. 10 ст. 131 НК), то есть отменить ранее выставленный ЭСЧФ и создать новый лишь для того, чтобы в нём указать данные об электронной накладной.
Это свидетельствует о значительных недоработках действующего механизма электронного документооборота в рамках принятых нормативно-правовых актов , так как существующий вариант работы ЭДО в силу ряда причин не может в полной мере использоваться без параллельного оформления документов на бумажных носителях.
Но это ещё не все трудности субъектов хозяйствования при работе с прослеживаемым товаром. В случае, если уполномоченными лицами грузоотправителя допустили какую-либо ошибку и электронная накладная подписана с обеих сторон ЭЦП ответственных лиц, грузополучателю необходимо предпринять действия по созданию возвратной накладной грузоотправителю на товар, указанный в первичной электронной накладной, с дальнейшим созданием грузоотправителем в адрес грузополучателя новой электронной накладной, содержащей достоверные сведения.
При этом МНС в своих разъяснениях констатирует, что в целях обеспечения взаимосвязи такой электронной накладной с ранее оформленной накладной полагаем возможным обеспечить путем внесения соответствующей записи в подраздел «Дополнительные поля накладной».
С учётом выше изложенного осуществление контрольных функций не должно быть тяжким бременем для законопослушных плательщиков. Кроме того, глава государства не раз подчёркивал, что излишние контрольные функции не должны иметь место. Поэтому перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, не должен дополняться позициями, включенными в проект постановления под пунктом 1.2, так как для этого нет объективных оснований, и пункт 1.2 должен быть исключён из вынесенного на общественное обсуждение документа.
22.05.2024 18:38:52
Валерия Раецкая
Пользователь
НОВИЧОК
2
0.7
1
Добрый день!
Комментарий к проекту постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250» в отношении введения маркировки безалкогольных напитков и соковой продукции средствами идентификации приложен.
Унитарное предприятие "Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия"
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 1 Подпункт : 2
В связи с затруднениями в практической реализации требований по обеспечению прослеживаемости товаров повседневного спроса считаем нецелесообразным включение в приложение 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250 такой продукции, как молоко, кефир, сметана, творог, сыр, мука пшеничная, масло подсолнечное и рапсовое, чай, кофе, рис, крупа манная, овсяная, гречневая, макаронные изделия, пряники, печенье, шоколад, картофель, капуста, лук, свекла, морковь, помидоры, огурцы, яблоки, плоды цитрусовые, бананы, майонез и соусы на основе майонеза. По данным категориям товаров недовоз и возвраты ежедневно встречаются в практике организаций оптовой торговли, и, учитывая неготовность программно-технических средств, полагаем, что внедрение системы прослеживаемости в отношении названной продукции может парализовать работу оптовиков.
Считаем, что расширение перечня товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, путем включения в него товаров повседневного спроса может быть реализовано технически лишь после того, как:
- будет убрано ограничение применения электронного документа АКТ РАСХОЖДЕНИЙ в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости.
- будут доработаны информационные системы провайдеров, системы 1С на применение АКТА РАСХОЖДЕНИЙ, формирование ЭСЧФ по этому документу.
- будет проведена опытная эксплуатация для организаций, желающих принять участие в эксперименте (предпочтительно – оптовые компании / мелкий опт).
В пункте 7 Обоснования необходимости принятия постановления утверждается, что введение прослеживаемости в отношении товаров, подлежащих ценовому регулированию, не повлечет негативных финансово-экономических, социальных и иных последствий для общественных отношений, в том числе не повлияет негативно на условия осуществления предпринимательской деятельности.
Также утверждается, что не потребуется доработка информационных систем, ввиду внедрения механизма прослеживаемости для первых товарных групп.
Данные утверждения неверны.
Во-первых, первые три товарные группы не носят такой массовый характер. Возникающие разовые ситуации с заменой товара, актами недовоза и возвратными накладными на практике решались отменой или неподписанием ЭТТН. При этом по каждой такой ЭТТН – бизнесом проводилась индивидуальная работа, уточнение и переговоры.
Постановлением Национальной Академии наук Беларуси, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства Связи и информатизации Республики Беларусь 18 декабря 2023 г. N 9/75/35/26, далее - ТНПА N 9/75/35/26 с 01.05.2024 утвержден еще один способ внесения изменений и дополнений в ЭТТН (ЭТН): путем создания в электронном виде акта приемки товаров по количеству и качеству (далее - электронный акт приемки). Особенностями этого способа являются возможность изменения ЭТТН (ЭТН) после их подписания обеими сторонами, а также отсутствие необходимости формировать новую ЭТТН (ЭТН).
Однако такой электронный документ появился только с 01.05.2024 г., поэтому на текущий момент вообще нет рабочего приемлемого решения провайдеров по актам расхождений (недовоза) при приемке товара, а также по возвратным ТТН.
Кроме того, применение электронного акта приемки по ЭТТН (ЭТН), содержащим сведения по прослеживаемым товарам, вообще не предусмотрено. Для таких накладных порядок корректировок остается прежним - путем отмены накладной и создания новой. (ч. 5 п. 31, ч. 5 п. 47 ТНПА N 9/75/35/26).
В то же время в обычной предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь существуют и факты недовоза, возврата товара, указания неверной цены в накладной. По этой же причине предусмотрено в бухгалтерском учете составление акта недовоза, возвратной накладной и корректировочного акта, а к ним в налоговом учете – отрицательных ЭСЧФ.
В учетных системах – управление торговли, 1С бухгалтерия – данные хозяйственные операции отражаются по факту их совершения отдельными первичными учетными документами, что никак не увязывается с механизмом корректировки первоначального документа отгрузки - ЭТТН. В бухгалтерском учете корректировка ошибок, как и изменение учетной оценки, отражается в текущем периоде.
Сроки внедрения изменений в системе прослеживаемости установлены проектом с 1 декабря 2024 г. С учетом того, что в декабре происходят основные закупки товаров субъектами розничной торговли для удовлетворения потребностей населения к Новогодним и рождественским праздникам, можно предполагать оказание негативного влияния на бизнес внедрением в этот период ЭТТН в отношении товаров широкого спроса.
Установлен срок для подписания ЭТТН субъектами электронного обмена – 10 дней. В случае неподписания ЭТТН аннулируется.
Мелкий бизнес оптимизирует свои расходы на администрирование – кроме затрат на подключение к системе, необходимо будет оплачивать рабочее время лица, подписывающего ЭТТН. Существует высокая вероятность, что ЭТТН не будет подписана в соответствующие сроки (10 дней) и будет в последующем аннулирована системой.
При этом в ЭСЧФ нужно указывать номер ЭТТН. ЭСЧФ с указанием номера ЭТТН выставляется на Портал до 10 числа месяца, следующего за отчетным.
При неподписании ЭТТН до 10 числа месяца, следующего за отчетным, и последующем аннулировании ЭТТН, поставщик будет выставлять новый ЭТТН и исправленный ЭСЧФ с новым номером документа отгрузки?
В действующих версиях 1С:Предприятие в настоящее время не реализован механизм по автоматическому выставлению исправленных ЭСЧФ. Требуется ручная работа – аннулирование в системе ранее выставленных ЭСЧФ, выставление новых.
Есть существенное отличие – выставление ЭСЧФ осуществляется после сверки всей базы, отражения всех актов недовоза (уже с корректными суммами). Т.е. здесь процесс можно автоматизировать. ЭТТН же выставляется до отгрузки, и все корректировки по недовозам и возвратам нужно будет отражать – в учетной системе, затем дублировать в системе прослеживаемости.
Таким образом, мы считаем преждевременным предусмотренное Проектом расширение перечня товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости.
24.05.2024 12:59:50
A_K
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.4
3
Принимать постановление в таком виде категорически нельзя по следующим причинам:
1. Прослеживаемость в литрах и килограммах корректно работать не будет, так как придется организовать учет до граммов и миллилитров на стороне ПК СПТ !! Учитывать граммы и миллилитры для прослеживаемости на стороне государства - это очень непрофессионально. Если же округлять до килограмма, будут вылазить постоянные ошибки на округлениях. Например, продали 3 бутылки по 0,33 л тремя разными накладными по 1 шт. Провайдер передаст в литрах = 0 л. По факту же 1 л должен быть списан в ПК СПТ. 2. Автоматизация ПК СПК на текущий момент выполнена на очень низком уровне в части сверки данных. API механизмы сверки данных по складам в ПК СПТ и у субъекта хозяйствования отсутствуют. Кроме, как через Эксель, свериться нельзя. Это огромная трудоемкость, выраженная в деньгах, которая ляжет на субъектов хозяйствования. Страшно представить, как можно свериться до граммов и милилитров. Без точного соответствия данных отгрузки остановятся, т.к. провайдер не сможет передать накладную с превышением массы (литров) по партии. 3. Прослеживаемость в килограммах и литрах тянет за собой массу нерешаемых проблем, как на стороне учетных систем субъектов хозяйствования, так и на стороне ПК СПТ. Например, получили 100 кг яблок, а продали из этой партии только 99 (1 кг испортился). Или наоборот, продали больше на 11 грамм - 100,011 кг, так как весовые погрешности неизбежны. ПК СПТ с этими проблемами не справится, так как эти случаи даже не описаны. Провайдеры ЭДО также не передают информацию о списаниях и излишках. Прямое взаимодействие учетная система --> ПК СПТ по IPI также не позволяет решить данные проблемы 4. В России нет одновременной Прослеживаемость + Маркировка, у нас же почему-то нужно и то и другое. 5. Принимая такие постановления можно загубить молочную (и не только) отрасль страны, непомерно усложняя бизнес процессы. По напиткам еще хуже - УКЗ купи-наклей, ДатаМатрикс закажи-купи-наклей, и прослеживаемость - пересчитай штуки в литры и передай по ЭДО. И это все нужно делать одновременно. Сложность и трудоемкость всего этого процесса невероятная. 6. Ни одна!!! учетная система в стране ни на одном!!! предприятии на текущий момент не поддерживает прослеживаемость в литрах и килограммах. Субъектам хозяйствования придется срочно дорабатывать учетные системы, вкладывая в это огромные деньги. 7. ПК СПТ на текущий момент также не готов работать с прослеживаемостью в килограммах и литрах, так как не оговорены проблемы с количеством десятичных знаков, округлениями, весовыми погрешностями в большую и меньшую сторону, порчей и естественной убылью... Решение этих проблем в части программирования потребует огромных бюджетных расходов, которые не были запланированы на этот год. 8. Обоснование введения нововведений должно быть веским и математически просчитанным, с указанием выгоды государства и субъектов хозяйствования. Ничего подобного в представленном "обосновании" мы не видим. Нет ни расчетов, ни прогноза увеличения поступлений в бюджет, ни расчетов расходов бюджета на доработку ПК СПТ, ни тем более расходов субъектов хозяйствования.
ПРЕДЛАГАЮ: 1. Прослеживаемость использовать только на те товарные позиции, которые определены межгосударственными соглашениями, обязательными для всех членов ЕАЭС 2. Использовать прослеживаемость и маркировку только для штучного товара 3. Доработать ПК СПТ для работы с литрами и килограммами с понятной логикой и решенными проблемами с точностью учета (до 1 гр., до 1кг, до 10 кг ... , точностью округлений, естественной и другой убылью и т.п. Только после этого можно расширять перечни на прослеживаемость, если для государства это необходимо и экономически обоснованно. Если не получится доработать ПК СПТ (а скорее всего это так), использовать прослеживаемость только штучного товара.
24.05.2024 14:18:05
Ассоциация Европейского Бизнеса
Пользователь
НОВИЧОК
1
0.5
1
Ассоциация Европейского Бизнеса свидетельствует Вам своё уважение и прикрепляет свою позицию в связи с направлением на общественное обсуждение проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250».
Хотели бы поделиться комментарием относительно проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250» в отношении введения маркировки соковой продукции средствами идентификации (см. приложение).
Хотели бы поделиться комментарием относительно проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250» в отношении введения маркировки средствами идентификации для расширенного перечня товаров (см. приложение).
[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250» (вопросы маркировки и прослеживаемости товаров)
Общественное обсуждение
7Предметом правового регулирования проекта постановления является изменение существующего правового регулирования соответствующих общественных отношений в сферах маркировки и прослеживаемости товаров.
Прилагаемая информация:
Документы, в которые вносятся изменения:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496».
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 16 по 25 мая 2024 г.
15.05.2024 17:40:47
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 1 Подпункт : 2
В вынесенном на обсуждение проекте Постановления Совета министров Республики Беларусь должен быть исключён пункт 1.2 , в котором инициатор общественного обсуждения (МНС) хочет значительно расширить Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости (Приложение 2 к постановлению Совета министров Республики Беларусь от 23.04.2021г № 250) и соответственно изложить его в новой редакции , включив туда дополнительно молоко, кефир, сметану, творог, сыр твёрдый, полутвёрдый, мягкий, сыр плавленый, муку пшеничную, масло подсолнечное и рапсовое, чай, кофе, рис белый, крупу манную, пшено, крупу гречневую, крупу овсяную, хлопья овсяные, макаронные изделия из пшеницы, пряники, печенье, шоколад, картофель свежий, капусту белокочанную свежую, лук репчатый, свеклу свежую, морковь свежую, помидоры свежие, огурцы свежие, яблоки свежие, плоды цитрусовые свежие.
Необходимо сначала обозначить для каких целей соглашением в Евразийском экономическом союзе вводилась система прослеживаемости: система прослеживаемости позволяет налоговой отслеживать путь товара от импортера до покупателя либо до списания и утилизации товара (если он не был продан покупателю). В рамках Соглашения национальные системы прослеживаемости должны обеспечивать:
1. Количественный учет по каждой партии товаров с использованием единиц измерения товаров, предусмотренных перечнем;
2. взаимосвязь сопроводительного документа с документом, на основании которого сведения о товарах включены в национальную систему прослеживаемости;
3. взаимосвязь последующего сопроводительного документа с предыдущим сопроводительным документом;
4. сквозную документальную идентификацию товаров (партии товаров), при их обороте.
С учётом отмеченных моментов можно констатировать, что подход, который заложен в проекте постановления пунктом 1.2 в части приведенных дополнительных товарных позиций для прослеживаемости - не обоснован, расширение перечня значительно увеличивает нагрузку на субъекты хозяйствования и не убедительно звучат доводы в необходимо расширения перечня за счёт указанных продовольственных товаров, так как даже у ближайших наших соседей (в России) перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, гораздо меньше и включает в себя только штучный непродовольственный товар (то есть единица измерения – штуки ), который не имеет естественной убыли : это холодильники, морозильники и прочее холодильное или морозильное оборудование, Автопогрузчики, Бульдозеры, Машины стиральные, Мониторы и проекторы, Схемы электронные интегральные и их части, Транспортные средства промышленного назначения, самоходные, Коляски детские, Детские сиденья (кресла) безопасности. Кроме того, с 6 марта 2023 года из перечня товаров, подлежащих прослеживаемости в РФ, наоборот были выведены товарные позиции- исключены бытовые холодильники.
В Казахстане, Армении, Киргизии перечни товаров, подлежащих прослеживаемости, ещё меньше.
То есть перечни товаров, подлежащие прослеживаемости, у стран-участниц по Евразийскому экономическому союзу, свидетельствуют, что дополнительный контроль уместен только по тем отдельным группам товаров, которые имеют либо существенную стоимость, либо значительный удельный вес в поставках, и прослеживаемость в такой ситуации должна помочь очистить рынок от контрафакта, поступающего из-за рубежа. Что нельзя сказать о тех группах товаров, которые включены инициатором обсуждения дополнительно в перечень проекта постановления, вынесенного на общественное обсуждение.
Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, не определён конкретный перечень товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Евразийского экономического союза, и на сегодняшний день такой перечень не утверждён Евразийской экономической комиссией. А поскольку в Белоруссии работают законопослушные плательщики, то введение такого широкого перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, которые не являются объектами прослеживаемости в других государствах Евразийского экономического союза, - это необоснованная и бездумная трата средств (в том числе бюджетных), ибо даже в Российской Федерации, субъекты хозяйствования которой обладают гораздо большими ресурсами и оборотными средствами, не включаются эти группы товаров под прослеживаемость.
Кроме того, в настоящее время налоговое администрирование в очередной раз вынуждает потратить значительные средства на техническое и технологическое переоснащение, которое вызвано требованиями по замене кассового оборудования и приобретению нового для считывания унифицированных контрольных знаков и кодов маркировки, что требует значительных вложений средств со стороны субъектов хозяйствования. Необходимо акцентировать внимание, что в настоящее время субъекты хозяйствования и так ограничены в оборотных средствах, деятельность которых подпадает под регулирование Постановления Совета министров № 713.
Поэтому при введении дополнительных групп товаров, подлежащих прослеживаемости, должен быть разумный и взвешенный подход. При этом обращает на себя внимание тот факт, что у наших соседей в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, не входит весовой товар, продукты питания и тем более товары, по которым имеет место естественная убыль. А работа с таким товаром имеет ряд специфических особенностей, в том числе в части оформления документации при его движении, продаже, списании (включая магазины розничной торговли) и утилизации.
Многие хозяйствующие субъекты РБ и на сегодня сталкиваются со сложностями в части выполнения требований, касающихся прослеживаемости, в отношении трех товарных групп, определённых ранее и утверждённых Советом Министров Республики Беларусь. Кроме того, на ряд вопросов и на сегодня нет официальных комментариев и ответов гос.органов, которые курируют вопросы функционирования механизма прослеживаемости и оформления операций при списании, прочем выбытии и оборотах товаров, подлежащих прослеживаемости (в том числе для магазинов розничной торговли). А при расширении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, продовольственными товарами, часть из которых ещё имеет естественную убыль, - вопросов ещё больше и они более сложные. Например, если морковь свежая, которая попала в проект постановления для прослеживаемости, была поставлена в магазин, затем в пределах одного здания перемещена из магазина частично в цех по производству кулинарной продукции и частично – в объект общественного питания, где она включена в блюда, то каким образом сведения о её выбытии должны попасть в систему прослеживаемости, если при перемещениях в пределах одного здания электронная накладная может не выписываться. Или если по уменьшению веса этого товара в связи с естественной убылью, то каким образом и на основании какого документа эти данные должны быть отражены в системе прослеживаемости?
Также надо помнить, что товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов, создаваемые при осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, включенных в перечни товаров, подлежащих прослеживаемости, а также товарно-транспортные и товарные накладные, составленные на бумажных носителях в соответствии с пунктом 18 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. N 496, должны содержать сведения, предусмотренные для заполнения в товарно-транспортных и товарных накладных, составляемых на бумажном носителе, а также следующие сведения:
международные идентификационные номера участников хозяйственной операции (глобальные номера расположения - Global Location Number (GLN), присваиваемые системой автоматической идентификации ГС1 Беларуси;
международный идентификационный номер товара (глобальный номер торговой единицы - Global Trade Item Number (GTIN);
код товара на уровне десяти знаков в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;
единицы измерения, подлежащие указанию в электронных накладных, установленные Советом Министров Республики Беларусь (далее - единицы измерения);
количество товара в единицах измерения;
цена за единицу измерения товара;
тип, дата и номер приходного документа <*>, по которому был получен товар, указываемый в электронной накладной;
номер строки в приходном документе, по которому был получен товар, указываемый в электронной накладной.
Таким образом электронные накладные должны оформляться по всем операциям, связанным с оборотом товаров, подлежащим прослеживаемости. При этом по каждой партии товара, подлежащей прослеживаемости, все субъекты хозяйствования (включая магазины розничной торговли) должны вести количественный учёт такого товара и по каждому товару фиксировать в документах коды ТН ВЭД на уровне десяти знаков, а при осуществлении оборота по каждому из таких товаров и оформлении расходной накладной ещё и «подымать» приходные накладные, чтобы указывать для контролёров тип, дата и номер приходного документа, по которому был получен этот товар. Некоторые моментам, которые включены требования в рамках действующего механизма прослеживаемости, вообще невозможно будет осуществить по новым группам товаров, включенных в проект постановления. Например, в магазине разложить по партиям морковку свежую, свеклу, картошку свежую и т.д., которая сразу после поступления вся выкладывается в торговом зале в один лоток.
При этом к операциям, связанным с оборотом товаров, относятся (п. 1 Перечня терминов и определений):
- отгрузка или получение товаров с мест реализации или хранения по договорам купли-продажи, мены, предусматривающим реализацию и (или) передачу товаров на территории Республики Беларусь и (или) иных государств - членов ЕАЭС;
- отгрузка и (или) передача или получение товаров по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам, хранения, подряда, финансовой аренды (лизинга), коммерческого займа, оказания логистических услуг, включая отгрузку и (или) передачу или получение товаров с выставок, ярмарок на территории Республики Беларусь и (или) иных государств - членов ЕАЭС;
- использование в производстве и (или) транспортировка товаров.
Необходимо акцентировать внимание, что особенности работы по товарам, подлежащим прослеживаемости, на этом не заканчиваются. В настоящее время есть ограничение на составление электронных актов приемки – оно установлено только в отношении ЭТТН (ЭТН), содержащих сведения о товарах, подлежащих прослеживаемости. Изменения в такие ЭТТН (ЭТН) вносятся путем их отмены и создания новых с корректными данными (ч. 5 п. 31, ч. 5 п. 47, гл. 6 ТНПА N 9/75/35/26).
Поэтому электронный акт приемки нельзя составлять по ЭТТН (ЭТН), оформленной по товарам:
- подлежащим прослеживаемости;
- одновременно попадающим под действие механизмов и прослеживаемости и маркировки. На данный момент к таким товарам относятся шины.
Если же необходимо внести изменения в ЭТТН (ЭТН), оформленную по товарам, подлежащим маркировке средствами идентификации и не включенным в перечень прослеживаемых, ограничений на составление электронных актов приемки нет.
Кроме того, до сих пор не настолько хорошо реализован и функционирует сам механизм электронного документооборота в рамках действующей законодательной базы, чтобы можно было уменьшить документооборот субъектам хозяйствования. Подтверждением этому являются различного рода совместные письма ведомств, в которых разрешается использовать бумажные накладные и единолично составленные первичные учётные документы на бумажных носителях, на основе которых приходуется (либо отражается выбытие товара), но с обязательным последующим оформлением электронных накладных, которые в таком случае уже не является первичным учётным документов, а лишь служат для отслеживания пути движения (оборота) товара, включенного в перечень для прослеживаемости. То есть имеет место явное дублирование документального оформления одной и той же хозяйственной операции и бумажным документом , и электронным документом. Взаимосвязь такой электронной накладной с ранее оформленной бумажной накладной МНС предлагает обеспечивать путем внесения соответствующей записи (дата и номер бумажной накладной) в подраздел «Дополнительные поля накладной». И если по такой отгрузке товара, подлежащего прослеживаемости, уже был плательщиком выставлен электронный счёт-фактура по НДС (ЭСЧФ), и в выставленном исходном ЭСЧФ в строке 30 были указаны реквизиты бумажной накладной, то после создания электронной накладной МНС констатирует, что необходимо к исходному ЭСЧФ выставить исправленный ЭСЧФ (п. 10 ст. 131 НК), то есть отменить ранее выставленный ЭСЧФ и создать новый лишь для того, чтобы в нём указать данные об электронной накладной.
Это свидетельствует о значительных недоработках действующего механизма электронного документооборота в рамках принятых нормативно-правовых актов , так как существующий вариант работы ЭДО в силу ряда причин не может в полной мере использоваться без параллельного оформления документов на бумажных носителях.
Но это ещё не все трудности субъектов хозяйствования при работе с прослеживаемым товаром. В случае, если уполномоченными лицами грузоотправителя допустили какую-либо ошибку и электронная накладная подписана с обеих сторон ЭЦП ответственных лиц, грузополучателю необходимо предпринять действия по созданию возвратной накладной грузоотправителю на товар, указанный в первичной электронной накладной, с дальнейшим созданием грузоотправителем в адрес грузополучателя новой электронной накладной, содержащей достоверные сведения.
При этом МНС в своих разъяснениях констатирует, что в целях обеспечения взаимосвязи такой электронной накладной с ранее оформленной накладной полагаем возможным обеспечить путем внесения соответствующей записи в подраздел «Дополнительные поля накладной».
С учётом выше изложенного осуществление контрольных функций не должно быть тяжким бременем для законопослушных плательщиков. Кроме того, глава государства не раз подчёркивал, что излишние контрольные функции не должны иметь место. Поэтому перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, не должен дополняться позициями, включенными в проект постановления под пунктом 1.2, так как для этого нет объективных оснований, и пункт 1.2 должен быть исключён из вынесенного на общественное обсуждение документа.
22.05.2024 18:38:52
Пользователь
НОВИЧОККомментарий к проекту постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250» в отношении введения маркировки безалкогольных напитков и соковой продукции средствами идентификации приложен.
Унитарное предприятие "Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия"
23.05.2024 15:53:20
Юрист
НОВИЧОКПункт : 1 Подпункт : 2
В связи с затруднениями в практической реализации требований по обеспечению прослеживаемости товаров повседневного спроса считаем нецелесообразным включение в приложение 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250 такой продукции, как молоко, кефир, сметана, творог, сыр, мука пшеничная, масло подсолнечное и рапсовое, чай, кофе, рис, крупа манная, овсяная, гречневая, макаронные изделия, пряники, печенье, шоколад, картофель, капуста, лук, свекла, морковь, помидоры, огурцы, яблоки, плоды цитрусовые, бананы, майонез и соусы на основе майонеза. По данным категориям товаров недовоз и возвраты ежедневно встречаются в практике организаций оптовой торговли, и, учитывая неготовность программно-технических средств, полагаем, что внедрение системы прослеживаемости в отношении названной продукции может парализовать работу оптовиков.
Считаем, что расширение перечня товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, путем включения в него товаров повседневного спроса может быть реализовано технически лишь после того, как:
- будет убрано ограничение применения электронного документа АКТ РАСХОЖДЕНИЙ в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости.
- будут доработаны информационные системы провайдеров, системы 1С на применение АКТА РАСХОЖДЕНИЙ, формирование ЭСЧФ по этому документу.
- будет проведена опытная эксплуатация для организаций, желающих принять участие в эксперименте (предпочтительно – оптовые компании / мелкий опт).
В пункте 7 Обоснования необходимости принятия постановления утверждается, что введение прослеживаемости в отношении товаров, подлежащих ценовому регулированию, не повлечет негативных финансово-экономических, социальных и иных последствий для общественных отношений, в том числе не повлияет негативно на условия осуществления предпринимательской деятельности.
Также утверждается, что не потребуется доработка информационных систем, ввиду внедрения механизма прослеживаемости для первых товарных групп.
Данные утверждения неверны.
Во-первых, первые три товарные группы не носят такой массовый характер. Возникающие разовые ситуации с заменой товара, актами недовоза и возвратными накладными на практике решались отменой или неподписанием ЭТТН. При этом по каждой такой ЭТТН – бизнесом проводилась индивидуальная работа, уточнение и переговоры.
Постановлением Национальной Академии наук Беларуси, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства Связи и информатизации Республики Беларусь 18 декабря 2023 г. N 9/75/35/26, далее - ТНПА N 9/75/35/26 с 01.05.2024 утвержден еще один способ внесения изменений и дополнений в ЭТТН (ЭТН): путем создания в электронном виде акта приемки товаров по количеству и качеству (далее - электронный акт приемки). Особенностями этого способа являются возможность изменения ЭТТН (ЭТН) после их подписания обеими сторонами, а также отсутствие необходимости формировать новую ЭТТН (ЭТН).
Однако такой электронный документ появился только с 01.05.2024 г., поэтому на текущий момент вообще нет рабочего приемлемого решения провайдеров по актам расхождений (недовоза) при приемке товара, а также по возвратным ТТН.
Кроме того, применение электронного акта приемки по ЭТТН (ЭТН), содержащим сведения по прослеживаемым товарам, вообще не предусмотрено. Для таких накладных порядок корректировок остается прежним - путем отмены накладной и создания новой. (ч. 5 п. 31, ч. 5 п. 47 ТНПА N 9/75/35/26).
В то же время в обычной предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь существуют и факты недовоза, возврата товара, указания неверной цены в накладной. По этой же причине предусмотрено в бухгалтерском учете составление акта недовоза, возвратной накладной и корректировочного акта, а к ним в налоговом учете – отрицательных ЭСЧФ.
В учетных системах – управление торговли, 1С бухгалтерия – данные хозяйственные операции отражаются по факту их совершения отдельными первичными учетными документами, что никак не увязывается с механизмом корректировки первоначального документа отгрузки - ЭТТН. В бухгалтерском учете корректировка ошибок, как и изменение учетной оценки, отражается в текущем периоде.
Сроки внедрения изменений в системе прослеживаемости установлены проектом с 1 декабря 2024 г. С учетом того, что в декабре происходят основные закупки товаров субъектами розничной торговли для удовлетворения потребностей населения к Новогодним и рождественским праздникам, можно предполагать оказание негативного влияния на бизнес внедрением в этот период ЭТТН в отношении товаров широкого спроса.
Установлен срок для подписания ЭТТН субъектами электронного обмена – 10 дней. В случае неподписания ЭТТН аннулируется.
Мелкий бизнес оптимизирует свои расходы на администрирование – кроме затрат на подключение к системе, необходимо будет оплачивать рабочее время лица, подписывающего ЭТТН. Существует высокая вероятность, что ЭТТН не будет подписана в соответствующие сроки (10 дней) и будет в последующем аннулирована системой.
При этом в ЭСЧФ нужно указывать номер ЭТТН. ЭСЧФ с указанием номера ЭТТН выставляется на Портал до 10 числа месяца, следующего за отчетным.
При неподписании ЭТТН до 10 числа месяца, следующего за отчетным, и последующем аннулировании ЭТТН, поставщик будет выставлять новый ЭТТН и исправленный ЭСЧФ с новым номером документа отгрузки?
В действующих версиях 1С:Предприятие в настоящее время не реализован механизм по автоматическому выставлению исправленных ЭСЧФ. Требуется ручная работа – аннулирование в системе ранее выставленных ЭСЧФ, выставление новых.
Есть существенное отличие – выставление ЭСЧФ осуществляется после сверки всей базы, отражения всех актов недовоза (уже с корректными суммами). Т.е. здесь процесс можно автоматизировать. ЭТТН же выставляется до отгрузки, и все корректировки по недовозам и возвратам нужно будет отражать – в учетной системе, затем дублировать в системе прослеживаемости.
Таким образом, мы считаем преждевременным предусмотренное Проектом расширение перечня товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости.
24.05.2024 12:59:50
Пользователь
НОВИЧОК1. Прослеживаемость в литрах и килограммах корректно работать не будет, так как придется организовать учет до граммов и миллилитров на стороне ПК СПТ !! Учитывать граммы и миллилитры для прослеживаемости на стороне государства - это очень непрофессионально. Если же округлять до килограмма, будут вылазить постоянные ошибки на округлениях. Например, продали 3 бутылки по 0,33 л тремя разными накладными по 1 шт. Провайдер передаст в литрах = 0 л. По факту же 1 л должен быть списан в ПК СПТ.
2. Автоматизация ПК СПК на текущий момент выполнена на очень низком уровне в части сверки данных. API механизмы сверки данных по складам в ПК СПТ и у субъекта хозяйствования отсутствуют. Кроме, как через Эксель, свериться нельзя. Это огромная трудоемкость, выраженная в деньгах, которая ляжет на субъектов хозяйствования. Страшно представить, как можно свериться до граммов и милилитров. Без точного соответствия данных отгрузки остановятся, т.к. провайдер не сможет передать накладную с превышением массы (литров) по партии.
3. Прослеживаемость в килограммах и литрах тянет за собой массу нерешаемых проблем, как на стороне учетных систем субъектов хозяйствования, так и на стороне ПК СПТ. Например, получили 100 кг яблок, а продали из этой партии только 99 (1 кг испортился). Или наоборот, продали больше на 11 грамм - 100,011 кг, так как весовые погрешности неизбежны. ПК СПТ с этими проблемами не справится, так как эти случаи даже не описаны. Провайдеры ЭДО также не передают информацию о списаниях и излишках. Прямое взаимодействие учетная система --> ПК СПТ по IPI также не позволяет решить данные проблемы
4. В России нет одновременной Прослеживаемость + Маркировка, у нас же почему-то нужно и то и другое.
5. Принимая такие постановления можно загубить молочную (и не только) отрасль страны, непомерно усложняя бизнес процессы. По напиткам еще хуже - УКЗ купи-наклей, ДатаМатрикс закажи-купи-наклей, и прослеживаемость - пересчитай штуки в литры и передай по ЭДО. И это все нужно делать одновременно. Сложность и трудоемкость всего этого процесса невероятная.
6. Ни одна!!! учетная система в стране ни на одном!!! предприятии на текущий момент не поддерживает прослеживаемость в литрах и килограммах. Субъектам хозяйствования придется срочно дорабатывать учетные системы, вкладывая в это огромные деньги.
7. ПК СПТ на текущий момент также не готов работать с прослеживаемостью в килограммах и литрах, так как не оговорены проблемы с количеством десятичных знаков, округлениями, весовыми погрешностями в большую и меньшую сторону, порчей и естественной убылью... Решение этих проблем в части программирования потребует огромных бюджетных расходов, которые не были запланированы на этот год.
8. Обоснование введения нововведений должно быть веским и математически просчитанным, с указанием выгоды государства и субъектов хозяйствования. Ничего подобного в представленном "обосновании" мы не видим. Нет ни расчетов, ни прогноза увеличения поступлений в бюджет, ни расчетов расходов бюджета на доработку ПК СПТ, ни тем более расходов субъектов хозяйствования.
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Прослеживаемость использовать только на те товарные позиции, которые определены межгосударственными соглашениями, обязательными для всех членов ЕАЭС
2. Использовать прослеживаемость и маркировку только для штучного товара
3. Доработать ПК СПТ для работы с литрами и килограммами с понятной логикой и решенными проблемами с точностью учета (до 1 гр., до 1кг, до 10 кг ... , точностью округлений, естественной и другой убылью и т.п. Только после этого можно расширять перечни на прослеживаемость, если для государства это необходимо и экономически обоснованно. Если не получится доработать ПК СПТ (а скорее всего это так), использовать прослеживаемость только штучного товара.
24.05.2024 14:18:05
Пользователь
НОВИЧОК24.05.2024 15:23:44
Пользователь
НОВИЧОКХотели бы поделиться комментарием относительно проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250» в отношении введения маркировки соковой продукции средствами идентификации (см. приложение).
24.05.2024 15:49:04
Пользователь
НОВИЧОКХотели бы поделиться комментарием относительно проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250» в отношении введения маркировки средствами идентификации для расширенного перечня товаров (см. приложение).
24.05.2024 19:11:04
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться